бования к результатам его функционирования с точки зрения использования ресурсов.
Значение принятого перечня утверждаемых показателей для обеспечения эффективного управления экономическим объектом трудно переоценить. Необоснованность такого перечня может приводить и часто приводит к существенным потерям. И не только в советские времена невыполнение плановых заданий по расходу средств, выделяемых на отдельные хозяйственные мероприятия, было чревато для руководства предприятий лишением пре-
мий и даже «оргвыводами». Это приводило в конце каждого года к ненужным тратам этих средств. Зато планы по их расходу были выполнены. Подобное, как это ни странно, наблюдается и сейчас, например в крупных частных организациях электроэнергетики.
Еще одна особенность системы показателей управляемого объекта — состав этой системы для решений, принимаемых на далекую перспективу, должен отличаться от перечня показателей, по которому принимаются текущие управляющие решения.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СЕКТОРА
В.К. СТАРОСТЕНКО,
кандидат экономических наук, профессор Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются некоторые аспекты государственного регулирования социального сектора российской экономики, дается характеристика мероприятий государства по совершенствованию систем образования, здравоохранения, развитию науки и культуры страны.
Ключевые слова: социальный сектор, образование, здравоохранение, наука и культура, государственное регулирование.
SOME ASPECTS OF STATE REGULATION OF THE SOCIAL SECTOR
V.K. STAROSTENKO,
candidate of economic science, professor
Annotation. This article discusses some aspects of State regulation of the social sector of the Russian economy, as well as a description of the activities of the State to improve systems of education, health, science and culture of the country at the present stage.
Keywords: the social sector, education, health, science and culture, government regulation.
В конце XX в. Россия лишилась статуса страны-сверхдержавы. Утрата мирового политического влияния, отсутствие адекватной позиции в международном разделении труда — это не только проигрыш на уровне страны. Для каждого гражданина это выражается в существенном снижении уровня и качества жизни.
В стране на рубеже веков сложился неблагоприятный деловой климат, государство оказа-
лось не способным выполнять взятые на себя обязательства, в структуре экономики возобладало производство товаров с низкой долей добавленной стоимости (главным образом сырьевых) и нерыночных услуг.
Одним из препятствий экономического и социального прогресса стала преступность. Слабость государственной власти, подмена государственных интересов принципом баланса интере-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
сов чиновников и бизнесменов стали наносить непоправимый ущерб экономике, разрушать среду для конкурентной и законной предпринимательской деятельности, в конечном счете поставили под сомнение вопрос о создании в России цивилизованного общества.
Во второй половине нынешнего десятилетия в российском обществе актуализировалось желание переломить негативные тенденции и не откладывать далее решение накопившихся проблем. Сегодня стабилизировалась политическая ситуация, наблюдается оживление экономики, которого удалось добиться благодаря усилению регулирующей роли государства и окрепшему частному сектору.
Россия обладает значительным потенциалом ускоренного развития. Огромный интеллектуальный капитал, созданные основы рыночных институтов, обширные природные ресурсы, основные элементы производственной и коммуникационной инфраструктуры, накопленные финансовые сбережения — все эти факторы создают позитивные предпосылки для обновления страны. Главная задача заключается в том, чтобы ускорить этот процесс. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной — восстановить и упрочить позиции России как одной из стран — лидеров мирового развития.
Целью долгосрочной социально-экономической политики Правительства РФ является последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этой цели невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие, включающее в себя восстановление утраченного доверия между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью.
Важными направлениями социальной политики в условиях модернизации экономики становятся, во-первых, поддержка социально уязвимых групп населения, во-вторых, инвестиции в развитие человека, прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в глобальной, информационной, динамично развивающейся мировой экономике. Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека (рис.).
Доля человеческого капитала в социально-экономическом благосостоянии государства (в %)
Развитые страны
Россия
■ Человеческий капитал □ Физический (воспроизводимый) капитал Н Экологический (природный) капитал
Рис. Доля человеческого капитала в социально-экономическом благосостоянии государства, %
В структуре бюджетного финансирования следует предусмотреть опережающий рост ассигнований на цели здравоохранения, образования и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов. Приоритетные направления экономической политики Правительства РФ при развитии социального сектора1:
♦ модернизация сектора общественных услуг и повышение качества человеческого капитала в рамках национальных проектов;
♦ формирование конкурентоспособной на мировом рынке системы образования;
♦ повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;
1 Социальный сектор — собирательный термин, охватывающий политику и программы в таких сферах, как занятость и безработица, поддержание благосостояния, здравоохранение, образование и обучение.
♦ внедрение в бюджетную сферу новых экономических механизмов, основанных на расширении финансовой самостоятельности бюджетополучателей и одновременном обеспечении надежной основы для реализации социальных гарантий, при сохранении объектов социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности.
Объем валовой добавленной стоимости в сфере образования за период с 2002 по 2009 г. возрос с 280 млрд руб. до 1,05 трлн, что составило 3,05% валовой добавленной стоимости по всем видам экономической деятельности (по данным Росстата «Валовой внутренний продукт и валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности»).
Основные задачи развития системы образования в России в среднесрочном периоде:
♦ повышение качества и доступности образования;
♦ развитие системы непрерывного профессионального образования;
♦ формирование эффективного рынка образовательных услуг;
♦ повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
♦ переход на принципы подушевого финансирования при реализации образовательных программ.
Для реализации этих задач Правительство РФ предусматривает осуществить:
♦ реструктуризацию дошкольного и общего образования, в том числе сельской школы, введение предшкольного образования, направленного на выравнивание стартовых возможностей детей разных социальных групп и слоев населения, создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на выявление и развитие их возможностей и способностей;
♦ разработку и введение новых государственных образовательных стандартов профессионального образования, переход на профильное образование в старших классах общеобразовательных учреждений;
♦ совершенствование системы единого государственного экзамена (ЕГЭ);
♦ переход на уровневую систему высшего профессионального образования (бакалавр, магистр, специалист);
♦ оптимизацию профессионально-квалификационной структуры подготовки в начальном и среднем профессиональном образовании с учетом потребностей рынка труда;
♦ реструктуризацию сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
♦ разработку и внедрение новых организационно-экономических механизмов управления и финансирования образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования.
На мероприятия федеральной программы развития образования в России в 2011—2015гг. будет выделено 137 млрд руб., в том числе 53 млрд из федерального бюджета и 67 млрд — из бюджетов субъектов Федерации. За счет внебюджетных источников будет привлечено 17 млрд руб.2
Реализация направлений государственной политики в области образования призвана создать условия для повышения качества «человеческого капитала» и конкурентоспособности страны. Подобные меры будут способствовать повышению общего уровня образования и предоставят возможность талантливой молодежи реализовать себя в России, что остановит «утечку умов», на которые сформировался в мире устойчивый спрос.
Объем валовой добавленной стоимости в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг за период с 2002 по 2009 г. возрос с 321,5 млрд руб. до 1,31 трлн, что составило 3,82%% валовой добавленной стоимости по всем видам экономической деятельности (По данным Росстата «Валовой внутренний продукт и валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности»).
Стратегической целью политики государства в сфере здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи, профилактики заболеваний. Эта цель включает следующие компоненты. Цели развития здравоохранения:
♦ прекращение к 2011 г. убыли населения России и доведение численности до 145 млн человек к 2020 г.;
2 В. Путин: на развитие образования в РФ за пять лет направят 137 млрд руб. // Лента новостей «РИА Новости», 2010. 11 нояб.
♦ увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;
♦ снижение общего коэффициента смертности до 10 (т.е. в 1,5 раза по отношению к 2007 г.);
♦ снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г.);
♦ снижение показателя материнской смертности на 100 тыс. родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.);
♦ формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения;
♦ повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению.
Задачи развития здравоохранения:
♦ создание условий, возможностей и мотивации населения России для ведения здорового образа жизни;
♦ переход на современную систему организации медицинской помощи;
♦ конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
♦ создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;
♦ улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;
♦ повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;
♦ развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;
♦ информатизация здравоохранения (см. Концепцию развития здравоохранения в РФ до 2020 г.).
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» намечено продолжить поставку диагностического оборудования в муниципальные амбулаторно-поликлинические и стационарно-поликлинические учреждения, женские консультации, а также обновление парка санитарного автотранспорта; подготовку кадров; профилактику заболеваний; диспансеризацию работающего населения; программу «родового сертификата», включая диспансерное наблюдение
ребенка в течение первого года жизни; обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
С 2009 по 2012 г. финансовым обеспечением для мероприятий по формированию здорового образа жизни будет выступать приоритетный национальный проект «Здоровье», в котором будет предусмотрено 3,8 млрд руб. Предполагается выделять бюджетные ассигнования федерального бюджета в общей сумме не менее 13,8 млрд на период 2009—2020 гг. Финансовое обеспечение мероприятий должно производиться из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Кроме того, создание механизмов мотивирования и усиление разъяснительной работы привлечет инвестиции частного сектора экономики в оздоровительную инфраструктуру (см. Концепцию развития здравоохранения в РФ до 2020 г.).
Поддержка культуры и массовых коммуникаций является одним из приоритетных направлений государственной политики. Стратегические цели культурной политики государства:
♦ сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;
♦ обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей разных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;
♦ формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2011—2013 гг. серьезнейшее внимание должно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности. Государство возлагает на себя обязанность по безусловному исполнению всех законодательно установленных обязательств по выплате социаль-
ных пособий и компенсаций. В то же время система социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе с учетом региональных особенностей. В связи с этим предполагается расширить полномочия субъектов Федерации при формировании и применении инструментов социальной политики.
Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет Россию ждет значительное сокращение количества населения трудоспособного возраста и увеличение количества населения старшего возраста. Необходимо разработать программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере, в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.
С учетом динамики заработной платы в экономике и снижения инфляции с 1 апреля 2011 г. увеличено на 6,5% денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня
2011 г. — фонды оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетным и автономным учреждениям в соответствующем размере) и денежное содержание судей и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011 г. — стипендиальный фонд (Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»).
Правительством РФ разрабатывается механизм повышения эффективности работы федеральных государственных служащих, в том числе возможность сокращения в течение трех лет их количества в пределах 20%, оставив при этом до 50% экономии бюджетных средств в распоряжении федеральных органов государственной власти.
Важной инвестицией в будущее считается работа, направленная на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта.
Реализация Правительством РФ стратегии в социальном секторе экономики должна обеспечить выход России на качественно новый уровень развития, характеризующийся устойчиво растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями.
ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Ю.А. ЦЫПКИН,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга Государственного университета по землеустройству
E-mail: [email protected]; И. С. ПАКУЛИНА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ (Орловский филиал)
E-mail: [email protected];
С.В. ОРЛОВ,
кандидат экономических наук Государственного университета по землеустройству
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Аннотация. Обосновываются современные тенденции государственного регулирования социального развития по его ключевым направлениям. Выявлены приоритеты государственного регулирования устойчивого социального развития, способствующие эффективному использованию ограниченных ресурсов социальной сферы.
Ключевые слова: государственное регулирование, социальное развитие, социальная сфера, стратегия, приоритеты.