С. М. Симоненко
(Уссурийск)
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Показано, что проблема готовности будущих специалистов к такой работе связана с воспитанием и формированием здоровьесозидающей культуры и «личности безопасного типа», стремящейся сочетать личные интересы с интересами общества
Жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, привела к ряду неожиданных последствий. Побочные эффекты научно-технического прогресса и социального развития создали серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Возникли опасности для человека от собственной жизнедеятельности, от потери духовнонравственных основ человеческого общества. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях стало недопустимым. Стала очевидной необходимость подготовки граждан к безопасному поведению в новой повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях; подспудно обозначилась необходимость пересмотра ориентиров и самого характера жизнедеятельности людей [10].
Жизнедеятельность человека индустриальной эпохи обусловила появление новых опасностей для человека: угрозы экологической катастрофы от техногенной деградации природной среды, планетарной катастрофы от демографического взрыва и междоусобной борьбы народов за ресурсы и за выживание с использованием оружия геологической мощности [7].
Изменения ситуации на планете возрастают все стремительнее. Если первые «волны цивилизации» занимали тысячелетия (аграрная) и столетия (индустриальная), то временные характеристики «треть-
ей волны» определяются десятилетиями, то есть периодом жизни 2-3 поколений людей [6].
На фоне глобальных проблем новое звучание приобрели проблемы безопасности отдельных народов и стран - проблемы национальной безопасности. Переход к устойчивому развитию, рассматриваемый мировым сообществом как возможное решение глобальных проблем, связан с существенными ограничениями жизнедеятельности людей. Встает вопрос о распределении этих ограничений между народами, о способах их реализации, о выживании отдельных наций в условиях ограничений. При этом проблемы национальной безопасности имеют много разнообразных аспектов: военный, экономический, информационный, экологический, политический и многие другие, подытоживаемые демографическим.
Современное состояние здоровья населения России дает основание говорить об угрозе национальной безопасности, т.е. здоровье популяции сегодня становится одной из главных проблем национальной безопасности страны [6].
Сложности перехода к устойчивому развитию, судьба человеческих сообществ в глобальном и национальном масштабах самым решающим образом неизбежно сказываются на судьбе каждого человека. Для выживания в сегодняшних кризисных условиях каждому человеку нужно ориентироваться в опасных ситуациях, уметь практически защитить себя и своих близких. Но этого недостаточно. Решение задачи выхо-
да общества из опасных кризисов также зависит от каждого. Человек сможет обеспечить безопасность своей жизни, собственной жизнедеятельности лишь при таком изменении мировоззрений и принципов действий всех людей. Безопасность не есть понятие только индивидуальное, это интегральная, комплексная проблема личности, общества, государства, человечества, главное условие выживания и дальнейшего («устойчивого», «ноосферного») развития цивилизации [1].
По словам ученых, человеческое общество не должно быть стихийным «обществом потребления», оно должно стать управляемым разумом обществом «личностей безопасного типа». Ради своего выживания сам человек должен измениться - он должен являться человеком ноосферной формации, способным не только заботиться о себе индивидуально, но и «направлять» безопасное развитие общества и всей Жизни на Земле (В. И. Вернадский) [1].
Наиболее результативное решение возникших задач достигается через общее образование: детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве. Поэтому нами был создан специальный школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», так как фрагментарное включение вопросов безопасности в имевшиеся предметы школьного обучения не имело бы системного характера и не позволило бы в необходимой мере использовать потенциал учебного процесса. Курс предназначен для воспитания, как было образно определено, «личности безопасного типа» - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества
[7].
Общее образование, являющееся одним из наиболее действенных средств управления мировоззрением и менталитетом человека и общества, постепенно переключает-
ся на подготовку человека ноосферной формации. Меняются заложенные в уходящей индустриальной эпохе и соответствующие ее запросам основные цели общего образования, состав образовательных областей и содержание предметов.
Этот курс составлен в соответствии с концепцией В. И. Вернадского - человек является частью биосферы Вселенной, его здоровье должно рассматриваться не изолированно от естественных процессов, которые происходят во Вселенной, а во взаимосвязи биосферы и ноосферы (сферы разума). Существенное значение в решении данной проблемы имеет повышение общей культуры человека, в том числе в ее здоровьесберегающих аспектах. Несмотря на увеличение потока информации, наблюдается низкий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни, о методах сбережения здоровья у педагогического состава школ, средних и высших учебных заведений. Это подтверждают психолого-педаго-гические и валеологические исследования. Они позволили выявить противоречие между возросшими требованиями к профессионально-педагогической культуре учителя и его неготовностью осуществлять полноценное валеологическое воспитание и образование школьников в связи с резким обострением в последнее десятилетие проблемы здоровья детей школьного возраста [10].
Для того чтобы достичь состояния физического, умственного и социального благосостояния, индивидуум или группа людей должны быть способны идентифицировать и реализовывать свои устремления, удовлетворять свои потребности и устанавливать отношения взаимопонимания с окружающим миром. Здоровье, таким образом, рассматривается как ресурс каждодневного существования. Фундаментальными предпосылками и ресурсами здоровья являются мир, жилище, образование, питание, доход, стабильная экосистема, возобновляемые ресурсы, социальная справедливость и равенство. Улучшение и развитие здоровья предполагает стабильное основание из наличия всех этих положений
[9].
Социальный заказ на поиск путей сохранения и развития здоровья нации, трудовой и репродуктивной достаточности должен быть адресован педагогической общественности, членам семьи, профессиональным и трудовым коллективам, работникам культуры - эти категории все острее начинают понимать свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие новых поколений. Поэтому здоровье нации - в первую очередь педагогическая проблема и необходима разработка стратегии качественного улучшения здоровья нации, в которой участвуют педагоги, врачи, психологи, социологи и т.д. Поэтому сегодня в условиях радикальных социальных перемен на повестке дня вновь остро встает вопрос о подготовке учителя [8].
В современном педагогическом пространстве активно идут процессы поиска эффективных путей гуманизации образования, т.е. обращение к общечеловеческим ценностям, удовлетворение познавательных, духовных, биосоциокультурных потребностей учащихся. В число приоритетных гуманистических ценностей и целей современного образования входит, прежде всего, гармоничное и полноценное развитие личности, способствующее успешной самореализации индивидуума в обществе, что возможно при условии природосообразного здоровьеразвивающего образования, основанного на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья
[9].
Анализ содержания профессионального педагогического образования показывает, что в медико-биологическом блоке предметов представлен преимущественно «здравоохранительный» компонент в виде правил гигиенического и безопасного поведения и отсутствует «здравосозидающий» (валеологический) компонент, предполагающий формирование у студентов здравотворческой основы собственного образа жизни и представлений о педагогических средствах, способных обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся [4]. Имеющийся медико-биологический блок, призванный решать данную задачу, не со-
держит необходимых знаний и достаточного количества часов для этого. Формирование здравосозидающего компонента педагогической культуры отсутствует в Государственных стандартах и планах вузовской подготовки учителей [11].
Студенты педагогического вуза изучают психологию и анатомию, основы здорового образа жизни и оказания первой медицинской помощи пострадавшим при травмах и неотложных состояниях в медикобиологическом блоке. Мы считаем, что этого недостаточно для того, чтобы они сумели привить школьникам формы самооздо-ровления и самосовершенствования, а также сформировать у будущих учителей умение сохранять, укреплять и совершенствовать свое здоровье и здоровье вверенных им детей [11].
Учебные дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе и «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе призваны напрямую решать данную задачу, к тому же раздел по ЗОЖ входит в дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» в средних учебных заведениях.
Дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» занимают важное место в учебном процессе школ, средних специальных и высших учебных заведений. Остро стоит проблема с подготовкой дипломированных специалистов по ОБЖ. На факультете физической культуры Уссурийского государственного педагогического института ведется подготовка по специальности «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» [7].
Целями курса «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом вузе являются:
- научить будущих учителей формировать у своих воспитанников личность «безопасного типа», представляющую тенденции мировой динамики, знающую основы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества от современного комплекса опасных факторов и умеющую применить эти знания на практике;
- сформировать умение воспитать у школьников гражданственность, патрио-
тизм, ответственность перед обществом и природой.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение поставленных целей, таковы:
1. Изучение в комплексе современных проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирующее адекватную современному уровню знаний картину мира, целостное миропонимание и научное мировоззрение, а также социально-значимую ценностную ориентацию личности.
2. Освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.
3. Анализ проблем, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, формирование методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях, методов и приемов автономного выживания в условиях дикой природы.
4. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях.
5. Ознакомление с основами военной службы, обеспечивающей традиционный аспект национальной безопасности, правовыми, нормативно-техническими и организационными основами ОБЖ, техники безопасности на производстве.
6. Знание основ Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), истории ее создания, структуры и основных задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
7. Формирование методики преподавания дисциплины ОБЖ в начальной, основной и старшей школе.
Методологическая основа готовности к профессиональной деятельности, по словам А. Г. Асмолова, состоит в установке, то
есть психологической готовности к осуществлению определённой деятельности [2]. Д. Н. Узнадзе определяет её как готовность к осуществлению активности, обуславливающейся двумя факторами: потребности субъекта и определённой ситуацией [12]. М. Г. Колесникова под готовностью к профессиональной деятельности предполагает сформированность ценностно-мотивационной составляющей личности педагога в виде осознания им личностного смысла деятельности, когнитивной составляющей в виде соотнесения цели деятельности с её результатом и осознания способов её реализации, а также исполнительной и контрольной составляющей деятельности в виде непосредственного её осуществления и способности к последующей рефлексии [5].
Исходя из сказанного, мы считаем, что психологической основой готовности к определённым действиям в ЧС являются личностно-значимые знания в области безопасности поведения. Личностно-значимыми знания при преподавании курса БЖД становятся в том случае, если вводится эмоционально-ценностный компонент, предполагающий последующую рефлексию и саморефлексию будущих учителей и самого преподавателя дисциплины [3]. На практике это означает широкое использование наиболее ярких примеров ЧС из повседневной жизни, затрагивающих чувства и личность субъектов деятельности, участвующих в педагогическом процессе [8].
Достижение этого осуществляется путем проигрывания или моделирования некоторых ЧС в учебных условиях. В первую очередь необходимо выработать умения предвидеть возможные ЧС и со знанием дела их избегать.
Важным актуализирующим фактором в выработке готовности к действиям в ЧС, на наш взгляд, является осуществление контроля полученных знаний. Необходимо вводить тестовую систему оценки, что позволит освободиться от экзаменационного стресса и осуществлять более глубокую и широкую проверку знаний, получаемых студентами [8].
Литература
1. Арнольдов А. И. Культура. Человек и картина мира. - М.: Наука, 1987.
2. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. - М.: МГУ, 1979. -С. 254.
3. Горшкова В. В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования : моногр. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2004.
4. Колбанов В. В., Зайцев Г. К. Валеология в школе : методич. пособие. - СПб.: СПбУПМ, 1992.
5. Колесникова М. Г. Проектирование профессиональной подготовки валеолога в условиях педагогического колледжа : ав-тореф. ... канд. пед. наук. - СПб., 1999.
6. Осипов В. От депопуляции до капитуляции - один шаг // Медицинская газета. - 27 июля 2006 г.
7. Оглоблин К. А., Симоненко С. М. Основные задачи преподавания дополнительной специальности по курсу «Безопасность жизнедеятельности» на факультете физического воспитания и спорта. - Уссурийск: УГПИ, 2004. - С.4.
8. Педагогическая акмеология: поиски и достижения : сб. науч. ст. Вып. № 9. - СПб.: ЛОИРО, 2007. - С.3-5
9. Полетаева Н. М. Педагогика и здоровье : учеб.-методич. пособие - СПб.: ЛОИРО, 2004. - С. 6.
10. Смирнов А. А. Здоровье и здоровый образ жизни // ОБЖ, №1. - М.: Русский журнал, 2000.
11. Симоненко С. М. Содержание и способы формирования ва-леологической культуры будущего учителя : автореф. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002. - С.3-4.
12. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - С. 451.