Политическая культура и идеологии
/-
91
В.В. Регнацкий
Образовательные организации как субъекты формирования национально-государственной идентичности молодежи Москвы
В статье осуществляется анализ роли образовательных организаций в процессе формирования национально-государственной идентичности молодежи Москвы. Представлен опыт деятельности специальных образовательных организаций, которые применяют особые методы, технологии и формы образовательной и воспитательной работы со школьниками.
Ключевые слова: национально-государственная идентичность, политическое воспитание школьников, гражданское воспитание школьников, школа как институт политической социализации, политическая культура старшеклассников.
Проблема формирования общероссийской идентичности в настоящее время является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Теоретическая значимость данной проблемы связана с серьезным поиском учеными разного профиля (политологами, социологами, психологами, педагогами) концептуальных оснований для конструирования идентичности российских граждан в масштабах всей страны [7; 9; 11; 12]. Сложная социальная ситуация в нашей стране, обострение национально-этнических противоречий обуславливают важность практической работы по формированию национально-государственной идентичности, которую обозначил Президент России В.В. Путин на заседании клуба «Валдай».
Наиболее остро проблема формирования национально-государственной идентичности встает применительно к молодому поколению россиян, которое не отягощено опытом советского прошлого и чье сознание формируется в социально-экономических и политических условиях
х современной России. В ситуации политического плюрализма и информационного многообразия молодежь испытывает на себе влияние множества разнонаправленных информационных потоков, подвергается | ^ воздействию разных идеологических течений, что сильно затрудняет формирование единой основы для отождествления себя со своей страной. | В этих условиях именно образовательные учреждения могут выступать теми субъектами, которые способны не только отфильтровывать разнообразные информационные послания, но и формировать у школьников критические способности самостоятельно анализировать получаемую из социальной среды информацию.
Формирование национально-государственной идентичности молодежи в образовательных организациях
Формирование национально-государственной идентичности молодежи осуществляется в процессе политической социализации, которая представляет собой «включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленном в культуре» [22, с. 223]. Ученые стали акцентировать внимание на гражданской идентичности личности как результате процесса социализации не так давно, что обусловлено возрастанием проблемы идентичности в общемировом масштабе [8]. В 2012 г. Ежегодное собрание Международного общества политических психологов было посвящено проблеме идентичности в политике и политике идентичности.
Основным институтом политической социализации, способным целенаправленно формировать политические представления и ценности как смысловые и символические «кирпичики» для конструирования идентичности молодежи, являются образовательные организации, в первую очередь, школы.
Период школьного обучения является наиболее подходящим для формирования в сознании детей и подростков необходимых представлений и ценностей, поскольку с точки зрения возрастной психологии их мыслительные и другие психические процессы достигают необходимого уровня развития. В то же время школы как образовательные организации обладают всеми необходимыми возможностями для осуществления специальной работы по формированию у школьников «правильных» с точки зрения государства и общества представлений и ценностей. «Школа является институтом, официально открытым для политического воспитания со стороны власти, благодаря тому, что политическим содержанием наполнена ведущая деятельность этого периода - обучение» [19, с. 75].
Исследователи школы как института политической социализации ^ „ и учителей как ее ключевых агентов отмечают наличие существенных х § возможностей для формирования национально-государственной иден- щ 1 тичности молодежи, которые носят как содержательный, так и организа- 3 ционный характер. В частности, учебные предметы обществоведческого * и культурологического характера обладают содержанием, позволяющим 2 транслировать когнитивно сложные и эмоционально-позитивные представления о власти, государстве, истории и культуре нашей станы и ее регионов, а формы и методы учебно-воспитательной работы в школе позволяют осуществлять этот процесс системно и последовательно, что может стать залогом успеха деятельности по формированию комплекса идентификационных представлений и ценностей школьников.
Одним из направлений деятельности по формированию национально-государственной идентичности молодежи в школе является гражданское воспитание как часть воспитательной работы, способствующей развитию гражданственности как качества личности и политической культуры старшеклассников. «Содержание гражданского воспитания составляет практическая работа по патриотическому воспитанию, формированию основ культуры межнационального общения и правовой культуры, содержательную основу для которой предоставляют учебные курсы "право", "обществознание", "история"» [18, с. 113].
В то же время, изучение особенностей политической социализации в современных российских школах за последние 5-7 лет показывает наличие большого количества проблем, препятствующих эффективному формированию национально-государственной идентичности школьников. «Стихийность и непредсказуемость процесса политической социализации в современной российской школе не создает достаточных условий для формирования политической культуры, соответствующей современному уровню развития российской политической культуры» [13, с. 125].
Образовательные учреждения обязаны решать задачи гражданско-патриотического воспитания школьников и формирования их национального и гражданского самосознания, что закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования.
Исследователи выделяют три модели формирования национального и гражданского самосознания школьников как основы национально-государственной идентичности, которые реализуются в образовательно-воспитательной практике в современной России:
- традиционная модель, ориентированная на оптимальное соотношение обучения и воспитания;
- интегрированная (поликультурная) модель, ориентированная на сотруд-^ I ничество с представителями других государств и культур с целью фор-I- § мирования поликультурной среды для своих обучающихся; | ^ - специальная модель, реализуемая в профильных образовательных и воспитательных учреждениях (суворовских училищах, кадетских кор-§ пусах и т.д.) [11].
Наиболее распространенной и при этом наименее эффективной является традиционная модель, существующая в большинстве общеобразовательных школ нашей страны. «Школы, озабоченные, прежде всего, успешной сдачей ЕГЭ, используют, в основном, стандартные воспитательные методы работы с учениками» [6, с. 13]. Ученые не выявляют в большинстве школ каких-то оригинальных и нестандартных методов работы с учащимися по формированию национально-государственной идентичности. Исключение составляют образовательные организации, реализующие поликультурную и специальную модели, основанные на деятельностном подходе к формированию личности и создающие особую воспитательную среду, в которой школьники реально вовлечены в практическую деятельность гражданской и патриотической направленности.
Особенности работы по формированию национально-государственной идентичности школьников в образовательных организациях Москвы
Первая поликультурная школа
Средняя общеобразовательная школа № 1650 - Первая поликультурная школа «Школа культуры мира» - возникла в 1991 г. в Москве как новая модель образовательной системы в полиэтническом обществе. Как отмечают создатели школы, «выдвигая свою концепцию и программу поликультурного образования, мы преследовали цель выстроить в системе столичного образования такую подсистему, которая максимально отвечала бы культурным и образовательным запросам жителей столицы» [3, с. 26].
Образовательно-воспитательный процесс в данной школе в содержательном и организационном плане всецело направлен на обучение языку, истории и этнокультурным традициям разных народов, развитие национального самосознания, формирование культуры толерантности, социально-этических норм поведения и гражданских качеств личности [1, с. 53-54]. Достижение поставленных целей осуществляется в школе за счет приобщения учащихся к традициям как своего этноса, так и других народов в контексте достижений мировой культуры и общечеловеческих духовных ценностей.
Основное обучение в школе осуществляется в соответствии с Федеральным ^ „ государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего 1 § образования. При этом, «поликультурное просвещение осуществляется через щ | ознакомление учащихся с этнокультуроведческим материалом, интегриро- 3 ванным в учебные дисциплины базисного общеобразовательного цикла» [2, * с. 240]. Коме того, существуют специальные учебные предметы (этнология, 2 культурология, культура и искусство народов мира), изучение которых расширяет кругозор школьников, позволяет видеть взаимовлияние культур, способствует формированию навыков межкультурной коммуникации.
В школе функционирует система разнообразных внеучебных этноори-ентированных занятий, нацеленных также на приобщение школьников к национальным, общероссийским и общечеловеческим ценностям: студия изобразительного и декоративно-прикладного искусства; хореографический ансамбль (национальные танцы); художественно--прикладные кружки; спортивные секции (национальные виды спорта); музыкальные кружки (национальная музыка); фольклорные кружки разных этносоциумов.
Таким образом, можно заметить, что важное место в работе школы занимает деятельность, ориентированная на формирование представлений учащихся об особенностях культуры, обычаев различных этносов, проживающих на территории России, многие из которых представлены в Москве. На уроках литературы школьники познают общность нравственных ценностей в произведениях русских писателей и писателей других народов, на уроках русского языка они узнают о взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга разных языков, на уроках истории обозначают позитивные результаты взаимного сотрудничества разных стран, выявляют общность исторического пути развития государств и народов. В танцевальном кружке школьники разучивают танцы различных народов России, в музыкальных и фольклорных кружках изучают национальную музыку и музыкальные инструменты, познавая, таким образом, на собственном опыте специфику культуры представителей этих народов.
Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации
Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации был создан в 2008 г. по решению Министра обороны РФ в рамках реализации «Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 г.». Одной из задач учреждения, в соответствии с его Уставом, является воспитание у учащихся чувства патриотизма, готовности к защите Родины [21]. Образовательно-воспитательный процесс в Пансионе воспитанниц организован таким образом, чтобы максимально эффективно решать поставленные задачи.
х Учебный процесс в Пансионе воспитанниц включает в себя набор ^ | учебных предметов, содержание которых обладает потенциалом для фор-I- § мирования гражданского самосознания, патриотических чувств и нацио-| ^ нальной самоидентификации. В рамках основного общего образования эти предметы включены в такие образовательные области, как «Ино-§ странный язык», изучение которой способствует обеспечению межкультурного общения, «Социальные науки», включающую в себя освоение истории и обществознания, «Искусство», предусматривающей изучение мировой художественной культуры, музыки, искусства. В рамках среднего (полного) общего образования реализуется социально-гуманитарных профиль, включающий в себя изучение истории и обществознания.
Дополнительное образование в Пансионе воспитанниц, в числе прочего, включает в себя героико-патриотическое направление, представленное такими предметами и видами деятельности, как «вокальное искусство», «хоровое пение», «ансамбль барабанщиц», «вокально-инструментальный ансамбль», «ансамбль народного танца». В системе дополнительного образования Пансиона создан драматический кружок, в репертуар которого входят литературно-художественные композиции военно-патриотического направления.
В рамках военно-патриотического воспитания проводится множество мероприятий: выставки живописи «Война 1812 года. Лубок», «Герои и события 1812 года. Рисованная графика», историко-искусствоведческая мастерская «Два взгляда на гражданскую войну в кинематографе». Многие проекты, отражающие военную или кадетскую тематику, были посвящены юбилейным датам и имели большое практическое значение, такие, как «Дни воинской славы России на географической карте», «Исследование географической символики на школьных тетрадях по географии», «"Остров Русский" - мой параграф в учебнике географии» [17].
В Пансионе воспитанниц реализуется серьезный информационно-коммуникативный проект «Телевидение Пансиона», который позволяет создать в Пансионе единое медиа-пространство, посредством которого осуществляется информирование обучающихся о различных проектах, трансляция социально-политических представлений и ценностей. В частности, телевизионный канал позволил воспитанницам познакомиться с Научно-просветительским проектом «Недаром помнит вся Россия...», посвященным 200-летию Отечественной войны 1812 г.
Первый Московский Кадетский корпус
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Кадетская школа-интернат №1 «Первый Московский кадетский корпус» было образовано в 1997 г. Учреждение призвано реализовать
несколько задач, две из которых связаны с формированием националь- ^ „ но-государственной идентичности: воспитание у кадетов любви к Роди- 1 § не и ее столице Москве, традициям, верности конституционному долгу, щ | ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности 3 в упорном труде во имя его могущества и процветания, а также привитие * кадетам чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к пра- 2 вам и свободам человека [16].
Выполнение поставленных задач осуществляется в рамках учебной и воспитательной деятельности. Учебная работа предусматривает изучение цикла предметов, которые имеют гражданско-патриотическое содержание, в первую очередь, предметной области «Социальные науки».
В рамках программы дополнительного образования в кадетском корпусе реализуется военно-патриотическая направленность - организация военно-патриотического воспитания молодежи, формирование у них гражданской позиции, чувства ответственности за свою Родину, осознания необходимости встать на защиту своего Отечества [15].
В кадетском корпусе существует Военно-исторический кружок «Долг. Честь. Отечество. Польза», деятельность которого направлена на расширение знаний, полученных на уроках истории, формирование у воспитанников жизненных ценностей, основанных на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии своего Отечества.
Для детей 9-10 лет в корпусе функционирует школа выходного дня «Сыны Отечества», которая воспитывает у них любовь к Родине, ее столице, знакомит с лучшими традициями Российского государства, осуществляет распространение исторических знаний и традиций русских кадетов.
Важную роль в формировании гражданской позиции оказывает кадетская общественная организация «Сыны Отечества». На базе корпуса работает штаб «Патриот» как один из элементов структуры организации. Штаб проводит комплекс мероприятий гражданско-патриотической направленности: месячники «Защитникам Москвы», «Защитникам Отечества», «Победный май», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ежегодные зимние и летние военно-полевые сборы.
Для повышения эффективности гражданского, патриотического воспитания важная роль отведена музею. В рамках его деятельности подготовлена общекорпусная презентация «Книга Памяти», проводятся экскурсии, а актив музея участвует в окружном и городском конкурсах «Юные таланты Московии».
Корпус сотрудничает с учреждениями дополнительного образования: Московским городским дворцом детского и юношеского творчества, учреждениями культуры столицы и округа - Музеем Великой
х Отечественной войны на Поклонной горе, Музеем и культурным центра I ром Вооруженных Сил Российской Федерации, Государственным исто-
8 рическим музеем, Театром Российской Армии и др.
£ х
| Средняя общеобразовательная школа № 384 им. Д.К. Корнеева § Для решения задач патриотического и гражданского воспитания на
базе школы № 384, существующей в Москве с 1965 г., была разработана и реализуется Комплексная программа военно-патриотического и гражданского воспитания «Общественно-активная школа - центр гражданского и патриотического воспитания личности». По мнению руководства школы, для воспитания патриотизма у школьников необходимо опираться на деятельностный подход: «только в ходе реализации специальной целенаправленной организованной педагогической деятельности школьников они приобретают важнейшие нравственные, морально-психологические и физические качества, такие как: организованность, самостоятельность, дисциплинированность, волевая стойкость, гражданская активность, любовь к Родине, специальные профессиональные знания, умения и навыки, необходимые будущему защитнику Отечества, полноправному гражданину своей страны» [4, с. 31].
Воспитательная работа в школе в содержательном и организационном смыслах осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям: духовно-нравственное; историко-краеведческое; гражданско-патри-отическое; социально-патриотическое; военно-патриотическое; героико-патриотическое; военно-спортивное.
В рамках учебного процесса гражданско-патриотическое воспитание школьников осуществляется с применением специальных методов и технологий обучения (уроков-экскурсий, уроков мужества в музеях, интегрированных уроков по нескольким предметам).
В процессе работы коллектив школы активно взаимодействует с родительской общественностью, разными государственными и общественными учреждениями и организациями (музеями, поисковыми отрядами и клубами, детскими общественными объединениями).
Выводы
Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи осуществляется в процессе политической социализации через деятельность разных институтов, агентов и факторов. Наибольшее значение среди них придается образовательным организациям, за которыми эта деятельность закреплена юридически как обязательная. Однако, как показывают исследования, школы в нашей стране едва ли
справляются с решением поставленных задач. Учителя, призванные ^ „ осуществлять работу по формированию национального и гражданского 1 § самосознания школьников как основы их национально-государственной щ | идентичности, считают образовательные организации самыми важны- 3 ми и влиятельными институтами социализации [20]. Однако школьники * доверяют преимущественно семье и друзьям, а информацию о текущих 2 социально-политических процессах черпают из СМИ и сети Интернет [6]. Выявленное в результате исследований противоречие наглядно показывает, что в современной России существует серьезное расхождение между моделью должного образования и реальной образовательной практикой.
Анализ результатов многочисленных исследований по рассматриваемой проблематике позволяет сделать несколько обобщающих выводов.
Во-первых, в практике деятельности образовательных учреждений существует серьезный перекос в сторону патриотического воспитания в ущерб гражданскому. Это обусловлено, на наш взгляд, многими причинами, в т.ч. традициями воспитательной работы, сохранившимися еще с советских времен, более ясными ориентирами в формировании патриотических чувств, наличием относительно понятного исторического содержания и символического наполнения подобной работы. В то же время, в отношении гражданского воспитания существует большое количество проблем содержательного и организационно-методического характера.
Во-вторых, осуществляемая в образовательных организациях работа носит несистематический характер. Это проявляется и в недостаточном временном обеспечении на изучение дисциплин обществоведческого и историко-культурного циклов, реализации программ воспитательной работы в виде мероприятий, проводимых от случая к случаю.
В-третьих, большинство образовательных организаций лишь формально осуществляют свою учебную и воспитательную работу, ограничиваясь лишь вербальными способами формирования политических представлений национально-государственного характера. Тогда как только деятельностный подход, реализуемый в некоторых уникальных образовательных организациях, позволяет вовлекать учащихся в реальную гра-жданско-патриотическую работу и формировать у них когнитивно сложные и позитивные представления о России.
В-четвертых, несправедливо было бы говорить о том, что в процессе формирования национально-государственной идентичности образовательными учреждениями Москвы существуют только недочеты и проблемы. В целом стоит отметить, что существует значительный позитивный
го х опыт работы в этом направлении, разработаны и эффективно используются современные методы и технологии воспитательной работы, пред-| принимаются шаги по решению этой проблемы со стороны администра-
11 ции города.
ш
!Г
^
| Библиографический список
1. Аракелян О.В. 20 лет школе культуры мира: инновационный опыт осуществленной мечты. М., 2011.
2. Аракелян О.В. Поликультурное образование: сущность и содержание. М., 2001.
3. Аракелян О.В., Цацурова Т.А. Поликультурное образование как необходимое условие для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся на старшей ступени современной школы // Модели и механизмы становления гражданского и национального самосознания старшеклассников в современной школе: реализация потенциала Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (13-15 декабря 2013 года). М., 2014. С. 13-26.
4. Выступец Н.П., Курашкина Е.В. Система военно-патриотического и гражданского воспитания ГБОУ СОШ № 384 им. Д.К. Корнеева «Общественно-активная школа - центр гражданского и патриотического воспитания личности» // Модели и механизмы становления гражданского и национального самосознания старшеклассников в современной школе: реализация потенциала Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (13-15 декабря 2013 года). М., 2014. С. 29-41.
5. Данилова А.Р. Компетентностный подход к патриотическому воспитанию школьников в воспитательном процессе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 3. С. 21-26.
6. Евгеньева Т.В., Нечаев В.Д. Проблема формирования национально-государственной идентичности российских школьников. Анализ результатов исследования гражданской и национальной самоидентификации старшеклассников // Ценности и смыслы. 2014. № 1. С. 7-21.
7. Евгеньева Т.В., Титов В.В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи // Полис. Политические исследования. 2010. № 4. С. 122-134.
8. Зверев А. Л., Молчанова О.А. Теория политической социализации в условиях трансформации политических систем / Политическая психология: Хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. М., 2011. С. 259-268.
9. Иванова С.В. О гражданственности, национальной идентичности, безопасности // Ценности и смыслы. 2012. № 5. С. 4-9.
10. Идентичность и социально-политические изменения в XXI в. / Отв. ред. И.С. Семененко. М., 2012.
11. Козилова Л.В., Седых В.В., Семенова Т.А. Основные модели по формированию гражданского и национального самосознания у старшеклассников в Москве и регионах Российской Федерации // Модели и механизмы
становления гражданского и национального самосознания старшеклассников в современной школе: реализация потенциала Федерального госу- g дарственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра- £ § зования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции | (13-15 декабря 2013 года). М., 2014. С. 74-85. s
12. Малинова О. Ю. Символическая политика и конструирование макропо- * литической идентичности в постсоветской России // Полис. 2010. № 2. ^ С. 90-105.
13. Молчанова О.А. Формирование образов государства и политической системы в современной российской школе // Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008. С. 115-125.
14. Мягкова А.П. Некоторые направления деятельности образовательного учреждения по формированию гражданственности у школьников // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2014. № 4. С. 14-19.
15. Образовательная программа ГБОУ Кадетской школы-интерната № 1 «Первый Московский Кадетский корпус» на 2013-2014 учебный год. URL: http://1mkk.com/go/activity/obrazovatelnaya/item/303-obrazovatelnaya-programma-2013-2014-g (дата обращения: 14.04.2014).
16. Первый Московский Кадетский корпус. Общая информация об учреждении. URL: http://1mkk.com/go/about/obshchaya-informatsiya. (дата обращения: 14.04.2014).
17. Публичный отчет Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ за 2012-2013 учебный год. URL: http://www.pansion-mil.ru/images/ publichnyyotchet20122013.pdf (дата обращения: 14.04.2014).
18. Селезнева А.В. Политические представления старшеклассников в контексте гражданского воспитания и формирования политической культуры // Ценности и смыслы. 2012. № 3 (19). С. 149-166.
19. Селезнева А.В. Роль образовательных организаций в становлении национального и гражданского самосознания школьников // Ценности и смыслы. 2014. № 1. С. 69-79.
20. Селезнева А.В. Формирование политического сознания молодежи в современной России // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2013. № 2. С. 33-46.
21. Устав Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». URL: http://www.pansion-mil. ru/images/ustav2011.pdf (дата обращения: 14.04.2014).
22. Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для студентов вузов. М., 2007.