Научная статья УДК 343.1
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
1 2
Лисицын Андрей Григорьевич , Малик Владислав Игоревич
1,2 Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, Орёл,
Россия
Аннотация. Экономическая преступность является финансовым фундаментом организованной преступности, коррупции и терроризма. Указанные преступления ввиду их латентности выявляются в основном в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД. В настоящей статье рассмотрены задачи оперативно-разыскной деятельности при выявлении и раскрытии экономических преступлений, использование результатов оперативно-разыскной деятельности по раскрытию экономических преступлений, а также решение проблем, связанных с выявлением рассматриваемой категории преступлений.
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, экономические преступления, налоговые преступления, оперативно-разыскное обеспечение, организационно-тактическая форма оперативно-разыскной деятельности.
Для цитирования: Лисицын А. Г., Малик В. И. Некоторые аспекты организации оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступлений экономической направленности // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2024. № 1(98). С. 153-158.
SOME ASPECTS OF ORGANIZING OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES TO IDENTIFY ECONOMIC CRIMES
12
Andrey G. Lisitsyn , Vladislav I. Malik
1 2
, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia
Abstract. Economic crime is the financial foundation of organized crime, corruption and terrorism. These crimes, due to their latency, are detected mainly during the implementation of operational investigative activities by the economic security units of the Department of Internal Affairs. This article discusses the tasks of operational investigative activities in the detection and disclosure of economic crimes, the use of the results of operational investigative activities for the disclosure of economic crimes, as well as solving problems related to the identification of the category of crimes under consideration.
Keywords: operational-search activities; economic crimes; tax crimes operational-search support; organizational and tactical form of operational-search activities.
For citation: Lisitsyn A. G., Malik V. I. Some aspects of organizing operational-search activities to identify economic crimes // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of
the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2024. № 1(98). P.153-158.
В настоящее время экономические преступления являются весьма распространёнными и наиболее сложными в их выявлении и раскрытии. Анализ статистики свидетельствует о значительном увеличении динамики совершения данного вида преступлений в последние годы. Учитывая, что обеспечение экономической безопасности является одним из наиболее приоритетных и значимых направлений деятельности органов государственной власти в процессе обеспечения национальной безопасности нашего государства [1, с. 74], проблема выявления и раскрытия экономических преступлений остаётся на данный момент актуальной.
Многие преступления выявляются после их совершения и не всегда возможно найти виновное лицо, когда, например, деяние совершено руководителем учреждения или организации. Следовательно, для выявления преступных действий в сфере экономики необходимо огромное количество сил и средств, которыми обладают оперативные подразделения. Оперативно-разыскная деятельность постоянно совершенствуется, и ее главная цель - это обеспечение безопасности общества и государства. Постоянные преобразования в деятельности оперативных подразделений говорят о том, что механизм совершения преступлений меняется и подстраивается под общество. Расследование экономических преступлений предусматривает комплекс оперативно-разыскных и уголовно-правовых средств и методов, которые обеспечивают полное и всестороннее раскрытие.
Основанием для проведения оперативно-разыскных мероприятий являются сведения, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершённого преступления, а также о лицах его совершивших, при условии, если не имеется достаточных данных для возбуждения уголовного дела1. Как правило, полученная информация полностью анализируется оперативными сотрудниками. С этой целью заводится дело оперативного учёта, в котором собираются все данные о субъекте преступления и его действиях в сфере налогообложения, о хозяйственной обстановке в организации и экономических операциях, производимых работниками.
Использование результатов ОРД при расследовании преступления имеет определённый порядок, который установлен «Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд». В первую очередь составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, который регистрируется, и разрешается вопрос о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну.
При раскрытии преступлений данной категории оперативные подразделения тесно взаимодействуют с налоговыми органами [2, с. 138]. Таким образом используются все методы и средства, направленные на борьбу с преступными действиями. Правовой основой взаимодействия является Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой» (утв. МВД РФ № 1/8656, ФНС РФ № ММВ-27-4/11 13.10.2010), определяющее принципы, методы, формы взаимодействия, а также Приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». Оперативные подразделения для принятия решения по материалам проверки о совершении преступления направляют в соответствующий налоговый орган для изучения. По результатам рассмотрения назначается документальная налоговая
1 Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
проверка, камеральная или выездная, целью которой выступает выявление и обнаружение признаков, свидетельствующих о незаконных действиях со стороны сотрудников или руководителя предприятия.2 В случае, когда нарушений не будет найдено, налоговый орган отказывает в проведении документальной проверки. Независимо от того, какое решение будет принято, оперативно-разыскные мероприятия могут проводиться в любом случае.
Следует сказать, что при выявлении налоговых преступлений роль оперативных подразделений достаточно сужена. Имея основной задачей защиту конституционных прав и свобод граждан, при раскрытии налоговых преступлений их функции являются вспомогательными. При поступлении сообщения о наличии информации об уклонении от уплаты налогов со стороны руководителя организации в первую очередь проводятся оперативно-разыскные мероприятия для выявления признаков совершенного преступления. В случае когда признаки преступления будут найдены и задокументированы, как будем их использовать в предварительном следствии? Уголовно-процессуальный кодекс РФ запрещает использование результатов ОРД при выявлении налоговых преступлений. В таком случае приходится инициировать создание повода для возбуждения уголовного дела [3, с. 81].
Материалы, направляемые в налоговые органы о признаках преступления для принятия по ним решений, в большинстве случаев являются результатом оперативно-разыскных мероприятий. В ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентируется предоставление результатов ОРД органам дознания, предварительного следствия и суда. Результаты оперативно-разыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц. Закон РФ «О государственной тайне» указывает, что передача сведений, составляющих государственную тайну, должна осуществляться между предприятиями, которые не состоят в подчинении и не выполняют совместные работы. Приказ МВД РФ и ФНС РФ от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 гласит, что сведения, составляющие государственную тайну, представляются в налоговый орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако конкретного порядка реализации данного положения приказ не содержит.
Следующей проблемой выступает рассекречивание результатов негласных мероприятий. Для рассекречивания материалов ОРД руководителем оперативного подразделения выносится соответствующее постановление о рассекречивании сведений. В перечень органов, имеющих право получать результаты ОРД, также не входит налоговый орган. При направении в уполномоченный орган результатов гласных мероприятий признаки налогового преступления указываются не полностью. Однако для проведения документальной проверки необходимо изучение объективных признаков правонарушения. Налоговый орган имеет право отказать в проведении мероприятий налогового контроля в случае, когда отсутствуют факты нарушения законодательства
в предоставленных материалах, присутствуют обстоятельства, которые препятствуют камеральной и выездной налоговым проверкам. В такой ситуации оперативный работник имеет право направить материалы с нарушениями в вышестоящий налоговый орган для получения разъяснений по поводу отказа [4, с. 133].
Организация оперативно-разыскной деятельности при расследовании экономических преступлений включает в себя использование любых средств и методов
2 Налоговый кодекс Рос. Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
в рамках своих полномочий. Так как указанные преступления являются интеллектуальными в большинстве случаев, то оперативное сопровождение обязательно на всех стадиях их совершения. В федеральном законе «об ОРД» предусматривается использование оперативными подразделениями целого комплекса мероприятий, которые могут ограничивать конституционные права граждан. В права сотрудников входит также заведение дел оперативного учёта, привлечение граждан к конфиденциальному содействию, а также использование документов, которые скрывают личность и принадлежность к ведомственному предприятию или учреждению.
Основным направлением совершенствования оперативно-разыскной деятельности является профилактика преступлений экономической направленности. Совершаемые деяния в силу того, что являются интеллектуальными, обладают высоким уровнем латентности. В совершение противоправных действий вовлекаются высококвалифицированные специалисты, которые создают новые схемы, позволяющие уклоняться от уплаты налогов и сборов.
Следует отметить, что несовершенство законодательной базы отражается и на взаимодействии оперативных подразделений и налоговых органов [5, с. 41]. Требуется проведение постоянных проверок с целью выявления нарушений, иных источников доходов и в последующем информирование налоговых органов или наоборот. Необходимо повышение взаимодействия между оперативными подразделениями и государственными органами, органами исполнительной власти. Совместно с представителями средств массовой информации организовывать мероприятия по предупреждению сотрудников налоговых органов о возможных правонарушениях и признаках, свидетельствующих
о нарушении законодательства в сфере налогообложения.
Технологический прогресс значительно отражается на деятельности оперативных подразделений. В последнее время практика свидетельствует о том, что виновными лицами используются современные телекоммуникационные системы. Следовательно, необходимо установить прямое взаимодействие между оперативными подразделениями и отделами информационного обеспечения предприятий, которым причиняется вред преступлениями. В ином случае необходимо повысить квалификацию сотрудников относительно информационно-телекоммуникационных технологий, что позволит своевременно выявлять экономические преступления. Следует отметить, что в большей степени разоблачению лиц, совершающих экономические преступления, способствует предварительная кропотливая работа подразделений экономической безопасности и противодействие коррупции [6, с. 370]. Данные подразделения обладают специальными техническими средствами, которые помогают им, не вызывая подозрения у разрабатываемых лиц, осуществлять скрытное наблюдение и документировать их преступную деятельность.
Выявление экономических преступлений требует поэтапной работы, что, в частности, реализуется в деятельности оперативных подразделений. На этапе выявления преступления устанавливаются признаки, которые позволят в последующем возбудить уголовное дело. Для этого проводится ряд оперативно-разыскных мероприятий для подтверждения наличия в действиях заподозренного лица признаков экономического состава преступления. Следует отметить, что первичная информация поступает путём проведения поисковой работы. Осуществляется предварительная оперативная проверка с целью получения достоверных данных. Основная задача оперативных сотрудников УЭБ и ПК при раскрытии преступлений заключается в проверке причастности подозреваемых в совершении замаскированных преступлений. Поэтому для подтверждения первичной информации проводится документирование в рамках оперативной разработки, которая в последующем реализуется на стадии возбуждения уголовного дела [7, а 4].
Таким образом, рассматривая организацию оперативно-разыскной деятельности, мы пришли к выводу, что при выявлении и раскрытии экономических преступлений необходимо наличие обширных знаний в области экономического законодательства у оперативных сотрудников, а, следовательно, это позволит устанавливать факт большого количества нарушений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений. Безусловно, эффективная организация деятельности в области выявления и раскрытия экономических преступлений будет способствовать передаче в органы предварительного расследования доказательственных фактов о совершении нарушений
в финансовом законодательстве, а в последующем повлечёт направление уголовных дел в суд с привлечением виновных лиц к уголовной ответственности.
1. Смирнов И. М. Экономическая безопасность как объект правовой и оперативно-розыскной защиты // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В В. Лукьянова. 2021. № 3(88). С. 74-79.
2. Родевич В. Ч. Методы и модели комплексной оценки информации субъектами оперативно-розыскной деятельности при выявлении экономических преступлений // Вестник полоцкого государственного университета 2017. № 13. С. 135-141.
3. Панов А. Ю. Правовые особенности выявления оперативными подразделениями ОВД экономических и налоговых преступлений, связанных с финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельностью // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 6. С.79-83.
4. Рахимов Р. Х. Компетенция органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению и раскрытию преступлений в сфере экономики // Ученые записки юридического факультета. 2015. № 38. С.129-138
5. Алферов В. Ю. Использование возможностей оперативно-розыскной деятельности в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере экономики // Расследование преступлений в сфере экономики. 2018. С. 29-61.
6. Шмакова И. М. Взаимодействие следственных органов, налоговых органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на начальном этапе расследования уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 11. С. 368-375.
7. Черняков С. А. Предупреждение мошенничества в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 25 с.
1. 8ш1гпоу I. М. Е'копошюЬевкауа bezopasnosf как о^'ек ргауоуо] 1 орегайупо-го2у,8кпо] zashhity, // Каискпу^ vestnik Orlovskogo yuгidicheskogo ^йШа МУБ Б^и теш У.У. Luk,yanova. 2021. № 3(88). Б. 74-79.
2. Rodevich У. Ск Metody, ! modeli kompleksnoj осепЫ тГогтасп sub,,ektami operativno-rozy,sknoj deyateГnosti рп vy,yavlenii e,konomicheskix prestuplenij // Vestnik poloczkogo gosudarstvennogo universiteta 2017. № 13. S. 135-141.
3. Panov А. Yu. Pгavovy,e osobennosti vy,yavleniya opeгativny,шi podгazdeleniyaшi ОУБ e,konomicheskix i nalogovy,x pгestuplenij, svyazanny,x s finansovoj, xozyajstvennoj, pгedpгiniшateГskoj i torgovoj deyateГnosfyu // E,konoшicheskaya bezopasnosf Rossii: politicheskie oгientiгy\ zakonodateГny,e pгioгitety\ praktika obespecheniya: vestnik Nizhegorodskoj akademii МУБ Rossii. 2016. № 6. S.79-83.
4. Raxiшov Б. X. Kompetenciya oгganov, osushhestvlyayushhix opeгativno-гozy,sknuyu deyateГnosf po vy,yavleniyu i гaskгy,tiyu pгestuplenij v sfeгe e,konoшiki // и^епу'е zapiski yuridicheskogo fakuГteta. 2015. № 38. S.129—138
5. Alferov V. Yu. Ispol'zovanie vozmozhnostej operativno-rozy'sknoj deyatel'nosti v vy'yavlenii, raskry'tii i rassledovanii prestuplenij v sfere e'konomiki // Rassledovanie prestuplenij v sfere e'konomiki. 2018. S. 29-61.
6. Shmakova I. M. Vzaimodejstvie sledstvenny'x organov, nalogovy'x organov i organov, osushhestvlyayushhix operativno-rozy'sknuyu deyatel'nost', na nachal'nom e'tape rassledovaniya ukloneniya ot uplaty' nalogov i (ili) sborov s organizacij // Alleya nauki. 2017. T. 2. № 11. S. 368-375.
7. Chernyakov S. A. Preduprezhdenie moshennichestva v sfere obespecheniya ispolneniya obyazatel'stv bankovskimi garantiyami: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2016. 25 s.
Информация об авторах
Андрей Григорьевич Лисицын. Старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД.
Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орёл, ул. Игнатова, 2.
Владислав Игоревич Малик. Преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД. Кандидат юридических наук.
Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, 2.
Information about the authors
Andrey G. Lisitsyn. Senior lecturer of the Department of Operational Investigative Activities of the Department of Internal Affairs.
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 302027, Russia, Orel, Ignatov str., 2.
Vladislav I. Malik. Lecturer of the Department of Operational Investigative Activities of the Department of Internal Affairs, Candidate of Law.
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 302027, Russia, Orel, Ignatov str., 2.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.
Статья поступила в редакцию 19.01.2024; одобрена после рецензирования 02.02.2024; принята к публикации 29.02.2024.
The article was submitted January 19, 2024; approved after reviewing February 2, 2024; accepted to the writing of the article for publication February 29, 2024.