2000
Известия Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра
Том 127
Д.В.Измятинский, В.В.Свиридов (ТИНРО-центр, ДВГУ)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ ИХТИОФАУНЫ БУХТЫ КИЕВКА (ЯПОНСКОЕ МОРЕ) В ОСЕННИЙ ПЕРИОД
По данным А.Е.Самуйлова (1991), в бухте Киевка отмечено 117 видов и подвидов рыб из 41 семейства. Вместе с тем вопросы, касающиеся стабильности их фаунистического состава, в литературе практически не рассматривались, имеются только сведения о заходах субтропических и тропических видов в теплый период года (Иванков, Самуйлов, 1979, 1987; Иванков, 1995; Иванков и др., 1996).
Целью настоящей работы является освещение особенностей сезонной изменчивости ихтиофауны данного района в осенний период.
Исследования проводились в бухте Киевка и устье одноименной реки (район биостанции ДВГУ) с 1 сентября по 20 октября 1997 г. на глубинах 1,5-5,0 м. Сбор материалов производился с помощью разно-ячейных ставных сетей (20, 40 и 70 мм) и закидного невода. В бухте выполнено 35 постановок сетей (длина порядков - 80-120 м) и 4 лова закидным неводом, а в устье - 25 постановок (длина порядков - 500 м). Всего проанализировано 511 экз. разных видов, из них 255 красноперок рода Tribolodon.
За время исследований нами зарегистрирован 31 вид рыб из 16 семейств. К доминирующим видам можно отнести только мелкочешуй-ную (Tribolodon brandti) и крупночешуйную (Т. hakonensis) красноперок, доля которых в уловах варьировала от 60 до 95 %, составляя в среднем 77,5 %. Пять видов - длиннорылая камбала (Limanda punctatissi-та), звездчатая камбала (Platichthys steПatus), керчак-яок (Myoxocephalus ]аок), снежный (М. brandti) и мраморный (М. stelleri) керчаки, наряду с красноперками, попадались почти во все постановки сетей. Кроме того,
16 видов присутствовали в уловах эпизодически и 8 штучно (см. таблицу).
В период сбора материалов менялись численность и размерный состав разных видов в уловах. Последнее обусловлено их активными миграциями, особенности которых позволяют объединить рыб в несколько групп.
Рыбы первой группы - красноперки, тихоокеанские лососи (Опсог-hynchus), сахалинский таймень (НиЛо реггуО, кунджа ^аЬеНп^ 1еисота-enis) и кефалевые (Mugilidae) - осенью совершают зимовальные или нерестовые миграции во внутренние водоемы.
161
Список рыб в бухте и устье р. Киевка в период с 1 сентября по 20 октября 1997 г. List of fishes from Kievka Bay and Kievka river estuary from September, 1 through October, 20, _1997_
_Таксон_F
I. Сем. Cyprinidae
1. Tribolodon brandti ++ +
2. T. hakonensis ++ +
3. Carassius auratus gibelio* +
II. Сем. Pleuronectidae
4. Limanda punctatissima ++ +
5. L. yokohamae ++
6. Platichthys stellatus +++
7. Liopsetta obscura ++
III. Сем. Cottidae
8. Myoxocephalus jaok ++ +
9. M. brandti +++
10. M. stelleri ++ +
IV. Сем. Salmonidae
11. Oncorhynchus masou ++
12. O. keta ++
13. Hucho perryi ++
14. Salvelinus leucomaenis ++
V. Сем. Osmeridae
15. Osmerus mordax dentex ++
16. Hypomesus pretiosus ++
VI. Сем. Hexagrammidae
17. Hexagrammos stelleri ++
18. H. octogrammus ++
VII. Сем. Mugilidae
19. Mugil cephalus ++
20. Liza so-iuy +
VIII. Сем. Clupeidae
21. Clupea pallasi pallasi ++
22. Clupanodon punctatus +
IX. Сем. Gadidae
23. Eleginus gracilis ++
X.Сем. Engraulidae
24. Engraulis japonicus ++
XI. Сем. Trichodontidae
25. Arctoscopus japonicus ++
XII. Сем. Scombridae
26. Scomber japonicus japonicus ++
XIII. Сем. Scorpaenidae
27. Sebastes schlegeli +
28. S. taczanowskii +
XIV. Сем. Squalidae
29. Squalus acanthias +
XV. Сем. Agonidae
30. Brachiopsis segaliensis +
XVI. Сем. Liparidae
31. Liparis sp._+
Примечание. F - частота встречаемости видов в уловах: + -штучные поимки, ++ - эпизодические, +++— регулярные. * - вид, отмеченный только в устье.
Уловы дальневосточных красноперок, полученные в модельной точке (глубина - 1,5-2,0 м, удаленность от устья - 4 км), варьировали от 2 до 58 шт., при среднем значении 39 шт. (см. рисунок). В теплое время года мелко-чешуйная красноперка обитает по всему прибрежному биотопу не глубже 40 м. Но ее наиболее плотные концентрации обычно наблюдаются в пределах 12-22 м (Вдовин, Зуенко, 1997). Более того, взрослые особи этого вида в летний период на глубинах меньше 5 м встречаются только штучно. Основные скопления крупночешуйной красноперки, наоборот, распространены преимущественно до пятиметровой изобаты (Вдовин, Гавренков, 1995).
На протяжении первой декады сентября мелкочешуйная красноперка в уловах была представлена только молодью, половозрелые экземпляры попадались позже. Так, с 1 по 9 октября взрослые особи обоих видов фиксировались примерно в равных соотношениях, по 16-26 шт. каждого за улов. Повышение численности красноперок в уловах до 24 сентября (см. рисунок) вызвано не только подходом мелкочешуйной красноперки, но в большей степени увеличением плотности скоплений крупночешуйной на глубинах менее 2 м. Очевидно, в сентябре мелкочешуйная красноперка движется из зоны 12-40 м на глубины менее 5 м, а крупночешуйная - с 5 до 1-2 м. Перемещение скоплений красноперок к берегу обусловлено их зимовальной миграцией в реки, которая полностью заканчивается к середине-концу ноября (Гавренков, 1989). Снижение численности уловов данных видов после 9 октября (см. рисунок) могло быть вызвано 2 причинами: во-первых, имевшим место ухудшением погодных условий, а во-вторых, приближением красноперок к устьевым участкам.
Из тихоокеанских лососей в реку Киевка на нерест заходят сима (ОпсоЛупЛ^ masou), кета (О. ке1а) 162
и горбуша (O. gorbuscha). В сентябре ход симы уже заканчивался. Было поймано всего 6 экз. длиной 42-46 см. Такие низкие размерные показатели свидетельствуют о том, что в тот период облавливалась сима мелких размеров, нерестящаяся в последнюю очередь, так как летом, по нашим наблюдениям, в бухте обычно встречаются экземпляры до 62 см и более. Сима перестала попадаться в сети после 17 сентября. Ход кеты начался примерно 15 сентября, а уже 18 октября практически прекратился.
60 т
50 --
^ 40 -3
со О
Е 30 -л СО
20 -10 -0
31 авг. 05 сен. 10 сен. 15 сен. 20 сен. 25 сен. 30 сен. 05 окт. 10 окт. 15 окт. 20 окт.
Динамика уловов красноперок в бухте Киевка в осенний период 1997 г.
Dynamics of catches of Pacific redfins in Kievka Bay during the autumn period
По мнению И.З.Парпуры (1991), популяции сахалинского тайменя в северном Приморье представлены только проходными формами. Неполовозрелые особи этого вида стали попадаться в сети после 20 сентября. Взрослый таймень впервые был пойман 15 октября. В реки на зимовку вначале мигрируют младшие возрастные группы тайменя, обладающие меньшими площадями нагула, и соответственно они первыми подходят к устьям рек. Последними с началом ледостава в реки входят крупные особи (Парпура, 1991).
Среди видов первой группы несколько отличается по характеру миграций кунджа, характеризующаяся как катадромными, так и анадром-ными осенними перемещениями. До 20 сентября нами регистрировалась только молодь данного вида. Участвующие в нересте производители в первой половине этого месяца находятся в реках. Однако ближе к концу сентября большая их часть возвращается в эстуарную зону (Парпура, 1991). Зимовальные миграции кунджи начинаются одновременно с заходом в реки тайменя и протекают по той же схеме.
За время исследований нами не обнаружено сколько-нибудь заметного изменения численности кефалевых, тем не менее и они, являясь полупроходными рыбами, на зимовку мигрируют в реки (Никольский, 1956).
Осенние миграции рыб второй группы - камбаловых (Pleuronectidae), керчаковых (Cottidae), терпуговых (Hexagrammidae) и субтропических видов, - наоборот, направлены в сторону открытой части бухты.
163
Камбаловые были представлены четырьмя видами. Гонады длинно-рылой и темной (Liopsetta obscura) камбал находились на ювенильной стадии развития. Уловы звездчатой и японской (Limanda yokohamae) камбал, наоборот, состояли преимущественно из взрослых особей. В сентябре размеры звездчатой камбалы варьировали от 25 до 36 см, а японская камбала имела длину 33-35 см. Интересно отметить, что в октябре звездчатая камбала крупнее 30 см в уловах не попадалась. Что касается японской камбалы, то она в этом месяце не встретилась вообще. Уменьшение размерного ряда для звездчатой и японской камбал связано с началом перемещений наиболее крупных экземпляров к кромке шельфа, где данные рыбы сосредотачиваются в зимний период (Моисеев, 1953; Вдовин и др., 1997). Особи средних размеров звездчатой камбалы (2432 см), так же как молодь длиннорылой лиманды и темная камбала, проводят в прибрежной зоне круглый год. Тем не менее и они совершают короткие зимовальные миграции, перекочевывая на глубины 20-30 м (Вдовин, Зуенко, 1997).
Регулярно отмечались три вида керчаковых: керчак-яок, снежный и мраморный керчаки, - но с середины первой декады октября их общее количество в уловах снизилось от 7 и более до 2-3 экз. Последнее можно объяснить жизненным циклом керчаков: осеннее понижение температуры воды сопровождается смещением их скоплений на большие глубины. Эти рыбы обладают широким диапозоном вертикальных миграций, однако зимой они избегают холодных прибрежных вод и с декабря по март в зоне, доступной для постановки сетей, почти не встречаются (Вдовин, 1996).
Эпизодически в сети попадались бурый (Hexagrammos octogram-mus) и пятнистый (H. stelleri) терпуги. После нереста, проходящего у этих видов в сентябре-октябре (Горбунова, 1962), бурый терпуг отходит из прибрежной полосы на глубины 30-40 м, а пятнистый - в район континентального склона (Рутенберг, 1962).
В сентябрьских уловах нередко присутствовали субтропические рыбы: японский анчоус (Engraulis japonicus), японский волосозуб (Arctos-copus japonicus), японская скумбрия (Scomber japonicus), пятнистый ко-носир (Clupanodon punctatus). Но в октябре их поимки резко сократились, поскольку похолодание вызывает миграции данных видов в более южные районы.
Рыбы третьей группы - навага (Eleginus gracilis), сельдь (Clupea pallasi pallasi), азиатская (Osmerus mordax dentex) и морская малоротая (Hypomesus pretiosus) корюшки - зимой не уходят из прибрежных участков бухт. Более того, численность наваги в районе исследований, вероятно, заметно возрастает, так как в это время года преимущественно на глубинах менее 15 м проходит ее нерест (Вдовин, 1996). Следовательно, навага в зимний период остается в бухте, но меняется ее биологическое состояние.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что ихтиофауна бухты Киевка подвержена сезонной изменчивости, обусловленной особенностями биологии видов этого района.
Литература
Вдовин А.Н. Состав и биомасса рыб Амурского залива // Изв. ТИНРО. - 1996. - Т. 119. - С. 72-78.
Вдовин А.Н., Гавренков Ю.И. Оценка и состояние запасов дальневосточных красноперок залива Петра Великого // Вопр. ихтиол. - 1995. - Т. 35, вып. 5. - С. 714-717.
Вдовин А.Н., Зуенко Ю.И. Вертикальная зональность и экологические группировки рыб залива Петра Великого // Изв. ТИНРО. - 1997. - Т. 122. -С. 152-176.
Вдовин А.Н., Антоненко Д.В., Соколовская Т.Г. Распределение звездчатой камбалы Platichthys stellatus в заливе Петра Великого // Биол. моря. -1997. - № 4. - С. 227-233.
Гавренков Ю .И. Биология дальневосточных красноперок рода Tribolodon как перспективного объекта марикультуры южного Приморья: Автореф. дис.... канд. биол. наук. - М., 1989. - 25 с.
Горбунова Н.Н. Размножение и развитие семейства терпуговых (Hexa-grammidae) // Тр. ИОАН СССР. - 1962. - Т. 59. - С. 118-182.
Иванков В.Н. Теплолюбивые виды рыб в северо-западной части Японского моря // Вопр. ихтиол. - 1995. - Т. 35, вып. 6. - С. 825-826.
Иванков В.Н., Самуйлов А.Е. О новых для вод СССР видах рыб и проникновении представителей теплолюбивой фауны в северо-западную часть Японского моря // Там же. - 1979. - Т. 19, вып. 3 (116) - С. 549-550.
Иванков В.Н., Самуйлов А.Е. Два новых для фауны СССР вида рыб и увеличение численности теплолюбивых видов в северной части Японского моря // Там же. - 1987. - Т. 27, вып. 2. - С. 336-338.
Иванков В.Н., Падецкий С.Н., Самуйлов А.Е. Проникновение теплолюбивых рыб в Российские воды северо-западной части Японского моря в 1995 году // Там же. - 1996. - Т. 36, вып. 6. - С. 838-839.
Моисеев П.А. Треска и камбалы дальневосточных морей СССР: Изв. ТИНРО. - 1953. - Т. 40. - 228 с.
Никольский Г.В. Рыбы бассейна Амура. - М.: АН СССР, 1956. - 551 с.
Парпура И.З. Биология сахалинского тайменя Parahucho perryi и гольцов рода Salvelinus в водах северного Приморья: Автореф. дис.... канд. биол. наук. - М., 1991. - 23 с.
Рутенберг Е.П. Обзор рыб семейства терпуговых (Hexagrammidae) // Тр. ИОАН СССР. - 1962. - Т. 59. - С. 3-100.
Самуйлов А.Е. Фауна рыб бухт Киевка и Мелководная и сопредельных участков северо-западной части Японского моря // Биология рыб и беспозвоночных северо-западной части Тихого океана. - Владивосток: ДВГУ, 1991. - С. 113-121.
Поступила в редакцию 26.04.99 г.