Научная статья на тему 'Некоторые аспекты педагогической системы Леопольда Ауэра'

Некоторые аспекты педагогической системы Леопольда Ауэра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1412
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА СТРУННЫХ СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ / УЧЕБНЫЙ РЕПЕРТУАР / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / PEDAGOGY OF PLAYING ON STRINGED BOWED INSTRUMENTS / A / CADEMIC REPERTOIRE / INDIVIDUAL APPROA / CH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мациевская-Шмидт Виктория Игоревна

В статье раскрываются педагогические воззрения выдающегося педагога в области скрипичного исполнительства Л. С. Ауэра. В настоящее время его методы получили научное обоснование в области психологии и физиологии и соответствуют тенденциям в исполнительстве на струнных смычковых инструментах. Особые требования педагог предъявлял к техническому оснащению музыканта, возрасту, уровню развития способностей, физическому здоровью, особому типу работоспособности, под которой понимал способность к длительной умственной активности и концентрации внимания. Им заложены современные принципы формирования учебного репертуара, которые в его педагогической деятельности сочетались с индивидуальным подходом к студентам, с их сознательной и планомерной работой на основе детальной осознанности процесса обучения, постепенности, аналитического разделения учебных задач на простые и сложные, выбора оптимального времени для занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of the Pedagogical System Leopold Auer

The article describes the peda,gogical principles of the outstanding educator in the field of violin performing L. Auer. Currently, his methods have a scientific basis in the field of psychology and physiology and trends in performance on bowed stringed instruments. Outstanding tea,cher imposes special requirements for the technical equipment of the musician, age, level of ability, physical health, a special type of performance, which one understand a,s the ability to long-term mental alertness and concentration. He laid the modern principles of academic repertoire, which combined with an individual approach to students, their conscious and systematic work ba,sed on a detailed understanding of the learning process and gmdually, the analytical separation of learning ta,sks into simple and complex, choosing the optimal time to pra,ctice.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты педагогической системы Леопольда Ауэра»

122

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЛЕОПОЛЬДА АУЭРА

В. И. Мациевская-Шмидт,

Санкт-Петербургский университет культуры и искусств

Аннотация. В статье раскрываются педагогические воззрения выдающегося педагога в области скрипичного исполнительства Л. С. Ауэра. В настоящее время его методы получили научное обоснование в области психологии и физиологии и соответствуют тенденциям в исполнительстве на струнных смычковых инструментах. Особые требования педагог предъявлял к техническому оснащению музыканта, возрасту, уровню развития способностей, физическому здоровью, особому типу работоспособности, под которой понимал способность к длительной умственной активности и концентрации внимания. Им заложены современные принципы формирования учебного репертуара, которые в его педагогической деятельности сочетались с индивидуальным подходом к студентам, с их сознательной и планомерной работой на основе детальной осознанности процесса обучения, постепенности, аналитического разделения учебных задач на простые и сложные, выбора оптимального времени для занятий.

Ключевые слова: педагогика исполнительства на струнных смычковых инструментах, учебный репертуар, индивидуальный подход.

Summary. The article describes the pedagogical principles of the outstanding educator in the field of violin performing L. Auer. Currently, his methods have a scientific basis in the field of psychology and physiology and trends in performance on bowed stringed instruments. Outstanding teacher imposes special requirements for the technical equipment of the musician, age, level of ability, physical health, a special type of performance, which one understand as the ability to long-term mental alertness and concentration. He laid the modern principles of academic repertoire, which combined with an individual approach to students, their conscious and systematic work based on a detailed understanding of the learning process and gradually, the analytical separation of learning tasks into simple and complex, choosing the optimal time to practice.

Keywords: pedagogy of playing on stringed bowed instruments, academic repertoire, individual approach.

Несмотря на то что имя Леопольда Семёновича Ауэра широко известно (практически в каждой публикации, посвящённой скрипичной педагогике или истории исполнительского искусства, упоминаются как ауэров-ская педагогическая система, так и его знаменитые ученики), работ о нём очень мало. Исключение - методические пособия двух его учеников: Иосифа Антоновича Лесмана (1885-1955) «Скрипичная техника и её развитие в школе профессора Л. С. Ауэра» [1] и В. Вальтера «Как учиться игре на скрипке» [2], написанные в начале прошлого столетия. Единственная блистательная монография на русском языке о Л. С. Ауэре - книга петербургского музыковеда и скрипача Льва Николаевича Раабена «Ауэр. Очерк жизни и деятельности» [3] - написана в 1962 году. За последние десятилетия появилось сравнительно небольшое количество новых научных публикаций на русском языке, раскрывающих феномен школы Л. С. Ауэра в историческом аспекте (А. А. Алексеев-Борец-кий [4], Л. Б. Никифорова [5; 6], А. Н. Акиньшин [7] и др.).

Заслуживают внимания недавно опубликованный в интернете очерк М. Акимовой «Леопольд Ауэр и его семья в воспоминаниях и письмах» [8] и статья Т. Б. Сухановой «Культура звука в представлениях австро-немецких и российских мастеров скрипичной педагогики первой половины XX века» [9]. Развитие традиций школы Л. Ауэ-ра в современной педагогике музыкального исполнительства на струнных смычковых инструментах рассматривается в статье М. М. Берлян-чика [10]и др.

В то же время, благодаря относительно свежим публикациям в интер-

нете аудиозаписей игры Л. С. Ауэра, появилась уникальная возможность составить представление о нём как об интерпретаторе, основываясь на собственном впечатлении, а не на воспоминаниях современников.

Всё это побудило нас обратиться к данной теме. Помимо этого, автор статьи также является одним из продолжателей линии «учитель - ученик» Л. С. Ауэра как ученица А. Д. Резников-ского (сегодня профессора Санкт-Петербургской консерватории), в свою очередь ученика В. И. Шера (19001962), который тоже был профессором Ленинградской консерватории и учеником Леопольда Семёновича.

Жаль, что прямые ученики Л. С. Ауэра, люди и музыканты, непосредственно общавшиеся с ним, почти все ушли из жизни и расспросить о выдающемся музыканте и педагоге уже некого. Автора единственной монографии - ученика Ю. И. Эйдлина (профессора Ленинградской консерватории и ученика Л. С. Ауэра) -Л. Н. Раабена в 2002 году тоже не стало. Но остались - играют и преподают - ученики его учеников, многочисленные «внуки и правнуки» по педагогической линии. Знаменитые ныне И. Перлман и П. Цукерман - прямые «потомки» Л. С. Ауэра по его американской линии, ученики его ученика И. Галамяна по Джульярдской школе. Хочется упомянуть живущих и здравствующих, активно преподающих ныне в Санкт-Петербургской консерватории профессоров класса скрипки Антонину Максимовну Казарину («дважды внучку» Л. С. Ауэра по его ученикам - педагогам Э. Э. Крюгеру и Ю. И. Эйдлину), а также Михаила Ха-ноновича Гантварга (скрипичного «правнука» Ауэра по линии «учитель-

123

124

ученик»: Л. С. Ауэр - Ю. И. Эйд-лин - М. И. Вайман).

Секреты профессионального мастерства, системный подход в обучении, репертуарные основы, заложенные ещё самим Ауэром, продолжают в устной форме передаваться новым ученикам на уроках специальности, часто без осознания их первоисточника. До сих пор 25-й класс Санкт-Петербургской консерватории открывает свои двери для студентов-скрипачей. Мраморная табличка гласит: «Класс имени Л. С. Ауэра». В классе, как и 100 лет назад, сам мэтр, запечат-лённый на портрете в золочёной раме, будто незримо присутствует на уроке: от его строгого взгляда не ускользнёт ни одна фальшивая нота, ни небрежность в звуке.

Для потомков Л. С. Ауэр - прежде всего знаменитый педагог, воспитавший огромное число выдающихся скрипачей и основатель русской скрипичной школы. В 1868 году он возглавил скрипичные классы в Петербургской консерватории и проработал там 49 лет. Значение его деятельности для скрипичного исполнительства (не только для отечественного искусства, но и в мировом масштабе) огромно. Одно только перечисление имён его многочисленных выдающихся, знаменитых, гениальных учеников заняло в книге Л. Н. Раабена добрую страницу очень мелкого шрифта! А ведь гениев - единицы! Вот некоторые имена, которые до сих пор на слуху у всех сколь бы то ни было интересующихся скрипичным искусством: М. Эльман, Е. Цимбалист, Т. Зейдель, Я. Хейфец, М. Полякин, Н. Мильштейн, С. Душкин, М. Розен, О. Шумский.

Пришло время отдать дань выдающемуся человеку, тем более что многие

из его педагогических принципов не только не утратили своей ценности, но и становятся всё более актуальными в современной педагогике и скрипичном исполнительстве. Результаты научных исследований последних десятилетий в области психологии и физиологии человека во многом подтверждают правоту «хорошо забытых старых» ауэровских методов. А тенденция последнего времени в струнно-смыч-ковом исполнительстве, направленная на «стилизированную интерпретацию» (термин наш. - В. М.) возвращает нас ко времени Л. С. Ауэра, к интерпретациям, уходящим корнями в XIX век, -с их многочисленными глиссандо, ритмической свободой, разнообразием вибрации, виртуозным блеском и лирической сентиментальностью. Подобно переосмыслению интерпретации барочной музыки в 80-90-х годах прошлого века, изменяется отношение к трактовкам «романтического» периода. Многие музыканты уже не являются «чистыми исполнителями». Стало модно писать собственные каденции к концертам, выступать с собственными сочинениями или импровизациями.

Цель данной работы - осветить и доказать ценность и актуальность различных аспектов педагогической системы Л. С. Ауэра, а также дать характеристику его педагогической деятельности.

Наиболее полно и ясно Л. С. Ауэр изложил свои педагогические воззрения в книгах «Моя школа игры на скрипке» [11], «Моя долгая жизнь в музыке» [12], "Graded course of violin playing" [13] (в переводе Л. Раабена названная как «Прогрессивная школа» [3]). Значительно сложнее получить о них представление по воспоми-

наниям его знаменитых учеников - по большей части это восторженные высказывания, наполненные абсолютным, каким-то мистическим благоговением перед «великим и единственным» учителем. Исключение составляют упомянутые выше методические работы И. А. Лесмана [1; 14] и В. Вальтера [2].

Характеризуя педагогические воззрения Л. С. Ауэра, прежде всего следует отметить, что он придавал огромное значение техническому оснащению музыканта, хотя отзывы многих его учеников (но не всех) свидетельствуют об обратном: техникой на уроках в консерватории он не занимался. По всей видимости, именно этим объясняется то, что чрезвычайно важным для воспитания музыканта-исполнителя Л. С. Ауэр считал наличие природных данных. Большое значение он придавал также возрасту учеников. Возраст, превышающий 20 лет, казался ему слишком солидным для того, чтобы можно было рассчитывать на большую артистическую карьеру ученика.

Следует подчеркнуть, что технический аппарат скрипача отрабатывался на занятиях последовательно и скрупулёзно. В более поздние годы преподавания Леопольд Семёнович не занимался этим лично, перепоручая этот процесс ассистентам, например А. Краснокутскому, Ф. Григоровичу, С. Коргуеву, Э. Крюгеру и В. Вальтеру (многолетним концертмейстерам Мариинского театра), и наиболее продвинутым ученикам, но сам контролировал результаты их усилий и был чрезвычайно требователен.

Подобно своему учителю Й. Иоахиму, Л. С. Ауэр был убеждён, что труд музыканта-исполнителя требует не

только физического здоровья, выносливости и крепких нервов, но и ещё особого типа работоспособности, под которой понимал способность к длительной умственной активности и концентрации внимания. Если ученик оказывался не способным к умственному труду и длительной сосредоточенности, то, по мнению Леопольда Семёновича, овладение им столь трудным инструментом, как скрипка, было для него простой потерей времени.

Из совершенно необходимых качеств музыканта-исполнителя на первое место Л. С. Ауэр ставил «изощрённый слух»: «тот, кто не обладает им, напрасно тратит время, сосредоточивая все свои помыслы на музыкальной карьере» [11, с. 31]. Вместе с тем Л. С. Ауэр отмечал, что музыкальный слух поддаётся усовершенствованию, но для этого всё же необходимы какие-то зачатки этого качества.

Не менее нужным, чем музыкальный слух, качеством он считал чувство ритма. «Чем богаче наградила природа молодого музыканта тонким чувством слуха и чётким ритмом, тем больше он имеет шансов I'5 для достижения намеченной цели» [Там же, с. 32].

Важное место Леопольд Семёнович отводил физическому строению рук, кистей, мышц, а также пальцевой эластичности и силе. По мнению Ауэ-ра, встречаются руки, отказывающиеся подчиняться техническим требованиям. «Что касается меня, - писал он, - то мои руки настолько слабы и строение их столь неблагоприятно, что, если я не играю на скрипке в течение нескольких дней подряд и затем берусь за инструмент, мне кажется, что я потерял способность играть» [Там же, с. 46].

126

Предложенные Л. С. Ауэром более 100 лет назад принципы составления учебных программ и репертуара педагоги до сих пор передают своим ученикам в устной форме или в виде индивидуальных планов. В настоящее время к уже устоявшемуся традиционному репертуару добавился лишь один новый раздел - «современная музыка». А так, в целом, каждый обучающийся, по его мнению, должен был пройти и изучить в обязательном порядке:

• гаммы и арпеджио, гаммы в терцию, сексту и октаву, фингерзации;

• этюды (тех же авторов, что и во времена Ауэра, - Донта, Данкля, Маза-са, Роде и т. д.);

• концерты классические и романтические;

• произведения эпохи барокко -сонаты и кончерто гроссо итальянских скрипачей-композиторов: Дж. Тар-тини, А. Корелли;

• сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки соло;

• виртуозные пьесы Н. Паганини, А. Вьетана, К. Эрнста, Г. Веняв-ского.

Подобная репертуарная схема прочно вошла в обязательные программы конкурсных соревнований исполнителей. На конкурсах в современные оркестры конкурсанты обязаны показать владение разностилевой программой, где обязательно исполнение концертов В. А. Моцарта, сольных сонат и партит И. С. Баха и романтического концерта.

Многим своим ученикам Ауэр передал любовь к созданию авторских транскрипций. Я. Хейфец, Е. Цимбалист, С. Душкин и другие создали многочисленные переложения и транскрипции, значительно расширив ре-

пертуар скрипачей. Вот только некоторые из них: хейфецовские «Прелюдии» Дж. Гершвина, «Лунный свет» и «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси, Фантазия Е. Цимбалиста на темы из оперы Н. А. Римского-Кор-сакова «Золотой петушок» и т. д.

Благодаря Л. С. Ауэру были введены в обязательное образование скрипачей и виолончелистов квартетный, оркестровый и камерный классы.

Обращает на себя внимание и ярко иллюстрирует цель Л. С. Ауэра подготовить концертного музыканта-солиста его требование к постоянному сохранению в игровой форме пройденного репертуара. По воспоминаниям профессора Санкт-Петербургской консерватории А. М. Каза-риной, в классе Л. С. Ауэра часто можно было услышать, что для того, чтобы действительно «вспомнить» когда-то хорошо выученное произведение (имелось в виду состояние, достаточное для выступления в концерте), хватит и получаса (устная информация, полученная от Ю. И. Эйдлина).

Ещё одним краеугольным камнем в педагогической системе Л. С. Ауэ-ра был индивидуальный подход. «Ученики должны выражать свою собственную индивидуальность и ни в коем случае не мою», - говорил он [3, с. 144]. «Я никогда не стремился формировать моих учеников, согласно своим собственным узким эстетическим воззрениям, но только учил их широким, общим принципам вкуса, на основе которых мог бы развиваться их индивидуальный стиль» [11, с. 13].

И действительно, какие разные М. Эльман, Я. Хейфец и Н. Миль-штейн! (Видеозаписей М. Полякина, к сожалению, не сохранилось.) По

стилю игры разница очевидна. Но и постановка рук у них очень разная. У Яши Хейфеца - очень высокое держание инструмента, руки отведены друг от друга на большое расстояние («широкое держание»), высоченный, почти задранный локоть в правой руке, интенсивная вибрация в левой. У Михаила (Миши) Эльмана - держание низкое, посреди скрипки, у пуговицы, вибрация медленная, руки друг к другу приближены, положение локтя правой руки низкое. У Натана Мильштейна - очень низкое положение скрипки с наклоном корпуса скрипки (её правой части) вниз, низкий локоть правой. Оскар Шумский -по постановке рук ближе к Я. Хейфе-цу, но при этом с более плотным, «жирным» тоном, с яркой кантиленой и с менее выраженным виртуозным началом. У него и отличные от Я. Хейфеца природные физические данные - он человек плотного, атлетического сложения с довольно толстыми пальцами, значительно более спокойный и мягкий, без какой-либо доли нервозности. По внешнему виду и манере игры он ближе к Давиду Ойстраху.

Наиболее ярко «калейдоскоп постановок» ауэровских учеников иллюстрируют воспоминания И. Налбандя-на (тоже ученика и многолетнего ассистента Л. С. Ауэра, подготовившего, в свою очередь, М. Эльмана, Е. Цимбалиста и Я. Хейфеца), который так описал впечатления Леопольда Семёновича, полученные им в годы своего обучения у Й. Иоахима: «Иоа-химские ученики представляли собой настоящий зверинец. Один держал скрипку невероятно низко, а локоть правой руки высоко; к концу смычка, не выправляя руки, он отводил локоть

назад: ведение смычка происходило дугообразно. Другой, наоборот, держал скрипку утрированно высоко, а правая рука была так низка, точно прилеплена к правому боку туловища... Я смотрел на них, как на каких-то "монстров"» [3, с. 139].

«Аналогия прямая, - пишет И. Налбандян, - у всех учеников Ауэра различная постановка и нет ничего общего в манере игры» [Там же]. Однако общее в игре всех учеников Л. С. Ауэра всё-таки присутствовало: идеальная интонация, красивый тон, умение распределить смычок, владение всеми видами виртуозной техники. А самое главное, в них сохранялась ярко выраженная индивидуальность.

Индивидуальный подход к ученикам, помимо постановочных моментов, проявлялся и в психологическом умении Л. С. Ауэра разглядеть тип темперамента ученика и его склонностей в смысле музыкального вкуса, в способности подбирать репертуар в соответствии с личностью ученика, с учетом того, в чём именно он может преподнести себя в наиболее выгодном свете.

«Всякому понятно, что одного прилежания, как оно ни необходимо, недостаточно для достижения полного успеха в работе. Бессознательная и беспорядочная работа принесёт больше вреда, чем пользы. Только глубоко сознательная и планомерная работа приводит к хорошим результатам» - этот педагогический принцип школы Л. С. Ауэра сформулирован его учеником и многолетним ассистентом Иосифом Антоновичем Лесманом в книге «Об игре на скрипке», написанной во время тесных творческих контактов с великим учителем [14, с. 34].

128

Каковы составляющие сознательной и планомерной работы при изучении скрипичной игры?

1. Основным правилом упражнения является «подлинное делание того, что нужно». Иными словами, важнейшее условие продуктивных занятий - наиболее детальная осознанность процесса освоения.

2. Принцип постепенности с последовательным переходом от простого к сложному. Имеется в виду то, что начинать работу нужно с более лёгкого для исполнения материала, а затем постепенно переходить к более трудному, но при этом соразмерять его трудность со своими силами.

3. Анализ, основанный на методе упрощения. Он позволяет разделить изучаемый материал на простые и сложные задачи и направлен на нахождение трудностей в каком-либо одном элементе:

• проще - игра со средней силой нажима; сложнее - с сильным нажимом или слабым нажимом на струну смычка;

• проще - умеренный темп; сложнее - быстрый или медленный темп;

• проще - исполнить один элемент игры, например штрих в правой руке без участия левой или движение пальцев левой руки без правой, или пиццикато, так называемая упрощённая координация; сложнее - комплексное взаимодействие элементов;

• проще - исполнить одинаковое по скорости движение правой и левой руки, например легато в правой и медленное скольжение и вибрато в левой (кантилена); сложнее - гаммообразные пассажи: плавное, медленное движение правой руки с одновременно быстрым и ловким движением в левой;

• проще - «чисто техническая» аналитическая игра; сложнее - эмоционально наполненная, выразительная.

4. Выбор времени занятий, которое наиболее соответствует оптимальному физическому состоянию - ощущению бодрости, расположенности к труду, и прекращение занятий при появлении чувства усталости.

Подводя итог сказанному, уместно обозначить некоторые методические установки Л. С. Ауэра, особенно ценные и актуальные для современной педагогики исполнительства на струнных смычковых инструментах:

9 Формирование у ученика особого типа работоспособности, заключающегося в способности к длительной умственной активности и концентрации внимания как важнейшей составляющей исполнительского комплекса при обучении.

9 Индивидуальный метод обучения как в плане постановки, подбора и освоения репертуара, так и со стороны психологического взаимодействия педагога и ученика, который обеспечивает наиболее высокий количественный и качественный результат в деле подготовки концертных музыкантов-солистов.

9 Продуктивность индивидуальных самостоятельных занятий определяется концентрацией внимания учащегося в процессе занятий, зависящей от его физического состояния, и применением методики членения координационных комплексных задач на простые составляющие.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лесман, И. А. Скрипичная техника и её развитие в школе профессора Л. С. Ауэра [Текст] / И. А. Лесман. - СПб. : тип. В. Лесман, 1910. - 56 с.

2. Вальтер, В. Как учиться игре на скрипке [Текст] / В. Вальтер / сост. В. Г. Вальтер, первый солист-скрипач Имп. Рус. оперы в С.-Петербурге. - СПб. : тип. П. П. Сой-кина, 1902. - 68 с.

3. Раабен, Л. Н. Леопольд Семёнович Ауэр. Очерк жизни и деятельности [Текст] / Л. Н. Раабен. - М. : Музгиз, 1962. - 180 с.

4. Алексеев-Борецкий, А. А. К истории директорства Н. И. Зарембы (по письмам к великой княгине Елене Павловне) [Текст] / А. А. Алексеев-Борецкий // Opera musicolo-gica. - 2012. - № 2 (12). - С. 89-102.

5. Никифорова, Л. Б. Ученики профессора Леопольда Ауэра в музыкантском хоре императора Александра III [Текст] / Л. Б. Никифорова // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корса-кова. - 2009. - № 2 (15). - С. 18-21.

6. Никифорова, Л. Б. Подарок из Армении [Текст] / Л. Б. Никифорова // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Рим-ского-Корсакова. - 2009. - № 6 (19). -С. 63.

7. Акиньшин, А. Н. Ауэр Леопольд Семёнович [Текст] / А. Н. Акиньшин // Воронежская историко-культурная энциклопедия. Персоналии / гл. ред. О. Г. Ласунский. -Воронеж, 2006. - С. 27.

8. Акимова, М. Леопольд Ауэр и его семья в воспоминаниях и письмах [Электронный ресурс] / М. Акимова // Израиль XXI (Музыкальный журнал). - 2008. - № 5. -Режим доступа : http://www.21israel-music.com/Auer.htm International Music Score Library Project http://imslp.org/wiki/ Category:Auer,_Leopold

9. Суханова, Т. Б. Культура звука в представлениях австро-немецких и российских мастеров скрипичной педагогики первой половины XX века [Текст] / Т. Б. Суханова // Мультикультурализм или интеркультурализм? Опыт Австрии, России, Европы / науч. ред. В. Ахамер, Н. Э. Гронская, В. Г. Зусман и др. ; отв. ред. В. Г. Сибирцева. - Нижний Новгород, 2013. - С. 170-173.

10. Берлянчик, М. М. Из истории российского музыкального образования: становле-

ние смычковой педагогической школы в Новосибирской консерватории [Текст] / М. М. Берлянчик // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. - № 4. - С. 118-132.

11. Ауэр, Л. С. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики [Текст] / Л. С. Ауэр ; вступ. ст. и коммент. И. М. Ямпольского. - М. : Музыка, 1965. - 274 с.

12. Ауэр, Л. С. Моя долгая жизнь в музыке [Текст] / Л. С. Ауэр. - СПб. : Композитор, 2002. - 200 с.

13. Auer, L. Graded course of violin playing [Text] / Leopold Auer. - Publisher : Carl Fischer. - New York, 1926.

14. Лесман, И. А. Об игре на скрипке [Текст] / И. А. Лесман. - СПб. : тип. В. Лесман, 1914. - 34 с.

REFERENCES

1. Lesman I. A. Skripichnaja tehnika i ejo razvitie v shkole professora L. S. Aujera. St. Petersburg: tip. V. Lesman, 1910. 56 p.

2. Val'ter V. Kak uchit'sja igre na skripke. Sost. V. G. Val'ter, pervyj solist-skripach Imp. Rus. opery v St. Peterburge. St. Petersburg: tip. P. P. Sojkina, 1902. 68 p.

3. Raaben L. N. Leopol'd Semjonovich Aujer. Ocherk zhizni i dejatel'nosti. Moscow: Muzgiz, 1962. 180 p.

4. Alekseev-BoreckijA. A. K istorii direktorstva ]2fl N. I. Zaremby (po pis'mam k velikoj knjagine Elene Pavlovne). Opera musicologica. 2012. No. 2 (12), pp. 89-102.

5. Nikiforova L. B. Ucheniki professora Leo-pol'da Aujera v muzykantskom hore impera-tora Aleksandra III. Musicus: Vestnik Sankt-Peterburgskoj gosudarstvennoj konservatorii im. N. A. Rimskogo-Korsakova. 2009. No. 2 (15), pp. 18-21.

6. Nikiforova L. B. Podarok iz Armenii. Mu-sicus: Vestnik Sankt-Peterburgskoj gosudar-stvennoj konservatorii im. N. A. Rimskogo-Korsakova. 2009. No. 6 (19), pp. 63.

7. Akin 'shin A. N. Aujer Leopol'd Semjonovich. Voronezhskaja istoriko-kul'turnaja jenciklopedija. Personalii. Gl. red. O. G. La-sunskij. Voronezh, 2006. P. 27.

8. Akimova M. Leopol'd Aujer i ego sem'ja v vospominanijah i pis'mah. Izrail' XXI

(Muzykal'nyj zhumal). 2008. No. 5. URL: http://vvv.21israel-music.com/Auer.htm International Music Score Library Project http://imslp.org/viki/Category:Auer,_ Leopold

9. Suhanova T. B. Kul'tura zvuka v predstav-lenijah avstro-nemeckih i rossijskih masterov skripichnoj pedagogiki pervoj poloviny XX veka. Mul'tikul'turalizm ili interkul'turalizm? Opyt Avstrii, Rossii, Evropy. Nauch. red. V. Ahamer, N. Je. Gronskaja, V. G. Zusman i dr.; otv. red. V. G. Sibirceva. Nizhnij Novgorod, 2013, pp. 170-173.

10. Berljanchik M. M. Iz istorii rossijskogo muzykal'nogo obrazovanija: stanovlenie

smychkovoj pedagogicheskoj shkoly v No-vosibirskoj konservatorii. Vestnik kafedry UNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazo-vanie". 2013. No. 4, pp. 118-132.

11. Aujer L. S. Moja shkola igry na skripke. Interpretacija proizvedenij skripichnoj klas-siki. Vstup. st. i komment. I. M. Jampol'-skogo. Moscow: Muzyka, 1965. 274 p.

12. Aujer L. S. Moja dolgaja zhizn' v muzyke. St. Petersburg: Kompozitor, 2002. 200 p.

13. Auer L. Graded course of violin playing. Publisher: Carl Fischer. New York, 1926.

14. Lesman I. A. Ob igre na skripke. St. Petersburg: tip. V. Lesman, 1914. 34 p.

130

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.