Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / физическая культура / физическая подготовка / мотивация / физические качества / cadets / physical culture / physical training / motivation / physical qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Михаил Борисович, Алдошина Евгения Александровна, Смирнов Виктор Николаевич, Ретинская Юлия Александровна

Доказано, что важным элементом формирования личности будущего сотрудника полиции является физическая подготовка, которая создает основу общего здоровья и обеспечивает развитие личности. Выявлена зависимость физической активности от эмоциональной составляющей личности курсанта, основанной на удовлетворении внутренних побуждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Михаил Борисович, Алдошина Евгения Александровна, Смирнов Виктор Николаевич, Ретинская Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF MOTIVATION OF CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO PHYSICAL TRAINING

It has been proven that an important element in shaping the personality of a future police officer is physical training, which creates the basis for general health and development of other areas of personality. The dependence of physical activity on the emotional component of the personality of the cadet, based on the satisfaction of internal impulses.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ»

УДК 796.011.3

DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10205

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ

М.Б. Кузнецов, Е.А. Алдошина, В.Н. Смирнов, Ю.А. Ретинская

Доказано, что важным элементом формирования личности будущего сотрудника полиции является физическая подготовка, которая создает основу общего здоровья и обеспечивает развитие личности. Выявлена зависимость физической активности от эмоциональной составляющей личности курсанта, основанной на удовлетворении внутренних побуждений.

Ключевые слова: курсанты, физическая культура, физическая подготовка, мотивация, физические качества.

SOME ASPECTS OF MOTIVATION

OF CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO PHYSICAL TRAINING

Kuznetsov M.B., senior lecturer, maik5402@ rambler.ru, Russia, Orel, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov, Aldoshina E.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, aldoshin.dos@ yandex.ru, Russia, Orel, Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhina, Smirnov V.N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, smirnov-orel@ mail.ru, Russia, Orel, Oryol State Agrarian University named after N.V. Parakhina, Retinskaya Yu.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, dancefit@ mail.ru, Russia, Orel, Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhina

It has been proven that an important element in shaping the personality of a future police officer is physical training, which creates the basis for general health and development of other areas of personality. The dependence of physical activity on the emotional component of the personality of the cadet, based on the satisfaction of internal impulses.

Key words: cadets, physical culture, physical training, motivation, physical qualities.

Кузнецов Михаил Борисович, старший преподаватель, maik5402@rambler.ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,

Алдошина Евгения Александровна, канд. пед. наук, доц., aldoshin.dos@yandex.ru, Россия, Орел, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина,

Смирнов Виктор Николаевич, канд. пед. наук, доц., smirnov-orel@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Пара-хина,

Ретинская Юлия Александровна, канд. пед. наук, доц., dancefit@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Пара-хина

На сегодняшний день просматривается прогрессирующая тенденция ухудшения общего здоровья и снижение уровня физического развития курсантов образовательных организаций МВД России, а соответственно, и возрастает необходимость внесения изменений в систему высшего образования в контексте укрепления и сохранения здоровья, а также повышения уровня физической подготовленности курсантов. Изменения в сис-

теме обучения в специализированных высших учебных заведениях должны способствовать достижению целевых ориентиров в формировании и развитии профессионально значимых ка-

честв.

Физическая подготовка, являясь учебной дисциплиной в системе образовательных организаций МВД России, направлена на повышение уровня физической подготовленности, работоспособности и общего здоровья курантов и слушателей. Хорошая физическая подготовленность зачастую является одним из требований к дальнейшему прохождению и несе -нию службы в органах внутренних дел, которая наряду с хорошим физическим развитием позволяет быстрее адаптироваться к изменяющимся усло -виям труда и регулярным стрессовым факторам в процессе как обучения в вузе, так и несения службы.

Исходя из вышесказанного, эффективность результатов обучения в специализированных вузах России оценивается не только по качеству полученных знаний, но и по уровню физического развития и физической подготовленности выпускников.

Предъявляемые требования к будущим сотрудникам правоохранительных органов обусловливают необходимость в выявлении специального мотивационного фактора, который побудит курсантов и слушателей регулярно и самостоятельно заниматься физической подготовкой. Для этого необходимо разработать соответствующий алгоритм привлечения курсантов и слушателей к занятиям физической подготовкой и спортом, определенную методику и средства развития необходимых физических качеств у обучающихся [1, 2].

Одним из самых важных рычагов в достижении поставленной цели является мотивация. Необходимые мотивы возникают при необходимости удовлетворить личные или коллективные потребности курсанта. Потребность в движении, комплексном физическом развитии - это основы для занятия физической подготовкой и спортом. Соответственно для формирования личной мотивации к таким занятиям необходимо создать потреб -ность в самосовершенствовании и не только при проведении практических занятий.

Для того чтобы такая необходимость появилась у курсанта, необходимо предоставить ему информацию о значимости физического развития и занятий спортом. Необходимо проведение лекционных занятий по специальным дисциплинам, дающим знания в области анатомии, влияния движения, физической нагрузки на развитие организма.

Также необходимо оказывать своевременные консультации по вопросам тренировок - зачастую мотивация снижается при отсутствии результатов самостоятельных тренировок ввиду неумения их спланировать и осуществлять самоконтроль при выполнении комплекса упражнений [3].

В качестве отрицательных факторов также следует выделить отсутствие адекватной оценки собственного физического состояния курсантами и слушателями. Материалы и знания, полученные ими в процессе обуче-

ния физической подготовке в виде лекционных занятий, являются достаточными для получения общего представления о должном уровне физического развития. Реализация системы знаний позволяет у курсантов сформировать понимание об общей физической подготовленности, о самостоятельном использовании материально-технического потенциала образовательных организаций МВД России, физическом совершенствовании с учетом полученных знаний, об использовании стороннего контроля и самоконтроля.

Важную роль играет осознание курсантом и слушателем необходимости физического развития, например, для достижения необходимых результатов на предстоящих формах проверки знаний, умений и навыков -на практических занятиях, зачетах, комплексных и инспекторских проверках, экзаменах.

Роль преподавателя в такой деятельности нельзя недооценивать, особенно в вопросах повышения интереса обучающихся к занятиям физическими упражнениями через улучшение качественной составляющей самих практических занятий, а также формирования потребности у них в решении задач физической подготовки в рамках учебной дисциплины. Принципами, которыми должен руководствоваться профессорско-преподавательский состав в достижении этих целей, являются:

- целенаправленность занятий;

- требовательность к обучающимся;

- индивидуальный подход к курсантам и слушателям;

- должная организация и планирование занятий;

- заинтересованность преподавателя в успехах и результатах физической деятельности курсантов;

- динамичность занятий;

- эмоциональная заинтересованность и введение новых элементов в занятиях;

- обеспечение материально-технической составляющей занятий и мест их проведения.

При достижении курсантами поставленных целей и осознании полученного результата у них появляются чувства удовлетворенности от выполненной работы, радости от промежуточных итогов, закрепленности знаний и веры в эффективность процессов физического развития и самосовершенствования.

Формирование подобных целей должно быть одним из приоритетных направлений образовательных организаций МВД России для проведения учебной работы среди курсантов и слушателей. Ведь отсутствие интереса к занятиям физической подготовкой становится фактором, препятствующим появлению ожидаемых результатов.

Важно своевременно понять, что является катализатором заинтересованности курсантов и быть готовым своевременно оказать помощь к

формированию интереса к занятиям спортом путем поощрения таких интересов. Для этого необходимо пересмотреть программу обучения и внести в нее новые элементы [4, 5].

Исследования показывают, что основная физическая активность зависит во многом от эмоциональной составляющей личности курсанта, внутренних побуждений к занятиям физической подготовкой и спортом.

К психологической составляющей физической деятельности отно -

сятся:

- стимулирующее удовольствие от занятий спортом;

- чувство силы, успешности;

- чувство возможности достижения поставленных целей.

Исходя из психологических знаний, у людей присутствует потребность в оптимальном уровне психического возбуждения, который индивидуален, что и обусловливает принцип индивидуального подхода к обучению курсантов. В случае низкого уровня психического возбуждения курсант будет стремиться его повысить до оптимального любыми доступными способами, исходя из его морально-нравственного и материального состояния. Важно проследить этот момент и заинтересовать обучающегося в повышении уровня возбуждения посредством физической подготовки и занятий спортом.

Для повышения эмоционального фона занятий важно ставить задачи, способствующие бросить вызов эмоциональной составляющей личности курсанта. Однако задачи должны быть исполнимыми и дости -жимыми. В случае, если их сложность превышает уровень моральной подготовленности курсанта, то положительного результата не достичь, и как следствие, негативные изменения в настроении, снижение мотивации и результатов [6].

Из педагогического опыта известно, что курсанты начальных курсов имеют более высокий уровень физической подготовленности, в отличие от студентов гражданских вузов. Также отмечено, что в условиях окружающей учебной обстановки и психической напряженности у обучающихся отсутствует заинтересованность в занятиях спортом, так как большое количество энергии уходит на соблюдение режима дня образовательной организации МВД России и поддержание должной степени активности на занятиях. Курсанты данной группы несамостоятельны, слабо адаптированы к условиям несения службы, ввиду постоянной усталости отстранены от реальности.

Вышесказанное позволяет сделать выводы о необходимости учиты -вать психическое состояние курсантов младших курсов и разрабатывать для них программу обучения, отличающуюся от программы старших курсов. В данной ситуации основная задача преподавателя - это снять тревожность и психическое перевозбуждение, объяснить курсантам, что

физическая подготовка это не та дисциплина, которую стоит бояться и в дальнейшем от нее во многом зависит успешность освоения других теоретических дисциплин.

Также важно, чтобы все курсанты и слушатели во время занятий проявляли физическую активность, а не пассивно наблюдали за происходящим.

В упрощенном виде мотивы делят их на общие и частные. Общие мотивы обусловливают желание заниматься просто спортом, неважно каким, важен сам процесс и лица, участвующие в нем, частные - желание заниматься конкретным видом спорта, проводить конкретные упражнения и тренировки для достижения конкретных результатов [7, 8].

Важно в процессе мотивации к занятиям физической подготовкой учитывать половые различия курсантов и их целевые предпочтения. У девушек это может быть физическое совершенствование, коррекция отдельных характеристик физического развития, активный отдых, потребность в общении и т. д., у юношей - соперничество, достижение высших результатов и т. д.

В случае невозможности сформировать потребность в занятиях физической подготовкой через занятия физической подготовкой и спортом, следует использовать административный ресурс в виде различных форм контроля знаний (зачет, экзамен), системы оценок, информационных сообщений о предстоящей сдаче сессии и т. д. [9].

Таким образом, при создании учебной программы по физической подготовке в образовательных организациях МВД России важно формировать потребности и мотивы курсантов, учитывать уровень их физической подготовленности и индивидуальных предпочтений, использовать разнообразные методики обучения и физического воспитания, увеличивать количество и разнообразие используемых физических упражнений.

Список литературы

1. Герасимов И.В., Мальцева О.А. Пути повышения профессиональной мотивации у слушателей образовательных организаций МВД России // Наука-2020. 2017. № 2 (13). С. 171-175.

2. Алдошин А.В., Алдошина Е.А. Психофизическая работоспособность курсантов и слушателей Орловского юридического института МВД имени В.В. Лукьянова // Наука-2020. 2017. №2 (13). С. 223-221.

3. Герасимов И.В. Психофизическая тренировка, направленная на формирование профессиональных и личностных качеств сотрудников ГИБДД // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2016. № 1 (66). С. 36-40.

4. Алдошина Е.А., Алдошин А.В. Педагогические и медико-психологические рекомендации по оптимизации служебной деятельности оператора // Наука-2020. 2017. № 2 (13). С. 183-188.

5. Баркалов С.Н. Служебная деятельность и психофизиологическое состояние сотрудников Госавтоинспекции // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования): сб. материалов. Междунар. науч.-практ. конф. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 56-59.

6. Моськин С.А. Роль психофизической тренировки в формировании профессиональных и личностных качеств курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей: сб. статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 119-121.

7. Кузнецов М.Б., Осипов Д.В. Некоторые аспекты процесса физи -ческой и психологической подготовки сотрудников ГИБДД // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (со -стояние, проблемы, пути совершенствования): сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С.194-197.

8. Губанов Э.В., Подрезов И.Н. Роль психологической подготовки девушек-курсантов вузов системы МВД России в ходе проведения занятий по физической подготовке // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 78-82.

9. Кузнецов М.Б. Особенности организации самостоятельной физической подготовки курсантов вузов МВД России // Научный вестник Ор -ловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017. № 2 (71). С. 127-130.

References

1. Gerasimov I.V., Mal'ceva O.A. Puti povysheniya professional'noj motivacii u slu-shatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Ways of increasing professional motivation among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2017. No. 2 (13). P. 171-175.

2. Aldoshin A.V., Aldoshina E.A. Psihofizicheskaya rabotosposobnost' kursantov i slushatelej Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD imeni V.V. Luk'yanova [The psychophysical performance of cadets and students of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs named after V.V. Lukyanova] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2017. No. 2 (13). P. 223-221.

3. Gerasimov I.V. Psihofizicheskaya trenirovka, napravlennaya na formirovanie pro-fessional'nyh i lichnostnyh kachestv sotrudnikov GIBDD [Psychophysical training aimed at the formation of professional and personal qualities of traffic police officers] // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova [Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov]. 2016. No. 1 (66). P. 36-40.

4. Aldoshina E.A., Aldoshin A.V. Pedagogicheskie i mediko-psihologicheskie reko-mendacii po optimizacii sluzhebnoj deyatel'nosti operatora [Pedagogical and medico-psy-

chological recommendations for optimizing the operator's performance] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2017. No. 2 (13). P. 183-188.

5. Barkalov S.N. Sluzhebnaya deyatel'nost' i psihofiziologicheskoe sostoyanie so-trudnikov Gosavtoinspekcii [Service activity and psychophysiological state of employees of the State Traffic Inspectorate] // Management of activities to ensure road safety (state, problems, ways of improvement): collection of articles. materials. Int. scientific-practical conf. Orel: Orel Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova, 2017. P. 56-59.

6. Mos'kin S.A. Rol' psihofizicheskoj trenirovki v formirovanii professional'nyh i lichnostnyh kachestv kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii [The role of psychophysical training in the formation of professional and personal qualities of cadets and listeners of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Actual problems of physical culture and sports of cadets and listeners: collection of articles. articles. Orel: Orel Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova, 2017. P. 119-121.

7. Kuznecov M.B., Osipov D.V. Nekotorye aspekty processa fizicheskoj i psihologi-cheskoj podgotovki sotrudnikov GIBDD [Some aspects of the process of physical and psychological training of traffic police officers] // Management of activities to ensure road safety (state, problems, ways of improvement): collection of articles. materials Intern. scientific-practical conf. Orel: Orel Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova, 2017, pp. 194-197.

8. Gubanov E.V., Podrezov I.N. Rol' psihologicheskoj podgotovki devushek-kur-santov vuzov sistemy MVD Rossii v hode provedeniya zanyatij po fizicheskoj podgotovke [The role of psychological training of girls cadets of higher educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the course of physical training] // Improvement of physical training of law enforcement officers: collection of articles. articles. Orel: Orel Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Lukyanova, 2017. P. 78-82.

9. Kuznecov M.B. Osobennosti organizacii samostoyatel'noj fizicheskoj podgotovki kursantov vuzov MVD Rossii [Features of the organization of independent physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova [Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov]. 2017. No. 2 (71). P. 127-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.