Научная статья на тему 'Влияние современных тенденций в географической науке на процесс обучения географии в школе'

Влияние современных тенденций в географической науке на процесс обучения географии в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2692
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюшова Ю. С.

Изменения, происходящие сегодня в географической науке, связаны, прежде всего, с усилением ее гуманистической роли, которая раньше мало принималась во внимание. Это вызвано тем, что гео экологические и социально экономические проблемы возникли в географической среде, где законы природы и общества сочетаются. Обострение этих проблем в последнее время вызвано утратой обществом многих духовных ценностей. Стали обостряться национальные проблемы, широкое распространение получили равнодушие, цинизм, эгоизм. В этих условиях очевидна важность возрождения духовных ценностей, как основы консолидации общества. География как учебный предмет включает основы естественных и общественных наук. В сферу ее изучения входят природная среда, население и хозяйство, что составляет базу для формирования у школьников эмоционально ценностного отношения как к природным, так и к общественным явлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрюшова Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние современных тенденций в географической науке на процесс обучения географии в школе»

Кочуров Б. И. Оценка антропогенного изменения почвенно-геохимического потенциала ландшафтов для целей прогнозирования природоохранных проблем. Географическое прогнозирование природоохранных проблем.-М.: ИГРАН, 1998. с.76-87 Мильков Ф. Н. Физическая география: учение о ланшафте и географическая зональность.-

Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1986 г., с.-326 Солнцев В. Н. Системная организация ландшафтов.М. 1981 г. с.-24

Сочава В. Б. Введение в учение о геосистемах.-Новоси-бирск: Наука, 1987. С. 317.

УДК 551.465.7 (330.15)

влияние современных тенденций в географической науке на процесс обучения географии в школе

Ю.С. АНДРЮШОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского,

кафедра физической географии

Изменения, происходящие сегодня в географической науке, связаны, прежде всего, с усилением ее гуманистической роли, которая раньше мало принималась во внимание. Это вызвано тем, что гео - экологические и социально - экономические проблемы возникли в географической среде, где законы природы и общества сочетаются. Обострение этих проблем в последнее время вызвано утратой обществом многих духовных ценностей. Стали обостряться национальные проблемы, широкое распространение получили равнодушие, цинизм, эгоизм. В этих условиях очевидна важность возрождения духовных ценностей, как основы консолидации общества.

География как учебный предмет включает основы естественных и общественных наук. В сферу ее изучения входят природная среда, население и хозяйство, что составляет базу для формирования у школьников эмоционально - ценностного отношения как к природным, так и к общественным явлениям.

Современный этап развития России характери- Необратимая деградация окружающей среды неиз-зуется глубокими преобразованиями во всех сферах общества, происходит поворот к гуманизации общественной жизни, меняются цели школьного образования. Если раньше целью образования было формирование личности, владеющей основами наук, то в настоящее время - всестороннее развитие человека, предполагающее развитие всех компонентов его личности (опыта, механизмов психики, типологических свойств, динамики). Такая личность способна самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально - экономической неопределенности, решать глобальные проблемы современности.

Уникальность географии заключается в том, что она одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества, которое развивается в ней. География комплексно рассматривает общество, природную среду и взаимосвязи между ними. “Человеческая цивилизация ныне - крупнейший воздействующий на природу фактор, сравнимый по интенсивности с ведущими естественно - историческими факторами развития природы”, отмечает В.М. Котляков (Котляков, 1990). Взаимодействие общества и природы происходит в географической среде, где законы природы и общества естественным образом сопрягаются, порождая во многих случаях гео - экологические и социально - экономические проблемы.

В начале XXI века человечество осознало реальную конечность своего существования. Страшным ударом стало понимание возможной гибели в результате ядерной войны, экологическая опасность.

бежно ведет к вырождению человечества. Ход исторического развития поставил общество и каждого человека на Земле перед необходимостью выработать новое мышление, охватывающее всю планету в целом. Отношения общества и природы должны быть гармоничными. Эта гармонизация означает такое неизбежное изменение человеком природы, которое сохраняет способность последней воспроизводить условия, приемлемые для существования самого человека как биологического вида.

Все проблемы, с которыми сталкивается цивилизация в процессе взаимодействия с природой, по сути, эколого-географические, считает В.М. Котляков. “Перед географией стоит вопрос: до каких пределов, какими средствами природопользования возможно совместное развитие природы и общества за счет только рациональной территориальной организации?” (Котляков, 1990). Экологическая проблематика ставит перед географией ряд задач: дать оценку негативных и позитивных результатов взаимодействия общества и природы в конкретных регионах, разработать прогнозы изменений интегральных геосистем и предложить научнообоснованные рекомендации по их регулированию, изучать и предсказать последствия осуществления крупных хозяйственных проектов, изыскать пути сохранения ресурсо - и средовоспроизводящей способности геосистем.

Интерес к экологическим проблемам содействует сближению физической и социально - экономический географии. География способна синтезировать естественно - исторический, экономический и социальный подходы в рамках целостного учения

об организации пространства, где протекает жизнь человека во всех ее проявлениях. Обе ветви географии едины, так как описывают и объясняют взаимодействие отдельных компонентов географической оболочки - как природных, так и общественных. “Исследуя социальную и природную сферы, география не противопоставляет их, а изучает их непростые взаимоотношения”, пишет В.П. Максаковский (Максаковский, 2003).

Сегодня географию невозможно представить без человека, без отношения к человеку, без заботы о человеке. Растет гуманистическая роль географии, которая раньше мало принималась во внимание. Социальные проблемы выходят сегодня на новую позицию. Выделяются даже такие новые направления, как, например, социальная экология и геоконфликтология.

Важным направлением социально - географических исследований стало изучение проблем региональной безопасности и территориальной справедливости, преодоление территориального неравенства. Новые задачи социальной географии возникают ввиду возрастания в последние годы территориальных социально - экономических различий, как между экономическими районами, так и между республиками, краями и областями, вплоть до отдельных городских поселений и внутригородских районов. Следствием этого явились межнациональные конфликты, которые стимулируются диспропорциями в условиях социально - экономической жизни, историческими и иными причинами, отмечает М.М. Голубчик (Голубчик, Жулина, 2003).

Хотя тенденция к гуманизации и социологиза-ции географии имеет довольно давние корни, в современных условиях она стимулируется насущной необходимостью поставить географические исследования на службу человеку, отмечает В.М. Котляков (Котляков, 1990). Резко возрастает интерес к социальной стороне жизни, проблемам социального неравенства районов, этническим проблемам, роли конфессий в этнокультурной дифференциации и региональных конфликтах и другим. Поворот экономики и социальной политики к интересам человека ставит с небывалой остротой вопрос о необходимости формирования сильной социальной географии. Важность органического слияния экономического и социального аспектов исследования подчеркивал

Н.Н. Баранский. Он считал, что экономико - географ должен знать не только состав населения, расселение, характер населенных пунктов, но и нравы, обычаи, культуру.

В наше время роль географии становится очень важной. Изменяется географическая оболочка, изменяются сами глобальные процессы, все больше усложняется окружающий нас мир. Это приводит к тому, что природные процессы получают огромную антропогенную составляющую. К этому прибавляются общечеловеческие процессы. С одной

стороны, быстро растет население Земли, с другой

- появляется проблема исчезновения людей. Очень ярко высказался по этому поводу В.М. Котляков: “Мы заботимся о том, чтобы занести в Красную книгу исчезающие виды растений и животных, а в это время исчезают целые народы на Земле. Малочисленные народы Севера, и не только Севера, но и Юга, из - за ухудшения условий жизни становятся все малочисленней”(Котляков, 1990).

На протяжении многих столетий география была единственной наукой, способной охватить своими исследованиями взаимоотношения человека и природы во всем их территориальном многообразии, отмечает А.Г. Исаченко (Исаченко, 2003). Но разрыв между ее основными ветвями привел к потере этой “монополии”. А между тем в связи с небывало возросшими негативными последствиями антропогенного воздействия на природу актуальность изучения взаимодействия между человеком и географической средой несоизмеримо возросла. У географии имеются все предпосылки к тому, чтобы занять лидирующее положение в разработке научных основ оптимизации взаимоотношений между человечеством и его природной средой, но для этого необходимо преодолеть ее внутреннюю дезинтеграцию.

Быстрыми темпами развивается технический прогресс. Но технически могущественный человек не стал ни счастливее, ни здоровее, ни духовно богаче. Он растерян, не знает как распорядиться прошлым, и с тревогой смотрит в будущее. В связи с этим, по мнению С.Н. Глазачева, нужно духовно нравственное возвышение, создание экологической культуры на основе новой системы этических ценностей. “Нужен новый общественный договор - система этических норм, ценностных ориентаций и регулятивов, способных обеспечить устойчивое развитие человечества в пределах возможностей биосферы” (Глаза-чев, 2002).

Путь к созданию новых этических оснований развития человечества в гармонии с природой - духовно - нравственная коррекция современной культуры, духовное возвышение человечества, единение глубинных ментальных ценностей всех культур в целостном мировоззрении, миропонимании.

Новое мировоззрение и отношение, осознание себя частью целостного мира и есть экологическая культура мира. Соотнесение любого своего поступка, мысли и действия с судьбой иного, всего человечества - высочайшая миссия человека, которую ему предстоит выполнить. С.Н. Глазачев отмечает, что “подготовить личность к жизни в новых этических ценностях социума, обеспечивающих гармонию мира и человека, цель и смысл современного образования и просвещения, становящейся культуры мира”(Глазачев, 2002).

Для современного географического образования характерны четыре детерминанты (Николина, 2000):

• Государственно-общественная (потребности общества);

• Особенности географической науки (взаимосвязи целостного мира, многообразия отношений человека и природы, человека и социума в пространственно - временных, геосистемных аспектах);

• Личность учителя (как транслятора географической культуры);

• Личностная ориентация (учебный процесс по географии строится с учетом неповторимости каждого ученика и ориентируется на развитие и саморазвитие личностных свойств).

Каким же образом обстоят дела в практике обучения географии в основной школе? Результаты анкетирования учащихся основной школы свидетельствуют о том, что значительная доля опрошенных - 33% в 6-х классах и 30,4% в 9-х классах видят в природе, главным образом, ресурсную составляющую, при этом у большей части из них в 6- х классах

- 52,1%, 9-х классах - 64,8% возникает страх, ужас перед экологической катастрофой. Из этого можно сделать вывод о том, что ученики не видят связи между потребительским отношением к природе и возникновением вследствие этого экологических проблем. Поэтому в процессе обучения географии важно доказать, что природа духовно обогащает человека, влияет на его мировосприятие, на творчество. Убеждая учеников в этом, учитель будет способствовать формированию отношения к природе не только как к источнику ресурсов, но и как к духовной ценности. Следует заметить, что в 7-х и 8-х классах доля учащихся, относящихся к природе как к источнику материальных благ, заметно сокращается до 29,2% и 27,4% соответственно и возрастает доля учащихся, относящихся к природе, как к источнику красоты и жизни. Из этого можно сделать вывод о том, что при изучении курсов географии материков и океанов (7 класс) и курса географии России (8 класс) ведется работа по формированию ценностного отношения к природе, однако в курсе географии России (9 класс) природа рассматривается только как источник ресурсов. Вероятно, это свидетельствует о том, что отношение в 7-8 классах формируется на уровне знаний, а не на уровне убеждений.

Настораживающим является то, что мизерная доля опрошенных 6-9 классов (1-4%) представляют родную природу при слове "Родина". Изучая в 8 классе природу России, ассоциируют ее с Родиной лишь 4%. От 7,3% опрошенных в 7-х классах до 12,7 в 8-х классах испытывают грусть, стыд при слове "Родина", а никаких чувств при этом не испытывают 10,6% шестиклассников, 17,0% восьмиклассников. В связи с этим, очевидным является вывод о том, что воспитательный потенциал школьной географии реализуется минимально.

По мере взросления увеличивается количество учащихся, неприязненно относящихся к людям других национальностей с 6 % в 6 классе до 17,3 %

в 9 классе. Это свидетельствует о недостаточном внимании к этой проблеме в процессе обучения географии. Большое значение имеет тот факт, что в 6-7 классах подавляющее большинство учащихся еще не задумывались о своей национальности, при этом им нравится представлять себя в ином окружении и мире. Поэтому именно в этом возрасте нужно создавать ситуации, когда ученик представляет себя в другой стране, в непривычных для себя условиях. Это позволит создать модель поведения с людьми других национальностей, доказать, что непохожий

- не значит плохой.

Актуальным является вопрос о том, как ученики представляют себе практическую значимость географической науки. 38-43,3% опрошенных 6-7 классов считают ценным и применимым в жизни умение определять географические координаты. А 62% девятиклассников в расширении кругозора! В связи с этим, в процессе обучения географии нужно показывать те задачи, которые решает сегодня географическая наука, а также создавать на уроках ситуации, когда школьники решали бы учебные проблемы в роли ученых - географов.

При изучении населения важно формировать взгляды и убеждения учеников в том, что Земля -Родина людей разных рас, они все равны по умственному развитию, среди каждой из них есть талантливые люди, доказать это примерами. Важно заострить внимание на том, что во многом быт, культура, традиции народов определяются условиями природной среды, в которой они развивались, что различия во внешнем строении - это приспособленность к природным условиям.

Исходя из того, что современная география комплексно рассматривает среду обитания человечества, концепция географического образования школьников (2001) исходит из необходимости "очеловечивания" содержания предмета, планирует строить содержание предмета на основе комплексного, а не отраслевого подхода.

Многообразие жизни на Земле реализуется в школьной географии посредством усиления страноведческой составляющей в построении структуры и содержания предмета. Страноведческие знания будут служить школьникам способом рассмотрения мира, позволят увидеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой. "В центр страноведческих характеристик необходимо поставить человека, людей, народы материков и стран, их образ жизни, материальную и духовную культуру, хозяйственную деятельность", отмечает И.В. Душина (2002).

Рассмотрение вопросов, связанных со взаимодействием природы и общества, ее изменением в процессе хозяйственной деятельности человека способствует формированию убеждения учащихся в том, что природа имеет большое значение в развитии общества, накладывает свой отпечаток на уровень

развития и специализацию хозяйства. При этом важно показать учащимся, что отношение к природе как к источнику материальных благ привело к возникновению многих экологических проблем. Школьная география знакомит учащихся с основными методами научного исследования и некоторыми фактами из истории развития науки. Этот материал показывает им, как осуществлялось накопление географических знаний (зафиксированных в книгах, географических картах), какое практическое применение имеют научные исследования. Сведения о методах исследования и достижениях современной науки убеждают учащихся в том, что человеку доступны самые, казалось бы, скрытые тайны природы. При изучении развития географических знаний осуществлять исторический подход позволяют факты из истории географических открытий, новейших достижений современной науки.

Историко-географический подход будет знакомить школьников с изменениями политической карты, с особенностями практики природопользования в различных регионах мира, с процессом нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран.

В процессе обучения географии важно говорить не только о достижениях науки, но и рассказывать о проблемах, еще не решенных географией. Это усиливает интерес к предмету, а главное - учащиеся начинают относиться к географии как к науке, которая постоянно развивается, совершенствует методы исследования. Примерами могут служить рассказы о перспективах изучения Антарктиды, Мирового океана, космоса, строения Земли.

География имеет широкие возможности для воспитания любви к Родине, гордости за свою страну. Для того чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо, прежде всего, формировать знания о ней. В курсе географии России при изучении населения учащиеся узнают о том, какие народы населяют нашу страну, какие у них обычаи и традиции. Мысль о том, что на протяжении веков люди разных национальностей жили рядом, что без прочного союза народов нашей страны, без дружеских взаимоотношений между ними наше многонациональное государство не будет иметь успехов в будущем, позволит сформировать и укрепить толерантное сознание. При изучении хозяйства России одной из важных является задача воспитания любви и уважения к общественно - полезному труду, к общественному богатству, психологическая подготовка к труду. Школьный курс географии знакомит учащихся с различными видами трудовой деятельности населения, с тем, что представляет собой труд человека в разных отраслях хозяйства страны, какие средства и орудия он использует.

При изучении географии у учеников формируются научные взгляды на некоторые явления общественной жизни. География показывает учащимся,

что труд - это основа жизни и развития общества, с различными видами трудовой деятельности населения, с тем, что представляет труд в разных отраслях хозяйства, какие средства труда используются. При этом высокий воспитательный потенциал имеют экскурсии. На них учащиеся знакомятся не только с организацией и видами труда, но и личностными качествами трудящихся людей.

География играет важнейшую роль в воспитании учащихся в духе патриотизма, интернационализма, в трудовом воспитании. Содержание и формы организации обучения помогают воспитывать и другие нравственные качества, например, чувство ответственности, товарищества, коллективизма.

На долю каждого учебного предмета выпадает определенная часть работы по воспитанию личности школьника. Межпредметные связи помогают созданию целостного представления о природе и обществе, о закономерностях, им свойственных, и вместе с тем обеспечивают разносторонний подход к каждому изучаемому объекту, рассмотрение его во всех связях.

Чтобы знания превратились в убеждения учащихся, стали руководством к жизни,необходима большая кропотливая работа в этом направлении. Важно, чтобы учебная деятельность школьника была организована так, чтобы он выслушивал не только учителя и запоминал, уподобляясь "сосуду, наполняемому знаниями", но и эмоционально воспринимал изучаемый материал, чтобы у него вырабатывалось личное отношение к фактам и явлениям, умение и стремление применять знания в жизни. Иначе говоря, успех воспитания в процессе обучения географии может обеспечить только единство сознательных, эмоциональных и действенно-практических факторов.

В современных условиях развития российской общеобразовательной школы ведущее значение приобретает решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества. Это требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению корысти, бездушия и несправедливости и других. Развитие у воспитанников именно таких качеств, формирование у них ценностно-значимых запросов и намерений, приобщение их к самообразованию

- вот факторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных сфер. Это свидетельствует о том, что знаниево - ориентированный подход, доминирующий в содержании образования, должен уступить место культурологическому личностно - ориентированному подходу, нацеленному на освобождение творческой энергии молодого человека. Такой подход, по мнению

П.И. Пидкасистого (2002), в сущности, является частью глобального социального процесса смены рецептивно - отражательного подхода к мышлению и деятельности человека другим подходом - конструктивно - деятельностным. Именно он в наибольшей степени соответствует установкам гуманистического мышления.

Одним из элементов гуманизации является гуманитаризация. Гуманитаризацией образования можно назвать процесс изменения знаниевого типа образования, заключающийся в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самосознанию и пониманию других людей. К таким аспектам культуры относится совокупность отношений людей к природе, человеку, к духовным ценностям (литературе, искусству, истории страны).

Гуманитаризация географического образования означает:

1. Обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям;

2. Формирование исторического мышления учащихся с учетом специфики предмета;

3. Воспитание бережного отношения к людям, окружающей среде, непреходящим ценностям;

4. Развитие культуры межличностных и межнациональных отношений, экологической культуры;

5. Усиление в процессе обучения основ научных идей и открытий как процесса человеческого поиска, столкновения взглядов, взаимосвязи глобальных проблем человечества.

Обучение географии в основной школе соответствует среднему школьному (подростковому) возрасту. Важнейшим фактором развития личности подростка является его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи). Поэтому задача учителя географии состоит в том, чтобы в процессе обучения создавать ситуации, в которых бы этот опыт накапливался.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Реализовать эту особенность возраста можно, организуя на уроках ролевые игры. Например, по теме “Оправдан ли ввоз в Россию радиоактивных отходов?” Ролевые игры рассчитаны на приобретение способности самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Обучение происходит через возможность “сыграть” роль, взятую из реальной жизни.

Для подростка характерен глубокий интерес к общественно --политической жизни своей страны,

к событиям в мире. Поэтому в процессе обучения географии важно обсуждать такие проблемы, при рассмотрении которых у учеников формируется активная гражданская позиция, например, “Каким образом Россия может поднять свой престиж в глазах мирового сообщества?”

В младшем подростковом возрасте преобладают эмоционально - чувственные, духовно - нравственные переживания. Этому этапу соответствует изучение начального курса географии и курса географии материков и океанов. Поэтому в процессе их изучения для формирования эмоционально - ценностного отношения к миру важно привлекать яркие, образные высказывания, поэзию, народное творчество и другие средства эмоционального воздействия.

Старшему подростковому возрасту соответствует изучение курса географии России, курса экономической и социальной географии зарубежных стран. Для этого этапа характерно развитие оценочной ценностно-смысловой деятельности. Поэтому, с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к миру в процессе обучения географии важно создавать ситуации с выбором, принятием решений. Итак:

• В настоящее время обществом востребованы такие духовно - нравственные качества личности, как патриотизм, гражданственность, ответственность, потому, что многие его проблемы (гео - экологические, социально - экономические) можно решить на основе этих личностных качеств.

• В связи с новыми тенденциями в развитии географической науки (растет гуманистическая роль географии, социальные проблемы выходят на новые позиции) возникает потребность в формировании эмоционально - ценностного отношения к миру в процессе обучения географии.

• С целью формирования опыта эмоционально-ценного отношения к миру в процессе обучения географии необходимо обогатить содержание школьной географии гуманистическими идеями, понятиями, нравственными ориентирами и ценностями, вызывающими переживания.

список литературы

Глазачев С.Н. Экология и культура мира - приоритет безопасности планеты // География в школе №3, 2002. С. 9-12. Голубчик М.М., Жулина М.А. Социальная география: сущность, задачи, новые направления исследования // География в школе №2, 2003. С. 16-22. Душина И.В. Необходимы ли в структуре школьной географии страноведческие курсы // География в школе №2. 2002. С. 50-53.

Исаченко А.Г. Проблемы и перспективы интеграции географии // География в школе №5. 2003. С. 3-8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.

Котляков В.М. Новые тенденции в географической науке // География в школе № 5, 1990. С. 3-8.

Максаковский В.П. География в меняющемся мире (к выходу в свет Избранных сочинений академика В.М. Котлякова) // География в школе №4, 2003. С. 3-7.

Николина В.В. Детерминанты географического образования // География в школе №7, 2000. С. 44-47.

Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасисто-го. - М: Педагогическое общество России, 2002. 608 с.

УДК 551.583

система таксономических единиц ЛАНДШАФТНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО КАРТИРОВАНИЯ ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ .

Ю.М. ШАЛЕЕВА.

Пензенский государственный педагогический университет, кафедра физической географии

Изложены методические подходы к изучению природных комплексов своей местности. Представлена классификация геосистем для ландшафтно-типологического картирования..

Важная роль в подготовке будущих учителей географии принадлежит полевой практике, в ходе которой студенты приобретают практические навыки полевых исследований. Особое значение имеет проводимая на третьем курсе комплексная полевая практика по физической географии, которая подводит студентов к наиболее полному пониманию всесторонних взаимосвязей, существующих между отдельными компонентами географической оболочки Земли и к представлению о ее сложной структуре.

Земная поверхность состоит из бесчисленного множества природно-территориальных комплексов (ПТК). Они различаются по происхождению, природным свойствам, величине, по степени сложности своей внутренней организации, т.е. по свойственной им структуре. Наряду с мелкими и однородными по своим природным свойствам, например, склон песчаной дюны, ровные участки поймы или песчаной террасы, выявлены чрезвычайно сложные по своей структуре ПТК, обычно занимающие огромные площади, например, Русская равнина. В состав таких ПТК входит множество более мелких: поозерья, ополья, полесья, кряжи, плоскоместья и др. В выявлении их истории, современного облика и тенденции дальнейшего развития и заключается основная задача физико-географа. Результаты этих исследований служат основой для разработки мероприятий по наиболее рациональному использованию и преобразованию той или иной территории.

Объектом полевого географического исследования являются ландшафты и их морфологические части: урочище, группа урочищ, подтип местности, тип местности, подкласс и класс ландшафта. Последний как типологическая единица самого высокого ранга рассматривается в работах Ф.Н. Милькова (1960), Н.А. Гвоздецкого (1961), В.М. Чупахина (1963), А.Г. Исаченко (1962, 1963).

Важнейшей морфологической частью ландшафта является урочище. При любом ландшафтном ис-

следовании оно является основной единицей изучения и картирования. На ландшафтной карте урочища оконтуриваются по возможности в зависимости от масштаба карты. Урочищами называются ПТК, представленные закономерно построенную систему генетически, динамически и территориально связанных фаций или их группы. Фация -самый простой элементарный природный комплекс, характеризующийся наибольшей однородностью природных условий. Выделяется прежде всего однородностью литогенных факторов - занимает одну грань рельефа (элемент мезоформы), с одинаковым литологическим составом почвообразующих пород. Литогенная основа фации обеспечивает однородность местообитания организмов: тепловой режим, баланс влаги и минеральных веществ. В зависимости от условий местообитания формируется растительный и связанный с ним животный мир. Растительные сообщества являются индикаторами, определяющими границы фации.

В районах, подвергающихся систематическому хозяйственному воздействию, коренной фитоценоз может не сохраниться вовсе или сохраниться на отдельных участках. Так, в лесной зоне центра Русской равнины на каждой более или менее значительной площади фации можно встретить несколько лесных фитоценозов, например, наряду с ельником - березняк с подростом ели или чистый березняк. Кроме того, в обжитых районах в прошлом облесенные фации сплошь и рядом заняты пашней, суходольным лугом, зарослями кустарников. В этих случаях границы фации не могут быть обнаружены по характеру растительности, и при проведении границ решающее значение имеет рельеф, литологический состав поверхностных пород, почвенный покров.

Для обозначения элементарных природных комплексов В.Н. Сукачев ввел понятие «Биогеоценоз» последний представляет единство всех компонентов природы на участке, границы которого определя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.