Научная статья на тему 'Правовое регулирование научно-педагогической деятельности'

Правовое регулирование научно-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агаркова Д. А.

Анализируются особенности заключения трудового договора с педагогическими работниками. Обосновывается необходимость рассмотрения конкретных норм дифференциации правового регулирования труда преподавателей вузов. Трудовой договор играет важную функциональную роль в возникновении трудового правоотношения. Только трудовой договор, завершая сложный фактический (юридический) состав, окончательно формирует волю субъектов трудового правоотношения (педагогического работника и образовательной организации). Трудовой договор как юридический факт определяет содержание трудового правоотношения, которое во многом зависит от тех условий, о которых стороны договорились при его заключении. Вместе с тем трудовой договор служит гарантией приобретения сторонами прав и обязанностей, вытекающих из норм трудового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование научно-педагогической деятельности»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Агаркова Д.А.*

Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Орёл

Анализируются особенности заключения трудового договора с педагогическими работниками. Обосновывается необходимость рассмотрения конкретных норм дифференциации правового регулирования труда преподавателей вузов. Трудовой договор играет важную функциональную роль в возникновении трудового правоотношения. Только трудовой договор, завершая сложный фактический (юридический) состав, окончательно формирует волю субъектов трудового правоотношения (педагогического работника и образовательной организации). Трудовой договор как юридический факт определяет содержание трудового правоотношения, которое во многом зависит от тех условий, о которых стороны договорились при его заключении. Вместе с тем трудовой договор служит гарантией приобретения сторонами прав и обязанностей, вытекающих из норм трудового законодательства.

Ключевые слова: научно-педагогическая деятельность, трудовой договор, высшее образование, государственная политика в сфере образования.

В условиях сложного и динамичного развития современного мира проблема состояния научного знания приобретает новый смысл и значение, поскольку перед изменившимся и изменяющимся обществом стоят принципиально новые задачи, возникают потребность и необходимость осмысления происходящих преобразований и места, роли в них человека и науки, а главное, специфики самого человека начала XXI в. - его ценностей, целей, возможностей, потребностей, степени самоопределения, самореализации и пр. Каждый этап социального развития порождает свои требования к системе образования, формулируя задачи, средства, пути её совершенствования, создавая таким образом актуальную образовательную модель. Эпохальные социальные преобразования влекут за собой кардинальные изменения существующей образовательной системы. Научно-педагогическая деятельность представляет собой особую социальную функцию с целью подготовки обучающихся к жизни на основе приобщения их к правилам и ценностям человеческой культуры. Указанная специфика работы педагога требует установления особых правил по регламентации их труда и организации деятельности. Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в

* Старший преподаватель кафедры Конституционного и муниципального права.

трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Современная система образования обязана обеспечить возможность получения высокопрофессионального образования, чтобы выпускники вузов были конкурентоспособны на рынке труда. Основная задача любого вуза -не потерять качество обучения. Первоочередная задача, стоящая перед педагогическим корпусом, заключается в ежедневной кропотливой работе по реализации основных его положений, основываясь на богатейшем опыте национальной школы.

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в Трудовом кодексе РФ;

- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в Трудовом кодексе РФ и, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и кле-

веты), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Наряду с указанными в Трудовом кодексе РФ случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в статьях Трудового кодекса РФ. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) педагогического работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные организации высшего образования до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой.

Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Должности научных работников предусматриваются в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность. Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации.

Государственная система научной аттестации предусматривает присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук, присвоение ученых званий доцента и профессора. Ученые степени доктора наук, кандидата наук присуждаются советом по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по результатам публичной защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук или диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций, порядок рассмотрения Высшей аттестационной комиссией при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (далее - Высшая аттестационная комиссия), диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и аттестационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации. Ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Порядок присвоения ученых званий доцента и профессора, в том числе критерии присвоения ученых званий, требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий, порядок рассмотрения аттестационных дел на присвоение ученых званий, основания и порядок лишения, восстановления ученых званий устанавливаются Правительством Российской Федерации. Присвоение ученых званий доцента и профессора и утверждение форм документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении ученых званий, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-

технической деятельности. Присуждение ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук, присвоение ученого звания подтверждаются соответственно дипломом кандидата наук, дипломом доктора наук, аттестатом о присвоении соответствующего ученого звания. Формы дипломов об ученых степенях, аттестата о присвоении ученого звания, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, в установленном порядке по ходатайствам образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций выдает разрешения на создание на их базе советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определяет и изменяет составы этих советов, устанавливает полномочия этих советов, определяет перечни научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, а также осуществляет контроль за деятельностью этих советов, приостанавливает, возобновляет и прекращает деятельность этих советов. Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.

Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников определяет порядок и условия замещения должностей научно-педагогических работников (профессорско-преподавательский состав, научные работники) организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования (далее соответственно - научно-педагогические работники, организации), и заключения с ними трудовых договоров на неопределенный срок или на определенный срок не более пяти лет.

Должности педагогических работников, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу, указаны в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» утверждается указанными организациями самостоятельно.

Конкурс на должности профессора и доцента среди ведущих мировых ученых проводится заочно в порядке, определяемом организацией. В конкурсе принимают участие ученые с мировым именем, имеющие приглашения для работы в организации.

Не позднее двух месяцев до окончания учебного года руководитель организации (уполномоченное им лицо) объявляет фамилии и должности научно-педагогических работников, у которых в следующем учебном году истекает срок трудового договора или пятилетний срок проведения конкурса на должность научно-педагогического работника (если трудовой договор заключен на неопределенный срок), путем размещения на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сайт организации).

Конкурс объявляется руководителем организации (уполномоченным им лицом) в средствах массовой информации и на сайте организации не менее чем за два месяца до даты его проведения.

В объявлении о проведении конкурса в средствах массовой информации указывается ссылка на сайт организации, содержащий информацию о конкурсе.

В объявлении о проведении конкурса на сайте организации указывается:

- перечень должностей научно-педагогических работников, на замещение которых объявляется конкурс;

- квалификационные требования по должностям научно-педагогических работников;

- место (адрес) и окончательная дата (не ранее 10 календарных дней до проведения конкурса) приема заявления для участия в конкурсе;

- место и дата проведения конкурса.

В организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников с информацией о проведении конкурса.

Заявление претендента для участия в конкурсе должно поступить в организацию не позднее окончательной даты приема заявления, указанной в объявлении о проведении конкурса.

К заявлению должны быть приложены копии документов, подтверждающих соответствие претендента квалификационным требованиям, и документы, подтверждающие отсутствие у него ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Претендент не допускается к конкурсу в случае:

- несоответствия представленных документов требованиям, предъявляемым по соответствующей должности;

- непредставления установленных документов;

- нарушения установленных сроков поступления заявления.

Для проведения конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников организация определяет коллегиальный органу правления (далее - орган управления), в состав которого входят при наличии представители первичной профсоюзной организации работников.

Орган управления вправе предложить претенденту провести пробные лекции или другие учебные занятия, претендентам на научные должности -выступить с сообщением по предлагаемой тематике научных исследований.

Претендент имеет право ознакомиться с условиями предлагаемого к заключению трудового договора, коллективным договором организации и присутствовать при рассмотрении его кандидатуры.

Неявка претендента не является препятствием для проведения конкурса.

Решение по конкурсу принимается органом управления путем тайного голосования и оформляется протоколом.

Прошедшим избрание по конкурсу считается претендент, получивший путем тайного голосования более половины голосов членов органа управления от числа принявших участие в голосовании при кворуме не менее 2/3 списочного состава органа управления.

Если голосование проводилось по единственному претенденту и он не набрал необходимого количества голосов, конкурс признается несостоявшимся.

Если голосование проводилось по двум и более претендентам, и никто из них не набрал необходимого количества голосов, то проводится второй тур избрания, при котором повторное тайное голосование проводится по двум претендентам, получившим наибольшее количество голосов в первом туре избрания.

В случае, когда при повторном тайном голосовании никто из претендентов не набрал более половины голосов, конкурс признается несостоявшимся.

Если на конкурс не подано ни одного заявления, он признается несостоявшимся.

С лицом, успешно прошедшим конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, заключается трудовой договор в порядке, определенном трудовым законодательством.

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае дей-

ствие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

Конкурс на вакантные должности не проводится при переводе научно -педагогического работника с его согласия в связи с реорганизацией организации или ее структурного подразделения и (или) сокращением численности (штата) на должность аналогичную или нижестоящую по отношению к занимаемой им должности в том же структурном подразделении или при переводе в другое структурное подразделение до окончания срока трудового договора.

Должность научно-педагогического работника объявляется вакантной, если в течение тридцати календарных дней со дня принятия соответствующего решения органом управления лицо, впервые успешно прошедшее конкурс на замещение данной должности в организации, не заключило трудовой договор по собственной инициативе.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

В целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу (за исключением работников, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок), один раз в пять лет проводится аттестация. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образо-

вания, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами образовательных организаций высшего образования.

В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования должности ректора, проректоров, руководителей филиалов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению ученого совета государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

С проректорами образовательной организации высшего образования заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания полномочий ректора.

По представлению ученого совета государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педа-готической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются в порядке,

установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Система стимулирования научно-педагогических кадров представляет собой совокупность взаимосвязанных форм и методов организации и оплаты труда, обеспечивающих создание условий, при которых каждый научно-педагогический работник вуза получает блага в виде денежных или материальных средств в зависимости от личного вклада в осуществление различных видов деятельности вуза [2].

Помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, определяют новые условия функционирования профессиональных групп. Новые вызовы в подготовке квалифицированных кадров, растущий интерес населения к высшему образованию обуславливают более жесткие требования со стороны общества к группе научно-педагогических работников вузов. Основной функцией и целью полноценного функционирования системы российского высшего образования является формирование кадрового интеллектуального потенциала, который отвечает современным требованиям и содействует социально-экономическому развитию страны. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования России [1]. Под объективным результатом научно-педагогической деятельности понимается наличие учёной степени, звания, количества публикаций, в том числе в высокорейтинговых журналах, индекс цитирования, количество и уровень конференций, в которых принимал участие преподаватель, наличие собственного научного направления, участие в финансируемых научных исследованиях, количество защитившихся под руководством данного сотрудника докторов и кандидатов наук и т.п. [3]. Государственная политика в сфере образования должна быть разработана с учётом обеспечения процесса модернизации страны, необходимости государственной поддержки развития социальной сферы и активизации деятельности высших учебных заведений. При формировании образовательной политики приобретает особое значение её нацеленность на

возможность использования всех механизмов прямого и косвенного регулирования государства и других институтов с учётом реальных ресурсов для её осуществления.

Список литературы:

1. Барановский А.И. Научная деятельность - важнейшее направление повышения квалификации научно-педагогических кадров / А.И. Барановский // Инновационное образование и экономика. - 2008. - Т. 1, № 2. - С. 39.

2. Зиннуров УГ., Гузаиров М.Б. Система стимулирования деятельности научно-педагогических кадров в вузе // Экономика и образование. - 2012. -№ 1 - С. 186.

3. Овчинников И.В., Циринг Д.А. Критерии успешности научно-педагогической деятельности // Образование и наука. - 2013. - № 2 (101). - С. 35.

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ

© Кузьмина Т.Т.*

Филиал Московского государственного индустриального университета,

г. Сергиев Посад

В статье описаны новые актуальные направления кадрового планирования в России, выявленные в процессе анализа научных статей, различных статистических данных и исследований. Рассмотрены некоторые аспекты, связанные с подготовкой кадров.

Ключевые слова направления планирования, подготовка кадров, вуз, образование, специалисты, потребность в кадрах, профессии.

В начавшемся тысячелетии формируются все новые направления кадрового планирования в России. Динамично меняющиеся процессы мирового развития требуют модернизации экономики и социальной жизни в России, которая связана с реформированием производства и вхождением страны в новые мировые рыночные отношения. В данных условиях требуется постоянное обновление и рост знаний, общей культуры имеющихся кадров, а также подготовка прогрессивных молодых специалистов. В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года в рамках государственной программы предстоит обеспечить финансирование развития профессионального образования, развития общего образования и дополнительного образования детей; доступность образования; обновление качества образования. Финансовое обеспечение Государственной

* Доцент кафедры Экономики и менеджмента, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.