ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА V УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КОРПУСА И МАРИИНСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ В ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитание, гражданские черты характера, поисково-исследовательская деятельность.
Воспитание гражданских черт характера детей и подростков является одним из условий развития гражданского общества в России. Воспитание гражданина подразумевает формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; знаний об обществе и государстве, о гражданских правах и обязанностях, о политике и общественных нормах, законах и символах государства; а также понимание того, что гражданство — это устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права, обязанности, ответственность (М.И. Шилова). Становление новой государственности как прогнозируемого результата проводимых в стране политических, экономических и социальных реформ требует формирования у подрастающего поколения активной гражданской позиции, проявляющейся в чертах патриотизма, толерантности, ответственности и др. Комплексное развитие гражданских черт личности осуществляется в социально и личностно значимой деятельности, одной из форм которой является изучение истории и культуры страны и родного края в проектной и поисковоисследовательской деятельности.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и практическая реализация содержания воспитания гражданских черт характера учащихся Мариинской женской гимназии и кадетского корпуса в поисково-исследовательской деятельности по изучению истории родного края.
В педагогической науке сложились теоретические предпосылки решения проблемы воспитания гражданских черт характера у старшеклассников в поисково-ис-следовательской деятельности. К таким предпосылкам следует отнести идеи гражданского воспитания, отраженные в трудах К.Д. Ушинского, П.Д. Юркевича,
Н.Ф. Бунакова, Н.К. Крупской, В.Г. Калашникова, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлин-ского, А.С. Макаренко, З.И. Васильевой, М.И. Шиловой и др.
Музейная и туристско-краеведческая деятельности как средство воспитания гражданина раскрывается в работах Г.В. Вишиной, Н.В. Бушмановой, Л.Г. Гужовой, Е.В. Маркотенко и др. Отдельные теоретические аспекты воспитания гражданственности анализируются в работах Г.Е. Глезермана, Н.К. Гончарова, И.С. Кона, Ф.Ф. Королева, Г.Л. Смирнова, Г.Н. Филонова и др.
Воспитанию духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера детей и подростков посвящены работы Б.Г. Ананьева, А.Ф. Лазурского, Н.Д. Левитова, В.Н. Мясищева, М.И. Шиловой и др.
Анализ разработанности проблемы в науке показал, что воспитание гражданских черт характера требует обновления содержания гражданского воспитания и поиска новых форм деятельности. При этом необходимо отметить недостаточную изученность потенциала поисково-исследовательской деятельности в воспитании
гражданских черт характера, что и послужило выбором темы настоящего исследования.
В структуре характера выделены черты, образующие интегральное качество личности «гражданственность»: патриотизм, социальная активность, ответственность, трудолюбие. Выявлены и описаны механизмы формирования гражданских черт характера учащихся в поисково-исследовательской деятельности.
Разделяя мнение А.С. Макаренко о том, что «гражданственность — это основа целостной личности, помогающая сформировать такие черты характера, как образованность, социальную ответственность, коллективизм, дисциплинированность, оптимизм» [Макаренко, 1988, с. 36], в структуре гражданственности мы выделили черты: патриотизм, социальная активность, ответственность, трудолюбие. Воспитание выделенных черт в поисково-исследовательской деятельности предполагало формирование у учащихся знаний об истории, культуре, традициях родного края; развитие интереса, ценностного отношения к историческому наследию, стремления к его сохранению и поиску новых неизвестных фактов.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие 32 старшеклассника Мариинской женской гимназии и кадетского корпуса г. Ачинска. Поисково-исследо-вательская деятельность учащихся осуществлялась в рамках проекта «Загадки Ачинского острога». Работая с краеведческим материалом, сопоставляя различные источники (исторические, картографические, публицистические), учащиеся нашли неточности в исторических картах. Так, например, воспитанницы нашли неизвестный ранее фрагмент Ачинского острога XVIII в., что позволило исправить экспонаты в выставке местного музея. Также было выявлено, что при строительстве Ачинского острога 21 июня 1658 г. томским воеводой Ю. Трапезунским было выбрано место в Басагарской волости (где-то между р. Урюпом и оз. Белое). На карте Сибири первой половины XVII в. данная волость именуется Багасарской. Было доказано, что это опечатка: правильное название волости Басагарская.
Работа с архивными краеведческими материалами способствовала формированию у воспитанниц ответственного отношения к анализу исторических источников и бережного обращения с ценными краеведческими экспонатами. Так, например, в Ачинском краеведческом музее им. Д.С. Каргополова изучение воспитанницами сохранившихся карт Красноярского края XVII и XVIII вв., старинных книг по истории Сибири позволило им уточнить историю создания Ачинска. В обнаруженных воспоминаниях старожила Анцыфирова Афанасия Никитовича говорилось: «Ачинский острог был небольшим поселением. Ачинский острог 1710 г. был 4-угольным. В крепости была одна боевая угловая башня, по диагонали в другом углу находилась часовня. По другой диагонали в углах стояли избы больших размеров, в которых размещался гарнизон. В одной из стен была включена изба для содержания "полона" и "ясыря" на выкуп. Это делалось для того, чтобы при необходимости показать заложников родственникам, которые приходили платить ясак, но в то же время не допуская ясашных в пределы острога. С этой целью в аманат-ской стене (месте, где жили пленные), выходящей наружу, устраивались небольшие оконца, т. к. оформление аманатов было предметом заботы их сородичей, что удешевляло содержание "полона" и "ясыря". Стены Ачинского острога рубились облегчённого типа, в виде тына, а не городнями, т. к. киргизы не имели артиллерии. Высота стен обычно была чуть более 3 м. Вокруг острог был обнесён "дощатым городком", представляющим из себя надолбы или врытые в землю столбы, соединённые сверху и снизу толстыми жердями. Центр крепости был свободным и все постройки теснились ближе к стенам. Ачинский острог 1708—1710 гг. также
имел две башни. Северная была одновременно колокольней и часовней. Такие башни в Сибири назывались "надвратные". По линии с запада на юг располагались две избы больших размеров. Одна из них, с малыми оконцами — приказная изба, где сидел приказчик и хранилась вся документация. Другая изба была жилая. Внутри острога имелось два амбара» (Ачинский музей Каргаполова. Подборка материалов по АВАТУ. Ф. 25. Оп. 1). В ходе поисково-исследовательской деятельности у гимназисток формировались чувство причастности к жизни прошлых поколений, осознание значимости исторического наследия своего края, сопереживание нелегкой судьбе его жителей. Так, в своем отчете о результатах проделанной работы воспитанница 11 класса Николаева Мария писала: «...Красноярский край — это уникальный субъект России, которому в истории Сибири выпала особая роль. Красноярск вместе с защищавшим подступы к нему с юга Караульным острогом оставался единственным оплотом русской колонизации со стороны степи, пограничной крепостью, за "хребтом" которой укрывались и Енисейск, и Томск, и отчасти Кузнецкий острог. Ачинскому острогу как небольшому укреплению была отведена роль "охранника" западных границ Красноярского острога. Я горжусь родным городом, который, несмотря на все невзгоды, сумел выстоять и стать административно-государственным центром Сибири. Я горжусь своими предками-ста-рожилами, которые проявили упорство в обороне своего острога от нападения яростных киргизских племен...».
Воспитанницами были проведены полевые исследования по нахождению и сравнению ранних Ачинских острогов с местами современного г. Ачинска, составлена карта по изучению основания первого Ачинского острога: «План похода Я.О. Тухачевского в Киргизскую землю». Все проведенные полевые исследования по нахождению мест переноса Ачинского острога в современном Ачинске были зафиксированы и сфотографированы: первый вариант основания Ачинского острога на левом берегу р. Тептятки (1683); второй вариант основания Ачинского острога на правом берегу р. Тептятки (1683); Ачинский острог на правом берегу р. Ачинки (1708-1710).
Для сравнения некоторых вариантов названия Ачинского острога гимназистки выезжали в г. Назарово и п. Шира, где нашли родственников людей, которые проживали в Ачинском остроге в XVII—XVIII вв. По их воспоминаниям, Д.Г. Мессер-шмидт был первым путешественником, описавшим Ачинск. Так, Д.Г. Мессер-шмидт, следуя в Хакасию через Ачинск весной — летом 1722 г., не встретил русских селений за р. Малый Кемчуг, кроме д. Усть-Кемчуг и заимки из двух домов у Судинских юрт на Большом Кемчуге. В самом Ачинском остроге, судя по записям ученого, находилось «едва 3 дома, в которых жили священник и казачки-годоваль-щики» [Новлянская, 1970, с. 36].
В ходе поисково-исследовательской деятельности гимназисткам пришлось проявить немалую выносливость, так как им пришлось часами просиживать в архивных фондах, много ходить пешком. В походах, где им приходилось спать в палатках, самостоятельно готовить себе пищу, формировались трудолюбие, умение работать в коллективе. Трудолюбие юных исследователей было по достоинству оценено работниками Ачинского краеведческого музея им. Д.С. Каргополова, которые пригласили воспитанниц для организации и проведения краеведческих выставок по истории основания Ачинского острога.
Изучение документов, в которых отражалась хозяйственно-бытовая жизнь жителей Ачинского острога, позволили учащимся установить, что суровые условия формировали в сибирском характере, с одной стороны, «диковатость, отступление
от культурных привычек, холодную рассудочность, огрубелость в лесной жизни, преобладание личных интересов над общественными. С другой стороны, у этого населения был ум, любознательность, неутомимая энергия, практичность, умение ориентироваться на местности, находчивость, самобытность, самостоятельность».
Юными исследовательницами была найдена одна из первых известных этнографических характеристик русского населения на Востоке, сделанная императрицей Екатериной II. «Сибиряки, — писала она, — смуглы, самые восточные из них похожи на китайцев (монголов), русские, например, нижегородцы, не имеют общего с сибиряками. На берегах Волги жители рослы и стройны, белокурые ярославские красавицы не имеют никакого сходства с сибирскими женщинами. Жители Ярославля, Архангельска, Вологды трудолюбивы и веселы, новгородцы слывут сутягами (торговцами), галичане — простодушными и простыми. Сибиряки умны, любопытны и предприимчивы» [Ядринцев, 1882, с. 54].
Воспитанницами гимназии было установлено несколько версий, почему город назвали «Ачинском». По одной из них, на берегах р. Ачинки жило племя «ачи», которое вело оседлый образ жизни, было трудолюбивым, занималось охотой и рыболовством. О них писали в XIX в., что в борьбе за выживание при постоянном соревновании и соперничестве в них вырабатывались любознательность, предприимчивость и настойчивость, необыкновенная выносливость в труде, мужество в опасностях и, к сожалению, взаимное хищничество. На протяжении нескольких веков данное племя находилось в движении и постоянно перемещалось по сибирским просторам. Ненавистное им киргизское племя, ожесточенное и «варварское», пытаясь завладеть обширными лесными угодьями, каждый раз хотело сжечь Ачинский острог дотла. В истории Сибири значение Ачинского острога велико, так как он был поставлен томскими воеводами как форпост (оборонный пункт) для защиты и обороны от киргизов Красного острога (будущего г. Красноярска), построенного в 1628 г.
Полученные данные позволили учащимся сделать вывод о том, что борьба с кочевниками выработала в характере сибиряков предприимчивость, способность начинать жизнь на новом месте. Вековая привычка к напряженной физической работе у сибиряка, борьбе с трудностями придала современному поколению сибиряков особый отпечаток нравственной выносливости.
Исследования по проекту «Загадки Ачинского острога» в 2007—2008 гг. получили признание на городских и краевых научно-практических конференциях и были опубликованы в XI сборнике научных трудов молодых исследователей краевого общества учащихся.
Поисково-исследовательская деятельность учащихся Ачинского кадетского корпуса проводилась в рамках проекта «История АВАТУ». В начале работы перед кадетами была поставлена задача - изучить историю АВАТУ, ранее размещающегося на современной территории «Ачинского кадетского корпуса» и «Ачинской Мариинской женской гимназии».
Кадетами было установлено, что Ачинское авиационно-техническое училище создавалось в период с января по октябрь 1948 г. небольшим коллективом офицеров, сверхсрочнослужащих, рабочих и служащих. Бывшие армейские конюшни и склады были превращены в учебные классы и цеха для проведения практических работ, а запущенные корпуса - в классы и лаборатории для проведения теоретических занятий. Пустырь между городком и кирпичным заводом был превращен в учебный аэродром. Вскоре на нем были размещены поступившие в школу самолеты ТУ-4 («летающая крепость») и американский Б-25.
Много труда вложили офицеры и члены их семей в облагораживание территории военного городка. Она была обнесена оградой, перед зданием клуба построен стадион. В помещениях было печное отопление. В классах и казармах — цементные полы. Не было ни дорог, ни тротуаров. Водокачка не обеспечивала городок водой. Не хватало электроэнергии. Но трудности не испугали тех, кто закладывал традиции училища. Из воспоминаний старшего преподавателя самолетного цикла училища Виктора Григорьевича Бычинского: «В августе 1949 г. в штатской одежде, нестройной толпой, которую командиры пытались выровнять, мы стояли на плацу Ачинской школы механиков. С любопытством рассматривали военный городок. К нам подошел начальник школы генерал-майор авиации Чумак Ф.С. Приняв рапорт, генерал Чумак Ф.С. рассказал нам о предстоящей службе и учебе. В заключение он сказал: "Вы будете нести службу в славных Военно-Воздушных Силах. Родина-мать призвала вас и каждым шагом своей службы оправдайте ее доверие". Я до сих пор помню эти слова. В казарме было холодно, печное отопление больше давало дыма, чем тепла. В классах застывали чернила. Но, несмотря на трудности, в ротах царил боевой дух. Мы прекрасно понимали, что страна залечивала тяжелые раны войны, и со своей стороны старались быть активными помощниками этого процесса...» (Ачинский музей им. Каргополова Д.С. Подборка материалов по АВАТУ. Ф. 25. On. 1).
В ходе поисково-исследовательской деятельности кадеты знакомились с историей и современностью своего родного корпуса, у них формировалось представление о различных сторонах жизни своей школы и его преподавательского состава, формировались патриотическое отношение к малой родине, чувство гордости за свою страну, уважение к ее прошлому, восхищение героизмом и мужеством ее защитников. Поисково-исследовательская деятельность способствовала формированию активной социальной позиции у кадет, которая выразилась в том, что, проанализировав большой архивный материал по истории училища, они к 23 февраля 2011 г. оформили выставку в музее Ачинского кадетского корпуса, информацию разместили на сайте «Ачинский кадетский корпус» в виде блога по памяти АВАТУ (http:/kadet.achinsk.net). В сентябре 2011 г. разработали и реализовали проекты по благоустройству территории кадетского корпуса и строительству памятника, посвященного декабристам.
Хочется привести слова кадета 9 класса Самоделкина Вадима, которому в марте 2012 г. была присуждена краевая именная губернаторская стипендия имени первого губернатора Енисейской губернии А.П. Степанова за достижения в области гуманитарных наук по итогам 2011 г.: «...За все время участия в поисково-исследо-вательской деятельности по краеведению я узнал много нового о своей малой родине. Я горжусь своим кадетским корпусом, который воспитывает настоящих мужчин и патриотов России. Уверен, что память об АВАТУ должна жить и поныне, так как еще много осталось бывших курсантов училища, живущих в разных уголках страны. Считаю, что человек добьется успеха в жизни, только если будет ответственным, трудолюбивым, настоящим защитником Родины. Уверен, что все, чему я научился в исследовательской и проектной деятельности, обязательно поможет мне как в жизни, так и в будущей профессии...».
Результаты поисково-исследовательской деятельности «Ачинского кадетского корпуса» представлялись на краевых научно-исследовательских конференциях, в городских конкурсах творческих проектов «Укрась свой город», Всероссийской на-учно-практической конференции с международным участием «Инновационные процессы в современном образовании России как важнейшая предпосылка соци-
ально-экономического развития общества», на выставках и были опубликованы в XIV издании сборника краевого научного общества учащихся «Юные исследователи Красноярья».
Научные выводы. Поисково-исследовательская деятельность как высшая форма интеллектуально-творческой деятельности учащихся располагает значительным потенциалом воспитания гражданских черт характера. В ходе поиска и изучения исторического наследия происходят расширение знаний учащихся о прошлом своего Отечества, развитие интереса к его познанию, гордости за его прошлое и веры в будущее, являющихся основой формирования патриотизма. Кропотливый и упорный труд по поиску, сбору, анализу исторических фактов и событий формирует упорство и трудолюбие. Изучение жизни людей прошлых поколений, особенностей их характера, фактов биографии развивает способность давать нравственноэтическую оценку, соотносить с собственным поведением и актуализирует стремление к самовоспитанию стержневых черт гражданственности — патриотизма, социальной активности, ответственности, трудолюбия.
Библиографический список
1. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М., 1988.
2. Новлянская М.Г. Д.Г. Мессершмидт. Л., 1970.
3. Региональная концепция и программа-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края / под общ. ред. М.И. Шиловой. Красноярск, 2011.
4. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. Спб., 1882.