Научная статья на тему 'Методика изучения проявлений характера у детей-сирот'

Методика изучения проявлений характера у детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
740
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА / ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА / УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ / МЕТОДИКА / LEVEL OF CHARACTER FEATURES' DEMONSTRATION LEVELS / ORPHANS / STUDYING CHARACTER / CHARACTER FEATURES / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яковлева Наталья Федоровна

В статье описывается авторская методика изучения проявлений характера у детей-сирот, воспитывающихся в образовательных учреждениях интернатного типа, включающая 7 интегральных черт. Определены их когнитивные, эмоционально-волевые и деятельностно-поведенческие показатели. Приведены данные, полученные сравнением двух выборок: детей-сирот и детей, воспитывающихся в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STUDYING DEMONSTRATIONS OF AN ORPHAN'S CHARACTER

This work describes the author's methods of studying an orphan's character demonstration, brought up in a boarding school, that includes 7 integral features. Their cognitive, emotional-will and activity-behavior indicators are defined. The data got by comparing two groups orphans and children brought up in a family are presented.

Текст научной работы на тему «Методика изучения проявлений характера у детей-сирот»

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ХАРАКТЕРА УАЕТЕЙ-СИРОТ

Дети-сироты, изучение характера, черты характера, уровни проявления характерологических черт, методика.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве важнейшего фактора долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации определяет такие качества и черты характера личности, как инициативность, способность творчески мыслить, быть способным к обучению и переобучению в течение всей жизни и т. д., воспитание которых должна обеспечивать система образования. Задача воспитания нравственных деятельноволевых черт характера особенно актуальна для детей и подростков-сирот, чрезвычайно плохо социализирующихся в обществе по причинам искажения социального и психофизического развития, в числе которых плохое здоровье, культурная и социально-педагогическая запущенность, характерологические деформации. Все это ставит задачу выделения ядерных компонентов характера и разработки научно достоверных, доступных и надежных методов исследования их проявлений.

В психологии характерологические особенности человека определяются с помощью личностных тестов: многофакторные личностные опросники, проективные методики, тестовые методики, выявляющие отдельные устойчивые особенности [Батаршев, 2006, с. 88-89].

В педагогической науке характер рассматривается с этических позиций добра и зла, нравственности и безнравственности, а изучение его отдельных черт необходимо для постановки целей воспитания. С этой позиции характер является интегралом устойчивых и типичных отношений человека к различным объектам, ситуациям, событиям, состояниям окружающего мира, «сплавом» знания как результата интеллектуального познания определенной стороны действительности; переживания, представляющего эмоциональный отклик человека на объект отношения; поведения как способа реализации отношения [Бодалев, 2004, с. 9].

В теории и практике воспитания наиболее широкую известность получила Минимальная диагностическая программа изучения проявлений формирующегося характера (в вариантах для детей и для подростков) М.И. Шиловой, направленная на изучение черт, выражающих систему отношений человека к деятельности и индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений (гуманность, трудолюбие, чувство собственного достоинства и др.; волевые черты: готовность и умение сознательно регулировать свою деятельность, преодолевать трудности, регулировать свое поведение в соответствии с определенными принципами (целеустремленность, настойчивость и др.)) [Шилова, 2000].

В современных зарубежных исследованиях «хороший характер» (good character) рассматривается в тесной связи с понятиями «социальная компетентность» [Cheung Chau-kiu, Lee Tak-van, 2010] и «моральная компетентность» [Park, Petersoon, 2006]. В структуре характера выделяются 6 добродетелей, составля-

ющих основу «good character»: 1) мудрость и эрудиция (креативность, любознательность, любовь к учению; широта взглядов, восприимчивость; 2) мужество (искренность, храбрость, упорство, энтузиазм); 3) гуманность (доброта, любовь, социальный интеллект); 4) справедливость (честность, умение работать в команде, лидерство); 5) умеренность (великодушие, скромность, благоразумие, саморегуляция); 6) духовность (умение замечать и ценить прекрасное во всех сферах жизни, благодарность, оптимизм, чувство юмора, религиозность).

Целью исследования является описание авторской педагогической методики изучения проявлений черт характера (ИПХ), с одной стороны, вобравшей и «впитавшей» все ранее разработанные в педагогической науке методики, а с другой — позволяющей увидеть новые аспекты в методах познания индивидуального своеобразия характерологического развития детей, воспитывающихся в условиях образовательных учреждений интернатного типа.

Исходными положениями разработки данной методики являются следующие.

1. В структуре характера выделены семь интегральных черт, отражающих базовые отношения человека к миру, к обществу, к людям, к делу и к труду: гражданственность (патриотизм, российская идентичность, коллективизм); гуманность (доброта, справедливость, толерантность); духовность', ответственность (обязательность, организованность, дисциплинированность); социальная активность (трудолюбие, целеустремленность, инициативность); мужество (смелость, настойчивость, терпение, оптимизм); самоуважение (самокритичность, чувство собственного достоинства).

2. Определены отдельные показатели проявления каждой интегральной черты, изучаются в каждой из трех сфер: когнитивной (знает, понимает); эмоционально-волевой (признает, положительно относится, ценит); деятельнос-тно-поведенческой (делает, поступает в соответствии со знаниями, убеждениями, ценностями).

3. Количественная оценка сформированности выделенных черт производится по непрерывной шкале порядка с широким диапазоном значений от 0 до 213 баллов. В зависимости от количественной оценки выраженности проявления интегральной черты выделены три уровня — критический, достаточный, оптимальный.

Возможности методики ИПХ. В целях простоты и доступности методики для использования в практике воспитания разработан ее электронный вариант с функциями обработки данных, оценки рисков, интерпретации результатов и методическими рекомендациями для педагогов. Оценка когнитивных, эмо-ционально-волевых и деятельностно-поведенческих показателей проявления характерологических черт позволяет понять, какие структуры характера не сформированы или деформированы, и точно определить педагогические «мишени» — цели индивидуально-ориентированного программирования воспитания, развития и коррекции характерологических черт, прогнозировать риск социальной дезадаптации, дезинтеграции и десоциализации ребенка, что особенно актуально для детей, лишенных родительского попечения (табл.).

Таблица

Методика изучения проявлений характера детей и подростков (ИПХ)

№ п/п Критерий Компоненты интегральной черты Показатели (проявления в соответствии с возрастной нормой) Уровень сформированное™

1 Граждан- ственность Патриотизм Российская идентичность Коллективизм Когнитивные: знает историю России; имеет представление о культурных традициях населяющих ее народов, знает законы государства; понимает моральные нормы общества; осознает необходимость норм коллективной жизни (1 балл за каждый показатель). 5 Эмоционально-волевые: любит Родину; интересуется историей и культурой России; уважает законы; признает правила общественной жизни; признает моральные нормы; гордится российским гражданством; ценит принадлежность к коллективу (школы, класса, малой группы (2 балла за каждый показатель). 7 Деятельностно-поведенческие: в поведении следует законам и традициям общества; руководствуется моральными нормами; принимает посильное участие в общественной жизни; участвует в деятельности по улучшению жизни своей малой Родины; умеет работать в коллективе (3 балла за каждый показатель). 5 Критический: суммарный балл по всем показателям менее 15 Допустимый: суммарный балл по всем показателям от 16 до 25 Оптимальный: суммарный балл по всем показателям от 26 до 34

2 Гуманность Доброта Толерантность Справедливость Когнитивные: имеет представление о добре и зле; понимает смысл и сущность гуманных человеческих качеств; умеет распознавать и анализировать их проявления в своих поступках и в поведении другого человека (1 балл за каждый показатель). 3 Эмоционально-волевые: способен к эмпатии и состраданию другим людям; к контролю и регуляции своего эмоционального состояние; уравновешен; устойчив к стрессу. (2 балла за каждый показатель). 4 Деятельностно-поведенческие: доброжелателен и вежлив в общении; бескорыстно помогает другим людям; в конфликтной ситуации уважает права и учитывает мнение других людей; совершает моральный выбор с учетом интересов других людей; терпим к проявлению инакомыслия; уважителен к людям разных национальностей; имеет друзей; верен в дружбе, не допускает в поведении оскорблений, вербальной и физической агрессии (3 балла за каждый показатель). 9 Критический: суммарный балл по всем показателям менее 16 Допустимый: суммарный балл по всем показателям от 16 до 29 Оптимальный: суммарный балл по всем показателям от 30 до 39

Продолжение табл.

№ п/п Критерий Компоненты интегральной черты Показатели (проявления в соответствии с возрастной нормой) Уровень сформированности

3 Духовность Когнитивные: понимает разницу между духовным и материальным; имеет представление о духовных интересах человека; владеет знаниями о достижениях человечества в области культуры (музыки, живописи и др.); умеет оценивать явления и объекты культуры с этической и эстетической точки зрения (1 балл за каждый показатель). 4 Эмоционально-волевые: стремится к познанию, к поиску смысла бытия; испытывает эмоциональные переживания при восприятии музыки, кино, театральных постановок и др.; ценит достижения человечества в области культуры; имеет потребность в самовыражении средствами искусства (2 балла за каждый показатель). 5 Деятельностно-поведенческие: в чтении художественной литературы, в просмотре фильмов и др. отдает предпочтение произведениям духовно-нравственного содержания; не проявляет интереса к произведениям низкопробного содержания (порнографическим фильмам и сайтам, «мыльным» операм и пр.); бережно относится к предметам и памятникам культуры; занимается музыкой, живописью и другими видами художественно-эстетической деятельности (3 балла за каждый показатель). 4 Критический: суммарный балл по всем показателям менее 13 Допустимый: суммарный балл по всем показателям от 13 до 21 Оптимальный: суммарный балл по всем показателям от 22 до 26

4 Ответствен- ность Обяз ате льность, организованность, дисциплинированность. Честность Когнитивные: знает сущность понятий «обязанность», «долг», «дисциплина», «ответственность»; умеет распознавать, анализировать и оценивать их проявления в своих поступках и в поведении другого человека (1 балл за каждый показатель). 2 Эмоционально-волевые: согласен с общепринятыми правилами и стандартами; добровольно принимает обязанности; способен к волевому усилию и управлению своими желаниями; испытывает чувство вины и стыда в случае нарушения обязанностей, обещаний (2 балла за каждый показатель). 4 Деятельностно-поведенческие: выполняет обязанности и обещания; планирует, организовывает и контролирует свою деятельность; подчиняет поведение требованиям дисциплины; прогнозирует последствия своих поступков; искренен и правдив в отношениях с людьми (3 балла за каждый показатель). 5 Критический: суммарный балл по всем показателям менее 15 Допустимый: суммарный балл по всем показателям от 15 до 19 Оптимальный: суммарный балл по всем показателям от 20 до 25

Продолжение табл.

№ п/п Критерий Компоненты интегральной черты Показатели (проявления в соответствии с возрастной нормой) Уровень сформированности

5 Социальная активность Трудолюбие Це леустр емлен -ность Инициативность Когнитивные: осознает значимость и необходимость труда; имеет представление о различных видах труда; владеет трудовыми, учебными умениями и навыками; умеет ставить социально и личностно значимые цели; умеет планировать, организовывать и контролировать свою деятельность; владеет организаторскими умениями и навыками (1 балл за каждый показатель). 7 Эмоционально-волевые: любит трудиться; ценит результаты своего и чужого труда; стремится к успеху; испытывает удовольствие при достижении успехов в труде, учебе и др. видах деятельности; чувствителен к оценкам результатов своего труда со стороны других людей; имеет потребность в лидерстве и управлении деятельностью других людей; уверен в своих силах (2 балла за каждый показатель). 7 Деятельностно-поведенческие: прилежно учится; добросовестно трудится; имеет позитивные цели в основных сферах жизнедеятельности; предприимчив в деятельности; добровольно принимает и выполняет обязанности лидера, организатора (3 балла за каждый показатель). 5 Критический: суммарный балл по всем показателям менее 19 Допустимый: суммарный балл по всем показателям от 19 до 29 Оптимальный: суммарный балл по всем показателям от 30 до 36

6 Мужество Смелость Настойчивость Терпение Оптимизм Когнитивные: знает правила безопасного поведения; умеет принимать самостоятельные решение в сложных жизненных ситуациях; умеет прогнозировать и анализировать последствия рискованного поведения; имеет собственное мнение; умеет его отстаивать; понимает необходимость настойчивости и терпения в достижения цели (1 балл за каждый показатель)^ Эмоционально-волевые: ценит принципиальность и смелость; способен сохранять хладнокровие и выдержку в ситуациях угрозы безопасности жизнедеятельности; готов к разумному риску; эмоционально настроен на положительный результат (2 балла за каждый показатель). 4 Деятельностно-поведенческие: придерживается правил безопасного поведения; действует в соответствии со своими нравственными принципами; не склонен поддаваться влиянию других людей и обстоятельств; принимает самостоятельные решения в сложных жизненных ситуациях; прогнозирует и анализирует последствия своего и чужого рискованного поведения; отстаивает свою позицию; настойчив и терпелив в достижения цели (3 балла за каждый показатель). 7 Критический: суммарный балл по всем показателям менее 18 Допустимый: суммарный балл по всем показателям от 18 до 26 Оптимальный: суммарный балл по всем показателям от 27 до 35

Окончание табл.

№ п/п Критерий Компоненты интегральной черты Показатели (проявления в соответствии с возрастной нормой) Уровень сформированности

7 Самоуваже- ние Самокритич- ность Чувство собственного достоинства Когнитивные: умеет анализировать и оценивать свои поступки, поведение; знает свои положительные и отрицательные привычки, качества, черты характера; понимает необходимость самосовершенствования; имеет представления о методах самовоспитания (1 балл за каждый показатель). 4 Эмоционально-волевые: ценит свои положительные качества и черты; критически относится к своим недостаткам; испытывает потребность в преодолении недостатков своего характера и развитии его положительных черт (2 балла за каждый показатель). 3 Деятельностно-поведенческие: анализирует свои поступки и поведение; ставит цели самоизменения; занимается самосовершенствованием, саморазвитием, самовоспитанием (3 балла за каждый показатель). 3 Критический: суммарный балл по всем показателям менее 14 Допустимый: суммарный балл по всем показателям от 14 до 16 Оптимальный: суммарный балл по всем показателям от 17 до 19

Апробация методики ИПХ. Методика апробировалась в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений разных типов: МОУ «Лицей № 3», детский дом «Самоцветы» г. Красноярска, Ирбейский детский дом, Ачинский со-циально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Ачинская Мариинская женская гимназия, Вечерняя сменная школа Канской воспитательной колонии. Исследование проводилось на двух выборках подростков: 1) воспитанни-ки-сироты из образовательных учреждений интернатного типа (93 чел.); 2) подростки лицея, воспитывающиеся в семье (96 чел.), подобранные по возрасту (14— 16 лет) и полу (54 % мальчиков и 46 % девочек в группе детей-сирот, 53 % мальчиков и 47 % девочек в группе учащихся лицея). Изучение проявлений характерологических черт осуществлялось методом педагогического наблюдения классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов (12 педагогов, 14 воспитателей).

Интерпретация результатов. Полученные в результате исследования данные анализировались в целом по выборке, отдельно по мальчикам и девочкам по: абсолютной и относительной частоте встречаемости уровней проявления отдельных черт и их совокупности; дисперсии выраженности когнитивных, эмо-ционально-волевых и деятельностно-поведенческих показателей; риску социальной дезадаптации и др. Поскольку в рамках статьи не представляется возможным привести их полностью, ограничимся сравнением распределения абсолютной частоты встречаемости совокупности интегральных характерологических черт в различных диапазонах проявления (рис.).

На диаграмме рис. представлены 2 графика, иллюстрирующие, как часто встречается определенный уровень проявления совокупности интегральных черт (от 0 до 15 раз по каждой выборке) в диапазонах от 20 до 240 баллов у сирот и «домашних» детей. Как видно из графиков рис., у детей-сирот выше частота проявлений характерологических черт в диапазоне критического уровня до 107 баллов —

42 и 17 соответственно. Кроме этого, значения критического уровня у сирот более

Распределение частот характерологических проявлений у детей-сирот и у учащихся лицея

Дети-сироты ■ Учащиеся лицея

Рис. Сравнительная диаграмма распределения частот характерологических проявлений у воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот и у учащихся общеобразовательного лицея. По горизонтали: диапазон суммарных значений проявлений 7 интегральных характерологических черт (213-172 - оптимальный уровень; 171-107 - допустимый уровень; менее 107 - критический). По вертикали: абсолютная частота встречаемости суммарного балла у респондентов

смещены к нижней границе. Так, проявления в интервале до 50 баллов выявлены у 15 сирот и лишь у 2 родительских детей; в последующих интервалах критического уровня разрыв между значениями также сохраняется: в диапазоне от 51 до 70—12 и 4, от 71 до 90—15 и 11 соответственно. Если обратиться к данным (здесь не приводятся) о проявлениях когнитивных, эмоционально-волевых и поведенческих показателей, то можно увидеть, что наибольший «дефицит» в диапазоне критического уровня связан с низкими показателями в эмоциональноволевой и поведенческой сферах у лицеистов и с низкими показателями во всех трех сферах у детей-сирот. Сравнение частот встречаемости допустимого уровня проявлений характерологических черт показывает, что она выше у учащихся лицея практически во всех диапазонах, при этом в обеих выборках наблюдается тенденция максимальных частот в диапазоне 130—171 балл: 19 — у сирот и 27 — у лицеистов. В допустимом диапазоне преимущественно «западают» деятельнос-тно-поведенческие показатели у домашних детей, у сирот — эмоционально-воле-вые и деятельностно-поведенческие. В диапазоне оптимального уровня проявлений (172—213) максимальное различие абсолютных частот наблюдается: 26 у учащихся и только 7 у воспитанников интернатных учреждений.

Из представленных данных можно сделать важные педагогические выводы. Во-первых, разработанная методика позволяет измерить уровни проявлений

формирующегося характера детей-сирот по доступным для педагогического наблюдения когнитивным, эмоционально-волевым и деятельностно-поведенческим показателям. Во-вторых, полученные данные позволяют оценить риск социальной дезадаптации, дезинтеграции, десоциализации ребенка, поставить цели и задачи индивидуально-ориентированного программирования воспитания нравственных деятельно-волевых черт и психолого-педагогической коррекции характерологических деформаций. В-третьих, выбранная для измерения непрерывная шкала порядка широкого диапазона предоставляет возможность ранжировать значения от минимального до максимального, что позволяет изучать динамику формирования интегральных характерологических черт.

Библиографический список

1. Батаршев А.В. Типология характера и личности: практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Питер, 2006.

2. Бодалев А.А. Об изучении характера человека // Сибирский характер как ценность: кол. монография / под общ. ред. М.И. Шиловой. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. С. 8-23.

3. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. 2000. № 6. С. 19-43.

4. Cheung Chau-kiu, Lee Tak-van. Improving social competence through character education // Evaluation and Programm Planning. Child Welfare and the Challenge of the New Americans. 2010. August. P. 255-263.

5. Park N., Petersoon C. Moral competence and character* strengths among adolescents: The development and validation of the Values in Action Inventory of Strengths for Youth // Journal of Adolescence. 2006. P. 891-909.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.