Научная статья на тему 'Кольная география и методика ее преподавания на рубеже эпох (первая половина ХХ В. )'

Кольная география и методика ее преподавания на рубеже эпох (первая половина ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЕ / ВНУТРЕННИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / МЕХАНИЗМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ И МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермошкина А. С.

Одним из условий модернизации школьного географического образования является осуществленный в статье анализ развития учебного предмета и методики его преподавания в «эпоху перемен», которой стали первая половина ХХ в. и, несомненно, начало ХХI в. Также в статье проведено соотнесение выявленных тенденций развития школьной географии с актуальными проблемами современной разработки нового содержания школьного курса географии и методики его преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кольная география и методика ее преподавания на рубеже эпох (первая половина ХХ В. )»

ШКОЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ И МЕТОДИКА ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ В.)

school geography AND methods AT THE TRANSmoN of epochs (THE FiRST HALF oF THE 20th century)

Ермошкина А.С.

Старший научный сотрудник лаборатории дидактики географии ФГНУ ИСМО РАО, кандидат педагогических наук E-mail: ermoshkina as@mail.ru

Yermoshkina A.S.

Senior research fellow of the Laboratory of Geography Didactics at the institute of content and Education Methods (RAE), candidate of science (education).

E-mail: ermoshkina as@mail.ru

Аннотация. Одним из условий модернизации школьного географического образования является осуществленный в статье анализ развития учебного предмета и методики его преподавания в «эпоху перемен», которой стали первая половина ХХ в. и, несомненно, начало ХХ! в. Также в статье проведено соотнесение выявленных тенденций развития школьной географии с актуальными проблемами современной разработки нового содержания школьного курса географии и методики его преподавания.

Annotation. one of the conditions of school geography education modernization is the analysis conducted in this article as well as the consideration of the characteristics of the development of geography teaching methods during the “times of change”, to which the first half of the 20th century and the beginning of the 21st century can undoubtedly be attributed. The article also correlates the trends of school geography development with the current problems of content and teaching methods development for the school geography course.

Ключевые слова: внешние, внутренние и личностные факторы; тенденции развития; механизмы преобразования; модели школьной географии и методики.

Keywords: external, internal and personal factors, development trends, mechanisms of transformation, models of school geography and methods.

Методика движется энтузиазмом к просвещению

Н.Н. Баранский

Методическое наследие школьной географии обширно и многогранно. В исследуемом историческом отрезке времени - первой половине ХХ в., бесспорно, можно выделить две совершенно разные эпохи: 1900-1917 гг. и 1918-1950 гг. Обе они насыщены важнейшими событиями, изменившими весь ход развития страны, в том числе общего и географического образования. Важно выявить и определить факторы и механизмы, внешние и внутренние условия, воздействовавшие на формирование основных тенденций и моделей школьной географии. Методологически необходимо рассматривать все этапы в общем социально-историческом контексте развития.

В нашем исследовании важно исходить из того, что к началу ХХ в. Россия подошла со значительными достижениями в развитии: в социальном переустройстве, индустриализации, реформировании образования и др. Осуществлялись широкомасштабные экспедиционные исследования территории России, проводилось картирование и создание тематических карт, готовился многотомный труд «Россия. Полное географическое описание». Наука география обогатилась новыми дисциплинами: климатологией, геоморфологией, генетическим почвоведением, был открыт закон географической зональности, что имело и практическое значение [1, с. 12].

Географические знания были востребованы во всех отраслях индустриализации, внешней и внутренней торговле, финансовой деятельности [20]. География стала расцениваться в обществе как важный учебный предмет, так как необходимость наличия географического кругозора у каждого образованного человека была очевидна для всего культурного общества того времени. Потребность в географически грамотных промышленниках, коммерсантах, дипломатах, специалистах сельского хозяйства и др. стремительно возрастала.

Быстрая трансформация Российской империи в державу со средним уровнем развития (4-5 место в Европе) настораживала западные страны. Эту обстановку настороженности с наступлением ХХ в. усиливал еще один фактор - начало нефтяной эры, приход «углеводородной цивилизации».

В Российскую империю входили территории с богатыми месторождениями нефти: Апшеронский полуостров, Северный Кавказ и др. Интенсивно развивались нефтедобыча, транспортировка и переработка нефти. Фактически в мировой нефтяной отрасли было два лидера - США и Россия. Мировая конкуренция резко усилилась в связи с изобретением двигателя внутреннего сгорания. Получение топлива для машин, в том числе военных, приобрело стратегическое значение. Именно в области научных разработок в нефтяной отрасли и их практического применения обозначилось противостояние между США и Россией.

Подобная конкуренция, растущий спрос развивающейся индустрии на металлы, топливо, электроэнергию, химическое, текстильное сырье и др. требовали всестороннего изучения географического пространства как сферы хозяйственно-экономической деятельности. В обществе были признаны научные и практические достижения географии,

ее образовательный потенциал. Возрастал мировой общественный интерес к географическим изданиям. Активно шел процесс «географизации» различных слоев российского общества, в том числе в рамках общего образования.

Однако официальные программы Министерства просвещения сохраняли преимущественно номенклатурное содержание в соответствии со своей концептуальной позицией относительно того, что номенклатура составляет сущность географии и ее следует изучать в начальной школе. Министерство просвещения предписывало «для облегчения учебников» сокращать объяснительный и описательный материал, сохраняя номенклатуру, ее заучивание как основной метод обучения, закрепив место географии в начальной школе. Такова была официальная тенденция в определении задач, содержания, методов обучения географии [5, с. 7].

Фактически Министерство просвещения утверждало номенклатурную модель школь -ной географии и методики.

В противовес официальной позиции сообществом ученых, географов, преподавателей, промышленников, практиков при поддержке общественных деятелей и специалистов был создан новый образовательный сектор географии. Независимо от министерства на разных уровнях - начальном, среднем, высшем - были созданы ведомственные учебные заведения: горные, лесные, транспортные, агропромышленные, коммерческие, торгово-промышленные и др. В них значительное место и время отводилось изучению географии. Можно сказать, что здесь зарождались тенденции дифференциации и профилизации учебных курсов географии в соответствии со специализацией учебного заведения.

В общем образовании повышение престижа географии вызвало тенденцию продвижения предмета из начальных классов в старшие. В старших классах гимназии вводится курс «Отечествоведение» - родоначальник учебников по экономической географии России. При явной перегрузке статистическими данными его содержание было направлено на сопоставление показателей экономики России и зарубежных стран, что имело воспитательное значение для молодежи, вступающей в мир технического прогресса и жесткой конкуренции.

Совершенно очевидно, что подобный методический прием - сравнение объективных данных социально-экономического развития России и зарубежных стран - был бы весьма эффективен и в современном обучении географии. Это способ развития аналитического мышления, мотив к поиску причин и факторов успеха и отставаний, стимул к личностному стремлению способствовать передовым достижением своей страны и своим собственным.

Начало ХХ в. характеризуется формированием широкого просветительского движения за «новую географию», направленного на преодоление устаревших традиций - номенклатурного содержания и зубрежки как основного метода обучения.

Многие ученые сочетали научную деятельность в географии с преподаванием в различных учебных заведениях. Они разрабатывали новое учебное содержание, раскрывали задачи географии в изучении пространств России и зарубежных стран, читали лекции для учителей, изучали опыт школ, оценивали результаты обучения географии, его вклад в культуру общества.

В этом процессе обновления географии выдающуюся роль сыграла «московская четверка». Преподаватели географии различных московских учебных заведений А.А. Крубер, С.Г. Григорьев, А.С. Барков и С.В. Чефранов решили «оживить», сделать интересными уроки географии, раскрыть образовательное, культурное значение предмета, обозначить его роль в новое время.

За советом обратились к Д.Н. Анучину, который одобрил задуманное «хорошее дело» и предоставил им для работы свой кабинет с библиотекой и всеми пособиями. В результате начало ХХ в. ознаменовалось выпуском серии «Иллюстрированные географические сборники», посвященной отдельным материкам. Это были качественно новые издания, сочетающие образность, научность, доступность и увлекательность, снабженные картами, иллюстрациями, пояснениями. Сборники с восторгом принимались читателями и способствовали распространению географического понимания мира в разных слоях общества.

От хрестоматий «московская четверка» перешла к созданию новых учебников: «Начальный курс географии» содержал 20 цветных карт и диаграмм, 150 иллюстраций в тексте. Основным принципом разработки и конструирования содержания авторы избрали комплексный подход, называя себя «мы - комплексники».

Обращаясь к современности, мы наблюдаем все большее распространение идей комплексного подхода, что связано со стремительным ростом информационного потока в общем образовании, который необходимо адаптировать к возможностям учащихся. В методике преподавания географии именно комплексный подход позволил бы оптимизировать объемы содержания школьной географии, избавиться от громоздких перечислений и сообщений. Каким образом, на каком уровне удается решать эту задачу современным авторам, читателям хорошо известно. К сожалению, критериев комплексности в методике преподавания географии не выработано до сих пор, впрочем, как и при попытках разработать естествознание, другие интегрированные курсы.

Интересно и поучительно рассмотреть, как реализовывали принцип комплексности авторы «московской четверки» при характеристике страны в учебнике «Курс географии Европы», например, Великобритании [14]. Отличительная особенность содержания -оригинальное единство высокого научного уровня с выразительностью, лаконичностью, целостностью представления природных условий, развития хозяйства, занятий населения, культуры труда, показ достижений и контрастов, сочетание образности и оценочных суждений.

Начинается характеристика страны с утверждения, что Великобритания - «одна из культурнейших стран Европы»; «это чисто морская держава, не имеющая вовсе сухопутных границ». Ее положение «.. .чрезвычайно благоприятно для развития торговых отношений», поэтому она «.первая страна в свете по размерам своей торговли», в которой занято 6 млн человек, и она является крупным источником доходов для страны» [14, с. 149]. Выделяемые авторами природные особенности страны создают ее образ. Например, показывается, что мягкий климат, большая влажность способствуют тому, что «.трава роскошна, растет круглый год, . ее яркая зелень, как и зелень древесной листвы, не имеет равных в Европе» [14, с. 153]. Интересно и поучительно, что авторы привлекают внимание учащихся к качеству труда, говоря о том, что «сельское хозяйство, даже на самых малень-

ких фермах, ведется образцово», а «породы лошадей и домашнего скота, выведенные англичанами, не имеют себе равных».

Кратко, емко характеризуются отрасли промышленности, подчеркивается, что здесь производятся самые качественные ткани. Одновременно раскрывается другая сторона успехов. «Ни в одном городе нет такого сочетания колоссальных богатств с самой ужасающей бедностью, как в Англии». В промышленных областях, где сосредоточены шахты, доменные печи, кузницы и др., все покрыто слоем копоти, «везде кипит пар, дымится уголь, горы шлаков, грязные ручьи. Воздух, почва, люди - все пропитано сажей. Ни одного деревца, ни единого клочка зелени».

Убедительно показана характерная черта англичан - стремление к колонизации. Карта колоний убеждает, что «Британская империя - самое большое государство в свете». Его образованию содействует целенаправленное воспитание, «.весь склад общественной и частной жизни способствует развитию самостоятельности и энергии каждой личности, благодаря чему англичане и распространили свое господство по всему миру». Целостность восприятия текста подкрепляется картами, картосхемами, диаграммами, а виды местности представлены в единстве с человеком, его деятельностью, созданными им выдающимися сооружениями.

Учебники «московской четверки» использовались в учебных заведениях более высокого уровня: коммерческих, промышленных училищах и др. Для гимназий и духовных училищ рекомендовали учебник «Общий обзор земного шара», составленный А.Я. Гер-дом [9]. Он отличался небольшим объемом, лаконичностью, давал систему знаний о природе и человеке, завершался кратким обзором Российской империи. Достоинство учебника заключалось в доступных, ясных, кратких и точных объяснениях природных явлений, сравнениях, обобщениях, например: «Облако то же, что и туман,. состоит из маленьких частичек воды, плавающих в воздухе. туман - у самой поверхности Земли, а облако - на высоте» [9, с. 53]. Характерный элемент учебника - выделение Южного полярного или Ледовитого океана.

На принципах родиноведения, доступности, интересности построены учебники Г.И. Иванова, издававшиеся многократно с 1902 г. Автор отстаивал краеведческую концепцию обучения, дискуссии по этой проблеме не утихали, перешли в советский период и актуальны сегодня. Увлекательные научно-популярные книги по географии и учебники создал талантливый автор А.П. Нечаев.

Таким образом, на этапе начала ХХ в. были созданы качественно новые учебники, различающиеся концепциями, принципами конструирования содержания, определенной специализацией для различных контингентов учащихся. Наряду с новыми учебниками на новом уровне создавалась учебная картография: настенные карты, «тетради-атласы». Широко использовались «тетради для самостоятельных работ по географии». Создавались приборы для практических работ в классе и во время экскурсий. Для занятий географией в школах стали выделять специальные помещения - создание географических кабинетов стимулировало творчество учителей.

В целом номенклатурная модель школьной географии сменялась структурнофункциональной. Накапливался разносторонний опыт формирования научного содер-

жания, создания учебников, организации работы с новыми средствами наглядности, решения вопросов об оценке результатов обучения, о целях географического образования, подготовке учителей и др. Методика преподавания географии росла «вширь и вглубь», все более вызревала потребность в осмыслении, систематизации и теоретическом обобщении достижений учебной географии как результата широкого общественного движения «за новую географию».

Потребность в теоретическом упорядочении достижений, утверждении новых взглядов на обучение географии, определении путей ее развития привела к созданию методических руководств, авторами которых были Э.Ю. Петри, А.П. Нечаев, А.Ф. Соколов, С.П. Меч и др. Эти работы, отразившие как общие взгляды в методике преподавания географии, так и различия в позициях авторов, значительно продвинули общество в понимании и оценке теории и практики обучения географии, а структурная модель обогатилась новым теоритическим разделом.

Достижения школьной географии в системе общего образования были бы еще весомее, если бы не кризис в России, обусловленный геополитическими причинами и внутренними беспорядками (1904-1907). Преодоление кризиса, восстановление и ускорение темпов индустриализации, потребность в географически образованных специалистах выдвинули проблему подготовки учителей географии, которая только появилась в университетах с открытием кафедр естествознания и географии. Большинство учителей были «самоучками», которые самостоятельно постигали географию, методику и нуждались в специальных теоретических и практических пособиях.

Проблемы становления методики как учебного предмета в вузе для подготовки учителей рассмотрены в специальном исследовании Для нас важно, что выдвигались и обсуждались вопросы раскрытия образовательного потенциала предмета, формирования средствами географии духовно-нравственных качеств личности: гражданственности, патриотизма, любви к Отчизне, готовности служить ее процветанию. Эти новые углубленные направления обогащали структурную модель школьной географии и ее методики.

Во всех достижениях географии конца XIX и начала ХХ вв. огромная роль принадлежит Д.Н. Анучину - основателю русской университетской географической школы. Его многогранная, активная деятельность придала интересу к географии общественные формы. Образованное его усилиями Географическое отделение Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии активно работало с широким кругом ученых, преподавателей, общественных деятелей и др.

Д.Н. Анучин первым начал подготовку учителей-географов на университетской кафедре, содействовал созданию курсов по переподготовке учителей географии. Еще в 1902 году он организовал Географическое отделение Педагогического общества. Заседания отделения были хорошо организованы, многолюдны, на них обсуждались учебные программы, выходящие учебники, методики и др. Из учеников Д.Н. Анучина сформировалась знаменитая «московская четверка». А.А. Борзов и А.С. Барков создали настенные карты и картины. При участии Д.Н. Анучина были изданы методики В.П. Буданова, А.О. Гей-ки (перевод с англ.), Э.И. Руднева и др. Огромная организаторская работа Д.Н. Анучина,

широкое общественное движение, признание востребованности географических знаний в индустриализации хозяйства оказали решающее влияние на подготовку реформы в преподавании географии.

Министерство народного просвещения и Министерство торговли и промышленности разработали новые учебные планы и проекты программ по географии для старших классов. Однако геополитические события (Первая мировая война) помешали реализации проекта. Важно уяснить, что в это время в школах Западной Европы география была переведена на положение предмета первостепенной важности.

В России под давлением общественного мнения и всех указанных обстоятельств было разрешено проведение в 1915 году Всероссийского съезда преподавателей географии, в котором участвовало более 1000 деятелей русской географии, научных работников и преподавателей. Под председательством Д.Н. Анучина съезд принял постановление о преподавании географии во всех классах школы, в т.ч. двухлетнего курса географии в старших классах. На основании материалов съезда в Министерство просвещения были поданы записки, подготовленные Географо-педагогической комиссией по поводу программ и организации широкого географического образования на специальных отделениях университетов. Предложения были поддержаны новым классом русской буржуазии, понимавшим значение географических знаний в России.

Мощное экономическое развитие страны тревожило западный мир с его ограниченными территориальными и нефтяными ресурсами, поэтому скрытно и явно противники России стремились ее разрушить. Внешние и внутренние условия 1916 года не предоставляли возможностей для реализации предложений Географического съезда и Географо-пе-дагогической комиссии, но в истории методики преподавания географии они признаны как высшее ее достижение в дореволюционный период. В целом же школьная география и методика к 1917 г. достигли значительного развития и обрели форму структурно-функциональной модели, отвечавшей потребностям общества и государства. Сложные геополитические и внутренние процессы привели Россию к государственному перевороту в октябре 1917 г. и тяжелейшим его последствиям для страны.

Революционное реформирование народного образования провозглашало полное отрицание старой школы, унификацию всех учебных заведений и передачу их в ведение Наркомпроса, доступность образования для всех. Новые цели и задачи школы определялись в «Основных принципах единой трудовой школы», предписывающих все обучение связывать с трудом (1918 г.).

Методика преподавания географии имела определенный опыт связи обучения с трудом на основе краеведения, кружковой работы по изготовлению простейших наглядных пособий и др. Однако для полной перестройки организации обучения требовалась огромная методическая проработка, часть которой была проведена методистами [2]. Принципиальная установка заключалась в том, что «. основное дело школы - научить не знаниям, а умениям их добывать». К сожалению, в условиях тогдашней русской школы эта установка «не может служить практическим руководством, но указывает направление педагогического пути». Это, прежде всего, использование лабораторного метода как опытно-познавательного, сущностью которого является замена «пассивно-воспринимающего

обучения наблюдательно-изобразительным». В географии, как заключает С.П. Аржанов, «лабораторный метод сближается с методом эвристическим» [2, с. 122].

При отсутствии централизованного руководства, автономном создании программ на местах получило широкое распространение творчество учителей. Введение в 1920 г. официальных программ Наркомпроса ориентировало обучение географии на изучение ландшафтов и их связи с населением. Очевидно, что новые идеи, принципиально верные, не могли быть достаточно проработаны в содержании, не обеспечивались средствами обучения и не реализовывались на практике. Однако образовательную ценность они сохраняют и сейчас.

Из «ландшафтных программ» органично выросли комплексные программы ГУСа -Государственного ученого совета, просуществовавшие в школах до начала 30-х годов. Эти программы известны как «беспредметные». География в основной школе не рассматривалась как отдельный предмет. «Для школьной географии продолжительный период господства комплексов был периодом тяжелого кризиса» [7, с. 17]. В программах ГуСа четко проявлялась тенденция политизации, что соответствовало новой идеологии страны. В то же время на более высокий уровень поднялось краеведение, т.к. издавались пособия по географии краев.

В качестве основного метода обучения рекомендовался «метод проектов», который широко практиковался, но, не имея научно-методической проработки, привел комплексное обучение к полной бессистемности. Опыт комплексных программ и метода проектов полезно учитывать и в настоящее время.

Под руководством Д.Н. Анучина, при участии его учеников - авторов лучших учебников, хрестоматий, картин и др., была разработана единая программа по географии с 3-го по 9-й класс, получившая высокую оценку специалистов. Наркомпрос РСФСР ее утвердил, но не признал обязательной, т.к. учителей географии не готовили, и рекомендовал использовать на местах как основу и образец для составления местных программ.

Оценивая состояние образования, руководство Наркомпроса осознало необходимость создания научно-педагогического центра развития советской школы. В 1922 г. в результате слияния нескольких педагогических институтов был образован Научно-педагогический институт методов школьной работы Наркомпроса РСФСР.

В целом время 1922-1930 гг. А.С. Барков оценивает как «период наиболее смелых экспериментов и вместе с тем наиболее крупных ошибок на пути создания новой школы». К началу 30-х гг. в стране происходит централизация руководства во всех сферах, создан Госплан, разрабатываются планы развития энергетики, технических отраслей. Для их реализации нужны средства и специалисты. Средства поступают за счет продажи за рубеж золота, продовольствия, музейных ценностей, а также нефтепродуктов, что давало в некоторые годы наибольшее количество валюты. На них приобретались новейшие машины, оборудование, технологии.

Задача подготовки специалистов потребовала возврата школы к предметному обучению с полным циклом математики, физики, химии, географии и др. Четко сформировался социальный заказ на обучение в школах основам наук, необходимых для продолжения образования в высшей школе.

Были приняты постановления о начальной и средней школе, об учебных программах (1931-1932 гг.). Программа по географии должна обеспечить знание карты, в особенности карты СССР, основных понятий физической и экономической географии СССР как в целом, так и по каждой из республик, краев и областей. Восстанавливался урок как основная форма обучения. Учитель был обязан систематически излагать основы учебного предмета с использованием наглядности, практических работ и экскурсий.

Принятые меры улучшили положение с обучением географии, однако оказались недостаточными для удовлетворения потребностей страны в специалистах с полноценными географическими знаниями, необходимыми для хозяйственного освоения новых территорий, социалистической индустриализации, восстановления связей с зарубежными странами и др. В данной связи было принято постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 года «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР», имевшее самый высокий государственный статус. Это определило на десятилетие вперед развитие школьной географии и методики в виде нормативно-унифицированной модели. На государственном уровне определялись структура школьного курса, распределение учебного времени по ступеням обучения, давались рекомендации по программам и учебникам, изданию географических карт, атласов, географической и методической литературы, учебных пособий.

В школе география получает статус одного из основных предметов. С 1934 г. началось издание журнала «География в школе», четко ориентированного на помощь учителю, а также знакомство читателей с достижениями географической науки. Интересна публикация об исследовании потепления Арктики в течение 30 лет, на основе чего академик В.И. Вернадский сделал вывод: «Мы живем при замирании мощного ледникового периода». Это положение признано в настоящее время учеными главным фактором потепления климата.

Для выполнения задач постановления требовалось разработать программы обучения, на чем сосредоточились географы, методисты, авторы учебников и др. под руководством Наркомпроса. Программа отводила на географию по 80 ч. с 5-го по 9-й классы включительно и определяла необходимый минимум знаний учащегося по каждому классу. Содержание в целом представляло основы научной географии - физической и экономической, адаптированное к возрасту учащихся. Несмотря на проводимые сокращения курс физической географии частей света оказался перегруженным.

Курсы физической и экономической географии СССР включали общий и порайонный обзоры, что сохраняется и в настоящее время. Программа в отношении зарубежных стран была ориентирована на политическую оценку. Например, в программе 1938 г. характеристика Германии завершается следующим положением: «Фашистская Германия - главный очаг военной опасности в Европе. Фашистские планы наступления на Восток». [17, с. 53].

В программах Наркомпроса был создан качественно новый элемент - объяснительная записка, которая оценена учителями как «руководство к действию». По сути, в ней сконцентрированы основные рекомендации по организации преподавания в соответст-

вии с постановлением 1934 г., обеспечению политико-воспитательной направленности уроков в 9-м классе. Задача учителя - увязывать изучаемый материал с современностью, геополитическими ситуациями. Так, в программы 1941 г. внесены положения: «Агрессивная политика Японии. Захват территории Китая» и др. В то же время из характеристики Германии изъяты все политические аспекты, кроме двух слов: «Государственный строй (фашистский режим)». Таким образом, в соответствии с внешними условиями формировалась структура программы - ядро содержания, отражающее основы науки, и «внешние оболочки», включающие изменения в политической карте, международных отношениях, районировании, административном делении и др.

Эта тенденция - отражать происходящие перемены - закрепляется в послевоенных программах. Усиление идеологизации объясняется созданием соцлагеря и противостоянием социалистической и капиталистических систем. Соответственно, при обучении географии необходимо раскрывать превосходство социализма, неистощимость ресурсов СССР, экономические успехи - в противовес упадку хозяйства и культуры в капиталистических странах. Программа как государственный документ охватывала содержание предмета в целом и по годам обучения, определяла нормативно-унифицированный характер модели школьной географии и методики. По каждому курсу разрабатывались программа, единый для всех школ учебник, методическое пособие для учителей. Эта триада дополнялась методическими рекомендациями, анализом опыта преподавания и результатами обучения, публикуемыми в журнале «География в школе». Важную роль сыграли методические руководства В.П. Буданова, который вооружал учителей теорией и практикой обучения географии, разрабатывал наиболее сложные темы, в том числе работу с картами. Методические исследования Буданова базировались на глубоком знании географии, огромном педагогическом опыте, понимании потребностей учителя и возможностей ученика, стремлении пробудить интерес учителей к творчеству, выработке собственного подхода к конструированию уроков, использованию краеведения. Многогранная активная деятельность В.П. Буданова характеризует его как выдающегося методиста, страстно отстаивавшего важность преподавания географии в школе, это пример беззаветного служения своей профессии.

Немалые заслуги в области преподавании географии принадлежат А.С. Баркову -одному из первых действительных членов Академии педагогических наук РСФСР, первому академику - географу. А.С. Барков - ученик Д.Н. Анучина, специалист в области теоретической и общей географии, методологии науки, страноведения и др.

В центре внимания А.С. Баркова как методиста всегда были актуальные проблемы соотношения науки и учебного предмета, требования к учебнику географии и методике преподавания. С 1944 по 1948 гг. А.С. Барков был заведующим лабораторией методики географии Института методов обучения АПН РСФСР. Обладая широчайшей эрудицией и богатым опытом, он разрабатывал систему школьного курса как основ науки. Задачей школьного образования А.С. Барков считал формирование системы научных понятий во взаимодействии с другими предметами, чем предопределил постановку вопроса о межпредметных связях, в дальнейшем переросшую в проблему создания интегрированных курсов.

А.С. Барков посвятил много работ средствам наглядности и методике работы с ними как составной части своей методической системы. Примечательно то, что одна из самых принципиальных идей его системы обучения заключается в категорическом требовании изучать живую природу, окружающую географию, а не книги о географии. Уделяя большое внимание краеведению, А.С. Барков тщательно разрабатывал систему экскурсий для школьников, был инициатором проведения съездов и конференций по краеведению. По его инициативе в 1946 г. при АПН РСФСР была организована комиссия по школьному краеведению. Значительную часть академической деятельности А.С. Барков посвятил утверждению методики географии как самостоятельной науки в общей системе наук [5, с. 36]. Отметим, что в мае 2013 г. исполнилось 140 лет со дня рождения А.С. Баркова, а в декабре 2013 г. - 60 лет со дня его кончины.

Важный вклад в развитие школьной географии и методики внесли работы А.А. По-ловинкина, посвященные проблеме использования географических карт в обучении, методике уроков по ориентированию на местности, наблюдению природных явлений, использованию рисунков в преподавании географии. Огромный опыт работы А.А. По-ловинкин обобщил в книге «Методика преподавания физической географии», которая обогатила теоретическую и практическую части нормативно-унифицированной модели школьной географии. Как опытный преподаватель А.А. Половинкин обозначил проблему противоречия между единообразием методических рекомендаций и различиями между учащимися, классами, влиянием географического окружения школы. Отметим, что в настоящее время учителя считают одним из сложных моментов в работе противоречие между необходимостью индивидуализации обучения и стандартизацией требований, одинаковых для всех. Одним из лучших учебников, который использовался в школе около 20 лет, был признан учебник А.С. Баркова и А.А. Половинкина «Физическая география» для 5-го класса.

В целом следует признать важнейшую роль личностей методистов, достойно оценить их многотрудные дела в сложных условиях, принципиальные позиции, конкретную помощь школе и учителям, их заслуги в развитии школьной географии.

Участник «московской четверки» С.В. Чефранов создал учебник для 7-го класса «География СССР», разработав структуру содержания, сохранившуюся до наших дней. Она включает общий обзор страны и районный - Европейской и Азиатской части России. В соответствии с требованиями времени четко проявляется идеологизация. Важно, что методика изучения района разработана по классическому плану. Высокий научный уровень учебника сочетается с системой картографического и наглядного материала, отражением происходящих изменений, дополнительным текстом кратких образных описаний.

На принципиально новой идеологической основе создавался учебник Н.Н. Баранского «Экономическая география СССР для 8-го класса», по которому учащиеся изучали хозяйство первой в мире социалистической страны на основе противопоставления успехов социализма и упадка капитализма. Следует отметить, что автор обращал внимание на стратегически важные знания, следуя своей концепции развития географического мышления учащихся. Так, при характеристике размещения энергоресурсов показано мировое значение нефти. «Нефть важна как топливо особого рода, необходимое для двигателей

внутреннего сгорания, которые, в свою очередь, незаменимы для самолетов, автомобилей, тракторов. При современной военной технике без горючего (т.е. практически без нефти) воевать нельзя. Вот почему в капиталистическом мире идет острая борьба за обладание нефтью» [3, с. 123].

Учебник Н.Н. Баранского представлял совершенно новое содержание экономической географии первой в мире страны социализма. Трудность его разработки заключалась в необходимости сочетать основы экономической географии с политическими и идеологическими установками. Достоинством учебника является его методическая проработка: выделение главных знаний, разработка схем производственных связей по отраслям, отбор статистических данных, составление вопросов и заданий и др. Недостатком учебника стала его перегруженность за счет дублирования описаний природы при характеристике районов и в исторических экскурсах.

Опыт создания учебника и его апробация в школе легли в основу разработки методики изучения курса. Автором рассмотрены и обоснованы вопросы соотношения методологии и методики, задачи методики, развитие географического мышления, применение генерализации в учебном содержании и др. В целом Н.Н. Баранский заложил фундаментальные основы методики преподавания экономической географии, не утратившие своего значения и сейчас.

Таким образом, к середине XX в. школьная география и методика подошли с нормативно-унифицированной моделью, для которой характерна государственная направленность, приоритет научности и идеологии. Методическая проработка содержания обеспечивалась единством программы, учебника, рекомендаций по организации обучения. Вместе с тем уже зарождались тенденции снижения абсолютного приоритета содержания и привлечения внимания к активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Именно эта идея получила дальнейшее развитие и остается актуальной в настоящее время.

Исследование опыта развития школьного географического образования в периоды коренных преобразований всей страны помогает осмыслить пути его современной модернизации, освещая значение и роль разных факторов, их взаимодействия как движущей силы обновления. Анализ теории и практики преподавания географии показывает, что формирование инновационной модели требует от современной методики преподавания географии решения многих серьезных проблем, в том числе:

• корректировки и конкретизации ФГОС по географии, четкого, всем понятного определения того, что стандартизируется;

• разработки и уточнения методических понятий: содержание школьной географии; уровень теоретизации; способы структурирования; соотношение текстовых и визуальных компонентов;

• отражения в обучении современного динамизма географической среды;

• разработки системы познавательных ориентиров, способов деятельности в изучении реального природно-социального окружения;

• преодоления «проверочного перекоса», когда более 90% объема методических публикаций составляют проверочные материалы.

Список литературы

1. Анучин, Д. Н. Избранные географические работы / Д. Н. Анучин. - М., 1949. -388 с.

2. Аржанов, С. П. Методика начального курса географии / С. П. Аржанов. - 2-е изд. -Петроград, 1938.

3. Баранский, Н. Н. Экономическая география СССР : учебник для 8-го кл. / Н. Н. Баранский. - 12-е изд. - М.: Учпедгиз, 1951. - 123 с.

4. Баранский, Н. Н. Очерки о школьной методике экономической географии /

Н. Н. Баранский. - М.: Учпедгиз, 1955. - 319 с.

5. Барков, А. С. Вопросы методики и истории географии (избранные работы) / А. С. Барков. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. - 261 с.

6. Барков А. С. Физическая география : учебник для 5-го кл. 11-е изд. / А. С. Барков, А. С. Половинкин. - М., 1947.

7. Буданов, В. П. Методика преподавания физической географии : пособие для учителей ср. шк. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1947. - 187 с.

8. Вопросы географии в средней школе : тр. Института методов обучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 24. - М., 1950. - 123 с.

9. Герд, А. Я. Учебник географии. 8-е изд. / А. Я. Герд. - СПб., 1907.

10. Даринский, А. В. Методика преподавания географии / А. В. Даринский. -8-е изд. - М.: Просвещение, 1966. - 390 с.

11. Дитмар, Б. П. Краткий учебник географии СССР / Б. П. Дитмар, М. С. Боднар-ский. - 3-е изд. - М.-Петроград, 1923.

12. Есаков, В. А. Теоретические проблемы физической географии в России XIX - нач. XX вв. / В. А. Есакова. - М.: Наука, 1986. - 206 с.

13. Ефимова, А. О. Работа сектора методики географии СССР Института методов обучения АПН РСФСР / О. А. Ефимова // География в школе. - 1950. - № 1. - С. 74.

14. Курс географии Европы / А. Крубер, С. Григорьев, А .Барков, С. Чефранов. - М., 1910. - 186 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Меч, С. П. Россия. Учебник отечественной географии / С. П. Меч. - 12-е изд. -М., 1901. - 158 с.

16. О преподавании географии в начальной и средней школе СССР : постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 15.05.1934 г. // Технорама.ру : информационно-справ. онлайн система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tehnorma. ru/doc_ussrperiod/textussr/ussr_3990.htm.

17. Программа средней школы. География. - М.: Наркомпрос РСФСР. 1936 г., 1938 г., 1941 г.

18. Программа средней школы. География. - М.: Учпедгиз, 1950.

19. Поздняк, С. Н. Развитие методики обучения географии как науки и учебной дисциплины в отечественном образовании. Ч. I. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ин-т, 2004.

20. Студенцов, Н. Н. О методике преподавания географии / Н. Н. Студенцов // География в школе. - 1948. - № 5. - С. 49-51.

21. Таможняя, Т. М. Экономическая история России / Т. М. Таможняя. - М.: Юстиц-фирм, 1998. - 432 с.

22. Чефранов, С. В. География СССР : учебник для 7-го класса. - 12-е изд. - М.: Учпедгиз, 1953.

23. Эрдели, В. Г. Методика преподавания географии / В. Г. Эрдели. - М.: Учпедгиз, 1949. - 322 с.

Spisok literatury

1. Anuchin, D. N. Izbrannye geograficheskie raboty / D. N. Anuchin. - M., 1949. -388 s.

2. Arzhanov, S. P. Metodika nachal'nogo kursa geografii / S. P. Arzhanov. - 2-e izd. -Petrograd, 1938.

3. Baranskii, N. N. Ekonomicheskaia geografiia SSSR : uchebnik dlia 8-go kl. / N. N. Baranskii. - 12-e izd. - M.: Uchpedgiz, 1951. - 123 s.

4. Baranskii, N. N. Ocherki o shkol'noi metodike ekonomicheskoi geografii / N. N. Baranskii. - M.: Uchpedgiz, 1955. - 319 s.

5. Barkov, A. S. Voprosy metodiki i istorii geografii (izbrannye raboty) / A. S. Barkov. -M.: Izd. APN RSFSR, 1961. - 261 s.

6. Barkov A. S. Fizicheskaia geografiia : uchebnik dlia 5-go kl. 11-e izd. / A. S. Barkov, A. S. Polovinkin. - M., 1947.

7. Budanov, V. P. Metodika prepodavaniia fizicheskoi geografii : posobie dlia uchitelei sr. shk. - 2-e izd. - M.: Uchpedgiz, 1947. - 187 s.

8. Voprosy geografii v srednei shkole : tr. Instituta metodov obucheniia // Izvestiia APN RSFSR. Vyp. 24. - M., 1950. - 123 s.

9. Gerd, A. Ia. Uchebnik geografii. 8-e izd. / A. Ia. Gerd. - SPb., 1907.

10. Darinskii, A. V. Metodika prepodavaniia geografii / A. V. Darinskii. - 8-e izd. -M.: Prosveshchenie, 1966. - 390 s.

11. Ditmar, B. P. Kratkii uchebnik geografii SSSR / B. P. Ditmar, M. S. Bodnarskii. -3-e izd. - M.-Petrograd, 1923.

12. Esakov, V. A. Teoreticheskie problemy fizicheskoi geografii v Rossii XIX - nach. XX vv. / V. A. Esakova. - M.: Nauka, 1986. - 206 s.

13. Efimova, A. O. Rabota sektora metodiki geografii SSSR Instituta metodov obucheniia APN RSFSR / O. A. Efimova // Geografiia v shkole. - 1950. - № 1. - S. 74.

14. Kurs geografii Evropy / A. Kruber, S. Grigor'ev, A .Barkov, S. Chefranov. - M., 1910. -186 s.

15. Mech, S. P. Rossiia. Uchebnik otechestvennoi geografii / S. P. Mech. - 12-e izd. -M., 1901. - 158 s.

16. O prepodavanii geografii v nachal'noi i srednei shkole SSSR : postanovlenie SNK Soiuza SSR i TsK VKP(b) ot 15.05.1934 g. // Tekhnorama.ru : informatsionno-sprav. onlain sistema [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://tehnorma.ru/doc_uss-rperiod/textussr/ussr_3990.htm.

17. Programma srednei shkoly. Geografiia. - M.: Narkompros RSFSR. 1936 g., 1938 g., 1941 g.

18. Programma srednei shkoly. Geografiia. - M.: Uchpedgiz, 1950.

19. Pozdniak, S. N. Razvitie metodiki obucheniia geografii kak nauki i uchebnoi dist-sipliny v otechestvennom obrazovanii. Ch. I. - Ekaterinburg: Ural'skii gos. ped. in-t, 2004.

20. Studentsov, N. N. O metodike prepodavaniia geografii / N. N. Studentsov // Geografiia v shkole. - 1948. - № 5. - S. 49-51.

21. Tamozhniaia, T. M. Ekonomicheskaia istoriia Rossii / T. M. Tamozhniaia. - M.: Iustits-firm, 1998. - 432 s.

22. Chefranov, S. V. Geografiia SSSR : uchebnik dlia 7-go klassa. - 12-e izd. - M.: Uchpedgiz, 1953.

23. Erdeli, V. G. Metodika prepodavaniia geografii / V. G. Erdeli. - M.: Uchpedgiz, 1949. -322 s.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.