Научная статья на тему 'Рецензия на кн. : Завгородний А. В. Конкурсные и трудовые правоотношения педагогических работников образовательных организаций российской Федерации / А. В. Завгородний : монография. - М. : проспект, 2017. - 288 с'

Рецензия на кн. : Завгородний А. В. Конкурсные и трудовые правоотношения педагогических работников образовательных организаций российской Федерации / А. В. Завгородний : монография. - М. : проспект, 2017. - 288 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРС В ТРУДОВОМ ПРАВЕ / СРОК ИЗБРАНИЯ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / ДИСКРИМИНАЦИЯ В СФЕРЕ ТРУДА / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / EDUCATIONAL EMPLOYEES / HIGHER EDUCATION / COMPETITION IN THE LABOR LAW / THE TERM OF ELECTION / EMPLOYMENT CONTRACT / DISCRIMINATION IN EMPLOYMENT / CONFLICT OF INTEREST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парягина Ольга Александровна

Дана положительная оценка качества рассмотрения в монографии конкурсных и трудовых правоотношений педагогических работников образовательных организаций, научной новизны и практической значимости обоснованных автором положений и выводов. Приведена характеристика объекта, структуры исследования, использованных автором в процессе работы методов научного познания. Одобрены авторский обзор развития отечественного законодательства о труде педагогических работников, предпринятый в книге анализ современного состояния, проблем и перспектив правового регулирования конкурсных и трудовых отношений в сфере образования. По достоинству оценены содержащиеся в издании практические рекомендации по совершенствованию конкурсных процедур в образовательных организациях, аттестации работников профессорско-преподавательского состава, формированию содержания эффективного договора (контракта), разработке с учетом мнения представительного органа педагогических работников конкретных и понятных критериев эффективности их труда. Поддержаны суждения автора, направленные на обеспечение равенства возможностей каждого для реализации своих трудовых прав и против дискриминации педагогических работников при осуществлении конкурсного отбора на должность, установлении срока трудового договора с избранными лицами. Своевременным признано рассмотрение и разрешение в монографии проблем защиты объектов интеллектуальной собственности образовательной организации и связанных с этим прав работников. Как новаторские, но вызывающие полемику охарактеризованы суждения автора, связанные с толкованием законодательного понятия конфликта интересов педагогического работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Парягина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review: Zavgorodny A. V. Competitive and Labor Legal Relations of Educational Employees of Educational organizations of the Russian Federation : Monograph /V. Zavgorodny. - M. : Prospect, 2017. - 288 p

Positive assessment is given to the quality of consideration in the monograph of competitive and labor legal relations of educational employees of educational organizations, scientific novelty and practical importance of well-founded the author of the principles and conclusions. The review contains the characteristic of the object structure of the studies used by the author in the course of work methods of scientific cognition. The monograph takes lighting features of legal regulation of competitive election of educational employees of higher school, conclusion, amendment and termination of an employment contract with them, including when they are working on a part-time basis. Architectural overview of development of domestic labor legislation of educational employees taken in the book analysis of the current state, problems and prospects of legal regulation of competition and labor relations in education sector are approved. The practical recommendations contained in the publication on improvement of competitive procedures in educational organizations, certification of employees of faculty, creating of content of effective agreement (contract), development of specific and clear criteria for effectiveness of work of educational employees taking into account the views of the representative organ of their employees are appreciated. Reviewer supports the judgments of the author, aimed at ensuring equal opportunities for everyone to exercise their labor rights and against discrimination of educational employees in the implementation of competitive selection for the position, deadline of employment contract with selected persons. In the monograph timely consideration and resolution problems of protection of intellectual property educational organization and related rights of employees are recognized. Judgments of the author, related to interpretation the legislative concept of conflict of interest of educational employees, are described as innovative, but causing polemics.

Текст научной работы на тему «Рецензия на кн. : Завгородний А. В. Конкурсные и трудовые правоотношения педагогических работников образовательных организаций российской Федерации / А. В. Завгородний : монография. - М. : проспект, 2017. - 288 с»

Рецензии

УДК 349.2:37.08[(470)+(571)]

РЕЦЕНЗИЯ НА КН.: ЗАВГОРОДНИЙ А. В. КОНКУРСНЫЕ И ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ : МОНОГРАФИЯ / А. В. ЗАВГОРОДНИЙ. - М. : ПРОСПЕКТ, 2017. - 288 С.

© Парягина О. А., 2018

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Дана положительная оценка качества рассмотрения в монографии конкурсных и трудовых правоотношений педагогических работников образовательных организаций, научной новизны и практической значимости обоснованных автором положений и выводов. Приведена характеристика объекта, структуры исследования, использованных автором в процессе работы методов научного познания. Одобрены авторский обзор развития отечественного законодательства о труде педагогических работников, предпринятый в книге анализ современного состояния, проблем и перспектив правового регулирования конкурсных и трудовых отношений в сфере образования. По достоинству оценены содержащиеся в издании практические рекомендации по совершенствованию конкурсных процедур в образовательных организациях, аттестации работников профессорско-преподавательского состава, формированию содержания эффективного договора (контракта), разработке с учетом мнения представительного органа педагогических работников конкретных и понятных критериев эффективности их труда. Поддержаны суждения автора, направленные на обеспечение равенства возможностей каждого для реализации своих трудовых прав и против дискриминации педагогических работников при осуществлении конкурсного отбора на должность, установлении срока трудового договора с избранными лицами. Своевременным признано рассмотрение и разрешение в монографии проблем защиты объектов интеллектуальной собственности образовательной организации и связанных с этим прав работников. Как новаторские, но вызывающие полемику охарактеризованы суждения автора, связанные с толкованием законодательного понятия конфликта интересов педагогического работника.

Ключевые слова: педагогические работники, высшее образование, конкурс в трудовом праве, срок избрания, трудовой договор, дискриминация в сфере труда, конфликт интересов.

В отечественной науке трудового права автор монографии известен устойчивым вниманием к проблематике правового регулирования в России труда педагогических работников, основательными исследованиями особенностей трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительного профессионального образования. В рецензируемой книге научному анализу подвергнуты конкурсные и трудовые правоотношения с работниками профессорско-преподавательского состава высшей школы, претерпевшие в последние годы определенные изменения вследствие законодательного реформирования российской системы образования. Предпринятая в монографии постановка вопросов согласуется с необходимостью постоянного теоретического осмысления отраслевой

юридической наукой состояния законодательства о труде отдельных категорий работников и перспектив его развития. Издание восполняет существующий ныне недостаток научно-правовых публикаций о труде педагогических работников образовательных организаций высшего образования.

Монографической природе исследования подчинены его объект и структура работы, методология изучения автором специфики и дискуссионных аспектов правового регулирования труда преподавателей высших учебных заведений.

Объектом научного поиска является широкий спектр юридических связей, опосредующих труд работников профессорско-преподавательского состава образовательных организаций. Следуя замыслу, автор анализирует особенности замещения конкурсных должностей в образовательных организациях (гл. 1), возникновение трудовых правоотношений с педагогическим

работником в образовательной организации (гл. 2), изменение трудовых правоотношений с педагогическим работником в образовательной организации (гл. 3), основания прекращения трудового договора (эффективного контракта) педагогического работника в образовательной организации (гл. 4). Наряду с канонами заключения, изменения и расторжения трудового договора в орбиту исследования включены практически значимые вопросы совмещения должностей и совместительства в вузах, аттестации, рабочего времени, времени отдыха и оплаты труда преподавателей, разрешения конфликта интересов и защиты объектов интеллектуальной собственности в образовательной организации. Изложение материала является последовательным, а его язык - научным и ясным.

Особенности конкурсных и трудовых отношений педагогических работников высшей школы освещаются автором с использованием признанных способов научного познания. Так, благодаря применению метода сравнительного анализа раскрыта диалектика правового регулирования конкурсного отбора преподавателей вузов и заключения с ними трудовых договоров на разных этапах развития отечественного законодательства. Посредством метода сравнительного правоведения показано, что в некоторых зарубежных странах полнее, чем в Российской Федерации, руководствуются рекомендательными нормами международного трудового права, нацеленными на обеспечение в интересах работников стабильных трудовых отношений. В связи с этим в монографии предложено, в частности, регламентировать временные увольнения работников в целях предупреждения их массовых увольнений (с. 194), приостанавливать, а не прекращать трудовой договор с работниками, в том числе с преподавателями, в случае призыва их на обязательную военную службу или заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (с. 255-256). Владение автором отмеченными и иными научными методами познания позитивно сказалось на гносеологической ценности и результативности исследования.

Действующий на момент написания монографии правовой механизм регулирования конкурсных и трудовых отношений педагогических работников образовательных организаций анализируется в работе с учетом существующих в юридической науке воззрений на специфику этих отношений. В результате теоретических изысканий автору удалось по-своему классифицировать правовые нормы, обусловливающие дифференциацию в регулировании труда педагогов, обозначить этапы прохождения кон-

курсного отбора, виды конкурса и особенности конкурсных правоотношений, сформулировать некоторые связанные с темой исследования понятия (например, организация труда), которыми российская наука права оперирует обычно без их четкого определения.

Насущными являются высказанные в публикации суждения относительно современного опыта проведения образовательными организациями конкурсного отбора работников профессорско-преподавательского состава вузов, заключения и пролонгации с ними трудовых договоров. Верно замечено, что на федеральном уровне правового регулирования предусмотрены «лишь основные концептуальные идеи проведения конкурса» (с. 74). Путем эмпирических исследований выявлены разночтения в реализации конкурсных и трудовых отношений в российской высшей школе, аргументированы меры по совершенствованию отнесенных к ведению образовательных организаций конкурсных процедур, обеспечению трудовых прав педагогических работников.

Так, указывая на отсутствие в отечественном законодательстве критериев для установления срока трудового договора с работниками профессорско-преподавательского состава, автор полагает возможным разрешать данную проблему согласно рекомендации ученого совета вуза. В монографии дана достойная внимания российских образовательных организаций ссылка на практику университетов США, где, как правило, заключают постоянные трудовые договоры с преподавателями по истечении 6-7 лет их успешной работы на основе срочного и ежегодно продлеваемого трудового договора (с. 116-117). Надо разделить мнение автора о том, что в правоприменительной практике целесообразно более четко и с участием представительного органа педагогических работников определять критерии эффективности их труда, предусматривать доплаты к должностному окладу преподавателей вузов за наличие ученой степени и ученого звания.

Рефреном в издании звучит мысль о недопустимости дискриминации лиц профессорско-преподавательского состава в сфере труда. Убедительно подчеркнуто, что ограничения в трудовых правах работников могут устанавливаться только в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (с. 17-18) и, следовательно, не допускаются на основе локальных нормативных правовых актов образовательных организаций, правоприменительных актов работодателей. По справедливому утверждению автора, при возникновении охранительных отношений в случаях нару-

№ 4 (83) • 2018

Сибирский юридический вестник

143

шения конкурсного приема педагогических работников на работу юридическую ответственность несет только работодатель (с. 75-76, 81). Правомерными являются приведенные в исследовании положения антидискриминационной направленности о том, что условия конкурса и сроки трудовых договоров в вузах с педагогическими работниками из числа пенсионеров и лиц, имеющих плохое здоровье, должны устанавливаться «на общих основаниях» с другими педагогическими работниками (с. 99).

Примечательными, но не всегда бесспорными выглядят авторские высказывания о новом для науки трудового права явлении конфликта интересов педагогического работника. Так, в предпринятом в книге толковании понятия «конфликт интересов», предусмотренного в законодательстве России об образовании, сомнительным является то, что к личной выгоде для педагогического работника не отнесены продвижение по работе (службе), объявление благодарности (с. 157). Кроме того, в современной российской действительности реализация указанных и подобных мер нередко обусловлена кумовством, которое, следуя практике демократически развитых правовых государств, необходимо рассматривать как одну из форм взаимосвязанной с конфликтом интересов коррупции.

Согласно общей оценке рецензируемое исследование является плодотворным, дает взвешенные ответы на многие непростые вопросы правового регулирования труда педагогических работников образовательных организаций. Монография представляет несомненный интерес для специалистов-трудовиков и российского законодателя, а также может быть полезным практическим руководством для преподавателей и работодателей, являющихся субъектами конкурсных процедур и трудовых отношений в вузах. Ш

Review: Zavgorodny A. V. Competitive and Labor Legal Relations of Educational Employees of Educational organizations of the Russian Federation : Monograph / A. V. Zavgorodny . - M. : Prospect, 2017. -288 p.

© Paryagina O. A., 2018

Positive assessment is given to the quality of consideration in the monograph of competitive and labor legal relations of educational employees of educational organizations, scientific novelty and practical importance of well-founded the author of the principles and conclusions. The review contains the characteristic of the object structure of the studies used by the author in the course of work methods of scientific cognition. The monograph takes lighting features of legal regulation of competitive election of educational employees of higher school, conclusion, amendment and termination of an employment contract with them, including when they are working on a parttime basis. Architectural overview of development of domestic labor legislation of educational employees taken in the book analysis of the current state, problems and prospects of legal regulation of competition and labor relations in education sector are approved. The practical recommendations contained in the publication on improvement of competitive procedures in educational organizations, certification of employees of faculty, creating of content of effective agreement (contract), development of specific and clear criteria for effectiveness of work of educational employees taking into account the views of the representative organ of their employees are appreciated. Reviewer supports the judgments of the author, aimed at ensuring equal opportunities for everyone to exercise their labor rights and against discrimination of educational employees in the implementation of competitive selection for the position, deadline of employment contract with selected persons. In the monograph timely consideration and resolution problems of protection of intellectual property educational organization and related rights of employees are recognized. Judgments of the author, related to interpretation the legislative concept of conflict of interest of educational employees, are described as innovative, but causing polemics.

Keywords: educational employees, higher education, competition in the labor law, the term of election, employment contract, discrimination in employment, conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.