Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). С. 185-188. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2023. No. 1 (94). Pp. 185-188.
Научная статья УДК 342.9
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Тамара Алексеевна Смагина
Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия, ta-smagina@mail.ru
Аннотация. В настоящее время на различных публичных площадках реализуются просветительские проекты для аудитории разных возрастов и социальных групп. Масштабы и направления просветительской деятельности разрастаются, она становится все более разносторонней. Автором проводится анализ нормативно-правовых основ организации просветительской деятельности, включающий рассмотрение дефиниции понятия в целях определения соответствия ее теоретических позиций реализации на практике.
Ключевые слова: просветительская деятельность, организация просветительской деятельности, программа просветительской деятельности, несовершеннолетние, Министерство просвещения Российской Федерации
Для цитирования: Смагина Т. А. Некоторые аспекты организации просветительской деятельности: от теории к практике // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). C. 185-188.
Original article
SOME ASPECTS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES: FROM THEORY TO PRACTICE
Tamara A. Smagina
Saratov State Law Academy, Saratov, Russia, ta-smagina@mail.ru
Abstract. Currently, educational projects are being implemented at various public venues for audiences of different ages and social groups. The scale and direction of educational activities are growing; it is becoming more and more diversified. The author analyzes the legal framework for the organization of educational activities, including consideration of the definition of the concept in order to compare and determine its correspondence with theoretical positions with implementation in practice.
Keywords: educational activities, organization of educational activities, program of educational activities, minors, Ministry of Education of the Russian Federation
For citation: Smagina T. A. Some aspects of organization of educational activities: from theory to practice. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 1 (94), pp. 185-188. (In Russ.).
Организация любого вида социально полезной деятельности должна строиться на нормативной правовой основе, включающей качественно разработанный понятийный аппарат, который соответствует сфере реализуемой деятельности. Всё большую актуальность сегодня приобретают различные просветительские проекты, которые активно реализуются органами госу-
© Смагина Т. А., 2023
дарственной власти1, а также имеющая весомый опыт по вовлечению широких масс населения в просветительские мероприятия общественная организация Российское общество «Знание»2.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлены дефиниция просветительской деятельности, а также перечень субъектов, реализующих ее. Автору представляется необходимым изучить теоретические основы просветительской деятельности, определив ее многосубъектный характер и сущность ее влияния на общественные массы.
В нормотворческой деятельности следует уделять внимание составлению правовых дефиниций как первостепенного материала в создании нормативного правового акта, что обеспечит однозначность толкования правовых норм, регулирующих рассматриваемую сферу деятельности. Находясь в законодательном поле, просветительская деятельность стала объектом научного внимания в междисциплинарной плоскости в работах ученых различных специальностей: педагогов, журналистов, экологов, историков, психологов и юристов [1; 2; 3]. Разнополярные взгляды и суждения в науке, безусловно, ориентируют на привлечение внимания со стороны лиц, обеспечивающих законодательную инициативу. Попытаемся осмыслить понятие «просветительская деятельность», опираясь на законодательство, научные и энциклопедические статьи.
Законодатель определяет просветительскую деятельность как информационно-правовую деятельность по распространению знаний, опыта, как возможность сформировать умения, навыки, ценностные установки, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов4. При этом круг лиц, на который будет распространяться указанная информация, не отмечен, а возрастной критерий не определен, однако установлен запрет на реализацию просветительской деятельности в образовательном процессе.
В Толковом словаре живого великорусского языка «просветить, просвещать» толкуется как возможность даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовать ум и сердце. Просвещаемый субъект, на которого распространяется эта деятельность, отмечен как лицо просвещенное, имеющее современное образование; книжный, читающий, с понятиями об истине, доблести и долге [4]. В данном толковании не отмечены субъекты-просветители, реализующие деятельность по передаче информации, имеющей духовно-нравственное назначение, в большей степени носящей светский характер. При этом субъекты, на которых направлено научение, отвечают самым конкретным характеристикам, подтверждающим невозможность передачи просветительской информации широкому кругу лиц.
Социологическая энциклопедия характеризует просветительскую деятельность как процесс пропаганды, распространения и разъяснения взрослым этических знаний и социально значимых сведений [5], субъектом-слушателем может выступать взрослое население. По нашему мнению, социологи сужают представление о смысловом направлении просветительской деятельности для субъектов-реализаторов, оно слишком эпизодично; предлагаем рассматривать данное направление просветительской деятельности как «социальное просветительство».
Неоднозначным видится автору и ограничение прав несовершеннолетних, оставленных за порогом освоения социально-нравственных правил. Несмотря на развитие данной позиции в научных статьях [6], следует остановиться на необходимости формирования активной жизненной позиции именно у несовершеннолетних; просветительская деятельность должна быть направлена и на них, в том числе ввиду сформированной государственным сектором страте-
1 См., напр., проект Уполномоченного по правам человека в Саратовской области «Диалог о главном» (http://ombudsman64.ru/?p=7686).
2 Например, Саратовское региональное отделение Российского общества «Знание» (https://vk.com/knowledge64).
3 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 17 февр. 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598 ; 2023. № 8. Ст. 1204.
4 П. 35 ст. 2 федерального закона от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
гии воспитания1. Несомненно, к просветительским материалам для несовершеннолетних требуется специфический подход. Полагаем, что перечень направлений для просветительской деятельности с участием несовершеннолетних требует отражения на открытых страницах субъектов-организаторов в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Современная государственная политика, направленная на обеспечение, защиту прав, соблюдение законных интересов несовершеннолетнего населения, активно поддерживается общественными институтами, принимающими деятельное участие в просветительской деятельности детей. Просветительскую деятельность для несовершеннолетних возможно реализовы-вать с привлечением государственных бюджетных средств, что влечет в большинстве случаев дополнительную нагрузку на организаторов по представлению программы просветительской деятельности в Министерство просвещения Российской Федерации в срок (за месяц до начала программы). Заметим, что законодателем не оговорены причины, по которым может быть отказано в утверждении программы, срок ее рассмотрения уполномоченным органом и сроки ее повторного представления при отказе в утверждении, а также срок, в течение которого она может применяться (единовременно или многократно). Данный вопрос требует нормативной регламентации в виде методических рекомендаций для субъектов-просветителей.
Перейдем к обзору дефиниции с позиции ученых-юристов. Так, под просветительской деятельностью понимается «совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию» [7, с. 63]. Согласно мнению Т. А. Герасимовой, просветительская деятельность - это «единая целостная система формирования в обществе восприятия ценностных основ новых знаний, процесс формирования и привития человеку моральных ценностей, образующих неразрывную связь с общим воспитанием для дальнейшего развития и самостоятельное стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы в какой-либо сфере» [8]. Полагаем, что представленные смысловые координаты научно обоснованны и имеют цель сформировать наиболее расширенное понятие, раскрывающее просветительскую деятельность как первичный государственно важный сегмент «оздоровления» всех слоев населения.
Опираясь на рассмотренные выше мнения, автор понимает просветительскую деятельность как установленную нормативными правовыми актами передачу накопленной и индивидуально сформулированной научно-познавательной информации из различных сфер общественной жизни или отраслей государственного управления субъектом (просветителем), осуществляющим эту передачу в целях разностороннего развития как отдельного индивидуума, так и всего населения страны. Считаем, что создание единых методических рекомендаций для инициаторов (просветителей), например физических лиц, решивших заняться просветительской деятельностью, равно как и разработка типовой программы, включающей рекомендованные правовые источники, будут способствовать развитию просветительской деятельности.
Список источников
1. Помелов В. Б. Просветительство как педагогический феномен // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С. 26-31.
2. Доценко А. С. О понятии правового просвещения // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 1. С. 179-188.
3. Истомин М. А., Нечкин А. В. Правовое просвещение в России: современные проблемы теории и практики // Юридический вестник Самарского университета. 2021. Т. 7. № 2. С. 26-33.
1 Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 23. Ст. 3357.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Прогресс, Универс, 1994. Т. 3: П-Р.
5. Социологическая энциклопедия: сайт. URL: https://voluntary.ru/termin/prosvetitelskaja-dejatelnost.html (дата обращения: 03.02.2023).
6. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 354-364.
7. Сухова Н. И. Концепция правового просвещения в деятельности по нейтрализации противодействия осуществлению закона: необходимость формирования и реализации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 2 (145). С. 60-69.
8. Герасимова Т. А. Правовые аспекты осуществления просветительской деятельности // Регулирование публичной власти в условиях современных реалий: сб. науч. тр. по материалам междунар. на-уч.-практ. круглого стола памяти д-ра юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ Николая Михайловича Конина (Саратов, 7 окт. 2022 г.). Саратов: Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2022. С. 138-142.
References
1. Pomelov V. B. Prosvetitel'stvo kak pedagogicheskiy fenomen [Enlightenment as a pedagogical phenomenon]. Yaroslavskiypedagogicheskiy vestnik, 2018, no. 2, pp. 26-31. (In Russ.).
2. Dotsenko A. S. O ponyatii pravovogo prosveshcheniya [On the concept of legal education]. Ak-tual'nyeproblemy rossiyskogoprava, 2020, vol. 15, no. 1, pp. 179-188. (In Russ.).
3. Istomin M. A., Nechkin A. V. Pravovoe prosveshchenie v Rossii: sovremennye problemy teorii i praktiki [Legal education in Russia: modern problems of theory and practice]. Yuridicheskiy vestnik Samar-skogo universiteta, 2021, vol. 7, no. 2, pp. 26-33. (In Russ.).
4. Dal' V. I. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. [Explanatory dictionary of the living Russian language]. Vol. 3. Moscow, Progress, Univers, 1994. (In Russ.).
5. Sotsiologicheskaya entsiklopediya [Sociological Encyclopedia]. (In Russ.). Available at: https://voluntary.ru/termin/prosvetitelskaja-dejatelnost.html (accessed 03.02.2023).
6. Yakushkina M. S., Ilakavichus M. R. Prosvetitel'stvo kak resurs razvitiya prostranstva obra-zovaniya vzroslykh gosudarstv-uchastnikov SNG [Education as a resource for the development of the educational space of adult member states of the Commonwealth of Independent States]. Nauchnyy dialog, 2016, no. 3 (51), pp. 354-364. (In Russ.).
7. Sukhova N. I. Kontseptsiya pravovogo prosveshcheniya v deyatel'nosti po neytralizatsii protivod-eystviya osushchestvleniyu zakona: neobkhodimost' formirovaniya i realizatsii [The concept of legal education in the activities of neutralizing opposition to the implementation of the law: the need to form and implement]. Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii, 2022, no. 2 (145), pp. 60-69. (In Russ.).
8. Gerasimova T. A. Pravovye aspekty osushchestvleniya prosvetitel'skoy deyatel'nosti [Legal aspects of educational activities]. Regulirovanie publichnoy vlasti v usloviyakh sovremennykh realiy. Sbornik nauchnykh trudov. Saratov, Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya, 2022, pp. 138-142. (In Russ.).
Информация об авторе
Т. А. Смагина - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права, Саратовская государственная юридическая академия.
Information about the author
T. A. Smagina - Candidate of Juridical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Administrative and Municipal Law, Saratov State Law Academy.
Статья поступила в редакцию 14.03.2023; одобрена после рецензирования 24.03.2023; принята к публикации 27.03.2023.
The article was submitted 14.03.2023; approved after reviewing 24.03.2023; accepted for publication 27.03.2023.