5. Григорьев, В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 54-61.
Контактная информация: [email protected] ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА
Светлана Михайловна Симоненко, доцент, кандидат педагогических наук, Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ)
Аннотация
В статье рассматривается проблема сохранения и укрепления физического здоровья детей школьного возраста, а также роль физической культуры и здоровьесберегающего компонента педагогической культуры учителей и воспитателей в решении данной проблемы.
Ключевые слова: сохранение и укрепление физического здоровья, двигательная активность, физическая культура, физическое воспитание, здоровьесберегающий компонент педагогической культуры.
THE PHYSICAL EDUCATION AND THE PUPILS' HEALTH
Svetlana Mihajlovna Simonenko, the senior lecturer, the candidate of pedagogical sciences, Ussuriisk State Pedagogue Training College
Annotation
The problem of protection and improvement of physical health of children of a school age is touched upon in the article “Physical Education and the pupil’s health”, also the role of culture and health saving component of education culture of pedagogues in solving the given problem.
Key words: the preservation and improvement of health, the physical activity, physical education, physical culture, health saving component of educational culture..
Наблюдающееся в начале XXI века противоречие между развитием системы образования и ухудшением на этом фоне здоровья детей школьного возраста заставляет школу как особый государственно-общественный механизм повышать ответственность за сохранение, укрепление и формировании здоровья и здорового образа жизни детей, подростков и молодежи [6].
Структура системы образования детерминирована потребностью общества, являющегося носителем определенной культуры. Культура человека берет свое начало от культуры тела, культуры здоровья [2].
Учитель физической культуры должен быть первым пропагандистом и организатором здорового образа жизни в школе, он должен быть потенциальным носителем культуры здоровья, воздействующей на физическую, духовную, интеллектуальную и нравственную подготовленность своих воспитанников. Тогда ученики будут здоровыми, физически развитыми и готовыми к будущей жизни в современном постоянно изменяющемся мире [6].
Правильное развитие организма школьника немыслимо без двигательной активности. Гармоничное развитие всех отделов ЦНС и ее основного звена - головного мозга происходит под влияние мышечной деятельности всего организма [5].
При переходе ребенка из детского сада в школу его двигательная активность падает на 50% (Н.Н. Петров, 1995). В подростковом возрасте при бурной перестройке организма, быстро увеличивающихся размерах тела сердце может отставать в росте, создаются предпосылки для нарушений приспособительных реакций сердечнососудистой системы. Опыт показывает, что если в такой ситуации подросток отстраняется от физкультуры, то может ухудшиться его самочувствие, сон, снизится умственная работоспособность, пострадает успеваемость.
Социально-экономические перемены, в результате которых ослабли спортивнофизкультурная база школ, система летних лагерей отдыха, организация школьного питания, особенно болезненно сказалась на детях. Ухудшили их положение и разрушительные реформы, от которых пострадала система физического воспитания.
Для ребенка очень важно, чтобы мышечная нагрузка была систематической, разнообразной, достаточно интенсивной и не утомительной. Из этого должен исходить весь учебно-воспитательный процесс в школе [5].
В школе наблюдается увеличение учебной нагрузки в ущерб здоровью учащихся. Преобладают, в основном, такие предметы, которые требуют большой усидчивости и психического напряжения. В результате возникают различные отклонения в функциональном состоянии организма, обусловленные как физиологической усталостью, так и психоэмоциональными перегрузками. Отсюда и гиподинамия, и многочисленные хронические заболевания, нарушение осанки и нервные стрессы у обучаемых. Поэтому и не удивляет тот факт, что в большинстве специализированных школ с углубленным изучением какого-либо предмета заболеваемость гораздо выше, чем в обычных образовательных учреждениях [1]. Это происходит от того, что дети не приобщаются в достаточной мере к физической культуре.
Физическая культура - это часть образа жизни человека и, в частности, его здорового образа жизни. Это - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию [3].
Физическая культура - это часть общей культуры. Она направлена на гармоничное развитие всех природных сущностных сил морального духа человека [4].
Физическая культура выполняет ряд важных функций в жизни общества:
Развивающая - состоит в совершенствовании всех физических и сущностных сил людей, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и ноги, гибкость и стройность тела; глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в случае чрезвычайных ситуаций, адаптироваться к изменяющимся условиям.
Воспитательная - направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты и радости жизни, успех в труде, творческой деятельности. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями, т.е. физическое здоровье - основа для развития духовного здоровья, интеллектуальных возможностей человека.
Образовательная - знакомит нас с разнообразными видами физических упражнений, с разнообразными видами спорта, с их значением в жизни каждого человека, с техникой выполнения физических упражнений [3].
Оздоровительно-гигиеническая - направлена на развитие способности к сопротивляемости организма болезням.
Это делает необходимыми для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику (аэробику, шейпинг), проведение физкультминуток, физкультурных часов, дней здоровья и т.п.
Физическое воспитание школьников должно включать в себя регулярное выполнение утренней зарядки, гимнастические упражнения перед уроками в школе (лучше - на воздухе, во дворе школы, под музыку), физкультурные паузы во время уроков, при выполнении домашних заданий, активные движения во время перемен и, конечно же, уроки физкультуры.
Физкультура и спорт выполняют и общекультурную функцию, организует и заполняет свободное время полезными и увлекательными занятиями.
Физическое воспитание - целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культуры, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.
Основной задачей физического воспитания является формирование у школьников потребностей в физическом саморазвитии и самосовершенствовании.
В ходе физкультурно-спортивных занятий у школьников развивается направленность мышления на готовность совершенствовать свое техническое мастерство, уметь ориентироваться в пространстве и времени, в игровой ситуации, а также в случае чрезвычайных ситуаций; проявляется творческий подход к решению спортивноигровых задач. Все это обеспечивает формирование у них потребности в сохранении здоровья, в физическом самосовершенствовании и саморазвитии [5].
Спортивные занятия помогают отвлечься от вредных привычек и преодолеть трудности в общении. Во время этих занятий происходит и эстетическое развитие детей.
Следует сказать, что совершенная система физического воспитания - это та, которая стремится вызывать равномерное развитие всего тела, добиваться деятельности всех мышц и питания кислородом каждой части тела, вкладывая в то же время в предлагаемые упражнения как можно больше интереса и заставляя ученика проводить больше времени на свежем воздухе.
Приобщение к физической культуре является целью физического воспитания в школе. Необходимо также, чтобы весь учебно-воспитательный процесс стал профилактическим и даже лечебным. Успех этой миссии зависит изначально от родителей, умений воспитателей и учителей, обладающих специальными знаниями в плане сохранения, укрепления и формирования здоровья или, иначе, здравотворческим компонентом культуры.
Данный компонент представляет совокупность достижений человека в сохранении, укреплении и формировании здоровья. В историческом плане наблюдалось стихийное его формирование, что обусловлено культурно-национальными традициями социума, связано с потребностью человека в выживании, самосохранении, безопасности. Его основу составляет ценностное отношение индивида к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Оно формируется в процессе воспитания и во многом определятся доминирующими базисными потребностями в его жизнедеятельности.
Формирование здравотворческого компонента культуры будущих педагогов в сфере физической культуры и спорта в условиях педагогического вуза должно включать в себя:
- теоретическую подготовку по изучению медико-валеологических аспектов, она должна быть направлена на развитие устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и развивать валеологическое сознание будущего учителя;
- практическую подготовку в вузе, обеспечивающую приобретение личностно-значимых валеологических знаний и умений, повышение уровня индивидуального здоровья и спортивного мастерства в целом;
- практическую работу в школе при прохождении педагогической практики для приобретения положительного опыта общения с субъектами профессиональной деятельности.
Применительно к учителю в сфере физической культуры и спорта, таким образом, здравотворческий компонент его педагогической культуры является совокупностью достижений в сохранении, укреплении и формировании собственного здоровья и здоровья вверенных ему детей, а также его ценностные ориентации в отношении здоровья индивидуального и общественного, позитивный опыт эмоциональноценностных отношений с другими субъектами профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцев, Г.К. Школьня валеология / Г.К. Зайцев - СПб. : Акцидент, 1998. -
159 с.
2. Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития // Информационно-аналитическое издание "Советник Президента". - 2004. - № 26. - С. 53-61
3. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций : учеб. пособие для студ. пед. ун-тов и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М. : Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.
4. Марков, В.В Педагогические проблемы формирования здорового образа жизни в высшей школе // ОБЖ. - 1999. - № 11. - С. 5.
5. Оглоблин, К.А. Здоровый образ жизни / К.А. Оглоблин ; УГПИ. - Уссурийск : [б.и.], 1998. - 126 с.
6. Оглоблин, К.А.Инновационная система подготовки педагогов физической культуры : монография / К.А. Оглоблин ; УГПИ. - Уссурийск : [б.и.], 2008. - 140 с.
7. Симоненко, С.М. Содержание и способы формирования валеологической культуры будущего учителя в вузовской профессиональной подготовке : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Симоненко С.М. - СПб., 2002. - 24 с.
Контактная информация: [email protected]
СООТНОШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виктория Викторовна Смирнова, старший преподаватель, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК)
Аннотация
В статье раскрывается понимание и сущность основных компонентов психологического сопровождения в спорте. Описаны их специфические особенности. Проведён семантический анализ понятий психическое и психологическое, подготовленность и готовность. Разработана схема соотношения компонентов психологического сопровождения спортивной деятельности.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологическая подготовка, психологическая подготовленность, психологическая готовность.
THE CORRELATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT COMPONENTS IN
PHYSICAL ACTIVITY
Victoria Victorovna Smirnova, the senior lecturer The Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sports
Annotation
The article discloses the conception and essence of main psychological support components in sport and their specific peculiarities. The semantic analysis of such concepts as psychic and psychological, preparedness and readiness was made. The scheme of the correlation of psychological support components of physical activity was developed.
Key words: psychological support, psychological training, psychological preparedness, psychological readiness.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная деятельность была и остается объектом теоретического анализа. Вместе с тем, многие теоретические проблемы до сих пор являются нерешенными. Наличие неточностей и пробелов в теории становится барьером, препятствующим решению прикладных проблем подготовки спортсменов. Поэтому возникла необходимость в проведении не только практических, но и научно-теоретических исследований.
Целью нашей работы является анализ научно-методической литературы по проблеме психологического сопровождения в спорте и структурирование понятийнокатегориального аппарата в контексте данной проблемы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Процессы преобразования, происходящие в различных структурах современного общества, затрагивают и систему подготовки спортсменов. В условиях чрезмерного нервно-психического напряжения на тренировках и соревнованиях вопросы изучения психики и методы психологической помощи являются очень важным звеном в подготовке спортсменов высокого класса. Без ясного понимания всей психологической сложности спортивной деятельности, многообразия обусловливающих её связей не-