Научная статья на тему 'Конкурс на замещение профессорско-преподавательских должностей в образовательных организациях как основание возникновения трудовых правоотношений'

Конкурс на замещение профессорско-преподавательских должностей в образовательных организациях как основание возникновения трудовых правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРС / ПРЕТЕНДЕНТ / ПРОЦЕДУРА КОНКУРСА / НЕСОСТОЯВШИЙСЯ КОНКУРС / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / COMPETITION / APPLICANT / THE PROCEDURE FOR THE COMPETITION / COMPETITION FRUSTRATED EMPLOYMENT CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завгородний А.В.

Процедура проведения конкурса предполагает соединение интересов образовательной организации, которая объявила конкурс, и тех претендентов, которые изъявили желание участвовать в нем. При этом каждый участник конкурса должен быть уверен в том, что оценка его деловых качеств будет произведена в точном соответствии с действующим законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION FOR THE REPLACEMENT OF FACULTY POSITIONS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS THE BASIS FOR THE EMERGENCE OF EMPLOYMENT RELATIONS

The procedure involves the connection of the competition interests of the educational organization, which announced a competition, and those applicants who wish to participate in it. In addition, each participant must be sure that the assessment of his professional qualities will be made in strict accordance with current legislation.

Текст научной работы на тему «Конкурс на замещение профессорско-преподавательских должностей в образовательных организациях как основание возникновения трудовых правоотношений»

V. Трудовое право и право социального обеспечения

УДК 349.2:378.12

А.В. Завгородний,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового права и охраны труда, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург

Конкурс на замещение профессорско-преподавательских

должностей в образовательных организациях как основание возникновения трудовых правоотношений

Процедура проведения конкурса предполагает соединение интересов образовательной организации, которая объявила конкурс, и тех претендентов, которые изъявили желание участвовать в нем. При этом каждый участник конкурса должен быть уверен в том, что оценка его деловых качеств будет произведена в точном соответствии с действующим законодательством.

Ключевые слова: конкурс, претендент, процедура конкурса, несостоявшийся конкурс, трудовой договор.

A.V. Zavgorodniy,

Petersburg State University, St. Petersburg

Competition for the replacement of faculty positions in educational organizations as the basis for the emergence of employment relations

The procedure involves the connection of the competition interests of the educational organization, which announced a competition, and those applicants who

wish to participate in it. In addition, each participant must be sure that the assessment of his professional qualities will be made in strict accordance with current legislation.

Keywords: competition, the applicant, the procedure for the competition, competition frustrated employment contract.

Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 ст. 332 ТК РФ). В соответствие с этой нормой приказом Министерством образования и науки РФ от 23 июля 2015 года № 749 было утверждено Положение «О порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу»1 (далее — Положение от 23 июля 2015 года), которое применяется и в настоящее время. Данное Положение распространяется на все организации, реализующие образовательные программы высшего образования и дополнительного профессионального образования (далее — образовательные организации).

К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента. Однако данное Положение от 23 июля 2015 года распространяется только на профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента.

В целях непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу в образовательных организациях без избрания по конкурсу при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные организации до начала работы ученого совета — на срок не более одного года, а также для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу (ч. 4 ст. 332 ТК РФ).

Также не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой, так как это выборные должности (ч. 5 ст. 332 ТК РФ).

1 Вступило в силу 30 октября 2015 года // http://www.pravo.gov.ru

Основные особенности Положения от 23 июля 2015 года

В Положение от 23 июля 2015 года не нашли отражения многие вопросы организации и проведения конкурса, которые традиционно включались в ранее действовавшие Положения о порядке замещения конкурсных должностей в образовательных организациях. Авторы данного Положения ограничились изложением лишь основных концептуальных идей проведения конкурса.

Главной особенностью Положения от 23 июля 2015 года (п. 6) является то, что оно позволяет проводить заочно конкурс на должности профессора и доцента среди ведущих мировых ученых в порядке, определяемом образовательной организацией. При этом в конкурсе должны принимать участие ученые с мировым именем и имеющие официальное приглашения для работы в данную образовательную организацию.

Другой особенностью является то, что авторы Положения от 23 июля 2015 года (п. 5) предоставили право Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету самостоятельно разрабатывать и утверждать свои Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников. Таким образом, учитывая особый статус этих университетов, указанное положение на эти университеты не распространяется. Представляется, что в своих положениях указанные университеты учтут те пробелы и противоречия, которых не смогли избежать авторы Положения от 23 июля 2015 года.

Еще одной особенностью является установленный Положением от 23 июля 2015 года (п. 18) срок, в течение которого избранный по конкурсу претендент может претендовать на заключение с образовательной организацией трудового договора. Если в течение тридцати календарных дней со дня принятия соответствующего решения ученым советом образовательной организации лицо, впервые успешно прошедшее конкурс на замещение соответствующей должности, не заключило трудовой договор с работодателем по собственной инициативе, то должность, на которую претендовал претендент, объявляется вакантной.

Следует обратить внимание, что в Положение от 23 июля 2015 года (пункты 11, 12, 14) не конкретизируется, какой коллегиальный орган или коллегиальный орган управления (далее — коллегиальный орган управления) осуществляет конкурсный отбор и куда должны быть переданы документы, поступившие от претендентов после окончания приема заявлений. Положение лишь обращает внимание, что для проведения конкурса на замещение педагогических должностей образовательная организация самостоятельно определяет коллегиальный орган управления, который будет осуществлять конкурсный от-

бор. В п. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (в ред. от 27.07.2017)1 к коллегиальным органам управления образовательной организации законодатель относит как общее собрание (конференцию) работников и обучающихся, так и ученый совет. Другие коллегиальные органы управления формируются, если они предусмотрены уставом соответствующей образовательной организации.

Учитывая, что в ч. 4 ст. 332 ТК РФ речь идет об ученом совете образовательной организации, то подобный выборный коллегиальный орган должен создаваться во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

Таким образом, избрание претендента по конкурсу на преподавательскую должность должно осуществляться на ученом совете образовательной организации.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией высшего образования, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации высшего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Состав ученого совета образовательной организации объявляется приказом ректора. Свою работу ученый совет проводит в порядке, определяемом Положением об ученом совете, утвержденным ректором.

В состав ученого совета входят: ректор, который является председателем ученого совета, проректоры, президент, если такая должность предусмотрена уставом образовательной организации.

Другие члены ученого совета (обучающиеся и научно-педагогические работники) избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием. Представители структурных подразделений и обучающихся считаются избранными в состав ученого совета высшего учебного заведения или отозванными из него, если за них проголосовали более 50 % делегатов, присутствующих на общем собрании (конференции), при наличии не менее 2/3 списочного состава делегатов. Коллегиальность позволяет при обсуждении конкретных вопросов выявлять общественное мнение, аккумулировать знания и коллективный опыт.

1 СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7598. (Далее - Федеральный закон «Об образовании в РФ»)

В случае увольнения (отчисления) из образовательной организации члена ученого совета он автоматически выбывает из состава этого ученого совета.

Непосредственное управление образовательной организации высшего образования осуществляет ректор. Единоначалие позволяет обеспечить более оперативное принятие управленческих решений, повышает персональную ответственность за общее состояние дел в образовательной организации.

Регламент деятельности ученого совета, связанной с замещением должностей педагогических работников в образовательной организации, а также процедура избрания по конкурсу на должность педагогических работников относящихся к профессорско-преподавательскому составу определяются образовательной организацией самостоятельно (п. 11 Положение от 23 июля 2015 года).

Конкурсные правоотношения

Избрание по конкурсу можно рассматривать как правоотношение, а сам конкурс, как достаточно сложное правовое явление, которое следует отнести к сложному юридическому составу. Он слагается из ряда юридических фактов, каждый из которых представляет собой целенаправленное правомерное юридическое действие (объявление о конкурсе, подача заявления об участии в конкурсе, принятие решения ученым советом и т.д.).

Каждое единое, но сложное правоотношение нуждается в расчленении на составные элементы. Это необходимо как в целях теоретического исследования, так и в практических целях, поскольку споры между субъектами сложного правоотношения могут касаться его отдельных элементов, а эти элементы могут подлежать различной юрисдикции1.

При конкурсном порядке установления трудовых правоотношений решающее значение придается не тем элементам общего порядка, которые существуют при обычных условиях возникновения трудовых правоотношений, а элементам, присущим только конкурсу. Во-первых, соответствие участников конкурсного отбора, установленным профессиональным стандартам, строгое соблюдение процедуры конкурса, обеспечивающей максимальную степень ознакомления членов ученого совета с материалами конкурса по каждому участнику. Во-вторых, обязательно наличие решения коллегиального органа управления (ученого совета) образовательной организации об избрании одного из нескольких участников конкурсного отбора. В-третьих, право выбора лучшего претендента принадлежит не ректору (руко-

1 Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М.: Юридическое издательство министерства юстиции СССР, 1948. С. 259.

водителю), а ученому совету, т. е. коллегиальному органу управления, который в последующем не может быть стороной в трудовых правоотношениях и который не правомочен заключать трудовой договор с избранным претендентом от имени образовательной организации. В случае если ученый совет принимает отрицательное решение в отношении определенного лица, его право на установление в результате данного конкурса трудовых отношений с образовательной организацией погашается1. Но в случае принятия положительного решения ученым советом создается конкретная предпосылка вступления в трудовое правоотношение.

Трудовые договоры на замещение должностей с профессорско-преподавательскими работниками могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора (ч. 1 ст. 332 ТК РФ).

При этом для продолжения трудовых отношений преподаватель, с которым ранее был заключен трудовой договор на неопределенный срок, в конкурсе не участвует, но один раз в пять лет обязан проходить аттестацию. В настоящее время Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 293 утверждено Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу2 (далее — Положение о порядке проведения аттестации)3.

В то же время преподаватель, работающий по срочному трудовому договору для продолжения своих трудовых отношений с образовательной организации на новый срок должен пройти очередное конкурсное избрание (конкурс-подтверждение). В зависимости от его результатов с ним либо заключается новый трудовой договор или продлеваются уже существующие трудовые отношения, либо он подлежит увольнению в связи с истечением срока трудового договора. Если педагогический работник отказался участвовать в конкурсном отборе, то трудовой договор с ним расторгается в связи с истечением срока трудового договора.

1 Дзегорайтис А.Б. Конкурс в советском гражданском праве // Правоведение. 1968. № 6. С. 59.

2 Официальный интернет-портал правовой информации // http://www.pravo.gov.ru

3 В образовательных организациях можно выделить три вида аттестации педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу: — аттестация как подтверждение для продолжения трудовых отношений преподавателя с образовательной организацией; — аттестация как основание для расторжения трудового договора по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ; — аттестация, как рекомендация для замещения преподавательской должности в порядке исключения.

На наш взгляд, очередное конкурсное избрание педагогического работника проводится в рамках установленной конкурсной процедуры, но имеет ряд отличий от конкурсного выбора претендентов (конкурс выбор) при заключении трудового договора. Прежде всего, оно заключается именно в очередном избрании педагогического работника, а не в избрании его по конкурсу на определенную должность в порядке приема на работу. Кроме того, очередное избрание педагогического работника образовательной организации на определенный срок связано с обсуждением выполняемой им трудовой функции за прошедший период и оценкой ее выполнения, которая дается его коллегами при заслушивании его на ученом совете образовательной организации. Наряду с научной, творческой, исследовательской работой, учебной (преподавательской) и воспитательной работой в равной степени учитывается повышение его квалификации (стажировка, работа над кандидатской или докторской диссертацией) за отчетный период, а также рост его педагогического мастерства. Наконец, последняя особенность состоит в том, что неблагоприятная оценка его работы может привести к отрицательному решению ученого совета и увольнению педагогического работника в установленном законом порядке.

Это позволяет сделать вывод о том, что правовая природа конкурсного отбора (выбора) претендента при приеме на педагогическую должность существенно отличается от очередного избрания (переизбрания) работника. Эти отличия не получили соответствующего отражения ни в действующем Положении от 23 июля 2015 года, ни в других нормативных актах и в целом поставили переизбираемого педагогического работника в условия, менее благоприятные, по сравнению с другими возможными участниками конкурсного отбора со стороны.

При проведении «конкурса-подтверждения» ученый совет образовательной организации рассматривает и решает вопрос о возможности продолжения работы педагогическим работником по той же должности или о прекращении с ним трудовых правоотношений в силу неудовлетворительного выполнения им своих должностных обязанностей. При участии педагогического работника в «конкурсе-подтверждении» у него не возникает нового трудового правоотношения, а также с ним в последствие может не заключаться новый трудовой договор. Осуществляется пролонгация действующей трудовой связи в рамках юридически оформленной процедуры конкурса. В этом случае действие срочного трудового договора продлевается по соглашению сторон, заключенному в письменной форме, на определенный (не более пяти лет) или на неопределенный срок (ч. 8 ст. 332 ТК РФ).

Таким образом, можно констатировать, что избрание по «конкурсу-выбору» является непременным условием для возникновения трудовых правоотношений педагогического работника с образовательной организации, а «конкурс-подтверждение» служит основанием для продолжения уже существующих трудовых правоотношений либо для их прекращения1.

Возникновение конкурсного правоотношения

Для возникновения трудового правоотношения между претендентом на профессорско-преподавательскую должность и образовательной организацией необходимо наличие таких фактов, с которыми нормы права связывают возникновение данного правоотношения. Такие факты принято называть юридическими фактами.

Совокупность юридических фактов, которые необходимы для возникновения или прекращения правоотношения, в юридической литературе получило название «сложный фактический состав»2.

Поэтому при исследовании значения конкурса для возникновения трудовых правоотношений педагогических работников образовательных организаций необходимо выяснить сущность и основные признаки этого правового явления.

Проведение конкурса зависит от определенных условий. Главными условиями являются наличие перечня должностей, замещение которых возможно в конкурсном порядке, и порядок (процедура) конкурсного избрания, которые должны быть определены законом, иными нормативными правовыми актами или уставом образовательной организации.

Следует признать, что основное назначение конкурса заключается в том, чтобы привлечь к участию в нем как можно большее число лиц и отобрать из них наиболее достойную кандидатуру на педагогическую должность для заключения трудового договора. Одной из особенностей конкурса является его состязательность. Поэтому конкурс выступает эффективным способом подбора и улучшения качественного состава педагогических работников в образовательной организации. При этом само конкурсное правоотношение, как вспомогательное, становится частью сложного фактического состава, с которым соответствующие нормы трудового права связывают возникновение определенных трудовых отношений.

Следовательно, конкурс необходимо рассматривать как установленный законом особый порядок отбора кадров, отражающий по-

1 Завгородний А.В. «Конкурсные и трудовые правоотношения педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации». М.: Проспект, 2017. С. 97.

2 Агарков М. М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. С. 84.

вышенные требования к кандидатам, претендующим на замещение определенных педагогических должностей. Однако этот особый порядок замещения должности впоследствии не освобождает будущих носителей субъективных прав и обязанностей от участия в формировании непосредственно трудового правоотношения. В данном случае трудовые отношения также возникают на основании заключения трудового договора, но только после предварительного избрания претендента по конкурсу на соответствующую должность (ст. 18 ТК РФ).

Избрание по конкурсу следует рассматривать как правоотношение. Однако конкурсное правоотношение имеет длящийся характер с определенными этапами развития применительно к последовательному совершению ряда юридически целенаправленных действий. Первому этапу конкурса соответствует процедура объявления конкурса образовательной организацией, второму — прием заявлений от претендентов на участие в конкурсе, третьему — избрание конкретного претендента ученым советом образовательной организации, четвертому — утверждение (неутверждение) ректором решения ученого совета образовательной организации об избрании одного из участников конкурса.

Первый этап избрания по конкурсу — объявление конкурса на сайте образовательной организации — есть правомерный волевой акт образовательной организации, специально направленный на достижение определенного юридического результата — установления конкурсных прав и обязанностей для его участников. Это строго определенный акт, выполняющий конкурсную регулирующую функцию. В силу объявления конкурса возникает конкретная юридическая предпосылка возникновения конкурсных правоотношений. Объявление конкурса порождает для лиц, желающих принять в нем участие, не субъективное право, существование которого мыслимо лишь в рамках правоотношения, а только общее объективное право подать заявление для участия в конкурсном отборе. Само объявление еще не определяет конкретного состава субъектов конкурсных прав — он должен определиться позже. На первом этапе конкурса возникает лишь правовая обязанность образовательной организации в течение срока, ею установленного принять заявления на участие в конкурсе от лиц, которые соответствуют требованиям, указанными в объявлении.

Объявление конкурса выявляет лишь одного участника конкурсного отбора — образовательную организацию (как устроителя) и те условия, при которых образовательная организация принимает на себя определенные обязанности. На этом этапе пока еще неизвестно, ка-

кое количество правоотношений возникнет на основании сделанного образовательной организацией объявления о конкурсе, и возникнут ли они вообще.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе проведения конкурсного отбора со стороны образовательной организации может возникнуть необходимость внести некоторые изменения в ранее объявленные обязательные условия конкурса или даже его отмены, если конкурс был объявлен ошибочно. Однако внесение изменений, а тем более отмена конкурса существенно ущемляют интересы лиц, пожелавших принять в нем участие, особенно тех, кто уже подал заявление для участия в конкурсном отборе. К сожалению, ни трудовое законодательство, ни действующее Положение от 23 июля 2015 года не дают ответа на вопрос о том, имеет ли право образовательная организация как устроитель конкурса вносить соответствующие изменения в условия конкурсного отбора претендентов, а также отменять его и каков процедурный характер этих действий.

На наш взгляд, такую возможность для образовательной организации нельзя исключить; кроме того, нельзя ставить необходимость изменения условий конкурса или его отмены в зависимость от волеизъявления претендентов. В связи с этим образовательная организация должна иметь право вносить необходимые изменения в обязательные условия конкурса или отменять его даже в тех случаях, когда кто-либо из претендентов уже подал заявление для участия в конкурсном отборе. Однако возможность внесения изменений или отмены конкурса должна быть ограничена первой половиной месячного срока (но не менее двух недель), установленного образовательной организацией для приема заявлений от возможных претендентов.

Изменение условий конкурса или его отмена должны быть доведены до сведения возможных и реальных его участников, т.е. тех лиц, на которых было рассчитано объявление о конкурсном отборе. Объявление об изменении условий конкурса или о его отмене должно быть сделано в том же порядке или в той же форме, в какой объявлялся сам конкурс. Только выполнение этого требования может освободить впоследствии образовательную организацию от обязанности принимать заявления для участия в конкурсном отборе, даже если претендент и не знал о внесенных в условия конкурса изменениях либо о его отмене.

На наш взгляд, право образовательной организации вносить соответствующие изменения в условия объявленного конкурса или право его отмены, а также процедура внесения этих изменений или отмены конкурса должны найти правовое закрепление в соответствующем правовом нормативном акте, например, в Положении о конкурсе.

Срок подачи заявлений для участников в конкурсном отборе определен не менее одного месяца со дня размещения объявления о конкурсе на сайте образовательной организации. Так ч. 1 ст. 14 ТК РФ устанавливает возникновение трудовых прав и обязанностей непосредственно с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей. Такой датой для нашего случая является день размещения информации на сайте образовательной организации с объявлением о конкурсе. Подобный порядок исчисления сроков, безусловно, отличается от порядка, установленного гражданским законодательством. Следовательно, если конкурс был объявлен образовательной организацией на своем сайте, то начало определяется днем размещения этой информации на сайте, а окончание приема заявлений устанавливается образовательной организацией, но не ранее одного месяца с момента размещения объявления о конкурсе.

Отказ в приеме заявления образовательной организацией, возможен в случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по указанной в объявлении должности, в случае непредставления установленных документов либо в случае нарушения установленного образовательной организацией срока подачи заявления.

Второй этап избрания по конкурсу характеризуется персональным определением тех претендентов, которые своими фактическими действиями (подачей заявлений) изъявили желание участвовать в конкурсном отборе. После приема заявления на участие в конкурсе правовое положение претендента меняется: он превращается в участника конкурса. С признанием претендента участником наступает вторая стадия конкурсного избрания.

С появлением второго участника возникает и само правоотношение. Прием заявлений порождает для образовательной организации новые юридические последствия. После подачи заявлений и окончания срока их приема образовательная организация уже не просто связана возможностью приема заявлений от неопределенного круга лиц, а несет точно установленные обязанности перед конкретными субъектами, подавшими заявления. Таким образом, между образовательной организацией, объявившей конкурс, и каждым участником конкурсного отбора возникают собственно конкурсные правоотношения. Данные правоотношения обладают определенным содержанием. Его образуют, с одной стороны, субъективное право каждого из претендентов требовать от образовательной организации проведения конкурсного отбора и обеспечения возможности присутствовать на заседании ученого совета образовательной организации, рассматривающего их кандидатуры, ознакомиться с действующим Положением о конкур-

се, квалификационными требованиями по соответствующей должности, условиями коллективного и трудового договоров; с другой — корреспондирующая этому праву претендентов обязанность образовательной организации провести конкурсный отбор в установленном порядке и предоставить каждому претенденту указанные выше права и возможности.

Следовательно, конкурсные правоотношения — это относительные правоотношения, в которых образовательная организация персонально связана с каждым претендентом. Конкретно определен, индивидуализирован не только управомоченный субъект, но и конкретные участники конкурса. При этом возникает столько правоотношений, сколько имеется претендентов, подавших заявления на участие в конкурсе. Данные правоотношения тесно связаны друг с другом с точки зрения соответствия претендентов тем или иным квалификационным требованиям, которые были указаны в объявлении о конкурсе. Из этого следует, что преимущества, которыми обладает один из претендентов, соответственно сужают возможности других участников конкурса; в этом состоит одна из особенностей конкурсного отбора. И все же претенденты не состоят в правоотношениях между собой. Наблюдается лишь соприкосновение их интересов, но не правовая связь между ними. На втором этапе образовательная организация уже активна, так как обязана провести конкурсный отбор претендентов в установленном порядке.

Развитие конкурсного правоотношения

Третий этап конкурса непосредственно связан с процедурой избрания конкретного претендента (участника) на ученом совете образовательной организации. Прием заявлений от претендентов прекращается в связи с окончанием срока приема заявлений, установленного образовательной организацией, но не ранее одного месяца с момента объявления конкурсного отбора на сайте образовательной организации.

Следовательно, материалы, поступившие на конкурс от претендентов, которые соответствуют установленным требованиям при замещении педагогической должности, передаются после окончания срока приема документов в ученый совет образовательной организации.

Однако конкурс может и не состояться, а конкурсные правоотношения не возникнуть, если по истечении установленного образовательной организацией срока приема документов не подано ни одного заявления или ни один из претендентов, подавших заявление, не был допущен к конкурсу. В этом случае конкурс считается не состоявшимся, и образовательная организация объявляет новый конкурс в установленном порядке (п. 15 Положения от 23 июля 2015 года).

Учитывая, что авторы Положения от 23 июля 2015 года (п. 11) предоставили образовательным организациям самостоятельно устанавливать процедуру избрания по конкурсу, то можно предложить сохранить ранее действовавший порядок избрания по конкурсу педагогических работников.

С принятием ученым советом решения об избрании на должность одного из нескольких претендентов изменяется как субъектный состав, так и содержание конкурсных правоотношений. Теперь образовательная организация связана определенными обязательствами только с конкретным участником конкурса, избранным ученым советом. Для данного участника конкурсные правоотношения будут трансформироваться в трудовые правоотношения, а для всех остальных участников они прекращаются. Третий этап конкурсного отбора параллельно порождает правоизменяющие и правопрекра-щающие последствия. Избранный участник получает право на утверждение ректором образовательной организации решения ученого совета о его избрании, а также на заключение трудового договора с образовательной организацией на срок избрания или на неопределенный срок в установленном порядке. Этому праву противостоит обязанность ректора утвердить данное решение ученого совета образовательной организации и заключить трудовой договор с лицом, избранным по конкурсу. Правоотношения с теми участниками конкурса, которые не прошли по конкурсу, прекращаются. Завершающую функцию здесь выполняет выдача каждому участнику конкурсного отбора мотивированного заключения ученого совета образовательной организации об избрании конкретного участника конкурса. Представляется, что мотивированное заключение о результатах конкурсного отбора должно быть направлено заинтересованным лицам в недельный срок. Документы, ранее поданные претендентами, не прошедшими конкурс, могут быть возвращены им по их письменному заявлению сразу после завершения процедуры конкурсного отбора.

Таким образом, решение ученого совета прекращает те конкурсные правоотношения (между образовательной организации и участниками конкурса), которые возникли и развились до его принятия.

Четвертый этап избрания по конкурсу характеризуется тем, что решение ученого совета образовательной организации, если оно принято с соблюдением действующего Положения о конкурсе, утверждается приказом ректора. Решение ученого совета об избрании определенного претендента на конкретную педагогическую должность есть юридический акт, обязательный для ректора. В соответствии с этим актом он может впоследствии заключить трудовой договор

с избранным лицом1. Коль скоро решение ученого совета является обязательным для ректора, то в случае его принятия без каких-либо нарушений действующего Положения о конкурсе ректор не может не согласиться с актом избрания. Не утвердить решение ученого совета ректор может лишь в связи с нарушением процедуры проведения конкурсного отбора. Следовательно, ректор образовательной организации обязан дать объективную оценку результатам конкурса, которая выражается в форме акта утверждения принятого решения ученого совета.

И хотя в Положение от 23 июля 2015 года прямо не указано, что решение ученого совета образовательной организации должно быть утверждено приказом ректора, тем не менее, утверждение ректором принятого решения ученого совета по своей юридической природе является актом управления. Это есть не что иное, как форма осуществления ректором властных полномочий. Указанные властные полномочия проявляются по отношению к выборному представительному органу — ученому совету, а не по отношению к избранному претенденту и по своей природе являются административно-правовыми. Отношения между избранным по конкурсу лицом и образовательной организации на основании акта избрания по конкурсу относятся к области трудовых отношений2.

В действующем Положении о конкурсе отсутствует какая-либо правовая норма, поясняющая порядок утверждения решения ученого совета образовательной организации и, соответственно, его неутверждения ректором при наличии нарушения процедуры проведения конкурса. В последнем случае ректор может поставить вопрос перед членами ученого совета образовательной организации об отмене результатов конкурсного избрания. Если такой вопрос не ставится, то ректор считает решение ученого совета образовательной организации действительным и утверждает его.

В Положение от 23 июля 2015 года не указан срок, в течение которого ректор утверждает решение ученого совета с момента его принятия. На наш взгляд, этот срок не должен превышать 10 рабочих дней. Указанный срок, как и порядок утверждения (неутверждения) ректором принятого решения ученого совета образовательной организации, желательно юридически закрепить в локальном нормативном акте.

После принятого ученым советом решения об избрании претендента по конкурсу обе стороны будущего трудового правоотношения (избранный претендент и образовательная организация в лице рек-

1 Гейхман В.Л. Фактические составы как основание возникновения трудовых правоотношений. М., 2006. С. 192.

2 Там же.

тора, представляющего ее интересы) должны изъявить обоюдное согласие на установление непосредственно трудовых правоотношений. Это происходит на стадии обсуждения и заключения трудового договора. Напомним, что лицо, избранное по конкурсу может претендовать на заключение трудового договора с образовательной организацией в течение тридцати дней со дня принятия положительного решения ученым советом.

Выводы:

Таким образом, основные особенности конкурсного избрания на должности педагогических работников в образовательной организации состоят в следующем:

— замещение должности по конкурсу проводится независимо от того, занята ли эта должность по срочному трудовому договору конкретным лицом или она является вакантной;

— конкурс объявляется регулярно в связи с окончанием срока трудового договора педагогического работника или в случае возникновения вакантной должности;

— к замещению должности допускаются только лица, соответствующие установленным требованиям (критериям);

— конкретный претендент для замещения должности определяется ученым советом образовательной организации путем избрания его тайным голосованием;

— ректор (уполномоченное им лицо) организует конкурс, но он не вправе без решения ученого совета заключить трудовой договор с кем-либо из участников конкурса;

— трудовой договор образовательная организация (в лице ректора) заключает только с лицом, в установленном порядке избранным по конкурсу ученым советом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. С. 84.

2. Гейхман В.Л. Фактические составы как основание возникновения трудовых правоотношений. М., 2006. С. 192.

3. Дзегорайтис А.Б. Конкурс в советском гражданском праве // Правоведение. 1968. № 6. С. 59.

4. Завгородний А.В. «Конкурсные и трудовые правоотношения педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации». М.: Проспект, 2017. С. 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.