Научная статья на тему 'Методическое наследие'

Методическое наследие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
B.A. STRUVE / METHODS OF LEARNING TO PLAY THE STRINGED AND BOWED INSTRUMENTS. / Б.А. СТРУВЕ / ЛЕНИНГРАДСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ / LENINGRAD CONSERVATORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устюгова А. В.

В статье рассматривается методическое наследие Б.А. Струве (1897-1947) крупного исследователя в области теории и методики струнно-смычкового исполнительства, стоявшего у истоков формирования советской струнно-смычковой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL INHERITANCE OF B.A. STRUVE

In the article methodical inheritance of B.A. Struve (18971947) is considered, B.A. Struve is a prominent researcher in the theory and methodology of stringed and bowed performance, stood at the origins of Soviet stringed and bowed school formation.

Текст научной работы на тему «Методическое наследие»

Библиографический список

1. Лотман, Ю.М. Риторика // Структура и семиотика художественного текста: труды по знаковым системам. - Тарту, 1981. - Вып. 12.

2. Лотман, Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. - М., 1987.

3. Ромен, Р Музыкально-историческое наследие: в 8 в. // Музыканты наших дней. М., 1989. - Вып. 4.

4. Моруа, А. Париж: пер. с франц. - М., 1970.

Bibliography

1. Lotman, Yu.M. Ritorika // Struktura i semiotika khudozhestvennogo teksta: trudih po znakovihm sistemam. - Tartu, 1981. - Vihp. 12.

2. Lotman, Yu.M. Neskoljko mihsleyj o tipologii kuljtur // Yazihki kuljturih i problemih perevodimosti. - M., 1987.

3. Romen, R. Muzihkaljno-istoricheskoe nasledie: v 8 v. // Muzihkantih nashikh dneyj. M., 1989. - Vihp. 4.

4. Morua, A. Parizh: per. s franc. - M., 1970.

Статья поступила в редакцию 07.10.11

УДК 7.071.2 + 378

Ustugova A.V. METHODICAL INHERITANCE OF B.A. STRUVE. In the article methodical inheritance of B.A. Struve (18971947) is considered, B.A. Struve is a prominent researcher in the theory and methodology of stringed and bowed performance, stood at the origins of Soviet stringed and bowed school formation.

Key words: B.A. Struve, Leningrad Conservatory, methods of learning to play the stringed and bowed instruments.

А.В. Устюгова, аспирант НГК им. М.И.Глинки, г. Новосибирск, Е-mail: uav80@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Б.А. СТРУВЕ

В статье рассматривается методическое наследие Б.А. Струве (1897-1947) - крупного исследователя в области теории и методики струнно-смычкового исполнительства, стоявшего у истоков формирования советской струнно-смыч-ковой школы.

Ключевые слова: Б.А. Струве, Ленинградская консерватория, методика обучения игре на струнно-смычко-вых инструментах.

Борис Александрович Струве (1897-1947) - выдающийся музыковед, доктор искусствоведения, профессор Ленинградской консерватории внес значительный вклад в становление науки в области истории и теории струнно-смычкового исполнительства.

Его перу принадлежит около сорока научно-исследовательских, методических и учебно-педагогических трудов, которые представляют большую практическую и теоретическую ценность. Большая часть научно-исследовательских работ Б.А. Струве опубликована, другая часть находится в рукописном виде. Нужно отметить всесторонность научно-исследовательской деятельности ученого: в его наследии - труды по методике обучения игре на струнно-смычковых инструментах, истории и теории смычкового исполнительства, инструментоведению. Широкий охват тем, представленный в научном наследии Б.А. Струве, обусловлен не только его музыковедческими интересами, но и особенностями творческой биографии, в которой научно-исследовательская деятельность в области струнно-смычкового искусства сочеталась с многолетней педагогической работой. Заслугой Б.А. Струве является воспитание выдающихся музыковедов: И.П. Благовещенского, Л.Н. Раабена, Л.С. Гинзбурга, которые достойно продолжили начатое им дело.

Свою научную деятельность Б.А. Струве начал с разработки вопросов в области теории и методики струнно-смычкового искусства. С середины 20-х и до конца 30-х годов ХХ века Б.А. Струве пишет и публикует ряд работ, посвященных вопросам методики обучения игре на струнно-смычковых инструментах и проблемам развития музыкального образования.

Наиболее известны заслужившие широкое признание в педагогической практике следующие методические работы Б.А. Струве: «Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах» [1], «Типовые формы постановки рук у инструменталистов. Смычковая группа» [2], «Профилактика профессиональных заболеваний музыкантов» [3], «Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов» [4].

К сожалению в отечественной литературе в области струн-но-смычкового исполнительства методическое наследие Б.А. Струве не получило должного осмысления и освещения. В статье Л.Н. Раабена «Б.А. Струве и его научное наследие» [5] представлена краткая характеристика наиболее значительных методических работ Бориса Александровича в контексте его научного наследия. Однако со времени написания Л.Н. Раабеном данной статьи прошло более полувека: за это время появились новые работы в области методики обучения игре на струнно-смыч-ковых инструментах, в которых методические положения ленинградского ученого получают дальнейшее развитие. В ряде статей

по методическим вопросам М.А. Берлянчика, О.М. Агаркова, М.Ю. Кустова, Л.С. Гинзбурга, Ю.И. Янкелевича, Е.С. Камила-рова в ходе раскрытия исследуемой проблемы представлена некоторая оценка методических положений Б.А. Струве. Но так как авторы данных статей не ставили перед собой задачу осмысления методического наследия Б.А. Струве, его методические принципы находят лишь частичное освящение в русле поставленной в статье проблемы. Таким образом, на сегодняшний день нет специального исследования, посвященного методическому наследию Б.А. Струве.

Борис Александрович Струве был выдающимся теоретиком струнно-смычкового исполнительства, в его методических работах происходит обобщение методических принципов выдающихся отечественных и зарубежных педагогов начала XX века, а также выдающихся мастеров прошлого. Следуя прогрессивным традициям русской классической педагогики, Б.А. Струве разрешает ряд вопросов музыкальной педагогики. Он пишет свои труды, критически осмысливая наследие прошлого, исследуя методические проблемы и исполнительство в их историческом развитии, обобщая свой педагогический опыт и опыт выдающихся советских педагогов, своих современников.

Несмотря на то, что по своей исполнительской специальности Б.А. Струве был виолончелистом (игре на виолончели обучался у Л. Пиорковского и Е. Вольф-Израэля), он разрабатывает вопросы методики скрипичного искусства с тонким знанием особенностей скрипичного исполнительства.

С идеями научного обоснования музыкально-педагогического процесса Б.А. Струве выступил впервые в то время, когда многие педагоги-практики считали, что между наукой и искусством лежит глубокая пропасть.

К началу XX века в музыкальной педагогике отчетливо обозначилась тенденция широкого применения достижений науки, к середине 1930-х годов большое влияние приобрели идеи «ана-томо-физиологической» школы. Однако, в противовес деятельности «анатомо-физиологической» школы ряд педагогов придерживался индивидуальных методов, основанных на собственном практическом опыте и опыте своих коллег. Большинство «эмпирических систем» обучения обосновывало свои положения авторитетом педагога, либо игрой крупного мастера.

Б.А. Струве в своих методических работах выступал против подобных «эмпирических систем» преподавания, поскольку он считал, что требование единой формы игры («постановки») независимо от различных анатомо-физиологических особенностей организма (метод копирования внешних приемов игры педагога). Он считал также, что неправильные представления педагога

о физиологической сущности различных частностей игрового процесса создают неблагоприятные условия в развитии ряда учащихся, как в смысле торможения успеваемости, так и в отношении создания возможных предпосылок к возникновению профессиональных заболеваний у молодых музыкантов. Таким образом, при исследовании методических вопросов Б.А. Струве руководствовался научным обоснованием закономерностей игрового процесса.

Со времени написания работ Б.А. Струве прошло более 80 лет, и за это время наука шагнула далеко вперед, однако «эмпирическая система» преподавания все ещё имеет место в методике обучения игре на струнно-смычковых инструментах. В современной методике все ещё встречается принцип «учу, как меня учили», а также отмечается неумение анализировать причинно-следственные связи, незнание физиологической сущности игрового процесса, механический подход, основанный на копировании чисто внешних приемов. На сегодняшний день призыв Б.А. Струве к научно-обоснованной методике обучения игре на струнно-смычковых инструментах, использованию научных данных в процессе обучения звучит весьма актуально.

Несмотря на то, что его методические работы в большинстве случаев основаны на научных разработках в области физиологии высшей нервной деятельности человека и биомеханики, на наш взгляд, Б.А. Струве нельзя отнести к представителям «ана-томо-физиологической» школы, поскольку он в своих работах не ограничивается достижениями физиологии и анатомии для обоснования игрового процесса, а широко использует достижения других наук: психологии, педагогики, эстетики, истории исполнительства, акустики и других. Б.А. Струве неоднократно подчеркивал, что «изучение исполнителя с точки зрения типовых особенностей его организма не может и не должно ограничиться анато-мо-физиологической областью» [2, с. 24]. Начиная с первой методической работы «Научные основы игры на смычковых инструментах и значение этой дисциплины для смычковой педагогики» [6], Б.А. Струве встает на путь научно-объективного исследования закономерностей музыкально-педагогического процесса. Б.А. Струве один из первых в области отечественной методики игры на струнно-смычковых инструментах намечает пути научного решения вопросов музыкально-исполнительского процесса, стремясь выявить объективные закономерности, общие тенденции педагогического и исполнительского процессов, и на их основе разрабатывает рациональную индивидуальную систему обучения исполнителя.

Характерной чертой методических работ Б.А. Струве является рассмотрение любого технического навыка, игрового движения в тесной связи с художественной практикой, в процессе его исторического становления и развития. В своих методических работах он показывает, как применение того или иного навыка в процессе развития струнно-смычкового искусства изменялось в соответствии с эстетическими представлениями эпохи, стилем и характером музыки. В научных работах Б.А. Струве прослеживается взаимосвязь методики с исторической и инструментовед-ческой проблематикой. Методические вопросы ученый рассматривает в историческом аспекте, привлекая данные инструменто-ведения, тем самым значительно обогащая свои методические труды историческими и инструментоведческими сведениями.

Нужно отметить, что в 20-30-е годы XX века имелись лишь отдельные, разрозненные, несистематизированные исследования в области отечественного струнно-смычкового исполнительства, и не было такой научной дисциплины как «История струн-но-смычкового исполнительства». Б.А. Струве пишет: «В данное время у нас не имеется истории смычково-струнного исполнительства, нет научных исследований, выявляющих закономерность упомянутых взаимоотношений на фактическом материале, более того, нет в распоряжении исследователя той количественно и качественно исчерпывающей цепи фактических данных, которые необходимы для создания истории смычково-струнного исполнительства» [1; 6].

Б.А. Струве одним из первых в отечественной музыкальной науке исследовал методические вопросы в историческом аспекте с углубленным историческим обзором применения исполнительского навыка в процессе развития струнно-смычкового исполнительства. Используя исторический метод при исследовании вопросов методики обучения игре на струнно-смычковых инструментах, Б.А. Струве не только обогащает методику, но и способствует формированию новой научной дисциплины: - «История струнно-смычкового исполнительства».

Общение с выдающимися педагогами, музыкантами и теоретиками, его современниками, оставило большой след в твор-

ческой судьбе Б.А. Струве и имело определенное влияние на его методические труды. В 1926 году, на момент работы Б.А. Струве в Ленинградском Центральном музыкальном техникуме, там сосредоточились лучшие музыканты и теоретики Ленинграда: Б.А. Асафьев, С.Л. Гинзбург (курс истории музыки), Л.В.Николаев (методика фортепианной игры), Ю.И. Эйдлин (скрипка), А.Я. Штри-мер (виолончель) и другие. На пленарных совещаниях кафедры струнных инструментов Московской консерватории Б.А. Струве читает доклады по вопросам методики обучения игре на струнно-смычковых инструментах, там он знакомится с методическими взглядами профессоров Л.М. Цейтлина, К.Г. Мостраса, А.И. Ям-польского. Педагогический опыт ленинградских профессоров-виолончелистов Е.В. Вольф-Израэля и А.Я. Штримера, скрипачей Ю.И. Эйдлина, В.И. Шера также находит отражение в его методических трудах. В работе «Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов» Б.А. Струве дает красочное описание уроков, методов работы П.С. Столярского, которые до сегодняшнего дня остаются одними из немногочисленных описаний работы выдающегося советского педагога. Неоднократно Б.А. Струве ссылается на методические работы И.А. Лесмана и даже описывает его работу в классе. Некоторые методические положения выводятся им на основе анализа публичных выступлений известных исполнителей, а также наблюдений, сделанных в процессе личной педагогической практики. Таким образом, в своих методических работах Б.А. Струве не только обобщает методические принципы выдающихся отечественных педагогов начала XX века, а также излагает их методические взгляды, что имеет историческую и научную ценность.

Теоретическая мысль Б.А. Струве охватывала широкий круг методических проблем. К их числу относят: вопросы начального периода обучения, выявления индивидуальности ученика, общие принципы постановки рук, вопросы профессиональных заболеваний, вибрации, вопросы организации занятий, наиболее эффективные методы изучения и различные проблемы скрипичной техники, взаимосвязь психологических, художественно-эстетических и технологических задач, вопросы эстрадного волнения, возможности его предупреждения и борьбы с ним и другие. Некоторые проблемы выдвигаются впервые именно Б.А. Струве, например: проблема профессиональных заболеваний музыкантов (струнно-смычковая группа), вопрос о значении словесных форм выражения при обучении игре на струнно-смычковых инструментах, классификация вибрации, проблемы начального периода обучения на струнно-смычковых инструментах.

Нужно также отметить, что в своих методических трудах Б.А. Струве уточняет и проясняет, классифицирует профессиональную специфичность некоторых понятий и терминов, что способствовало формированию понятийного аппарата и развитию научного мышления в области методики обучения игре на струн-но-смычковых инструментах. Так, например, критикуя термин «постановка» Б.А. Струве писал: «Это укрепившееся в лексиконе музыканта обозначение (постановка) является, несомненно, малоудачным, особенно если относить его и к форме движения во время игры ... выражение «постановка движения» несет противоречие в самом себе» [2, с. 7]. В результате уточнения термина «постановка» Б.А. Струве дает классическое определение понятия, которое получило дальнейшее развитие в методических трудах Е.С. Камиларова, Ю.И. Янкелевича и актуально в настоящее время. «Постановка» в трактовке Б.А. Струве - лишь форма, вытекающая из правильно происходящего процесса приспособления организма, рационального усвоения двигательной функции, присущей струнно-смычковой игре: «Постановка не может пониматься абстрагировано от процесса игры, т.е. оторвано от качественных показателей исполнения, статически, поскольку она в связи с различными этапами игры (сменой позиций, игрой разными частями смычка и т.д.) подвергается известными изменениям (в пределах данной формы игры). Следовательно, постановка в её анатомо-физиологическом понимании есть одна из частностей исполнительского поведения» [4, с. 72]. Таким образом, Б.А. Струве подчеркивает роль движения как первоосновы исполнительства, избегая статической трактовки понятия постановки, включая в данное определение внешнее проявление двигательного процесса. Далее эту мысль развивает Е.С. Камила-ров, рассматривая движение как основу техники: «Очень мало внимания привлекал к себе факт известной двойственности двигательного процесса. Нетрудно заметить, что в нем постоянно сталкиваются и как бы противоборствуют друг другу два состояния - движение и покой» [7, с. 3]. Е.С. Камиларов определяет одну из главных проблем игрового процесса - переход из одного

состояния движения в другое, из покоя в движение, что составляет одну из основных трудностей в исполнительстве. Отмечая роль движения в определении постановки, Б.А. Струве намечает проблему движения в исполнительстве, которая получит наиболее полное освещение в научно-методических трудах О.Ф. Шуль-пякова [8].

Выделяя исторический аспект в понятии постановки, Б.А. Струве подчеркивает, что постановка менялась с развитием исполнительского искусства: вместе с новыми более сложными требованиями, предъявляемыми к исполнителю, вырабатывались более совершенные формы игры на инструменте, изменялись формы постановки рук у инструменталистов.

Развивая данное Б.А. Струве понятие постановки, Ю.И. Ян-келевич в статье «О первоначальной постановке скрипача» [9], вводит в определение постановки критерий её перспективности, а также обосновывает прямую зависимость постановочных моментов от определенных художественных направлений, тех требований к звучанию и выразительным средствам, которые предъявляются исполнителю эпохой. «Перспективность постановки скрипача, - пишет ученый, - определяется именно тем, насколько она может обеспечить весь комплекс движений, которые понадобятся скрипачу в дальнейшем его развитии» [9, с. 36].

В условиях развивающейся методической мысли, обновляющейся исполнительской практики возникает необходимость введения новых определений в методическую лексику, расширения научно-терминологического аппарата. Однако не все нововведения остаются в методической практике. И то, что введенные Б.А. Струве определения понятий и классификация сохранили актуальность до сегодняшнего дня, свидетельствует о необычной проницательности его методической мысли, которая предвосхитила тенденции, характеризующие состояние современной методики.

Согласно Б.А.Струве, методика обучения игре на струнно-смычковых инструментах является обобщением всей совокупности условий игрового процесса, выявлением наилучших методов

Библиографический список

и принципов обучения с учетом данных наук (механики, акустики, педагогики, психологии, физиологии и др.), критического освоения наследия прошлого (изучение педагогических систем и практики исполнительства), рассмотренного в процессе его исторического развития.

В своих трудах Б.А. Струве закладывает основы формирования научных знаний в области методики обучения игре на струнно-смычковых инструментах. Некоторые его методические принципы получили в дальнейшем развитие в отечественной методике обучения игре на струнно-смычковых инструментах. Часть методических работ ученого введена в учебную программу по методике обучения игре на струнно-смычковых инструментах в музыкальных училищах и консерваториях России. Методическое наследие Б.А. Струве представляет собой значительный вклад в теорию и практику российского струнно-смычкового исполнительства.

Однако, целостного обобщенно-научного рассмотрения методического наследия Б.А. Струве в отечественной методической литературе не осуществлялось. Исследование отдельных методических положений нашло отражение в ряде методических статей, которые носят разрозненный характер и не дают понимания целостной системы методического наследия мастера.

Ценность методических положений Б.А. Струве не вызывает сомнения и подтверждается многочисленными ссылками на его работы при исследовании вопросов методики обучения игре на струнно-смычковых инструментах. Очевидно, это - не результат счастливых находок и догадок, а следствие продуманного методического подхода к решению актуальных проблем обучения игре на струнно-смычковых инструментах. Сказанное подтверждает, что необходимо воссоздать целостность методической системы Б.А. Струве, выявить его методические принципы, раскрыть стиль мышления, проанализировать связи между традиционным и инновационным в методическом наследии. Однако решение обозначенных задач выходит за рамки настоящей статьи и требует самостоятельного специального исследования.

1. Струве, Б.А. Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах. - Л., 1933.

2. Струве, Б.А. Типовые формы постановки рук у инструменталистов. Смычковая группа. - М.-Л., 1932.

3. Струве, Б.А. Профилактика профессиональных заболеваний музыканто. - Л., 1935.

4. Струве, Б.А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. - М., 1952.

5. Раабен, Л.Н. Б.А. Струве и его научное наследие. Процесс формирования виол и скрипок. - М., 1959.

6. Струве, Б.А. Научные основы игры на смычковых инструментах и значение этой дисциплины для смычковой педагогики. - Л., 1926.

7. Камиларов, Е.С. Техника левой руки скрипача. - М., 1961.

8. Шульпяков, О.Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика. - СПб., 2006.

9. Янкелевич, Ю.И. О первоначальной постановке скрипача. - М., 1993.

10. Из истории советского музыкального образования: сборник материалов и документов 1917-1927 / сост. Л.А. Баренбойм, С.М. Вильс-кер, П.А. Вульфиус, С.Л. Гинзбург, Е.М. Орлова, С.Я. Треблева. - Л., 1969.

Bibliography

1. Struve, B.A. Vibraciya kak ispolniteljskiyj navihk igrih na smihchkovihkh instrumentakh. - L., 1933.

2. Struve, B.A. Tipovihe formih postanovki ruk u instrumentalistov. Smihchkovaya gruppa. - M.-L., 1932.

3. Struve, B.A. Profilaktika professionaljnihkh zabolevaniyj muzihkanto. - L., 1935.

4. Struve, B.A. Puti nachaljnogo razvitiya yunihkh skripacheyj i violonchelistov. - M., 1952.

5. Raaben, L.N. B.A. Struve i ego nauchnoe nasledie. Process formirovaniya viol i skripok. - M., 1959.

6. Struve, B.A. Nauchnihe osnovih igrih na smihchkovihkh instrumentakh i znachenie ehtoyj disciplinih dlya smihchkovoyj pedagogiki. - L., 1926.

7. Kamilarov, E.S. Tekhnika levoyj ruki skripacha. - M., 1961.

8. Shuljpyakov, O.F. Skripichnoe ispolniteljstvo i pedagogika. - SPb., 2006.

9. Yankelevich, Yu.I. O pervonachaljnoyj postanovke skripacha. - M., 1993.

10. Iz istorii sovetskogo muzihkaljnogo obrazovaniya: sbornik materialov i dokumentov 1917-1927 / sost. L.A. Barenboyjm, S.M. Viljsker, P.A. Vuljfius, S.L. Ginzburg, E.M. Orlova, S.Ya. Trebleva. - L., 1969.

Статья поступила в редакцию 20.11.12

УДК 75.04

Molchanova L.A. INNOVATIONS IN PAINTING IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY. The article basing on the analysis of the works of the art experts discusses the concept of innovations in painting the second half of the ХХ century. Key words: an innovation, art, a postmodernism, the information industry, a modern society.

Л.А. Молчанова, соискатель АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: mla@econ.asu.ru

ИННОВАЦИИ В ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

На основе анализа трудов искусствоведов раскрывается понятие инноваций в живописи во второй половине ХХ века.

Ключевые слова: инновация, искусство, постмодернизм, информационная индустрия, современное общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.