инновации в сфере услуг
некоторые аспекты моделирования
инновационного развития сферы сервиса
_Аннотация
На процессы, связанные с использованием и развитием инновационного потенциала сферы сервиса, оказывает влияние ряд элементов. Они могут быть сгруппированы следующим образом:динамика расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; интенсивность НИОКР; степень инновационной активности организаций. Для перспективного планирования инновационного развития сферы сервиса необходимо формализовать связь между затратами ресурсов в данной сфере и результатами ее деятельности.
Важнейшую роль среди основных факторов, определяющих динамику развития сферы сервиса на интервале перспективного планирования, играет научно-технический прогресс (НТП). Интервалом планирования можно считать временной отрезок 15-20 лет, соответствующий большинству программ развития инновационной деятельности в регионах Российской Федерации. Анализу этого ключевого фактора и исследованию возможности воздействия на него следует уделить особое внимание при моделировании процессов развития региональной сферы сервиса.
Цена как комплексный показатель качества услуги
Для оценки степени влияния этих элементов на параметры развития инновационной сферы проведен корреляционно-регрессионный анализ. Результаты позволили выявить основные факторы, оказывающие существенное влияние на параметры инновационного развития. К ним относятся:
— численность работников, выполняющих научные исследования;
— интенсивность НИОКР;
Малафеев А.А.
канд. экон. наук, доцент
кафедры экономики и управления на предприятиях сервиса, филиал Российского государственного университета туризма и сервиса в г. Самаре, [email protected]
Ключевые слова
сфера услуг; научно-технический прогресс; корреляционно-регрессионный анализ; технико-экономические показатели; экзогенные и эндогенные факторы; эффективность; общественно необходимая потребность; НИОКР
— затраты на науку;
— исследования за счет бюджета и собственных средств организаций [1].
Сначала разделим область проявления факторов НТП в соответствии с принятой классификацией целей на внешние и внутренние. С точки зрения достижения внешних целей НТП проявляется через качество оказываемых услуг. Качество понимается как некоторый комплексный показатель, характеризующий потребительные свойства услуги и ее характеристики (полезность, своевременность, эффективность и т.д.). Очевидно, что множественность способов проявления фактора НТП через качество услуг не воляет определить какую-либо фиксирован-руппу критериев оценки НТП в достиже-ии внешних целей в моделях инновационного звития сферы сервиса. Тем не менее, необходимость управления НТП заставляет искать показатели, косвенным образом отражающие его воздействие на технико-экономические показа-ели (ТЭП) развития сферы сервиса. Таким кос-нным показателем может служить цена услуги. Естественно, что цена как комплексный показатель, отражающий, с одной стороны, затраты на оказание услуги, с другой — ее потребительные качества, не может служить однозначной оценкой НТП в достижении внешних целей. Все же цена является, по-видимому, единственным универсальным мерилом достигнутого качества услуги.
Следующий шаг — в сторону повышения эффективности услуг
Сфера сервиса может оказывать большое количество разнообразных услуг — от сугубо индивидуальных до массовых, спрос на которые зависит от их потребительных качеств и цены. Имея это в виду, определим основные требования, которые делают возможным использование цены как инструмента оценки эффективности деятельности отрасли сферы сервиса. В том случае, если характеристики услуги жестко заданы, предполагается неявно заданным и объем работ по обеспечению этих характеристик в блоке НИОКР, проводимых в отрасли
российское предпринимательство, 2009, № 3 (1)
для обеспечения необходимого качества услуг и разработке новых услуг. Для такого класса услуг, по-видимому, достаточно рассмотреть единственную цену услуги (с учетом ее изменений в отдаленные моменты времени). Если же допускается определенная градация технико-экономических показателей, то целесообразно установить соответствие между качеством услуги и ее ценой. Последнее неявно предполагает построение и исследование функций спроса. Указанное соответствие в принципе позволяет установить связь между объемом НИОКР по улучшению ТЭП услуги и изменением основных технико-экономических характеристик отрасли сферы сервиса. Как видим, указанный аспект воздействия НИОКР затрагивает так же группы внутренних целей — достижение высокоэффективной деятельности отрасли. Однако реализации внутренних целей присущи специфические особенности, на которых следует остановиться особо.
Экзогенные и эндогенные факторы
Услуги отраслей сферы сервиса содержат как элементы с медленно изменяющимися во времени ТЭП, так и элементы с быстро меняющимися показателями. Элементы второй группы в основном определяют изменение потребительных качеств услуг в целом и являются главным объектом рассмотренных выше НИОКР. Совершенствование производства услуг более консервативной группы происходит в основном за счет традиционных способов повышения эффективности. Это осуществляется путем реализации результатов НИОКР, направленных на совершенствование оборудования и технологии, используемых в производственной составляющей отраслей сферы сервиса. В методическом смысле представляется целесообразным выделить экзогенные и эндогенные факторы НТП и соответствующий им вклад в повышение технико-экономических показателей. Экзогенные факторы обусловлены в основном модернизацией стандартного оборудования, изготовляемого в других отраслях. Оценка влияния этой группы факторов может быть уста-
важнейшую роль
среди основных
факторов,
определяющих
динамику
развития
сферы сервиса
на интервале
перспективного
планирования,
играет НТП
ош ни
эффективности деятельности НИОКР
ссийское предпринимательство, 2009, № 3 (1)
новлена прогнозно-статистическими методами. Затраты отрасли по внедрению результатов экзогенного НТП следует оценивать нормативным путем.
Эндогенные факторы НТП формируются непосредственно в отрасли путем специально организованных НИОКР. Управление подобными разработками может эффективно осуществляться на принципах программно-целевого подхода. В качестве цели управления выступает заданный (или оптимизируемый) темп повышения технико-экономических показателей услуг. Средством достижения этой цели в итоге служит объем этих разработок. Управление разработками осуществляется главам образом путем выбора наиболее эффек-вных НИОКР. Следует заметить, что опреде-ние критерия эффективности представляется в данном случае весьма проблематичным. Здесь необходимо отметить, что некоторые виды НИОКР, направленные на совершенствование технологических процессов сферы обслуживания и, казалось бы, преследующие внутренние цели развития отрасли, в действительности дают для экономики комплексный эффект [2]. Сюда относятся, в частности, работы по уменьшению материалоемкости услуг и замене дефицитных материалов на менее дефицитные или более полезные. Эффект, достигаемый указанными НИОКР в рамках отрасли, состоит в уменьшении затрат на материалы и увеличении объема оказываемых услуг. Общий экономический эффект заключается в уменьшении общественно необходимой потребности в производстве некоторых материалов, а следовательно, и увеличении выпуска других видов услуг.
Эффективность НИОКР
Итак, НИОКР, проводимые в сфере обслуживания, существенным образом воздействуют, с одной стороны, на характеристики оказываемых услуг, а через них и соответствующую систему ценообразования и на ТЭП отраслевого производства услуг. А с другой — непосредственно на эффективность производственной, научно-исследовательской и проектной деятельности в
сфере сервиса через показатели фондоотдачи, производительности труда и удельной потребности в площадях.
Вместе с тем налицо усложнение проводимых НИОКР в ведущих отраслях сферы сервиса, увеличение их масштаба и сроков и, в конечном счете, их удорожание. Поэтому одна из важнейших задач развития отрасли состоит в повышении эффективности деятельности сферы НИОКР. Это достигается путем ориентации части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на повышение эффективности работы всех элементов инновационно-внедренческого кластера. В состав задач перспективного планирования инновационного развития сферы сервиса входит определение наиболее рациональных объемов работ по выделенным направлениям НИОКР. Для этой цели необходимо формализовать связь между затратами ресурсов в данной сфере и результатами ее деятельности. Разработка подобных моделей может считаться проблемной задачей, а ее решение в настоящее время весьма далеко от завершения.
Литература
1. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.economy. samregion.ru/social_ no_ekonomicheskoe_ razvi/9178/. — Загл. с экрана.
2. Ерохина Л.И. Башмач-никова Е.В. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса. — М.: Кнорус, 2004. — 224 с.
Malafeev A.A.
Cand. of Econ. Sci, assistant professor of economics and management at the service enterprises, Russian State University of Tourism and the service in Samara
Innovation in service industry
Some aspects of modeling the innovative development of service industry
Аnnotation
On the processes associated with the use and development of innovative capacity of the scope of service, influence a number of elements. They can be grouped as follows:
— Evolution of expenditures on research and development;
— R & D intensity;
— The degree of innovation activity of organizations.
For long-term planning of innovation development of the service industry it needs to formalize the relationship between the cost of resources in this industry and the results.