Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В 2020 ГОДУ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В 2020 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
незаконный оборот наркотических средств / синтетические психоактивные вещества / организованные преступные группы / оперативно-розыскные мероприятия / drug trafficking / synthetic psychoactive substances / organized crime groups / operational search activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константин Викторович Максимов, Вадим Фанилевич Габзалилов

В статье рассматриваются некоторые аспекты противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов на территории Республики Башкортостан в 2020 году. На основе проведенного анализа противодействия сделаны выводы о тенденциях дальнейшего развития состояния наркоситуации в Республике Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of countering the illegal trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues in the territory of the Republic of Bashkortostan in 2020

The article discusses some aspects of countering the illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues in the Republic of Bashkortostan in 2020. Based on the analysis of the counteraction, conclusions were drawn about the trends in the further development of the state of the drug situation in the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В 2020 ГОДУ»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-8-178-180

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В 2020 ГОДУ

Константин Викторович МАКСИМОВ, кандидат исторических наук, доцент кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, старший оперуполномоченный Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Башкортостан maksimov1905@mail.ru

Вадим Фанилевич ГАБЗАЛИЛОВ, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России Vadim-Gagarin0@rambler.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов на территории Республики Башкортостан в 2020 году. На основе проведенного анализа противодействия сделаны выводы о тенденциях дальнейшего развития состояния наркоситуации в Республике Башкортостан.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотических средств, синтетические психоактивные вещества, организованные преступные группы, оперативно-розыскные мероприятия.

Annotation. The article discusses some aspects of countering the illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues in the Republic of Bashkortostan in 2020. Based on the analysis of the counteraction, conclusions were drawn about the trends in the further development of the state of the drug situation in the Republic of Bashkortostan.

Keywords: drug trafficking, synthetic psychoactive substances, organized crime groups, operational search activities.

Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (далее — наркопреступления) в 2020 г. на территории Республики Башкортостан (далее — РБ) определялось сочетанием многих социальных процессов, к числу важнейших из которых в том числе относится изменение криминогенной обстановки.

В 2020 г. на территории РБ зарегистрировано 5630 наркопреступлений (+195 к показателю 2019 г.), в том числе:

■ тяжких и особо тяжких — 4084 (+33),

■ связанных с хранением наркотических средств и психотропных веществ — 1872 (+197),

■ с их сбытом — 3618 (+13),

■ со склонением к употреблению наркотиков — 23 (+3),

■ с культивированием наркосодержащих растений — 2 (-12),

■ с оборотом сильнодействующих веществ — 46 (=),

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021

■ с легализацией доходов, полученных преступным путем, — 7 (+1),

■ с контрабандой запрещенных психоактивных веществ — 12 (+3).

Уровень регистрируемой наркопреступности в РБ в 2020 г. составил 14,0 на 10 тыс. человек среднегодовой численности постоянного населения.

Для сравнения: аналогичный показатель в Российской Федерации составил 13,0, в Приволжском федеральном округе — 12,9.

На момент возбуждения уголовных дел на территории РБ изъято 290,6 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (далее — НС, ПВ и СДВ), в том числе 6,5 кг маковой соломы, 73,4 кг каннабиса, 5,6 кг гашиша, 2,5 кг гашишного масла и 194,1 кг ПАВ [1].

Вышеуказанные показатели не могут не свидетельствовать об эффективном противодействии рассматриваемым преступлениям, но остаются проблемы с раскрываемостью бесконтактных сбытов наркотиков, противодействие которым определено в Стратегии государственной антинаркотической политики [2].

Сложившаяся ситуация объективно обусловлена качественным ростом возможностей организованной наркопреступности, в ряде случаев опережающим законодательную и правоприменительную практику государства.

Факты бесконтактного сбыта наркотиков в конечном счете являются результатом бизнеса транснациональных (глобальных) преступных сообществ, поскольку изначально предполагают промышленное производство психоактивных веществ, изучение спроса, заключение контрактов о нелегальных поставках (контрабанде) и оплате крупных партий, складскую логистику, транспортировку и дистрибуцию меньших объемов наркотиков на принимающей территории, организацию интернет-ресурсов, рекламирующих и торгующих наркотиками, комплектование штата специалистов по 1Т-технологиям, по транзакциям, по обеспечению физической и кибер-безопасности, диспетчеров, «смотрящих» и рядовых закладчиков доз наркотиков. Отсутствие одного или нескольких элементов системы не исключает и организаторов мелких торговых площадок и «уличных» закладчиков. Сетевой характер наркопреступности одновременно обеспечивает ее самоуправляемость, самоорганизацию и регенерацию ячеек, ликвидированных правоохранительными органами.

Подавляющее большинство интернет-магазинов, торгующих наркотиками, размещены на серверах, находящихся вне юрисдикции РФ, что усложняет работу по пресечению их деятельности и установлению их организаторов и бенефициаров. Перемещение данных интернет-ресурсов на зеркальные площадки или в Багк№1 нивелирует усилия Роскомнадзора и других заинтересованных ведомств по закрытию доступа к ним.

Преступления, связанные с бесконтактным 1Т-сбытом наркотиков, относятся к числу высоколатентных.

В 2020 г. в РФ зарегистрировано 47 097 [3] преступлений, связанных с 1Т-сбытом НС, ПВ и СДВ (что косвенно указывает на наличие сотен тысяч незарегистрированных фактов). Каждый факт сбыта предполагает безналичную оплату, т.е. движение цифровых валют по электронным счетам. Между тем за год в РФ зарегистрировано всего 296 преступлений, связанных с легализацией доходов от наркобизнеса (статьи 174 и 174.1 УК РФ), а к уголовной ответственности за легализацию наркодоходов (по основной квалификации) привлечено лишь два человека.

Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ требует принятия дополнительных подзаконных актов, инструктивно и доступно разъясняющих порядок действий (в том числе оперативных) по выявлению, учету и пресечению подозрительных транзакций, возможных мер по их деанонимизации.

Требуется принятие мер по повышению скорости либо автоматизации исполнения запросов о финансовых операциях подозреваемых лиц. В настоящее время валютным блиц-операциям преступных наркосообществ правоохранительные органы противопоставляют направление бумажных запросов об интересующих транзакциях. Между тем срок получения ответов из финансовых учреждений, расположенных на территории РФ, как правило, достигает нескольких недель.

Работа с хорошо оснащенным криминальным противником требует адекватной технической подготовки оперативных сотрудников или срочного привлечения 1Т-специалистов из сторонних «гражданских» организаций. В последнем случае возникает проблема допуска к сведениям и методам оперативно-розыскной дея-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021

тельности, составляющим государственную тайну. В настоящий момент количество сотрудников подразделений по пресечению 1Т-преступ-лений, способных «взломать» зарубежный сайт или сервер, установить 1р-адреса его посетителей (с преодолением барьеров программ-анони-майзеров) либо отследить движение криптова-люты, явно недостаточно.

В связи с ограничительными мерами, связанными с коронавирусной пандемией, поступление синтетических наркотиков в республику (автотранспортом или с использованием почтовых отправлений из Москвы, Минска, Санкт-Петербурга и сопредельных с республикой регионов) сократилось, однако спрос остался.

Как следствие, в 2020 г. на территории РБ пресечена деятельность шести лабораторий, организаторы которых занимались синтезом наркотического средства мефедрон (4-метил-меткатинон) с его последующим бесконтактным сбытом в особо крупных размерах (в 2019 г. было ликвидировано две подобных нарколаборатории).

В ходе оперативных и следственных мероприятий непосредственно из помещений лабораторий и из тайников, оборудованных на территории РБ и Пермского края, изъято в общей сложности 131 кг мефедрона, 1 тонна прекурсоров и реактивов, химические реакторы и иное оборудование, электронные весы, вентиляторы, фасовочный и расходный материал, компьютеры и мобильные телефоны с интернет-перепиской о продаже наркотиков, десятки банковских и 81ш-карт.

Подводя итог, с учетом факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на состояние наркоситуации в РБ, можно сделать следующие выводы о тенденциях ее дальнейшего развития в краткосрочный период. Ожидается:

■ увеличение числа лиц, наблюдающихся у врачей психиатров-наркологов в профилактической группе в связи с потреблением наркотических средств с вредными последствиями с синдромом зависимости от психостимуляторов и сочетанного потребления наркотических веществ;

■ усиление присутствия представителей межрегиональных организованных преступных групп на наркорынке республи-

ки (федеральные и межрегиональные интернет-магазины);

■ расширение способов и методов противоправной деятельности, в том числе и средств специального программного обеспечения, шифрующего электронную переписку, используемого наркодилерами в своей противоправной деятельности;

■ рост международных и межрегиональных поставок наркотиков с использованием фирм, предоставляющих услуги почтовой связи, экспресс-доставки документов и грузов;

■ рост числа совершаемых платежей за незаконный оборот наркотиков с использованием электронных платежных систем, в том числе по средствам расчета цифровыми валютами (криптовалютами);

■ увеличение на наркорынке числа новых синтетических наркотических средств, обладающих сильным нарковоздействием при потреблении ничтожной массы вещества;

■ рост реализации лабораторного оборудования и химических реактивов, находящихся как в свободном, так и в ограниченном обороте, которые могут использоваться для производства психотропных веществ (амфетамин, мефедрон, метамфета-мин и др.) в кустарных или промышленных условиях.

Библиографический список

1. Доклад о наркоситуации в Республике Башкортостан в 2020 году / Антинаркотическая комиссия Республики Башкортостан, Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан. Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2021.

2. Указ Президента РФ от 23.11.2020 № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» / / СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 20.04.2021)

3. URL: https://xn-b1aew.xn-p1ai/reports/ item/22678184 (Дата обращения: 20.04.2021)

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.