Научная статья на тему 'Приграничное сотрудничество Российской Федерации в стратегии пространственного развития страны'

Приграничное сотрудничество Российской Федерации в стратегии пространственного развития страны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
176
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ АССИМЕТРИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / CROSS-BORDER COOPERATION / SPATIAL DEVELOPMENT / SOCIO-ECONOMIC ASYMMETRY / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Банников А.Ю.

В статье рассматривается проблема приграничного сотрудничества Российской Федерации в Стратегии пространственного развития страны. Дается анализ условий и рисков пространственного развития Российской Федерации в части международного и приграничного сотрудничества. Наряду с этим обозначаются основные направления встраивания российских регионов в цепочки создания добавленной стоимости на основе их перспективной специализации в мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Банников А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-BORDER COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE STRATEGY OF SPATIAL DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

In this article is investigated the problem of cross-border cooperation of the Russian Federation in the Strategy of spatial development andanalyzedthe risks of the spatial development of the Russian Federation in terms of international and cross-border cooperation. At the same time, it is described the main directions of embedding Russian Federation’s regions into value-added chains based on their prospective specialization in the world economy. Regions of Russian Federation have an active foreign economic activity. For most of the territories such activity is significant, and in some cases -it is a dominant factor in socioeconomic development. The border-straddling location is one of the most important factors of socio-economic development of the regions at different territorial levels. The border-straddling regions have a role of natural "bridges" for the economic cooperation of neighboring countries. There are seven directions of long-term spatial development of border-straddling Russian Federation’s regions in order to enhance their inter-regional, cross-border and international cooperation in a common Eurasian and global economic space: 1) Reducing the dependence of the economy from the impact of fluctuations on the world market of energy commodities and other primary products. That reducing must be based on the diversification of the regional economy structure; 2) Diversification of the structure of production and exports based on increasing the share of high-tech goods and services; 3) Effective use of logistics and infrastructure advantages based on the development of international transit through the network of Russian railways along the international transport corridors "North-South" and "West-East"; 4) Increasing the level of energy supply of the economy on the basis of the development of energy networks and new generation capacities, the introduction of energy-saving technologies and the expansion of the use of renewable energy sources; 5) Assistance to industrial modernization of industrial enterprises with a view to increasing the competitiveness of their products; 6) Preservation and multiplication of the personnel potentiall of the regions based on the stabilization of regional labor markets, raising the level and quality of life of the population; 7) Maintaining a high level of investment attractiveness of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Приграничное сотрудничество Российской Федерации в стратегии пространственного развития страны»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 4 (70). № 2. 2018 г. С. 14-24. УДК911.3:332.1 (430)

ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Банников А. Ю.

Совет по изучению производительных сил, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: aleksey-bannikov@yandex.ru

В статье рассматривается проблема приграничного сотрудничества Российской Федерации в Стратегии пространственного развития страны. Дается анализ условий и рисков пространственного развития Российской Федерации в части международного и приграничного сотрудничества. Наряду с этим обозначаются основные направления встраивания российских регионов в цепочки создания добавленной стоимости на основе их перспективной специализации в мировой экономике. Ключевые слова: приграничное сотрудничество, пространственное развитие, социально-экономическая ассиметрия, Российская Федерация.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в международных экономических отношениях наблюдаются тенденции изоляции РФ и внешнеэкономического и политического давления. Это приводит к поиску новых инструментов внутренней и внешней политики, в том числе в области международного сотрудничества, возрастает значение учета ухудшающихся геополитических факторов и обеспечения условий безопасности, в том числе социально-экономического развития регионов.

В долгосрочной перспективе восточный вектор развития российской экономики и международного сотрудничества, экономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь с Китаем будут служить фактором развития восточных районов стран. Реализация «восточного вектора» внешнеэкономической политики Российской Федерации, основанного на сопряжении уже в среднесрочной перспективе потенциалов Евразийского экономического союза и проекта «Один пояс и один путь», реализуемого Китайской Народной Республикой, и создании на этой базе (в рамках Шанхайской организации сотрудничества с учетом присоединения к этой организации в 2017 г. Индии и Пакистана, последующего возможного присоединения Ирана и Афганистана и интеграцией с зоной свободной торговли АСЕАН) единого экономического пространства Большой Евразии, объединяющего до 46 % всего населения мира.

СИСТЕМА ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На период действия Стратегии пространственного развития Российской Федерации предстоит столкнуться с целым комплексом «больших вызовов» -совокупностью проблем и возможностей, реакция на которые признается обществом и государством на данный период времени своей главной задачей [1; 2].

14

Документы стратегического планирования Российской Федерации фиксируют следующие внешние вызовы, стоящие перед российским обществом и государством и отвечающие критериям «больших вызовов»:

1) появление новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер, рост глобальной и региональной нестабильности;

2) усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала; появление новых геополитических лидеров, формирование реальной конкуренции России в инновационной сфере не только со стороны стран - инновационных лидеров, но и со стороны развивающихся стран [3].

С учетом целевых установок долгосрочного развития страны, задаваемых Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [4] и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [5], в качестве цели стратегии пространственного развития России следует определить значительное повышение эффективности использования пространственного фактора в усилении конкурентных позиций России в глобальной экономике с учетом сохранения и упрочения основ национальной безопасности страны в изменяющемся мире.

В числе основных задач, на решении которых должна сконцентрироваться Стратегия пространственного развития:

- повышение степени интегрированности (связности) и сбалансированности пространства Российской Федерации на основе интенсификации межрегиональных связей и снижения межрегиональной (и внутрирегиональной) социально-экономической дифференциации;

- содействие инновационной модернизации российской экономики через пространственные факторы с использованием широкого арсенала форм ее пространственной организации (кластеры, ТОР, ОЭЗ и др.), а также на основе потенциала агломерационного развития;

- учет глобальных процессов и местных интересов в пространственном развитии, максимальное раскрытие местного социально-экономического потенциала отдельных территорий страны, определяемого спецификой местных природных, социально-экономических и культурно-политических условий;

- эффективная реализация транзитного потенциала Российской Федерации на основе обеспечения многовекторности и разностороннего характера ее торгово-экономических связей с зарубежными странами в рамках процессов глобализации мировой экономики;

- формирование макрорегионов России на основе реализации долгосрочных мегапроектов межрегионального сотрудничества - как основной идеи (стержня) объединения регионов;

В Российской Федерации разработана система правового регулирования международной деятельности субъектов, включающая Федеральный закон Российской Федерации «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [6], Федеральный закон «Об основах

15

государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [7], ратифицированную в 2002 г. Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей [8], Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации [9], Концепцию внешней политики Российской Федерации [10].

Развитие приграничного сотрудничества (приграничное сотрудничество - это устойчивая и развивающаяся система взаимосвязей между сопредельными государствами, основанная на единых принципах и развивающаяся в рамках согласованной стратегии в соответствии с международными соглашениями в сфере приграничного сотрудничества [12]) повышает эффективность использования производственной базы регионов, а в приграничных территориях - и социальной инфраструктуры. Кроме того, приграничное сотрудничество создает условия, способствующие прекращению оттока населения из стратегически важных, в основном малонаселенных приграничных территорий.

На региональном уровне реализацию и координацию международной деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъекта: глава исполнительной власти, который представляет регион в международных связях, принимает решения о проведении переговоров и подписании международных соглашений, и специальные органы - министерства и/или департаменты и управления [11].

МЕЖДУНАРОДНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ КАК УСЛОВИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Формирование новых региональных торгово-экономических и политических союзов в мире, интегрирующих рынки, выстраивающих новые институциональные и финансовые пространства и заставляющих страны искать своё место в складывающейся новой системе отношений, требуют от Российской Федерации активизации внешнеэкономической деятельности.

Сегодня можно говорить о зарождении новой региональной системы, охватывающей пространство Большой Евразии, в котором Россия позиционирует себя как современное, мощное, динамично развивающееся государство, сближение с которым обеспечит государствам этого региона адаптацию к условиям меняющегося мира. Активная работа в данном направлении позволит стимулировать раскрытие экономического потенциала российских регионов, поскольку открывает новые благоприятные возможности доступа к ёмким азиатским рынкам, продолжающим экономический рост, наиболее привлекательным для экспортеров технически сложной, наукоемкой продукции. Для обеспечения перспективного устойчивого развития российской экономики открываются новые благоприятные возможности, в том числе учитывающие современное геоэкономическое положение регионов страны, их относительную близость к проектируемым международным транспортным коридорам.

16

Восстановление позиций Российской Федерации на международной арене в определенной мере связано с процессом реанимирования прерванных в начале 1990-х годов связей на постсоветском пространстве. В настоящее время Россия объективно нуждается в том, чтобы какая-либо форма интеграции постсоветских государств сохранялась в том или ином политическом формате.

Успех постсоветской интеграции всегда зависел и, по всей видимости, будет зависеть от следующих факторов: во-первых, от степени готовности Российской Федерации взять на себя обязанность быть двигателем модернизации для постсоветских стран, во-вторых, от того, согласны ли другие государства оставить за Россией роль генератора преобразований (связанных, прежде всего, с экономической сферой). И именно поэтому в контексте интеграционного объединения большинство стран постсоветского пространства интересует решение, в первую очередь, экономических вопросов, а также возможность продолжения процесса позитивных изменений. При этом для Российской Федерации определяющим является сохранение политического и экономического лидерства на постсоветском пространстве.

Социально-экономическая ассиметрия регионального развития проявляется, в частности, в разной степени вовлеченности регионов в международное сотрудничество и в характере международных связей. На степень вовлеченности регионов в международную экономическую деятельность и характер их активности оказывают влияние три группы факторов:

1) пространственные: экономико-географическое положение региона (центральное, полупериферийное или периферийное положение и пр.);

2) социально-экономические (общий уровень социально-экономического развития региона, природно-ресурсный потенциал, состояние отраслей экономики, доля экспортоориентированных производств, финансовое положение региона, инвестиционная активность в регионе, уровень и дифференциация доходов населения и пр.);

3) политико-правовые (политические риски в регионе, состояние регионального законодательства и пр.) [13].

Возможности, риски и проблемы, характеризующие развитие международного сотрудничества Российской Федерации, приведены в таблице 1.

Регионам следует определить их место в глобальной, общероссийской, межрегиональной пространственных системах, а также цели, задачи, приоритеты и механизмы обретения ими своей ценности. Например, для приграничных территорий и районов - сохранение территориальной целостности страны и развитие эффективных форм приграничного сотрудничества.

Существенными характеристиками приграничных регионов Российской Федерации выступают их неравномерность развития и неоднородность. Например, приграничное сотрудничество на российско-финской границе характеризуется высокой динамикой развития, в том числе за счет появления новых форм сотрудничества [14; 15].

17

Таблица 1

Возможности, риски и проблемы международного сотрудничества Российской Федерации (составлено автором)

Возможности Риски Проблемы

Реализация транзитного потенциала территории, обслуживание международных транспортно-энергетических коридоров и инфраструктурно-инженерных проектов Отставание развития дорожно-транспортной сети от роста грузовых и пассажирских потоков и пропускной способности портов ведет к снижению темпов роста экспорта и транзита Недостаточный уровень инфраструктурной обеспеченности

Повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг на внешних рынках за счет развития высоких технологий и инноваций Увеличение объёмов импорта и снижение стоимости нефти, что влечёт за собой снижение экспортных возможностей производителей Сырьевая структура экспорта, высокая доля «серого» экспорта и недостаточная конкурентоспособност ь продукции, услуг, изношенность основных фондов

Возможность вхождения в международные транспортные коридоры для расширения экспортных и транзитных потоков Высокие риски ведения бизнеса, коррупция и административные барьеры Высокий уровень криминогенности, в том числе в экономике

Развитие разностороннего приграничного сотрудничества является одним из основных факторов развития приграничных регионов. Однако этот процесс сдерживается некоторыми препятствиями. В частности, российские приграничные регионы сильно различаются по уровню социально-экономического развития и по условиям развития приграничного сотрудничества. Также существенные различия характеризуют и прилегающие регионы.

Возможности, риски и проблемы, характеризующие развитие приграничного сотрудничества Российской Федерации, приведены в таблице 2.

Приграничные территории связывают экономики соседних стран посредством формальных (прежде всего хозяйственных) и неформальных (прежде всего социальных) связей. На приграничные субъекты Российской Федерации приходится

18

около 25 % внешнеторгового оборота страны со странами СНГ, в том числе 1/5 экспорта и около 30 % импорта.

Таблица 2

Возможности, риски и проблемы приграничного сотрудничества Российской Федерации (составлено автором)

Возможности Риски Проблемы

Повышение вовлеченности Российской Федерации в процесс интеграции приграничных территорий Снижение привлекательности Российской Федерации на международном уровне, в том числе для иностранных инвесторов Отсутствие достаточного законодательного обеспечения и четкого разграничения полномочий между различными уровнями власти в вопросах реализации приграничного сотрудничества

Увеличение интенсивности пассажирских и грузовых потоков приграничных территорий, повышение нагрузки на транспортно-логистические системы Ухудшение транспортной ситуации, связанной с очередями к пограничным пунктам пропуска, повышение дисбаланса в развитии приграничной инфраструктуры Низкий уровень развития приграничной инфраструктуры, недостаточный уровень пропускной способности пограничных пунктов пропуска

Использование стратегического и проектно-программного подходов к организации приграничного сотрудничества для более полной реализации потенциала форматов, структур и механизмов данного сотрудничества Низкая численность населения приграничных территорий на востоке страны, небольшой внутренний рынок сбыта Отсутствие четкого обозначения территории, носящей статус приграничной, и возможности применения на ней правил и требований согласно статусу

Причем лидерами по экспорту в зарубежные страны являются Белгородская, Волгоградская, Калининградская, Ленинградская, Омская, Оренбургская, Ростовская, Самарская, Челябинская области, а также Краснодарский, Приморский

19

и Хабаровский края. Лидерами по экспорту в страны СНГ являются Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Ленинградская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Смоленская Челябинская области, а также Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края. По импорту из зарубежных стран лидером является Калининградская область и Приморский край, а по импорту из стран СНГ - Белгородская, Ростовская и Челябинская области [16].

ВЫВОДЫ

Российские регионы ведут активную внешнеэкономическую деятельность. Для большинства территорий данная деятельность является существенным, а в некоторых случаях - доминирующим фактором социально-экономического развития.

Приграничное положение является одним из существенных факторов социально-экономического развития региона на разных территориальных уровнях. Приграничные регионы выступают в качестве естественных «мостов» экономического сотрудничества соседних стран. Приграничное положение может быть как конкурентным преимуществом территории, являясь катализатором торговли, трансграничного сообщения и логистики, так и негативным фактором, обуславливающим отток инвестиций, населения, а также бегство бизнеса из-за высокого уровня конкуренции.

Основными направлениями долгосрочного пространственного развития российских регионов в целях активизации их межрегионального, приграничного и международного сотрудничества в едином евразийском и мировом экономическом пространстве должны стать:

- существенное ослабление зависимости экономики от воздействия колебаний конъюнктуры мирового рынка углеводородов и других сырьевых товаров на основе целенаправленной диверсификации структуры региональных хозяйственных комплексов;

- диверсификация структуры производства и экспорта в первую очередь за счет высокотехнологичных товаров и услуг;

- эффективное использование логистических и инфраструктурных преимуществ путем развития международного транзита через сеть железных дорог России по международным транспортным коридорам «Север - Юг» и «Запад -Восток»;

- повышение степени энергообеспеченности экономики на основе развития энергосетей и новых мощностей по генерации электроэнергии, внедрения энергосберегающих технологий и расширения использования возобновляемых источников электроэнергии;

- содействие программам производственной модернизации промышленных предприятий с целью повышения конкурентоспособности их продукции;

- сохранение и преумножение кадрового потенциала регионов на основе стабилизации региональных рынков труда, повышения уровня и качества жизни населения;

20

- поддержание в долгосрочной перспективе высокого уровня инвестиционной привлекательности экономики.

Основными механизмами сотрудничества приграничных территорий являются развитие приграничной торговли, экономических зон, создание органов по управлению приграничным сотрудничеством, заключение межрегиональных соглашений по приграничному сотрудничеству, совершенствование бюджетных и других инструментов региональной политики по развитию приграничного сотрудничества, координация конкретных налоговых, бюджетных, таможенных, пограничных и иных мероприятий, обеспечивающих дифференцированную приоритетность развития приграничных территорий.

Список литературы

1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года / Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года. 70/1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://unctad.org/meetings/en/SessюnaШocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения 25.01.2018)

2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»: принят Государственной Думой 20 июня 2014 г., одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200055#0 (дата обращения 25.01.2018)

3. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/48053.html (дата обращения 25.01.2018)

4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=144190&fld=134&dst= 1000000001 ,0&гМ=0 . 027041321478526448#0(дата обращения 25.01.2018)

5. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 191669#0 (дата обращения 25.01.2018)

6. Федеральный закон от 4.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»:принят Государственной Думой 28 декабря 1998 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21476/ (дата обращения 25.01.2018)

7. Федеральный закон от 8.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»:принят Государственной Думой 21ноября 2003 г., одобрен Советом Федерации 26ноября 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения 25.01.2018)

8. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.refworld.org.ru/pdfid/535a4a194.pdf (дата обращения 24.10.2017)

9. Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 № 196-р (ред. от 08.08.2009) «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30364/ (дата обращения 23.01.2018)

10. «Концепция внешней политики Российской Федерации» (утверждена Президентом Российской Федерации 12.02.2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

21

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142236#0 (дата обращения 22.01.2018)

11. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации / под ред. А. Г. Гранберга. М.: Научная книга, 2001. 352 с.

12. Межрегиональное и приграничное сотрудничество в государствах - участниках СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e-cis.info/foto/pages/19817.doc (дата обращения 22.01.2018)

13. Бусыгина И. М., Лебедева И. Б. Субъекты федерации в международном сотрудничестве // Аналитические записки Института международных исследований МГИМО (У) МИД России, 2008, № 3. С. 1-31.

14. Ускова Т. В. Управление устойчивым развитием региона [Текст]: монография / Т. В. Ускова. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. 355 с.

15. Программа Приграничного Сотрудничества «Европейский инструмент соседства (ППС ЕИС) «Юго-Восточная Финляндия - Россия» 2014-2020[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inter.lenobl.ru/Files/file/south-east_finland_-_russia.pdf

16. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm (дата обращения 21.01.2018)

CROSS-BORDER COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE STRATEGY OF SPATIAL DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

Bannikov A. Yu.

Council for Study of Productive Forces, Moscow, Russian Federation E-mail: aleksey-bannikov@yandex.ru

In this article is investigated the problem of cross-border cooperation of the Russian Federation in the Strategy of spatial development andanalyzedthe risks of the spatial development of the Russian Federation in terms of international and cross-border cooperation. At the same time, it is described the main directions of embedding Russian Federation's regions into value-added chains based on their prospective specialization in the world economy.

Regions of Russian Federation have an active foreign economic activity. For most of the territories such activity is significant, and in some cases -it is a dominant factor in socioeconomic development. The border-straddling location is one of the most important factors of socio-economic development of the regions at different territorial levels. The border-straddling regions have a role of natural "bridges" for the economic cooperation of neighboring countries.

There are seven directions of long-term spatial development of border-straddling Russian Federation's regions in order to enhance their inter-regional, cross-border and international cooperation in a common Eurasian and global economic space:

1) Reducing the dependence of the economy from the impact of fluctuations on the world market of energy commodities and other primary products. That reducing must be based on the diversification of the regional economy structure;

2) Diversification of the structure of production and exports based on increasing the share of high-tech goods and services;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22

EaHHUKoe A. №.

3) Effective use of logistics and infrastructure advantages based on the development of international transit through the network of Russian railways along the international transport corridors "North-South" and "West-East";

4) Increasing the level of energy supply of the economy on the basis of the development of energy networks and new generation capacities, the introduction of energy-saving technologies and the expansion of the use of renewable energy sources;

5) Assistance to industrial modernization of industrial enterprises with a view to increasing the competitiveness of their products;

6) Preservation and multiplication of the personnel potentiall of the regions based on the stabilization of regional labor markets, raising the level and quality of life of the population;

7) Maintaining a high level of investment attractiveness of the regional economy. Keywords: cross-border cooperation, spatial development, socio-economic asymmetry, Russian Federation.

References

1. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustoichivogo razvitiya na period do 2030 goda / Rezolyutsiya, prinyataya General'noi Assambleei OON 25 sentyabrya 2015 goda. 70/1. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (data obrashcheniya 25.01.2018) (in Russian)

2. Federal'nyi zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii»: prinyat Gosudarstvennoi Dumoi 20 iyunya 2014 g., odobren Sovetom Federatsii 25 iyunya 2014 g. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200055#0 (data obrashcheniya 25.01.2018) (in Russian)

3. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 01.12.2016 № 642 «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/48053.html (data obrashcheniya 25.01.2018) (in Russian)

4. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=144190&fld=134&dst=1000000 001,0&rnd=0.027041321478526448#0 (data obrashcheniya 25.01.2018) (in Russian)

5. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 31.12.2015 № 683 «O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 191669#0 (data obrashcheniya 25.01.2018) (in Russian)

6. Federal'nyi zakon ot 4.01.1999 № 4-FZ «O koordinatsii mezhdunarodnykh i vneshneekonomicheskikh svyazei sub"ektov Rossiiskoi Federatsii»: prinyat Gosudarstvennoi Dumoi 28 dekabrya 1998 g. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21476/ (data obrashcheniya 25.01.2018) (in Russian)

7. Federal'nyi zakon ot 8.12.2003 № 164-FZ «Ob osnovakh gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoi deyatel'nosti»: prinyat Gosudarstvennoi Dumoi 21 noyabrya 2003 g., odobren Sovetom Federatsii 26 noyabrya 2003 g. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (data obrashcheniya 25.01.2018) (in Russian)

8. Evropeiskaya ramochnaya konventsiya o prigranichnom sotrudnichestve territorial'nykh soobshchestv i vlastei [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.refworld.org.ru/pdfid/535a4a194.pdf (data obrashcheniya 25.01.2018) (in Russian)

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 09.02.2001 № 196-r (red. ot 08.08.2009) «Ob utverzhdenii Kontseptsii prigranichnogo sotrudnichestva v Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs]. - Rezhim

23

dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30364/ (data obrashcheniya 22.01.2018) (in Russian)

10. «Kontseptsiya vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii» (utverzhdena Prezidentom Rossiiskoi Federatsii 12.02.2013) [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142236#0 (data obrashcheniya 22.01.2018) (in Russian)

11. Mezhdunarodnye i vneshneekonomicheskie svyazi sub"ektov Rossiiskoi Federatsii / pod red. A.G. Granberga. M.: Nauchnaya kniga, 2001, 352 s. (in Russian)

12. Mezhregional'noe i prigranichnoe sotrudnichestvo v gosudarstvakh - uchastnikakh SNG [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: www.e-cis.info/foto/pages/19817.doc (data obrashcheniya 22.01.2018) (in Russian)

13. Busygina I.M., Lebedeva I.B. Sub"ekty federatsii v mezhdunarodnom sotrudnichestve // Analiticheskie zapiski Instituta mezhdunarodnykh issledovanii MGIMO (U) MID Rossii, 2008, № 3, S. 1-31. (in Russian)

14. Uskova, T.V. Upravlenie ustoichivym razvitiem regiona [Tekst]: monografiya / T.V. Uskova. Vologda: ISERT RAN, 2009, 355 s. (in Russian)

15. Programma Prigranichnogo Sotrudnichestva «Evropeiskii instrument sosedstva (PPS EIS) «Yugo-Vostochnaya Finlyandiya - Rossiya» 2014-2020 [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://inter.lenobl.ru/Files/file/south-east_finland_-_russia.pdf (data obrashcheniya 21.01.2018) (in Russian)

16. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli - 2016 g. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm (data obrashcheniya 21.01.2018) (in Russian)

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.