УДК 349.222 ББК 67.405
Екатерина Андреевна Юрчук
магистрант Дальневосточного государственного университета путей сообщения
680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Серышева, д.47
Научный руководитель:
Светлана Евгеньевна Туркулец
профессор кафедры « Уголовно-правовые дисциплины» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, доктор философских наук
680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Серышева, д.47,
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье
рассматриваются особенности
правового регулирования трудовых отношений работника в сфере высшего образования. Выявлены некоторые проблемы заключения срочных трудовых договоров с педагогическим работником в ВУЗе, рассматриваются особенности расторжения трудового договора с педагогическим работником, а также проблемы, связанные с
продолжительностью рабочего времени.
Ключевые слова: Трудовой кодекс РФ, срочный трудовой договор,
педагогический работник, высшее учебное заведение.
E.A. YURCHUK, graduate student Far Eastern State Transport University, [email protected] 47, Serysheva str., Khabarovsk, 680000
SCIENTIFIC DIRECTOR S.E. TURKULETS,
Professor of the Department of Criminal Law Disciplines, Far Eastern State Transport University, Doctor of Philosophy [email protected] 47, Serysheva str., Khabarovsk, 680000
SOME ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF LABOR RELATIONS IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION
Annotation. The article deals with the legal regulation of labor relations of a worker in the field of higher education. Some problems of concluding fixed-term employment contracts with a teacher in a higher educational institution are identified, the features of terminating an employment contract with a teacher, as well as problems
associated with the length of working time are considered.
Key words: Labor Code of the Russian Federation, fixed-term employment agreement, teaching employee, higher educational institutions.
Правовое регулирование трудовых отношений в сфере высшего образования имеет свои особенности. Так, согласно ст. 332 ТК РФ, основанием возникновения трудовых правоотношений в сфере высшего образования является, как правило, избрание на конкурсной основе педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу (сроком не более пяти лет) или в случаях сохранения непрерывности учебного процесса без избрания по конкурсу на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и нормативно-правовыми актами, сохраняется его место работы до его выхода, на срок не более одного года.
Определение особенностей правового регулирования труда педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, осуществляющих образовательную деятельность в высшем учебном заведении обусловлено, прежде всего, спецификой педагогической деятельности, поскольку педагогическим работникам предоставлен определенный комплекс прав, свобод и гарантий для эффективного выполнения профессиональных задач. В то же время высокий уровень ответственности педагога в образовательной деятельности и повышенная сложность труда диктуют необходимость установления специальных требований в части правового регулирования трудовых отношений рассматриваемой категории работников [1].
На сегодняшний день Трудовой кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты, в которых закреплены особенности правового регулирования трудовых отношений педагогических работников в сфере высшего образования, имеют ряд пробелов.
Одним из таких пробелов является процесс заключения трудового договора с педагогическим работником, относящимся к профессорско-педагогическому составу. Действующее законодательство предусматривает конкурсный порядок замещения должности такого работника. В случае успешного прохождения конкурса на замещение соответствующей должности трудовой договор с педагогическим работником заключается как на неопределенный срок, согласно ч. 1 ст. 332 ТК РФ, так и на определенный срок, не более 5 лет (максимальная продолжительность срочного трудового договора определяется п. 2 ч. 1 ст. 58 ТК РФ). В таком случае, согласно ч. 2 ст. 59 ТК РФ и ч. 1 ст. 332 ТК РФ, срок трудового договора с педагогическим работником
определяется по соглашению сторон. Несмотря на то, что Трудовой кодекс РФ предусматривает заключение бессрочного трудового договора, на практике во всех высших учебных заведениях со всеми педагогическими работниками заключаются срочные трудовые договоры.
Необходимость заключения срочного трудового договора с педагогическим работником, относящимся к профессорско-преподавательскому составу, является необоснованным, как с практической, так и с теоретической точки зрения.
В соответствии с п. 10 ст. 332 ТК РФ, педагогический работник, относящийся к профессорско-педагогическому составу, с которым заключен срочный трудовой договор, не обязан проходить раз в пять лет аттестацию, подтверждающую квалификацию занимаемой должности. На практике педагогические работники проходят не аттестацию, а очередной конкурсный отбор. Данный конкурсный отбор может проводиться до тех пор, пока работодатель ВУЗа заинтересован в педагогическом работнике. Тем самым сотрудник лишен права не только прохождения аттестации, но и лишается возможности в повышении квалификации, а также роста заработной платы. Таким образом, можно сказать, что педагогический работник лишен возможности карьерного роста, что противоречит Конституции РФ, в которой основным принципом правоотношений в обществе закреплен принцип равноправия.
Решением данной проблемы может быть пересмотр правового регулирования труда с педагогическим работником, а именно заключение трудового договора только на неопределенный срок в соответствии с результатом конкурсного отбора. При этом требование оценки квалификации преподавателя раз в пять лет будет применимо ко всем педагогическим работникам, так как квалификация преподавателя является необходимым условием трудовой деятельности в сфере высшего образования. На сегодняшний день нет никакой объективной необходимости в дублировании процедуры аттестации периодическим проведением конкурсов на замещение соответствующих должностей, в частности, должности преподавателя. В связи с этим во многих развитых странах практикуется заключение с педагогическим работником высшего учебного заведения трудового договора на неопределенный срок или на срок до достижения предельного возраста пребывания на соответствующих должностях.
Так же существуют пробелы в отношении правового регулирования рабочего времени педагогических работников в высших учебных заведениях.
Регулирование рабочего времени педагогического работника отражено в следующих документах:
— Трудовой кодекс Российской Федерации1;
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф32;
— Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрирован в Минюсте России 25.02.2015 № 36204)3.
В соответствии со ст. 333 ТК РФ, продолжительность рабочей недели педагогического работника, относящегося к профессорско-педагогическому составу, должна составлять не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.
График выполнения работы преподавателя регулируется расписанием ВУЗа. Объем учебно-методической работы каждого педагогического работника формируется образовательным учреждением в зависимости от профиля кафедры и квалификации работника. Общее количество часов учебной нагрузки не должно превышать 900 часов в год. Важно отметить, что помимо преподавательской деятельности, эти часы включают в себя, прием зачетов и
1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. — № 256.
2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»// «Российская газета» от 31 декабря 2012 г. — № 303.
3 Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» // «Российская газета» от 11 марта 2015 г. — № 49.
экзаменов, проверку контрольных и курсовых работ, курирование/руководство выпускными квалификационными работами, индивидуальное консультирование студентов. Кроме того, преподаватель в рамках выполнения своих должностных обязанностей, должен осуществлять подготовку методических указаний, учебных пособий, а также заниматься научно-исследовательской работой. При этом педагогические работники осуществляют свою деятельность как со студентами очной формы обучения, так и со студентами очно-заочной и заочной формы обучения.
Учитывая указанную нагрузку педагогического работника, относящегося к профессорско-педагогическому составу в высших учебных заведениях, планирование 36-часовой рабочей недели становится невозможным. Зачастую педагогические работники работают сверхурочно, однако на практике работа сверх стандартного рабочего времени не трактуется как сверхурочный труд. Согласно ст. 99 ТК РФ, привлечение к сверхурочным работам может осуществляться только с письменного согласия сотрудника и общий объем таких работ не должен превышать 120 часов в год. К сожалению, на сегодняшний день, данное требование трудового законодательства не урегулировано в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-педагогическому составу ВУЗа.
Решением данной проблемы может выступать дополнительное соглашение к текущему трудовому договору педагогического сотрудника, в котором будет прописан дополнительный объем работ с фиксированной стоимостью оплаты, либо сверхурочные работы необходимо оплачивать согласно ст. 99 ТК РФ.
Особенности правового регулирования имеет и процедура расторжения трудового договора с педагогическим сотрудником в высших учебных заведениях.
В главе 13 ТК РФ прописаны общие условия прекращения трудового договора. Данные условия расторжения трудового договора применимы и к педагогическим работникам, относящимся к профессорско-педагогическому составу высших учебных заведений. Однако и среди общих условий прекращения трудовых отношений с педагогическими работниками есть некоторые особенности. Так, например, согласно п. 3 ст. 81 ТК РФ, педагогический сотрудник может быть уволен на основании несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатом аттестации. Однако, организация высшего учебного заведения не вправе уволить по данной статье педагогического работника, с которым заключен срочный трудовой договор, так как согласно п. 10 ст. 332 ТК РФ, педагогические работники, относящиеся к профессорско-
педагогическому составу высшего учебного заведения, работающие на срочном трудовом договоре, аттестацию не проходят.
Как уже говорилось, в высших учебных заведениях с педагогическими работниками заключаются срочные трудовые договоры. В данном случае истечение срока данного вида договора будет являться основанием его прекращения. С одной стороны, прекращение трудовых обязательств педагогического работника можно трактовать как увольнение, не зависящее от воли сторон, с другой стороны, прекращение трудовых обязательств педагогического работника осуществляется согласно соглашению сторон.
Согласно Трудовому кодексу РФ, работодатель обязан в письменной форме уведомить работника о прекращении срочного трудового договора не менее чем за три календарных дня до его истечения. Следует обратить внимание на особенности уведомления преподавателей образовательных учреждений высшего образования. Необходимо оформлять следующие документы:
1) письменное уведомление о предстоящем увольнении с указанием
срока;
2) приказ руководителя о прекращении трудового договора с указанием конкретной даты [1].
В случае если работодатель не уведомил работника о прекращении срочного трудового договора, то данный вид договора может быть переквалифицирован в бессрочный трудовой договор.
В ряде случаев работодатель обязан пролонгировать срочный трудовой договор или предложить педагогическому сотруднику другую вакантную должность в высшем учебном заведении. К такой категории сотрудников относятся беременные женщины, с которыми заключен срочный трудовой договор или если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Данные требования зафиксированы в ст. 261 ТК РФ. При этом пролонгация срочного трудового договора осуществляется согласно письменному заявлению педагогического работника. Срок пролонгации договора осуществляется до окончания беременности и родов. Необходимо отметить, что пролонгация трудового договора не осуществляется, если срок договора истекает в период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком. Поэтому в данном случае работодатель должен уведомить работника об истечении срока действия договора и необходимости участия в конкурсе на замещение данной должности до ухода в отпуск по беременности и родам / отпуск по уходу за ребенком.
Так же процедура прекращения трудовых отношений с педагогическим работником прописана в ст. 336 ТК РФ. В данной статье рассматриваются такие
дополнительные основания для расторжения трудового договора с педагогическим работником, как:
1) повторное нарушение за год устава ВУЗа более двух раз за год;
2) применение психологического или физического насилия по отношению к обучающемуся;
3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности.
Рассмотрим более подробно второй пункт. Основаниями для прекращения трудового договора с педагогическим работником, применившим психологическое или физическое насилие по отношению к обучающемуся, будут являться результаты дисциплинарного расследования, проведенного на основании полученной жалобы от пострадавшего лица (студента) в письменной форме. При этом педагогический работник должен быть ознакомлен с данной жалобой и имеет право получить копию данной жалобы.
Если трактовка понятия «физическое насилие» в целом ясна, то с «психологическим насилием» могут возникнуть вопросы. Исходя из судебной практики, «психологическое насилие» трактуется как грубое оскорбление или отношение, надругательство над личностью обучающегося (студента), воздействие на обучающегося, причиняющее ему душевные страдания и т.д. Данное понятие может трактоваться по-разному, так, например, является ли психологическим насилием критика обучающегося со стороны педагогического работника или нет? Для педагогического работника это может быть конструктивным средством обучения, что, очевидно, не является психологическим насилием, так как преподаватель указывает студенту на ошибку или недочеты в работе, тогда как студент может воспринять данную критику как воздействие на его психологическое состояние, давление на него, влекущее снижение самооценки. Во избежание спорных ситуаций предлагаем прописать в ст. 336 ТК РФ четкое определение понятия «психологическое насилие».
Так же, прежде чем уволить педагогического работника по данной статье, необходимо учитывать тяжесть и обстоятельства проступка. В случае если будет установлено, что преподаватель совершил проступок, связанный с необоснованной критикой обучающегося, его следует не увольнять, а привлечь к дисциплинарной ответственности будет необоснованным. В данном случае предлагаем применять статью 193 ТК РФ (дисциплинарное взыскание) вместо ст. 336 ТК РФ (увольнение).
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что в действующем законодательстве существуют пробелы в правовом регулировании трудовых
отношений с преподавателями ВУЗа, которые требуют серьезного и изучения, поскольку нарушают важнейшие правовые принципы.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Усова, С.А. Трудовой договор с преподавателем ВУЗА: правовые
проблемы: магистерская диссертация / С.А. Усова. -Хабаровск: ДВГУПС,
2022. — 115 л.