Криминология и профилактика преступлений
УДК343.85 N.S. ARTEMYEV*,
ББКА8618'2 S.V. YELISEYEV**
REPETITIVE CRIME PREVENTION
Аннотация: в статье рассматриваются требования, предъявляемые к планируемым мероприятиям по предупреждениюрецидивной преступности, виды планируемых мероприятий по профилактике рецидива и их содержание, начиная с планов государственных органов и общественных организаций и заканчивая планами работы участковогоуполномоченно го милиции и начальника отряда исправительногоуч-реждения.
Ключевые слова: рецидивная преступность, профилактика преступности, индивидуально-профилактические мероприятия.
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ АРТЕМЬЕВ*, СЕРГЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ ЕЛИСЕЕВ**
ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Annotation: the article deals with the requirements to repetitive crime prevention. The authors concentrate on a list of programs and penal law measures for prevention of repetitive crime such as state and public agencies programs, crime prevention programmes of a district policeman and a detachment prison manager.
Key words: repetitive crime, crime prevention, individual preventive measures.
В последние годы достигнуты положительные результаты в совершенствовании планирования, которое теперь осуществляется по отдельным проблемам, что позволяет объединить усилия различных служб и подразделений органов внутренних дел, а также общественности для более эффективного решения поставленных задач. Однако разработанной, стройной системы мероприятий, охватывающих всю проблему профилактики рецидивной преступности, пока нет. Планируемые органами внутренних дел отдельные мероприятия включаются в квартальные, годовые и перспективные планы и не носят комплексного характера; они не всегда согласовываются с органами прокуратуры, юстиции и другими государственными органами и поэтому оказывают воздействие лишь на отдельные факторы, с которыми связана рецидивная преступность. Кроме того, как правило, отсутствует связь с мероприятиями по профилактике преступности несовершеннолетних- главного источника рецидивной преступности.
Между тем планирование мероприятий по профилактике рецидивной преступности, основанное на научном анализе оперативной обстановки, позволяет органам внутренних дел наряду с решением повседневных текущих вопросов и частных задач последовательно, с перспективой на предстоящий период осуществлять профилактическую работу с судимыми с привлечением трудовых коллективов и общественных организаций.
* Доктор юридических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы РоссийскойФедерации,
профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений
(Академия ФСИН России).
** Аспирант кафедры уголовного права и процесса (Рязанский государственныйуниверситет имени С. А. Есенина).
E-mail: [email protected].
Данные мероприятия должны соответствовать законам, общероссийским программам, планам вышестоящих органов, причем не копируя их положения, а конкретизируя с учетом реальной обстановки, сложившейся на определенной территории, в городе, населенном пункте. Требуются также их научная обоснованность, эффективность, реальность, экономичность, целесообразность, конкретность, комплексность.
Научная обоснованность предполагает, в частности, что планы должны исходить из глубокого анализа рецидивной преступности на определенной территории, всестороннего учета данных социально-экономическогои научнотехнического развития, а также криминологического прогноза и личности преступников.
Эффективность планируемых мероприятий заключается в достижении положительных результатов после их выполнения. Наиболее важным критерием проверки эффективности выступает реальное увеличение или уменьшение числа преступлений, совершенных судимыми, снятие их с учетов как исправившихся и в целом укрепление правопорядка в определенномрегионе.
Реальность мероприятий состоит в том, что они должны быть выполнены при любых условиях, в том числе при значительном осложнении оперативной обстановки, когда часть сил и средств будет отвлечена на ликвидацию пожаров, наводнений, эпидемий и т. д. Так, вряд ли можно считать реальным план УВД Кировской области, где наряду с многочисленными мероприятиями по профилактике рецидивной преступности было предусмотрено в течение одного квартала оказать помощь 43 горрайор-ганам внутренних дел в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых из исправительных учреждений, проверить полноту постановки их на оперативно-профилактический учет, органи-зацию-профилактической работы. Нереальные мероприятия по профилактике рецидивной преступности, включенные в планы, мешают исполнителям эффективно и целеустремленно организовать свою работу, рождают неуверенность и негативное отношение к планированию.
Экономическая целесообразность планируемых мероприятий заключается в том, чтобы при наименьших затратах получить как можно больше пользы и максимально приблизиться к конечной цели, поставленной при разработке плана.
Конкретность мероприятий означает четкую и ясную формулировку задач перед исполнителями, установление сроков исполнения, что облегчает их выполнение и контроль за реализа-
цией. Однако в практике планирования профилактики рецидива это требование соблюдается далеко не всегда. Так, в одном из планов УВД Ставропольского края было записано: «активизировать индивидуальную профилактическую работу с ранее судимыми лицами»; в планах работы Ново-Вятского и Нолинского РОВД Кировской области предусматривалось: «выявлять судимых и ставить их на оперативно-профилактический учет» и т. д. Подобные формулировки порождают безответственность испо л-нителей и не способствуют усилению контроля со стороны руководителей служб и подразделений органов внутренних дел. В конечном счете такой подход не может оказать позитивного влияния в вопросах предупреждения рецидивной преступности.
Комплексность планов по профилактике рецидива означает, что планируемые мероприятия включают в себя в качестве исполнителей органы внутренних дел, прокуратуры, юстиции и других государственных и общественных организаций, а также требуют согласования с планами по профилактике правонарушений и планами социально-экономического развития краев, областей, районов, городов, населенных пунктов. Между тем, как свидетельствуют результаты выборочного изучения планов работы горрайорганов внутренних дел, проведенного в ряде регионов, две трети этих документов в части профилактики рецидивной преступности содержат в основном общие мероприятия, которые носят призывной характер и отражают лишь повседневную деятельность работников милиции, регламентированную приказами МВД России.
Соблюдение указанных требований при планировании профилактики рецидивной преступности позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществлять эту деятельность, добиваться наилучших результатов в достижении поставленных целей на определенный период.
В ряде регионов вопросы профилактики рецидивной преступности входят составной частью в общие планы органов внутренних дел, в основном в раздел мероприятий по охране общественного порядка и борьбы с преступностью, но даже при значительном удельном весе в структуре преступности уголовного рецидива мероприятия по профилактике рецидивной преступности часто не находят достаточного отражения. Такая практика планирования, по нашему мнению, не обеспечивает преемственности в работе аппаратов милиции, исправитель-
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
ных учреждений и трудовых коллективов, не отвечает возрастающим требованиям со стороны законодательных и исполнительных органов власти в деле борьбы с преступностью в нашей стране, в первую очередь с рецидивной.
Основные мероприятия по профилактике рецидивной преступности должны быть сосредоточены в специальном разделе общерегионального плана профилактики правонарушений. На его основе штабы УВД краев, областей, МВД республик составляют более детальные мероприятия, входящие в планы МВД, УВД по профилактике рецидивной преступности, которые предусматривают преемственность в работе аппаратов милиции и исправительных учреждений, проведение специальных мероприятий, входящих в компетенцию органов внутренних дел.
Отраслевые службы УВД конкретизируют мероприятия по профилактике рецидивной преступности в годовых или перспективных планах своей работы, они могут разрабатываться как для разового, так и для многократного использования. Это так называемые планы-операции, предусматривающие комплекс предупредительно-профилактических мер, проводимых обычно под условными (кодовыми) наименованиями. Горрайорганы внутренних дел и органы, исполняющие наказания, составляют квартальные планы работы, в которых одно из наиболее важных мест должны занять меры по профилактике рецидивной преступности.
Зная прогноз поведения освобождаемых из исправительных учреждений, работники милиции, и прежде всего участковые инспекторы милиции горрайорганов внутренних дел, на территорию обслуживания которых прибывают такие лица, составляют индивидуальные планы, где предусматриваются те или иные средства и методы профилактического воздействия в отношении конкретных лиц, находящихся на учете по профилактическому делу.
Могут быть запланированы следующие мероприятия по профилактике рецидива:
- входящие составной частью в планы со-циально-экономическогоразвития и комплексные планы по профилактике правонарушений;
- входящие в годовые и перспективные планы УВД, МВД России и других правоохранительных органов;
- входящие в планы работы отраслевых служб УВД, МВД России, горрайорганов внутренних дел и исправительных учреждений, прокуратуры, юстиции;
- входящие в планы работы служб ГРОВД (участковых инспекторов милиции, работников
инспекций по делам несовершеннолетних), а также соответствующих служб и сотрудников исправительных учреждений;
- индивидуально-профилактические мероприятия по профилактическим делам;
- предусматриваемые комплексными плана -ми-операциями под условными наименованиями;
- предусматриваемые дополнительными планами.
Планирование деятельности органов внутренних дел по профилактике рецидива способствует их активному и рациональному воздействию на управляемую среду, выступает основой ритмичной работы по предупреждению рецидивных проявлений.
Весьма важен, по нашему мнению, правильный выбор структуры плана. В планах государственных органов и общественных организаций по профилактике правонарушений следуетпреду-сматривать специальный раздел по предупреждению рецидивной преступности, где целесообразно отразить следующие направления:
- активизация контроля за деятельностью органов, исполняющих наказания, и предприятий, на которых работают осужденные, оказание им помощи;
- совершенствование работы государственных органов, администрации предприятий и строек по содействию лицам, освобожденным из исправительных учреждений, в трудовом и бытовом устройстве;
- закрепление шефов и наставников за ранее судимыми лицами, повышение их образовательного и культурного уровня;
- предупреждение правонарушений (преступлений) со стороны освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно;
- усиление профилактической работы с молодежью, особенно с подростками.
В планах работы УВД, МВД республик, областей, краев должны, на наш взгляд, отражаться такие вопросы:
- изучение причин совершения преступлений рецидивистами и способствующих этому условий, а также разработка мер по их устранению;
- выявление и постановка на профилактический учет ранее судимых лиц, обеспечение наблюдения за ними со стороны общественности;
- выявление ранее судимых лиц и постановка их на оперативно-профилактический учет;
- обеспечение наблюдения за ними со стороны общественности;
- повышение роли оперативно-розыскного учета в предупреждении рецидивной преступности;
- повышение эффективности контроля за лицами, освободившимися из мест лишения свободы;
- улучшение деловых контактов с различными комиссиями местных органов власти;
- оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве ранее судимым;
- обеспечение преемственности в работе аппаратов милиции и исправительных учреждений;
- организация индивидуально-профилактической работы с подростками, в отношении которых судом вынесено решение об отсрочке исполнения приговора.
С учетом указанных мероприятий отраслевые службы УВД, МВД (управления) по исполнению уголовных наказаний и профилактики разрабатывают более детальные мероприятия. На их основе с учетом местных особенностей горрайорганы внутренних дел и органы, исполняющие уголовные наказания, составляют свои планы работы, в которых наряду с другими вопросами предусматриваются и мероприятия по профилактике рецидивной преступности.
Планирование индивидуально-профилактических мероприятий в отношении конкретных лиц, ранее совершавших преступления, осуществляется, как правило, участковыми инспекторами милиции и инспекторами по делам несовершеннолетних в горрайорганах внутренних дел и начальниками отрядов - в органе, испо лняющем наказание, инспекторами уголовно-исполнительных инспекций.
Индивидуальные планы, составляемые на основе глубокого изучения личности судимых, прогнозирования их поведения, позволяют более эффективно проводить профилактические мероприятия с целью недопущения рецидива преступлений с их стороны. Считаем, что такой план надо составлять после совершения определенным лицом первого преступления с одновременным заполнением на него информационно-профилактического дела, которое должно следовать в подразделения внутренних дел, на территории обслуживания которых проживает это лицо, или в исправительное учреждение, где оно отбывает наказание.
В план участкового инспектора милиции в обязательном порядке должны включаться следующие мероприятия:
- проведение индивидуально-профилактической беседы;
- закрепление шефа или наставника из числа лучших работников предприятий (учреждений) или общественности;
- организация контроля за поведением про-филактируемого (посещение квартиры, места работы, наблюдение общественности и т. д.);
- принятие мер по привлечению данного лица к учебе в школе, занятиям спортом и т. д.
Особое место должны занять меры по бытовому и трудовомуустройству освободившихся из мест лишения свободы.
Начальник отряда составляет мероприятия, которые должны положительно воздействовать на его воспитание, а именно:
- повышение общеобразовательного и профессионального уровня;
- проведение индивидуальных бесед по различным вопросам в зависимости от его характера и поведения;
- использование помощи родственников и общественных организаций предприятий и учреждений, где ранее работал осужденный;
- подготовкак освобождению и оказание на первом этапе помощи в бытовом и трудовом устройстве и т. д.
Этот перечень индивидуально-профилактических мероприятий в отношении конкретных ранее судимых лиц не является исчерпывающим, он предполагает внесение дополнительных мер в зависимости от их личности.
При повторном совершении преступления информационно-профилактическое дело с планом индивидуально-профилактических мероприятий вновь следует за осужденным.
Такой порядок планирования (начиная с комп-лексногоплана по профилактике правонарушений республики, края, области, города, района, населенного пункта, заканчивая планом индивидуально-профилактических мероприятий конкретного судимого) в значительной степени обеспечит преемственность в работе горрайорганов внутренних дел, исправительных учреждений и трудовых коллективовпо воспитанию лиц, совершивших преступления, позволит заранее определить наиболее рациональные пути общего предупреждения рецидивной преступности и индивидуально-профилактической работы с конкретными лицами.
Криминология и профилактика преступлений