Никулина Екатерина Юрьевна Обухова Людмила Александровна
Некоторые аспекты оптимизации данных государственных информационных систем при расследовании
и раскрытии преступлений
В статье исследуются государственные информационные системы, которые содержат сведения, имеющие важное значение для расследования и раскрытия преступлений, выявления правонарушений. Предлагается их категорированный список. Проводится структуризация информации о физических лицах, определяются сущности информационных объектов, которые позволят повысить эффективность оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов, и их атрибуты.
Ключевые слова: веб-ресурс, государственная информационная система, информационный объект, сущности и их атрибуты, оперативно значимая информация, расследование и раскрытие преступлений.
Some aspects of optimizing the data of state information systems in the investigation and disclosure of crimes
The article examines state information systems that contain information that is important for the investigation and detection of crimes, detection of offenses. A categorized list of them is offered. The structuring of information about individuals is carried out, the essence of information objects, which will increase the effectiveness of operational and investigative activities of law enforcement agencies, and their attributes are determined.
Keywords: web resource, state information system, information object, entities and their attributes, operatively significant information, investigation and detection of crimes.
Сегодня сотрудники правоохранительных органов все чаще используют различные информационные источники для получения оперативно значимой информации (например, СМИ, автоматизированные информационные системы специального назначения, веб-ресурсы глобальной сети Интернет и др.). Так, в Интернете размещаются массивы данных, представляющие интерес для органов внутренних дел, т. к. в них содержатся сведения о противоправной деятельности отдельных лиц или организаций. Таким образом, интенсификация информационных потоков позволяет рассматривать Интернет в качестве особого инструмента информационного поиска, а не только как технологическую информационную систему.
Вместе с тем существует ряд вопросов, связанных с использованием информации, размещаемой на веб-ресурсах в форме открытых данных. Так, не все открытые источники информации содержат актуальные и достоверные сведения, которые могут рассматриваться в качестве доказательной базы при раскрытии и расследовании преступле-
ний. Решением данной проблемы может стать использование информации, размещаемой на официальных веб-ресурсах государственных органов и органов местного самоуправления.
Актуальной проблемой также является наличие значительного объема разрозненных, логически не связанных между собой данных, что усложняет процесс поиска информации, с помощью которой могут быть установлены неизвестные следствию факты и сведения.
По мнению А.М. Ишина, органы предварительного следствия при осуществлении поисковой и розыскной деятельности с помощью сети Интернет могут использовать два вида информации - исходную и розыскную [1].
Исходная информация включает в себя сведения, полученные следователем в устной форме или в виде документа:
в результате проведения первоначальных следственных действий;
из показаний потерпевших, свидетелей; в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий;
на основе данных, размещаемых в интернет - ресурсах;
91
из учреждений и организаций, располагающих необходимой информацией в силу своей профессиональной деятельности (аварийно-спасательные службы, медицинские учреждения).
«Исходная информация становится основой для проведения поисковой работы следователя. В зависимости от возможности ее использования она может характеризоваться как ориентирующая или доказательственная» [1, с. 120].
Розыскная информация представляет собой данные, получаемые органами следствия на различных этапах расследования, а также сведения из сети Интернет. В отличие от исходной информации, розыскная должна быть достоверной и актуальной, что могут гарантировать только официальные источники государственных служб и организаций.
Соответственно, получение неопровержимых и своевременных сведений возможно посредством использования государственных информационных систем, а для поиска оперативно значимой информации среди больших массивов данных, разнообразных по типу представления, требуются различные информационные ресурсы и более сложные программные решения.
Анализ информационных веб-ресурсов показал, что многие из них содержат сведения о физических лицах, которые могут быть использованы при раскрытии и расследовании различных правонарушений и преступлений. Однако на сегодняшний день перечень таких информационных систем отсутствует.
В рамках исследования взаимосвязей данных, размещаемых на различных информационных ресурсах, в 2019-2020 гг. кафедрой автоматизированных информационных систем органов внутренних дел Воронежского института МВД России по заявке ГИАЦ МВД России был проведен мониторинг систем с открытой информацией, касающейся различных сфер деятельности физических и юридических лиц. Результаты анализа позволили нам определить, какие информационные системы могут использоваться подразделениями МВД России в целях повышения эффективности мероприятий по выявлению, расследованию и раскрытию правонарушений и преступлений.
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственными информационными системами являются федеральные и региональные информационные системы, созданные на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов государственных органов [2].
Предлагаем следующий категорированный список актуальных на сегодняшний день информационных систем (веб-ресурсов), содержащих оперативно значимую информацию о лице или предмете правонарушения (преступления), сгруппированных по различным аспектам (категориям) жизнедеятельности физических лиц:
1. Основная информация, касающаяся индивидуального налогового номера, размещена на следующем веб-ресурсе:
https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/el_usl/.
2. Основная информация, касающаяся вопросов миграции, размещена на следующих веб-ресурсах:
httpsY/мвд.рф/сервисы-гувм; https://proverk.ru/passport/.
3. Основная информация об объектах недвижимости размещена на:
http://rosreestr.ru;
https://dom.gosuslugi.ru/#!/houses/.
4. Основная информация, касающаяся транспортных средств, размещена на:
https://xn--90adear.xn--p1ai/check/.
5. Информация, связанная с розыском лиц, размещена на:
https://мвд.рф/wanted/; http://fsin.su/criminal/; http://fssprus.ru/iss/suspect_info/; http://eais.rkn.gov.ru/;
https://www.interpol.int/How-we-work/Notices/ View-Red-Notices/;
http://www.fedsfm.ru/documents/terr-list/; https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.
6. Информация, касающаяся судебного и исполнительного делопроизводства, размещена на:
https://bsr.sudrf.ru/bigs/portal.html; http://sudact.ru/; httpY/судебныерешения.рф/; http://kad.arbitr.ru/;
https://pristav-russia.ru/services/fssp-proverka-zadolzhennosti.html; http://fssprus.ru/iss/ip;
https://www.reestr-zalogov.ru/search/index/; http://bankrot.fedresurs.ru/; https://zalog.lot-online.ru/; http://lawyers.minjust.ru/ExcludeCertificates/.
7. Информация о контролирующих государственных органах размещена на:
http://roszdravnadzor.ru/services/licenses/; http://roszdravnadzor.ru/services/licenses/; https://www.russiatourism.ru/operators/; https://fsa.gov.ru/use-of-technology/ elektronnye-reestry/;
https://public.fsrar.ru/checkmark/.
8. Информация о телефонных номерах и их владельцах размещена на:
http://www.телпоиск.рус/;
92
http://www.imei.info; https://smspilot.ru/test.php; https://money.yandex.ru/phone/; https://xinit.ru/bs/;
https://rossvyaz.gov.ru/deyatelnost/resurs-numeracii/;
https://spravnik.com/;
http://nomerorg.website/;
https://www.kody.su/city/.
9. Сведения, касающиеся абонентских номеров, технической информации сети Интернет (1Р, провайдеры, домены и т.п.), размещены на:
http://www.2ip.ru/whois/; https://www.wservice.info/; http://whoishistory.ru/; https://mailtester.com/testmail.php.
10. Информация, связанная с образованием и научной деятельностью физического лица, размещена на:
https://elibrary.ru/;
http://obrnadzor.gov.ru/ru/activity/main_ directions/reestr_of_education/.
11. Информация, касающаяся деятельности банков, кредитных организаций и т.п., размещена на:
http://www.fraudassets.com; https://check-bin.com/ru/; https://psm7.com/bin-card/; https://karta-banka.ru/.
12. Информация, содержащая компрометирующие материалы, размещена на:
http://www.findsmi.ru/;
http://www.compromat.ru/;
http://rucompromat.com/.
13. Информация о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, физических лицах, их налогах, бухгалтерской отчетности и налоговой задолженности размещена на:
https://service.nalog.ru/;
https://www.rusprofile.ru/;
https://zachestnyibiznes.ru/;
https://fedresurs.ru/company/;
https://znaemvseh.ru/;
https://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/;
http://www.centerdolgov.ru/;
https://www.gks.ru/accounting_report.
14. Информация, касающаяся таможенных органов, размещена на:
http://customs.ru/cars?vin=/; http://customs.ru/checkpoints/; http://customs.ru/servisy-i-reestry-bazy-dannyx/;
http://www.tks.ru/db.
Как видно из приведенного выше перечня информационных систем, с помощью Интернета можно получать необходимую оперативно значимую информацию. При этом в нашем случае объектом исследования является фи-
зическое лицо, а также предметы или происшествия, связанные с ним. Следовательно, задача сводится к установлению различных данных о физическом лице, которые характеризуют все сферы его жизнедеятельности.
По нашему мнению, наибольший оперативный интерес может представлять информация, содержащаяся в государственных информационных системах, связанная с индивидуальным налоговым номером человека, его автотранспортом, паспортными данными, принадлежащими ему объектами недвижимости, налогами и задолженностями, а также сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства. В связи с этим из предложенного катего-рированного списка информационных систем выберем только государственные, в которых содержится наиболее актуальная для правоохранительных органов информация о физическом лице, и укажем их принадлежность к государственной службе или организации:
1) поисковые системы индивидуального налогового номера физического лица (основным источником таких данных является сервис Федеральной налоговой службы Российской Федерации);
2) поисковые системы проверки сведений о физическом лице, связанных с вопросами миграции (сервисы Главного управления по вопросам миграции МВД России);
3) поисковые системы кадастровой регистрации объектов недвижимости (сервисы Ро-среестра и Единого портала государственных услуг Российской Федерации);
4) поисковые системы, связанные с автотранспортными средствами физических лиц (поисковые сервисы Госавтоинспекции);
5) поисковые системы правоохранительных и надзорных органов, позволяющие получить информацию о юридических и физических лицах, находящихся в розыске (официальные сайты МВД России, Федеральной службы исполнения наказания и Федеральной службы судебных приставов).
При использовании таких систем вопрос о достоверности информации не возникает, т. к. данные, размещаемые на официальных сайтах государственных служб и организаций, гарантированно являются актуальными и подлинными. Проблема заключается в том, что эти информационные системы не связаны между собой, следовательно, получить подробные сведения о жизнедеятельности физического лица, используя только один информационный ресурс, не представляется возможным . В связи с этим возникает необходимость детального исследования крупных массивов данных, содержащихся в различных информационных системах, в целях получения всесторонней
93
оперативно значимой информации об объекте исследования.
Далее под физическим лицом, являющимся объектом исследования в деятельности правоохранительных органов, будем понимать информационный объект, а под множеством физических лиц - предметную область, описанную в различных государственных информационных системах. Массив информации, относящейся к отдельно взятой сфере жизнедеятельности информационного объекта, определим как его сущность. С другой стороны, каждый аспект (сферу) жизни человека можно описать с помощью набора специфических параметров, которые в нашем случае будут выступать атрибутами информационных объектов.
Проведем структуризацию информации с определением общих сущностей информационных объектов и их атрибутов, описываемых на различных информационных ресурсах:
1. В поисковой системе, связанной с индивидуальным налоговым номером физического лица, выделим сущность «ИНН», которая характеризуется следующим набором атрибутов: «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Дата рождения», «Место рождения», «Вид документа, удостоверяющего личность», «Серия и номер документа», «Дата выдачи документа», «Серия ИНН», «Номер ИНН».
2. В поисковой системе, связанной с вопросами миграции, выделим следующие сущности:
«Запрет на въезд в Российскую Федерацию» - характеризуется такими атрибутами, как «FamШay», «Imay», «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Пол», «Дата рождения», «Гражданство», «Тип документа», «Номер документа», «Дата действительности документа», «Выдавшая страна или организация»;
«Разрешение на работу» - характеризуется следующим набором атрибутов: «Вид разрешения», «Серия», «Номер», «Серия бланка документа», «Вид деятельности лица», «Номер паспорта лица»;
«Разрешение на въезд в Российской Федерации» - характеризуется атрибутами «Номер приглашения», «Серия бланка» и «Номер бланка».
3. В поисковой системе, связанной с вопросами недвижимости, выделим две сущности:
«Объект недвижимости» - имеет следующий набор атрибутов: «Субъект РФ», «Район», «Город», «Населенный пункт», «Элемент планировочной структуры», «Улица», «Номер здания», «Код ОКТМО», «Тип дома», «Способ управления», «Состояние», «Кадастровый номер»;
«Объект ЕГРН» - характеризуется такими атрибутами, как «Тип объекта», «Кадастровый номер», «Условный номер», «Регион», «Район», «Город», «Населенный пункт», «Улица», «Дом», «Строение», «Корпус», «Квартира».
4. В поисковой системе, связанной с автотранспортными средствами, выделим следующие сущности:
«Водитель» - имеет следующий набор атрибутов: «Серия», «Номер» и «Дата выдачи» свидетельства на транспортное средство;
«Регистрация транспортного средства» - характеризуется атрибутами «VIN», «Номер кузова» и «Номер шасси» транспортного средства;
«Транспортное средство» - характеризуется атрибутами «Государственный знак» и «Свидетельство».
5. В поисковой системе, позволяющей получить информацию о физических лицах, находящихся в розыске, выделим сущности:
«Розыск МВД» - имеет следующий набор атрибутов: «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Год», «Месяц», «День» рождения;
«Розыск ФСИН» - характеризуется атрибутами «Регион» и «ФИО».
В приведенном перечне сущностей информационных объектов и их атрибутов прослеживается взаимосвязь между информационными массивами данных, касающихся определенных аспектов жизнедеятельности физических лиц.
Указанные взаимосвязи сущностей информационных объектов были выявлены путем выделения идентичных параметров (атрибутов) различных сущностей. При этом атрибуты сущностей были определены из веб-интерфейса соответствующего информационного ресурса.
Предложенное нами описание сущностей информационных объектов может использоваться сотрудниками правоохранительных органов для выявления достоверных данных, размещаемых в открытых государственных информационных системах, без применения автоматизированных информационных систем специального назначения.
Таким образом, реализация предложенного выше подхода к поиску оперативно значимой информации, содержащейся в государственных информационных системах, поможет подразделениям МВД России, используя возможности специального программного обеспечения для интеллектуального анализа разнообразных по форме представления больших объемов данных, повысить эффективность мероприятий по выявлению, расследованию и раскрытию правонарушений и преступлений.
94
1. Ишин А.М. Современные проблемы использования сети Интернет в расследовании преступлений // Вестн. Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. 2013. Вып. 9.
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 08.07.2020).
1. Ishin A.M. Modern problems of using the Internet in investigation of crimes (in Russian) // Vestnik of the Baltic Federal University named after I. Kant. 2013. Iss. 9.
2. On Information, Information Technology and Information Protection: fed. law d.d. July 27, 2006 № 149-FL (ed. 08.06.2020). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (date of access: 08.07.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Никулина Екатерина Юрьевна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры автоматизированных информационных систем ОВД Воронежского института МВД России; e-mail: [email protected];
Обухова Людмила Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизированных информационных систем ОВД Воронежского института МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
E.Yu. Nikulina, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Automatic Information Systems of the Voronesh Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
l.A. Obuhova, Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor of the Chair of Automatic Information Systems of the Voronesh Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: obuhova. [email protected]
95