Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ПРИГРАНИЧНЫХ СТРАН В СФЕРЕ МИГРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ПРИГРАНИЧНЫХ СТРАН В СФЕРЕ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРИГРАНИЧНЫЕ СТРАНЫ / ВОПРОСЫ МИГРАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харламов Сергей Олегович, Дурнев Владимир Сергеевич

На основе результатов проведенной научно-исследовательской работы представлена характеристика международного сотрудничества с правоохранительными органами приграничных стран и некоторые рекомендации при осуществлении такого сотрудничества с учетом данных Главного управления по вопросам миграции МВД России по российско-белорусскому и российско-казахстанскому сотрудничеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF INTERNATIONAL COOPERATION OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF BORDER COUNTRIES IN THE FIELD OF MIGRATION

Based on the results of the research work, a description of international cooperation with law enforcement agencies of border countries and some recommendations for the implementation of such cooperation, taking into account the data of the Main Directorate for Migration of the Ministry of Internal Affairs of Russia on Russian-Belarusian and Russian-Kazakhstan cooperation, is presented.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ПРИГРАНИЧНЫХ СТРАН В СФЕРЕ МИГРАЦИИ»

Научная статья УДК 341:342:314.7

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-249-253 NIION: 2015-0066-3/22-368 MOSURED: 77/27-011-2022-03-567

Некоторые аспекты международного сотрудничества органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными органами приграничных стран

в сфере миграции

Сергей Олегович Харламов1, Владимир Сергеевич Дурнев2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 xardd66@mail.ru

2 vladur@bk.ru

Аннотация. На основе результатов проведенной научно-исследовательской работы представлена характеристика международного сотрудничества с правоохранительными органами приграничных стран и некоторые рекомендации при осуществлении такого сотрудничества с учетом данных Главного управления по вопросам миграции МВД России по российско-белорусскому и российско-казахстанскому сотрудничеству.

Ключевые слова: международное сотрудничество, правоохранительные органы, приграничные страны, вопросы миграции, стратегическое планирование, Республика Беларусь, Республика Казахстан

Для цитирования: Харламов С. О., Дурнев В. С. Некоторые аспекты международного сотрудничества органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными органами приграничных стран в сфере миграции // Вестник экономической безопасности. 2022. № 3. С. 249-253. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-249-253.

Original article

Some aspects of international cooperation of the internal affairs bodies of the Russian Federation with law enforcement agencies of border countries in the fieldof migration

Sergey O. Kharlamov1, Vladimir S. Durnev2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 xardd66@mail.ru

2 vladur@bk.ru

Abstract. Based on the results of the research work, a description of international cooperation with law enforcement agencies of border countries and some recommendations for the implementation of such cooperation, taking into account the data of the Main Directorate for Migration of the Ministry of Internal Affairs of Russia on Russian-Belarusian and Russian-Kazakhstan cooperation, is presented.

Keywords: international cooperation, law enforcement agencies, border countries, migration issues, strategic planning, Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan

For citation: Kharlamov S. O., Durnev V. S. Some aspects of international cooperation of the internal affairs bodies of the Russian Federation with law enforcement agencies of border countries in the field of migration. Bulletin of economic security. 2022;(3):249-53. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-249-253.

Опираясь на результаты проведенной научно-исследовательской работы (в соответствии с п. 215 Плана научной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя на 2021 год, далее по

© Харламов С. О., Дурнев В. С., 2022

тексту «НИР»), международное сотрудничество органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными органами приграничных стран в сфере миграции можно определить как деятельность

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

рассматриваемых органов, обслуживающих территории, имеющие общие границы, основанную на источниках международного и национального права, выражающуюся в согласованных действиях данных субъектов, нацеленную на решение задач в сфере миграции. В узком смысле, со стороны Российской Федерации - это деятельность подразделений по вопросам миграции во главе с Главным управлением по вопросам миграции МВД России, связанная с реализацией государственных функций и оказанием государственных услуг в сфере миграции. В широком -любая другая деятельность всевозможных структур, относимых к органам внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией и полномочиями, затрагивающая отношения в сфере миграции, например в оперативно-разыскном и административном аспектах.

Наибольшее развитие в вопросах рассматриваемых аспектов международного сотрудничества у Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. В некотором смысле, российско-белорусское и российско-казахстанское сотрудничество можно рассматривать как ориентир для развития отношений с другими приграничными странами. В частности, с приграничными странами из перечня государств-участников таких международных организаций как Содружество независимых государств и Евразийский экономический союз.

Так, сотрудничество с белорусской стороной в исследуемом периоде осуществлялось в рамках реализации Плана мероприятий по формированию единого миграционного пространства [1]. В основе российско-белорусского сотрудничества также ряд других документов, среди которых можно выделить Решение «О концепции сотрудничества государств-участников Содружества независимых государств в противодействии незаконной миграции» [2].

Несомненным достижением в российско-белорусского сотрудничества стала разработка и принятие Концепции миграционной политики Союзного государства [3].

Во исполнение подпункта 2.1 Плана [1] территориальными органами МВД России, расположенными в приграничных с Республикой Беларусь субъектах Российской Федерации, совместно с органами Пограничной службы ФСБ России и компетентными органами Республики Беларусь на постоянной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению каналов незаконной миграции.

За 2020 год территориальными органами МВД России, расположенными в приграничных с Республикой Беларусь регионах, проведено свыше 9,6 тыс. проверочных мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства Рос-

сийской Федерации, в том числе проверено 8,3 тыс. объектов жилого сектора и мест компактного проживания иностранных граждан. Выявлено 4,9 тыс. административных правонарушений в сфере миграции. В отношении иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство Российской Федерации, принято 842 решения о неразрешении въезда, 149 - о сокращении срока временного пребывания, 4,9 тыс. - решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации, 254 -о депортации.

В рамках проводимых проверочных мероприятий осуществляется проверка иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящих на миграционном учете на подведомственных территориях, имеющих разрешения на временное проживание и виды на жительство, а также лиц, проживающих в населенных пунктах, расположенных вблизи Государственной границы Российской Федерации.

С целью отработки оперативной информации, а также обсуждения актуальных вопросов взаимодействия территориальных органов МВД России и МВД Республики Беларусь приграничных регионов проводятся рабочие встречи, в рамках которых обсуждаются механизмы работы по выявлению и пресечению каналов незаконной миграции, по профилактике правонарушений и преступлений, а также вопросы по выявлению иностранных граждан, находящихся в приграничных районах с поддельными документами.

В связи с закрытием границ и принимаемыми государствами мерами по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году российско-белорусские рабочие встречи по вопросам приграничного сотрудничества МВД России и МВД Республики Беларусь проводятся на регулярной основе в дистанционном формате.

Далее рассмотрим сотрудничество с Республикой Казахстан.

Среди документов в основе российско-казахстанского сотрудничества можно выделить Соглашение о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий [4]. В 2020 году Главным управлением по вопросам миграции МВД России совместно с заинтересованными подразделениями МВД России рассмотрен проект Протокола о внесении изменений в Соглашение [4], а также соответствующий проект распоряжения Правительства Российской Федерации, подготовленные Минтрансом России в целях упразднения ряда пунктов пропуска через российско-казахстанскую государственную границу в связи с отсутствием целесообразности их функционирования (согласовано Главным управлением по вопросам миграции МВД России - письмо МВД России от 1 сентября 2020 г. № 1/9681).

Работа по борьбе с незаконной миграцией правоохранительных органов приграничных субъектов Российской Федерации и Республики Казахстан осуществляется путем разработки совместных планов, проведения скоординированных специальных операций, оперативно-профилактических, разыскных мероприятий, исполнения международных поручений и запросов в рамках правовой помощи по уголовным делам, обмена соответствующей информацией.

По итогам 2020 года территориальными органами МВД России, расположенными в приграничных с Республикой Казахстан субъектах Российской Федерации, проведено свыше 63,4 тыс. проверочных мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации. Проверке подверглись объекты строительства, торговли, сельского хозяйства, бытового обслуживания и иные. Проверено 49,6 тыс. объектов жилого сектора и мест компактного проживания иностранных граждан.

В результате проведенных проверочных мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства в 2020 г. (по статьям 18.8-18.10, 18.15-18.17, 19.27 КоАП РФ [5] Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) задокументировано 60,2 тыс. административных правонарушений.

В отношении иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство Российской Федерации, принято 15,9 тыс. решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, 2,3 тыс. - о сокращении срока временного пребывания, 2,3 тыс. -об административном выдворении за пределы Российской Федерации, 1,2 тыс. - о депортации.

В целях повышения эффективности проводимых мероприятий и расширения профессионального взаимодействия правоохранительными органами приграничных субъектов Российской Федерации и Республики Казахстан проводятся рабочие встречи по приграничному сотрудничеству, в рамках которых осуществляется обмен статистической информацией, информационно-аналитическими материалами, сведениями об изменениях в законодательстве сторон.

Далее изложим ряд выводов по результатам НИР, в том числе с учетом вышеизложенных данных о российско-белорусском и российско-казахстанском сотрудничестве.

Международное сотрудничество органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными органами приграничных стран по вопросам миграции, может осуществляться в договорной, институциональной, представительской и иных формах.

Исходя из положений Концепции приграничного сотрудничества [6], при реализации приграничного сотрудничества необходимо:

- проводить оценку миграционной ситуации;

- вырабатывать комплекс совместных действий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, с учетом подведомственности дел МВД России;

- прорабатывать механизмы возможного упрощения режима временного пребывания для жителей приграничных территорий Российской Федерации;

- разрабатывать совместные меры по регулированию миграционных потоков;

- обмениваться информацией об иммиграционном законодательстве и порядке пересечения государственной границы сопредельных государств местными жителями;

- разрабатывать меры, направленные на создание условий по приему и временному размещению беженцев и переселенцев в случаях их экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации;

- осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных стран при решении вопросов, связанных с депортацией нелегально находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан с приграничных территорий;

- производить обмен информацией по вопросам оперативной обстановки и выработки необходимых мер борьбы с незаконной миграцией на приграничных территориях;

- осуществлять сотрудничество в сфере социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации;

- осуществлять научное и гуманитарное сотрудничество.

Реализация приграничного сотрудничества в сфере миграции может быть осуществлена посредством:

- участия сотрудников Главного управления по вопросам миграции МВД России, а также подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России в приграничных регионах в разработке международных договоров, в том числе соглашений о приграничном сотрудничестве с иностранными государствами;

- проведения, в рамках сотрудничества, совместного анализа миграционной ситуации, в том числе на приграничных территориях;

- участия в разработке документов планов, программ и иных документов в части проведения мероприятий международного характера;

- участия сотрудников Главного управления по вопросам миграции МВД России, а также подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России в приграничных регионах при про-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ведении специальных мероприятий на территории иностранных государств, а также участие представителей правоохранительных органов иностранных государств в проведении специальных мероприятий на территории Российской Федерации;

- проведение встреч, консультаций и иных мероприятий организационного характера.

Международное сотрудничество органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными органами приграничных стран по вопросам миграции может осуществляться с учетом следующих принципов:

- направленность на профилактику и борьбу с административными правонарушениями и уголовными преступлениями в соответствии с подведомственностью дел МВД России;

- взаимосвязь с основными направлениями деятельности подразделений по вопросам миграции МВД России по реализации государственных функций и оказанию государственных услуг в сфере миграции;

- учет положений источников международного права;

- учет национального законодательства Российской Федерации, а также системы документов стратегического планирования Российской Федерации;

- учет особенностей миграционной ситуации, на которую в настоящее время оказывает сильное влияние пандемия COVID-19.

Список источников

1. Постановление № 21 Совета Министров Союзного государства «О Плане мероприятий по формированию единого миграционного пространства на территориях государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2017-2020 годы» (Принято в г. Санкт-Петербурге 16.06.2017) // www. consultant.ru: Правовой сайт КонсультантПлюс. 2022. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=INT&n=60971#u4KOVxSaYmGwKYam (дата обращения: 01.02.2022).

2. Решение Совета глав государств СНГ «О Концепции сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции» (Принято в г. Астане 16.09.2004) // www.consultant.ru: Правовой сайт КонсультантПлюс. 2022. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= INT&n=28319#zBgNVxSwb2oCJ5HG (дата обращения: 01.02.2022).

3. Постановление № 6 Высшего Государственного Совета Союзного государств «О Концепции миграционной политики Союзного государства» (Принято в г. Минске, Москве 04.11.2021) // www. consultant.ru: Правовой сайт КонсультантПлюс. 2022.

URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=INT&n=68228#YA4NVxSUC9eVP9Q61 (дата обращения: 01.02.2022).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 нояб. 2005 г. № 2026-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан» // www.consultant.ru: Правовой сайт КонсультантПлюс. 2022. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n= 355205&dst= 100007#E4AMVxSSCG7ma6BG2 (дата обращения: 01.02.2022).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // www.consultant.ru: Правовой сайт КонсультантПлюс. 2022. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 01.02.2022).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 окт. 2020 г. № 2577-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации» // www.consultant.ru: Правовой сайт КонсультантПлюс. 2022. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364572/c305c 69348b9f3b7d45a934c41f7f464972848ed/ (дата обращения: 01.02.2022).

References

1. Decree No. 21 of the Council of Ministers of the Union State «On the Action Plan for the Formation of a Common Migration Space in the Territories of the States Parties to the Treaty on the Establishment of the Union State for 2017-2020» (Adopted in St. Petersburg on June 16, 2017) // www.consultant.ru: Legal site ConsultantPlus. 2022. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=60971#u4K OVxSaYmGwKYam (accessed: 01.02.2022).

2. Decision of the Council of CIS Heads of State «On the Concept of Cooperation between the Member States of the Commonwealth of Independent States in Combating Illegal Migration» (Adopted in Astana on September 16, 2004) // www.consultant.ru: Legal site ConsultantPlus. 2022. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online .cgi?req=doc&base=INT&n=28319#zBg NVxSwb2oCJ5HG (accessed: 01.02.2022).

3. Resolution No. 6 of the Supreme State Council of the Union States «On the Concept of the Migration Policy of the Union State» (Adopted in Minsk, Moscow on 04.11.2021) // www.consultant.ru: Legal site ConsultantPlus. 2022. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=68228#YA4 NVxSUC9eVP9Q61 (accessed: 01.02.2022).

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated 24 November. 2005 No. 2026-r «On the signing of the Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Kazakhstan on the procedure for crossing the Russian-Kazakh state border by residents of the border areas of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan» // www.consultant.ru: ConsultantPlus legal website. 2022. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=355205 &dst=100007#E4AMVxSSCG7ma6BG2 (accessed: 01.02.2022).

5. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30 December. 2001 No. 195-FZ (as amended and supplemented) // www.consultant.ru: Legal site ConsultantPlus. 2022. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34661/ (accessed: 01.02.2022).

6. Decree of the Government of the Russian Federation dated 7 October. 2020 No. 2577-r «On approval of the Concept of cross-border cooperation in the Russian Federation» // www.consultant.ru: ConsultantPlus legal website. 2022. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_364572/c305c69348b9f3b7d45a934c4 1f7f464972848ed/ (accessed: 01.02.2022).

Информация об авторах

С. О. Харламов - начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

В. С. Дурнев - доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

S. O. Kharlamov - Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

V. S. Durnev - Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 23.06.2022; принята к публикации 08.08.2022.

The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 23.06.2022; accepted for publication 08.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.