Научная статья на тему 'Использование краеведческого материала в практике специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида'

Использование краеведческого материала в практике специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1239
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / МОСКВОВЕДЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Александра Михайловна

Раскрывается значение и место краеведческой работы в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Приведены результаты наблюдений за практической деятельностью учителей географии г. Москвы и их анкетирования, в ходе которых выявлялись основные формы, методы и средства обучения, используемые на уроках краеведческого содержания. Выявлены трудности использования учебных пособий по москвоведению для общеобразовательных школ в процессе обучения географии учащихся с нарушениями интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование краеведческого материала в практике специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»

правила поведения в природе, но в повседневной жизни чаще совершают негативные по отношению к природе поступки. Причиной подобного поведения может быть как неумение адекватно оценивать собственные поступки, так и склонность к подражанию.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что младший школьный возраст играет важнейшую роль в формировании основ экологической культуры школьников с нарушением интеллекта. В качестве психолого-педагогических основ данного процесса выступают следующие характеристики возраста:

- преобладание эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира;

- преобладание пассивно-сочувственной нравственно-экологической позиции, которая определяет способность ребенка с нарушением интеллекта сопереживать попавшим в беду растениям и животным, испытывать желание помочь;

- стремление и интерес к познанию природы;

- интенсивность накопления личного опыта, как положительного, так и отрицательного. Эмоциональное отношение к своим проступкам;

- ярко выраженная потребность в сюжетно-ро-левых, подвижных играх, которые предусматривают контакт с объектами окружающего мира.

Таким образом, ориентация системы экологического обучения и воспитания на наиболее сензитив-ный к социоприродным взаимодействиям период и важность учета уже сложившихся у детей младшего школьного возраста взаимоотношений с объектами природы являются необходимыми условиями повышения уровня экологической культуры учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов, 1996.

2. Лифанова, Т.М. Программа по природоведению / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. - М.: Просв., 2003.

3. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы / И.В. Цветкова. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Гребенникова Ирина Анатольевна - соискатель кафедры олигофренопедагогики Московского государственного гуманитарного института им. М.А. Шолохова.

Тел.: 8-903-151-84-92; e-mail: [email protected]

Grebennikova, Irina Anatolevna - Postgraduate student, Department of Oligophrenic Pedagogy, Moscow State University of Humanities named after M.A. Sholohov.

Те1.: 8-903-151-84-92; e-mail: [email protected]

УДК 376.42

А.М. Данилова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ПРАКТИКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА

A.M. Danilova

USING REGIONAL STUDIES THE MATERIAL IN SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE VIII KIND

Раскрывается значение и место краеведческой работы в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Приведены результаты наблюдений за практической деятельностью учителей географии г. Москвы и их анкетирования, в ходе которых выявлялись основные формы, методы и средства обучения, используемые на уроках краеведческого содержания. Выявлены трудности использования учебных пособий по москвоведению для общеобразовательных школ в процессе обучения географии учащихся с нарушениями интеллекта.

География, краеведение, москвоведение, учащиеся с интеллектуальными нарушениями, учебное пособие.

The paper demonstrates the role and place local studies at special (correctional) schools of the VIII kind. Results of observation over practical activities of teachers of Moscow Geography are presented as well as the results of their questioning about basic forms, methods and training aids used at the local studies lessons. Difficulties in using comprehensive school training aids on Moscow History, Geography and Culture in training pupils with intellectual malfunctions are revealed.

Geography; study of local history, geography and culture; Moscow History, Geography and Culture; pupils with intellectual malfunctions, training aid.

Под краеведением понимают изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением [1]. Школьное краеведение, по мнению П.В. Иванова, - это систематическое познание учащимися родного края в процессе учебной, внеклассной и внешкольной работы в соответствии с задачами общеобразовательной школы [2].

Д.Н. Анучин, Н.Н. Баранский, А.С. Барков, И.И. Баринова, А.В. Даринский, П.В. Иванов, И.С. Матрусова, Е.Н. Мешечко, М.А. Никонов, Н.В. Рубанова, А.З. Сафиуллин, А.Е. Ставровский, К.Ф. Строев, Д.П. Финаров и др. обращают внимание на необходимость краеведческого изучения своей местности, указывают на учебно-воспитательную значимость местного материала в формировании личности ученика и успешности процесса обучения. А.С. Барков, Н.Н. Баранский, В.П. Буданов, В.К. Кондаков, А.А. Половинкин, В.Г. Эр-дели и др. рассматривают вопросы организации краеведческой работы, методы и приемы изучения исторических особенностей, природных и социально-экономических условий родного края.

Проблемой изучения своей местности в специальных (коррекционных) школах VIII вида в разные годы занимались М.Э. Валце, Е.В. Вишнякова, В.В. Воронкова, А.Н. Граборов, А.Ф. Гусев, А.Г. Григорьянц, Г.М. Дульнев, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Т.М. Лифанова, К.Г. Муратова, Л.В. Петрова, Т.И. Пороцкая, З.В. Свиридова, А.В. Усвайская и др. В своих работах эти авторы отмечают огромное значение краеведения для общего развития, формирования познавательного интереса, расширения кругозора, коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта.

Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств учени-

ков. В работах Е.В. Вишняковой, Т.М. Лифановой, К.Г. Муратовой, Т.И. Пороцкой отмечается большое значение краеведения в воспитании чувства патриотизма у умственно отсталых школьников. Т.М. Лифанова пишет, что рассмотрение на уроках с краеведческим содержанием исторических и этнографических вопросов, знакомство с национальными и региональными культурными традициями будут способствовать формированию у учащихся любви к Отечеству и повысят интерес к изучаемому предмету [4]. Активное включение старшеклассников в краеведческую деятельность позволит каждому школьнику получить жизненно важные знания, умения и навыки, сформировать ценные качества личности, раскрыть и развить индивидуальные способности, чувства коллективизма, содружества, сотрудничества.

Краеведческий материал широко используется на уроках русского языка, чтения, развития речи, математики, природоведения, географии, естествознания, изобразительной деятельности, СБО и трудового обучения в специальных (коррекцион-ных) школах VIII вида.

Основное внимание реализации краеведческого принципа в специальной (коррекционной) школе VIII вида уделяется в курсе географии девятого класса. Такое отношение к изучению умственно отсталыми старшеклассниками родного края обусловлено тем, что выпускники остаются жить и работать в той местности, где они учились. После окончания школы подростки должны уметь ориентироваться в своей местности, знать особенности географического положения, типичных представителей растительного и животного мира, правила поведения в природе, медицинские учреждения и отделы социальной защиты, а также достопримечательности своего края (области, района, города, села).

На сегодняшний момент в специальной (коррекционной) школе VIII вида существует два подхода в реализации изучения своего края. В

программе по географии (Т.М. Лифанова, 2001) на региональный обзор отводится последняя четверть девятого класса (14 часов). Раздел «Свой край» предполагает изучение, расширение и обобщение знаний по родной области, району, городу, селу. Изучение данного раздела программмы должно быть построено с опорой на опыт учеников, на их знания, полученные в предыдущие годы обучения географии, естествознанию, природоведению, истории, а также во внеклассной краеведческой работе. В альтернативной программе по географии (Т.М. Лифанова, 2003) увеличивается время на изучение своей местности. По замыслу автора эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в шестом классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в своей местности. В седьмом классе должна более подробно изучаться природная зона, на территории которой проживают дети. В восьмом классе рекомендуется уделять больше внимания той части света, в которой расположена школа. А девятый класс (66 часов) полностью отводится на изучение раздела «Наш край», завершающего весь географический цикл.

В работах А.Г. Григорьянц, А.Ф. Гусева, Т.М. Лифановой, К.Г. Муратовой, Т.И. Пороцкой, В.Н. Синева, А.В. Усвайской и др. раскрывается значение краеведческой работы на уроках географии, даются рекомендации по организации ее проведения как в учебное время, так и во внеклассной деятельности.

С целью выявления особенностей краеведческой работы в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида на современном этапе нами было организовано и проведено наблюдение за практической деятельностью учителей географии г. Москвы и их анкетирование, в ходе которых выявлялись основные формы, методы и средства обучения.

Как показали результаты экспериментальной работы, основной формой обучения географии в девятых классах специальной (коррекционной) школы VIII вида являлись уроки, которые, как правило, носили комбинированный характер. Так, из 42 посещенных нами уроков 89 % были комбинированного типа и имели традиционную структуру построения. Помимо них мы наблюдали 3 обобщающих урока и 2 экскурсии, организация последних вызвала определенные трудности у учителей.

Анализ деятельности педагогов показал, что

методы обучения, используемые на уроках географии при изучении раздела «Наш край», однообразны и малоэффективны, что сказывалось на решении как дидактических, так и коррекционно-развивающих задач образовательного процесса, а в конечном счете и на качестве краеведческих знаний умственно отсталых старшеклассников.

В процессе наблюдения за педагогическим процессом мы выявили, что наиболее часто используемыми средствами обучения являются наглядные. Из них чаще всего применялись: фотографии из журналов, календарей - 71 %, открытки - 8 %, репродукции - 3 %, план Москвы, словарные таблицы - 1 %. Из словесных средств обучения на уроках краеведческой тематики учителя использовали тексты учебников москвоведе-ния для общеобразовательных школ - 5 %, тексты статей газет и журналов - 2 %, энциклопедическую и справочную литературу - 1 %, художественную и научно-популярную литературу о Москве - 3 %. Для проведения этих уроков педагогами также привлекались ТСО (6 %).

Результаты анкетирования учителей географии специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Москвы показали, что педагоги, как правило, при подготовке и проведении уроков по краеведческому разделу программы используют учебники, изданные для учащихся общеобразовательных школ. Это связано с тем, что в действующем учебнике по географии для девятых классов отсутствует материал по данному разделу. В базовом учебнике не представляется возможным размещение краеведческих материалов для каждого региона России. Также на сегодняшний момент отсутствует пособие по изучению раздела «Наш край» (москвоведение) для специальных (коррек-ционных) школ VIII вида г. Москвы. Аналогичная ситуация наблюдается в большинстве регионов России.

Анализ анкет, заполненных учителями географии, свидетельствует о том, что в основном в практике коррекционной школы используются учебники по москвоведению:

1. Москвоведение. Здравствуй, Москва!: Учебник для 2 - 4 кл. нач. шк. / Н.М. Поникарова, Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, О.Е. Тесленко. - М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1999. - 304 с.

2. Алексеев А.И., Ким Э.В., Козленко С.И. Москвоведение. Наш город: Учебник для 5 - 7 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Московский учебник, 1998. - 288 с.

3. Жунина О.В. Москвоведение: Учеб. для нач. кл.: 3-й кл. (1 - 3), 4-й кл. - М.: Вентана-граф, 1998. - 127 с.

Проанализированные учебные пособия по мос-квоведению для учащихся общеобразовательных школ не соответствуют программе по географии для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Они отличаются сложной подачей материала (большой объем информации, отводимый на один параграф; сложные для умственно отсталых школьников пояснения, данные к новым понятиям; наличие излишнего количества сведений исторического характера с привлечением цифровых показателей и др.), а также иллюстрациями, трудными для восприятия детьми с нарушениями интеллекта. Основные и дополнительные тексты, планы, карты, рисунки к параграфам, схемы, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых школьников.

Отсутствие специальных учебных пособий отразилось на качестве преподавания краеведения. Перечисленные выше учебные книги использовались учителями эпизодически, бессистемно, не на каждом уроке. Текстовые материалы (тексты учебников москвоведения для общеобразовательных школ, тексты статей газет и журналов, энциклопедическая и справочная литература, художественная и научно-популярная литература о Москве) требовали от учителей значительной дополнительной работы: подбора литературных источников, поиска и адаптации соответствующих теме фрагментов, отбора необходимых наглядных материалов, разработки заданий к уже адаптированным текстам, размножения материалов при помощи множительной копировальной техники и т.д.

Таким образом, мы пришли к выводу, что для повышения эффективности процесса обучения курса «Свой край» (москвоведение) по географии необходимо создать современную модель изучения данного раздела, которая должна опираться на общие дидактические и коррекционные принципы обучения и учитывать особенности познаватель-

ной деятельности умственно отсталых школьников.

Разработанная нами модель курса направлена на формирование у данной категории детей краеведческих знаний, способствующих их общему развитию и адаптации к условиям конкретной социально-культурной среды. Пролонгированные экспериментальные исследования эффективности созданной нами по вышеперечисленным требованиям современной модели по изучению москво-ведения выявили повышение уровня обучения географии посредством усвоения школьниками краеведческих знаний. Это свидетельствует о кор-рекционно-развивающем влиянии разработанного и апробированного нами пособия «Наш город».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимов, М.Л. Словарь современного естествознания / М.Л. Акимов, В.В. Логвинов. - М.: Либроком, 2010.

2. Иванов, П.В. Основы школьного краеведения: учеб. пособие / П.В. Иванов. - Петрозаводск: ПГУ им. О.В. Куусинена, 1977.

3. Гусев, А.Ф. Краеведческая работа во вспомогательной школе / А.Ф. Гусев // Специальная школа. - 1967. -Вып. 5. - С. 91 - 95.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 кл. / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Просв., 2003.

5. Вишнякова, Е.А. Воспитание патриотизма у школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами туристско-краеведческой деятельности / Е.А. Вишнякова // Материалы Междунар. конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития». - М., 2008. - С. 90 - 95.

6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный класс. 1 - 4 классы / под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просв., 2004.

7. Петрова, Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Петрова. -М.: Владос, 2003.

Данилова Александра Михайловна - аспирантка кафедры олигофренопедагогики Московского гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. E-mail: [email protected]

Danilova, Alexandra Mihajlovna - Postgraduate student, Department of Oligophrenic Pedagogy, Moscow State University of Humanities named after M.A. Sholohov. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.