Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренные дети / познавательная потребность / логическое мышление / творческое мышление / гранты / сверхчувствительность / перфекционизм / gifted children / cognitive need / logical thinking / creative thinking / grants / hypersensitivity / perfectionism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баймурзаева Шагани Баймурзаевна, Батырова Малика Рашитхановна

В статье изучены некоторые аспекты проблемы выявления и развития одаренных детей в нашей стране. Обоснована актуальность проблемы выявления одаренных детей; сложность, субъективность, неоднозначность развития и воспитания таких детей. Актуальность задачи, обуславливает необходимость поддержки одаренности на законодательном (государственном) уровне, является одним из приоритетных направлений государственной политики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE PROBLEM OF IDENTIFICATION AND DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN

The article examines some aspects of the problem of identifying and developing gifted children in our country. The relevance of the problem of identifying gifted children is substantiated; complexity, subjectivity, ambiguity of the development and upbringing of such children. The relevance of the task determines the need to support giftedness at the legislative (state) level and is one of the priority areas of state policy in Russia.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

Ульяновск: SIMJET, 2011. - С. 250-253. - EDN UCJDEB.

2. Репринцева, Ю. С. Технология ценностного обучения как продуктивный методический инструментарий формирования ценностно ориентированной личности обучающихся / Ю. С. Репринцева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. - 2023. - № 1. - С. 19-24.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Мин-ва просвещения Рос. Федер. от 31 мая 2021 г. № 286 // Гарант. — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/400907193/para-graph/1:0 (дата обращения: 16.12.2023).

References

1. Abdrakhman G.K. Cultural approach in education. Taraz State Pedagogical Institute. Bulletin of ISU. 2009. № 24. URL: http://nbisu.moy.su/_ld/7/730_Abdrax-man_G.C..pdf (accessed date: 16.12.2023).

2. Federal State Educational Standard for Primary General Education: Approved by order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 № 286 [Electronic Resource] // Guarantor. URL: http://ivo.garant.ru/#/docu-ment/400907193/paragraph/1:0 (accessed date: 16.12.2023).

3. Gonezhuk, A. G. Essence of the humanization of education/A. G. Gonezhuk, B. A. Nepso, A. V. Kushu. Sciences of Europe. 2021. № 76-2(76), рр. 45-49.

5. Reprintseva, Yu. S. Technology of value learning as a productive methodological toolkit for the formation of a value-oriented personality of students//Bulletin of Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series # 3. Humanities and social sciences. 2023. № 1, рр. 19-24.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Баймурзаева Шагани Баймурзаевна

Кандидат исторических наук, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: dagfumo@mail.ru

Батырова Малика Рашитхановна

Аспирантка, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: dagfurao@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-49-59

Аннотация: в статье изучены некоторые аспекты проблемы выявления и развития одаренных детей в нашей стране. Обоснована актуальность проблемы выявления одаренных детей; сложность, субъективность, неоднозначность развития и воспитания таких детей. Актуальность задачи, обуславливает необходимость поддержки одаренности на законодательном (государственном) уровне, является одним из приоритетных направлений государственной политики в России.

Ключевые слова: одаренные дети, познавательная потребность, логическое мышление, творческое мышление, гранты, сверхчувствительность, перфекционизм.

SOME ASPECTS OF THE PROBLEM OF IDENTIFICATION AND DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN

Baymurzaeva Shagani Baymurzaevna

Candidate of Historical Sciences, International Innovative University (Sochi), e-mail: dagfurao@mail.ru

Batyrova Malika Rashitkhanovna

Postgraduate student, International Innovative University (Sochi), e-mail: dagfurao@ mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-49-59

Annotation: the article examines some aspects of the problem of identifying and developing gifted children in our country. The relevance of the problem of identifying gifted children is substantiated; complexity, subjectivity, ambiguity of the development and upbringing of such children. The relevance of the task determines the need to support giftedness at the legislative (state) level and is one of the priority areas of state policy in Russia.

Key words: gifted children, cognitive need, logical thinking, creative thinking, grants, hypersensitivity, perfectionism.

В сложных экономических, социальных и политических условиях мирового сообщества и отдельных стран, в обществе, в частности в современной российской экономике возрастает потребность в людях, мыслящих нестандартно, творческих, активных, способных неординарно подойти к поставленным задачам.

Одаренные дети являются мощным и огромным ресурсом общественного развития. Они в перспективе способны обеспечить стране технический, социальный, экономический, культурный рост.

Поэтому, забота об одаренных детях сегодня, - это вклад в развитие науки в будущем.

В теоретическом плане российская психология имеет свои накопления

в области изучения одарённых детей, но разработкой вопросов обучения и воспитания незаурядных детей занимались мало. В основном эта литература зарубежных авторов.

Например, Матюшкин А.М., Меде В., Гильбух Ю. З.З. считают, что «одаренным можно назвать ребенка, который значительно превосходит своих сверстников по достижениям или способностям в какой-либо деятельности. Если темпы психического развития необычайно быстрые и ребенок явно успешен в каком-либо виде деятельности, то правомерно признать его одаренным». [4]. Но можно ли считать, что у этого ребёнка есть все предпосылки, чтобы со временем стать одарённым взрослым?

Лейтес Н.С., Бурменская Г.В., Крутецкий В.А. считают, что этот вопрос должен рассматриваться индивидуально и однозначно утверждать его нельзя. Достоверное определение ценности особенностей ребенка и выявление детей, выдающиеся характеристики которых гарантируют будущие возможности - очень сложная проблема, которая еще далека от решения психологической наукой. [3].

Из анализа литературы видно, что одаренность обычно понимается как большая открытость к обучению и более яркое проявление творческих способностей по сравнению со сверстниками.

Возникает вопрос, в каких семьях рождаются одарённые дети?

Американские учёные считают, что нет специфических факторов, определяющих возможность рождения одаренных детей в семье, в которой родители обладают полноценным здоровьем. Данный факт не зависит от культурного уровня семьи. В какой мере будут реализованы задатки, какого уровня способности сформируются на их базе, зависит от культурно-педагогических факторов.

В учебном процессе, как считают Богоявленский Д. Б., Голубева Э.А., основная проблема - активизировать умственную деятельность, которая способствует развитию способностей, мотивировать обучающихся постоянно совершенствоваться. В связи с этим необходимо разнообразить программу, учитывая потребности одаренных детей [1].

Для этого необходимо изучить особенности одаренных детей. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М., Мелик-Пашаев А.А. выделяют 3 основные черты:

1. Познавательная потребность, что проявляется в активности ребенка: он всегда находится в поиске новой информации, впечатлений. Количество новой информации прямо пропорционально развитию любознательности. Ему доставляет удовольствие умственное напряжение. В целом у ребенка наблюдается более высокая, чем у сверстников, потребность в самом процессе умственной деятельности.

2. Безусловно, его мышление характеризуется конкретностью мышления, однако и способностью к абстракциям. Одаренные дети отличаются скоростью выполнения операций. Это связано с устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью. У них сформированы навыки логического мышления,

наблюдается стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям. Все эти способности находят свое выражение в богатстве словаря, оригинальности словесных ассоциаций одаренных школьников. Именно поэтому у одаренных детей хорошо развиты речевые способности.

3. Одаренные дети нестандартно рассуждают, находят путь решения,

у них развито творческое мышление и воображение.

А.И. Савенков отмечает, что в практике выделяют три категории одаренных детей. Данные представления становятся основой дифференциации обучения. Первая категория одаренных, которую принято выделять, дети с высокими показателями по уровню общей одаренности [9].

Вторая группа одаренных, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми. Традиция создавать для них особое образовательное пространство уходит вглубь веков.

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Соглашаясь с А.М. Матюшкиным, «одаренным» будем считать тогда, когда ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников. Если у ребёнка необыкновенно быстрый темп умственного развития и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. Соответственно, задачей педагога становится выявить область одаренности младших школьников, подобрать и разработать программу, способствующую развитию способностей детей [4].

Необходимо отметить, что выявление одаренных детей в начальной школе - процесс достаточно субъективный и определяет ряд проблем. Сложность и не однозначность, целесообразность и перспективность вопроса - выявления и развития одаренных детей, определяет необходимость поддержки на государственном уровне.

В 2003 году в рамках президентской программы «Одарённые дети» на государственном уровне в России вышла в свет рабочая концепция, которая обобщила позиции отечественных учёных в области психологии одарённости. Эта разработка на сегодняшний момент пока является единственным нормативным документом в России, который даёт общее представление об одарённости и применяется участниками образовательного процесса в решении важных проблем развития этого феномена. Рабочая концепция озвучивает определение одарённости, перечисляет её виды, определяет пути идентификации и другое.

В этом документе «одарённость» - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1].

После того, как текст концепции был опубликован впервые, создание в образовательной среде особых условий работы с детьми, проявляющими способности и таланты, становится особо значимым.

В Национальной образовательной инициативе подчёркивается, что обучение одарённых детей и работа с талантливой молодёжью должна быть экономически рациональной и обоснованной. Финансирование обучения талантливых детей должно определяться исходя из особенностей школьников. Учителя, благодаря которым учащиеся добиваются высоких результатов, должны поощряться стимулирующими выплатами.

В 2010 году 17 декабря был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт [7]. Данный документ делает упор на формирование у учащихся созидательных и творческих качеств личности, воспитание чувства патриотизма, ценности малой Родины, Отечества, родного языка, уважения культуры и духовных традиций России. Стандарт представляет портрет современного выпускника, как личность, которая занимает активную позицию в социуме, соблюдает закон и правовой порядок, обладает рефлексивными умениями, осознаёт свои обязанности как члена семьи и общества.

Весной 2012 года утверждается общенациональная Концепция поддержки юных талантов [2].

Данным документом уделяется особое внимание подготовке педагогических и управленческих кадров, а также развитию научных обществ и школ, внедрению проектных, дистанционных, и иных инновационных технологий обучения. Развитие молодых талантов представляется через организацию конкурсов профессионального мастерства. Государство предлагает новые формы поддержки победителей, призёров и лауреатов интеллектуально-творческих испытаний.

В этом же году в майском Указе В.В. Путин акцентирует внимание на необходимость разработки комплексных мероприятий, которые будут направленны на сопровождение одарённой молодёжи [10].

В 2014 году утверждается целевая программа развития образовательной системы до 2020 года. Эта программа определяет приоритетные «точки роста» и механизмы участия субъектов образовательного процесса в исполнении ведущих направлений развития образования. На основании данного документа осуществляется популяризация научно-исследовательской и творческой деятельности среди детей и молодёжи. Концепция предлагает предоставлять опции и создавать необходимые ресурсы для оказания адресной поддержки талантливым детям. Концепция подчёркивает наличие ресурсной базы выявления и развития талантливых детей и ссылается на успешно апробированные ФГОС, на пополнение медиатеки методических разработок. Но, помимо этого, необходимо осуществлять радикальное и всестороннее развитие квалификации работников образования, принимать комплексные меры по повышению социальной направленности системы образования, необходима разработка и проведение мероприятий по формированию у молодёжи установки на сохранение здоровья, развитию творческой одарённости, активной гражданской позиции [8].

В ноябре 2015 г. (Постановление Правительства РФ N 1239) определяются правила, на основании которых можно организовывать ряд мер по сопровождению одарённых учащихся. Этим документом: определён порядок работы с данной категорией детей, начиная с органов региональной власти, заканчивая учебными центрами и организациями; перечислены мероприятия, направленные на развитие одарённости; описана процедура оформления сведений на государственном информационном ресурсе о лицах, проявивших выдающиеся способности и соискателях на получение грантов, премий и стипендий Президента РФ [6].

Обработка персональных данных по данным правилам включает в себя: сбор информации о победителях и призёрах конкурсов, разработка рекомендаций по индивидуальному развитию, организация обучения с применением электронного обучения и дистанционных технологий, информирование о результатах работы с одарёнными детьми. Помимо этого, в правилах перечислены формы и полномочия сопровождения одарённых детей: тьюторская и тренерская поддержка, профессиональная ориентация, оказание помощи в трудоустройстве, психолого-педагогиче ская поддержка.

В феврале 2016 года выходит приказ, в котором конкретизируется перечень сведений об одарённом ребёнке. К таким данным относят достижения и результаты олимпиад, творческих конкурсов, спортивных состязаний. В приказе также отмечается, что достоверность результативного участия необходимо подтверждать наградными документами тех организаций, которые проводят испытания, протоколами и положениями конкурсов. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2016 г. N 134 «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одарённых детей»/ Российская Федерация. Законы. - Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 11.07.2022). -Текст: электронный. В Послании Президента к Федеральному собранию в 2016 году Владимир Путин особое внимание уделяет системе образования нашей страны, в том числе и поддержке одарённых детей. Президент отмечает успешность работы образовательного центра «Сириус» и предлагает создать «целое созвездие» подобных учреждений в регионах [5].

Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из актуальных задач цивилизованного общества и определяющим вектор развития образования на ближайшие десятилетия и в данном ключе, при активной поддержке правительства, развивается стратегия вопроса:

1. Стратегия действий в соответствии с интересами детей до 2017 года. На основании данного документа определена траектория профессионального развития, самореализации детей в востребованных видах деятельности, раскрытие возможностей всех детей. Одной из ведущих задач стратегии является выявления талантливых детей со скрытой одарённостью. Подчёркивается необходимость нормативно-правового регулирования особых потребностей и интересов ребят, которые проявляют способности в различных областях; модернизации учебных организаций, осуществляющих работу с одарёнными детьми.

2. Федеральная программа образования до 2025 года. Одной из задач

программы является обеспечение результативной работы по социализации и самореализации, развитию потенциала талантливой молодёжи. В подпрограмме, посвящённой дошкольному и дополнительному образованию, определены показатели результативности такой работы. К ним относятся:

- организация подготовки учащихся к обучению в СПО и высших учебных заведениях и дальнейшей профессиональной деятельности в условиях высокотехнологичной экономики;

- повышение количества детей до 18 лет, которые обучаются по дополнительным программам как в школе, так и в других образовательных организациях;

- финансовая поддержка проведения олимпиад, научно-творческих конкурсов и спортивных состязаний;

- поддержка талантливых учащихся, предоставление премий и стипендий Президента РФ;

- развитие социальных практик талантливой молодёжи, обеспечение поддержки предпринимательской активности молодёжи.

3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2025 годы. В предложенном документе к нормативно-правовым мероприятиям, регулирующих систему выявления, поддержки и развития молодых талантов, впервые относят разработку и утверждение критериев отбора и порядка выявления и поддержки одарённых детей, и мониторинг развития одарённости. Акцент делается на разработку нормативного правового акта, который предусматривает грантовую поддержку Президента Российской Федерации для молодых талантов, поступивших на обучение и обучающихся в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Концепция также определяет основные векторы развития инфраструктуры для работы с одарёнными детьми: создание государственного реестра стипендиального фонда, премиальных поощрений, грантовых мероприятий для талантливой молодёжи; оформление и организация работы веб-портала для родителей и педагогов, работающих с одарёнными учащимися; создание центров в регионах, ориентированных на индивидуальную работу с одарённой и талантливой молодёжью.

Среди показателей эффективности реализации данной Концепции выделяют: премирование талантливой молодёжи (не менее 1000 к 2025году); число одарённых учащихся, участвующих в проектах частно-государственного партнёрства в регионах (не менее 300 человек); увеличение педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы (от 20% общей численности педагогических работников РФ)[6].

4. Развитие воспитания в Стратегии РФ до 2025 года. Особое внимание стратегия уделяет системе нравственности, ценностей личности. В документе уделяется внимание таким негативным массовым явлениям как: экстремизм, ксенофобия, национализм, коррупция, дискриминация и так далее. Стратегия уделяет внимание условиям осуществления ряда мероприятий, объединяющих

стремления и меры воспитания детей как на уровне семьи, так и на государственном уровне. Для реализации поставленных задач стратегия призвана опираться на потенциальные возможности не только общеобразовательных школ, но и организаций дополнительного образования.

Сегодня феномен одарённости озвучивается как проблема развития способностей и талантов и является частью новых проектов, течений и форм организации обучения в сфере образования Российской Федерации. Наше общество испытывает острую потребность в неординарной творческой личности.

К основным видам образовательных организаций, в которых может осуществляться обучение одарённых учащихся, мы можем отнести: дошкольные учреждения, в которых осуществляют подготовку детей к переходу в образовательную среду; общеобразовательные организации, где будет возможным обучение по индивидуальным маршрутам, в зависимости от типа одарённости учащегося; дополнительные общеобразовательные центры и школы, организующие адресное внешкольное развитие; и наконец, специализированные учреждения, с углубленными и профильными программами [1].

Одарённые дети - особенные, и они требуют к себе должного внимания и отношения, что зачастую не воспринимается позитивно со стороны класса. Другие дети, видя перед собой более успешного и талантливого ученика, который, к тому же, зачастую может требовать к себе особого отношения, не захотят принимать его в свой дружеский коллектив, поэтому одарённый ребёнок зачастую оказывается в классе изгоем: с ним не хотят общаться сверстники, над ним подшучивают или же вовсе избегают. У одаренных детей интеллектуальные интересы редко совпадают с интересами их сверстников, и они могут оказаться социальными аутсайдерами среди большинства типичных школьников. Одаренные дети часто узнают в раннем возрасте, что они просто не вписываются в общество, и найти друга-единомышленника часто бывает очень сложно. Всё это препятствует успешному вхождению ребёнка в социум, из которого вытекают новые поведенческие проблемы, или, что хуже, внутренние психологические переживания ребёнка, которые несут в себе накопительный характер. Для их предотвращения требуется комплексная работа по психолого-педагогическому сопровождению ребёнка как со стороны педагогов, так и родителей ребёнка. Более того, одарённые дети сверхчувствительны.

Сверхчувствительность присуща одарённым детям потому, что такие дети - перфекционисты. Для них важен идеальный, безупречный результат, превосходящий не только других, но и с каждым разом превосходящий самого себя. Бесконечное стремление к идеалу может вызвать ряд проблем в обучении. Например, решая самую простую задачу, одарённый ребёнок может начать искать в ней более глубинный смысл, где его может не быть вовсе, что вызовет определённый диссонанс в его голове, он будет думать, что не может задача быть настолько лёгкой, не иметь какого-либо другого, неординарного решения. И важно отметить, несоответствие физического, творческого и интеллектуального развития. Одно может быть развито очень сильно, в то время как другой параметр

может сильно отставать [1].

Несинхронность целостности развития личности является одной из ключевых психолого-педагогических особенностей одарённого ребёнка младшего подросткового возраста. Наличие высокого уровня гибкости мышления встречается в природе достаточно редко, именно поэтому он присущ именно одарённым детям. Способность младших одарённых подростков анализировать информацию, обобщать полученные данные и искать новые пути решения проблемы - ключевой фактор их повышенного уровня академической успеваемости в образовании. Видеть то, что не видят другие - это и есть гибкость мышления. Находя новые пути решения уже существующих проблем, одарённые дети демонстрируют свою исключительность по сравнению с другими.

Таким образом, выявление, обучение и воспитание одаренных детей очень важны в расширении и развитии интеллектуальных и творческих ресурсов страны. Поддержка одаренности на законодательном (государственном) уровне является одним из приоритетных направлений государственной политики в России.

Литература

1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одарённости // Д.Б. Богоявленская // Теоретические и прикладные исследования. - Москва, 2003. - С. 46-68.

2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: Федеральный закон от 3.04. 2012 года/. - Текст: электронный // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. - Москва, 2012.

3. Лейтес, Н.С. Ранние проявления одарённости // Вопросы психологии. -1988. - № 4. - С. 98-107.

4. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 29-33.

5. Послание Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. б/н (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) /Президент России - Текст: электронный. - URL: http://www.krem-Нп.т/аС^/Ьапк/41550(дата обращения: 01.11.2023).

6. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (с изменениями и дополнениями) / Российская Федерация. Законы. - Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 05.11.2023). - Текст: электронный.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» / Российская Федерация. Законы. -Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 01.11.2023). - Текст: электронный.

8. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования

на 2016-2020 годы» / Российская Федерация. Законы. - Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 09.11.20223). - Текст: электронный.

9. Савенков, А.И. Психология детской одарённости: учебник / А.И. Савенков. - Москва: Юрайт, 2017. - 440 с.

10. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» /Президент России - Текст: электронный - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35263 (дата обращения: 05.11.2023).

References

1. Bogoyavlenskaya, D.B. Rabochaya kontseptsiya odarennosti [Working concept of giftedness]. D.B. Bogoyavlenskaya. Teoreticheskie i prikladnye issledovaniya. Moskva, 2003. P. 46-68.

2. Kontseptsiya obshchenatsional'noi sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov: Federal'nyi zakon ot 3.04. 2012 goda [The concept of a nationwide system for identifying and developing young talents: Federal Law of April 3. 2012]. Tekst: elektronnyi. Konsul'tantPlyus. VersiyaProf. Moskva, 2012.

3. Leites, N.S. Rannie proyavleniya odarennosti [Early manifestations of giftedness]. Voprosy psikhologii. 1988. № 4. P. 98-107.

4. Matyushkin, A.M. Kontseptsiya tvorcheskoi odarennosti [The concept of creative talent]. Voprosy psikhologii. 1989. №6. P. 29-33.

5. Poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 01.12.2016 g. b/n (O polozhe-nii v strane i osnovnykh napravleniyakh vnutrennei i vneshnei politiki gosudarstva) [Message of the President of the Russian Federation dated December 1, 2016, b/n (On the situation in the country and the main directions of the domestic and foreign policy of the state)]. Prezident Rossii. Tekst: elektronnyi. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41550(data obrashcheniya: 01.11.2023).

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2015 g. N 1239 «Ob utverzhde-nii Pravil vyyavleniya detei, proyavivshikh vydayushchiesya sposobnosti, soprovozh-deniya i monitoringa ikh dal'neishego razvitiya» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2015 N 1239 "On approval of the Rules for identifying children who have demonstrated outstanding abilities, accompanying and monitoring their further development" (with amendments and additions)]. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Dostup iz SPS Garant (data obrashcheniya: 05.11.2023). Tekst: elektronnyi.

7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta os-novnogo obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 No. 1897 "On approval of the federal state educational standard of basic general education"]. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Dostup iz SPS Garant (data obrashcheniya: 01.11.2023). Tekst: elektronnyi.

8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 dekabrya 2014 g. № 2765-r «Ob utver-

zhdenii Kontseptsii Federal'noi tselevoi programmy razvitiya obrazovaniya na 20162020 gody» [Order of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014 No. 2765-r "On approval of the Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020"]. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Dostup iz SPS Garant (data obrashcheniya: 09.11.20223). Tekst: elektronnyi.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Savenkov, A.I. Psikhologiya detskoi odarennosti: uchebnik [Psychology of children's giftedness: textbook]. A.I. Savenkov. Moskva: Yurait, 2017. 440 p.

10. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. № 599 «O merakh po realizatsii go-sudarstvennoi politiki v oblasti obrazovaniya i nauki» [Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 599 "On measures to implement state policy in the field of education and science"]. Prezident Rossii. Tekst: elektronnyi. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/35263 (data obrashcheniya: 05.11.2023).

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

ОБУЧЕНИЕ ГЛАГОЛАМ ДВИЖЕНИЯ ГРУПП В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Асонова Галина Анатольевна

Старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва), e-mail: asonova.galina@yandex.ru

Баранова Светлана Евгеньевна

Старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва), e-mail: Baranova.SE@rea.ru

Успенская Людмила Игнатьевна

Старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва), e-mail: Uspenskaya.LI@rea.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-59-73

Аннотация: статья посвящена анализу значимости применения цифровой образовательной среды при обучении глаголам движения на этапе довузовской подготовки иностранных учащихся по дисциплине «Русский язык как иностранный». Исследование было проведено в ноябре 2023 г.. Феномен глаголов движения как обособленной грамматической темы русского языка объяснен с позиций коммуникативного подхода, реализованного в условиях цифровой образовательной среды, продолжающей играть важную роль в современной методике обучения русскому языку. Актуальность статьи обусловлена необходимостью в представлении новых методических способов обучения глаголам движения. Исследование проведено на основе принципа наглядности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.