Научная статья на тему 'Проблемы преподавания безопасности жизнедеятельности в вузах'

Проблемы преподавания безопасности жизнедеятельности в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудов Содир Юсуфалиевич

В статье рассматриваются проблемы преподавания курса безопасности жизнедеятельности в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания безопасности жизнедеятельности в вузах»

учащиеся, каждый из нас проходил эвакуации по сигналам оповещения в образовательном учреждении.

Таким образом, самыми эффективными активными методами обучения безопасности жизнедеятельности на уроке и вне урока являются: метод анализа конкретных ситуаций, практические действия; учебно-методические сборы, учебно-штабные тренировки.

Список литературы

1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения ОБЖ: Метод.пособие. М.: Владос, 2003. 272 с.

2. Газиев Э.Г. Управление учебной деятельностью школьников / Э.Г. Газиев. Ташкент, 2006. 96 с.

3. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Н.Ф. Мельникова. ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2009. 140 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2002. 272 с.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ Махмудов С.Ю.

Махмудов Содир Юсуфалиевич - преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, факультет химической технологии, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы преподавания курса безопасности жизнедеятельности в вузах.

Ключевые слова: безопасность человека, вредные и опасные факторы, процесс обучения, обеспечение безопасности.

Безопасность является имманентным объективным фактором развития природы и общества. Любое развитие возможно только в условиях определенной меры безопасности и, в то же время, сопряжено со встречей с опасностью. Так, при возникновении угрозы ребёнок бежит к матери, а ощутив поддержку своей безопасности от тёплой материнской руки, снова устремляется к опасности, познанию и развитию. Такова диалектика опасности и безопасности человека [2, с. 12].

Если вынести за скобки духовность, то смыслом и целью развития человечества было достижение все более высокого качества жизни и безопасности человека. Человек и общество всегда стремились обеспечить свою безопасность, избежать голода и болезней, добиться комфортных условий существования, обеспечить защиту от агрессии. Достигнутый уровень качества жизни и безопасности обеспечивал возможность дальнейшего развития и сопряжённой с ним опасности.

Вузовский курс безопасности жизнедеятельности - это принципиально и качественно новая учебная дисциплина, включающая в себя общие положения, относящиеся к обширному классу конкретных дисциплин, изучающих вопросы безопасности человека в конкретных условиях деятельности. Безопасность жизнедеятельности не отменяет и не заменяет другие науки. Она претендует лишь

быть общей теоретической и методологической основой для частных наук, изучающих конкретные опасности и способы защиты от них [1, с. 67].

В настоящее время в окружающем мире непрерывно нарастают техногенные и антропогенные опасности, увеличиваются производственный травматизм и негативное воздействие среды обитания на человека, все чаще возникают аварии и катастрофы. Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения многие другие науки, выработала определенную систему собственных понятий, концепций, теоретических положений, аксиом, методов исследования, учитывающих существенные особенности действительности. Проблема безопасности жизнедеятельности приобретает свою значимость в процессе развития общественно-экономических отношений и формирования ряда направлений по совершенствованию человека как общественного индивида и гармоничной здоровой личности, обусловленного активизацией социально-адаптивной функции по удовлетворению потребностей социума. Прежде всего, адаптация человека к современным условиям жизни напрямую связана с предоставлением качественных образовательных услуг [2; 3].

Исследования ученых определяют важность поставленных вопросов для современного этапа развития педагогической науки, обусловленного потребностями личности и общества. Безопасность жизнедеятельности объединяет такие составляющие, как безопасность труда, экологическая безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях. Эти составляющие имеют единую методологическую и научную основу, а именно: исследование и превентивный анализ опасности, прогнозирование, предупреждение и защита от опасности.

Таким образом, дисциплина, формирующая у специалиста общее представление об опасностях техносферы и мерах защиты от них, является очень важной, и в вузах формированию учебно-методической и материально-технической базы дисциплины должно уделяться серьезное внимание. Открытие подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности в Узбекистан - это очередное признание важности проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности человека в условиях современного мира.

При сравнении государственных стандартов для различных направлений подготовки специалистов наблюдается существенное отличие по объему часов, отводимых на дисциплину, и по формулировкам тех или иных разделов. Учебной программой по БЖД лишь для некоторых специальностей предусмотрены лабораторные работы по изучению закономерностей изменения показателей вредных и опасных факторов, их воздействия на организм человека, методов защиты, оказанию первой помощи. Но ведь для успешного усвоения материала помимо теоретических знаний необходима отработка практических навыков. Для будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности непосредственная работа с приборами в процессе обучения необходима. Весьма важно также, чтобы каждый студент мог самостоятельно поработать с прибором, провести измерения, самостоятельно обработать полученную информацию [2, с. 56].

Совершенствование процесса обучения по безопасности жизнедеятельности требует контроля процесса усвоения учебного материала. На современном этапе оптимальным по затратам времени и объективности результатов контроля является метод тестирования на ЭВМ. Использование информационных технологий в практике проведения лабораторных и практических занятий по безопасности жизнедеятельности позволяет глубже исследовать закономерности воздействия опасных и вредных факторов, анализировать эффективность методов и мероприятий защиты. В результате появляется возможность студентам проявить большую самостоятельность в получении навыков проведения анализа условий и охраны труда, использовании нормативных документов, что в дальнейшем будет способствовать безопасному взаимодействию специалиста с производственной средой.

Список литературы

1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения ОБЖ: Метод. пособие. М.: Владос, 2003. 272 с.

2. Газиев Э.Г. Управление учебной деятельностью школьников / Э.Г. Газиев. Ташкент, 2006. 96 с.

3. Kjellen U., Hovden J. Reducing risks by deviation control - a retrospection into a research strategy. Safety Science, 1993. 16. P. 417-438.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ (МОДУЛЬ АЛГЕБРА) Михайловская М. Ю.

Михайловская Марина Юрьевна - учитель математики высшей категории, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 35 им. Дубины В. П., г. Волжский, Волгоградская область

Аннотация: в статье анализируется опыт подготовки к ОГЭ по алгебре учеников девятых классов с невысоким уровнем и предлагаются соответствующие приемы и методы, нацеленные на получение приемлемого результата. Обобщается личный опыт учителя, позволяющий утверждать, что для получения приемлемых результатов на ОГЭ учениками с изначально низкой математической подготовкой необходимо выстроить последовательность задач, позволяющую постепенно, шаг за шагом повышать уровень знаний и умений учащихся. В тексте приводятся фрагменты использовавшихся заданий на уроках. Данные приемы и методы были апробированы в девятых классах общеобразовательной школы.

Ключевые слова: мотивация, обучение, алгебра, арифметические вычисления, функции и их графики.

Перед каждым учителем встает вопрос о подготовке выпускников к сдаче ОГЭ или ЕГЭ. Особенно важно это в том случае, когда учитель приходит в незнакомый класс, в котором он не преподавал до этого. Целью нашей статьи является - попытка ответить на вопрос - как наиболее эффективно организовать подготовку к сдаче ОГЭ в классах с невысоким уровнем знаний. Важнейшим аспектом такой деятельности является выявление у учащихся знаний и умений по тем темам, которые усвоены ими наиболее успешно. На наш взгляд, эти знания должны стать основой для успешного овладения последующем материалом, представленным в курсе алгебры. Об этом свидетельствует наш опыт работы в 9 классах, анализируемый нами ниже.

Считаем, что точкой отсчета в разработке будущей методики подготовки к ОГЭ должен становиться ответ на вопрос: должны ли учащиеся сдать экзамен на минимально приемлемом уровне или продемонстрировать высокий уровень знаний. Особую остроту данный вопрос приобретает в слабых классах. В этом учебном году я столкнулась с крайне низким уровнем знаний и практическим отсутствием мотивации к их овладению, что и определило цель и задачи моей методической деятельности: найти приемы и методы подготовки учеников, которые бы за короткий период позволили стимулировать их учебную активность и в итоге обеспечить сдачу ОГЭ на приемлемом уровне.

Прежде всего, я попыталась выяснить темы, которые могли бы освоить ребята (при соответствующей стимуляции). Так по алгебре, в результате проведенной диагностики, таковыми были:

1)Числа и вычисления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.