Г. Г. САРКИСЯН,
адъюнкт* 3 факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 -криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
G. G. SARKISYAN, Adjunct** of the 3rd Faculty (Training Research and Teaching Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
Scientific speciality: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Work; Operational and Investigate Activities.
УДК 004:343.102
Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел
Information Support for Activity of Operational Units of Internal Affairs Bodies
В статье исследуются понятие, сущность и назначение информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Рассматриваются понятия «информация», «информационная система», «криминальный учет», «информационное обеспечение», «информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений».
The article considers the concept, essence and function of information support for activity of operational units of internal affairs bodies. Also the concepts of information, information system, criminal record, information support, information support for activity of operational units are regarded.
Информация, информационная система, криминальный учет, информационное обеспечение, информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений.
Information, information system, criminal record, information support, information support for activity of operational units.
Для объективного и всестороннего раскрытия понятия информационное обеспечение необходимо рассмотреть такие составляющие его элементы, как информация, система информации и информационная система. Исследования многих ученых были направлены на истолкование термина «информация», однако, несмотря на всеобщую распространенность, единого и точного понимания термина «информация» не существует до сих пор. Информация (от лат. information — разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления. Рассмотрим некоторые, предлагаемые
толковыми словарями, интерпретации термина «информация»:
— информация — передаваемые устным, письменным или каким-либо иным способом сведения от одних людей к другим;
— информация — расширяющие знания об изучаемом объекте, сведения, рассматриваемые в процессе их восприятия или передачи;
— информация — данные, неизвестные до их получения, которые являются объектами обработки, передачи и хранения [10].
Активное изучение сущности термина «информация» было отмечено в 50-е гг. ХХ в. и свя-
* Ранее - заместитель начальника Отдела оперативно-разыскной информации УМВД России по Калининградской области.
** Earlier - Deputy Head of the Department of Operational-Search Information in the Department of the Ministry of the Interior of Russia on Kaliningrad Region.
166
зано с появлением «статистическои» теории информации Клода Шенона и Норберта Винера, согласно которой количественное определение информации строилось на основе понятия энтропии как меры снижения неопределенности исхода события. Л. Бриллюэн и К. Шенон в «статистической» теории воспринимают информацию как отрицание энтропии, оригинальность, передачу разнообразия, коммуникацию, связь, в процессе которой устраняется неопределенность. Н. Винер к концу 50-х гг. ХХ в. предложил рассматривать информацию как обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему, в частности приспособления к нему наших чувств.
Исследованию понятия «информация» посвятили свои работы такие известные российские ученые, как И. Б. Новик, А. Н. Колмогоров, А. Г. Мамиконов, Б. С. Украинцев, В. С. Тютин, В. Г. Афанасьев, В. А. Котельников и другие.
Наиболее подходящим, на мой взгляд, является толкование «информации» А. Г. Мамико-новым как некоторой совокупности сведений, определяющих объем знаний о различных фактах и событиях, а также их взаимодействии [1].
Применительно к деятельности полицейского ведомства нормативное понимание в наибольшей степени отражает сущность информации. В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»1 информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Это обусловливает возникновение таких понятий, как необходимая и достаточная информация для принятий конкретных действий и организации мероприятий, в том числе в процессе оперативно-розыскной деятельности [1].
Современный ритм и объемы поступающей информации показывают, что отсутствие четких схем организации информационных потоков приводит к значительным затратам на поддержание необходимых полноты и качества информации. Отсутствие упорядоченных информационных потоков затрудняет применение возможностей современных технических средств обработки информации, приводит к формированию массивов с дублирующей информацией в различных службах и на различных уровнях, а впоследствии — к длительному процессу поиска необходимой информации. Современной проблемой становится кодирование полученной информации. В подтверж-
1 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.
дение вышесказанному можно привести слова Лекса А. Ван Ганстерена: «Проблемой является не недостаток, а наоборот избыток информации. Грамотный и успешный руководитель обращается к полезной части от всего доступного массива информации». Следовательно, для эффективного использования массивов информации необходимо, в первую очередь, качественно организовать информационные процессы, а главным методологическим средством такой организации является система информации.
В связи с этим уместно привести мнение французского ученого-управленца, занимавшегося вопросами информации, И. Ложе, характеризовавшего систему информации как совокупность информации, информационных потоков и обменов. Немаловажным фактором в данном случае является то, что эта система особенна для каждой сферы деятельности и простирается далеко за ее пределы, поскольку охватывает все данные, имеющие отношение и необходимые для применения в указанной деятельности.
Такая интерпретация нашла отражение и в толковании «системы информации» нашим ученым Г. М. Воскресенским, который понимал систему информации в качестве совокупности всех видов информации, необходимых для эффективного функционирования конкретной системы.
Таким образом, система информации — это совокупность методов представления непосредственно самой информации как потенциального знания. В связи с этим можно сказать, что система информации в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел включает в себя все данные, относящиеся к работе оперативных подразделений органов внутренних дел и представляющие для них интерес, выходя при этом далеко за пределы самой оперативно-розыскной сферы органов внутренних дел.
Информация, поступающая и используемая органами внутренних дел, в том числе оперативными подразделениями, классифицируется по множеству различных признаков. Как правило, ее подразделяют на следующие виды: оперативно-розыскную, оперативно-справочную, криминалистическую, статистическую или управленческую, научно-техническую и др.
Оперативно-розыскная информация — это получаемые субъектом оперативно-розыскной деятельности с помощью специальных методов и средств фактические данные, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для предотвращения и раскрытия преступлений, розыскной работы и решения иных задач борьбы с преступностью. Оперативно-розыскная информация является разновидностью социальной информации, специфичной по цели
получения (борьба с преступностью), методам получения и режиму использования, обеспечивающему конспирацию, надежную зашифровку источников, возможность проверки сообщаемых сведений и их применение только заинтересованными работниками.
Оперативно-справочная информация — это такой вид информации, где объекты, как правило, имеют причинно-следственную связь с событием преступления; обладают внешне очевидными, зрительно воспринимаемыми регистрационными признаками [6, с. 60—66; 8].
Криминалистическая информация — это систематизированные данные о людях, трупах, способах и средствах совершения преступления, похищенных вещах, следах и вещественных доказательствах, а также других объектах, имеющих значение для расследования преступлений [5, с. 94].
Статистическая информация — это первичный материал, формирующийся в процессе исследования или наблюдения, который в последующем систематизируется, обобщается и анализируется.
Управленческая информация — это набор фактов, которые могут быть полезны при разработке и реализации управленческих решений.
Научно-техническая информация — это документированная информация, возникающая в результате научного и технического развития, а также информация, в которой нуждаются руководители, научные, инженерные и технические работники в процессе своей деятельности, включая специализированную экономическую и нормативно-правовую информацию [10].
Для своевременного и оперативного удовлетворения служебной потребности в информации создаются различные специальные учеты, предназначенные для накопления и систематизации информации. Использование учетов значительно ускоряет нахождение интересующих сведений и дальнейший их анализ, необходимый для организации мероприятий и принятия решения. Каждый учет специфичен, имеет свои объекты и служит для обеспечения необходимыми сведениями правоохранительные функции служб и подразделений органов внутренних дел. Информационную потребность оперативно-розыскной деятельности наиболее полно удовлетворяют оперативные, розыскные, оперативно-справочные и криминалистические учеты, которые можно интегрировать под общим названием «криминальные учеты».
Следовательно, криминальные учеты — это сформированные специальным способом массивы информации (данных, сведений) о лицах, событиях (фактах), предметах по их признакам, предназначенные для эффективного информационного обеспечения оперативно-розыскной
деятельности. Составными элементами криминальных учетов выступают различные картотеки, в числе которых фото- и видеотеки, картотеки дел автоматизированных банков данных (АБД) [4, с. 41—47].
Положения ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»2 указывают на конституционную норму, согласно которой только на основании федерального закона возможно хранение некоторых данных о личной жизни граждан без их согласия. Каждое ведомство самостоятельно, с принятием соответствующих нормативных актов, определяет порядок формирования и пользования своих информационных систем.
Функциональное назначение криминальных учетов рассматривается в трех направлениях:
— управленческое (обеспечивает руководителей информацией о динамике и структуре преступности, результатах работы, силах и средствах);
— оперативно-розыскное (повышение эффективности работы по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, проведению профилактических мероприятий, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и имущества);
— оперативно-служебное (сбор, обработка, хранение и использование (выдача) справочной информации).
Ведение учетов предусматривает соблюдение ряда требований:
— практичность (несложные для заполнения, унифицированные карточки; применение автоматизированных поисковых систем);
— нацеленность (разделение данных по потребностям субъектов оперативно-розыскной деятельности, выбор оптимального для организации учета уровня системы МВД России);
— точность (подробное описание каждого объекта по всем характерным ему признакам);
— своевременность (своевременное выявление и регистрация подлежащих учету объектов);
— полнота (внесение всех подлежащих учету объектов).
Основными объектами учета являются следующие:
— лица, совершившие правонарушения и представляющие оперативный интерес; преступники, без вести пропавшие, объявленные в розыск; больные и дети, не способные в силу болезненного состояния или возраста сообщить сведения о себе; психически больные, представляющие опасность для окружающих; неопознанные трупы граждан; лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-ро-
2 Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
168
зыскную деятельность (в том числе на конфиденциальной основе), и т. д.;
— события, представляющие собой задокументированные (различным способом) факты правонарушений (всех видов, в том числе преступлений), факты блокирования объектов оперативного обслуживания (установки специальных средств, расстановки специальных сил) и др.;
— предметы — вещи и другое имущество, изъятое, похищенное, выявленное в ходе следственных, оперативно-поисковых и иных мероприятий (оружие, утраченные документы, предметы антиквариата, автомототранспорт, орудия преступления, домашние животные, грузы, имеющие индивидуальные номера или отличительные особенности) [3, 11].
Учеты представляют собой своеобразные информационные системы, охватывающие определенные направления, потоки или части информации, используемые в органах внутренних дел. Отличие информационной системы от системы информации заключается в том, что если система информации представляет собой совокупность различных видов информации, используемой в процессе управления, то информационная система главным образом направлена на удовлетворение заданных в ней информационных потребностей. Это и заключает в себе важность содержательного аспекта понимания сущности системы информационного обеспечения органов внутренних дел [4; 7, с. 83].
В ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Информационные системы, используемые в органах внутренних дел, призваны обеспечивать сотрудников необходимой, систематизированной и актуальной информацией. Функционирующие же в большинстве подразделений системы органов внутренних дел информационные системы не всегда отвечают предъявляемым в настоящее время требованиям.
Информационные системы по способу организации обработки информации подразделяются на ручные (картотека), механизированные (механизированные архивы, где по механическим конвейерам или по пневмопочте передаются фолианты) и автоматизированные информационные системы, представляющие собой человеко-компьютерные системы, служащие для реализации информационных процессов. Автоматизированная информационная система (далее — АИС) состоит из информационного массива (базы данных или фонда документов);
технических средств и носителей информации (ЭВМ, различных накопителей информации); программно-языковых средств (операционной системы, СУБД, информационно-поискового языка, машинного языка и т. д.). Не секрет, что за автоматизированными системами будущее, возможно именно поэтому определение информационной системы в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ориентировано на автоматизированные информационные системы.
В настоящее время в МВД России эксплуатируется множество АИС, обслуживающих различные направления деятельности. В их числе АИС, обеспечивающие деятельность оперативных подразделений, получение правовой, справочной, статистической информации и т. д. Кроме того, существенным является получение требуемой информации в режиме реального времени. В МВД России используются как открытые для служебного пользования сотрудников АИС, так и предназначенные только для узкого круга сотрудников (информационные системы оперативных подразделений) [2].
Рассмотрев сущность понятий «информация», «система информации», «информационная система», «криминальные учеты», попытаемся определить содержание понятия «информационное обеспечение».
Под информационным обеспечением следует понимать деятельность субъектов по разработке, организации, ведению и совершенствованию функционирования информационных систем, призванную обеспечить сотрудников специальными данными, необходимыми для осуществления возложенных на него задач и функций. Информационное обеспечение органов внутренних дел является системой процессов, включающих в себя информационное обеспечение отдельных направлений деятельности по выполнению правоохранительных функций.
Информационное обеспечение призвано интегрировать в себе ввод, обработку, хранение и получение необходимой информации. Информационное обеспечение любого конкретного направления деятельности заключается в тщательном отборе из всей совокупности информации только тех сведений, которые необходимы и достаточны для эффективной организации работы того или иного субъекта. Эти сведения должны быть предоставлены в нужный момент и в необходимом объеме [9].
Таким образом, по функциональному признаку информационное обеспечение подразделяется на информационное обеспечение деятельности руководителя, информационное обеспечение планирования, информационное
обеспечение инспекторских аппаратов и т. д. Из чего следует, что термин «информационное обеспечение» относится и к функциям управления, и к деятельности отдельных структурных подразделений, а также к конкретным категориям оперативных сотрудников.
Говоря об организации оперативно-розыскного процесса, сотрудник оперативного подразделения, использующий информацию для принятия конкретного решения и планирования мероприятий, из всего имеющегося в его распоряжении массива информации отбрасывает не представляющую ценности в данной ситуации часть информации. Использование эффективной информации и отражает необходимость наличия у информации ее главных качеств — ценности, полезности. Вместе с тем понимание качества и полезности информации проявляется в конкретной ситуации. Эти свойства информации становятся особенно важными в случае управления социальными процессами, как это осуществляется органами внутренних дел. Следовательно, ценностью информации выступает такое ее свойство, которое позволяет использовать ее в процессе выбора тактики организации применяемых мер оперативно-розыскного характера для достижения цели.
На ценностные характеристики оперативно-розыскной информации влияет целый ряд факторов: объем, способы приема и методы ее переработки, скорость (быстродействие) обработки первичных данных и их своевременное предоставление субъекту оперативно-розыскной деятельности, актуальность информации и достоверность состояния отражаемого объекта, ее полнота и комплексность. Немаловажная роль отводится средствам, используемым для обработки информации, а также применяемым в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел информационным технологиям.
В связи с этим отдельным блоком следует выделить информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений, под
которым, по нашему мнению, следует понимать деятельность оперативных подразделений по формированию, ведению, использованию и совершенствованию информационных систем. Данная деятельность направлена на организацию обеспечения сотрудников оперативных подразделений совокупностью сведений в виде систематизированной информации, необходимой им для осуществления возложенных на них задач и функций.
С целью информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений создаются, формируются и используются специальные информационные системы, основанные на криминальных учетах, систематизирующих информацию об объектах, представляющих интерес для оперативных служб. Отметим, что для достижения максимальных результатов информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел не должно ограничиваться своими массивами информации, необходимо привлечение информационных систем других ведомств, государственных и негосударственных организаций России, а также полицейских служб зарубежных стран, международных органов, взаимодействующих на основе международных договоров с российскими правоохранительными органами.
Основная цель и идея внедрения системы информационного обеспечения в оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел, с последующим ее постоянным совершенствованием, заключается в повышении эффективности управления на основе обеспечения каждого конкретного сотрудника оперативного подразделения именно той качественной информацией, которая необходима для анализа ситуации и принятия эффективного решения в процессе осуществления возложенных на него задач и функций по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.
Список литературы:
References:
1. Андреев Н. Д., Антонов В. В. совершенство- 1. вание системы информационного обеспечения сотрудников ОВД: монография. Уфа, 2007. 2.
2. Горяинов К. К. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. М., 2006. 3.
3. Давыдов С. И. и др. Основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособ. Барна- 4. ул, 2007.
4. Денисов В. В., Яковец Е. Н. Организация информационно-аналитического обеспечения
Andreev N. D., Antonov V. V. Sovershenstvo-vanie sistemy informacionnogo obespecheniya sotrudnikov OVD: monografiya. Ufa, 2007. Goryainov K K Operativno-rozysknaya deyatel'-nost': uchebnik. M., 2006. Davydov S. I. i dr. Osnovy operativno-rozysknoj deyatel'nosti: ucheb. posob. Barnaul, 2007. Denisov V. V., Yakovec E. N. Organizaciya in-formacionno-analiticheskogo obespecheniya operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del: ucheb. posob. M., 2017.
оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учеб. пособ. М., 2017.
5. Загайнов В. В., Кононов Ю. Н. Оперативно-аналитическая работа как основа оперативно-розыскной деятельности в современных условиях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 1 (80).
6. Кузнецов И. Н. Информация: сбор, защита, анализ: учебник по информационно-аналитической работе. М., 2001.
7. Кулиш Г. Б., Николаев О. Э. Использование персональных данных в оперативно-розыскной деятельности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. № 3.
8. Лукашов В. А. Теоретические правовые и организационно-тактические основы ОРД органов внутренних дел. М., 1999. Ч. 1.
9. Проблемы оперативно-розыскной деятельности: сборник избранных работ В. А. Лука-шова. М., 2000.
10. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники / под ред. А. П. Ершова, Н. М. Шанского. М., 1991.
11. Яковец Е. Н. Проблемы аналитической и оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: монография. М., 2005.
5. Zagainov V. V., Kononov Yu. N. Operative-analytical work as a basis of operational investigative activities in modern conditions // Vestnik Eastern Siberia Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. 2017. № 1 (80).
6. Kuznecov I. N. Informaciya: sbor, zashchi-ta, analiz: uchebnik po informacionno-analiti-cheskoj rabote. M., 2001.
7. Kulish G. B, Nikolaev O. E. The use of persomal data in operatively-investigative activity // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. 2017. № 3.
8. Lukashov V. A. Teoreticheskie pravovye i organi-zacionno-takticheskie osnovy ORD organov vnutrennih del. M., 1999. Ch. 1.
9. Problemy operativno-rozysknoj deyatel'nosti: sbornik izbrannyh rabot V. A. Lukashova. M., 2000.
10. Terminologicheskij slovar' po osnovam in-formatiki i vychislitel'noj tekhniki / pod red. A. P. Ershova, N. M. Shanskogo. M., 1991.
11. Yakovec E. N. Problemy analiticheskoj i opera-tivno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del: monografiya. M., 2005.
170