Некоторые аспекты межрегионального сотрудничества России и Беларуси в условиях цифровизации единого научно-технологического пространства Союзного государства
сч сч о сч
со
о ш т
X
<
т о х
X
Морозов Иван Владимирович,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Morozov.IV@rea.ru
Сурилов Меир Нисонович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Surilov.MN@rea.ru
Носенко Ксения Романовна,
аспирант кафедры государственного и муниципального управления, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Nosenko.KR@rea.ru
Развитие единого научно-технологического пространства Союзного государства должно обеспечивать целостность приоритетов региональной инновационной политики России и Беларуси. Особое внимание здесь отводиться возможностям межрегионального и приграничного взаимодействия в условиях цифровой трансформации национальных экономик стран-участниц интеграции. В статье авторы рассматривают современные аспекты межрегионального сотрудничества России и Беларуси, которые в значительной мере связаны с кризисными проявлениями, вызванными влиянием пандемии COVID-19, а также разрывом внешнеполитических и экономических контактов с западными странами. В новых реалиях цифровизация единого научно-технологического пространства, реализация устойчивой социально-экономической региональной политики, взаимодействие участников инновационной деятельности и функционирование элементов инновационной инфраструктуры должны отвечать требованиям антикризисного управления, обеспечивать импортозамещение и ориентироваться на тесную межрегиональную интеграцию, получая отражение в мероприятиях стратегий, проектов и программах Союзного государства.
Ключевые слова: единое научно-технологическое пространство, инновации, межрегиональное сотрудничество, приграничные регионы, стратегия, Союзное государство, цифровая экономика
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
В условиях интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства одним из ключевых направлений межрегионального взаимодействия становится приграничное сотрудничество [1]. Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р) приграничными геостратегическими территориями России выступают Смоленская, Псковская и Брянская области. В свою очередь их приграничное сотрудничество с Витебской, Могилевской и Гомельской областями Беларуси может рассматриваться как межрегиональное из-за наличия тесных институциональных связей в рамках Союзного государства [1, 2].
Различным направлениям развития приграничного сотрудничества на региональном уровне посвящены работы Ю.Н. Баженова, Д. Г. Васильченко, Т.С. Вертинской, Л.Н. Верченова, Г.Ю. Гагариной, С.Н. Грибовой, П.В. Дружинина, А.В. Журова, К.Е. Никульченкова, М.Ф. Ткаченко, Г. М. Федорова, Е.Г. Черняка, И.П. Черной, Е.А. Шлапеко и других авторов. Анализ данных работ позволяет сделать вывод о том, что приграничное сотрудничество выступает одной из основных форм межрегионального взаимодействия на международном уровне.
Особое место в достижении целей межрегиональной интеграции занимает развитие единого научно-технологического пространства Союзного государства (ЕНТП), а также активизация процессов цифровой трансформации национальных экономик России и Беларуси [2, 3, 4]. Ключевым аспектом становления еНтп также вступает рациональная территориальная организация инновационного сотрудничества, особенно в приграничных регионах [1, 2].
Различным аспектам формирования и развития ЕНТП посвящены труды П.А Витязя, В.В. Иванова, А.В. Маркова, И.И. Приходько, Д.А. Марушко, А.С. Ванюшкина, Р.А. Абрамова, М.С. Соколова, С.В. Деревянко и др., однако вопросы его цифровизации как фактора межрегионального сотрудничества России и Беларуси в научной литературе рассматриваются крайне мало [1, 4]. При этом следует подчеркнуть, что Стратегия пространственного развития содержит ряд институциональных предпосылок для цифровизации науки и производ-
ства, указывая на перспективы цифровой трансформации ЕНТП через цифровизацию экономического пространства [4].
В современных реалиях, связанных с восстановлением национальных экономик от последействий пандемии COVID-19, а также обострением внешнеполитической ситуации и макроэкономическими последствиями санкционного давления со стороны Запада, страны-участницы Союзного государства столкнутся с масштабными ресурсными ограничениями развития и обострением социально-экономических проблем на фоне оттока зарубежного капитала и снижения частных инвестиций разработку и внедрение цифровых технологий, что в значительной мере спровоцирует рост нагрузки на бюджеты России и Беларуси. Одной из ключевых проблем межрегионального сотрудничества в научно-технологической сфере становится высокая доля малопроизводительных и низкотехнологичных производств в структуре экономик российских регионов, решению которой может способствовать развитие дистанционной трудовой деятельности и увеличение пространственной доступности услуг за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [4].
Нарастающие диспропорции в системе рыночных отношений, в том числе связанные с разрывом цепочек поставок, затрудняют выход бизнеса на глобальные рынки, что также должно усилить межотраслевое региональное сотрудничество России и Беларуси. Ресурсные и институциональные ограничения для функционирования союзных рынков, инвестиций в НИОКР, обеспечения глобальной конкурентоспособности обостряются западными санкциями и информационным противодействием. Также на фоне оттока кадров в сфере ИТ обостряется проблема недостаточного количества квалифицированных кадров, что будет стимулировать региональную и отраслевую неравномерность цифровизации ЕНТП [2, 4].
Отметим, что в союзных программах, связанных с развитием цифровой экономики в России и Беларуси, основой акцент сосредоточен на создании ИКТ-инфраструктуры и условий для электронной коммуникации между властью, бизнесом и обществом [5]. При этом слабо детализированы положения по внедрению и развитию в промышленность и сельское хозяйство интернета вещей, больших данных и искусственного интеллекта, программ подготовки и переподготовки кадров, создания новых высокопроизводительных рабочих, значительно увеличивающих добавленную стоимость не только в секторе ИКТ, но и в широкой системе межотраслевых связей [2, 4].
Описанные особенности и проблемы цифровизации ЕНТП будут значительным образом сдерживать потенциал межрегионального сотрудничества России и Беларуси, что актуализирует поиск направлений их своевременного решения.
В современных реалиях происходит масштабная передача полномочий на региональный уровень, так как жесткая централизованная система не показала ожидаемой эффективности в решении задач регионального развития. Регионы должны сосредоточиться на своих сильных сторонах и активах и развивать индивидуальные стратегии регионального развития. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на развитии только отстающих областей, новая государственная региональная политика должна распространяться на все регионы, позволяя адаптировать ее к конкретным условиям. Акцент должен сместиться в сторону повышения конкурентоспособности союзных компаний, росту интереса к политике кластеров и аналогичным инструментам по развитию межрегионального сотрудничества для обмена знаниями между фирмами [3, 6].
Многие изменения в области цифровизации ЕНТП и улучшения условий ведения бизнеса в данной сфере связаны с инновациями. Инновационная политика Союзного государства должна обеспечить активизацию идеи пространственных полюсов роста, способствующих развитию регионов за счет внутренних факторов. Целесообразно стимулировать создание инфраструктуры в виде промышленных зон, технопарков и технологических центров. В дополнение к традиционному выделению отстающих в социально-экономическом развитии территорий для получения региональной помощи следует выделять приграничные районы для промышленной реструктуризации, формировать полюса конкурентоспособности и передовые сельские центры, обеспечивающие импортозаме-щение [7].
Для развития межрегионального сотрудничества в условиях цифровизации ЕНТП органам власти России и Беларуси следует:
1) инициировать разработку правовой, финансовой и административной базы для активизации межрегионального сотрудничества в вопросах цифровой трансформации;
2) обеспечить консенсус и согласованность между стратегическими приоритетами территориального развития, особенно в приграничных регионах, в части целей, сроков и реализуемых мероприятий с учетом современных вызовов и неопределенностей;
3) обеспечить единство сбора и анализа информации, координацию процесса обсуждения полученных результатов, а также создание базы данных, касающихся потребностей и возможностей регионального развития;
4) найти баланс в разделении полномочий между отраслями, регионами и уровнями власти, проводить мониторинг результатов политики, устраняя информационные пробелы и улучшая качество принятия решений субъектами на всех уровнях власти;
х
X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м м
сч сч о сч
fO
о ш Ш X
<
m о х
X
5) создавать специальные районные или межмуниципальные совместные органы власти для реализации целей географической координации по ряду сфер (транспорт, образование, водоснабжение и т. д.) между муниципалитетами, выходящими за пределы административных границ;
6) создание неофициальных координирующих органов, опирающихся на существующие сообщества (цифровые платформы, ассоциации, партнерства стратегического планирования, межрегиональные рабочие группы и др.);
7) активизировать заключение межмуниципальных договоров и торговый обмен услугами для развития инновационной деятельности и активизации цифровой трансформации.
Данные направления могут стать основой для формирования целостного механизма стратегического управления межрегиональным сотрудничеством России и Беларуси в условиях цифровизации ЕНТП. Стратегии социально-экономического развития приграничных регионов должны учитывать сложившиеся институциональные условия и лучшие практики для обеспечения согласованности формируемой региональной политики России и Беларуси в условиях цифровой трансформации [7].
Учитывая, что выбор инструментов управления межрегиональным сотрудничеством зависит от стратегических целей государственной региональной политики, возможностей и ограничений конкретной территории целесообразно руководствоваться набором принципов устойчивого пространственного развития [8], зарекомендовавшим себя при практической реализации. При обеспечении межрегионального сотрудничества России и Беларуси в условиях цифровизации ЕНТП могут быть внедрены следующие принципы:
1) обеспечение единого видения будущего и стратегических целей региональной инновационной политики, основанных на критериях SMART (цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ограниченными по времени);
2) высокая степень политической поддержки -реализация инновационно ориентированных стратегий устойчивого регионального развития должна поддерживаться союзными органами управления и влиятельными общественно-политическими институтами;
3) реализация горизонтальной интеграции как в отношении отраслевых сфер, так и управленческих рамок, например, в формате межведомственного взаимодействия по вопросам развития и циф-ровизации ЕНТП;
4) реализация вертикальной интеграции предполагает согласованность стратегий устойчивого регионального развития с приоритетами и механизмами цифровой трансформации ЕНТП, определенными на различных уровнях власти (национальном, региональном, местном);
5) партисипация, предполагающая вовлечение в процессы разработки, реализации, доработки стратегий устойчивого регионального развития всех заинтересованных лиц в вопросах цифрови-зации ЕНТП (консультации, диалог с заинтересованными сторонами, онлайн-инструменты, консультативные советы и т. д.);
6) расширение механизмов поиска ресурсов и их внедрения в мероприятия развития ЕНТП (бюджет, стратегии, проекты, программы, планы действий), а также создание институциональных и кадровых ресурсов для их функционирования в цифровой среде;
7) мониторинг, оценка и корректировка мероприятий, связанных с развитием ЕНТП, так как реализация стратегий устойчивого регионального развития должна отслеживаться в количественном и качественном выражении с целью последующей корректировки.
Таким образом, проведенное исследование позволило рассмотреть ряд аспектов межрегионального сотрудничества России и Беларуси в условиях цифровизации ЕНТП, определить ряд принципов и сформулировать рекомендации для их последующего учета наднациональными, региональными и местными органами власти.
Литература
1. Абрамов Р.А., Кулапов М.Н., Соколов М.С. Тренды управления развитием приграничного сотрудничества геостратегических территорий в процессе формирования Союзного государства России и Беларуси // Инновации и инвестиции. 2020. № 10. С. 26-29.
2. Соколов М.С., Сурилов М.Н. Проблемы формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства России и Беларуси // АНИ: экономика и управление. 2018. №3 (24). С. 263-266
3. Абрамов Р.А., Стрельченко С.Г., Деревянко С. В. Межрегиональное сотрудничество в интеграционных процессах Союзного государства // Пространственная экономика. 2016. № 4-5. С.153-173
4. Соколов М.С., Марушко Д.А. Проблемы цифровизации Союзного государства Беларуси и России // Проблемы управления (Минск). 2020. № 2 (76). С. 31-35
5. Витязь П. А. Формирование единого научно-технического пространства Союзного государства России и Беларуси в рамках союзных программ // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. №1. С.47-52
6. Приходько И.И., Ванюшкин А.С. Научно-технические приоритеты в контексте формирования единого инновационного пространства Российской Федерации и Республики Беларусь // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2020. №3. С.104-111
7. Деревянко С.В. Приоритетные направления интеграции региональных инновационных систем стран Союзного государства // Инновации и инвестиции. 2017. №10. С.5-9
8. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития европейского континента [Электронный ресурс] // Council of Europe. -Режим доступа: http://www.coe.int/t/dgap/localdemocracy/cemat/Vers ionPrincipes/ Russe.pdf.
Some aspects of interregional cooperation between Russia and Belarus in the context of digitalization of the unified scientific and technological space of the Union State Morozov I.V., Surilov M.N., Nosenko K.R.,
Plekhanov Russian University of Economics
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
The development of a unified scientific and technological space of the Union State should ensure the integrity of the priorities of the regional innovation policy of Russia and Belarus. At the same time, special attention should be paid to the possibilities of interregional and cross-border cooperation in the context of digital transformation of the national economies of the integration member countries. In the article, the authors consider modern aspects of interregional cooperation between Russia and Belarus, which are largely related to the crisis manifestations caused by the impact of the COVID-19 pandemic, as well as the rupture of foreign policy and economic contacts with Western countries. In the new realities, the digitalization of a single scientific and technological space, the implementation of a sustainable socio-economic regional policy, the interaction of participants in innovation activities and the functioning of elements of innovation infrastructure should meet the requirements of anti-crisis management, ensure import substitution and focus on close interregional integration, being reflected in the activities of strategies, projects and programs of the Union State.
Keywords: unified scientific and technological space, innovations, interregional cooperation, border regions, strategy, Union State, digital economy
References
1. Abramov R.A., Kulapov M.N., Sokolov M.S. Trends in managing the
development of cross-border cooperation of geostrategic territories in the process of forming the Union State of Russia and Belarus // Innovations and Investments. 2020. No. 10. S. 26-29.
2. Sokolov M.S., Surilov M.N. Problems of formation of a single scientific and
technological space of the Union State of Russia and Belarus // ANI: Economics and Management. 2018. No. 3 (24). pp. 263-266
3. Abramov R.A., Strelchenko S.G., Derevyanko S.V. Interregional cooperation in the integration processes of the Union State // Spatial Economics. 2016. No. 4-5. pp.153-173
4. Sokolov M.S., Marushko D.A. Problems of Digitalization of the Union State
of Belarus and Russia // Management Problems (Minsk). 2020. No. 2 (76). pp. 31-35
5. Vityaz P. A. Formation of a single scientific and technical space of the
Union State of Russia and Belarus in the framework of union programs // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2011. №1. pp.47-52
6. Prikhodko I.I., Vanyushkin A.S. Scientific and technical priorities in the
context of the formation of a single innovation space of the Russian Federation and the Republic of Belarus // Uchenye zapiski Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Economics and Management. 2020. №3. pp.104-111
7. Derevianko S.V. Priority directions of integration of regional innovation
systems of the countries of the Union State // Innovations and investments. 2017. No. 10. S.5-9
8. Fundamental principles of sustainable spatial development of the
European continent [Electronic resource] // Council of Europe. - Mode of access:
http://www.coe.int/t/dgap/localdemocracy/cemat/VersionPrincipes/Russ e.pdf.
X X О го А С.
X
го m
о
2 О
м м