Научная статья на тему 'К вопросу разработки экономико-математической модели организации финансирования инноваций'

К вопросу разработки экономико-математической модели организации финансирования инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / RESEARCH AND DEVELOPMENT FINANCING / MATHEMATICAL MODEL / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малафеев Александр Анатольевич

Обосновывается необходимость разработки экономико-математической модели инновационного развития экономики региона, которая могла бы стать инструментом для принятия управленческих решений при финансировании НИОКР. Выделяются основные проблемные элементы организации финансирования НИОКР с целью их учета при разработке экономико-математической модели инновационного развития отраслей и финансирования НИОКР. Предлагается возможная структура экономико-математической модели финансирования НИОКР, учитывающая необходимость сочетать во времени НИОКР различного типа, в том числе и направленные на повышение эффективности деятельности в самой научно-исследовательской сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEAKING ABOUT AN ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODEL DEVELOPMENT OF INNOVATIONS FINANCING

The necessity of working-out an economic and mathematical model of regional economy innovative development which could become a tool for administrative decision-making at research and development financing is grounded. The basic problem elements of research and development financing for their account are displayed by working-out economic and mathematical model of innovative development of branches and research and development financings. A possible structure, considering the necessity to combine in the time research and development of various types, including ones directed to the increase of activity efficiency in the research sphere itself, is offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу разработки экономико-математической модели организации финансирования инноваций»

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

УДК 338.26/.28; 339.97 A.A. МАЛАФЕЕВ

ББК 65.05 кандидат экономических наук, доцент

филиала Российского государственного университета

туризма и сервиса в г. Самаре e-mail: nir@rgutis.edu.ru

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

Обосновывается необходимость разработки экономико-математической модели инновационного развития экономики региона, которая могла бы стать инструментом для принятия управленческих решений при финансировании НИОКР. Выделяются основные проблемные элементы организации финансирования НИОКР с целью их учета при разработке экономико-математической модели инновационного развития отраслей и финансирования НИОКР. Предлагается возможная структура экономико-математической модели финансирования НИОКР, учитывающая необходимость сочетать во времени НИОКР различного типа, в том числе и направленные на повышение эффективности деятельности в самой научно-исследовательской сфере.

Ключевые слова: инновационное развитие, финансирование НИОКР, математическая модель, эффективность.

В условиях инновационной экономики, построение которой является целью экономических реформ, проводимых государством в настоящий период, необходима модель, способная служить инструментом формирования общей стратегии инновационного развития экономики региона в интервале перспективного планирования, реализуемой путем наиболее рационального вложения средств в НИОКР. Существующие публикации по тематике управления инновационной структурой региона носят, как правило, концептуальный характер, посвящены вопросам использования правовых, организационных, экономических механизмов и не в полной мере учитывают региональную специфику. В то же время такое перспективное направление, как создание модели, способствующей принятию решений в области эффективного распределения ресурсов в инновационной сфере, пока остается нереализованным.

В разное время проблемам региональных систем большое внимание уделяли отечественные и зарубежные авторы. Следует специально указать на работы Ю. Анисимова,

И. Анженовского, Г. Аванесова, О. Астафьева, Л. Беляева, А. Гранберга, В. Гришина, О. Иншакова, В. Лексина, Н. Лапина, Е. Логинова, О. Мамедова, А. Мельникова,

A. Швецова, А. Татаркина и др. В них большое внимание уделено выявлению понятий «регион», «региональное хозяйство», их эволюции, управлению данными системами, а также разработке критериев и показателей оценки эффективности функционирования региональных систем. Исследованию общих и специфических проблем роста региональных социально-экономических систем, их эффективности большое внимание уделяли в своих работах П. Иванов, Г. Масленников,

B. Мисаков, В. Овчинников, С. Прокофьев, А. Романенко, В. Калиниченко, А. Смирнов, И. Трунин и др. Проблемы региональных производственных комплексов, их моделирование и оценка рассмотрены в трудах А. Лаврова, М. Циканова, А. Зайцевой, В. Селиверстовой, 3. Козенко, В. Христенко, И. Егоровой и др.

Тем не менее исследования перечисленных авторов неполно характеризуют специфику развития региональных социально-эко-

А.А. МАЛАФЕЕВ

номических систем в условиях модернизации национального хозяйства, радикальных экономических трансформаций. Разработка подобных моделей может считаться актуальной проблемной задачей, а ее решение в настоящее время весьма далеко от завершения.

На текущий момент можно выделить следующие стратегические цели инновационного развития экономики региона:

- восстановление, эффективное использование и развитие имеющегося инновационного потенциала, соответствующего уровню индустриальной экономики, так как создание новой наукоемкой экономики без этого невозможно;

- развитие инновационно-внедренческого кластера как структуры региональной инновационной системы.

Инновационно-инвестиционный фонд, как правило, становится центральным звеном системы взаимодействия органов государственной власти и участников инновационной структуры при финансировании инновационных проектов. Целями создания фонда являются укрепление инновационного потенциала региона, совершенствование системы поддержки малого инновационного бизнеса, внедрение передовых производственных технологий в организациях. Система финансового обеспечения инновационной деятельности основывается на принципах и нормах, заложенных в федеральном и региональном законодательстве, в частности в региональных законах о государственной поддержке инновационной деятельности на территории региона1.

Система финансового обеспечения инновационной деятельности предполагает:

- обеспечение государственной поддержки проектов на всех стадиях инновационного цикла;

- широкое использование механизма частно-государственного партнерства, принципа софинансирования, консолидации ресурсов в целях коммерциализации научно-технических разработок и реализации инновационных проектов.

Для достижения поставленных целей предполагается привлечение различных источников финансирования:

- средства федерального бюджета: участие регионов в реализации федеральных целевых и специальных программ и

проектов поддержки инновационной деятельности, в том числе федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.», развитие национальных инновационных университетов, технопарков, промышленно-технологических парков и др., реализация крупных межрегиональных проектов национального значения;

- средства регионального бюджета;

- предоставление средств на софинанси-рование реализации федеральных целевых и специальных программ и проектов, налоговых льгот, налоговых кредитов, бюджетных кредитов, долевое участие в уставном капитале юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, подготовка инновационных менеджеров2.

Существует проблема эффективного использования средств, направляемых на инновационное развитие региона.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что создание экономико-математической модели управления инновационной деятельностью позволит субъектам национальной экономики повысить свою конкурентоспособность в условиях «новой» экономики и на основе данного подхода успешно решать возлагаемые на них государственные задачи по развитию экономики России.

Формирование подобной модели предполагает, в частности, выбор некоторого конечного состояния системы. Поскольку обычно такой выбор сделать весьма затруднительно из-за недостаточной информации, то целесообразно увеличить интервал планирования до 20 лет. В этом варианте моделирования развития системы требования к точности задания ее конечного состояния существенно снижаются при сохранении желаемой точности результатов, например в 15-летнем интервале. Здесь используются магистральные свойства экономических систем, выражающиеся в малом влиянии вариаций желаемого финального состояния системы на промежуточные состояния оптимальных траекторий при достаточной длине последних3 (15-20-летний интервал планирования соответствует большинству программ развития инновационной деятельности в регионах РФ.) Однако еще не выработан

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

механизм эффективного распределения внутри инновационной структуры средств, выделяемых на инновационное развитие из различных источников.

В рамках инновационно-внедренческого кластера региона существует проблема эффективного использования средств, предназначенных для инновационного развития экономики. Финансируются проекты, прошедшие конкурсный отбор, без учета их взаимного влияния и взаимосвязи. А ведь сами НИОКР целесообразно разделить на три группы.

Товары и услуги различных отраслей содержат элементы как с медленно, так и с быстро изменяющимися во времени технико-экономическими показателями. Элементы второй группы в основном определяют изменение потребительских качеств товаров / услуг в целом и являются главным объектом НИОКР первой группы. Совершенствование производства товаров / услуг более консервативной группы происходит в основном за счет традиционных способов повышения эффективности оказания услуг и осуществляется путем реализации результатов НИОКР второй группы — группы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование оборудования и технологии, используемых в производственной составляющей отраслей экономики. В методическом смысле представляется целесообразным выделить экзогенные и эндогенные факторы НТП и их соответствующий вклад в повышение технико-экономических показателей. Экзогенные факторы обусловлены в основном модернизацией стандартного оборудования, изготовляемого в других отраслях. Оценка влияния этой группы факторов может быть установлена прогнозно-статистическими методами. Затраты отрасли по внедрению результатов экзогенного НТП следует оценивать нормативным путем. Эндогенные факторы НТП формируются непосредственно в отрасли путем специально организованных НИОКР. Управление подобными разработками может эффективно осуществляться на основе принципов программно-целевого подхода. В качестве цели управления выступает заданный (или оптимизируемый) темп повышения технико-экономических показателей товаров / услуг. Средством достижения данной цели

в итоге служит объем этих разработок. Управление разработками осуществляется главным образом путем выбора наиболее эффективных НИОКР. Следует заметить, что определение критерия эффективности представляется в данном случае весьма проблематичным. Некоторые виды НИОКР второй группы, направленные на совершенствование технологических процессов в производстве и сфере обслуживания и, казалось бы, преследующие внутренние цели развития отрасли, в действительности дают для экономики комплексный эффект. Сюда относятся, в частности, работы по уменьшению материалоемкости товаров / услуг и замене дефицитных материалов на менее дефицитные или более полезные. Эффект, достигаемый указанными НИОКР в рамках отрасли, состоит в уменьшении затрат на материалы и увеличении объема выпуска продукции / оказания услуг. Общий экономический эффект заключается в уменьшении общественно необходимой потребности в производстве некоторых материалов, а следовательно, и в увеличении выпуска других видов услуг.

Итак, НИОКР, проводимые в отрасли, существенным образом воздействуют, с одной стороны, на характеристики оказываемых товаров / услуг, а через них на соответствующую систему ценообразования и на технико-экономические показатели отраслевого производства товаров / услуг, с другой — непосредственно на эффективность производственной, научно-исследовательской и проектной деятельности в производстве и сфере сервиса через показатели фондоотдачи, производительности труда и удельной потребности в площадях. Вместе с тем налицо усложнение НИОКР, проводимых в ведущих отраслях сферы сервиса, увеличение их масштаба и сроков и в конечном счете их удорожание. Поэтому одна из важнейших задач развития отрасли состоит в повышении эффективности деятельности в самой сфере НИОКР (третья группа). Это достигается путем ориентации части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на повышение эффективности работы всех элементов инновационно-внедренческого кластера. В состав задач перспективного планирования инновационного развития экономики региона входит определение

A.A. МАЛАФЕЕВ

наиболее рациональных объемов работ по выделенным направлениям НИОКР. Для этой цели необходимо формализовать связь между затратами ресурсов в данной сфере и результатами ее деятельности.

Такое разбиение НИОКР на блоки позволит решить проблему оптимального использования финансовых ресурсов, направленных на развитие инновационного потенциала региона, и дать ответы на следующие вопросы: как определить очередность финансирования проектов, какие проекты и на каком этапе подлежат финансированию, как они сочетаются, дополняют они друг друга или существуют совершенно изолированно.

Прорисовывая основные блоки возможной математической модели инновационного развития региона, заметим, что каждый из блоков подвергается воздействиям, возникающим вне отрасли. Например, сфера производства услуг получает материалы и комплектующие изделия от предприятий других отраслей; в рамках различных направлений НИОКР отрасли используют достижения, полученные не только в данной отрасли, но и вне ее4. Сама отрасль является поставщиком результатов научных исследований, проводимых в ней, для других отраслей. Все это требует рассмотрения отрасли как открытой системы, что необходимо учитывать при построении математических моделей отдельных блоков. Однако при построении моделей блоков необходимо принимать некоторые предположения относительно характера управленческих решений в соответствующих блоках (например, оптимальность распределения средств на совершенствование технологических процессов и т.д.). Отсюда вытекает два важных следствия. Во-первых, моделирование процессов инновационного развития на верхнем уровне сопряжено с формированием решающих правил (алгоритмов принятия решений). Они определяются с точностью до параметров, значения которых уточняются при оптимизации программы развития отрасли. Во-вторых, эти алгоритмы устанавливают конструктивную взаимосвязь различных уровней системы. Другими словами, указанные решающие правила одновременно реализуют алгоритмы дезагрегации показателей верхнего уровня. Отметим здесь, что алгоритмы

агрегирования, реализующие в некотором смысле обратные процедуры, используются для идентификации характеристик и параметров моделей верхнего уровня.

С применением такого рода модели становятся возможными:

- формирование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая взаимодействие между инфраструктурными организациями;

- активизация системы формирования качественных, хорошо проработанных инновационных проектов, перспективных и реализуемых с точки зрения инвесторов;

- определение необходимого объема привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную сферу;

- оптимальное распределение средств по инновационным проектам.

Необходимо пропорционально инвестировать средства во все блоки НИОКР, лишь тогда экономический механизм инновационного развития заработает без сбоев. Решить эту проблему позволит создание экономико-математической модели инновационного развития отрасли, которая будет являться инструментом для принятия управленческих решений при определении объема финансирования, выборе проектов, планировании отдачи от вложенных ресурсов. Использование математической модели, имеющей рассмотренную структуру, будет содействовать ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, переходу экономики на инновационный путь развития.

Примечания

1 Карташова Л. Технопарковый эффект // Ученый совет. 2008. № 4. С. 37.

2 Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.samregion.ru/ social_no_ekonomicheskoe_razvi/9178/.

3 Малафеев A.A. Математическое моделирование как метод позитивной экономической науки. Самара, 2006.

4 Софронов А.Н. Влияние НТП и инноваций в смежных с туризмом отраслях на нововведения в туристической деятельности // Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии: материалы Всерос. науч.-техн. конф., Самара, 31 окт. 2008 г. Самара, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.