Научная статья на тему 'Некоторые аспекты методики преподавания географии населения в школе'

Некоторые аспекты методики преподавания географии населения в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3123
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова Н. Н., Сарайкина С. В.

Статья посвящена проблемам методики преподавания географии населения в школе. Рассматриваются основные компоненты и организация процесса преподавания географии населения. Исследуются также современные проблемы демографической политики в странах и регионах мира и их отражение в учебном процессе школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Some Aspects of Methods of Teaching Population Geography at School

The article is devoted methods of teaching population geography at school. The basic components and the organization of process of teaching population geography are examined. Present-day problems of demographic policy in the countries and regions of the world and their reflection on educational process at school are investigated.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты методики преподавания географии населения в школе»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

II. Н. Логинова, доцент кафедры экономической и социальной географии МГУ им. Н. 77. Огарева,

С. В, Сарайкина, доцент кафедры экономической и социальной географии МГУ им. 77. 77. Огарева

Статья посвящена проблемам методики преподавания географии населения в школе. Рассматриваются основные компоненты и организация процесса преподавания географии населения. Исследуются также современные проблемы: демографической: политики в странах и регионах мира и их отражение в учебном процессе школы.

Методика преподавания географии в школе — одна из дисциплин системы педагогических наук. Она изучает содержание, закономерности, методы и средства организации процесса обучения школьников основам географической науки и должна приспособить научную географию к нуждам школьного обучения, сделать из нее школьный предмет.

Общими задачами методики преподавания географии выступают следующие:

— отбор научного материала, нужного и годного для школы;

— приведение материала в определенную последовательность;

— выработка системы способов изложения, проработки и усвоения матери-ЗЛЯ. \

— выработка системы методов и способов закрепления,повторения и проверки знаний учащихся.

Среди главных задач современной экономической и социальной географии следует назвать исследование населения, его численности, структуры и распределения по территориям и поселениям различного уровня.

Очевидно, что показатель плотности населения исключительно важен для характеристики степени освоенности территории, равно как процент городского населения — для показа степени индустриализации.

В школьном преподавании экономической географии знакомство учащихся с категорией «население» имеет свои особенности и должно строиться как

живои рассказ о населении той или инои страны. Картины жизни населения разных стран, районов, местностей, которые создает учитель на уроке, необходимо соединить с количественными показателями, к которым относятся плотность населения, численность, рождаемость^ смертность и т. д.

Давая экономико-географическую характеристику страны или района, учитель должен показать основные черты размещения населенных пунктов, их виды и типы в различных регионах мира. При этом надо учитывать национальные особенности, поскольку они имеют экономическое значение (трудовые навыки, различия в образовании, технической квалификации).

Особое внимание следует обратить на деление населения на городское и сельское, их процентное соотношение. Различие между городским и сельским населением имеет для экономической географии первостепенное значение. Однако чтобы составить полное представление о населении страны, нужно еще иметь данные о классовом и профессиональном составе.

В настоящее время процесс школьного преподавания географии необходимо сделать более оживленным и интересным, а чтобы достигнуть этого, нужно больше внимания уделять изучению населения, особенно при характеристике регионов мира и отдельных стран.

Ответ на вопрос: «Как живут

люди?» — включает в себя очень многое: и культуру, и быт, и нравы, и полити-

© Н. Н. Логинова, С. В. Сарайкина, 2005

ческий строй, и общественные порядки. Проиллюстрировав основную черту дву-мя-тремя конкретными примерами, можно создать у учащихся общее представление об особенностях национального характера народов.

Приведем ряд методических рекомендаций по теме «География населения мира» (10-й класс).

1. На данную тему отводится 6 ч. Основные положения темы получат дальнейшее развитие на последующих уроках — при знакомстве с региональным обзором и разделом «Глобальные проблемы человечества».

2. Учащиеся подготавливаются к усвоению новых знаний при изучении содержания курсов 7—9-го классов, когда они получают представление о плотности населения, формах расселения, естественном и механическом движении, трудовых ресурсах, урбанизации, агломерации и др.

3. Задачей данной темы является знакомство с новыми понятиями, такими как «демографическая политика», «религиозный состав», «половозрастная пирамида» и др. Особое внимание обращается на умение получать информацию из географических, статистических и картографических источников. Работа с ними ведется на уроках и предусмотрена домашними заданиями.

4. У учащихся формируется умение слушать лекции с опорой на план и тезисы. На уроке учащиеся получают специальные задания, нацеленные на выделение узловых вопросов, раскрытие главных положений. На примере предложенных схем-конспектов они учатся свертывать информацию, приобретают навыки самоконтроля за усвоением содержания уроков и закрепления нового материала.

5. Задания позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении на каждом уроке и отдельных этапах урока. Но особое внимание следует обратить на возможные варианты творческих работ с учетом различных склонностей учащихся. Это может быть составление карт, подготовка рефератов, работа со средствами массовой информации.

6. Для проверки знаний учащихся можно использовать тестовые задания.

Правильно выработанная методика преподавания указанной темы позволит доступно изложить материал учащимся разного уровня подготовленности, что, в свою очередь, будет способствовать лучшему усвоению знаний и формированию необходимых умений. Кроме того, учащиеся будут иметь представление об объективной картине мира, поняв, что население является главным звеном между природой и обществом.

Приемы обучения, которые использует учитель, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы школьника. Целенаправленно формируя у последнего навыки умственной деятельности, учитель одновременно развивает активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, быстроту, критичность, гибкость и систематичность. При этом развиваются и совершенствуются внимание, память и воображение ученика.

Обязательный минимум содержания географии населения в 10-м классе включает 2 уровня.

Уровень А. Постоянный рост населения, крупные расы и народы мира. Теория этногенеза. Географические различия в плотности, качестве жизни населения. Типы расселения. Религии. Цивилизационные регионы мира.

Уровень Б. Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий, география международных миграций. Урбанизация и ее формы, темпы, уровни. Крупные города и городские агломерации мира. Уровень и качество жизни населения крупных стран и регионов мира.

Перечислим ведущие идеи темы «География населения мира».

1. Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты.

2. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в

материальном производстве и духовной жизни.

Далее приведем главные научные знания темы.

1. Понятие о воспроизводстве населения. Сущность и географические особенности естественного движения населения мира.

2. Сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения, трудовых ресурсов.

3. Классификация народов мира по языковым семьям и основные черты их распространения.

4. Основные черты размещения населения по территории земной суши и причины его неравномерности.

5. Виды миграции населения и основные районы внешних миграций.

6. Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации во всем мире и в отдельных регионах.

7. Представление о географии населения как о ветви экономической и социальной географии.

8. Ключевые слова темы: а) воспроизводство населения; б) типы воспроизводства; в) демографический кризис (депопуляция); г) демографический взрыв; д) демографическая политика; е) демографический переход; ж) качество жизни населения; з) экономически активное население; и) этнос; к) однонациональное и многонациональное государство; л) трудовые миграции, м) утечка умов; н) урбанизация; о) городской взрыв.

В результате усвоения материала по вышеуказанной теме учащиеся должны овладеть необходимыми знаниями и практическими умениями: применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации; использовать карты, графики и таблицы для анализа, конкретизации и доказательства отдельных положений текста учебника, производить при этом необходимые расчеты и сравнения; читать и анализировать половозрастную пирамиду; составлять таблицу по тексту и картам учебника; самостоятельно формулировать задания по тексту; готовить краткое устное сообщение по

теме; составлять аннотацию на прочитанный текст.

Основные задачи, стоящие перед учителем, по теме таковы:

1) познакомить учащихся с одной из ветвей социально-экономической географии мира — географией населения — и основными объектами ее изучения, среди которых: численность, движение, состав, размещение;

2) ввести новые понятия: воспроизводство населения, демографическая политика, эмиграция и иммиграция, религиозный состав^, мировые и национальные религии и др.;

3) осуществить преемственность в работе с картами и географическим материалом, научить учащихся чтению и анализу карт, половозрастных пирамид^ столбчатых диаграмм, графиков, отражающих естественное движение населения;

4) формировать умения слушать лекции с целевыми заданиями, самостоятельно работать с различными источниками информации, отчитываться о проделанной работе;

5) довести до сознания учащихся, что без знаний национальных и религиозных особенностей, культурного наследия нельзя понять многоликий современный мир; демографические проблемы приходится решать каждому государству; трудовые ресурсы оказывают непосредственное воздействие на хозяйственное развитие страны; концентрация населения в городах — главная черта современной демографии, а управление процессами урбанизации — одна из глобальных проблем.

В старшей школе особенно полно и многоаспектно можно реализовать такие свойства географических знаний, как интегральность и междисциплинарность. В этой связи в преподавании особое место должны занимать комплексные географические практикумы, семинары, конференции. Практикум в обучении географии следует рассматривать в самом широком аспекте — как систему практических работ со статистическим материалом, с картой, рисунками, таблицами и др. В основе этих работ должна

лежать самостоятельная деятельность учащихся. Семинары и конференции могут проводиться как самостоятельно, так и в системе лекционно-семинарской формы обучения. Деятельность учащихся должна быть направлена на решение географических задач в первую очередь гео-экономического и геоэкологического содержания. Можно уделить внимание творческим работам и самостоятельному поиску ответов на вопросы.

В задачи учителя входит достижение оптимального соотношения между фактическим и теоретическим материалом, единичными и общими понятиями, формированием и усвоением этих понятий школьниками. Задачами учащихся являются овладение обязательным минимумом содержания географии населения, т. е. главными научными знаниями по данной теме; приобретение умения самостоятельно применять эти знания при выполнении определенных практических заданий, при подготовке к семинарам, конференциям, междисциплинарным урокам и т. д. Все это ведет к разработке новых путей самообразования учащихся.

В настоящее время происходит кардинальное реформирование школьных курсов и программ, в том числе и географии, что связано с процессами гуманизации и социологизации образования. В области экономической и социальной географии гуманизация означает отказ от сугубо производственного толкования предмета, отход от представлений о населении лишь как о трудовом ресурсе и потребителе продукции и продовольствия. Школьная география должна включать в себя, наряду с элементарными основами хозяйственной географии, географию культур и религии, этническую и историческую географию, объединенные в общецивилизационном региональном синтезе.

С гуманизацией тесно связано и второе сквозное направление в содержании школьной географии — социологизация. Она отражает внимание к личностному фактору, к социальным системам. При составлении программы по географии,

необходимо исходить из известного положения Н. Н. Баранского, который считал, что география должна знакомить не только с ростом, размещением, составом и переселением населения, но и отвечать на основной вопрос: «Как живут люди?» Последний, в свою очередь, включает в себя очень и очень многое: и культуру, и быт, и нравы, и политический строй, и общественные порядки. В соответствии с этим в населенческих темах по возможности должны быть усилены социальные аспекты, касающиеся социального состава, расовых, национальных, религиозных проблем, занятости, качества и уровня жизни населения.

В современной школьной географии населенческая проблема довольно последовательно представлена в содержании всех курсов. В 6-м классе это, например, тема равенства рас, в 7-м — раздел о населении материков, в 10-м — тема «География населения мира». Много очерков социалыю-геграфического содержания учащиеся и учителя могут найти в «Географической картине мира»

В. П. Максаковского. А в «Глобальной географии» для 11-го класса Ю. Н. Гладкого и С. Б. Лаврова едва ли не в качестве основы всего изложения выступает проблема социальной экономики. Как положительный фактор хочется отметить повышение интереса к этнографическим понятиям, что должно способствовать повышению уровня социальной культуры молодежи.

Все многообразие тем, отражающих проблемы населения мира, с нашей точки зрения, можно разделить на три крупных блока: 1) демографическое состояние мира: численность и динамика населения, воспроизводство, половозрастной состав, миграция и размещение населения, урбанизация; 2) география культур, религий и цивилизаций (межнациональные и религиозные отношения, этнолингвистический состав); 3) качество, уровень жизни населения и глобальные проблемы.

Первый блок тем широко представлен в двух основных учебниках по экономической и социальной географии мира

для 10-го класса: В. П. Максаковского, Ю. Н, Гладкого и С. Б. Лаврова. В них довольно подробно, логично и доступно рассматриваются такие понятия и процессы, как воспроизводство населения, демографический взрыв и кризис, депопуляция, экономически активное население, миграции, урбанизация, а также причины и факторы возникновения этих процессов, их география и проблемы.

Второй блок тем, связанный с географией культур, религий, цивилизаций, этносов, также нашел отражение в учебнике В. П. Максаковского, где такая информация дана в дополнительном тексте (интересные факты) после каждого раздела или темы. В учебнике Ю, Н. Гладкого и С. Б. Лаврова она выделена в отдельную главу «География культур, религий, цивилизаций». Здесь приводятся определения таких новых и недостаточно устоявшихся в науке понятий, как цивилизация, география культуры. Важность изучения географии культур и религий обосновывается тем, что и та, и другая оказывают влияние на жизнь, трудовую деятельность человека и специализацию хозяйства. В главе говорится о связи религии и культуры, об основных особенностях различных религий, цивилизаций, об их географическом распространении.

Географии образа жизни населения практически полностью впервые посвящена книга для чтения, адресованная учащимся 10~м класса, «Экономическая и социальная география мира», вышедшая в серии «За страницами учебника». Ее автор-составитель — А. П. Кузнецов. Главы к ним, соответствующие частям света: «Европейцы и их образ жизни», «Жители Азии и их образ жизни», «Жители Америки и их образ жизни» и т. п., — заключают в себя множество интересных сообщений, например: «Вашингтон темнокожих», «Бразильский карнавал», «Город добрых ветров» и т. п. Книга составит комплект с любым школьным учебником по курсу « Экономическая и социальная география мира». Ее можно использовать при подготовке к урокам, написании рефератов, а тем.

кто любит географию, путешествия, мы рекомендуем прочитать ее просто для души.

А. П. Кузнецову принадлежит и учебник для 10-го класса «География. Население и хозяйство мира». В числе наиболее интересных тем учебника стоит отметить следующие: «География религий», «Человечество — мозаика народов», «Особая роль европейской цивилизации», «Особенности традиционной африканской цивилизации», «География культур современной Америки».

Второй тематический блок представлен и в «Глобальной географии» Ю. Н. Гладкого и С. Б. Лаврова, где в теме «География человечества» говорится о географии этносов, рас, религий (с краткой характеристикой каждой из них) и географии цивилизации.

Что же касается третьего блока тем> характеризующего экономический достаток, уровень жизни (здоровье и образование) и качество населения мира, то он представлен в курсах школьной географии, на наш взгляд, недостаточно.

Информацию, причем довольно скудную, об уровне и качестве жизни в узком понимании удалось найти лишь в двух учебниках — Ю. Н. Гладкого и С. Б. Лаврова, а также А. П. Кузнецова.

В «Глобальной географии» в теме «Север — Юг: проблема отсталости» говорится, что указанные понятия используются для определения степени отсталости населения различных стран, что бедность влияет не только на физическую, но и на духовную жизнь людей. В теме «Продовольственная проблема» дается характеристика типов питания населения разных регионов. На форзаце в начале учебника впервые в практике школьной географии приведена карта цивилизаций, выделенных на религиозной основе С. Хантингтоном (представителем цивилизационной теории, высказавшим спорное и очень широко обсуждаемое мнение об обязательном конфликте между цивилизациями). На форзаце же в конце учебника помещена не менее интересная карта «География региональных типов питания» по Г. Кэриелу. В отдель-

ные темы выделены проблемы этнических кризисов, здоровья и долголетия человека, проблемы урбанизации.

В учебнике «География. Население и хозяйство мира» есть отдельная глава, посвященная вышеуказанным вопросам: «Проблемы потребления. Уровень и качество жизни человека». Здесь конкретно характеризуются понятия уровня жизни, качества жизни, индекса человеческого развития; говорится о месте различных стран, и в частности России, в мире по этому показателю.

Несомненно, проблематику уровня и качества жизни населения и их индикато-

ров, имеющих такое большое значение для характеристики жизни людей, необходимо всячески развивать в курсах школьной географии. В целом можно надеяться, что изучению проблем населения и человека будет уделяться больше внимания и школьная география превратится, наконец, в цельный, гармоничный курс, ориентированный на человека и его жизнь.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Баранский Н. Н. География населения / II. И. Баранский Ш Избранные труды. Становление советской экономической географии. М., 1983. С. 202.

Поступила 13.07.04.

МЕСТО МНОГОЗНАЧНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

С. Л. Суровикина, доцент кафедры теории и методики обучения физике Омского государственного педагогического университета

В статье поднимается проблема необходимости формирования у учащихся представления о многозначных физических терминах в контексте понимания учебных текстов по физике, показан способ решения этой проблемы, предложены определения видов понятий в их связи друг с другом. Все теоретические разработки, апробированные автором с учащимися 5—11-х классов, студентами III—V курсов физического факультета, учителями физики, на научных конференциях, показывают значимость формирования у школьников физических понятий для развития их мышления, интеллекта.

В складывавшейся десятилетиями практике преподавания физики и ее дидактике выделилась проблема понимания текста учебника, слов, используемых учителем при объяснении нового материала. Она связана с многими причинами, одна из которых — смешение содержания различных понятий, обозначаемых одним термином (физических омонимов^ Мы с А. А. Бобровым назвали их многозначными, потому что в одном случае этими словами обозначают свойства, явления либо процессы;, а в другом — физические величины, их характеризующие1. Термин один, а понятий — два. Например, когда учитель говорит, что «тела (частицы) обладают электрическим зарядом», что «электроны несут на себе отрицательный заряд»2, то подразумевает под электрическим зарядом

одно из свойств тела (частицы). Если же говорится об «электрическом заряде электрона», то имеется в виду количественная характеристика этого свойства. А раскрывает ли учебник или учитель многозначность подобных понятий учащимся?

При формировании каждого из вышеуказанных понятий (в нашем примере — свойства и величины, характеризующей это свойство) в сознании учащихся выстраиваются локальные связи (локальные ассоциаций, по Ю. А. Самарину), затем эти понятия образуют частносистемные ассоциации при изучении одной темыг внутрисистемные ассоциации при изучении различных разделов одного учебного предмета и межсистемные при изучении разных предметов. Если мы неправильно сформируем понятия на «нижней ступень-

6 С. А. Суровикина, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.