УДК 37.026
А.В. НЕДЕЛЯЕВА, кандидат биологических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected] О.В. ГЛЫБИНА, преподаватель высшей квалификационной категории, ГБОУ СПО ПК №8 "Измайлово", г. Москва, e-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
A.V. Nedelyaeva, O.V. Glybina
INTERACTIVE FORMS AND METHODS IN TEACHING "LIFE ACTIVITIES SAFETY"
В статье рассматривается применение интерактивного обучения при преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Приведены примеры интерактивных технологий по темам: «Глобальные проблемы современности», «Риск как количественная мера опасности», «Защита населения при радиационной аварии», «Действия при аварии на химически опасном объекте», «Оказание неотложной помощи пострадавшим» и др. Ключевые слова: интерактивное обучение, организация интерактивного обучения по безопасности жизнедеятельности.
The article is dedicated to interactive forms and methods of teaching "Life Activity Safety" at the University level. The article offers a variety of new technologies and practical tips for teachers of such courses as "Today s Global Issues", "Population Safety in Case of the Radioactive Contamination", "The Algorythm of Actions to Minimize the Effect of Chemical Emissions", "First Aid Measures", "Risk as a quantitative measure of danger", etc. Keywords: interactive teaching, Life Activity Safety.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр») дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной для изучения в вузах. Безопасность жизнедеятельности - это область научных и профессиональных знаний, изучающая все виды опасностей, угрожающие каждому человеку, обществу и государству, разрабатывающая методы, механизмы предвидения и предупреждения их влияния, способы и средства защиты от них.
Обучение студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование» призвано формировать личность выпускника как человека гуманистической, духовно-нравственной ориентации; педагога, владеющего современным знанием ребенка и умеющего с ним работать; педагога созидающего и воспитывающего в обучаемом мотивированное безопасное поведение [20, с.7].
При преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» используются разнообразные формы и методы работы. В настоящее время одной из таких наиболее востребованных форм является интерактивное обучение.
Особенности интерактивного обучения описаны в статье Г.Н. Москалевич [11, с.44]. В отличие от пассивных технологий обучения (преподаватель - источник знаний) и активных форм обучения (студент - полноправный участник диалога с преподавателем) при интерактивном обучении учебная познавательная деятельность превращается в совместную деятельность преподавателя и студентов, во взаимодействие, которое организуется преподавателем. В процессе совместной деятельности происходит решение нескольких
задач: учебно-познавательных, коммуникационно-развивающих, социально-ориентированных .
При использовании интерактивных методов происходит лучшее запоминание учебного материала. Студенты не только получают новую информацию, но и активно осмысливают ее, предлагают свои способы решения проблемы, учатся грамотно аргументировать свои выводы. Основной целью совместной познавательной деятельности является то, что каждый участник дискуссии вносит свой особый личный вклад в осмысление проблемы.
Таким образом, основное отличие интерактивных форм обучения от активных методов состоит в том, что интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов как с преподавателем, так и с друг другом в процессе обучения. Задача преподавателя - направление деятельности студентов на достижение целей занятия [8; 9; 10; 12].
При использовании интерактивных методов происходит постановка эвристических задач и их решение, эффективное усвоение учебного материала, отработка навыков работы в команде, формирование профессиональных компетенций.
Сущность интерактивного обучения отражают следующие положения. Интерактивное обучение создает благоприятную среду образовательного общения, основано на опыте реальной жизни, включает обмен знаниями, идеями, способами деятельности между студентами и преподавателем, организует совместную деятельность, в процессе которой каждый участник вносит свой личный вклад, поощряет творчество участников познавательного процесса, учит студента критическому мышлению, выявляет различные точки зрения и облегчает процесс взаимопонимания. Таким образом, интерактивное обучение является специальной формой организации познавательной деятельности, основанной на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса [11, с.46].
При преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе и курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учреждениях среднего профессионального образования можно использовать следующие интерактивные формы обучения: круглый стол, деловые и ролевые игры, мaстер-классы, ситуационный анализ (case-study) и другие [1; 3; 4;
7].
В курсе «Безопасность жизнедеятельности» наиболее дискуссионной является тема «Глобальные проблемы современности» [13, с.23]. Необходимо подчеркнуть роль и место проблем безопасности жизнедеятельности среди глобальных проблем современности. При обсуждении вопроса «Проблемы безопасного (устойчивого) развития земной цивилизации» должно быть уделено внимание формулировке понятия «устойчивое развитие» [17, с.5; 18, с.29].
Круглый стол может быть организован по следующему принципу. Председатель круглого стола - преподаватель - формулирует сущность понятия «устойчивое развитие», обращает внимание на экономическую, социальную и экологическую составляющую устойчивого развития. Студенты заранее готовятся к работе круглого стола и распределяются на несколько групп: например, группа №1 будет давать информацию по экономическим аспектам, группа №2 - эксперты по социальным вопросам, группа №3 -специалисты по экологическим аспектам устойчивого развития, группа №4 - эксперты по политическим и международным вопросам устойчивого развития, группа №5 - специалисты по учению В.И. Вернадского. Каждая группа предлагает для обсуждения наиболее острые дискуссионные вопросы.
Задача преподавателя - направлять дискуссию в нужное русло, давать пояснения по некоторым спорным вопросам. Можно поставить следующие вопросы: «Каковы Ваши предложения по улучшению ситуации? Каковы первоочередные задачи? Каковы задачи на отдаленный период?»
Альтернативным вариантом проведения круглого стола в форме диспута является формулировка проблемы «Рост числа ЧС: объективная реальность или случайность?» с ответом на вопрос «Почему в современных условиях отмечается рост числа ЧС природного, техногенного и социального характера?»
В этом плане можно обсудить статью «Проблема безопасности социальных систем в рамках концепции социальной энтропии» [16, с.51]. В качестве основных причин усиления социальной энтропии выделяют вооруженные конфликты, природные и техногенные катастрофы, экономические и социальные кризисы, эпидемии, болезни, террористические акты, высокий уровень преступности и др. [2, с.16]. Студентов можно разделить на 3 рабочих группы. Группа №1 готовит ответы на вопрос: «Что такое «идея хаоса» в природной среде, в техносфере, в социуме?» Группа №2 отвечает на вопрос «Какие деструктивные социальные явления могут быть следствием роста социальной энтропии?» Группа №3 ищет ответ на вопрос «В чем состоит амбивалентность усиления социальной энтропии?»
Например, по мнению С.Ю.Пискорской, Е.В. Тетериной [16, с.51], «усиление социальной энтропии ведет к деструктивным явлениям в обществе - криминализации, межнациональным и межрелигиозным конфликтам, терроризму». Авторы делают вывод о том, что «исследование механизмов социальной энтропии выступает одним из наиболее актуальных направлений в области поддержания национальной безопасности». К формулировке этого же заключения можно подвести студентов в итоге дискуссии.
Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов. В ходе работы над проектным заданием преподаватель может подсказать источники поиска информации, а может и стимулировать самостоятельный поиск по интересующей проблеме, акцентируя внимание студентов на соединение теоретических знаний с практикой.
Рассмотрим вариант проектного задания при изучении темы «Риск как количественная мера опасности». Первый этап работы над проектом - постановка проблемы «Что такое риск?», проводится первичный опрос студентов.
На втором этапе проводятся мини-исследования с использованием метода анкетирования различных групп населения. Составляется свой вариант анкеты по аналогии с анкетой из учебного пособия для вузов «Промышленная экология» [18, с.49]. В анкете отражаются техногенные опасности (автотранспорт, другие виды транспорта, ядерная энергетика, пожары и другие опасности), «бытовые опасности» (аэрозоли, пищевые красители и др.), социальные опасности (употребление алкогольных напитков, курение и др.). Как и в анкете из учебного пособия, в предлагаемом списке отсутствуют природные опасности.
Третий этап исследования - обработка результатов анкетирования. На следующем этапе работы сравнивают результаты, полученные от различных групп респондентов между собой, а также с данными экспертов. Группы студентов представляют доклады о результатах исследований.
На заключительном этапе сдачи проекта преподаватель подводит общие итоги исследований, проводит дискуссию со студентами по поводу выяснения причин недооценки населением социальных опасностей (подавляющее большинство респондентов игнорируют социальные опасности, при ранжировании по степени опасности ставят их во вторую десятку опасностей).
В завершении работы над проектом студенты формулируют понятия «объективный риск», «субъективный риск», «индивидуальный риск», «социальный риск». Таким образом, изучение важных аспектов темы «Риск как количественная мера опасности» позволяет не только применить исследовательский подход, но и помогает сформировать у будущих выпускников культуру безопасности жизнедеятельности.
Использование форм деловых и ролевых игр наиболее подходит по таким темам, как «Защита населения при радиационной аварии», «Действия при аварии на химически опасном объекте», «Эвакуация при пожаре» и др. [14, с.22].
Мастер-классы с элементами ситуационного анализа могут быть организованы по теме «Оказание неотложной помощи пострадавшим». Для этого на занятии необходимо использовать следующее оборудование: тренажеры «Максим», «Гоша». Преподаватель показывает порядок оказания неотложной помощи при конкретных ситуациях, студенты отрабатывают действия [5, с.20; 6, с.18]. Такие занятия являются обязательными при обучении студентов по некоторым гуманитарным направлениям, например, по направлению подготовки 030100.62 «Философия», квалификация «бакалавр» (так как в учебном плане нет дисциплины «Основы медицинских знаний»).
Таким образом, суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания [8]. Педагог заранее готовит необходимые задания, формулирует темы и вопросы для обсуждения, контролирует дискуссию.
Обмен знаниями и идеями должен происходить в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, без резких «выпадов» в адрес друг друга, в духе конструктивной дискуссии. Итогом такого общения должно быть нахождение общего пути решения проблем и приобретение новых знаний.
Можно заключить, что важнейшая задача интерактивных форм работы - это усиление междисциплинарных связей в обучении, комплексных подход в изучении явлений и закономерностей, повышение эрудиции обучаемых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск: Новосиб. Универ.Изд-во, 2008. - 135 с.
2. Бабосов, Е.М. Антиэнтропийная направленность человеческого бытия и социальная энтропия / Е.М. Бабосов // Социология. - 2011. - №1. - С.16.
3. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод.пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- 272 с.
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогических технологий / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
5. Доврачебная помощь: учебное пособие / Авт.-сост. В..И. Загреков, Ж.И. Зайцева, А.В. Неделяева. - Н. Новгород: НГПУ, 2007. - 35 с.
6. Загреков, В.И. Основы медицинских знаний: доврачебная помощь: учебное пособие для студентов педвузов / под ред. проф. В.И. Щербакова. - Новгород: НГПУ, 2010. - 36 с.
7. Картавых, М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебно-метод.пособие / М.А. Картавых. - Н. Новгород, 2011. - 110 с.
8. Кларин, М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин. - Рига, «Эксперимент», 2001. - 180 с.
9. Краевский, В.В. Содержание образования: вперед к прошлому / В.В. Краевский. - М.: Педагогическое сообщество России, 2001. - 36 с.
10. Михайлов, Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Л.А. Михайлов. - М.: Академия, 2009. - 288 с.
11. Москалевич, Г.Н. Технология интерактивного обучения: понятие и сущность, особенности и преимущества / Г.Н. Москалевич // Инновационные образовательные технологии. - 2014. - №1 (37). - С.43-48.
12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие / под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 272 с.
13. Опасности социального характера и защита от них: методические рекомендации к курсу.
- 2-е изд., перераб. и дополн. / Авт.-сост. А.В. Неделяева, И.А. Кузнецова. - Н.Новгород, 2011. - 42 с.
14. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебно-методический комплекс / Авт.-сост. А.В. Неделяева. - Н. Новгород: НГПУ, 2007. - 43 с.
15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова. - М.: Академия, 2000. - 512 с.
16. Пискорская, С.Ю. Проблема безопасности социальных систем в рамках концепции социальной энтропии / С.Ю. Пискорская, Е.В. Тетерина // Перспективы науки. - 2014. - №4. - С.51-53.
17. Практические работы по безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. М.Б. Звонкова, А.В. Неделяева, Ю.В. Егорова. - Н. Новгород: НГПУ, 2008. - 43 с.
18. Промышленная экология: учеб. пособие для вузов: пер. с англ. / под ред. проф. Э.В. Гирусова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
19. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации. Часть 1 / Авт.-сост. А.В. Неделяева, И.А. Кузнецова. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. - 50 с.
20. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С.В. Абрамова. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. - 244 с.
© Неделяева А.В., Глыбина О.В., 2014.