УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-149-155
ББК 67 © Бычков В.В., Прорвич В.А., 2021
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНТЕРНЕТА
Василий Васильевич Бычков, декан факультета повышения квалификации, кандидат юридических наук, доцент Московская академия Следственного комитета Российской Федерации (125080, г. Москва, ул. Врубеля, д. 12) E-mail: [email protected]
Владимир Антонович Прорвич, профессор кафедры уголовного процесса, доктор технических наук, доктор юридических наук, профессор
Московская академия Следственного комитета Российской Федерации (125080, г. Москва, ул. Врубеля, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируются особенности оперативно-разыскного обеспечения следственной деятельности при выявления следов преступлений экстремистского характера, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета. Формулируется необходимость создания современного алгоритмического языка, понятного для оперативников и следователей, специализирующихся на раскрытии и расследовании преступлений данного вида.
Ключевые слова: экстремизм, преступления экстремистского характера, информационно-телекоммуникационные сети, Интернет, раскрытие преступлений, расследование преступлений, оперативно-разыскная деятельность, электронные документы, электронные следы, искусственный интеллект, алгоритмический язык.
FEATURES OF THE ORGANIZATION AND SCIENTIFIC AND METHODICAL PROVISION OF OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ACTIVITIES IN THE DETECTION AND INVESTIGATION OF EXTREMIST CRIMES COMMITTED USING INFORMATION AND TELECOMMUNICATIONS NETWORKS
INCLUDING THE INTERNET
Vasily V. Bychkov, Dean of the Faculty of Excellence, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation (12 Vrubel str., Moscow, 125080) E-mail: [email protected]
Vladimir A. Prorvich, Professor of the Department of Criminal Procedure, Doctor of Legal Sciences, Doctor of Technical Sciences, Professor
Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation (12 Vrubel str., Moscow, 125080) E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the features of operational and investigative support of investigative activities in the detection of traces of crimes of an extremist nature, committed using information and telecommunications networks, including the Internet. The need to create a modern algorithmic language, understandable for operatives and investigators specializing in solving and investigating crimes of this kind.
Keywords: extremism, extremist crimes, information and telecommunications networks, the Internet, crime detection, crime investigation, operational and investigative activities, electronic documents, electronic traces, artificial intelligence, algorithmic language.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Бычков В.В., Прорвич В.А. Особенности организации и научно-методического обеспечения оперативно-разыскной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений экстремистского характера, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(4): 149-155.
Роль оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД) в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистского характера, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, переоценить невозможно1. Это связано не только с колоссальным объемом сложнейшей работы с различного рода документами, в том числе электронными [10, с. 34-36]. Место преступлений такого рода распределено в пространстве и во времени. Большая часть сведений о фактах, необходимых следствию для надлежащей квалификации преступлений данного вида носит скрытный характер. Поэтому для их надлежащей идентификации приходится использовать специальные методы, технические средства и современные, проблемно-ориентированные информационные технологии, в сочетании с обширными профессиональными знаниями и практическим опытом оперативных сотрудников правоохранительных органов [8, с. 122-125].
По мере развития компьютерной техники, сетевых информационных технологий, мобильной связи и разнообразных возможностей Интернета существенно возрастают возможности информационного обеспечения следственных действий по преступлениям данной категории с помощью соответствующих оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.
Необходимо акцентировать, что речь идет именно об органе дознания, но в той части, которая касается его оперативно-разыскной деятельности. Вводя данную правовую норму, законодатель не только признал необходимость межведомственного взаимодействия при раскрытии и расследовании экстремистских преступлений, но и установил иерархию их соподчинения. Перечень органов дознания приведен в ст. 40 УПК РФ и включает в себя не только подразделения системы МВД России, но и других правоохранительных органов, что особенно важно для надлежащего оперативно-разыскного сопровождения действий по выявлению и расследовании преступлений данного вида.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»2 (далее — Закон об ОРД) право осуществлять оперативно-разыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН. При анализе особенностей деятельности данных органов следует учитывать положения п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, в соответствии с которыми все оперативные органы одновременно являются органами дознания. Кроме этого, необходимо учитывать и положения Федерального закона от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»3 (далее — Закон о полиции), согласно которым полиции дано право осуществлять оперативно-разыскную деятельность, а также проводить научно-технические исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности и осуществлять экспертно-криминалистическую дея-тельность4.
Данные, полученные в ходе оперативно-разыскной деятельности и направляемые в уголовный процесс, должны полностью соответствовать требованиям УПК РФ и подлежат оформлению по правилам, изложенным в Инструкции о порядке представления результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной совместным Приказом МВД, МО, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, СК РФ от 27.09.2013 № 776/703/50 9/507/1820/42/535/398/685.
При доказывании обстоятельств совершения преступлений запрещается использовать результаты ОРД, не отвечающие требованиям, предъявляемым к доказательствам (ст. 89 УПК РФ). В ст. 11 Закона об ОРД также предусмотрены отдельные правила использования результатов ОРД в процессе доказывания:
• в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела (за исключением поводов для возбуждения уголовного дела частного и частно-публичного обвинения);
• для подготовки и проведения следственных и судебных действий;
• для проведения отдельных ОРМ дознавателями в рамках уголовно-процессуальной деятельности (ст. 41 УПК РФ);
• в качестве доказательств по уголовному делу.
В случае возбуждения уголовного дела в отноше-
1 См. подробно: Бычков В.В., Прорвич В.А. Проблемы выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистского характера, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и их решение // Российский следователь. 2021. № 2. С. 3-6.
2 Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
3 Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
4 См. подробно: Бычков В.В., Харченко С.В. Понятие и формы использования специальных знаний при выявлении противодействия расследованию преступлений экстремистской направленности // Раскрытие и расследование преступлений: наука, практика, опыт: сборник научных трудов. Ч. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. С. 9-14.
5 Российская газета. 2013. 13 декабря.
нии лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с Законом об ОРД, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется ст. 13 УПК РФ.
Необходимо также обратить внимание на возможности использования результатов ОРМ, которые предоставлены следователю в соответствии с положениями ст. 144 УПК РФ.
Ряд положений Закона о полиции дает право ее сотрудникам производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия. Таким образом, в результате ОРД может быть получено большое количество разнообразных документов, в том числе, электронных, отражающих экстремистскую деятельность. Для обработки и обобщения содержащейся в них информации могут проводиться специальные научно-технические исследования, в том числе силами экспертов (в частности, лингвистов, компьютерщиков). Дополнительные возможности для обеспечения этой деятельности дают другие положения данной статьи: осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов, и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде; при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением специального законодательства, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с действующим законодательством1.
В связи с этим, во многих случаях к обработке специализированной информации, оказанию помощи правоохранительным органам в соответствии со ст. 144 и 58 УПК РФ в рамках доследственной проверки могут привлекаться специалисты, в том числе и работающие в государственных экспертных учреждениях. Их помощь может сыграть в некоторых случаях решающее значение в выявлении в собранных документах признаков экстремистского преступления. При этом на надлежащее оформление соответствующей документации в соответствии с требованиями уголовно-
1 См. подробно: Бычков В.В., Харченко С.В. О некоторых проблемах использования результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности // Современное уголовно-процессуальное право — уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. Журнал. В двух томах. Том 1(2). Орёл: ОЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2020. С. 49-57.
процессуального законодательства необходимо обращать особое внимание. После завершения обработки документов, полученных в ходе ОРД, их оформления в установленном порядке, они направляются следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела и обоснования принятого решения.
Следует учитывать роль ОРД и в оперативно-разыскном сопровождении производства неотложных следственных действий, регламентированных ст. 157 УПК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ после завершения неотложных следственных действий и направления уголовного дела руководителю следственного органа, оперативно-разыскные мероприятия орган дознания может производить только по поручению следователя.
Что касается использования результатов ОРД в рамках предварительного следствия по преступлениям данного вида, то необходимо обратить внимание на ряд положений ст. 164 УПК РФ. В соответствии с ч. 6 данной статьи при производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. В соответствии с ч. 7 этой статьи следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. При этом конкретный круг поручений, который следователь может дать соответствующему должностному лицу, уголовно-процессуальным законодательством не оговорен.
Кроме того, следует учитывать и положения ст. 163 УПК РФ, регламентирующие производство предварительного следствия следственной группой. В ч. 2 данной статьи прямо указывается на то, что в соответствующем постановлении должны быть перечислены не только все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указано, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих ОРД. При этом также конкретных указаний о тех вопросах, которые могут решать должностные лица органов, осуществляющих ОРД, в данной статье не дается [9, с. 131-134].
Практика показывает, что надлежащее проведение ОРМ в рамках оперативной разработки позволяет не только выявить признаки экстремизма, но и установить обстоятельства совершения преступления, в частности, период времени и место, участников, характер отношений между ними и т.п. Рассекреченные и представленные результаты ОРД согласно ст. 11
Закона об ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также активно использоваться в процессе доказывания по уголовному делу в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ. Для сведений, полученных оперативным путем, Законом об ОРД и принятой в соответствии с ним межведомственной инструкцией предусмотрена специальная процедура представления результатов ОРД следователю1.
Несоблюдение перечисленных требований может привести к возникновению следственных ошибок определенного вида, для выявления, устранения и профилактики которых необходимо специальное методическое обеспечение. В полной мере соответствующие выводы о порядке использования результатов ОРМ для надлежащего формирования доказательств относятся и к расследованию преступлений экстремистского характера, совершаемых с использованием Интернета2.
В соответствии с положениями ст. 210 УПК РФ следователь вправе поручить розыск подозреваемого, обвиняемого, органам дознания, если местонахождение указанных лиц неизвестно. При этом розыск данных лиц может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.
По результатам обобщения правоприменительной практики можно сделать ряд выводов о том, что оперативно-разыскное обеспечение используется следователями для подготовки следственных действий, а во многих случаях — и в качестве основания для их производства, если содержащихся в них фактических данных достаточно для принятия соответствующего решения. Кроме того, результаты ОРМ могут служить источником сведений и для поиска новых доказательств, причем не только для подтверждения позиции обвинения, но и для установления невиновности подозреваемого или обвиняемого, либо даже для установления отсутствия события преступления.
К примеру, речь может идти о том, что по оперативно-разыскным данным определенное лицо обладает важной информацией для раскрытия и расследования преступления экстремистского характера, совершенного с использованием Интернета, и поэтому может стать важным свидетелем по уголовному делу. Аналогичная информация может послужить основанием и для принятия следователем решения о производстве
1 Инструкция, утвержденная Приказом МВД, МО, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, СК РФ от 27.09.2013 № 776/703/509/507/1820/42/ 535/398/68.
2 См. подробно: Бычков В.В. Информационно-телекоммуникационные сети как средство совершения преступлений экстремисткой направленности // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 3. С. 43-46.
обыска, выемки необходимых документов, поиска похищенного имущества и т.п.
Поскольку при выявлении таких преступлений речь идет во многих случаях о совокупностях, определенных группах или о цепочках различных видов преступлений экстремистского характера, совершаемых с использованием Интернета, то соответствующая оперативная информация может свидетельствовать не только об экстремистском мотиве, но и о совершении сопряженных с ними других преступлений.
Важно обратить внимание на то, что получение следствием определенных сведений по результатам ОРМ должно соответствовать задачам, решаемым на стадии возбуждения уголовного дела. Необоснованное расширение пределов проверки затягивает решение вопроса о возбуждении уголовного дела, создавая условия для уничтожения следов и сокрытия преступления. Вопрос о возбуждении уголовного дела нужно решать по возможности быстрее, чтобы провести неотложные следственные действия и исключить возможность вывоза похищенных или отчужденных в результате иных незаконных действий денежных средств, сокрытия незаконно отчужденного движимого имущества и следов преступления, а также выезда за границу организаторов преступления. В противном случае речь может идти не только о совершении следственных ошибок, но и о правонарушениях, которые могут стать предметом прокурорского реагирования.
Это особенно актуально для выявления преступлений экстремистского характера, которые совершаются с использованием компьютерной техники и информационных технологий. В рамках использования тех возможностей, которые предоставлены следствию в соответствии со ст. 144 УПК РФ, включая назначение и выполнение судебно-лингвистических, компьютерно-технических, и иных судебных экспертиз, сроки получения сведений о фактах, необходимых для принятия решения, существенно затягиваются. Вполне очевидно, что разработка научно обоснованных и выверенных в реальной правоприменительной практике информационных технологий для надлежащего выполнения указанных процессуально регламентированных действий позволит уложиться в отведенные процессуальные сроки.
Таким образом, надлежащее оперативно-разыскное обеспечение с использованием современных, проблемно-ориентированных информационных технологий, играет важнейшую роль в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистского характера, совершаемых с использованием Интернета. Экстремистами совершаются общественно опасные деяния, информация о которых отражается, в част-
ности, в электронных документах1. И в существенной части таких документов замаскирована экстремистская информация, выявить которую хорошо известными оперативным сотрудникам методами становится весьма сложно, а часто и вообще невозможно. Поэтому вполне очевидно, что для эффективной работы сотрудников, занимающихся оперативно-разыскной деятельностью по преступлениям экстремистского характера, совершаемых с использованием Интернета, необходимо соответствующее информационно-методическое обеспечение и современный инструментарий.
Понятно, что без прочного научного фундамента создать такое методическое обеспечение и современный инструментарий на основе проблемно-ориентированных информационных технологий просто невозможно. Но разработка научных основ для создания соответствующих методик и информационных технологий, позволяющих оперативно выявлять признаки преступлений экстремистского характера, совершаемых с использованием Интернета, и фиксировать обнаруженные сведения о фактах, пока еще далека от завершения2.
Основными препятствиями для форсированного выполнения необходимых научных исследований и разработок современного инструментария для выполнения соответствующих следственных действий являются проблемы правотворчества. Бланкетный и смешанный характер излишне лаконично сформулированных диспозиций уголовно-правовых норм по преступлениям экстремистского характера, совершаемых с использованием компьютерной информации, заставляет правоприменителей применять ряд положений специального законодательства для их раскрытия.
Негативное влияние на раскрытие и расследование преступлений данного вида оказывают многочисленные пробелы и противоречия в гражданском законодательстве, связанные с введением цифровых прав, а также в специальном законодательстве, определяющем само понятие информации, регламентирующим порядок формирования, хранения и использования электронных документов. В связи с этим возникает высокий уровень рисков совершения юридических ошибок, из-за которых оперативные сотрудники, вы-
1 См. подробно: Бычков В.В., Вехов В.Б. Электронное следообразование преступной деятельности в сети Интернет // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2020. № 1. С. 106-111.
2 См. подробно: Бычков В.В., Прорвич В.А. Искусственный интеллект в борьбе с преступлениями, совершаемыми по экстремистским мотивам, с использованием Интернета // Современное уголовно-процессуальное право — уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. Журнал. В 2-х т. Т. 1(2). Орел: ОЮИ МВД России, 2020. С. 34-49.
полняющие ОРМ, нередко выявляют признаки административных правонарушений, принимая их за преступления.
Кроме того, уровни знаний следователя и оперативных сотрудников в различных областях уголовного, уголовно-процессуального и специального законодательства могут существенно различаться. Из-за этого их взаимодействие может осложняться уже с самого начала, с формирования развернутой уголовно-правовой характеристики конкретного преступного деяния и различных подходов к идентификации обязательных и факультативных признаков составов экстремистских преступлений. Нередко из-за таких ошибок к уголовной ответственности привлекались законопослушные субъекты, не совершавшие никаких преступлений.
Понятно, что решение этих проблем нельзя оставлять на усмотрение каждого следователя и оперативного сотрудника. Кардинальное повышение уровня их индивидуальных действий и взаимодействия возможно только на основе применения современного инструментария и соответствующих информационных технологий. А для их создания необходимы детальные исследования особенностей формирования всех обязательных и факультативных признаков преступлений рассматриваемого вида.
То есть, речь идет о формировании базы знаний о типовых алгоритмах, например, характеризующих критику политических деятелей и оппозиционные высказывания, не нарушающие законодательство. В нее необходимо также включить типовые алгоритмы действий экстремистов. Сопоставление алгоритмов, характеризующих деятельность законопослушных субъектов, с алгоритмами, раскрывающими деятельность экстремистски настроенных граждан, позволяет с помощью соответствующих информационных технологий выявить и зафиксировать даже хорошо замаскированные признаки преступлений рассматриваемого вида. Но для создания научного фундамента, позволяющего на его основе детально разработать и создать библиотеки указанных алгоритмов, необходимы консолидированные усилия ученых, юристов и их коллег, владеющих соответствующими знаниями в сфере информационных технологий.
Кроме этого, нельзя игнорировать и быстро развивающиеся проекты по созданию компьютерных роботов, с помощью которых происходит обработка больших массивов данных. При адаптации нейросетевых алгоритмов, используемых в качеств «искусственного интеллекта» компьютерных роботов, применяется определенное количество специально отобранных прецедентов, с определенным набором исходных данных и известными последствиями при принятии
субъектом решений на их основе1. Здесь очень важно использовать научно обоснованные алгоритмы отбора таких прецедентов, которые наиболее адекватны задачам поиска нарушений требований действующего законодательства по результатам специально проводимых ОРМ.
В свою очередь, для этого необходимо создание современного алгоритмического языка, понятного для оперативников и следователей, специализирующихся на раскрытии и расследовании преступлений данного вида.
Литература
1. Бычков В.В. Информационно-телекоммуникационные сети как средство совершения преступлений экстремисткой направленности // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 3. С. 43-46.
2. Бычков В.В., Вехов В.Б. Электронное следоо-бразование преступной деятельности в сети Интернет // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2020. № 1. С. 106-111.
3. Бычков В.В., Прорвич В.А. Проблемы выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистского характера, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и их решение // Российский следователь. 2021. № 2. С. 3-6.
4. Бычков В.В., Прорвич В.А. Искусственный интеллект в борьбе с преступлениями, совершаемыми по экстремистским мотивам, с использованием Интернета // Современное уголовно-процессуальное право — уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. Журнал. В 2-х т. Т. 1(2). Орел: ОЮИ МВД России, 2020. С. 34-49.
5. Бычков В.В., Прорвич В.А. Искусственный интеллект как средство противодействия преступлениям экстремистской направленности, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 4. С. 47-52.
6. Бычков В.В., Харченко С.В. Понятие и формы использования специальных знаний при вы-
1 См. подробно: Бычков В.В., Прорвич В.А. Искусственный интеллект как средство противодействия преступлениям экстремистской направленности, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 4. С. 47-52.
явлении противодействия расследованию преступлений экстремистской направленности // Раскрытие и расследование преступлений: наука, практика, опыт: сборник научных трудов. Ч. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. С. 9-14.
7. Бычков В.В., Харченко С.В. О некоторых проблемах использования результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности // Современное уголовно-процессуальное право — уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. Журнал. В двух томах. Том 1(2). Орёл: ОЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2020. С. 49-57.
8. Волынский А.Ф., Прорвич В.А. Электронное судопроизводство по преступлениям в сфере экономики (научно-практические аспекты): монография. М.: Экономика, 2019. 364 с.
9. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / под ред. В.П. Кувалдина, Л.Л. Тузова, И.А. Климова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2021. 431 с.
10. Цифровые следы преступлений: монография / Багмет А.М., Бычков В.В., Скобелин С.Ю., Ильин Н.Н.. М.: Проспект, 2021. 168 с.
References
1. Bychkov V.V. Information and telecommunications networks as a means of committing extremist crimes // Bulletin of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2020. No. 3. pp. 43-46.
2. Bychkov V.V., Vekhov V.B. Electronic trace formation of criminal activity in the Internet // Investigation of crimes: problems and ways of their solution. 2020. No. 1. pp. 106-111.
3. Bychkov V.V., Prorvich V.A. Problems of identification, disclosure and investigation of crimes of an extremist nature committed with the use of the information and telecommunications network "Internet", and their solution // Russian investigator. 2021. No. 2. pp. 3-6.
4. Bychkov V.V., Prorvich V.A. Artificial intelligence in the fight against crimes committed for extremist motives, using the Internet // Modern criminal procedure law-history lessons and problems of further reform. Journal. In 2 t. t. 1 (2). Orel: OYU MVD of Russia, 2020. pp. 34-49.
5. Bychkov V.V., Prorvich V.A. Artificial intelligence as a means of countering extremist crimes committed with the use of information and telecommunications networks, including
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
the Internet network // Bulletin of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2020. No. 4. pp. 47-52.
6. Bychkov V.V., Kharchenko S.V. The concept and forms of using special knowledge in identifying counteraction to the investigation of crimes of extremist orientation // Disclosure and investigation of crimes: science, practice, experience: collection of scientific works. Ch. 2. Tula: TulSU Publishing House, 2020. pp. 9-14.
7. Bychkov V.V., Kharchenko S.V. On some problems of using the results of operational and investigative activities in the disclosure and investigation of crimes of extremist orientation // Modern criminal
procedure law-lessons of history and problems of further reform. Journal. In two volumes. Volume 1 (2). Eagle: OYU MVD of Russia named after V.V. Lukyanov, 2020. pp. 49-57.
8. Volynsky A.F., Prorvich V.A. Electronic legal proceedings on crimes in the field of economics (scientific and practical aspects): monograph. Moscow: Ekonomika, 2019. 364 p.
9. Operational-search activity: textbook / ed. V.P. Kuvaldin, L.L. Tuzov, I.A. Klimov. 6th ed., reprint. and add. M.: UNITY-DANA, 2021. 431 p.
10. Digital traces of crimes: monograph / Bagmet A.M., Bychkov V.V., Skobelin S.Yu., Ilyin N.N. M.: Prospekt, 2021. 168 p.
Предварительное следствие. Под ред. ДА. Иванова, АС. Еси-ной. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. 575 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.
Процессуально-правовая деятельность, составляющая содержание предварительного следствия, рассматривается с учетом соответствующих положений законов и подзаконных актов, современных достижений теории уголовно-процессуального права, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности. Подробно изложены вопросы, касающиеся специфики организации органов предварительного следствия, процессуальной деятельности, взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания, прокуратурой, судом.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция", по специальности "Правовое обеспечение национальной безопасности", курсантов вузов системы образования МВД России, а также для практических работников органов предварительного расследования.
Предварительное следствие
Учебник
Четвертое издание