Научная статья на тему 'Подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности'

Подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА" / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TEACHER'S TRAINING / LIFE SAFETY / SAFE PERSON / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симоненко Светлана Михайловна

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Показано, что проблема готовности будущих специалистов к такой работе связана с воспитанием и формированием здоровьесозидающей культуры и «личности безопасного типа», стремящейся сочетать личные интересы с интересами общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of life safety specialists

The paper discusses the problems associated with training of life safety specialists in pedagogical universities. It is claimed that the preparedness of specialists to be for the work depends on formation and development of a health-friendly culture and the concept of a safe person combining personal interests with the interests of the society

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности»

С. М. Симоненко

(Уссурийск)

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Показано, что проблема готовности будущих специалистов к такой работе связана с воспитанием и формированием здоровьесозидающей культуры и «личности безопасного типа», стремящейся сочетать личные интересы с интересами общества

Жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, привела к ряду неожиданных последствий. Побочные эффекты научно-технического прогресса и социального развития создали серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Возникли опасности для человека от собственной жизнедеятельности, от потери духовнонравственных основ человеческого общества. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях стало недопустимым. Стала очевидной необходимость подготовки граждан к безопасному поведению в новой повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях; подспудно обозначилась необходимость пересмотра ориентиров и самого характера жизнедеятельности людей [10].

Жизнедеятельность человека индустриальной эпохи обусловила появление новых опасностей для человека: угрозы экологической катастрофы от техногенной деградации природной среды, планетарной катастрофы от демографического взрыва и междоусобной борьбы народов за ресурсы и за выживание с использованием оружия геологической мощности [7].

Изменения ситуации на планете возрастают все стремительнее. Если первые «волны цивилизации» занимали тысячелетия (аграрная) и столетия (индустриальная), то временные характеристики «треть-

ей волны» определяются десятилетиями, то есть периодом жизни 2-3 поколений людей [6].

На фоне глобальных проблем новое звучание приобрели проблемы безопасности отдельных народов и стран - проблемы национальной безопасности. Переход к устойчивому развитию, рассматриваемый мировым сообществом как возможное решение глобальных проблем, связан с существенными ограничениями жизнедеятельности людей. Встает вопрос о распределении этих ограничений между народами, о способах их реализации, о выживании отдельных наций в условиях ограничений. При этом проблемы национальной безопасности имеют много разнообразных аспектов: военный, экономический, информационный, экологический, политический и многие другие, подытоживаемые демографическим.

Современное состояние здоровья населения России дает основание говорить об угрозе национальной безопасности, т.е. здоровье популяции сегодня становится одной из главных проблем национальной безопасности страны [6].

Сложности перехода к устойчивому развитию, судьба человеческих сообществ в глобальном и национальном масштабах самым решающим образом неизбежно сказываются на судьбе каждого человека. Для выживания в сегодняшних кризисных условиях каждому человеку нужно ориентироваться в опасных ситуациях, уметь практически защитить себя и своих близких. Но этого недостаточно. Решение задачи выхо-

да общества из опасных кризисов также зависит от каждого. Человек сможет обеспечить безопасность своей жизни, собственной жизнедеятельности лишь при таком изменении мировоззрений и принципов действий всех людей. Безопасность не есть понятие только индивидуальное, это интегральная, комплексная проблема личности, общества, государства, человечества, главное условие выживания и дальнейшего («устойчивого», «ноосферного») развития цивилизации [1].

По словам ученых, человеческое общество не должно быть стихийным «обществом потребления», оно должно стать управляемым разумом обществом «личностей безопасного типа». Ради своего выживания сам человек должен измениться - он должен являться человеком ноосферной формации, способным не только заботиться о себе индивидуально, но и «направлять» безопасное развитие общества и всей Жизни на Земле (В. И. Вернадский) [1].

Наиболее результативное решение возникших задач достигается через общее образование: детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве. Поэтому нами был создан специальный школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», так как фрагментарное включение вопросов безопасности в имевшиеся предметы школьного обучения не имело бы системного характера и не позволило бы в необходимой мере использовать потенциал учебного процесса. Курс предназначен для воспитания, как было образно определено, «личности безопасного типа» - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества

[7].

Общее образование, являющееся одним из наиболее действенных средств управления мировоззрением и менталитетом человека и общества, постепенно переключает-

ся на подготовку человека ноосферной формации. Меняются заложенные в уходящей индустриальной эпохе и соответствующие ее запросам основные цели общего образования, состав образовательных областей и содержание предметов.

Этот курс составлен в соответствии с концепцией В. И. Вернадского - человек является частью биосферы Вселенной, его здоровье должно рассматриваться не изолированно от естественных процессов, которые происходят во Вселенной, а во взаимосвязи биосферы и ноосферы (сферы разума). Существенное значение в решении данной проблемы имеет повышение общей культуры человека, в том числе в ее здоровьесберегающих аспектах. Несмотря на увеличение потока информации, наблюдается низкий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни, о методах сбережения здоровья у педагогического состава школ, средних и высших учебных заведений. Это подтверждают психолого-педаго-гические и валеологические исследования. Они позволили выявить противоречие между возросшими требованиями к профессионально-педагогической культуре учителя и его неготовностью осуществлять полноценное валеологическое воспитание и образование школьников в связи с резким обострением в последнее десятилетие проблемы здоровья детей школьного возраста [10].

Для того чтобы достичь состояния физического, умственного и социального благосостояния, индивидуум или группа людей должны быть способны идентифицировать и реализовывать свои устремления, удовлетворять свои потребности и устанавливать отношения взаимопонимания с окружающим миром. Здоровье, таким образом, рассматривается как ресурс каждодневного существования. Фундаментальными предпосылками и ресурсами здоровья являются мир, жилище, образование, питание, доход, стабильная экосистема, возобновляемые ресурсы, социальная справедливость и равенство. Улучшение и развитие здоровья предполагает стабильное основание из наличия всех этих положений

[9].

Социальный заказ на поиск путей сохранения и развития здоровья нации, трудовой и репродуктивной достаточности должен быть адресован педагогической общественности, членам семьи, профессиональным и трудовым коллективам, работникам культуры - эти категории все острее начинают понимать свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие новых поколений. Поэтому здоровье нации - в первую очередь педагогическая проблема и необходима разработка стратегии качественного улучшения здоровья нации, в которой участвуют педагоги, врачи, психологи, социологи и т.д. Поэтому сегодня в условиях радикальных социальных перемен на повестке дня вновь остро встает вопрос о подготовке учителя [8].

В современном педагогическом пространстве активно идут процессы поиска эффективных путей гуманизации образования, т.е. обращение к общечеловеческим ценностям, удовлетворение познавательных, духовных, биосоциокультурных потребностей учащихся. В число приоритетных гуманистических ценностей и целей современного образования входит, прежде всего, гармоничное и полноценное развитие личности, способствующее успешной самореализации индивидуума в обществе, что возможно при условии природосообразного здоровьеразвивающего образования, основанного на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья

[9].

Анализ содержания профессионального педагогического образования показывает, что в медико-биологическом блоке предметов представлен преимущественно «здравоохранительный» компонент в виде правил гигиенического и безопасного поведения и отсутствует «здравосозидающий» (валеологический) компонент, предполагающий формирование у студентов здравотворческой основы собственного образа жизни и представлений о педагогических средствах, способных обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся [4]. Имеющийся медико-биологический блок, призванный решать данную задачу, не со-

держит необходимых знаний и достаточного количества часов для этого. Формирование здравосозидающего компонента педагогической культуры отсутствует в Государственных стандартах и планах вузовской подготовки учителей [11].

Студенты педагогического вуза изучают психологию и анатомию, основы здорового образа жизни и оказания первой медицинской помощи пострадавшим при травмах и неотложных состояниях в медикобиологическом блоке. Мы считаем, что этого недостаточно для того, чтобы они сумели привить школьникам формы самооздо-ровления и самосовершенствования, а также сформировать у будущих учителей умение сохранять, укреплять и совершенствовать свое здоровье и здоровье вверенных им детей [11].

Учебные дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе и «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе призваны напрямую решать данную задачу, к тому же раздел по ЗОЖ входит в дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» в средних учебных заведениях.

Дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» занимают важное место в учебном процессе школ, средних специальных и высших учебных заведений. Остро стоит проблема с подготовкой дипломированных специалистов по ОБЖ. На факультете физической культуры Уссурийского государственного педагогического института ведется подготовка по специальности «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» [7].

Целями курса «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом вузе являются:

- научить будущих учителей формировать у своих воспитанников личность «безопасного типа», представляющую тенденции мировой динамики, знающую основы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества от современного комплекса опасных факторов и умеющую применить эти знания на практике;

- сформировать умение воспитать у школьников гражданственность, патрио-

тизм, ответственность перед обществом и природой.

Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение поставленных целей, таковы:

1. Изучение в комплексе современных проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирующее адекватную современному уровню знаний картину мира, целостное миропонимание и научное мировоззрение, а также социально-значимую ценностную ориентацию личности.

2. Освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

3. Анализ проблем, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, формирование методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях, методов и приемов автономного выживания в условиях дикой природы.

4. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях.

5. Ознакомление с основами военной службы, обеспечивающей традиционный аспект национальной безопасности, правовыми, нормативно-техническими и организационными основами ОБЖ, техники безопасности на производстве.

6. Знание основ Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), истории ее создания, структуры и основных задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7. Формирование методики преподавания дисциплины ОБЖ в начальной, основной и старшей школе.

Методологическая основа готовности к профессиональной деятельности, по словам А. Г. Асмолова, состоит в установке, то

есть психологической готовности к осуществлению определённой деятельности [2]. Д. Н. Узнадзе определяет её как готовность к осуществлению активности, обуславливающейся двумя факторами: потребности субъекта и определённой ситуацией [12]. М. Г. Колесникова под готовностью к профессиональной деятельности предполагает сформированность ценностно-мотивационной составляющей личности педагога в виде осознания им личностного смысла деятельности, когнитивной составляющей в виде соотнесения цели деятельности с её результатом и осознания способов её реализации, а также исполнительной и контрольной составляющей деятельности в виде непосредственного её осуществления и способности к последующей рефлексии [5].

Исходя из сказанного, мы считаем, что психологической основой готовности к определённым действиям в ЧС являются личностно-значимые знания в области безопасности поведения. Личностно-значимыми знания при преподавании курса БЖД становятся в том случае, если вводится эмоционально-ценностный компонент, предполагающий последующую рефлексию и саморефлексию будущих учителей и самого преподавателя дисциплины [3]. На практике это означает широкое использование наиболее ярких примеров ЧС из повседневной жизни, затрагивающих чувства и личность субъектов деятельности, участвующих в педагогическом процессе [8].

Достижение этого осуществляется путем проигрывания или моделирования некоторых ЧС в учебных условиях. В первую очередь необходимо выработать умения предвидеть возможные ЧС и со знанием дела их избегать.

Важным актуализирующим фактором в выработке готовности к действиям в ЧС, на наш взгляд, является осуществление контроля полученных знаний. Необходимо вводить тестовую систему оценки, что позволит освободиться от экзаменационного стресса и осуществлять более глубокую и широкую проверку знаний, получаемых студентами [8].

Литература

1. Арнольдов А. И. Культура. Человек и картина мира. - М.: Наука, 1987.

2. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. - М.: МГУ, 1979. -С. 254.

3. Горшкова В. В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования : моногр. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2004.

4. Колбанов В. В., Зайцев Г. К. Валеология в школе : методич. пособие. - СПб.: СПбУПМ, 1992.

5. Колесникова М. Г. Проектирование профессиональной подготовки валеолога в условиях педагогического колледжа : ав-тореф. ... канд. пед. наук. - СПб., 1999.

6. Осипов В. От депопуляции до капитуляции - один шаг // Медицинская газета. - 27 июля 2006 г.

7. Оглоблин К. А., Симоненко С. М. Основные задачи преподавания дополнительной специальности по курсу «Безопасность жизнедеятельности» на факультете физического воспитания и спорта. - Уссурийск: УГПИ, 2004. - С.4.

8. Педагогическая акмеология: поиски и достижения : сб. науч. ст. Вып. № 9. - СПб.: ЛОИРО, 2007. - С.3-5

9. Полетаева Н. М. Педагогика и здоровье : учеб.-методич. пособие - СПб.: ЛОИРО, 2004. - С. 6.

10. Смирнов А. А. Здоровье и здоровый образ жизни // ОБЖ, №1. - М.: Русский журнал, 2000.

11. Симоненко С. М. Содержание и способы формирования ва-леологической культуры будущего учителя : автореф. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002. - С.3-4.

12. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - С. 451.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.