Трудовое право и право социального обеспечения
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА КОНКУРСНОГО ИЗБРАНИЯ НА ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СОСТАВУ
ВЛАСЕНКО Мария Сергеевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье анализируется сложный юридический состав, на основании которого возникают трудовые правоотношения между педагогическим работником и высшим учебным заведением. Выявлены отдельные недостатки нового порядка конкурсного избрания на должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования и дополнительного профессионального образования. Выдвинуты предложения по совершенствованию действующего законодательства в области регулирования труда педагогических работников.
The article analyzes the complex legal structure, under which there are labor relations between the employee and the educational institution of higher education. It's revealed some shortcomings of the new order of competitive election for the posts of teaching staff related to teaching staff in educational institutions implementing higher education programs and additional professional education. Put forward proposals to improve the existing legislation in the field of teachers of labor regulation.
Ключевые слова: педагогический работник, конкурсное избрание на должность, возникновение трудовых правоотношений, заключение трудового договора.
Pedagogical staff, competitive election for the position, the emergence of labor relations, the conclusion of the employment contract.
В период реформирования сферы образования проблема правового регулирования порядка замещения должностей педагогических работников остаётся одной из актуальных в науке трудового права. На это, в первую очередь, указывают многочисленные публикации учёных по рассматриваемой проблематике1.
В настоящее время основными источниками правового регулирования возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений с педагогиче-
1 Архипов В.В., Бриллиантова Н.А. Некоторые проблемы заключения и изменения трудового договора с работниками высших учебных заведений // Российский ежегодник трудового права.
2007. № 3 / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Юридическая книга,
2008. С. 317-327; Бочарникова М.А. Особенности правового регулирования трудовых отношений научных работников // Законодательство о науке: Современное состояние и перспективы развития. М.: Норма, 2004. С. 234-247; Гейхман В.Л. Конкурсный отбор научно-педагогических работников вузов: роль и значение // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 13-15.; Долова А.З. Порядок избрания по конкурсу научно-педагогических и научных работников // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. № 6; Дмитриева, И.К. Избрание по конкурсу: особенности приема на работу // Справочник кадровика. 2006. № 1. С. 7-13; Коробченко В.В. Избрание по конкурсу: объективный отбор или субъективный выбор? // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 53-56.
скими работниками являются Трудовой кодекс Российской Федерации2 (далее - ТК РФ), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»3, Приказ Минобрнауки России от 23 июля 2015 г. № 749 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу», а также ряд других законов и подзаконных нормативных актов, конкретизирующих отдельные положения.
В рамках данного исследования мы остановимся на порядке возникновения трудовых отношений с педагогическими работниками. Многие отношения могут возникнуть при наличии нескольких юридических фактов, именно в таком случае принято говорить о сложном юридическом составе. В этом случае помимо трудового договора необходимы другие юридические акты, установленные трудовым законода-
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1.
3 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
тельством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права или положением организации. Избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности - способ замещения вакантных должностей, позволяющий осуществить отбор наиболее подходящей кандидатуры и включающий в себя следующие юридические акты: акт избрания конкретного лица на должность педагогического работника по конкурсу и заключение трудового договора между лицом, избранным по конкурсу и высшим учебным заведением. Одной из задач конкурсного отбора является подбор наиболее квалифицированных кадров.
Процедуру избрания претендента на должность педагогического работника и порядок проведения конкурса можно условно подразделить на следующие этапы: объявление конкурса, сбор и предоставление необходимых документов претендентами, порядок обсуждения претендентов на кафедре, обсуждение претендентов на учёном совете университета, утверждение в должности и заключение трудового договора.
Указанные этапы необходимо подробно описать в локальном нормативном акте высшего учебного заведения, который обычно имеет форму положения. В нём необходимо перечислить должности педагогических работников, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу (ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой).
На основании ст. 331 ТК РФ конкурс на замещение должности декана факультета и заведующего кафедрой не проводится.
Не позднее 2-х месяцев до окончания учебного года ректор (проректор) университета объявляет фамилии и должности педагогических работников, у которых в следующем учебном году истекает срок трудового договора, путем размещения на официальном сайте университета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Конкурс объявляется ректором (проректором) на официальном сайте университета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не менее чем за 2 месяца до даты его проведения.
В объявлении о проведении конкурса указываются: перечень должностей педагогических работников, на замещение которых объявляется конкурс; квалификационные требования по должностям педагогических работников; перечень документов пред-
ставляемых лицами, претендующими на замещение должностей профессорско-преподавательского состава; место (адрес) приема заявления для участия в конкурсе; срок приема заявления для участия в конкурсе (не менее 1 месяца со дня размещения объявления о конкурсе); место и дата проведения конкурса.
Необходимо конкретизировать перечень документов, предоставляемых претендентами на участие в конкурсе в зависимости от того, является ли претендент на момент проведения конкурса работником высшего учебного заведения, в котором он проводится или не является.
Существуют ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора. На основании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодей-1
ствии коррупции» в перечень документов для участия в конкурсе необходимо включить решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (для лиц, замещавших должности государственной или муниципальной службы в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы).
Работодатель при заключении трудового с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии кор-
1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (в ред. от 15 февраля 2016 г.) «О противодействии коррупции» // Росс. газ. 2008. 30 декабря. № 266.
Трудовое право и право социального обеспечения
рупции», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей1.
На основании ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя (п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»). На основании Приказа
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н2 работники образовательных организациях всех типов и видов подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию). Поэтому в перечне документов для участия в конкурсе должна быть предусмотрена соответствующая справка медицинского учреждения.
В соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования -общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Поскольку наименования коллегиальных органов управления образовательных организаций высшего образования предусмотрены законом (общее собрание (конференция) работников и обучающихся и ученый совет), и представляется достаточно очевидным, что избрание по конкурсу не проводится на общем собрании, не вполне ясно, почему Минобр-науки России не использует термин «ученый совет» для обозначения структуры, которая и избирает профессорско-преподавательский состав.
В Положении о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, совершенно отсутствует указание на участие в процессе избрания такого структурного подразделения образовательной организации высшего образования как кафедра.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 ноября 2002 г. № 4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения долж-
2 Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» // Росс. газ. 2011. 28 октября. № 243.
ностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации»1 было предусмотрено, что кафедра рассматривала (в том числе с участием претендента) кандидатуры до рассмотрения претендентов на преподавательские должности на заседании ученого совета (совета) кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит их до сведения ученого совета вуза (ученого совета, совета факультета, филиала) на его заседании (до проведения тайного голосования). При этом кафедра была вправе предложить претендентам прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия и по их итогам принять рекомендации о замещении должности или об отказе в такой рекомендации.
По действующему законодательству, а правом сделать претенденту предложение наделен коллегиальный орган управления. Отсутствие норм, регулирующих чёткие критерии конкурсного отбора и обязанности коллегиального органа составлять обоснованное решение по итогам конкурса, даёт основание претендентам, не прошедшим конкурсный отбор, сомневаться в справедливости итогов тайного голосования. Но это никак не умаляет права граждан на судебную защиту, где суд, исходя из принципа автономии деятельности коллегиального выборного органа управления, будет подвергать оценке правильность проведения процедуры конкурсного отбора.
С лицом, успешно прошедшим конкурс на за-
мещение должности педагогического работника, заключается трудовой договор в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. Условия трудового договора могут быть изменены по соглашению сторон, оформляемому в соответствии с трудовым законодательством РФ. Трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников могут заключаться на определенный срок не более 5 лет.
Неизбрание претендента, являющегося работником высшего учебного заведения, по конкурсу является основанием для прекращения с ним трудового договора.
Таким образом, трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации определены: а) перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу; б) порядок конкурсного избрания на должности. Можно выделить следующие черты конкурсного отбора кадров: замещение вакантных должностей; вынесения решения об избрании компетентным коллегиальным органом, решение которого является обязательным; к участию в конкурсе допускаются лица, отвечающие установленным требованиям и обладающие определённой квалификацией. Среди принципов конкурсного отбора можно выделить гласность и автономность коллегиального органа при осуществлении отбора.
1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 4.