Научная статья на тему 'Некоторые аспекты профессиональной подготовки студентов педагогических вузов'

Некоторые аспекты профессиональной подготовки студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты профессиональной подготовки студентов педагогических вузов»

13. Минюшев Ф. И. Социальная антропология: выбор пути (размышления) // Социальная антропология на пороге XXI века: Тезисы и материалы конференции. Москва, 20-21 ноября 1997 г. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. - С. 17-22.

14. Непомнящая Н. И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 116-125.

15. Психология и философия: Возвращение души / отв. ред. Б. С. Братусь. - М., 2003. - 198 с.

16. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: Человек и мир. -СПб.: Питер, 2003. - С. 281-426.

17. Слободчиков В. И. Христианская психология - ее возможность и действительность // Шехов-цова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. - СПб., 2005. - С. 6-15.

18. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

Н. Д. Фирер

кандидат философских наук, доцент Лесосибирский филиал Красноярского университета

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Современный учитель - это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно развивающийся в процессе труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в педагогическую профессию, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей работы [3, 161].

По мнению М. В. Маштаковой, учителем-профессионалом считается педагог, который успешно решает проблемы обучения и воспитания детей, готовит для общества нужный социальный продукт - выпускника с желаемыми личностными качествами; личностно расположен к профессии, мотивирован к педагогическому труду и удовлетворен им; использует приемлемые в демократическом обществе технологии обучения и воспитания детей; осваивает нормы, эталоны педагогической профессии, достигает мастерства в ней; стремится индивидуализировать свой педагогический труд, а также сознательно развивает свою индивидуальность средствами профессии; достигает необходимого уровня развития профессиональных знаний и умений, личностных качеств; имеет и осознает перспективу, зону своего ближайшего профессионального развития, делает все для ее реализации; открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта; обогащает свой профессиональный опыт за счет личного вклада и творчества; социально активен в обществе, ищет резервы решения проблем внутри профессии, не боится попадать в условия конкуренции образовательных услуг; предан педагогической профессии, стремится поддерживать даже в сложных условиях ее честь и достоинство; предрасположен к качественной и количественной эволюции оценки своей профессиональной деятельности, умеет сам это делать, готов к дифференцированной оценке своего труда в баллах, категориях, спокойно относится к участию в профессиональных испытаниях [там же].

Учителю XXI века, находящемуся в состоянии непрерывного самосовершенствования, предстоит овладевать прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, адаптированного к своей предметной деятельности, индивидуальным особенностям и способностям.

В этой связи курс «Сибирское краеведение» в профессиональной подготовке будущего учителя определяет высокие требования к преподаванию истории, эстетики, истории мировой культуры, культурологии, истории религии.

Цели данного курса:

- овладеть навыками научных исследований в краеведении и практически их закрепить;

- научиться узнавать и формулировать проблемы в контексте региональной тематики;

- научиться находить пути решения проблем региона и осознанно излагать их.

Задачи курса:

- воспитание обучаемого как достойного гражданина, патриота, творца культурных ценностей и традиций региона и их потребителя;

- социализация молодого поколения по месту рождения и проживания;

- возрождениенациональногосамосознаниякакважнейшегофактораформирования духовных и нравственных основ личности;

- расширение, углубление и конкретизация знаний учебных дисциплин, предусмотренных федеральными учебными программами;

- закрепление навыков проектной и научно-исследовательской деятельности, оформления собственных изысканий;

- выработка умения работать с документальными источниками, таблицами, схемами, картами;

- овладение коммуникативными компетенциями, что предполагает: этническую, конфессиональную, культурную терпимость;

- формирование умения свободно участвовать в дискуссиях, ясно выражать свою позицию, согласовывать свое мнение с мнением окружающих.

В течение ряда лет в Лесосибирском педагогическом институте проводится музейная практика на базе старейшего Енисейского краеведческого музея, основанного в 1883 году. Квалифицированные работники музея проводят теоретический лекционный курс со студентами филологического факультета. Затем уже в залах самого музея г. Енисейска проходят практические занятия. Это и работа с экспозициями, работа в хранилищах музея, работа с документами, развитие навыков и умений составления запросов в архивы страны.

На научно-практической конференции по итогам музейной практики студенты отчитываются о проделанной работе, так как каждый имел индивидуальное задание и отдельную тему исследования (например, «Первопроходцы земли Енисейской», «Жизнь и быт народов Севера», «Становление золотых приисков в Енисейском районе», «Протопоп Аввакум в Енисейске», «Слово о вечном. Старец Даниил Ачинский в Енисейске», «Христианство и его отражение в фондах музея», «Знаменитые династии города Енисейска», «Традиции меценатства в Енисейской губернии», «История меценатства в сибирской провинции», «История создания Енисейского краеведческого музея», «Декабристы в енисейской ссылке (Ф. П. Шаховской, Н. С. Бобрищев-Пушкин)», «История народных промыслов в фондах музея», «Исследователь Арктики - Никифор Бегичев», «Деревянное зодчество Енисейска в фондах музея», «Творчество самодеятельных художников в фондах Енисейского краеведческого музея», «Профессиональные художники в фондах музея», «Люди и события (история Енисейско-Маклаковского восстания)», «Герой Советского Союза Е. С. Белинский», «Герой Советского Союза П. И. Дударев» и др.).

Курс «Сибирское краеведение» дает знания об основах хозяйствования, общественных отношений, о взаимоотношениях старожилов и переселенцев, о быте и культуре сибиряков. Рассматривается процесс адаптации российского переселенца к жизни в общине, процесс экономического, социального, психологического «вживания» в новый социум. На обширном материале студенты знакомятся с мировоззрением, традициями, обрядами и верованиями старожильческого населения края, с фольклором и говором русских сибиряков.

Примерная тематика курса:

- Формирование восточно-сибирского субэтноса.

- Сибирский характер.

- Сибирская крестьянская община.

- Старожилы и переселенцы Восточной Сибири.

- Социальный состав и социальные отношения сибирской общины.

- Семья и родственники.

- Жилище русских старожилов в Восточной Сибири.

- Орудия труда и хозяйственный инвентарь.

- Роль труда в жизни енисейского сибиряка.

- Практикум: мир сибирской деревни на Енисее.

- Календарь сибирских народных примет.

- Мастера своего дела.

- Сибиряк: ценности и традиции.

- Сибирская духовность.

- Досуг и праздники енисейских сибиряков.

- Традиционная система воспитания детей в Восточной Сибири.

- Народная медицина енисейских сибиряков.

- Одежда русских старожилов в Восточной Сибири.

Изучение истории Приенисейского края с древнейших времен до наших дней позволяет получить систематические знания об уникальных цивилизациях древности и раннего Средневековья на берегах Енисея, о жизни местного населения до прихода в Сибирь русских, об освоении края в течение трех с половиной столетий. История Енисейской губернии рассказывает о пребывании в наших краях декабристов и их роли в развитии культуры и просвещения. Немаловажную роль в данных процессах играли представители всех течений политической ссылки XIX - начала XX веков.

Вместе с тем, знаний по истории (в традиционном понимании истории политической, социальной, экономической) не совсем достаточно для полноценной социализации молодых людей в социокультурном пространстве своего края, «малой родины». В основе социализации лежит приобщение к «духу» малого социума, в частности сибирской земли.

Курс помогает глубже осознать свои корни на сибирской земле, принадлежность к «народу сибирскому» и постичь особенности местного сибирского патриотизма.

Патриотические чувства и взгляды формируются под влиянием множества факторов. К ним относятся природно обусловленные, или «естественные», связи и отношения между людьми, все многообразие социально-культурных связей и отношений, а также идеальные, духовные связи и отношения [2, с. 68]. По мере взросления и социализации мы «осознаем», как оригинально проявляются и индивидуально выражаются в нашей личности родовое и народное начала, этнические особенности и черты национального характера, - и только на основе этого сознания происходит самоидентификация с «родным» этносом, а впоследствии вырабатывается самосознание «человека вообще», представителя «человечества» или «земной планетарной цивилизации» [2, с. 69]. По мнению А. Н. Малинкина, «в этом смысле все, кто любит родину, националисты, поскольку полноценная любовь к своей родине предполагает любовь к своему народу» [2]. Исходя из рассуждений автора применительно к сибирскому студенчеству, мы сталкиваемся с удивительным явлением - сибиряки исконно интернациональны, и патриотизм, любовь к своей малой родине им присущи изначально. Здесь нет противоречия между утверждениями автора и нашим мнением. Это специфика сибирской культуры - интернациональный патриотизм. Именно такие гражданские качества развивает у студентов курс «Сибирское краеведение». 118

Значимым компонентом курса является дискуссивно-диалоговый.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы.

Какие качества необходимы человеку в Восточной Сибири для выживания? Какие из изученных факторов за последнее столетие изменились, какие сохраняются? Назовите иные воздействующие на сибиряков факторы. Определите «секреты» межнационального мира и согласия в приенисейском крае. Что объединяет здесь людей разных вероисповеданий и национальностей? Объясните смысл выражения: «Уметь принимать человека таким, каков он есть». Каковы основные черты характера русского сибиряка? Какое место занимают в жизни сибиряков традиции предков? Какими чертами характера, образа жизни, по-вашему, отличаются ныне сибиряки от жителей европейской России? Как от неравенства в отношениях мужчины и женщины Сибирь пришла к современной семье? Как родственные связи помогали успешному ведению хозяйства? Приведите примеры существования родственных традиций в наше время. В чем выражаются особенности строительного искусства в Западной Европе, Европейской России, в Восточной Сибири? Чем, по-вашему, определяется тип жилища? Какие постройки и элементы подворья характерны для вашего региона? Опишите интерьер крестьянского дома «российского» крестьянина и сибиряка. Чем отличается сибирская изба? Какие промыслы были развиты в вашей местности в прошлом, какие сохранились до сих пор? Выясните, какие лечебные растения произрастают в вашей местности, какие из них традиционно используются в народной медицине? Какие суеверия бытуют в народной культуре? Какова степень достоверности в этих верованиях? Каковы особенности различных типов одежды, головных уборов, обуви вашей местности? Отличалась ли одежда старожилов и переселенцев? Объясните принцип работы сибирского ткацкого станка - кросен.

Совместное обсуждение наиболее интересных вопросов по отдельным темам курса поможет выявить свои мнения и суждения, свои взгляды. Знания о предках, об истории своего рода, семьи на сибирской земле очень важны. В диалоге частные факты из событий прошлого предстают в контексте общеисторических явлений и процессов. Диалог позволяет осознать важность своей жизненной позиции, своего «Я»; поможет сформировать активную роль в жизни края, определить свое место в современной Сибири.

Выделяется в качестве ведущей задача формирования исследовательских компе-тентностей будущих учителей, что позволяет систематизировать совместную работу преподавателей, студентов, музейных работников, краеведов. На данном уровне происходит сбор и научная обработка материалов - источников для изучения прошлого края: письменных и вещественных. Собираются предметы быта, орудия труда, одежда, изделия прикладного искусства, письменные документы, фотографии, книги и т. д. Записываются воспоминания старожилов, перенимаются секреты мастерства местных умельцев, изучаются традиционные верования предков, обряды и ритуалы, бытовавшие в прошлом и сохранившиеся ныне. Исследования включают также запись местных праздников, увеселений, игр, форм совместного времяпрепровождения, песен, частушек, быличек, преданий. Особенно важна работа по составлению летописей региона, города, деревни, поселка, улицы.

На основе индивидуальной и коллективной работы по направлениям исследований, сбора вещественных и письменных памятников, фотографий и личных документов студенты получают навыки создания школьных краеведческих музеев, что в дальнейшей педагогической деятельности им, несомненно, пригодится. Ведь школьный краеведческий музей - это не только компонент учебного краеведения, итог работы преподавателя и учащихся, но и учебно-познавательный центр. Музей не должен застывать в своем развитии: хороший музей ежедневно пополняется экспонатами, постоянно реконструируется. Музеем нельзя назвать хранилище пожелтевших документов и запыленных экспонатов -он должен стать центром коллективной памяти династий, родов и отдельных семей, возвеличивания созидательной деятельности на сибирской земле.

Как в ходе исследовательской работы, так и при создании музея, студентам - будущим учителям - необходимо постоянно сотрудничать с местными архивами, тщательно работать и перепроверять факты по нескольким источникам. Это позволит корректировать субъективные воспоминания старожилов, находить нити для дальнейшего поиска.

Таким образом, курс «Сибирское краеведение» позволяет связать воедино знания о Восточной Сибири в целом, об истории своего края, региона, района, своего города, села с историей семьи, рода, с историей дедов и родителей на земле сибирской. Только осознание внутреннего родства и единения с «малой родиной», познание духа и традиций старожильческого населения приводит к истинному патриотизму, внутреннему чувству, что ты - сибиряк.

Русский философ И. Ильин, говоря об истинном патриотизме, подчеркивал, «что истинный патриот любит в своем народе то, что должны любить и будут любить, когда узнают все другие народы, правда, он любит у своего народа и то, что другие народы не полюбят; однако и он не призван любить у других народов все, но лишь то, что составляет истинный источник величия и славы» [1, с. 356]. Курс «Сибирское краеведение» добавляет еще одну черту к истинному патриотизму - «черту уважения к своему Отечеству» по меткому утверждению К. Д. Ушинского [4, с. 209].

Следует отметить, данный курс повышает профессионализм, улучшает творческую активность студентов - будущих учителей, способствует росту методического уровня и педагогического мастерства, на что в конечном счете нацелено вузовское образование.

Литература

1. Ильин И. А. Сочинения: в 10 т. - М.: Просвещение, 1993. - Т. 1.

2. Малинкин А. Н. Социальные общности и идея патриотизма // Социологический журнал. -1999. - № 3/4. - С. 69-89.

3. Маштакова М. В. Зона ближайшего развития учителя как средство повышения профессиональной квалификации педагогов школы-комплекса: программа // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: в 4 ч. - Челябинск: Образование, 2004. - Ч. 4. - 318 с.

4. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Педагогические сочинения: в 6 т. - М.: Педагогика,

1988 - Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.