Научная статья на тему 'Меры государственной защиты, применяемые государственными органами в современных условиях'

Меры государственной защиты, применяемые государственными органами в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
778
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / ИНФОРМАЦИЯ / УЧАСТНИКИ / ОПРОС / НАБЛЮДЕНИЕ / СВИДЕТЕЛЬ / ПОТЕРПЕВШИЙ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / РАСКРЫТИЕ / ПРЕСЕЧЕНИЕ / OPERATIVE-INVESTIGATIVE MEASURES / STATE PROTECTION / INFORMATION / PARTICIPANTS / SURVEY / OBSERVATION / WITNESS / VICTIM / JUSTICE / PREVENTION / DISCLOSURE AND SUPPRESSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеев Н.А., Новоселов Н.Г., Свистильников А.Б.

В данной статье авторы раскрывают правовые основы мер государственной защиты, которые применяются правоохранительными органами для участников уголовного судопроизводства (свидетель, потерпевший и иные участники) на современном этапе. Кроме этого, при осуществлении мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства проводятся оперативно-разыскные мероприятия (опрос, наблюдение и др.), направленные на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Также рассматривается оперативно-разыскная информация, которую получают в ходе оперативно-разыскных мероприятий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Моисеев Н.А., Новоселов Н.Г., Свистильников А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the authors reveal the legal basis of measures of state protection, which are used by law enforcement agencies for participants in criminal proceedings (witness, victim and other participants) at the present stage. In addition, the implementation of measures of state protection of participants of criminal proceedings are carried out quickly-investigation actions (survey, observation, etc.) aimed at detection, prevention, suppression and disclosure of crimes. Also considered operational-investigative information, which is obtained in the course of operational search activities.

Текст научной работы на тему «Меры государственной защиты, применяемые государственными органами в современных условиях»

2017'2

НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА

меры государственной зашиты, применяемые

государственными органами в современных условиях measures of state protection applied by the state

bodies in modern conditions

УДК 316.334

Н.А. МОИСЕЕВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) Moiseev68@yandex.ru

Н.Г. НОВОСЕЛОВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) (4722) 55-71-34

А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) Svistilnikov@mail.ru

N.A. MOISEEV,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

N.G. NOVOSELOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

A.B. SVISTILNIKOV,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в данной статье авторы раскрывают правовые основы мер государственной защиты, которые применяются правоохранительными органами для участников уголовного судопроизводства (свидетель, потерпевший и иные участники) на современном этапе. Кроме этого, при осуществлении мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства проводятся оперативно-разыскные мероприятия (опрос, наблюдение и др.), направленные на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Также рассматривается оперативно-разыскная информация, которую получают в ходе оперативно-разыскных мероприятий.

Ключевые слова: оперативно-разыскные меры, государственная защита, информация, участники, опрос, наблюдение, свидетель, потерпевший, судопроизводство, предупреждение, раскрытие, пресечение.

Abstract: in this article the authors reveal the legal basis of measures of state protection, which are used by law enforcement agencies for participants in criminal proceedings (witness, victim and other participants) at the present stage. In addition, the implementation of measures of state protection of participants of criminal proceedings are carried out quickly-investigation actions (survey, observation, etc.) aimed at detection, prevention, suppression and disclosure of crimes. Also considered operational-investigative information, which is obtained in the course of operational search activities.

Keywords: operative-investigative measures, state protection, information, participants, survey, observation, witness, victim, justice, prevention, disclosure and suppression.

Оперативно-разыскные меры подразделений государственной защиты направлены на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с угрозой лицам, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

В результате проведения оперативно-разыскных мероприятий может быть получена ценная информация о видах и формах преступного противодействия, например, о противоправном воздействии (путем угрозы жизни, здоровью, уничтожению имущества) на потерпевшего, свидетелей обвинения.

В некоторых случаях, когда участники процесса самостоятельно не заявляют о давлении, выявле-

ние фактов противоправного воздействия на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, связанных с покушением на жизнь, здоровье и имущество участников уголовного процесса, происходит в основном с помощью лиц, негласно содействующих оперативным подразделениям органов внутренних дел [1].

Негласная информация об оказании воздействия на участников уголовного процесса может быть получена от лиц из числа негласного аппарата в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий [2].

Таким образом, на верность имевшего место воздействия в отношении свидетелей, потерпев-

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА

2017'2

ших и других участников уголовного судопроизводства, с нашей точки зрения, могут указывать следующие признаки, характеризующие поведение лица, которое является носителем доказательственной информации:

проявляет в своём поведении признаки бдительности и высокой осторожности, меняет место жительства и место работы;

ищет контакты с представителями криминальных структур, имея при этом корыстные мотивы на получение выгод материального характера за сокрытие информации;

осуществляет действия по самосохранению и защите своих близких и своего имущества, приобретая оружие и иные средства самозащиты или обращаясь в частные охранные структуры, которые могли бы обеспечить его безопасность;

симулирует болезненное состояние и ложится в лечебное учреждение, в котором доступ к больным затруднен (инфекционное отделение, наркологическая клиника);

уклоняется от любых контактов с оперативными работниками.

Необходимо выделить типичные признаки, указывающие на имевшее место воздействие на свидетелей и потерпевших:

отказ без видимых причин от услуг адвоката, отказ от подачи в рамках уголовного процесса гражданского иска о возмещении вреда, причиненного преступлением;

изменение или отказ от своих ранее данных показаний, которые изобличали подозреваемого;

обращение без видимых причин с заявлением о «прощении» обвиняемого [3].

По нашему мнению, необходима упорядоченная форма оперативного поиска полезной информации не только по расследуемому уголовному делу, но и о замышляемых преступниками фактах противоправных деяний в отношении участников уголовного процесса. Для получения оперативно значимых сведений подразделения государственной защиты органов внутренних дел обязаны определить основные направления оперативного поиска с учетом собственных негласных возможностей, других оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-разыскное обеспечение расследования конкретного уголовного дела, возбужденного по оперативным материалам [4].

При выявлении преступлений, связанных с угрозой лицам, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, могут проводиться различные оперативно-разыскные мероприятия.

Опрос является эффективным оперативно-разыскным мероприятием для поиска доказательственной информации по расследуемым делам,

а также для сведений, используемых оперативными работниками для выявления и пресечения противодействия уголовному преследованию, в том числе путем противоправного воздействия на участников уголовного процесса.

По сути, опрос представляет собой гласный, негласный или зашифрованный контакт с лицом, вероятно располагающим сведениями о замыслах подозреваемых, обвиняемых и их связях по противодействию оперативным и следственным аппаратам и планируемых противоправных акциях в отношении участников уголовного процесса.

Опрос применяется в работе со свидетелями и потерпевшими в период расследования преступлений, которые по тем или иным причинам уклоняются от дачи официальных показаний. Это свидетельствует о проведенной среди них «разъяснительной» работе преступников.

Идентичное поведение является сигналом оперативным сотрудникам о том, что в этом случае может иметь место противоправное воздействие в отношении участников уголовного процесса. В такой ситуации конфиденциальность беседы и отсутствие формальности её оформления могут нейтрализовать мотивы страха и позволяют получить не только прямые показания, но и какие-либо косвенные признаки о действиях, направленных на противодействие уголовному преследованию. Это позволит применить другие оперативно-разыскные мероприятия, следственные действия по изобличению преступников и пресечению их противодействия уголовному процессу.

Правомерность разведывательной работы среди этой категории субъектов основывается на том, что они по своему статусу выступают так же, как и лица, привлекаемые к решению отдельных задач оперативно-разыскной деятельности, располагают сведениями, представляющими оперативный интерес [5].

На практике такие мероприятия проводятся лишь частично. Лишь 50% следователей поручали оперативным подразделениям установление объема информации, которой располагали фигуранты по делу, и их позиций на следствии. Около 86% оперативных работников подтвердили факты проведения ими разведывательных опросов потерпевших и свидетелей в тех же целях [6]. Существенными недостатками являются:

мероприятие осуществляется до возбуждения уголовного дела или в начальной стадии расследования;

основное давление на свидетелей и потерпевших со стороны преступников и их связей осуществляется, когда оперативно-разыскное обеспечение уголовного процесса идет на убыль [7].

Лишь в 28% случаев следователь дает поручения об организации наблюдения за поведением обвиняемых по месту жительства в период расследования уголовного дела [8].

Скрытое наблюдение представляет собой самостоятельное направление и является специализацией оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел. Конспиративность оперативно-поисковых подразделений в системе органов внутренних дел, их техническая оснащенность, накопленный опыт ведения скрытого наблюдения за криминальными структурами и их участниками позволяют получать такую оперативно значимую информацию, которая может дополнить или уточнить сведения по фактам расследуемых преступлений и о замышляемых преступниками актах противоправного воздействия на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Также обстоит дело с применением скрытого наблюдения за потерпевшими и другими лицами, причастными к событию преступления. Целесообразно проводить скрытое наблюдение в целях реализации достоверной оперативной информации и документирования обстоятельств неправомерных контактов фигурантов по делу, передачи денег и других ценностей потерпевшим, свидетелям.

Скрытое наблюдение является комплексным мероприятием, так как наряду с визуальным наблюдением за лицами, интересующими оперативные подразделения органов внутренних дел, также проводятся оперативные установки, негласное фотографирование, видеосъемка и звукозапись. В сочетании с конфиденциальным поиском скрытое наблюдение позволяет получать данные о способах и приемах готовящегося противоправного воздействия в отношении участников уголовного процесса. Оно является незаменимым при проведении оперативно-разыскных мероприятий по его пресечению и организации защиты данной категории лиц.

Приемы осуществления скрытого наблюдения определяются оперативными задачами, которые формируются оперативными сотрудниками, осуществляющими оперативно-разыскное обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства. В большинстве случаев они поручают провести скрытое наблюдение за теми объектами оперативно-разыскной деятельности, которые выявлены как преступные связи подследственных, когда требуется уточнить и проверить имеющуюся информацию. Очевидно, что такие преступные связи, оставшиеся на свободе, планируют и осуществляют запугивание потерпевших и свидетелей, связь с задержанными и арестованными, коррумпи-

= ПРАКТИКА

рованными чиновниками и другие формы противодействия уголовному преследованию.

Обращая внимание на специфику оперативно-разыскной деятельности по выявлению и пресечению противодействия преступных структур раскрытию и расследованию преступлений путем активного противоправного воздействия на участников уголовного судопроизводства, также можно отметить, что агентурный метод в его комплексном применении с другими методами оперативно-разыскной деятельности и оперативно-разыскными мероприятиями является основой решения проблем оперативно-разыскного обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства. Все другие методы оперативно-разыскной деятельности являются здесь вспомогательными, они дополняют, уточняют сведения, полученные агентурным путем, способствуют более целенаправленному и целеустремленному проведению оперативно-разыскных мероприятий по пресечению противоправного воздействия на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства [9].

Оперативно значимую информацию целесообразно классифицировать на два вида [9]:

1. Оперативно значимая информация, цель которой определяется потребностями непосредственного осуществления мер безопасности в интересах защиты жизни и здоровья лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты и обеспечения сохранности их имущества.

2. Информация, способствующая выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с угрозой лицам, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты [2].

Информация первого вида обеспечивает полную осведомленность об общей оперативно-разыскной ситуации, которую необходимо принимать во внимание при выборе методов и приемов оперативно-тактических действий, изучении личностей, замышляющих или подготавливающих акты противоправного воздействия на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, выборе оперативно-разыскных мер для нейтрализации противодействия.

С помощью подобной информации обнаруживаются наиболее слабые звенья в преступной группе, специфика отношений подозреваемых лиц и их намерения в отношении других участников уголовного процесса, планы противодействия органам уголовного преследования.

Информация второго вида необходима для прогнозирования поведения лиц, склонных к противоправному воздействию на участников уголовного судопроизводства, изучения этих

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА

20172

лиц, их криминальной активности (например, преступный опыт, связи с криминальными структурами, круг общения, сведения о прошлой преступной деятельности).

Данная информация выделяется в самостоятельный вид из-за того, что при осуществлении мер превентивного характера применяется особая тактика получения и использования оперативно-разыскной информации. Использование информации в целях предупреждения и пресечения противоправного воздействия на участников уголовного судопроизводства требует комплексного использования педагогических, криминологических знаний, умения прогнозировать развитие криминогенной ситуации и индивидуальное преступное поведение.

Предупреждение и пресечение преступлений является одной из задач оперативно-разыскной деятельности1. Исходя из вышеуказанного, информация рассматриваемого вида может эффективно использоваться для оказания предупредительного воздействия с помощью оперативно-разыскной деятельности на лиц, вынашивающих замыслы по оказанию противоправного воздействия на потерпевших и свидетелей, для устранения криминогенных факторов, толкающих их на нарушение закона [5].

Вся информация, полученная в процессе изучения конкретных лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, может служить основанием для заведения дела оперативного учета (например, дела предварительной оперативной проверки), если эти лица не поддаются предупредительному воздействию и есть основания полагать о реальной подготовке или совершении ими противоправного воздействия на участников уголовного судопроизводства.

Информационно-аналитические группы, обеспечивающие безопасность лиц, необходимо создавать для решения следующих задач:

организации собранной оперативной информации в банки данных;

профессиональной оценки перед вводом в соответствующие банки данных;

упорядочивания, организации защиты, хранения и использования информации;

анализа собранной информации специально подготовленными работниками;

подготовки прогнозов противоправного воздействия на потерпевших, свидетелей и иных участников сигнализации уголовного судопроизводства;

распространения аналитической информации среди подразделений государственной защиты

1 ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

органов внутренних дел, осуществляющих меры безопасности на территории субъекта Российской Федерации;

оценки результатов использования аналитической информации подразделениями государственной защиты органов внутренних дел, осуществляющими меры безопасности;

подготовки аналитических документов (плановых и по заданию руководителей органов внутренних дел) по проблемам обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

А также сопоставление имеющейся информации относительно противодействия уголовному преследованию дает возможность определять, какими путями, силами и средствами может быть достигнута государственная защита участников уголовного процесса.

Особый интерес представляет формирование и ведение в подразделениях государственной защиты специализированных баз данных и учетов (например, учета лиц, оказывающих противоправное воздействие на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства).

Резервом повышения результативности оперативно-разыскной деятельности подразделений государственной защиты по осуществлению мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства следует считать развитие информационного взаимодействия между оперативными подразделениями органов внутренних дел.

Вышеизложенное позволяет нам сделать следующие выводы:

1) меры безопасности должны применяться при наличии достаточных оснований полагать о возможном посткриминальном воздействии на участников уголовного судопроизводства (лишь как исключение они должны применяться на начальном этапе уже осуществляемого воздействия);

2) при наличии соответствующих оснований правомочный субъект должен принять решение об осуществлении мер безопасности независимо от того, заявлено ли ходатайство о защите, так как право индивидуума на обеспечение безопасности обусловлено конституционными положениями и не должно рассматриваться в качестве обязательного условия их применения (естественно, исключением являются меры, которые объективно не могут применяться без согласия лица, подлежащего защите, - временное помещение в безопасное место, замена документов и т.п.).

На наш взгляд, следует отказаться от термина «реальной» угрозы как условия применения всех мер безопасности (то есть общего условия их применения). Реальность угрозы необходимо установить в качестве условия применения лишь дорогостоящих мер безопасности (пере-

ПРАКТИКА

селение на другое место жительства, изменение внешности и др.), подлежащих применению чиновниками в случаях, когда другие меры не обеспечивают безопасность защищаемых лиц. Естественно, в этих случаях угроза посткриминального воздействия и становится очевидной, то есть реальной.

Полагаем, что законодателем в дальнейшем будет обращено внимание на указанные недостатки нормативных актов в области безопасности личности участников уголовного процесса и будут внесены соответствующие изменения и дополнения.

К общим условиям применения мер безопасности следует отнести и основания их отмены (прекращения).

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» меры безопасности отменяются при устранении угрозы безопасности защищаемого лица2. Кроме данного основания, в ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной защи-

2 Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

те потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» говорится о нарушении защищаемым лицом условий договора, заключенного с органом, осуществляющим меры безопасности. А в ч. 2 ст. 20 этого же закона указывается на возможность отмены мер безопасности по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты3.

Таким образом, подразделения государственной защиты не могут накопить исчерпывающую информацию о противоправных намерениях в отношении участников уголовного процесса. Поэтому проблема сбора информации, её накопления и систематизации должна решаться на уровне руководителей органов внутренних дел и оперативных подразделений на всех уровнях системы МВД России.

Также важно обеспечить взаимный обмен информацией между подразделениями государственной защиты и иными оперативным подразделениями органов внутренних дел на региональном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Литература

1. Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: мировой опыт и развитие российского законодательства (процессуальное исследование): монография. - Москва: Юрлитинформ, 2016. - 464 с.

2. Конституционно-правовые проблемы ОРД: сборник материалов Всероссийского «круглого стола»: 3 ноября 2011 г / сост. К.Б. Калиновский - Санкт-Петербург: Петрополис, 2012.

3. Алексеев А.И., Овчинский В.С. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - Москва: Проспект, 2011.

4. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - Москва: Деловой двор, 2009.

5. Шнитенков А.В., Великий Д.П. Комментарий к Федеральному закону «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». - Москва: Юстицинформ, 2007.

6. Нормативное правовое регулирование государственной защиты: сб-к нормативных правовых актов / Э.А.Васильев [и др.]. - Москва: ВНИИ МВД России, 2010.

7. ГоряиноваК.К., ОвчинскийВ.С., Шумилова А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. - Москва: ИНФРА-М., 2011.

8. Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2013. - 442 с.

9. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2013. - 399 с.

References

1. Brusnicyn L.V. Obespechenie bezopasnosti lic, sodejstvujushhih ugolovnomu pravosudiju: mirovoj opyt i razvitie rossijskogo zakonodatel'stva (processual'noe issledovanie): monografija. - Moskva: Jurlitinform, 2016. - 464 s.

2. Konstitucionno-pravovye problemy ORD: sbornik materialov Vserossijskogo «kruglogo stola»: 3 nojabrja 2011 g / sost. K.B. Kalinovskij - Sankt-Peterburg: Petropolis, 2012.

3. Alekseev A.I., Ovchinskij V.S. Kommentarij k Federal'nomu zakonu «Ob operativno-rozysknoj dejatel'nosti» (postatejnyj). -Moskva: Prospekt, 2011.

4. Vagin O.A., Isichenko A.P., Chechetin A.E. Kommentarij k Federal'nomu zakonu «Ob operativno-rozysknoj dejatel'nosti» (postatejnyj). - Moskva: Delovoj dvor, 2009.

5. ShnitenkovA.V., Velikij D.P. Kommentarij k Federal'nomu zakonu «O gosudarstvennoj zashhite poterpevshih, svidetelej i inyh uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva». - Moskva: Justicinform, 2007.

6. Normativnoe pravovoe regulirovanie gosudarstvennoj zashhity: sb-k normativnyh pravovyh aktov / Je.A.Vasil'ev [i dr.]. - Moskva: VNII MVD Rossii, 2010.

7. Gorjainova K.K., Ovchinskij V.S., Shumilova A.Ju. Operativno-rozysknaja dejatel'nost': uchebnik. - Moskva: INFRA-M., 2011.

8. DubonosovE.S. Operativno-rozysknaja dejatel'nost': uchebnik dlja vuzov - 4-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Jurajt, 2013. - 442 s.

9. MarkushinA.G. Operativno-rozysknaja dejatel'nost': uchebnik dlja vuzov - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Jurajt, 2013. - 399 s.

(статья сдана в редакцию 13.09.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.