Научная статья на тему 'Использование ИКТ в преподавании географии'

Использование ИКТ в преподавании географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городинец Галина Григорьевна

В статье представлены возможности использования ИКТ в школьном курсе географии. Рассматриваются примеры из опыта работы учителя. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Применение ИКТ предоставляет новые возможности для активного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Городинец Галина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ в преподавании географии»

В результате использования информационных технологий на уроках биологии стала наблюдаться положительная динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Любая школа, работающая в экспериментальном режиме, в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособной личности, ее творческого саморазвития.

Учащиеся школы-интерната принимают активное участие в городских предметных олимпиадах и из года в год занимают призовые места, количество которых за последние три года увеличилось в 2,3 раза.

В перспективе информационные технологи будут доминировать в образовательном пространстве, поскольку жить и работать нашим нынешним школьникам придется уже в информационном обществе. Приоритетная роль в нем будет принадлежать фундаментальным знаниям об информационных процессах в природе и обществе и новым информационным технологиям.

=10- Литература

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Изд-во РАО, 1994. 228 с.

2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде // Школьные технологии. 2000. № 6.

3. БеспалькоВ.П. Программированное обучение: Дидактические основы. М.: Вища школа, 1970.

4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения //Школьные технологии. 2004. № 3.

5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 192 с.

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 272 с.

7. Школьные технологии: научно-практический журнал школьного технолога. 2006. № 1.

Использование ИКТ в преподавании географии

Городинец Галина Григорьевна ([email protected])

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа № 2 им. Н.А. Заболоцкого»

Аннотация

В статье представлены возможности использования ИКТ в школьном курсе географии. Рассматриваются примеры из опыта работы учителя.

С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые возмож -ности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Применение ИКТ предоставляет новые возможности для активного обучения.

Естественные науки являются предметами, где их применение необходимо, так как на этих предметах наглядность - главное средство для полного усвоения материала, а с помощью ИКТ информа -ция становится более доступной, легче воспринимаются связи, явления, процессы, происходящие в природе и в деятельности человека.

Современные ИКТ открывают обучающимся: доступ к нетрадиционным источникам информации; повышают эффективность самостоятельной работы; дают новые возможности для творчества, стимулируют познавательный интерес обучающихся; развивают навыки работы с самыми разнообразными источниками информации.

Благодаря поступлению в нашу школу типового комплекта учебного и учебно-наглядного обору -дования для кабинета географии для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, стало возможным использовать на уроках компьютерные мультимедийные пособия, которые обеспечивают наглядность, интерактивность, отличающие их от учебников на бумажных носителях.

Все пособия предназначены для изучения предмета «География». Пособия обеспечивают базовое содержание дисциплины и соответствуют утвержденным учебным программам. Комплект демонстрационных материалов по географии является новым поколением наглядных пособий, использующих возможности компьютерных технологий для повышения эффективности изучения нового материала на уроках географии.

Использование анимаций, имеет ряд преимуществ по сравнению с наглядными пособиями на печатной основе. В традиционных наглядных пособиях ученик видит всю схему явления или процесса сразу, что затрудняет понимание сути. В интерактивных наглядных пособиях действие разворачивается постепенно, причем учитель может в любой момент приостановить их демонстрацию для более подробного объяснения какой-либо ее части или явления.

Каждое наглядное пособие снабжено методическими разработками для учителя.

Один из возможных вариантов организации учебного занятия - это использование на уроке географии в 8 классе при изучении темы «Географическое положение России» диафильма «Физическая география России» (из комплекта DVD для кабинета географии).

Новую тему учитель начинает с сообщения о том, что для того чтобы понять природу страны, необходимо определить ее «адрес» на Земле, то есть географическое положение.

Учащиеся вспоминают план характеристики географического положения страны:

1. Положение страны по отношению к экватору, полярному кругу.

2. Положение страны по отношению к нулевому меридиану.

3. Положение страны на материке, части света.

4. Координаты крайних точек.

5. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

6. Соседние страны.

7. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Учитель сообщает, что площадь России равна 17,1 млн кв. км и по рисунку 2 на странице 10 учебника выясняет с учащимися, что площадь России занимает 1/3 часть материка Евразии (54 млн кв. км) и что площадь России сопоставима с материками, она примерно равна Южной Америке (18 млн кв. км), больше Антарктиды (14 млн кв. км) и Австралии (9 млн кв. км).

Далее демонстрируется DVD «Физическая география России», где сравнивается площадь России с крупнейшими странами мира, показывается протяженность России с севера на юг и с запада на восток, положение России на карте мира.

Приостановив демонстрацию фильма, следует выяснить с учащимися, что наша страна занимает 1/8 часть суши мира. По площади она занимает 1 место в мире и опережает Канаду (9,98 млн кв. км), Китай (9,56 млн кв. км), США (9,36 млн кв. км), Бразилию (8,51 млн кв. км), Австралию (7,59 млн кв. км). С севера на юг она вытянулась на 3 тысячи километров, а с запада на восток - на 10 тысяч километров. Территория России вся находится в северном полушарии, а 1/4 ее часть расположена за полярным кругом, что объясняет суровость ее климата. Кроме Чукотки, вся территория России расположена в восточном полушарии.

Затем по физической карте России в атласах дети под руководством учителя находят и определяют координаты крайних точек страны.

Крайняя северная материковая точка - мыс Челюскин, крайняя островная - мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земли Франца Иосифа.

Крайняя южная точка - гора Базардюзю на Кавказе.

Крайняя западная точка - Балтийская коса близ Калининграда.

Крайняя восточная материковая точка - мыс Дежнева, крайняя островная точка - на острове Рат-манова в Беринговом проливе.

Посмотрев далее кадры DVD, о границе между Европой и Азией, о морях и океанах, омывающих Россию, следует выяснить: в каких частях света расположена наша страна? Где проходит граница между Европой и Азией? Какие океаны и моря омывают Россию? Все объекты учащимся следует найти на картах атласа.

Для определения пограничных стран снова продолжим демонстрацию фильма и, приостановив его показ, когда на экране высветится государственная граница России, учитель обращается к классу:

- Назовите пограничные страны России.

- С какими странами самая протяженная граница?

- Какая область России граничит с Польшей и Литвой?

- С какими странами граница проходит по горам, по рекам?

- Что значит «морская граница»?

- С какими странами Россия граничит только по морю?

- Что такое «Российский сектор Арктики»?

- С какой страной Россия имеет схожее географическое положение?

В конце урока подводится итог, как географическое положение влияет на природу страны?

Положительные черты:

1. Большая площадь России означает богатство природными ресурсами.

2. Наличие морских границ дает свободный выход в океан.

3. Большая часть России расположена в умеренном поясе.

Отрицательные черты:

1. Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.

2. 1/4 часть площади России лежит за полярным кругом (суровый климат).

3. Огромная территория требует больших транспортных расходов.

Создание логических схем и опорных конспектов. При обучении географии в старших классах учителя часто сталкиваются с проблемой компактного изложения большого объема информации или установления причинно-следственных связей. Для решения этих проблем преподаватели обычно составляют вместе с учениками логические опорные конспекты или таблицы. Как правило, на переписывание таких конспектов с доски или плаката уходит значительное количество учебного времени. На помощь учителю может прийти MS Visio, MS Word, в которых учитель заранее создает нужную схему и логический опорный конспект. При изучении в 10 классе темы «Население мира» очень поможет схема «Воспроизводство населения мира», где сравниваются первый и второй типы воспроизводства населения мира, первый характерен для развитых стран, а второй - для развивающихся. Схема наглядно представляет основные признаки и показатели двух типов воспроизводства населения, географические различия в половом составе населения мира, доле лиц пенсионного возраста, размещении трудовых ресурсов, обеспеченности трудовыми ресурсами.

Составив и распечатав такую схему, можно использовать ее на уроках, предложив ученикам проанализировать ее содержимое.

Схему можно создать в виде отдельных карточек. Для лучшей сохранности карточки необходимо покрыть прозрачным защитным слоем.

При работе с такими схемами нужно разработать систему вопросов, помогающих анализировать ученикам ее содержание. В данном случае вопросов может быть несколько, например: • Каковы основные признаки и показатели 1 и 2 типов воспроизводства населения?

• Каковы географические различия в половом составе населения мира?

• Объясните, как возрастной состав населения развивающихся стран влияет на трудовые ресурсы.

Или более сложные вопросы:

• Предположите, какие направления внешних миграций преобладают в разных типах стран и почему.

• Объясните, чем вызваны медленные темпы смены поколений в развитых странах.

Такие карточки удобно использовать при изучении сложных тем.

Использование компьютерных технологий в обучении географии совсем не означает непосредственное использование компьютерной техники на уроке. Учитель может использовать эту технику опосредствовано, в процессе своей подготовки к занятию или попросить об этом учеников, которые владеют компьютерными технологиями. Так, при изучении тем «Население России», «Политико-государственное устройство РФ» в 9 классе или «Политическая карта мира», «Население мира» в 10 классе регулярно приходится уточнять эти данные, используя ресурсы Интернет.

При изучении темы «Типология стран мира» к уроку составляется таблица «Типология стран мира». Для ее заполнения используется статистический материал по всем странам мира. Эти данные можно найти в периодической печати, атласах, справочниках, в Интернете. Для оформления статистических данных удобно использование MS Excel.

Государства Столицы Форма Площадь, тыс. км2 Численность населения, млн чел. ВВП на душу населения в год

правления государственного устройства

Удобство работы с таблицей очевидно, ее можно применять и на других уроках, например, при изучении тем «Население мира», «Развитые страны», «Развивающиеся страны» и т. д.

Заполненную таблицу следует размножить и на уроках предложить учащимся ряд заданий по ее использованию. Например: на контурной карте отметить страны с разным уровнем ВВП на душу населения. Красным цветом нанести страны с душевым показателем ВВП более 20 тысяч долларов в год; желтым - 20-10 тысяч долларов в год; зеленым 10-5 тысяч долларов в год; синим - менее 5 тысяч долларов в год. Страны и их столицы подписать.

По таблице можно учить страны и их столицы, лучше страны в таблице дать по регионам: Африка, Азия, Европа, Северная Америка и т. д. Используя статистические данные таблицы, можно предложить обучающимся найти:

- 10 крупнейших стран мира по площади;

- 10 самых больших стран мира по численности населения;

- 10 экономически развитых стран мира по ВВП на душу населения;

- 10 крупнейших по объему ВВП стран мира.

Назвать государства-карлики.

Определить, чем различаются страны мира по формам правления и административно-территориальному устройству.

Назвать, в каких регионах мира сохранилась монархическая форма правления.

Найти на карте, в каких частях света сохранилось наибольшее число монархий.

В современной жизни компьютеры занимают все большее место. И будущее образования неразрывно связано с использованием компьютерных технологий.

Литература

1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2009.

2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2009.

3. Раковская Э.М. География: природа России. М.: Просвещение, 2007.

4. Савцова Т.М. Методические рекомендации по работе с интерактивными демонстрационными материалами по географии. М.: Дрофа, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.