Научная статья на тему 'Образовательные организации как субъекты формирования национально-государственной идентичности молодежи Москвы'

Образовательные организации как субъекты формирования национально-государственной идентичности молодежи Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ / NATION-STATE IDENTITY / POLITICAL EDUCATION OF PUPILS / CIVIL EDUCATION OF PUPILS / THE SCHOOL AS AN INSTITUTION OF POLITICAL SOCIALIZATION / POLITICAL CULTURE OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Регнацкий Владимир Владимирович

В статье осуществляется анализ роли образовательных организаций в процессе формирования национально-государственной идентичности молодежи Москвы. Представлен опыт деятельности специальных образовательных организаций, которые применяют особые методы, технологии и формы образовательной и воспитательной работы со школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Регнацкий Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF THE NATION-STATE IDENTITY FORMATION OF THE YOUTH IN MOSCOW

The article analyzes the role of educational institutions in the process of nation-state identity formation of the youth in Moscow. The author presents the experience of special educational institutions that use special techniques, technologies and forms of educational and training work with students.

Текст научной работы на тему «Образовательные организации как субъекты формирования национально-государственной идентичности молодежи Москвы»

Политическая культура и идеологии

/-

91

В.В. Регнацкий

Образовательные организации как субъекты формирования национально-государственной идентичности молодежи Москвы

В статье осуществляется анализ роли образовательных организаций в процессе формирования национально-государственной идентичности молодежи Москвы. Представлен опыт деятельности специальных образовательных организаций, которые применяют особые методы, технологии и формы образовательной и воспитательной работы со школьниками.

Ключевые слова: национально-государственная идентичность, политическое воспитание школьников, гражданское воспитание школьников, школа как институт политической социализации, политическая культура старшеклассников.

Проблема формирования общероссийской идентичности в настоящее время является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Теоретическая значимость данной проблемы связана с серьезным поиском учеными разного профиля (политологами, социологами, психологами, педагогами) концептуальных оснований для конструирования идентичности российских граждан в масштабах всей страны [7; 9; 11; 12]. Сложная социальная ситуация в нашей стране, обострение национально-этнических противоречий обуславливают важность практической работы по формированию национально-государственной идентичности, которую обозначил Президент России В.В. Путин на заседании клуба «Валдай».

Наиболее остро проблема формирования национально-государственной идентичности встает применительно к молодому поколению россиян, которое не отягощено опытом советского прошлого и чье сознание формируется в социально-экономических и политических условиях

х современной России. В ситуации политического плюрализма и информационного многообразия молодежь испытывает на себе влияние множества разнонаправленных информационных потоков, подвергается | ^ воздействию разных идеологических течений, что сильно затрудняет формирование единой основы для отождествления себя со своей страной. | В этих условиях именно образовательные учреждения могут выступать теми субъектами, которые способны не только отфильтровывать разнообразные информационные послания, но и формировать у школьников критические способности самостоятельно анализировать получаемую из социальной среды информацию.

Формирование национально-государственной идентичности молодежи в образовательных организациях

Формирование национально-государственной идентичности молодежи осуществляется в процессе политической социализации, которая представляет собой «включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленном в культуре» [22, с. 223]. Ученые стали акцентировать внимание на гражданской идентичности личности как результате процесса социализации не так давно, что обусловлено возрастанием проблемы идентичности в общемировом масштабе [8]. В 2012 г. Ежегодное собрание Международного общества политических психологов было посвящено проблеме идентичности в политике и политике идентичности.

Основным институтом политической социализации, способным целенаправленно формировать политические представления и ценности как смысловые и символические «кирпичики» для конструирования идентичности молодежи, являются образовательные организации, в первую очередь, школы.

Период школьного обучения является наиболее подходящим для формирования в сознании детей и подростков необходимых представлений и ценностей, поскольку с точки зрения возрастной психологии их мыслительные и другие психические процессы достигают необходимого уровня развития. В то же время школы как образовательные организации обладают всеми необходимыми возможностями для осуществления специальной работы по формированию у школьников «правильных» с точки зрения государства и общества представлений и ценностей. «Школа является институтом, официально открытым для политического воспитания со стороны власти, благодаря тому, что политическим содержанием наполнена ведущая деятельность этого периода - обучение» [19, с. 75].

Исследователи школы как института политической социализации ^ „ и учителей как ее ключевых агентов отмечают наличие существенных х § возможностей для формирования национально-государственной иден- щ 1 тичности молодежи, которые носят как содержательный, так и организа- 3 ционный характер. В частности, учебные предметы обществоведческого * и культурологического характера обладают содержанием, позволяющим 2 транслировать когнитивно сложные и эмоционально-позитивные представления о власти, государстве, истории и культуре нашей станы и ее регионов, а формы и методы учебно-воспитательной работы в школе позволяют осуществлять этот процесс системно и последовательно, что может стать залогом успеха деятельности по формированию комплекса идентификационных представлений и ценностей школьников.

Одним из направлений деятельности по формированию национально-государственной идентичности молодежи в школе является гражданское воспитание как часть воспитательной работы, способствующей развитию гражданственности как качества личности и политической культуры старшеклассников. «Содержание гражданского воспитания составляет практическая работа по патриотическому воспитанию, формированию основ культуры межнационального общения и правовой культуры, содержательную основу для которой предоставляют учебные курсы "право", "обществознание", "история"» [18, с. 113].

В то же время, изучение особенностей политической социализации в современных российских школах за последние 5-7 лет показывает наличие большого количества проблем, препятствующих эффективному формированию национально-государственной идентичности школьников. «Стихийность и непредсказуемость процесса политической социализации в современной российской школе не создает достаточных условий для формирования политической культуры, соответствующей современному уровню развития российской политической культуры» [13, с. 125].

Образовательные учреждения обязаны решать задачи гражданско-патриотического воспитания школьников и формирования их национального и гражданского самосознания, что закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования.

Исследователи выделяют три модели формирования национального и гражданского самосознания школьников как основы национально-государственной идентичности, которые реализуются в образовательно-воспитательной практике в современной России:

- традиционная модель, ориентированная на оптимальное соотношение обучения и воспитания;

- интегрированная (поликультурная) модель, ориентированная на сотруд-^ I ничество с представителями других государств и культур с целью фор-I- § мирования поликультурной среды для своих обучающихся; | ^ - специальная модель, реализуемая в профильных образовательных и воспитательных учреждениях (суворовских училищах, кадетских кор-§ пусах и т.д.) [11].

Наиболее распространенной и при этом наименее эффективной является традиционная модель, существующая в большинстве общеобразовательных школ нашей страны. «Школы, озабоченные, прежде всего, успешной сдачей ЕГЭ, используют, в основном, стандартные воспитательные методы работы с учениками» [6, с. 13]. Ученые не выявляют в большинстве школ каких-то оригинальных и нестандартных методов работы с учащимися по формированию национально-государственной идентичности. Исключение составляют образовательные организации, реализующие поликультурную и специальную модели, основанные на деятельностном подходе к формированию личности и создающие особую воспитательную среду, в которой школьники реально вовлечены в практическую деятельность гражданской и патриотической направленности.

Особенности работы по формированию национально-государственной идентичности школьников в образовательных организациях Москвы

Первая поликультурная школа

Средняя общеобразовательная школа № 1650 - Первая поликультурная школа «Школа культуры мира» - возникла в 1991 г. в Москве как новая модель образовательной системы в полиэтническом обществе. Как отмечают создатели школы, «выдвигая свою концепцию и программу поликультурного образования, мы преследовали цель выстроить в системе столичного образования такую подсистему, которая максимально отвечала бы культурным и образовательным запросам жителей столицы» [3, с. 26].

Образовательно-воспитательный процесс в данной школе в содержательном и организационном плане всецело направлен на обучение языку, истории и этнокультурным традициям разных народов, развитие национального самосознания, формирование культуры толерантности, социально-этических норм поведения и гражданских качеств личности [1, с. 53-54]. Достижение поставленных целей осуществляется в школе за счет приобщения учащихся к традициям как своего этноса, так и других народов в контексте достижений мировой культуры и общечеловеческих духовных ценностей.

Основное обучение в школе осуществляется в соответствии с Федеральным ^ „ государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего 1 § образования. При этом, «поликультурное просвещение осуществляется через щ | ознакомление учащихся с этнокультуроведческим материалом, интегриро- 3 ванным в учебные дисциплины базисного общеобразовательного цикла» [2, * с. 240]. Коме того, существуют специальные учебные предметы (этнология, 2 культурология, культура и искусство народов мира), изучение которых расширяет кругозор школьников, позволяет видеть взаимовлияние культур, способствует формированию навыков межкультурной коммуникации.

В школе функционирует система разнообразных внеучебных этноори-ентированных занятий, нацеленных также на приобщение школьников к национальным, общероссийским и общечеловеческим ценностям: студия изобразительного и декоративно-прикладного искусства; хореографический ансамбль (национальные танцы); художественно--прикладные кружки; спортивные секции (национальные виды спорта); музыкальные кружки (национальная музыка); фольклорные кружки разных этносоциумов.

Таким образом, можно заметить, что важное место в работе школы занимает деятельность, ориентированная на формирование представлений учащихся об особенностях культуры, обычаев различных этносов, проживающих на территории России, многие из которых представлены в Москве. На уроках литературы школьники познают общность нравственных ценностей в произведениях русских писателей и писателей других народов, на уроках русского языка они узнают о взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга разных языков, на уроках истории обозначают позитивные результаты взаимного сотрудничества разных стран, выявляют общность исторического пути развития государств и народов. В танцевальном кружке школьники разучивают танцы различных народов России, в музыкальных и фольклорных кружках изучают национальную музыку и музыкальные инструменты, познавая, таким образом, на собственном опыте специфику культуры представителей этих народов.

Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации

Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации был создан в 2008 г. по решению Министра обороны РФ в рамках реализации «Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 г.». Одной из задач учреждения, в соответствии с его Уставом, является воспитание у учащихся чувства патриотизма, готовности к защите Родины [21]. Образовательно-воспитательный процесс в Пансионе воспитанниц организован таким образом, чтобы максимально эффективно решать поставленные задачи.

х Учебный процесс в Пансионе воспитанниц включает в себя набор ^ | учебных предметов, содержание которых обладает потенциалом для фор-I- § мирования гражданского самосознания, патриотических чувств и нацио-| ^ нальной самоидентификации. В рамках основного общего образования эти предметы включены в такие образовательные области, как «Ино-§ странный язык», изучение которой способствует обеспечению межкультурного общения, «Социальные науки», включающую в себя освоение истории и обществознания, «Искусство», предусматривающей изучение мировой художественной культуры, музыки, искусства. В рамках среднего (полного) общего образования реализуется социально-гуманитарных профиль, включающий в себя изучение истории и обществознания.

Дополнительное образование в Пансионе воспитанниц, в числе прочего, включает в себя героико-патриотическое направление, представленное такими предметами и видами деятельности, как «вокальное искусство», «хоровое пение», «ансамбль барабанщиц», «вокально-инструментальный ансамбль», «ансамбль народного танца». В системе дополнительного образования Пансиона создан драматический кружок, в репертуар которого входят литературно-художественные композиции военно-патриотического направления.

В рамках военно-патриотического воспитания проводится множество мероприятий: выставки живописи «Война 1812 года. Лубок», «Герои и события 1812 года. Рисованная графика», историко-искусствоведческая мастерская «Два взгляда на гражданскую войну в кинематографе». Многие проекты, отражающие военную или кадетскую тематику, были посвящены юбилейным датам и имели большое практическое значение, такие, как «Дни воинской славы России на географической карте», «Исследование географической символики на школьных тетрадях по географии», «"Остров Русский" - мой параграф в учебнике географии» [17].

В Пансионе воспитанниц реализуется серьезный информационно-коммуникативный проект «Телевидение Пансиона», который позволяет создать в Пансионе единое медиа-пространство, посредством которого осуществляется информирование обучающихся о различных проектах, трансляция социально-политических представлений и ценностей. В частности, телевизионный канал позволил воспитанницам познакомиться с Научно-просветительским проектом «Недаром помнит вся Россия...», посвященным 200-летию Отечественной войны 1812 г.

Первый Московский Кадетский корпус

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Кадетская школа-интернат №1 «Первый Московский кадетский корпус» было образовано в 1997 г. Учреждение призвано реализовать

несколько задач, две из которых связаны с формированием националь- ^ „ но-государственной идентичности: воспитание у кадетов любви к Роди- 1 § не и ее столице Москве, традициям, верности конституционному долгу, щ | ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности 3 в упорном труде во имя его могущества и процветания, а также привитие * кадетам чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к пра- 2 вам и свободам человека [16].

Выполнение поставленных задач осуществляется в рамках учебной и воспитательной деятельности. Учебная работа предусматривает изучение цикла предметов, которые имеют гражданско-патриотическое содержание, в первую очередь, предметной области «Социальные науки».

В рамках программы дополнительного образования в кадетском корпусе реализуется военно-патриотическая направленность - организация военно-патриотического воспитания молодежи, формирование у них гражданской позиции, чувства ответственности за свою Родину, осознания необходимости встать на защиту своего Отечества [15].

В кадетском корпусе существует Военно-исторический кружок «Долг. Честь. Отечество. Польза», деятельность которого направлена на расширение знаний, полученных на уроках истории, формирование у воспитанников жизненных ценностей, основанных на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии своего Отечества.

Для детей 9-10 лет в корпусе функционирует школа выходного дня «Сыны Отечества», которая воспитывает у них любовь к Родине, ее столице, знакомит с лучшими традициями Российского государства, осуществляет распространение исторических знаний и традиций русских кадетов.

Важную роль в формировании гражданской позиции оказывает кадетская общественная организация «Сыны Отечества». На базе корпуса работает штаб «Патриот» как один из элементов структуры организации. Штаб проводит комплекс мероприятий гражданско-патриотической направленности: месячники «Защитникам Москвы», «Защитникам Отечества», «Победный май», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ежегодные зимние и летние военно-полевые сборы.

Для повышения эффективности гражданского, патриотического воспитания важная роль отведена музею. В рамках его деятельности подготовлена общекорпусная презентация «Книга Памяти», проводятся экскурсии, а актив музея участвует в окружном и городском конкурсах «Юные таланты Московии».

Корпус сотрудничает с учреждениями дополнительного образования: Московским городским дворцом детского и юношеского творчества, учреждениями культуры столицы и округа - Музеем Великой

х Отечественной войны на Поклонной горе, Музеем и культурным центра I ром Вооруженных Сил Российской Федерации, Государственным исто-

8 рическим музеем, Театром Российской Армии и др.

£ х

| Средняя общеобразовательная школа № 384 им. Д.К. Корнеева § Для решения задач патриотического и гражданского воспитания на

базе школы № 384, существующей в Москве с 1965 г., была разработана и реализуется Комплексная программа военно-патриотического и гражданского воспитания «Общественно-активная школа - центр гражданского и патриотического воспитания личности». По мнению руководства школы, для воспитания патриотизма у школьников необходимо опираться на деятельностный подход: «только в ходе реализации специальной целенаправленной организованной педагогической деятельности школьников они приобретают важнейшие нравственные, морально-психологические и физические качества, такие как: организованность, самостоятельность, дисциплинированность, волевая стойкость, гражданская активность, любовь к Родине, специальные профессиональные знания, умения и навыки, необходимые будущему защитнику Отечества, полноправному гражданину своей страны» [4, с. 31].

Воспитательная работа в школе в содержательном и организационном смыслах осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям: духовно-нравственное; историко-краеведческое; гражданско-патри-отическое; социально-патриотическое; военно-патриотическое; героико-патриотическое; военно-спортивное.

В рамках учебного процесса гражданско-патриотическое воспитание школьников осуществляется с применением специальных методов и технологий обучения (уроков-экскурсий, уроков мужества в музеях, интегрированных уроков по нескольким предметам).

В процессе работы коллектив школы активно взаимодействует с родительской общественностью, разными государственными и общественными учреждениями и организациями (музеями, поисковыми отрядами и клубами, детскими общественными объединениями).

Выводы

Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи осуществляется в процессе политической социализации через деятельность разных институтов, агентов и факторов. Наибольшее значение среди них придается образовательным организациям, за которыми эта деятельность закреплена юридически как обязательная. Однако, как показывают исследования, школы в нашей стране едва ли

справляются с решением поставленных задач. Учителя, призванные ^ „ осуществлять работу по формированию национального и гражданского 1 § самосознания школьников как основы их национально-государственной щ | идентичности, считают образовательные организации самыми важны- 3 ми и влиятельными институтами социализации [20]. Однако школьники * доверяют преимущественно семье и друзьям, а информацию о текущих 2 социально-политических процессах черпают из СМИ и сети Интернет [6]. Выявленное в результате исследований противоречие наглядно показывает, что в современной России существует серьезное расхождение между моделью должного образования и реальной образовательной практикой.

Анализ результатов многочисленных исследований по рассматриваемой проблематике позволяет сделать несколько обобщающих выводов.

Во-первых, в практике деятельности образовательных учреждений существует серьезный перекос в сторону патриотического воспитания в ущерб гражданскому. Это обусловлено, на наш взгляд, многими причинами, в т.ч. традициями воспитательной работы, сохранившимися еще с советских времен, более ясными ориентирами в формировании патриотических чувств, наличием относительно понятного исторического содержания и символического наполнения подобной работы. В то же время, в отношении гражданского воспитания существует большое количество проблем содержательного и организационно-методического характера.

Во-вторых, осуществляемая в образовательных организациях работа носит несистематический характер. Это проявляется и в недостаточном временном обеспечении на изучение дисциплин обществоведческого и историко-культурного циклов, реализации программ воспитательной работы в виде мероприятий, проводимых от случая к случаю.

В-третьих, большинство образовательных организаций лишь формально осуществляют свою учебную и воспитательную работу, ограничиваясь лишь вербальными способами формирования политических представлений национально-государственного характера. Тогда как только деятельностный подход, реализуемый в некоторых уникальных образовательных организациях, позволяет вовлекать учащихся в реальную гра-жданско-патриотическую работу и формировать у них когнитивно сложные и позитивные представления о России.

В-четвертых, несправедливо было бы говорить о том, что в процессе формирования национально-государственной идентичности образовательными учреждениями Москвы существуют только недочеты и проблемы. В целом стоит отметить, что существует значительный позитивный

го х опыт работы в этом направлении, разработаны и эффективно используются современные методы и технологии воспитательной работы, пред-| принимаются шаги по решению этой проблемы со стороны администра-

11 ции города.

ш

^

| Библиографический список

1. Аракелян О.В. 20 лет школе культуры мира: инновационный опыт осуществленной мечты. М., 2011.

2. Аракелян О.В. Поликультурное образование: сущность и содержание. М., 2001.

3. Аракелян О.В., Цацурова Т.А. Поликультурное образование как необходимое условие для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся на старшей ступени современной школы // Модели и механизмы становления гражданского и национального самосознания старшеклассников в современной школе: реализация потенциала Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (13-15 декабря 2013 года). М., 2014. С. 13-26.

4. Выступец Н.П., Курашкина Е.В. Система военно-патриотического и гражданского воспитания ГБОУ СОШ № 384 им. Д.К. Корнеева «Общественно-активная школа - центр гражданского и патриотического воспитания личности» // Модели и механизмы становления гражданского и национального самосознания старшеклассников в современной школе: реализация потенциала Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (13-15 декабря 2013 года). М., 2014. С. 29-41.

5. Данилова А.Р. Компетентностный подход к патриотическому воспитанию школьников в воспитательном процессе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 3. С. 21-26.

6. Евгеньева Т.В., Нечаев В.Д. Проблема формирования национально-государственной идентичности российских школьников. Анализ результатов исследования гражданской и национальной самоидентификации старшеклассников // Ценности и смыслы. 2014. № 1. С. 7-21.

7. Евгеньева Т.В., Титов В.В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи // Полис. Политические исследования. 2010. № 4. С. 122-134.

8. Зверев А. Л., Молчанова О.А. Теория политической социализации в условиях трансформации политических систем / Политическая психология: Хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. М., 2011. С. 259-268.

9. Иванова С.В. О гражданственности, национальной идентичности, безопасности // Ценности и смыслы. 2012. № 5. С. 4-9.

10. Идентичность и социально-политические изменения в XXI в. / Отв. ред. И.С. Семененко. М., 2012.

11. Козилова Л.В., Седых В.В., Семенова Т.А. Основные модели по формированию гражданского и национального самосознания у старшеклассников в Москве и регионах Российской Федерации // Модели и механизмы

становления гражданского и национального самосознания старшеклассников в современной школе: реализация потенциала Федерального госу- g дарственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра- £ § зования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции | (13-15 декабря 2013 года). М., 2014. С. 74-85. s

12. Малинова О. Ю. Символическая политика и конструирование макропо- * литической идентичности в постсоветской России // Полис. 2010. № 2. ^ С. 90-105.

13. Молчанова О.А. Формирование образов государства и политической системы в современной российской школе // Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008. С. 115-125.

14. Мягкова А.П. Некоторые направления деятельности образовательного учреждения по формированию гражданственности у школьников // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2014. № 4. С. 14-19.

15. Образовательная программа ГБОУ Кадетской школы-интерната № 1 «Первый Московский Кадетский корпус» на 2013-2014 учебный год. URL: http://1mkk.com/go/activity/obrazovatelnaya/item/303-obrazovatelnaya-programma-2013-2014-g (дата обращения: 14.04.2014).

16. Первый Московский Кадетский корпус. Общая информация об учреждении. URL: http://1mkk.com/go/about/obshchaya-informatsiya. (дата обращения: 14.04.2014).

17. Публичный отчет Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ за 2012-2013 учебный год. URL: http://www.pansion-mil.ru/images/ publichnyyotchet20122013.pdf (дата обращения: 14.04.2014).

18. Селезнева А.В. Политические представления старшеклассников в контексте гражданского воспитания и формирования политической культуры // Ценности и смыслы. 2012. № 3 (19). С. 149-166.

19. Селезнева А.В. Роль образовательных организаций в становлении национального и гражданского самосознания школьников // Ценности и смыслы. 2014. № 1. С. 69-79.

20. Селезнева А.В. Формирование политического сознания молодежи в современной России // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2013. № 2. С. 33-46.

21. Устав Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». URL: http://www.pansion-mil. ru/images/ustav2011.pdf (дата обращения: 14.04.2014).

22. Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для студентов вузов. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.