ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.01 ББК 67.408
ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД
ИННА ИВАНОВНА ЕВТУШЕНКО,
доцент кафедры уголовного права и криминологии Крымского филиала ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет
Министерства внутренних дел РФ» Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается проблема поиска эффективных мер стимулирования осужденных к исправлению. Анализируются две системы: прогрессивная система исполнения наказаний, сформировавшаяся еще в советское время, и современная система «социальных лифтов», их структура и соотношение понятий. Многие авторы считают, что прогрессивная система охватывает так же комплекс мероприятий, проводимых с осужденными после их освобождения из мест лишения свободы, а к формам реализации прогрессивной системы исполнения наказания относят также условно-досрочное освобождение. Однако, на наш взгляд, данная точка зрения не верна, так как эти элементы выходят за временные рамки реализации прогрессивной системы, и являются структурными элементами системы «социальных лифтов», которая так же включает оказание помощи осужденным после отбытия наказания, их трудоустройство, возможность получить образование и новую профессию.
Ключевые слова: прогрессивная система, социальные лифты, условно-досрочное освобождение.
Annotation. The article is devoted to the problem of finding effective measures to encourage prisoners to correction. Analyzed two systems: a progressive system of execution of punishments, formed in the Soviet era, and the modern system of «social elevators», their structure and relation between the concepts. Many authors believe that a progressive system covers the range of activities of prisoners after their release from prison, and to form the progressive implementation of the system of execution of punishment also include parole. However, in our opinion, this view is not correct, because these items are beyond the time frame of the progressive implementation of the system, and are the structural elements of the system of «social elevator».
Keywords: a progressive system, social elevators, parole.
В науке уголовного и уголовно-исполнительного права существует ряд мнений на определение понятия прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. Ю.М. Ткачевский российскую прогрессивную систему исполнения уголовных наказаний определяет как «изменение правового статуса осужденного, отбывающего уголовное наказание в соответствии с уголовно-исполнительным и уголовным правом в зависимости от его положительного или отрицательного поведения в сторону улучшения или ухудшения с изменением условий отбывания лишения свободы...»1.
Довольно распространенным среди исследователей является представление, что прогрессивная система не только преследует достижение целей наказания - исправление осужденного, но и выходит за границы исполнения наказания, т.е. охватывает комплекс мероприятий, проводимых с осужденными
после их освобождения из мест лишения свободы. Прогрессивная система представляется как точно регламентированный порядок исполнения лишения свободы с классификацией и раздельным содержанием осужденных в разных видах исправительных учреждений, при котором для осужденного изменяются условия отбывания наказания в лучшую, либо худшую сторону, в зависимости от его исправления, с предоставлением возможности досрочного освобождения, и установления за ним наблюдения и над-зора2.
По мнению ряда исследователей, прогрессивная система охватывает и комплекс мероприятий, проводимых с осужденными после их освобождения из мест лишения свободы. Это так называемая постпенитенциарная помощь, которая в настоящее время рассматривается в качестве основного звена в предупреждении рецидивной преступности и охватывает
самые различные виды деятельности. Кроме того, сюда же относится организация надзора за освобожденными (особенно за освобожденными условно-досрочно). Вся эта деятельность преследует цель профилактики рецидива преступлений со стороны о свобожденных.
Многие авторы к формам реализации прогрессивной системы исполнения наказания относят также условно-досрочное освобождение3. В качестве аргумента они проводят тот факт, что досрочное освобождение лица от отбывания наказания является поощрительной мерой. После такого освобождения лицо продолжает находиться под контролем государства на протяжении испытательного срока. Таким образом, можно говорить о том, что процесс исполнения наказания еще не окончен, а лишь изменены условия исполнения наказания.
Однако, на наш взгляд, данная точка зрения не верна, так как лицо, условно-досрочно освободившееся от отбывания наказания в соответствии со ст. 79 УК РФ, более не нуждается в дальнейшем отбывании наказания. Прекращается реальное исполнение основного наказания, следовательно, отпадает и возможность использования прогрессивной системы исполнения наказания. Целесообразность применения условно-досрочного освобождения обусловлена тем, что цели наказания достигнуты, и осужденный в основном исправился и не нуждается в дальнейшем пребывании в исправительном учреждении.
А прогрессивная система исполнения наказания предусматривает дальнейшее воздействие на осужденного даже после смены условий отбывания наказания в лучшую или худшую сторону, в зависимости от его поведения, с целью его исправления. Следовательно, лицо, переведенное с одних условий отбывания наказания на другие, или из одного исправительного учреждения в другое, от отбывания наказания не освобождается, а подвергается дальнейшему исправлению, но уже в иных условиях - более строгих или мягких.
Таким образом, условно-досрочное освобождение лица от отбывания наказания равнозначно освобождению лица от отбывания наказания по истечении срока наказания, назначенного лицу приговором суда. В случае условно-досрочного освобождения осужденный в течение реально отбытой им части наказания уже доказал свое исправление, в связи с чем к нему и применяется условно-досрочное осво-бождение4.
Если же лицо, освобожденное от отбывания наказания досрочно, во время испытательного срока вновь совершает преступление, то это лишь говорит о том, что решение о досрочном освобождении было принято преждевременно, и осужденный должен полностью отбыть свое наказание. Именно поэтому, на наш взгляд, условно-досрочное освобождение нельзя отнести к элементам прогрессивной системы исполнения наказаний.
Наиболее универсальным является определение А.Б. Скакова, который определяет прогрессивную систему исполнения уголовных наказаний как комплексный институт уголовного и уголовно-исполнительного права, при применении которого «правовое положение осужденного меняется в зависимости от его поведения либо в сторону расширения его прав, либо в сторону их ограничения»5.
Цели исправления осужденных, предупреждения совершения ими и иными лицами новых преступлений, подготовка их к освобождению определяются всей совокупностью карательно-воспитательного процесса, базирующегося на применении всех средств исполнения наказания. Главная цель прогрессивной системы исполнения наказания, по мнению большинства исследователей, - исправление осужденного, предупреждение совершения им новых преступлений. Данная цель достигается в процессе применения всех средств исполнения наказания, а прогрессивная система является составным звеном этого процесса.
Однако, суть прогрессивной системы в изменении условий содержания осужденного в зависимости от его поведения. А отсюда цель прогрессивной системы - стимулирование, облегчение процесса исправления осужденного, и как следствие - достижение цели частной превенции.
Исходя из изложенного российскую прогрессивную систему исполнения уголовных наказаний можно определить как регламентированное уголовным и уголовно-исполнительным законодательством изменение условий исполнения уголовных наказаний, вида исправительного учреждения в сторону улучшения или ухудшения условий использования уголовных наказаний, в зависимости от положительного или отрицательного поведения осужденного, а также замену лишения свободы более мягким наказанием.
В последнее время в качестве альтернативы понятию «прогрессивная система исполнения наказания» в теории и практической деятельности учреждений УИС России стало все чаще применяться понятие «система социальных лифтов».
Система социальных лифтов - это система стимулов для законопослушных осужденных, как отбывающих наказание, так и досрочно освобожденных. Она представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменений вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев.
В юридический оборот оно было введено Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.6.
Эта система включает в себя не только меры поощрения и взыскания осужденных, переводы из одних условий в другие, из одного исправительного учреждения - в другое, замену неотбытой части наказания другим более мягким, но и условно-досрочное осво-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
бождение осужденных, получение ими дополнительных привилегий в местах лишения свободы, оказание помощи после отбытия наказания, их трудоустройство, возможность получить образование и новую профессию, совершать религиозные обряды, участвовать в культурной жизни ИУ Все названные элементы позволяют осужденному самому выбрать свою собственную линию поведения в исправительном учреждении, и, исходя из этого, перемещаться в «социальном лифте» либо вниз, либо вверх, ограничивая свои возможности и привилегии, или расширяя их.
По данным УФСИН России по Волгоградской области по состоянию на 12 февраля 2013 г., в рамках реализации Концепции, комиссиями учреждений по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказания, изучено 100% осужденных, по отбытым срокам подлежащих рассмотрению в соответствии с внедряемой системой «социальных лифтов» из более 13 000 осужденных, отбывающих лишение свободы. Из них по ходатайству комиссии освобождено условно-досрочно 1663 осужденных, переведены в порядке поощрения в колонии-поселения 170 осужденных, заменена неотбытая часть наказания более мягким видом наказания 163 осужденным. Осужденные активно повышали свой образовательный уровень, приобретали новые профессии, тем самым повышали свои шансы на дальнейшее трудоустройство. Так, 61 человек получает высшее образование дистанционно, 1706 человек получили новую профессию и специальность7.
Система «социальных лифтов» позволяет оценивать осужденного по критериям его поведения - как по соблюдению законодательства и правил внутреннего распорядка, так и по психофизиологическим характеристикам, таким как стремление осужденного показать, что он отходит от криминальных взглядов, которые привели его в места лишения свободы. Для этого используются принятые во всем мире психологические тесты и анкетирование осужденного, которые позволяют говорить о его личности, стремлениях, желаниях, выяснить, не лукавит ли он. Система «социальных лифтов» в 2010 г. апробировалась в 159 учреждениях уголовно-исполнительной системы в девяти регионах России. Из 124 тыс. 562 осужденных 28,9 тыс. человек, это 23,2%, были аттестованы как не вставшие на путь исправления. 46,9% (58 тыс. 500 заключенных) становящиеся на путь исправления, 23,2% или 28 тыс.
900 человек вставших на путь исправления, и 6,5% твердо вставших на путь исправления - это 8 тыс. 200 человек. Таким образом, более 76% осужденных, прошедших аттестацию, «в целом, характеризовались положительно и были готовы к дальнейшей ресоциа-лизации». Гораздо худшие результаты были получены среди осужденных в тюрьмах, - там 75% были аттестованы как не вставшие на путь исправления и лишь 25% характеризовались в целом положительно8.
Полагаем, что преобразование прогрессивной системы отбывания и исполнения наказания в систему «социальных лифтов» в большей мере соответствует целям уголовного наказания и его исполнения, способствует более успешной ресоциализации осужденных. Именно такая цель реформирования УИС России поставлена в Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.
1 Ткачевский Ю.М. Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний.М.: Издательский Дом «Горо-дец», 2007. С. 3.
2Бажанов О.И. Прогрессивная система исполнения наказания. Минск, 1981. С. 69-70.
3 Возможные направления развития организации условно-досрочного освобождения осужденных к лишению свободы в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. М.: Юрист, 2006. № 3. С. 10; Малин П.М., Цено-ва Т.Л. Реформа института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Российский следователь. М.: Юрист, 2005. № 12. С. 48.
4 Михайлов К. Контрольный срок при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания // Уголовное право, 2008. № 6. С. 27.
5 Скаков А.Б. Прогрессивная система исполнения лишения свободы и ее отражение в новом законодательстве Республики Казахстан.Астана, 2004. С. 22.
6 Распоряжение Правительства России № 1772-р от 14 октября 2010 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правов. системы «Гарант».
7 Тепляшин П.В. Истоки и развитие английского тюрьмове-дения: Монография. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2005. С. 132.
8 По материалам ФСИН России и СМИ [Интернет-ресурс]: URL: http://prisonlife.ru/analitika/897-sistema-socialnyh-liftov-eto-sistema-stimulov-dlya-zakonoposlushnyh-osuzhdennyh.html (дата обращения 13 апреля 2011 г.).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ