Научная статья на тему 'Конкурсные и трудовые правоотношения педагогических работников в образовательных организациях Российской Федерации (в свете требований нового Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников)'

Конкурсные и трудовые правоотношения педагогических работников в образовательных организациях Российской Федерации (в свете требований нового Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конкурсный отбор / трудовой договор / педагогический работник / конкурсное правоотношение / срок избрания / ученый совет / competitive selection / contract of employment / teachers / competitive relationship / the election period / the academic council

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завгородний Александр Васильевич

Правовой формой реализации трудовых прав педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, является трудовой договор. Однако трудовые отношения этой категории работников возникают на основании не только одного трудового договора. Само основание возникновения подобных трудовых правоотношений значительно шире. В качестве обязательного отношения оно включает в себя конкурсное правоотношение, в которое лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор, должно вступить с образовательной организацией, объявившей конкурс на соответствующую должность. Следовательно, конкурсное правоотношение предшествует трудовому правоотношению, возникающему на основании трудового договора. Кроме того, оно обязательно в силу того, что действующим законодательством избрание по конкурсу установлено как непременное условие для возникновения, а в определенных случаях и для продолжения трудовых правоотношений между претендентом или педагогическим работником и образовательной организацией. Законодатель, признавая особый статус педагогических работников в обществе, определил особые условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены федеральным законодательством РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Завгородний Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION AND LABOR RELATIONS OF THE TEACHING STAFF IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (IN LIGHT OF THE REQUIREMENTS OF THE NEW REGULATIONS ON THE ORDER OF SUCCESSION OF ACADEMIC STAFF)

The legal form of implementation of labor rights of the teaching staff of organizations engaged in educational activities for the implementation of higher education programs and other educational programs (hereinafter — educational organization) is an employment contract. However, labor relations this category of workers arise on the basis not only of the employment contract. The very foundation of the occurrence of such labor relations is much broader. As a mandatory relationship, it includes a competitive relationship, in which a person wishing to conclude an employment contract, should start with an educational organization, announced a competition for the relevant post. Consequently, the competitive relationship, first, is preceded by the employment relationship arising under the employment contract. Secondly, it is certainly due to the fact that the election of the current legislation on competition set as a precondition for the emergence and, in certain cases, and for the continuation of labor relations between the applicant or employee pedagogical and educational organization. The legislator, while recognizing the special status of teachers in society, define specific conditions for the exercise of their professional activities. Under the legal status of teaching staff means the totality of the rights and freedoms (including academic), labor rights, social guarantees and compensations, restrictions, duties and responsibilities established by the federal legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Конкурсные и трудовые правоотношения педагогических работников в образовательных организациях Российской Федерации (в свете требований нового Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников)»

А. В. Завгородний*

Конкурсные и трудовые правоотношения

педагогических работников в образовательных организациях Российской Федерации (в свете требований нового Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников)

Правовой формой реализации трудовых прав педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, является трудовой договор. Однако трудовые отношения этой категории работников возникают на основании не только одного трудового договора. Само основание возникновения подобных трудовых правоотношений значительно шире. В качестве обязательного отношения оно включает в себя конкурсное правоотношение, в которое лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор, должно вступить с образовательной организацией, объявившей конкурс на соответствующую должность. Следовательно, конкурсное правоотношение предшествует трудовому правоотношению, возникающему на основании трудового договора. Кроме того, оно обязательно в силу того, что действующим законодательством избрание по конкурсу установлено как непременное условие для возникновения, а в определенных случаях и для продолжения трудовых правоотношений между претендентом или педагогическим работником и образовательной организацией. Законодатель, признавая особый статус педагогических работников в обществе, определил особые условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены федеральным законодательством РФ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конкурсный отбор, трудовой договор, педагогический работник, конкурсное правоотношение, срок избрания, ученый совет.

* Завгородний Александр Васильевич — кандидат юридических наук, доцент СПбГУ, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург Университетская наб., 7/9 (Zavgorodniy.A@ jurfak.spb.ru).

Zavgorodniy Aleksander Vasilyevich — Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., Saint-Petersburg, 199034, Russia ([email protected]).

ZAVGORODNIY A. V. COMPETITION AND LABOR RELATIONS OF THE TEACHING STAFF IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (IN LIGHT OF THE REQUIREMENTS OF THE NEW REGULATIONS ON THE ORDER OF SUCCESSION OF ACADEMIC STAFF)

The legal form of implementation of labor rights of the teaching staff of organizations engaged in educational activities for the implementation of higher education programs and other educational programs (hereinafter — educational organization) is an employment contract. However, labor relations this category of workers arise on the basis not only of the employment contract. The very foundation of the occurrence of such labor relations is much broader. As a mandatory relationship, it includes a competitive relationship, in which a person wishing to conclude an employment contract, should start with an educational organization, announced a competition for the relevant post. Consequently, the competitive relationship, first, is preceded by the employment relationship arising under the employment contract. Secondly, it is certainly due to the fact that the election of the current legislation on competition set as a precondition for the emergence and, in certain cases, and for the continuation of labor relations between the applicant or employee pedagogical and educational organization. The legislator, while recognizing the special status of teachers in society, define specific conditions for the exercise of their professional activities. Under the legal status of teaching staff means the totality of the rights and freedoms (including academic), labor rights, social guarantees and compensations, restrictions, duties and responsibilities established by the federal legislation of the Russian Federation.

KEYWORDS: competitive selection, contract of employment, teachers, competitive relationship, the election period, the academic council.

1. Особенности возникновения и развития конкурсного правоотношения (элементы юридического состава). В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1 (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») педагогические работники и научные работники относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники в свою очередь относятся к профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций. Полный перечень должностей педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, содержится в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678.2

Указанный документ относит к профессорско-преподавательскому составу должности декана факультета, директора института, заведующего кафедрой, профессора, доцента старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации

1 СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.

2 СЗ РФ. 2013. № 33. Ст. 4381.

образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ3 (далее — образовательные организации), а также переводу на педагогическую должность предшествует избрание по конкурсу (ч. 2 ст. 332 Трудового кодекса РФ). Не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой, так как это выборные должности.

Основное назначение конкурса заключается в том, чтобы привлечь к участию в нем как можно большее число лиц и отобрать из них наиболее достойную кандидатуру на педагогическую должность для заключения трудового договора. Одной из особенностей конкурса является его состязательность. Поэтому конкурс выступает эффективным способом подбора и улучшения качественного состава педагогических работников в образовательной организации. Само конкурсное правоотношение, как вспомогательное, становится частью сложного фактического состава, с которым соответствующие нормы трудового права связывают возникновение определенных трудовых отношений.

Следовательно, конкурс необходимо рассматривать как установленный законом особый порядок отбора кадров, отражающий повышенные требования к кандидатам, претендующим на замещение определенных профессорско-преподавательских должностей. Однако этот особый порядок замещения должности впоследствии не освобождает будущих носителей субъективных прав и обязанностей от участия в формировании непосредственно трудового правоотношения. В данном случае трудовые отношения также возникают на основании заключения трудового договора, но только после предварительного избрания претендента по конкурсу на соответствующую должность (ст. 18 ТК).

И при общем, и при конкурсном порядке приема на работу преследуется одна и та же цель: оценка профессиональных и деловых качеств претендента на должность и выбор на основании этой оценки того кандидата, который в наибольшей степени отвечает требованиям работодателя. Подобный выбор делается до заключения трудового договора. При обычном порядке отбор производит сам работодатель, и процедура такого отбора нормативно не закреплена. При конкурсном порядке замещения должности отбор осуществляется не работодателем, а другим субъектом.

Действующее с 27 января 2015 г Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2014 г № 15364 (далее — Положение от 4 декабря 2014 г), не конкретизирует, какой это субъект. Оно лишь обращает внимание на то, что для проведения конкурса на замещение научно-педагогических должностей образовательная организация самостоятельно определяет коллегиальный орган управления, который будет осуществлять конкурсный отбор. В п. 4 ст. 26 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

3 Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 443-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон "О науке и государственной политике" в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей» // СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. 1). Ст. 7554 (далее — Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 443-ФЗ).

4 Не публиковалось, доступно на официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru.

к коллегиальным органам управления организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, законодатель относит как общее собрание (конференцию) работников и обучающихся, так и ученый совет. Другие коллегиальные органы управления формируются, если они предусмотрены уставом соответствующей образовательной организации. Представляется, что с учетом сложившейся многолетней практики, а также с учетом ч. 4 ст. 332 ТК избрание по конкурсу должно осуществляться на заседании ученого совета образовательной организации. В нашем случае именно решение ученого совета образовательной организации, если оно принято с соблюдением установленной конкурсной процедуры, является обязательным для организации (работодателя) в том смысле, что работодатель впоследствии может заключить трудовой договор лишь с лицом, победившим в конкурсе.

Положение от 4 декабря 2014 г. определяет лишь общий порядок и условия замещения должностей научно-педагогических работников (профессорско-преподавательский состав, научные работники) организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и/или дополнительные профессиональные программы, и заключения с ними трудовых договоров на неопределенный срок или на определенный срок не более пяти лет.

В указанном Положении не отражены многие вопросы организации и проведения конкурса, которые традиционно включались в ранее действовавшие Положения о порядке замещения конкурсных должностей в образовательных организациях. Представляется, что составители данного Положения, учитывая общую тенденцию расширения прав образовательных организаций, особенно отчетливо просматривающуюся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а также в ТК, признали необходимым предоставить образовательным организациям право самим определять более детальный порядок проведения конкурсного отбора на замещение должностей научно-педагогических работников. При этом они ограничились изложением лишь основных концептуальных идей проведения конкурса.

Статья 24 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ к ведущим классическим университетам РФ, особый правовой статус которых определяется специальным федеральным законом. Таким специальным федеральным законом является Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».5 Он определяет особенности правового положения двух ведущих классических университетов Российской Федерации, относя их к уникальным научно-образовательным комплексам, включающим в себя структурные подразделения без прав юридического лица и юридические лица, к старейшим образовательным организациям высшего образования страны, имеющим огромное значение для развития российского общества.

Учитывая особый статус этих университетов, Положение от 4 декабря 2014 г. предоставило право МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ самостоятельно разрабатывать и утверждать свои положения о порядке замещения должностей

5 СЗ РФ. 2009. № 46. Ст. 5418. 464 ЕЖЕГОДНИКИ ПРАВА (www.LAW-MEDIA.org)

научно-педагогических работников; в этих положениях должны найти отражение как правовые, так и процедурные вопросы организации и проведения конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников указанных образовательных организаций, не нашедшие должного отражения в Положении от 4 декабря 2014 г

Главной особенностью Положения от 4 декабря 2014 г является то, что оно позволяет проводить заочно конкурс на должности профессора и доцента среди ведущих мировых ученых в порядке, определяемом образовательной организацией (п. 6). При этом в конкурсе должны принимать участие ученые с мировым именем и имеющие официальное приглашение для работы в данной образовательной организации.

Указанный в Положении от 4 декабря 2014 г порядок избрания по конкурсу можно рассматривать как правоотношение, а сам конкурс — как достаточно сложное правовое явление, которое следует отнести к сложному юридическому составу. Он слагается из ряда юридических фактов; каждый из них представляет собой целенаправленное правомерное юридическое действие (объявление о конкурсе, подача заявления об участии в конкурсе, принятие решения ученым советом и т. д.).

Таким образом, конкурсное правоотношение имеет длящийся характер с определенными этапами развития применительно к последовательному совершению ряда юридически целенаправленных действий. Первому этапу конкурса соответствует процедура объявления конкурса образовательной организацией, второму — прием заявлений от претендентов на участие в конкурсе, третьему — избрание конкретного претендента ученым советом образовательной организации, четвертому — утверждение (неутверждение) ректором решения ученого совета образовательной организации об избрании одного из участников конкурса.

1.1. Возникновение конкурсного правоотношения. Первый этап — объявление конкурса выявляет лишь одного участника конкурсного отбора — образовательную организацию (как устроителя) и те условия, при которых образовательная организация принимает на себя определенные обязанности. На этом этапе пока еще неизвестно, какое количество правоотношений возникнет на основании сделанного образовательной организацией объявления о конкурсе и возникнут ли они вообще.

Конкурсная процедура предполагает открытость. Конкурс объявляется ректором (уполномоченным им лицом) образовательной организации в периодической печати средств массовой информации не позднее, чем за два месяца до его проведения. Способ информирования о конкурсе указывает на его публичный характер и предполагает распространение данного объявления в широких кругах общественности. Оно адресовано не какому-либо заранее определенному лицу, а всякому, кто удовлетворит указанным в нем требованиям.6

Таким образом, обращение к неопределенному кругу лиц — основной отличительный признак первого этапа конкурса, выделяющий его из числа последовательно сменяющих друг друга целенаправленных действий при конкурсном

6 ДзегорайтисА. Б. Конкурс в советском гражданском праве. Автореф. дис. ... к. ю. н. Л., 1969. С. 5, 10.

отборе. Объявление о конкурсе должно дать тем, кто решает вопрос о своем участии в конкурсе, достаточно полное представление о нем (его условиях).

В соответствии с Положением от 4 декабря 2014 г. ректор (уполномоченное им лицо) не позднее двух месяцев до окончания учебного года объявляет фамилии и должности профессорско-преподавательского состава, у которых в следующем учебном году истекает срок договора. Данная информация размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По указанным должностям ректор (уполномоченное им лицо) объявляет конкурсный отбор в том же порядке, что и для замещения вакантной должности. В соответствии п. 8 Положения от 4 декабря 2014 г. конкурсный отбор объявляется ректором (уполномоченным им лицом) не менее чем за два месяца до даты его проведения.

Условия, которые должны быть указаны в объявлении о конкурсе, определены в п. 8 Положения от 4 декабря 2014 г. Так, в объявлении о проведении конкурса в средствах массовой информации указывается ссылка на сайт организации, содержащий информацию о конкурсе, где также должно быть размещено и Положение от 4 декабря 2014 г. На сайтах МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ должны быть размещены принятые ими собственные (локальные) Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников.

В объявлении о проведении конкурса на сайте организации указываются:

— перечень должностей научно-педагогических работников, на замещение которых объявляется конкурс;

— квалификационные требования по должностям научно-педагогических работников;

— место (адрес) и окончательная дата (не ранее 10 календарных дней до проведения конкурса) приема заявления для участия в конкурсе;

— место и дата проведения конкурса.

В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников с информацией о проведении конкурса.

Срок подачи заявлений для участников в конкурсном отборе конкретизирован в п. 8 Положения от 4 декабря 2014 г. Начало определяется днем опубликования в средствах массовой информации объявления о проведении конкурса, а окончание приема заявлений устанавливается образовательной организацией, но не ранее 10 календарных дней до проведения конкурса. Правильное определение даты начала и окончания приема заявлений в определенных случаях может иметь принципиальное значение.

Второй этап избрания по конкурсу характеризуется персональным определением тех претендентов, которые своими фактическими действиями (подачей заявлений) изъявили желание участвовать в конкурсном отборе. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, конкретизируется в п. 9 Положения от 4 декабря 2014 г. Это документы, подтверждающие соответствие претендента квалификационным требованиям по соответствующей педагогической должности: копия диплома о высшем образовании; список научных трудов; копия диплома кандидата (доктора) наук; копия аттестата доцента (профессора); в необходимых случаях — копия трудовой книжки, подтверждающая наличие соответствующего стажа работы. Также претендент обязан представить документы, подтверждающие отсутствие у него ограничений на осуществление

педагогической деятельности в сфере образования, — это прежде всего документы, подтверждающие отсутствие у претендента судимости и заболеваний, предусмотренных соответствующим перечнем. Другие документы прилагаются к заявлению по договоренности между сторонами.

В Положении от 4 декабря 2014 г не указано, какое должностное лицо принимает заявления и несет ответственность за организацию и проведение конкурса. Если исходить из сложившейся практики, то это может быть начальник управления (отдела) кадров или ученый секретарь. Конкретное должностное лицо должно быть указано в локальном нормативном акте образовательной организации или в соответствующем приказе ректора. В обязанности данного лица входят проверка комплектности представляемых документов, правильного их заполнения, предоставление справочной информации претендентам о замещаемой должности, об основных условиях трудового договора, а также о процедуре, месте и времени проведения конкурсного отбора.

Отказ в приеме заявления образовательной организацией возможен в случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по указанной в объявлении должности, непредставления установленных документов, а также в случае нарушения установленного образовательной организацией срока подачи заявления.

После приема заявления на участие в конкурсе правовое положение претендента меняется: он превращается в участника конкурса. С появлением конкретных участников наступает вторая стадия конкурсного избрания — возникает само правоотношение.

Таким образом, между образовательной организацией, объявившей конкурс, и каждым участником конкурсного отбора возникают собственно конкурсные правоотношения.

Данные правоотношения обладают определенным содержанием. Его образуют, с одной стороны, субъективное право каждого из претендентов требовать от образовательной организации проведения конкурсного отбора и обеспечения возможности присутствовать на заседании ученого совета образовательной организации, рассматривающего их кандидатуры, ознакомиться с действующим Положением о конкурсе, квалификационными требованиями по соответствующей должности, условиями коллективного и трудового договоров; с другой — корреспондирующая этому праву претендентов обязанность образовательной организации провести конкурсный отбор и предоставить каждому претенденту указанные выше права и возможности. Неявка претендента на ученый совет не является препятствием для проведения конкурса.

Как мы видим, к участию в конкурсе допускаются претенденты, обладающие дополнительной специальной правоспособностью. Только по отношению к данным лицам можно говорить о свободе добровольного выбора педагогического труда как рода трудовой деятельности и места его приложения в любой образовательной организации. Это не может служить поводом для суждений о неравенстве или ограничений трудовой правоспособности граждан, поскольку каждый имеет равные со всеми возможности получения соответствующего образования и квалификации (включая и научную степень) с учетом личных склонностей и способностей.

1.2. Развитие конкурсного правоотношения. Третий этап конкурса непосредственно связан с процедурой избрания конкретного претендента (участника) в образовательной организации. Прием заявлений от претендентов прекращается не ранее 10 календарных дней до заседания ученого совета, на котором будет приводиться конкурсное избрание на соответствующую профессорско-преподавательскую должность.

Сжатые сроки между прекращением приема заявлений от претендентов и заседанием ученого совета образовательной организации значительно сужают возможности предварительного (до заседания ученого совета) обсуждения претендентов.7 Положение от 4 декабря 2014 г. позволяет образовательной организации проводить избрание на педагогическую должность сразу на ученом совете образовательной организации, минуя какие-либо предварительные стадии обсуждения кандидатов.

Участие работающего преподавателя в конкурсном избрании на новый срок — это практическая реализация его субъективного права на участие в конкурсе. В данном случае у образовательной организации в лице ректора отсутствуют основания для отказа работнику участвовать в конкурсе, ибо до окончания срока трудового договора обязанностью образовательной организации является проведение такого конкурса. В подобном случае следует признать неправомерными те отказы образовательной организации в допуске преподавателя к участию в конкурсе, которые аргументируются достижением им пенсионного возраста или плохим состоянием здоровья. При наличии соответствующих обстоятельств вопрос об увольнении преподавателя должен решаться согласно общим (или специальным) нормам трудового законодательства, а не путем отказа ему участвовать в конкурсе. Следовательно, преподаватель образовательной организации участвует в конкурсе на общих основаниях.

Очередное избрание преподавателя по конкурсу на замещаемую им должность представляет собой своеобразное подтверждение (конкурс-подтверждение), при котором ученый совет образовательной организации подтверждает ранее принятое решение об избрании работника на соответствующую должность по конкурсу (конкурс-выбор). При этом учитываются определенные итоги его профессиональной деятельности за прошедший период работы (избрания). При проведении «конкурса-подтверждения» избрание осуществляется, как правило, на альтернативной основе. Ученый совет образовательной организации рассматривает и решает вопрос о возможности продолжения работы преподавателем по той же должности или о прекращении с ним трудовых правоотношений в силу неудовлетворительного выполнения им своих должностных обязанностей. При «конкурсе-подтверждении» у преподавателя не возникает нового трудового правоотношения, а также с ним может не заключаться новый трудовой договор. Осуществляется пролонгация действующей трудовой связи в рамках юридически оформленной процедуры конкурса. В этом случае действие срочного трудового договора продлевается по соглашению сторон, заключенному в письменной форме, на определенный (не более пяти лет) или на неопределенный срок.

7 Напомним, что ранее образовательная организация имела возможность предварительно рассматривать (обсуждать) кандидатов на конкурсную должность на заседаниях кафедры и ученого совета факультета (института).

Практика проведения конкурсов в образовательных организациях показывает, что преподаватели, умело организующие свою учебную и научную деятельность, как правило, успешно проходят очередной конкурс. Неизбранными оказываются лица, имеющие серьезные недостатки в учебной (преподавательской) работе, не выполняющие должным образом научно-исследовательскую работу, имеющие низкую публикационную активность и т. п.

Однако «конкурс-подтверждение» все же следует отличать от аттестации преподавателя, которую он обязан проходить раз в пять лет, если ранее с ним был заключен трудовой договор на неопределенный срок. Подобная аттестация проводится в целях подтверждения соответствия преподавателя замещаемой им должности в установленном Правительством РФ порядке. При конкурсном порядке избрания есть стадия выдвижения кандидатур, процесс их обсуждения и отбора, иные претенденты, конкретная процедура голосования и т. п., а при аттестации ничего подобного нет. Кроме того, деловые качества работника определяет коллектив образовательной организации — члены ученого совета, а не аттестационная комиссия (достаточно узкая группа лиц). Представляется, что сам порядок конкурсного избрания более демократичен, чем аттестация.8

Таким образом, можно констатировать, что избрание по «конкурсу-выбору» является непременным условием для возникновения впервые трудовых правоотношений преподавателя с образовательной организацией, а «конкурс-подтверждение» служит основанием для продолжения уже существующих трудовых правоотношений либо для их прекращения.

В соответствии с Положением от 4 декабря 2014 г. обсуждение и конкурсный отбор претендентов на преподавательские должности проводятся на ученом совете образовательной организации.9 Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного голосования.

Для подсчета голосов ученый совет образовательной организации перед началом голосования должен избрать счетную комиссию в составе не менее трех членов ученого совета. По каждой кандидатуре, принимавшей участие в конкурсе, счетная комиссия оглашает результаты голосования. Протокол счетной комиссии утверждается ученым советом образовательной организации и приобщается к материалам конкурса.

При получении претендентами (два и более), участвующими в конкурсе, равного количества голосов проводится повторное голосование на том же заседании ученого совета. Если ни один из претендентов не получил более 50 % голосов членов ученого совета, то конкурсный отбор признается не состоявшимся и образовательная организация объявляет новый конкурс.

8 См. порядок проведения аттестации педагогических работников в образовательной организации высшего образования: Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г № 795 // Российская газета. 2014. 28 авг.

9 Если в Уставе образовательной организации указано, что конкурсное избрание на должности ассистентов, преподавателей, старших преподавателей и доцентов проводится на ученом совете факультета (института), то обсуждение и конкурсный отбор на указанные должности также должны проводиться на ученом совете факультета (института).

Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования более 1/2 голосов от числа принявших участие в голосовании при кворуме 2/3 списочного состава ученого совета.

В случае если голосование проводилось по единственному претенденту со стороны и он не набрал необходимого количества голосов, конкурс признается несостоявшимся. Если же этим единственным претендентом будет уже работающий в образовательной организации преподаватель, то в случае его неизбрания по конкурсу трудовой договор с ним прекращается по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК10 (истечение срока трудового договора), а сам конкурс также признается несостоявшимся.

Решение ученого совета об избрании лица на определенную профессорско-преподавательскую должность есть юридический факт, на который опирается ректор образовательной организации при заключении трудового договора с победившим участником конкурса.

С принятием ученым советом решения об избрании на должность одного из нескольких претендентов изменяется как субъектный состав, так и содержание конкурсных правоотношений. Теперь образовательная организация связана определенными обязательствами только с конкретным участником конкурса, избранным ученым советом. Для данного претендента конкурсные правоотношения будут трансформироваться в трудовые правоотношения, а для всех остальных претендентов они прекращаются. Третий этап конкурсного отбора параллельно порождает правоизменяющие и правопрекращающие последствия. Избранный претендент получает право на утверждение ректором образовательной организации решения ученого совета о его избрании, а также на заключение трудового договора с образовательной организацией на срок избрания или на неопределенный срок в установленном порядке. Этому праву противостоит обязанность ректора утвердить данное решение ученого совета образовательной организации и заключить трудовой договор с лицом, избранным по конкурсу. Правоотношения с теми участниками конкурса, которые не прошли по конкурсу, прекращаются. Завершающую функцию здесь выполняет выдача каждому участнику конкурсного отбора мотивированного заключения ученого совета образовательной организации об избрании конкретного участника конкурса. Представляется, что мотивированное заключение о результатах конкурсного отбора должно быть направлено заинтересованным лицам в недельный срок. Документы, ранее поданные претендентами, не прошедшими конкурс, могут быть возвращены им по их письменному заявлению сразу после завершения процедуры конкурсного отбора.

Таким образом, решение ученого совета об избрании конкретного претендента прекращает те конкурсные правоотношения (между образовательной организацией и участниками конкурса), которые возникли и развились до его принятия.

10 Представляется, что в случае, когда педагогический работник отказался от участия в конкурсной процедуре, то прекращение трудовых отношений и увольнение работника осуществляется по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК. В случае, когда педагогический работник участвовал в конкурсе, но не был избран, более логично работодателю прекратить трудовые отношения с ним по п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК (неизбрание на должность).

Четвертый этап избрания по конкурсу характеризуется тем, что решение ученого совета образовательной организации, если оно принято с соблюдением действующего Положения о конкурсе, утверждается приказом ректора. Решение ученого совета об избрании определенного претендента на конкретную педагогическую должность есть юридический акт, обязательный для ректора. В соответствии с этим актом он может впоследствии заключить трудовой договор с избранным лицом.11 Коль скоро решение ученого совета является обязательным для ректора, то в случае его принятия без каких-либо нарушений действующего Положения о конкурсе ректор не может не согласиться с актом избрания. Не утвердить решение ученого совета ректор может лишь в связи с нарушением процедуры проведения конкурсного отбора. Следовательно, ректор образовательной организации обязан дать объективную оценку результатам конкурса, которая выражается в форме акта утверждения принятого решения ученого совета.

Утверждение ректором принятого решения ученого совета по своей юридической природе является актом управления — это не что иное, как форма осуществления ректором властных полномочий. Указанные властные полномочия проявляются по отношению к выборному представительному органу — ученому совету, а не по отношению к избранному претенденту и по своей природе относятся к административно-правовым. Отношения между избранным по конкурсу лицом и образовательной организацией на основании акта избрания по конкурсу относятся к области трудовых отношений.12

В действующем Положении о конкурсе отсутствует какая-либо правовая норма, поясняющая порядок утверждения решения ученого совета образовательной организации и, соответственно, его неутверждения ректором при наличии нарушения процедуры проведения конкурса.

После принятого ученым советом решения об избрании претендента по конкурсу обе стороны будущего трудового правоотношения (избранный претендент и образовательная организация в лице ректора, представляющего ее интересы) должны изъявить обоюдное согласие на установление непосредственно трудовых правоотношений. Это происходит на стадии обсуждения и заключения трудового договора.

Таким образом, основные особенности конкурсного избрания на должности педагогических работников в образовательной организации состоят в следующем:

— замещение должности по конкурсу проводится независимо от того, занята ли эта должность по срочному трудовому договору конкретным лицом или она является вакантной;

— конкурс объявляется регулярно в связи с окончанием срока трудового договора педагогического работника;

— к замещению должности допускаются только лица, соответствующие установленным требованиям (критериям);

11 ГейхманВ. Л. Фактические составы как основание возникновения трудовых правоотношений. М., 2006. С. 192.

12 Там же.

— конкретный претендент для замещения должности определяется ученым советом образовательной организации путем избрания его тайным голосованием;

— ректор (уполномоченное им лицо) организует конкурс, но он не вправе без решения ученого совета заключить трудовой договор с кем-либо из участников конкурса;

— образовательная организация (в лице ректора) заключает трудовой договор только с лицом, в установленном порядке избранным по конкурсу ученым советом образовательной организации.

2. Особенности возникновения трудовых правоотношений с педагогическим работником. Положительное завершение конкурсного избрания претендента на преподавательскую должность и последующее утверждение решения ученого совета приказом ректора образовательной организации автоматически не влекут возникновения трудового правоотношения между образовательной организацией и лицом, избранным на должность. Это отношение возникает в результате заключения трудового договора. Будучи урегулированным нормами трудового права, трудовой договор становится правовым отношением, в рамках которого его стороны — образовательная организация и преподаватель — приобретают субъективные права и юридические обязанности, становятся субъектами трудового права. Однако стороны сами, притом независимо друг от друга и от государства, вправе решать вопрос о вступлении между собой в договорные отношения. ТК не только декларирует, но и гарантирует свободу трудового договора. Обязательным условием действительности трудового договора является заключение его на основе согласованной воли его участников, исключающей обман, насилие, угрозы.

Лицо, впервые избранное по конкурсу, в дальнейшем может либо не изъявить желания о заключении трудового договора, либо вовсе не появиться в образовательной организации.13 Поэтому при отсутствии трудового договора трудовое правоотношение не возникает, хотя конкурс и состоялся.

На наш взгляд, акт избрания по конкурсу не может иметь юридическую силу до бесконечности, поскольку это существенно ущемляет права образовательной организации. Так, избранный в установленном порядке по конкурсу претендент может в любой момент предъявить свое право на заключение трудового договора на основании акта избрания. По этой причине образовательная организация не может объявить по данной должности повторный (новый) конкурс, а также принять на указанную должность временного работника.

В связи со сказанным срок, в течение которого избранный по конкурсу претендент может претендовать на заключение с образовательной организацией трудового договора, конкретизирован (ограничен) в п. 17 Положения от 4 декабря 2014 г Должность научно-педагогического работника вновь объявляется вакантной, если в течение 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения ученым советом образовательной организации лицо, впервые

13 Претендент может участвовать в конкурсном избрании одновременно в двух или более образовательных организациях, что не запрещено действующим законодательством, и заключить трудовой договор с другим работодателем (образовательной организацией).

успешно прошедшее конкурс на замещение соответствующей должности, не заключило трудовой договор с работодателем по собственной инициативе.

Неявка претендента в течение указанного срока для заключения трудового договора лишает его впоследствии права требовать от образовательной организации заключения договора на основании акта избрания по конкурсу, и последний должен утрачивать свое юридическое значение.

Вместе с тем и образовательная организация по своей инициативе не должна препятствовать своевременному заключению трудового договора с победившим претендентом. Представляется, что в течение того же срока образовательная организация в лице ректора (уполномоченного им лица) обязана заключить с избранным по конкурсу претендентом трудовой договор. В противном случае образовательная организация в письменной форме должна изложить указанному претенденту причину, которая препятствует заключению с ним трудового договора, что позволит ему в последующем обжаловать действия образовательной организации в судебном порядке.

Согласно действующему законодательству с преподавателями образовательной организации заключаются как срочные трудовые договоры, так и трудовые договоры на неопределенный срок (ч. 1 ст. 332 ТК). В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 57 ТК).

Трудовой договор играет важную функциональную роль в возникновении трудового правоотношения. Только трудовой договор, завершая сложный фактический (юридический) состав, окончательно формирует волю субъектов трудового правоотношения (преподавателя и образовательной организации). Трудовой договор как юридический факт определяет содержание трудового правоотношения, во многом зависящее от тех условий, о которых стороны договорились при его заключении. Вместе с тем трудовой договор служит гарантией приобретения сторонами прав и обязанностей, вытекающих из норм трудового законодательства.

Многолетняя практика показывает, что большинство преподавателей работают в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ не один десяток лет, но при этом они вынуждены периодически проходить конкурсный отбор и заключать очередной срочный трудовой договор. Возможность заключения трудового договора на неопределенный срок появилась у преподавателей относительно недавно. Но даже при наличии такого договора преподаватель обязан один раз в пять лет проходить аттестацию.14 По сути, трудовые отношения работодателя с преподавателями, в которых он был заинтересован, носили постоянный характер. Более того, образовательная организация и обучающиеся в ней студенты всегда были заинтересованы в работающем на постоянной основе высококвалифицированном

14 Аттестация, а не конкурс была введена с 1 января 2015 г. для преподавателей, заключивших трудовой договор на неопределенный срок, Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 443-ФЗ.

профессорско-преподавательском составе. Подобный коллектив в образовательной организации формируется в течение многих лет. И, как правило, уход хотя бы одного опытного специалиста вызывает большие трудности в поисках достойной замены ушедшему преподавателю.

Видимо, поэтому в интересах образовательной организации, в интересах учебного процесса, а также для обеспечения в рамках правового регулирования труда преподавателей определенных гарантий законодатель в новой редакции ТК предусмотрел возможность заключения с преподавателями трудовых договоров на неопределенный срок.

Предоставив подобную возможность, законодатель тем самым учел Рекомендацию, принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 29-й сессии в Париже.15 Рекомендация обращает внимание на то, что трудовые договоры на неопределенный срок отвечают интересам как образовательной организации, так и преподавателей, работающих в этой организации. Указанные трудовые договоры обеспечивают преподавателям, прошедшим конкурсный отбор, бессрочную работу, гарантию того, что их увольнение возможно только по профессиональным мотивам и при соблюдении установленных процедур. Трудовые договоры на неопределенный срок должны быть в максимально возможной степени гарантированы даже в случае реорганизации или преобразования организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Трудовые договоры на неопределенный срок должны предоставляться тем лицам, которые отвечают установленным объективным критериям в области не только преподавания, но и научной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в случае избрания преподавателя по конкурсу стороны (работник и работодатель) могут договориться заключить как срочный трудовой договор (до пяти лет с учетом срока избрания), так и договор на неопределенный срок.

Представляется, что критерии, которым должен соответствовать преподаватель для заключения с ним трудового договора на неопределенный срок, устанавливает образовательная организация.16 Она самостоятельно принимает решение и реализует предоставленную законодателем возможность на заключение с педагогическим работником трудового договора на неопределенный срок. Впоследствии конкурс на замещение должности педагогического работника, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, не проводится. Однако в этом случае с учетом п. 10 ст. 332 ТК в целях подтверждения соответствия замещаемой должности преподаватель один раз в пять лет обязан пройти аттестацию. Главной особенностью заключенного на неопределенный срок трудового договора преподавателя является возможность его прекращения в связи несоответствием работника замещаемой должности или

15 Рекомендация о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 29-й сессии в Париже (21 октября — 12 ноября 1997 г.). Париж, 1997. С. 74-75 (опубликована не была, приводится по рабочим материалам ЮНЕСКО).

16 В американских университетах постоянный контракт (трудовой договор на неопределенный срок) заключается с преподавателем, как правило, после 6-7 лет работы в университете по срочному контракту, который продлевается ежегодно.

выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ст. 81 ТК).17

При заключении срочного трудового договора стороны по соглашению определяют его срок. Стороны могут установить любую продолжительность трудового договора, но в пределах срока избрания преподавателя ученым советом образовательной организации.

Если с преподавателем был заключен срочный трудовой договор, то при очередном избрании его на замещаемую им должность новый трудовой договор может не заключаться. В подобных случаях действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок (не более пяти лет) или на неопределенный срок (ч. 8 ст. 332 ТК).

Из сказанного можно сделать следующие выводы. Во-первых, срок трудового договора определяется его сторонами; основанием для заключения после избрания по конкурсу срочного трудового договора следует признать прежде всего соглашение сторон. Во-вторых, если с работником ранее был заключен трудовой договор на неопределенный срок, то впоследствии конкурс на замещение его должности не проводится, но раз в пять лет он обязан проходить аттестацию в целях подтверждения соответствия замещаемой должности. В-третьих, истечение срока трудового договора является лишь основанием для объявления образовательной организацией нового конкурса по соответствующей должности. В-четвертых, образовательная организация в пределах срока избрания преподавателя может пролонгировать действие его срочного трудового договора. В этом случае срочный трудовой договор с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок, но с учетом срока избрания или на неопределенный срок (ч. 8 ст. 332 ТК).

3. Общие выводы. Конкурсные правоотношения относятся к категории относительных правоотношений, в которых каждый участник конкурсного отбора связан с образовательной организацией персонально. При этом возникает столько правоотношений, сколько имеется участников конкурса.

Необходимо предоставить образовательной организации право вносить изменения в ранее сделанное объявление о конкурсе или отменять его в том же порядке, в каком объявлялся конкурсный отбор, в течение определенного периода с момента опубликования объявления. Подобное право желательно отразить в Положении о конкурсном отборе.

В Положении о конкурсе профессорско-преподавательского состава желательно закрепить право работающего преподавателя отчитаться на заседании ученого совета при прохождении им очередной конкурсной процедуры по всем видам проделанной им работы за прошедший период избрания.

Впервые избранный претендент не должен по своей инициативе затягивать процедуру заключения трудового договора. Если в течение 30 календарных дней он по собственной инициативе не появится в образовательной организации, то

17 Подробнее см.: Завгородний А. В. Актуальные вопросы регулирования труда руководящих и педагогических работников образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации. СПб., 2014. С. 299-303.

теряет право на заключение трудового договора с образовательной организацией, а указанная должность становиться вакантной и образовательная организация по этой должности может объявить новый конкурс.

Образовательная организация по своей инициативе также не должна препятствовать своевременному заключению трудового договора с лицом, впервые успешно прошедшим конкурс на замещение преподавательской должности. Представляется, что в течение 30 календарных дней образовательная организация в лице ректора (уполномоченного им лица) обязана заключить с избранным по конкурсу лицом трудовой договор. В противном случае образовательная организация в письменной форме должна изложить претенденту причину, которая препятствует заключению с ним договора, что позволит избранному по конкурсу лицу обжаловать действия образовательной организации в судебном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.