УДК 343.98
DOI 10.17150/2500-4255.2017.11(2).318-326
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
О.Б. Дронова, А.А. Курин
Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 13 мая 2016 г.
Дата принятия в печать 28 апреля 2017 г.
Дата онлайн-размещения 21 июня 2017 г.
Ключевые слова Информационное обеспечение; потребительский рынок; базы данных; криминалистически значимая информация; товары, не соответствующие установленным требованиям; эффективность расследования
Аннотация. Залогом успешного противодействия преступлениям в сфере потребительского рынка является полноценное обеспечение субъектов этой деятельности информацией, способствующей формированию совокупности взаимосвязанных доказательств по фактам выявленных нарушений, сведениями о лицах, причастных к их совершению, и иных обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Применение возможностей современных информационных систем на этапах исходной, накопительной и окончательной систематизации фактических данных позволяет создать необходимую базу для разрешения основных вопросов по уголовному делу. В статье рассматриваются особенности информационно-правового сопровождения процесса выявления и расследования преступлений в сфере потребительского рынка, специфика применения проблемно ориентированных поисковых и интегрированных информационных систем, позволяющих повысить эффективность принятия тактических и процессуальных решений на стадиях получения и сбора доказательственной информации, а также способствующих продвижению уголовного дела и отражающих результаты его расследования. Основу информационного обеспечения выявления и расследования рассматриваемой группы преступлений составляют сведения о технических и юридических свойствах товаров, об их соответствии установленным требованиям, об их качественных и количественных характеристиках. Качественные и количественные характеристики могут отражать признаки объекта как материальной системы, а также фиксировать его отдельные свойства. Совокупность признаков является моделью (образом) системы свойств познаваемого объекта, информация о которых служит средством решения многих поисково-познавательных и проверочных задач, а также выступает в роли самостоятельного источника доказательственной информации. В ходе выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере потребительского рынка правоохранительные органы используют широкий спектр разноплановых возможностей получения, накопления и систематизации информации, содержащейся в различных источниках. Основной целью использования информационных систем и технологий является формирование взаимосвязанной структуры фактических данных, представляющих собой комплекс признаков и потребительских свойств товара.
MODERN OPPORTUNITIES FOR THE INFORMATION SUPPORT
OF THE DETECTION AND INVESTIGATION OF CONSUMER MARKET CRIMES
Olga B. Dronova, Aleksey A. Kurin
Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, the Russian Federation
Article info
Received
2016 May 13
Accepted
2017 April 28
Available online 2017 June 21
Keywords
Information support; consumer market; databases; criminalistically valid information; substandard goods; investigation efficiency
Abstract. Successful counteraction to consumer market crimes depends on the provision of the subjects of such work with quality information that helps to accumulate an aggregate of interrelated evidence on the detected violations, information on the persons involved in them, and other circumstances subject to proof. The opportunities provided by modern information systems at the stages of initial, accumulative and final systematization of factual data make it possible to create the necessary base to resolve the main problems of a criminal case. The paper examines the characteristics of information and legal support of the process of detection and investigation of consumer market crimes, the specific features of using problem-oriented search and integrated information systems that allow to enhance the efficiency of making tactical and procedural decisions at the stages of obtaining and collecting evidence, contribute to the progress of a criminal case and reflect the results of its investigation. The basis of the information support of the detection and investigation of the analyzed group of crimes is the data on the technical and legal properties of the goods, on their adherence to the established standards, on their qualitative and quantitative characteristics and features. The qualita-
tive and quantitative characteristics could reflect the attributes of an object as a material system, they could also describe its specific features. The aggregate of attributes is a model (sample) of the system of qualities of the investigated object, the information on which is used to meet many investigation and check-up challenges, it also acts as an independent source of evidence. Law enforcement bodies use a wide range of diverse opportunities to obtain, accumulate and systematize information from various sources in the processes of detecting, solving and investigating consumer market crimes. The key goal of using information systems and technologies is to form an interrelated structure of factual data, which is a complex of attributes and consumer qualities of a product.
Своевременное обеспечение субъектов расследования полными, достоверными и актуальными сведениями о событии преступления, о лицах, причастных к его совершению, является залогом получения совокупности необходимых доказательств.
Понятие информационного обеспечения процесса выявления и расследования преступлений неоднократно становилось предметом научных дискуссий отечественных и зарубежных ученых в области криминалистики. Оно рассматривается как в узком, так и в широком смысле. В первом случае под информационным обеспечением понимают «совокупность обоснованных, надежных, допустимых данных, обеспечивающих процесс расследования» [1, р. 28]. В широком смысле информационное обеспечение представляется «целенаправленной деятельностью должностных лиц, направленной на удовлетворение информационных потребностей субъектов расследования, а также создание оптимальных условий для эффективного использования информации в целях раскрытия и расследования преступлений» [2, с. 10].
В научных и практических изданиях описано значительное количество прикладных подходов к информационному обеспечению раскрытия и расследования отдельных видов преступлений, в том числе экономической направленности [3, с. 81; 4, с. 6]. Однако в них не конкретизируются особенности информационного обеспечения выявления и расследования преступлений в сфере потребительского рынка. Между тем распространение указанных преступлений формирует негативные тенденции в области экономического и социального развития общества, существенно уменьшает доходность бюджета и снижает престиж государства на международном рынке.
Действующее уголовное законодательство не содержит четких критериев принадлежности определенных составов преступлений к категории совершенных в сфере потребительского рынка. В этой связи они могут рассматриваться в узком смысле — как нарушение прав потреби-
телей и производителей, связанное с производством и реализацией контрафактной, фальсифицированной и не отвечающей требованиям безопасности продукции. Более широкое понимание анализируемого явления включает противоправные деяния, связанные с нарушением правовых режимов оборота товаров. Сюда следует отнести контрабанду и иные таможенные преступления, недобросовестную конкуренцию и нарушение антимонопольных правил, несоблюдение юридических, технических и технологических требований, предъявляемых к производству, хранению, перевозке и реализации товаров, и требований к сопровождающим его документам, в том числе фальсификацию документов о сертификации товаров, результатов исследований продукции, нарушение правил осуществления торговли и предоставления услуг.
Процесс выявления и расследования преступлений в сфере потребительского рынка предусматривает необходимость получения целого комплекса информации, которая аккумулируется в базах данных правоохранительных органов, общественных объединений и производителей, а именно:
- министерств и ведомств (МВД России, ФТС России, ФНС России, Роспатента, Роспотреб-надзора), осуществляющих проверочные и контрольные функции в сфере товарооборота;
- производителей (правообладателей, их представителей на территории РФ), а также общественных объединений, некоммерческих организаций, арбитражных судов;
- в средствах массовой информации.
Ведомственная и территориальная распределенность информационных ресурсов создает разрозненность источников информации и ограничивает доступ к информационным системам, содержащим сведения о свойствах и признаках продукции, о ее допуске к легальному товарообороту. Актуальной для своевременного выявления и пресечения производства (экспорта), транспортировки и реализации продукции ненадлежащего качества выступает информация
о производителях (экспортерах), нарушающих установленные требования.
В рамках анализа современных возможностей информационного обеспечения процесса выявления, расследования и раскрытия преступлений в сфере потребительского рынка целесообразно их изложение в порядке последовательного установления обстоятельств, факторов и значимых сведений, получаемых в ходе реализации комплекса первоначальных и дальнейших оперативно-розыскных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий.
К основным видам деятельности, позволяющим осуществить полноценное информационное обеспечение, следует отнести:
- анализ информационных источников (заявлений, сообщений, сведений), содержащих признаки противоправного деяния;
- установление данных, подлежащих доказыванию, о событии преступления, личности обвиняемого и его виновности;
- оценка характера и размера ущерба, причиненного в результате противоправного деяния;
- оценка значимости полученной информации для расследования.
Особую роль в обработке информации играет использование современных технологий и информационных систем, а также внедрение в практическую деятельность «современных технических средств, форм и приемов работы с информацией, становление индустриальных информационных технологий» [5, р. 137]. В условиях глобализации экономических систем реализована концепция интеграции информационных ресурсов с использованием средств телекоммуникации и связи, объединяющих субъектов информационного взаимодействия в единую систему с возможностью удаленного доступа к интегрированным банкам данных, информационно-аналитическим и информационно-поисковым системам.
Процесс выявления и расследования преступлений предусматривает изучение сведений, являющихся источником первоначальной, доказательственной и ориентирующей информации. Проблемно ориентированные банки и базы данных позволяют получить сведения об основных элементах уголовно-правовой, оперативно-розыскной, криминологической и криминалистической характеристик совершенного противоправного деяния, которые должны отвечать требованиям значимости (ценности), истинности (достовер-
ности), оперативности, своевременности и конфиденциальности [6, с. 234]. Специализированные программные комплексы предназначены для интеграции информации, полученной в ходе следственных и иных процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий. Практическую значимость имеют данные о типичных криминальных ситуациях, типовых способах приготовления, совершения и маскировки преступлений, а также о характерных признаках личности и особенностях поведения организаторов и исполнителей преступлений. Сама информационная сущность необходимых сведений по своим качественным характеристикам не совпадает ни с одним из объектов розыска по причине нематериальности ее природы, и ее фиксация на материальном носителе изменяет форму ее закрепления при сохранении содержания [7, с. 338].
Совокупность данных, полученных из различных источников, подлежит тщательной аналитической обработке с целью выдвижения и проверки первоначальных и последующих версий, а также с целью планирования расследования.
На начальном этапе расследования преступлений в сфере потребительского рынка устанавливается достоверность информации о прохождении товарами установленной процедуры таможенного контроля, а также проверяются данные о наличии сведений о регистрации произведенного (ввезенного) товара в соответствующих информационных системах. Особое внимание уделяется проверке подлинности и достоверности сведений, изложенных в сертификатах и декларациях соответствия. Указанные документы выдаются на основе проведения предусмотренных законодательством исследований компонентов, составляющих товар, в условиях аккредитованных лабораторий.
В настоящее время существуют координируемые государством информационные массивы, объединяющие сведения об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Посредством использования сервиса «Проверка марок» официального сайта Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка возможно получение расширенной группы сведений. К ним относится информация о наименовании, местонахождении производителя продукции, стране ее происхождения, номере, дате и сроке действия сертификата соответствия или декларации соответствия, а также об органе, его выдавшем.
Специальной информационной технологией, позволяющей осуществить противодействие незаконной реализации меховых изделий, является технология радиочастотной идентификации. Для контроля готовой продукции объект оснащается радиочастотной машиночитаемой меткой (транспондером), содержащей индивидуальный номер контролируемого объекта и сведения о нем. Транспондер позволяет передавать и получать информацию о продукции по беспроводным каналам связи, хранить ее в облачном пространстве. Подобная информация о товаре помогает определять его производителя, каналы поставки, статус нахождения в товарообороте.
При отсутствии электронных систем маркировки товара его свойства могут быть установлены посредством визуального осмотра и сопоставления полученной информации с данными производителя(правообладателя) о товаре. При этом оценка продукта осуществляется по следующим параметрам:
- его свойства — цвет, размер, консистенция, органолептические показатели и т.д.;
- информационная составляющая — сведения, указанные на этикетках, маркировках и в сопроводительных документах, о наименовании товара, месте и дате его производства, местонахождении производителей, поставщиков, дистрибьюторов;
- торговая марка — ее размеры, размещение, способ нанесения, особенности внешнего оформления;
- защитные и регистрационно-учетные средства — голограммы, интерференционные наклейки, федеральные специальные и акцизные марки.
Полученная в ходе визуального осмотра информация является предметом собирания, а в дальнейшем приобретает статус предмета проверки при проведении оперативно-розыскных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий. При подтверждении фактов нарушения условий производства, хранения и реализации товаров информация об их свойствах становится средством решения поисково-познавательных и проверочных задач.
Для установления или подтверждения каждой из перечисленных выше характеристик используются данные, размещенные в свободном доступе на сайтах производителей в сети Интернет. Однако данные, полученные из указанных источников, не являются допустимыми доказательствами и могут применяться лишь в качестве
ориентирующих сведений. Подтверждающая информация истребуется у официальных производителей на основании официального запроса. Однако в ряде случаев возникают проблемы с предоставлением информации «в силу специфики государственных требований, предъявляемых для ее получения» [8, р. 17]. Специфика заключается в сложных процедурах согласования межведомственных мероприятий, низкой мобильности правоохранительных органов при реализации межрегиональных операций, ограниченности бюджетных ресурсов, выделяемых на проведение оперативных мероприятий, отсутствии единой информационной инфраструктуры.
Источником криминалистически значимой информации могут быть проблемно ориентированные поисковые системы [9, с. 12], а также массивы других информационных систем независимо от их назначения и ведомственной принадлежности.
Процесс расследования рассматриваемой категории преступлений направлен на выявление обстоятельств, подлежащих доказыванию, а в условиях информационной неопределенности недостающие элементы состава преступления могут быть установлены или уточнены посредством использования оперативно-розыскных, криминалистических, экспертно-криминалистических учетов, а также натурных коллекций и справочных фондов, ведущихся в органах внутренних дел.
Установление предприятий, осуществляющих незаконное производство и последующую реализацию товаров, а также фактов ввоза в страну продукции, запрещенной или ограниченной к свободному товарообороту, возможно с использованием систем наземной и спутниковой навигации, а также «программно-аппаратных комплексов, позволяющих обрабатывать и передавать значимую пространственно-временную информацию» [10, с. 9]. С их помощью проводится трассировка маршрутов перемещения транспорта, осуществляющего доставку сырья, материалов, упаковочной тары и транспортировку готовой продукции к местам ее хранения и реализации. В рамках данных мероприятий может быть установлен объем производства и ввоза товаров, способы и территория их реализации, транспортная и информационная логистика предприятия, а также лица, оказывающие содействие нелегальному товарообороту.
Полученная при проведении оперативно-розыскных мероприятий информация характеризует не только обстоятельства расследуемого
события, но и локализацию носителей доказательственной информации. Их дальнейшая реализация дает возможность установить и зафиксировать процессуальным путем неизвестные ранее документы и предметы, использованные подозреваемыми (обвиняемыми) при подготовке или совершении преступлений в сфере потребительского рынка либо являющиеся средством сокрытия или маскировки последних [11, с. 176].
Правовой режим и регламенты обращения конкретного товара, требования национальных стандартов и технических условий производства и реализации продукции изучаются при работе со справочно-правовыми системами («Гарант» и «КонсультантПлюс»). В процессе работы с ними должна быть скоординирована деятельность по оценке разноплановости подходов к правовым понятиям и определениям, а также техническим требованиям к проверяемому объекту, обусловленной преимущественно бланкетностью большинства норм, регулирующих сферу потребительского рынка.
В процессе раскрытия преступлений в сфере потребительского рынка основу информационного обеспечения составляют интегрированные банки данных регионального и федерального уровней в системе информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, объединяющие централизованные учеты. С их использованием решается задача расширенного поиска и аналитической обработки сведений, имеющих отношение к расследуемому уголовному делу. В этих массивах содержится информация о лицах, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, находящихся в розыске, ранее судимых, в том числе за аналогичные преступления. Указанные сведения необходимо сопоставлять со сведениями о подготовке к совершению преступлений, приемах, тактике, характерных признаках способа совершения преступных деяний. Немаловажное значение имеет информация, касающаяся социальных и демографических данных о конкретных лицах, сведений об «их криминальном, профессиональном и карьерном опыте, служебном положении и связях, которые могут в значительной степени помочь в выборе правильной версии и прогнозировании развития следственной ситуации» [12, с. 41].
Функционирование интегрированных банков данных основано на использовании алгоритмов аналитической обработки сведений, полученных при проведении комплекса следственных и иных процессуальных действий и
предоставляемых инициатору запроса в объеме, необходимом для исполнения им его должностных обязанностей. Применительно к преступлениям в сфере потребительского рынка обработке подлежат следующие данные: информация о соблюдении сроков и условий производства; сведения об условиях транспортировки и хранения товаров; правила реализации товаров; соответствие документального сопровождения товарооборота существующим требованиям; информация об организациях, осуществляющих незаконную деятельность, собственниках (арендаторах) производственных и торговых помещений; сведения о владельцах транспортных средств, задействованных в товарообороте; 1Р-адреса ЭВМ, сетевые адреса и принадлежность зарегистрированных доменов; сведения об 1Р-пользователях системы электронных платежей, при помощи которой совершаются противоправные деяния; сведения о расчетных счетах граждан и организаций; информация о задействованных средствах связи, включая необходимость детализации соединений, и т.д. Существенным резервом повышения эффективности и результативности раскрытия и расследования преступлений является системное использование имеющихся информационных технологий, включенных в единое информационное пространство [13, с. 103]. В процессе информационного обеспечения и систематизации сведений, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных и иных процессуальных действий, могут использоваться системы прикладного программного обеспечения [14, с. 66], к которым относятся многофункциональные комплексы общего назначения [15, с. 105], автоматизированные рабочие места сотрудников правоохранительных органов (следователя, дознавателя, эксперта, специалиста). Дополнительно можно применять специализированное программное обеспечение: «Программа оценки свойств потребительских товаров, установленных в ходе проведения экспертиз», «Программа оценки легитимности потребительских товаров на основе информационных сведений, полученных в ходе проведения следственных действий». Аккумулирование названных сведений в единой аналитической системе позволит «оптимизировать процессы обработки, группировки и оценки информации, относящейся к расследованию, и будет способствовать принятию решений поискового или процессуального характера» [16, с. 235].
Вторую группу составляют сведения, которые могут быть получены из иных министерств и ведомств, объединений и организаций.
Значительный объем информации о производителях и поставщиках продукции размещен в открытом доступе на официальном интернет-портале Федеральной налоговой службы России. Он позволяет получить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в отношении любой организации или любого индивидуального предпринимателя при наличии сведений об их наименовании, дате регистрации и регистрирующем органе или идентификационном налоговом номере. Также могут быть использованы открытые картотеки арбитражных дел и банки данных, содержащие решения арбитражных судов, реестры уведомлений о залоге движимого имущества и отмененные доверенности Федеральной нотариальной палаты. При этом сведения о наличии либо отсутствии необходимой информации фиксируются в протоколе осмотра документов, к которому приобщается распечатанная выписка.
Более полную информацию можно получить в системе «БИР-Аналитик», аккумулирующей сведения о реквизитах, регистрационных данных, учредителях, бухгалтерской отчетности, основном и дополнительном видах деятельности, выписки из ЕГРЮЛ, документы Федеральной службы по финансовым рынкам России. Данные, хранящиеся в системе Национального кредитного бюро, позволяют установить связи между участниками закупок и поставщиками продукции, в том числе зарубежными.
Письменные запросы установленной формы могут быть направлены в учреждения, организации и объединения, осуществляющие учет, обработку, накопление, систематизацию, хранение и предоставление необходимых сведений соответствующей группе пользователей. К таким учреждениям, организациям и объединениям следует отнести:
- подразделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Полученная информация позволяет проверить регистрацию потребительских товаров, ввезенных на территорию России, а также произведенных в стране и подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);
- подразделения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, которые
предоставляют сведения о наличии заявок проверяемого предприятия на приобретение, использование и уничтожение федеральных специальных марок, информацию о производстве и обороте продукции, о фактических объемах ввоза (импорта) продукции в Российскую Федерацию;
- подразделения Федеральной таможенной службы, располагающие информацией о заявленных объемах импорта продукции в Российскую Федерацию, а также о подлинности соответствующих деклараций и достоверности сведений, указанных в них;
- подразделения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, ведающие вопросами правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг;
- подразделения муниципальных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, располагающие сведениями о выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, о регистрации выданных лицензий, а также о приостановленных и аннулированных лицензиях;
- подразделения Управления по вопросам миграции МВД России, оказывающие содействие в проверке действительности разрешений на работу и патентов на осуществление трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, задействованных в процессе производства и распространения товара;
- подразделения ГИБДД МВД России, оказывающие содействие в установлении данных о зарегистрированных транспортных средствах, используемых при совершении противоправных деяний.
Сведения, содержащиеся в банках данных иных министерств и ведомств, носят «многофакторный характер, обусловленный проявлением объективных и субъективных факторов» [2, с. 2]. Они позволяют получить уточняющую информацию, касающуюся уже выявленных фактов, а также установить новые противоправные деяния.
Приведенный перечень источников ориентирующей информации не является исчерпывающим и может быть расширен для направления «дополнительных или уточняющих запросов в зависимости от потребностей расследования с учетом ситуационно-средового подхода» [17, с. 32].
Отдельным направлением информационного обеспечения процесса выявления и расследо-
вания преступлений в сфере потребительского рынка выступает использование процессуальных и непроцессуальных форм применения специальных знаний. С этой целью могут быть привлечены специалисты из числа товароведов, технологов, патентоведов, экономистов, бухгалтеров для оказания консультативной помощи и проведения предварительных исследований. В ситуации выявления нарушений в сфере потребительского рынка специалист соответствующего профиля может указать на основные отличительные признаки товаров ненадлежащего качества, используя знания о правилах оформления упаковки товара, о форме, расположении, а также о способах нанесения на него различных видов защитных элементов. Сопоставление информации, заявленной в сопроводительных документах к товару (на этикетках, в аннотациях), с предварительно установленными его свойствами (информационными, функциональными), полученными на основании внешних признаков, позволяет оценить, имело ли место нарушение установленных требований в процессе его производства. Кроме того, специалист может оказать помощь в получении сведений о технологических циклах производства, дать пояснения об используемом оборудовании и особенностях механизма следообразования с целью получения ориентирующей информации о способе и материалах, применяемых в ходе производства товаров, соблюдения условий и технологий, предусмотренных национальными стандартами и техническими регламентами.
Одним из основных источников информации является бухгалтерская документация, содержащая анализ затрат на закупку первоначального сырья и материалов, себестоимости выпускаемой продукции, расходов на оплату труда и коммунальные услуги, в том числе общей прибыли от функционирования незаконного производства в различные периоды.
Для формирования доказательственной базы по уголовному делу осуществляется комплекс криминалистических и специальных экспертных исследований, которые могут быть проведены как в экспертно-криминалистиче-ских подразделениях МВД России, так и в иных ведомствах, в том числе в негосударственных экспертных учреждениях.
В процессе их производства могут использоваться информационно-справочные ресурсы, предназначенные для идентификации анализируемых объектов, поступающих на исследование в экспертно-криминалистические лабора-
тории. Данные ресурсы необходимы для поиска сходных по внешним признакам, оформлению, составляющим элементам или строению веществ с помощью каталогов, справочной документации [18, р. 751] и натурных коллекций.
Результаты экспертиз позволяют оценить свойства потребительских товаров, их качественные и количественные характеристики, т.е. отражают признаки системы (объекта) в целом и отдельные ее (его) свойства. Совокупность признаков является моделью (образом) системы свойств познаваемого объекта. Потребительский товар, будучи объектом материального мира, системен и информативен вследствие прохождения им определенного жизненного цикла, при этом он приобретает многочисленные характеристики, которые изучаются различными областями наук [19, с. 26]. Именно поэтому такие исследования — обязательный элемент в системе познания и информационного обеспечения расследования преступлений в сфере потребительского рынка.
Финальный этап проводимого исследования заключается в оценке совокупности полученных сведений. При этом нужно учитывать достаточность полученной информации, поскольку обратная ситуация ведет «к поверхностной, неглубокой оценке фактов и событий, а избыток — к засорению информационного массива, излишней затрате сил на его обработку» [20, с. 21].
В этой связи целесообразно с момента проведения первоначальных проверочных мероприятий, направленных на фиксацию противоправной деятельности, определить необходимый блок криминалистически значимых сведений, которые должны быть установлены, в том числе посредством использования возможностей информационного обеспечения.
Перечисленные направления информационного обеспечения выявления и расследования преступлений в сфере потребительского рынка способствуют повышению эффективности принятия решений и обеспечению субъектов расследования криминалистически значимыми сведениями, необходимыми для реализации оперативно-розыскных мероприятий, выдвижения версий, планирования следственных и иных процессуальных действий. Для достижения указанных целей получаемая информация должна быть достоверной, объективной, полной, доступной, актуальной и востребованной. Также необходимо учитывать возможность ее вербального искажения, уничтожения или модификации вследствие объективных и субъективных причин.
Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 2. C. 318-326 ISSN 2500-4255-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bennett D.W. The challenges facing computer forensics investigators in obtaining information from mobile devices for use in criminal investigations / D.W. Bennett // International Journal of Digital Crime and Forensics. — 2010. — Vol. 2, № 2 (Apr. — May). — P. 27-31.
2. Паршина Е.Н. Проблемы информационного обеспечения и защиты информации в предварительном расследовании преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / Е.Н. Паршина. — Ижевск, 2004. — 26 с.
3. Колотушкин С.М. Информационно-аналитическое обеспечение выявления, раскрытия и расследования экономических преступлений / С.М. Колотушкин, А.Н. Галай // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2009. — № 4 (11). — С. 81-84.
4. Мартиросян Н.О. Современные проблемы экономических преступлений / Н.О. Мартиросян // Вопросы современной юриспруденции : сб. ст. по материалам 36-й Междунар. науч.-практ. конф., 21 апр. 2014 г. — Новосибирск : Сиб. акад. кн., 2014. — Вып. 4 (36). — С. 6-10.
5. Weisburd D. The law of crime concentration and the criminology of place / D. Weisburd // Criminology. — 2015. — Iss. 2. — P. 133-157.
6. Ильяшенко А.Н. Особенности использования оперативно-розыскной информации в криминалистической регистрации органов внутренних дел / А.Н. Ильяшенко // Общество и право. — 2011. — № 2. — С. 231-238.
7. Смирнова И.Г. Некоторые проблемы, возникающие при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации и компьютерных сетях: к вопросу о криминалистическом аспекте собирания доказательств / И.Г. Смирнова, О.А. Егере-ва // Уголовно-процессуальные и криминалистические средства обеспечения эффективности уголовного судопроизводства : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 25-26 сент. 2014 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — С. 337-342.
8. Kurlander N. Fighting Crime and Terrorism through Data Integration / N. Kurlander // Police Chief. — 2005. — Febr. — P. 16-19.
9. Белов О.А. Информационное обеспечение раскрытия и расследования преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / О.А. Белов. — М., 2007. — 27 с.
10. Дусева Н.Ю. Технико-криминалистические основы использования глобальной навигационной системы в расследовании и предупреждении преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.12 / Н.Ю. Дусева. — Волгоград, 2015. — 27 с.
11. Колосова Е.Н. Информационное обеспечение деятельности следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых в условиях неочевидности / Е.Н. Колосова // Публичное и частное право. — 2015. — № 1. — С. 175-181.
12. Бирюков В.В. Регистрационная информация: понятие, свойства и содержание [Электронный ресурс] / В.В. Бирюков // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». — 2016. — № 1 (33). — Режим доступа: http:// electronic.ruzh.org/?q=ru/system/files/Biryukov.pdf.
13. Курин А.А. Систематика криминалистической регистрации на современном этапе / А.А. Курин // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2013. — № 4 (26). — С. 98-110.
14. Ищенко П.П. Информационное обеспечение следственной деятельности: структура и функции / П.П. Ищенко // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2009. — № 12. — С. 64-67.
15. Вехов В.Б. Понятие и возможности автоматизированных рабочих мест сотрудников правоохранительных органов как технико-криминалистических средств / В.Б. Вехов // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2010. — № 1.— С. 105-112.
16 Кряжев В.С. Проверка сообщений о преступлениях в сфере экономики, совершенных организованными группами / В.С. Кряжев, Н.Ю. Никулина // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — Вып. 1 (5). — С. 226-240.
17. Ходякова Н.В. Программно-техническое обеспечение информационной деятельности ОВД: прикладной аспект / Н.В. Ходякова. — Волгоград : Волгоград. акад. МВД России, 2010. — 170 с.
18. International Food Safety Handbook: Science, International Regulation, and Control / ed. by K. Van der Heijden, M. Younes, L. Fishbein, S. Miller. — New York : Marcel Dekker, 1999. — 811 p.
19. Дронова О.Б. Криминалистическое значение свойств потребительских товаров / О.Б. Дронова // Судебная экспертиза. — 2015. — № 4 (44). — С. 20-26.
20. Батрин А.Ю. Некоторые вопросы информационного обеспечения оперативных подразделений, осуществляющих оперативный контроль организованных преступных сообществ, совершающих преступления в сфере экономики / А.Ю. Батрин // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2009. — № 4 (11). — С. 20-22.
REFERENCES
1. Bennett D.W. The challenges facing computer forensics investigators in obtaining information from mobile devices for use in criminal investigations. International Journal of Digital Crime and Forensics, 2010, vol. 2, no. 2 (April — May), pp. 27-31.
2. Parshina E.N. Problemy informatsionnogo obespecheniya izashchity informatsii vpredvaritel'nom rassledovaniiprestuple-nii. Avtoref. Kand. Diss. [Issues of information support and information protection in the preliminary investigation of crimes. Cand. Diss. Thesis]. Izhevsk, 2004. 26 p.
3. Kolotushkin S.M., Galai A.N. Information and analytical support of the detection, investigation and solving of economic crimes. Vestnik Volgogradskoi akademii MVD Rossii = Bulletin of Volgograd Academy of the Russian Internal Affairs Ministry, 2009, no. 4 (11), pp. 81-84. (In Russian).
4. Martirosyan N.O. Modern problems of economic crimes. Voprosysovremennoi yurisprudentsii. Materialy 36-i Mezhdunarod-noi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 21 aprelya 2014 g. [Issues of Modern Jurisprudence. Materials of the 36th International Research Conference, April 21, 2014]. Novosibirsk, Sibirskaya Akademicheskaya Kniga Publ., 2014, iss. 4 (36), pp. 138-141. (In Russian).
5. Weisburd D. The law of crime concentration and the criminology of place. Criminology, 2015, iss. 2, pp. 133-157.
6. Il'yashenko A.N. Specific features of using investigation information in the criminalistic registration of internal affairs bodies. Obshchestvo ipravo = Society and Law, 2011, no. 2, pp. 231-238. (In Russian).
7. Smirnova I.G., Egereva O.A. Some problems of the investigation of crimes in the sphere of computer information and computer networks: to the question of the criminalistic aspect of gathering evidence. Ugolovno-protsessual'nye i kriminalisticheskie sredstva obespecheniya effektivnosti ugolovnogo sudoproizvodstva. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferen-tsii. Irkutsk, 25-26 sentyabrya 2014 g. [Criminal Procedural and Criminalistic Means of Ensuring the Efficiency of Criminal Court Procedure. Materials of International Research Conference. Irkutsk, September 25-26, 2014]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2014, pp. 337-342. (In Russian).
8. Kurlander N. Fighting crime and terrorism through data integration. Police Chief, 2005, February, pp. 16-19.
9. Belov O.A. Informatsionnoe obespechenie raskrytiya i rassledovaniya prestuplenii. Avtoref. Kand. Diss. [Information support of solving and investigating crimes. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2007. 27 p.
10. Duseva N.Yu. Tekhniko-kriminalisticheskie osnovy ispol'zovaniya global'noi navigatsionnoi sistemy v rassledovanii ipredu-prezhdenii prestuplenii. Avtoref. Kand. Diss. [Forensic technique basics of using the global navigation system in the investigation and prevention of crimes. Cand. Diss. Thesis]. Volgograd, 2015. 27 p.
11. Kolosova E.N. Information support of the activities of investigation and operations departments of internal affairs bodies on solving and investigation of crimes in non-obvious circumstances. Publichnoe i chastnoe pravo = Public and Private Law, 2015, no. 1, pp. 175-181. (In Russian).
12. Biryukov V.V. Registration information: the concept, characteristics and content. Elektronnoe prilozhenie k «Rossiiskomu yuridicheskomu zhurnalu» = Electronic Supplement to the Russian Juridical Journal, 2016, no. 1 (33). Available at: http://electronic. ruzh.org/?q=ru/system/files/Biryukov.pdf. (In Russian).
13. Kurin A.A. The systematization of criminalistic registration at the present stage. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika = Legal Science and Law Enforcement Practice, 2013, no. 4 (26), pp. 98-110. (In Russian).
14. Ishchenko P.P. Information support of investigation activities: structure and functions. Vestnik Akademii General'noi proku-ratury Rossiiskoi Federatsii = Bulletin of the Academy of the RF Prosecutor General's Office, 2009, no. 12, pp. 64-67. (In Russian).
15. Vekhov V.B. The concept and opportunities of automated workstations for law enforcement employees as forensic technique. Vestnik Volgogradskoi Akademii MVD Rossii = Bulletin of Volgograd Academy of the Russian Internal Affairs Ministry, 2010, no. 1, pp. 105-112. (In Russian).
16. Kryazhev V.S., Nikulina N.Yu. Checking information on crimes in the sphere of economics committed by organized groups. Sibirskie ugolovno-protsessual'nye i kriminalisticheskie chteniya [Siberian Criminal Procedure and Forensic Readings]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2014, iss. 1 (5), pp. 226-240. (In Russian).
17. Khodyakova N.V. Programmno-tekhnicheskoe obespechenie informatsionnoi deyatel'nosti OVD: prikladnoi aspekt [Software and technology support of information work of the law enforcement: practical aspect]. Volgograd Academy of the Russian Internal Affairs Ministry Publ., 2010. 170 p.
18. Heijden K., Van der, Younes M., Fishbein L., Miller S. (eds). International Food Safety Handbook: Science, International Regulation, and Control. New York, Marcel Dekker, 1999. 811 p.
19. Dronova O.B. Criminalistic meaning of consumer goods' characteristics. Sudebnaya ekspertiza = Court Examination, 2015, no. 4 (44), pp. 20-26. (In Russian).
20. Batrin A.Yu. Some aspects of information support for the departments involved in operational control of organized criminal groups that commit economic crimes. Vestnik Volgogradskoi akademii MVD Rossii = Bulletin of Volgograd Academy of the Russian Internal Affairs Ministry, 2009, no. 4 (11), pp. 20-22. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Дронова Ольга Борисовна — профессор кафедры криминалистической техники учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент, г. Волгоград, Российская Федерация; e-mail: nio-va@rambler.ru.
Курин Алексей Александрович — начальник кафедры криминалистической техники учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России, кандидат технических наук, доцент, г. Волгоград, Российская Федерация; e-mail: AAKurin@mail.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Дронова О.Б. Современные возможности информационного обеспечения процесса выявления и расследования преступлений в сфере потребительского рынка / О.Б. Дронова, А.А. Курин // Всероссийский криминологический журнал. — 2017. — Т. 11, № 2. — С. 318-326. — DOI: 10.17150/2500-4255.2017.11(2)318-326.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Dronova, Olga B. — Professor, Chair of Forensic Technique, Training and Research Complex of Forensic Work, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Ph.D. in Law, Ass. Professor, Volgograd, the Russian Federation; e-mail: nio-va@rambler.ru.
Kurin, Aleksey A. — Head, Chair of Forensic Technique, Training and Research Complex of Forensic Work, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Ph.D. in Engineering, Ass. Professor, Volgograd, the Russian Federation; e-mail: AAKurin@mail.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Dronova O.B., Kurin A.A. Modern opportunities for the information support of the detection and investigation of consumer market crimes. Vserossiiskii krimino-logicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2017, vol. 11, no. 2, pp. 318-326. DOI: 10.17150/2500-4255.2017.11(2).318-326. (In Russian).