Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (ГЛ. 19 УК РФ)'

СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (ГЛ. 19 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперативно-разыскная деятельность / оперативно-разыскные мероприятия / конституционные права человека и гражданина / раскрытие и расследование преступлений / глава 19 Уголовного кодекса Российской Федерации / operational investigative activities / operational investigative measures / constitutional human and civil rights / disclosure and investigation of crimes / Chapter 19 of the Criminal Code of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Климова Марина Игоревна

В настоящей статье обращено внимание на то, что сущность и особенности задач оперативно-разыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина широко в научной литературе не освещаются, поэтому целью данной работы является определение специфики задач рассматриваемой деятельности именно в этом направлении. В результате проведенного исследования выявлено четыре характерных особенности, связанные с необходимостью использования технических средств, сети Интернет и содержащейся информации на личных страницах, нестандартных источников, а также негласных методов получения информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Климова Марина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE TASKS OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE SUPPORT FOR THE DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES AGAINST THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN (CHAPTER 19 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

This article draws attention to the fact that the essence and features of the tasks of operational-investigative activities in the disclosure and investigation of crimes against the constitutional rights and freedoms of man and citizen are not widely covered in the scientific literature, therefore the purpose of this work is to determine the specifics of the tasks of the activity in question in this direction. As a result of the study, four characteristic features were identified related to the need to use technical means, the Internet and the infor-mation contained on personal pages, non-standard sources, as well as covert methods of obtaining information

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (ГЛ. 19 УК РФ)»

Научная статья УДК 343.4

СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

(ГЛ. 19 УК РФ)

Климова Марина Игоревна

Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия

klimova_m_83@mail. ru

Аннотация. В настоящей статье обращено внимание на то, что сущность и особенности задач оперативно-разыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина широко в научной литературе не освещаются, поэтому целью данной работы является определение специфики задач рассматриваемой деятельности именно в этом направлении. В результате проведенного исследования выявлено четыре характерных особенности, связанные с необходимостью использования технических средств, сети Интернет и содержащейся информации на личных страницах, нестандартных источников, а также негласных методов получения информации.

Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскные мероприятия, конституционные права человека и гражданина, раскрытие и расследование преступлений, глава 19 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Для цитирования: Климова М.И. Специфика задач оперативно-разыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК РФ) // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 3(96). С. 227-233.

SPECIFICS OF THE TASKS OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE SUPPORT FOR THE DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES AGAINST THE

CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN (CHAPTER 19 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Marina I. Klimova

Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd, Russia

klimova_m_83@mail.ru

Abstract. This article draws attention to the fact that the essence and features of the tasks of operational-investigative activities in the disclosure and investigation of crimes against the constitutional rights and freedoms of man and citizen are not widely covered in the scientific literature, therefore the purpose of this work is to determine the specifics of the tasks of the activity in question in this direction. As a result of the study, four characteristic features were identified related to the need to use technical means, the Internet and the information contained on personal pages, non-standard sources, as well as covert methods of obtaining information.

Keywords: operational investigative activities, operational investigative measures, constitutional human and civil rights, disclosure and investigation of crimes, Chapter 19 of the Criminal Code of the Russian Federation.

For citation: Klimova M.I. Specifics of the tasks of operational investigative support for the disclosure and investigation of crimes against the constitutional rights and freedoms of man and citizen (Chapter 19 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2023. № 3(96). Р. 227-233.

В главе 19 Уголовного кодекса Российской Федерации1 (далее - УК РФ), а именно в ст.ст. 136-149, закреплены положения (диспозиции и санкции), раскрывающие составы преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Актуальность исследования особенностей расследования рассматриваемой категории преступлений, несмотря на то, что, согласно статистическим данным, осужденным лицам по указанным статьям назначают наказания, не связанные с лишением свободы, и количество в целом осужденных лиц сокращается (в 2021 г. - 6625, 2020 г. - 8371, сокращение на 20,9 %)2, обусловлена содержанием и значением конституционных прав и свобод. Говоря о борьбе с подобного рода преступлениями, необходимо отметить значимые в этом отношении мероприятия - оперативно-разыскная деятельность (далее - ОРД). Как правило, ОРД осуществляется специальными подразделениями - как гласно (явно), так и негласно (неявно), что отмечено в ст. 1 Федерального закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» . ОРД, в целом, представляет собой деятельность по сбору значимых для раскрытия преступления сведений с использованием тактических, разыскных и поисковых инструментов и методов [1, с. 74].

К основным задачам осуществления ОРД ст. 2 Закона № 144-ФЗ относит: выявление и предупреждение преступлений, их раскрытие, установление совершивших преступление лиц, а также таких лиц, которые подготавливают или находятся в процессе совершения преступления;

выявление и розыск лиц, которые скрываются от следствия, уклоняются от назначенного им судом уголовного наказания; также в рамках рассматриваемой деятельности может осуществляться розыск без вести пропавших лиц;

выявление и обработка информации, свидетельствующей о событиях, действиях или, наоборот, бездействии лица или лиц, что создает угрозу безопасности Российской Федерации;

определение наличия и местонахождения имущества, которое необходимо для взысканий, конфискации или обеспечения имущества иска в гражданском споре.

Между тем, как показал анализ научной литературы, задачи ОРД при расследовании преступлений, посягающих на конституционные права и свободы граждан, исследуются как преамбула к основному исследованию, при этом сущность и особенности задач в рамках расследования указанных преступлений широко в литературе не освещаются. В связи с этим предпринятая работа представляется актуальной.

Преступления против конституционных прав и свобод граждан являются общественно опасными деяниями, поскольку причиняют вред в той или иной степени правам и свободам, которые закреплены за каждым человеком и гражданином, вне зависимости от его статуса, действующей Конституцией РФ. Как полагают некоторые авторы, сама по себе направленность деятельности виновных лиц свидетельствует о том, что она является преступной [2, с. 79]. Надо отметить, что вред, который образуется в результате совер-

1 Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Судебная статистика [Электронный ресурс]. URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 01.01.2023).

3 Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон Рос. Федерации от 12 августа1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства Рос.Федерации. 1995, № 33, ст. 3349.

шения преступлений, не всегда может быть измерен в каких-либо единицах либо может быть выражен в утрате жизни или какой-то степени здоровья, а потому составы преступлений, которые закреплены гл. 19 УК РФ, носят формальный характер [3, с. 231].

ОРД в рамках выявления и расследования преступлений, направленных против конституционных прав и свобод, а именно возможность и допустимость применения ряда средств и методов, гласных и негласных, вызывает дискуссии, в том числе и в отношении нормативной регламентации их использования [4, с. 75]. Между тем определенная непосредственно в законодательстве ОРД направлена, как следует из перечня ее задач, на выявление и установление фактов, событий и лиц, взаимосвязанных с преступлением.

В ходе ОРД используются как гласные методы, так и негласные, как уже было сказано ранее. В числе гласных методов можно отметить опрос, наведение справок, сбор образцов и т. д. При этом, как показывает практика, применением негласных методов в расследовании преступлений против конституционных прав и свобод в случае сокрытия информации от общественности решается большинство задач ОРД. Так, например, А.Н. Халиков называет использование негласных методов первичным признаком оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ) [5, с. 122], но в совокупности с гласными. Подобного мнения придерживаются В.И. Брылев и Е.В. Хренков [6, с. 913], подчеркивая, что в рамках ОРД реализуется преимущественно негласная деятельность, но в соответствии с законодательством. Как отмечает в своем постановлении Верховный Суд РФ1, главным отличием законного собирания информации о частной жизни гражданина от незаконного является характер указанной деятельности, а именно то, что он не влечет уголовную ответственность в случае, если осуществляется в публичных целях. Таким образом, совершенная незаконными методами ОРД тоже теоретически может стать преступлением против конституционных прав и свобод, если будет иметь в себе признаки преступлений, предусмотренных гл. 19 УК РФ. На эту тему в научной литературе содержатся исследования, где изучаются грани, в пределах которых реализуются ОРМ [7, с. 13; 8, с. 169; 9, с. 50; 10, с. 319; 11, с. 11].

ОРМ, которые осуществляются с целью раскрытия преступлений, предусмотренных гл. 19 УК РФ, направлены на выявление сведений и фактов, как правило, скрытых от общественности. Это в общем случае характерно для всех ОРМ. Специфика же мероприятий, предпринимаемых с целью раскрытия преступлений против конституционных прав и свобод, заключается, на наш взгляд, в выявлении адекватных совершенному преступлению источников получения информации. Так, полученная в ходе ОРД информация, порой в условиях неочевидности совершения самого преступления и отсутствия на первоначальном этапе расследования сведений о совершившем его лице, свидетелей преступления и так далее, как отмечает Е.К. Антонович [12, с. 165], нуждается в легализации, чтобы стать полноценным доказательством. Это связано с тем, что в процессе проведения мероприятий могут использоваться средства аудио- и видеозаписи [13, с. 67], что довольно характерно для расследования преступлений, предусмотренных ст. 139 и 142 УК РФ. Кроме того, прослушивание и запись телефонных разговоров, что предусмотрено ст. 8 Закона № 144-ФЗ, допустимо только в отношении лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступлений различной тяжести, кроме небольшой, а также в отношении лиц, которые могут иметь какие-либо сведения о совершенных/совершаемых или подготавливаемых преступлениях, посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина.

1 О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Рос. Федерации): Постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 25 декабря 2018 г. № 46 // Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации, 2019, № 2,

Далее, в качестве внешнего источника информации о преступлении может выступать не только результат ОРМ, но и иные, даже нестандартные. Например, это может быть свидетель или человек, имеющий сведения, относящиеся к преступлению. Также источниками информации могут служить в связи с распространением цифровых технологий различные электронные системы обработки информации, банки данных и так далее, собственно информация в сети Интернет, а именно блоги, посты и т.п. При этом следует отметить, что вопросы регламентации использования в качестве доказательств информации, содержащейся на электронных носителях, являются актуальными в эпоху цифровизации российского общества [14, с. 80]. Так, при расследовании преступления, совершенного в соответствии со ст. 137 УК РФ, органы, производящие ОРМ, используют информацию, которая непосредственно относится к личности потерпевшего. Это могут быть какие-либо средства связи, гаджеты, аккаунты в сети Интернет и так далее, то есть физические и облачные/виртуальные носители личной информации. В случае если расследуется преступление, предусмотренное ст. 142 УК РФ, источниками могут служить показания свидетелей (наблюдателей), документы избирательного участка, протоколы, бюллетени и т.п. Источниками информации в отношении преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, могут являться заявление автора, его законного представителя, правообладателя, сведения, поступившие или полученные от Минкультуры РФ, в том числе в субъекте РФ и так далее.

При этом важно отметить, что все указанные и подобные источники сведений могут не только использоваться в рамках раскрытия уже совершенных преступлений, но и в период их подготовки. Это связано с тем, что для совершения рассматриваемых деяний лицо, как правило, осуществляет подготовку, например подготавливает технические средства (оборудование, программное обеспечение и др.) для противозаконного раскрытия конфиденциальной информации о личной жизни гражданина. Таким образом, при выявлении таких средств, применяющихся незаконно в отношении гражданина и нарушающих его непосредственные конституционные права и свободы, появляется возможность пресекать совершение таких преступлений.

Необходимо особо отметить, что источники оперативной информации, как правило, закрытые, то есть недоступны для широкого круга лиц, содержат сведения, незаконное раскрытие которых влечет нарушение конституционных прав и свобод и, следовательно, уголовную ответственность.

Итак, для получения сведений из указанных (и других необходимых) источников применяются следующие методы:

1) наблюдение - производится непосредственно как визуально, так и с использованием технических средств, в том числе и цифрового формата, с целью, например, выявления круга лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления в отношении конституционных прав и свобод, а также для пресечения совершения деяний;

2) оперативное внедрение - предусматривает внедрение доверенного лица в преступную среду для производства оценки ситуации «изнутри», получения сведений совершенных и готовящихся преступлениях, особенно в области политических и трудовых прав;

3) проверочная закупка - может применяться в случае, если есть необходимость выявления незаконного оборота предметов и средств, составляющих орудие преступления, например в деянии, предусмотренном ст. 138.1 УК РФ;

4) контролируемая поставка - в данном случае органом, который уполномочен осуществлять ОРД, контролируется оборот специальных средств, предназначенных для негласного получения информации, и в случае незаконного их использования ОРМ по выявлению лиц и фактов производятся в отношении контролируемых средств и их владельцев;

5) оперативный эксперимент - негласное наблюдение за определенным лицом (лицами) в специально созданных для этого условиях, позволяет выявить вероятность совершения преступления конкретным лицом или группой лиц в отношении нарушения конституционных прав и свобод.

Таким образом, преступления, предусмотренные гл. 19 УК РФ, представляют собой деяния, совершенные в отношении конституционных прав и свобод с целью причинения вреда этим правам и свободам, так как в таком случае вред причиняется непосредственно человеку и гражданину - происходит ущемление конституционно обусловленных гарантий, вследствие чего потерпевший не может нормально осуществлять свою жизнедеятельность в обществе. Именно поэтому важность качественного расследования таких деяний очевидна.

В раскрытии подобных преступлений большое значение имеют результаты ОРД, используемые в качестве доказательств как на стадии предварительного расследования, так и судебного разбирательства.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в качестве задач ОРД в законодательстве определено четыре категории: выявление и раскрытие преступлений и связанных лиц; розыск уклоняющихся от следствия и суда лиц; выявление информации; розыск имущества в рамках дел и исков. Относительно рассматриваемых преступлений мы полагаем, что у органов, осуществляющих ОРД, задачи отличаются некоторой спецификой, а именно:

необходимостью использования технических средств для получения информации и цифровых возможностей (облачные сервисы, программное обеспечение и др.);

необходимостью использования сети Интернет и содержащейся информации на личных страницах потенциальных потерпевших или свидетелей;

использованием нестандартных источников: записей с видеокамер на избирательных участках, бюллетеней, сообщений в СМИ о нарушении авторских прав, заявления автора, сведений из Минкультуры РФ, личных средств связи потерпевшего и т.д.;

использованием методов получения информации, которые в большей степени предусматривают получение сведений негласным способом.

1. Бородин Д.Г. К вопросу о понятии «оперативно-розыскное мероприятие» // Вестник магистратуры. 2019. № 10-3(97). С. 73-75.

2. Кругликов Л.Л. Об особенностях преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина // Идеи и принципы Всеобщей декларации прав человека: состояние и перспективы реализации, национальный и международный опыт. (К 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека и 25-й годовщине принятия Конституции Российской Федерации): материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 77-82.

3. Климова М.И. Анализ составов преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина // Теоретический и практический потенциал современной науки. сборник научных статей. М., 2019. С. 230-233.

4. Васякин В. В. Преступления по главе 19 Уголовного кодекса Российской Федерации: особенности преступлений против конституционных прав и свобод // Наука. Общество. Государство. 2018. Т. 6. № 1 (21). С. 73-79.

5. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник. М.: РИОР: ИН-ФРАМ, 2019.

6. Брылев В.И., Хренков Е.В. Понятие оперативно-розыскного мероприятия // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-4. С. 912-915.

7. Ануфриева А.А. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Деятельность оперативных подраз-

делений: теория и практика. материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб., 2021. С. 11-14.

8. Волошин Д.В. О гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 2020. С. 168-170.

9. Мобаракшина Д.Ф. Проблемы соблюдения и обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Современность в творчестве начинающего исследователя. Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых. 2018. С. 48-51.

10. Мустафина Г.М. К отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Евразийский юридический журнал. 2021. № 10(161). С. 319-320.

11. Сарафанова Д.Д., Мамедова Г.Г. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Студенческий вестник. 2018. № 26-2 (46). С. 10-12.

12. Антонович Е.К. Использование в доказывании результатов прослушивания телефонных переговоров в условиях развития информационных технологий (сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и законодательства некоторых иностранных государств) // Lex russica (Русский закон). 2019. № 7. С. 160-171.

13. Земляченко В. В. Технические особенности применения современных систем видеонаблюдения сотрудниками органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 3. С. 61-68.

14. Долгаев В.В., Соколова А.В. Вопросы регламентации использования в качестве доказательств информации, содержащейся на электронных носителях // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. №1 (60). С. 79-84.

1. Borodin D.G. K voprosu o ponyatii «operativno-rozy'sknoe meropriyatie» // Vestnik magistratury. 2019. № 10-3(97). S. 73-75.

2. Kruglikov L.L. Ob osobennostyax prestuplenij protiv konstitucionny'x prav i svobod cheloveka i grazhdanina // Idei i principy' Vseobshhej deklaracii prav chelove-ka: sostoyanie i perspektivy' realizacii, nacionaFny'j i mezhdunarodnyj opy4.

(K 70-letiyu prinyatiya Vseobshhej deklaracii prav cheloveka i 25-j godovshhine prinyatiya Konstitucii Rossijskoj Federacii): materialy' ezhegodnoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 77-82.

3. Klimova M.I. Analiz sostavov prestuplenij protiv konstitucionny'x prav i svobod cheloveka i grazhdanina // Teoreticheskij i prakticheskij potencial sovremen-noj nauki. sbornik nauchnyx statej. M., 2019. S. 230-233.

4. Vasyakin V. V. Prestupleniya po glave 19 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Fede-racii: osobennosti prestuplenij protiv konstitucionny'x prav i svobod // Nauka. Obshhestvo. Gosu-darstvo. 2018. T. 6. № 1 (21). S. 73-79.

5. Xalikov A.N. Operativno-rozysknaya deyateFnosf. Uchebnik. M.: RIOR: IN-FRAM, 2019.

6. Bry'lev V.I., Xrenkov E.V. Ponyatie operativno-rozy'sknogo meropriyatiya // Funda-mentaPnye issledovaniya. 2014. № 9-4. S. 912-915.

7. Anufrieva A.A. Soblyudenie prav i svobod cheloveka i grazhdanina pri osu-shhestvlenii operativno-rozy'sknoj deyateFnosti // DeyateFnosf operativny'x podraz-delenij: teoriya i praktika. materialy' mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii. SPb., 2021. S. 11-14.

8. Voloshin D.V. O garantiyax soblyudeniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina pri osushhestvlenii operativno-rozy'sknoj deyatel'nosti // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: ped-agogika, psixologiya i pravo. Materialy' Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tomsk, 2020. S. 168-170.

9. Mobarakshina D.F. Problemy' soblyudeniya i obespecheniya konstitucionny'x prav i svobod cheloveka i grazhdanina pri osushhestvlenii operativno-rozy'sknoj deya-tel'nosti // Sovremennost' v tvorchestve nachinayushhego issledovatelya. Sbornik mate-rialov nauchno-prakticheskoj konferencii molody'x ucheny'x. 2018. S. 48-51.

10. Mustafina G.M. K otdel'ny'm voprosam soblyudeniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina pri osushhestvlenii operativno-rozy'sknoj deyatel'nosti // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2021. № 10(161). S. 319-320.

11. Sarafanova D.D., Mamedova G.G. Soblyudenie konstitucionny'x prav i svobod cheloveka i grazhdanina pri osushhestvlenii operativno-rozy'sknoj deyatel'nosti // Studencheskij vestnik. 2018. № 26-2 (46). S. 10-12.

12. Antonovich E.K. Ispol'zovanie v dokazy'vanii rezul'tatov proslushivaniya tele-fonny'x peregovorov v usloviyax razvitiya informacionny'x texnologij (sravnitel'no-pravovoj analiz zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii i zakonodatel'stva nekotory'x inostranny'x gosudarstv) // Lex russica (Russkij zakon). 2019. № 7. S. 160-171.

13. Zemlyachenko V.V. Texnicheskie osobennosti primeneniya sovremenny'x sistem vid-eonablyudeniya sotrudnikami organov vnutrennix del // Problemy' pravooxrani-tel'noj deyatel'nosti. 2020. № 3. S. 61-68.

14. Dolgaev V.V., Sokolova A.V. Voprosy' reglamentacii ispol'zovaniya v kachestve dokazatel'stv informacii, soderzhashhejsya na e'lektronny'x nositelyax // Vestnik Volgograd-skoj akademii MVD Rossii. 2022. №1 (60). S. 79-84.

Информация об авторе

Климова Марина Игоревна. Старший преподаватель кафедры административной деятельности и охраны общественного порядка. Волгоградская академия МВД России. 400075, Россия, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 130.

Information about the author

Marina I. Klimova. Senior lecturer of the Department of Administrative Activities and Public Order Protection.

Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 400075, Russia, Volgograd, Istoricheskaya str., 130.

Статья поступила в редакцию 29.03.2023; одобрена после рецензирования 11.07.2023; принята к публикации 30.08.2023.

The article was submitted March 29, 2023; approved after reviewing July 11, 2023; accepted to the writing of the article for publication August 30, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.