Научная статья на тему 'Некоторые аспекты преподавания безопасности жизнедеятельности иностранным студентам'

Некоторые аспекты преподавания безопасности жизнедеятельности иностранным студентам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ / КУРС "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Ю. В.

В статье рассмотрены некоторые аспекты преподавания безопасности жизнедеятельности для нерусскоговорящих студентов. Предлагается использовать методику «круглого стола», проектную деятельность и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты преподавания безопасности жизнедеятельности иностранным студентам»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

4. Гирин С.А., Нерубенко А.С. Особенности применения огнестрельного оружия по нижним конечностям в условиях быстрого фронтального нападении // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2015. №1. - С. 63 - 65.

5. Нерубенко А.С., Устинов А.А., Попов А.В., Ермоленко С.А.. Использование современных кобур, повышающих эффективность применения табельного оружия // Проблемы правоохранительной деятельности. Международный научно-теоретический журнал. 2014. № 2. С. 71-74.

6. Домрачёва Е.Ю., Иляхина О.Ю., Поздняков А.П. Личностные особенности курсантов и слушателей при стрельбе из боевого оружия как фактор надежности их деятельности // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Материалы XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. Иркутск, 2015.С. 186-189.

© Егоров Д.Е., Нестерова Н.В., Бондарь Ю.В., 2015

УДК 37.026

Ю.В. Егорова, К.б.н., доцент ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория им.Глинки»,

г.Нижний Новгород, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые аспекты преподавания безопасности жизнедеятельности для нерусскоговорящих студентов. Предлагается использовать методику «круглого стола», проектную деятельность и др.

Ключевые слова

Преподавание для студентов-иностранцев, курс «Безопасность жизнедеятельности».

Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» состоит из дисциплин ОБЖ в школе и БЖД в профессиональных учебных заведениях. Содержательным ядром области является раздел «Современный комплекс проблем безопасности» [4, с. 34]. Именно этот раздел позволяет сформировать мировоззренческий потенциал будущего выпускника. Важен общий взгляд на комплекс проблем безопасности жизнедеятельности на индивидуальном, профессиональном, национальном и глобальном уровнях в принципиально новых условиях постиндустриальной эпохи.

Этот круг вопросов остается наиболее сложным для понимания студентов. Кроме того, в нашем ВУЗе учатся не только русскоговорящие студенты, но и студенты, которые прибыли на обучение из других стран, в т.ч. из Китая.

Для нерусскоговорящих студентов возникают большие трудности с терминологией предмета. Как правило, в одной группе учатся студенты с разным уровнем владения русским языком. При обучении можно использовать те методики, которые успешно описаны для «разновозрастного обучения» [1, с. 29].

Рассмотрим те преимущества, которые дает «Разновозрастное» обучение в малокомплектной школе и можно ли применить эти методики при работе с иностранными студентами.

По мнению Байбородовой Л.В., объединение учащихся разных возрастных групп обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся. Как будет решен этот вопрос в нашем случае? Если эта проблема с трудом решается на первом занятии, то уже

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

со второго-третьего занятия можно использовать деловые игры с использованием терминологии, при этом иностранные студенты становятся активными участниками процесса.

Известно, что разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности. В нашем же случае при использовании методики деловых игр каждый «играет» не индивидуально, а в паре с другим студентом. На таком занятии разнообразнее и динамичнее связи между студентами, что требует большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению их коммуникативного опыта.

Опишем, как можно применить принцип интеграции и дифференциации задач, содержания и средств обучения. Педагог определяет общие задачи и конкретизирует задачи для иностранных студентов.

С учетом общих задач он отбирает в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем, подбирает соответствующие общему содержанию способы совместной учебной работы.

Преподаватель с учетом задач выделяет, с одной стороны, те вопросы в изучаемом материале, которые сложны для одних, но должны быть усвоены другими. Он отбирает групповые и индивидуальные формы занятий, учитывая специфику содержания учебного материала.

Рассмотрим, насколько сложно преподавание темы «Стратегия устойчивого развития и учение В.И. Вернадского», большой круг вопросов этой темы затрагивает «современный комплекс проблем безопасности». Разработка этой темы предложена Неделяевой А.В. с соавт. [2, с. 179].

Обсуждение учения В.И. Вернадского проводится в рамках «круглого стола» и в форме диспута «Возможно ли состояние ноосферы на современном этапе?». В процессе использования активных и интерактивных форм обучения студенты получают опыт творческой деятельности. Презентационный материал логично дополняет устные высказывания по актуальным экологическим проблемам. Однако некоторые сложности все таки имеются: во первых, надо очень четко изложить основы учения В.И. Вернадского о ноосфере, во-вторых, разобрать термин ноосфера с разных позиций, с помощью наводящих вопросов убедиться в том, что терминология стала понятна для всех студентов. Можно воспользоваться опытом проведения конкурса рисунков на тему ноосфера, описанного в статье «Ноосфера глазами художника» [2, с. 179].

На занятиях по БЖД может быть использован и метод проектной деятельности [3]. Так в учебной программе по «Безопасность жизнедеятельности» есть раздел, посвященный авариям с выбросом химически опасных веществ . Этот раздел представляет особый интерес, т. к. в любом крупном промышленном городе имеются химически опасные объекты. После теоретического изучения данной темы студентам предлагается проект под названием «Химически опасный объект». Для выполнения задания обучаемые разделяются на небольшие группы по 3—4 человека. Все расчеты выполняются в микрогруппах, при этом студентам приходится вырабатывать единую точку зрения.

По нашему мнению, используя метод проектной деятельности студенты в микрогруппах приобретают опыт «обучения в сотрудничестве», лучше усваивают терминологию, при этом каждый член коллектива становится равноправным партнером группы.

Новые технологии обучения предполагают выбор форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения. Актуальной задачей становится показать общие пути обеспечения безопасности личности, общества и на глобальном уровне в новой эпохе, роль культуры безопасности. Выпускник любого профиля должен обладать определенным набором компетенций, уровень подготовки выпускника должен соответствовать государственным образовательным стандартам, а все сложности с восприятием материала, возникающие у нерусскоговорящих студентов, должны быть преодолены еще на первом курсе.

Список использованной литературы

1.Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения ОБЖ: Метод.пособие. - М.: Владос, 2003. 272 с.

2.Неделяева А.В., Тюрина Е.А., Мячкова И.В. Ноосфера глазами художника. Перспективы науки и образования. 2013. №6. С.179-182.

3.Неделяева А.В. Проектная деятельность в формировании эколого-педагогиечской компетентности при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности» // Инновации в науке. 2013. №22. С. 121-125.

4.Сапронов В. Современный комплекс проблем безопасности // Основы безопасности жизни. 2004. №3. С.34.

©Егорова Ю.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.