УДК 343 85 A.N. BURCHIKHIN*
ББК 67.515 Б91
SOME ASPECTS OF PREVENTION OF CRIMES COMMITTED BY PERSONS RELEASED UNDER PAROLE IN RYAZAN OBLAST
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы профилактики повторных преступлений, совершаемых лицами, условно-досрочно освобожденнымииз мест лишения свободы в Рязанской области. Прослеживается взаимодействие по профилактике пре-ступленийправительства Рязанской области с исполнительными органами государственнойвласти, органами местного самоуправления и правоохранительными органами области.
Ключевые слова: условно-досрочное освобождение, социальная адаптация освобожденных, правительство Рязанской области, контроль, надзор, комиссия по профилактике, повторная преступность, социальные лифты, профилактика преступности
АНТОН
НИКОЛАЕВИЧ
БУРЧИХИН*
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЛИЦАМИ, ОСВОБОДИВШИМИСЯ УСЛОВНО-ДОСРОЧНО ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РЯЗАНСКОЙОБЛАСТИ
* Преподаватель кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России)
E-mail: editor62@vandex.ru.
Annotation: questions of prevention of crimes committed by persons released under parole in Ryazan oblast are considered in the article. One can note interaction concerning crime prevention between the Government of Ryazan oblast with the executive bodies of the state authority, organs of the local government and the law enforcement organs of the oblast.
Key words: parole, social adaptation of released persons, the Government of Ryazan oblast, control, supervision, crime prevention committee, recidivism, social lifts, crime prevention.
Преступность является своеобразным феноменом, присущим для любого общества. Преступность в государстве представляет собой главную социальную проблему, решение которой зависит от экономических, политических, культурных, моральных факторов, а также от мер, применяемых государством для устранения причин и условий, детерминирующих противоправные деяния.
Преступность условно-досрочно освобожденных (УДО) лиц можно назвать своеобразным видом общей преступности, а также подвидом рецидивной постпенитенциарной преступности.
В России ежегодно из мест лишения свободы освобождается до 300 тыс. человек, при этом около 50 % из них - условно-досрочно1. В 2010 г. количество освобожденных по УДО составило около 48 % (то есть около 130-140 тыс. человек), каждый второй осужденный вышел на свободу2.
Однако число преступлений, совершаемых лицами, освободившимися из мест лишения свободы условно-досрочно, год от года увеличивается.
В настоящее время ФСИН России уделяет особое внимание новым формам работы с осужденными, направленным на создание стимулов для активной социальной адаптации, -так называемым социальным лифтам. Их цель -дать возможность осужденному выработать
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
линию поведения, которая гарантировала бы возможность смягчения меры наказания вплоть до условно-досрочного освобождения.
«В 2010 г. через систему социальных лифтов прошли более 79 тыс. осужденных, - отметил А. Реймер. - Апробирование показало, что наличие четких критериев оценки побудило почти 80 % аттестуемых встать на путь исправления. В 2011 г. этот эксперимент будет распространен на все учреждения уголовно-исполнительной системы»3.
Профилактике преступлений, совершаемых лицами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы, в России уделяется особое внимание. В Рязанской области эту проблему также не обходятстороной Так, в 2010 г. УФСИН России по Рязанской области представило к условно-досрочному освобождению более 1100 осужденных. Суд применил эту меру в отношении 699 человек.
Количество преступлений, которые совершают лица, освободившиеся из мест лишения свободы, уже перешло все допустимые границы: ежегодно наблюдается стабильное увеличение таких преступлений на 10-20 %. При этом реакция правоохранительных органов кардинальна: карать преступников, а только потом выяснять причины того, что меры социальной адаптации не сработали. В связи с этим для минимизации возвращения освобожденных в места лишения свободы и решения проблем социальной адаптации при правительстве Рязанской области во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и правоохранительными органами области была создана межведомственная комиссия по профилактике правонарушений. Одним из направлений ее деятельности является совершенствование работы по ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и предупреждению правонарушений со стороны осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.
Рассмотрим основные направления деятельности комиссии по профилактике правонарушений, которые целесообразно также применять к лицам, освободившимся условно-досрочно из мест лишения свободы, и внесем свои предложения:
1. Министерство здравоохранения Рязанской области при оказании медицинской помощи лицам, освободившимся условно-досрочно из мест лишения свободы, в случае выявления у них соответствующих медицинских показаний
оказывает содействие в своевременном направлении их на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы.
2. Министерство здравоохранения Рязанской области оказывает наркологическую помощь лицам, освободившимся условно-досрочно из мест лишения свободы, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.
3. Министерство по делам территориальных образований прорабатывает вопрос о расширении участия религиозных организаций в социальной реабилитации лиц, освободившихся условно-досрочно из мест лишения свободы.
4. Комитет по делам печати и информации Рязанской области во взаимодействии с УФСИН России по Рязанской области обеспечивает размещение в региональных средствах массовой информации материалов с примерами успешной организации процесса ресоциализации лиц, освободившихся условно-досрочно из мест лишения свободы.
5. Главное управление государственной службы занятости населения Рязанской области принимает меры по содействию в трудоустройстве лиц, освобожденных условно-досрочно из мест лишения свободы, а также обеспечению этих лиц оплачиваемой работой по специальностям, которые в настоящее время не пользуются особой популярностью среди населения, так как эти вакансии в основном занимают граждане из стран ближнего зарубежья.
К пятому пункту мы предлагаем добавить следующее «Бывшим осужденным, которых освободили по УДО, необходимо заключить обязательный трудовой договор с государственными организациями». В договоре необходимо четко прописать сумму заработной платы, время работы, права и обязанности работника. Отдельно указать ответственность за нарушения трудового распорядка, а также за совершение правонарушений.
Государствунеобходимо установить минимальную заработную плату для бывших осужденных, которая должна быть не ниже средней.
Таким образом, государство привлечет в экономику людей с необходимыми профессиями, которые в настоящее время не пользуются особой популярностью среди населения.
Еще один очевидный плюс обязательного привлечения бывших осужденных к труду заключается в предотвращении возможного совершения этими лицами преступлений (в основном корыстной направленности).
Если осужденный будет эффективно работать в течение длительного срока, при условии
компенсации причиненного материального и морального вреда, ему предоставится возможность:
а) получения жилплощади;
б) перезаключения трудового договора на более выгодных условиях;
в) приобретения собственного жилья в ипотеку (часть зарплаты бывшего осужденного можно использовать для погашения долгов по ипотечному кредиту).
По нашему мнению, именно этими шагами можно будет стимулировать повышение трудовой активности, возвращение в общество, удержание человека от возможных преступлений. Особенно следует обратить внимание на последний пункт, так как гражданин будет понимать, что при совершении преступления он потеряет:
а) полный социальный пакет (пенсия, пособие по временной нетрудоспособности);
б) право на получение собственного жилья по ипотеке;
в) перспективу получения более высокооплачиваемой должности;
г) социальную поддержку со стороны государства и общества.
6. УФСИН России по Рязанской области для решения вопросов трудового и бытового устройства, восстановления социальных связей лиц, подлежащих условно-досрочному освобождению, устанавливает ежемесячный контроль за своевременным направлением уведомлений в администрации муниципальных образований и органы внутренних дел по предполагаемому месту жительства этих лиц с указанием рекомендаций по индивидуальной методике организации процесса ресоциализации.
7. УФМС России по Рязанской области во взаимодействии с УФСИН России по Рязанской области продолжает реализацию мер по своевременному оформлению и обеспечению паспортами лиц, освобожденных условно-досрочно из мест лишения свободы.
8. УФСИН России по Рязанской области в целях осуществления успешной адаптации условно-досрочно освобожденных лиц в обществе и предупреждения совершения ими новых преступлений предлагается организовывать им психологическую помощь и поддержку, для чего ввести новые должности психологов-практиков в подразделениях, осуществляющих контроль и надзор за условно-досрочно освобожденными лицами.
9. УВД по Рязанской области совместно с УФСИН России по Рязанской области в целях
полноты осуществления контроля за исполнением условно-досрочно освобожденными лицами установленных судом обязанностей предлагается поручить запрашивать и получать сведения о поведении данных лиц по месту жительства и работы от граждан и администраций организаций (независимо от форм собственности); вызывать условно-досрочно освобожденных лиц на собеседование в органы внутренних дел, при необходимости проводить такие беседы в присутствии родственников (с их согласия); требовать от условно-досрочно освобожденных лиц устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением возложенных на них судом обязанностей.
10. УФСИН России по Рязанской области предлагается повысить роль администрации исправительных учреждений при предоставлении условно-досрочного освобождения для более качественного отбора претендентов к освобождению. Условно-досрочное освобождение должно применяться только к лицам, характеризующимся положительно и не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания. При этом ходатайствовать об условно-досрочном освобождении возможно только с облегченных условий отбывания наказания в исправительных колониях и со льготных - в воспитательных. Это позволит создать наиболее эффективные стимулы для осужденных, ибо для УДО потребуется не только отбытие определенной уголовным законом части срока наказания, но и положительная характеристика, свидетельство его исправления - отсутствие взысканий, наличие поощрений, добросовестное отношение к порядку и условиям отбывания наказания, труду, обучению, участие в проводимых мероприятиях воспитательного, социального и психологического характера, раскаяние в совершенном преступлении, возмещение вреда, причиненного преступлением, и др.
В проделанной работе межведомственная комиссия уже добилась положительных результатов. Так, итогом совместной реализации исполнительными органами государственнойвла-сти, местного самоуправления и правоохранительными органами области комплекса организационных, правовых и социальных мер по предотвращению повторной преступности в 2010 г. впервые за последние годы стало уменьшение количествапреступлений со стороны лиц, ранее их совершавших.
По итогам 2010 г. общее число преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, снизилось на 28 % (с 1313 до 945).
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
Доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общей численности лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, сократилась с 33,2 до 31,7 %.
Отмечается также сокращение количества совершенных ранее судимыми лицами тяжких и особо тяжких преступлений (с 450 до 253, или на 43,8 %), в том числе убийств (с 16 до 11), фактов причинения тяжкого вреда здоровью (с 37 до 20), разбоев (с 35 до 9), грабежей (с 82 до 49), краж (с 488 до 341).
Сократилось количество преступлений, совершенных ранее судимыми гражданами в состоянии алкогольного опьянения (с 260 до 221, или на 15 %). Одновременно на 7,8 % (со 129 до 119) снизилось количество преступлений, совершенных ранее судимыми лицами на бы-
товой почве, однако доля преступлений, совершенных ранее судимыми неработающими гражданами, выросла на 4,1 %.
Предложенные направления профилактической деятельности по отношению к лицам, освобожденным условно-досрочно из мест лишения свободы, на наш взгляд, улучшат общую картину преступности и преступности рассматриваемой категории лиц на территории Рязанской области.
Хотелось бы завершить данную статью высказыванием известного правозащитника П. Ди-куэльяра «Преступление - это нормальное явление, совершаемое нормальными людьми в ненормальном обществе. Если в обществе будут процветать мир, благополучие и общее благосостояние народа, то со временем преступность исчезнет как ненужный для общества придаток».
1 См.: Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы // Информ.-аналит. журн 2010. N° 12(103). С. 39.
2 См.: Маяков А. Актуальные проблемы условно-досрочного освобождения осужденных от уголовного наказания // Рос. тюрем. журн. 2010. № 2.
3 ОлишевскийД. К свободе ведет социальный лифт // Парламент. газ. 2011. № 11.