ОБРАЗОВАНИЕ
Машин В.Н, Торкунова О.И.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
ВУНЦВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и ЮЛ.
Гагарина» г. Воронеж
Ключевые слова: тендерное образование, психология, дифференциальная психология.
Key Words: gender education, psychology, differential psychology.
Аннотация: В статье рассматриваются основы методологии тендерного образования в вузе: изучение формирования, воспроизводства и репрезентации тендерных установок и стереотипов, ролей, статусов и норм поведения мужчин и женщин, тендерной асимметрии, закладывающейся на уровне социализации.
Abstract: In the article the basics of the methodology of gender education in the higher school: the study of formation, reproduction and representation of gender attitudes and stereotypes, roles, status and behaviour of men and women, gender asymmetries, that was at the level of socialization.
Тендерные исследования по силе инновационных изменений в современных государствах и мировых сообществах, которые следуют в результате внедрения тендерного измерения в научное знание и социальную рефлексию, сравнительны с открытием генетики [1]. Это новая научная парадигма социального знания, \ южд ис ц и п л и нар на я исследовательская практика, которая использует возможности тендерной теории для анализа изменений в общественной жизни.
В рамках разработки проблемы тендера определяются новые эффективные методы и стратегии. В связи с их появлением и развитием пол стал рассматриваться в качестве инструмента социальной стратификации и детерминации. В середине 80-х годов была опубликована статья Дж. Скотт «Гендер - полезная категория исторического анализа» и большинство исследователей согласилось с тем, учет тендерного фактора абсолютно необходим при любых исследованиях.
Мы говорим о междисциплинарном подходе к тендерной тематике, находящемся на стыке психологии, политологии, истории, юриспруденции и т.д. Тендер - это конструктивный элемент социальных отношений, основанный на различиях между полами, первичный способ определения отношений власти. Тендерные отношения построены на власти, т.е. на сегрегации и иерархии. Тендерные модели конструируются обществом, предписываются институтами социального контроля, культурными традициями [4; 5].
Тендерная принадлежность встроена в структуру всех общественных институтов и организаций, в которые входят не только брачные, семейные отношения, но и такие гендерно-дифференциальные институты, как система образования, рынок рабочей силы, государственное и политическое устройство, все социальные отношения и политические институты, которые в разной степени конструируются тендером.
Несмотря на то, что в каждой культуре значения варьируются, тендерная система, политические и экономические факторы в обществе всегда взаимосвязаны. Таким образом, культурное конструирование (толкование) пола в тендер, а также асимметрия, которая характеризует в разных культурах тендерные системы, понимаются как системы, тесно связанные с социальным неравенством [2].
Тендерное образование - это феномен, трансформирующий политику тоталитарного образования в направлении большей толерантности. Основой методологии тендерного образования в вузе является не просто изучение формирования, воспроизводства и репрезентации тендерных установок и стереотипов «мужественности» и «женственности», ролей, статусов и норм поведения мужчин и женщин, но и анализ власти и доминирования, тендерной асимметрии, закладывающейся еще на уровне социализации. В высшей школе необходимо использовать деконструкцию тендерных стереотипов для формирования новой личности, которая адекватно впишется в современное демократическое общество. Это позволит отказаться от «застывших» идентичности, напротив, по другому интерпретировать социальные знаки, вырабатывать новые практики, ценности и альтернативные формы культурной жизни как отражение тезиса о толерантности в мультикультурном обществе.
Развитие тендерного образования в вузе позволит сформировать убеждение в том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-то признаку, это возможность женщинам и мужчинам
пользоваться правами человека во всех смыслах этого понятия, рождает силы для взламывания «стеклянных потолков», свободного выбора путей и форм самоактуализации на уровне своей неповторимой индивидуальности.
Длительное время в нашей стране формировался особый тип личности, основной чертой которого являлось торможение потребности самому выбирать собственные жизненные ценности, самому строить жизненные планы, так как ценности, цели и установки навязывались «сверху» и они же создавали видимость внутреннего комфорта. Рухнувшая старая система ценностей вызвала определенные трудности среди молодежи, которая оказалась малоспособной к самостоятельной постановке целей и выработке собственных ценностей и тендерных установок.
Для работы с тендерной ресоциализацией педагогу высшей школы нужны соответствующие методологические аппараты, содержащие тендерные технологии, факторы, условия и критерии эффективной ресоциализации, научные знания о проблемах тендера, педагогических направлениях образования и воспитания.
Для решения этой проблемы нами разработаны и внедрены в учебный процесс учебное пособие «Психолого-педагогическая подготовка курсантов военного вуза к семейной жизни: тендерные аспекты», учебно-методические пособия «Социальная психология. Тендерные установки», «Коммуникативная культура личности: влияние тендерных стереотипов». В этих пособиях представлен анализ понятия «тендер», выявлены феномены тендерной идентичности, маскулинности и фемининности, раскрыты факторы и механизмы тендерной социализации, содержание тендерных контрактов и тендерного разделения труда. Особое внимание уделено выявлению процессов формирования тендерных стереотипов как основы дискриминации и сексизма, способам изменения тендерных стереотипов, методам разрешения тендерных конфликтов. Кроме того, нами разработана и апробирована «Программа направленной рефлексии тендерных установок», используемая на семинарских и практических занятиях, включающая в себя 12 практических шагов, прорабатывающая когнитивный, аффективный и конативный составляющие тендерных установок.
Основная цель программы - осознание и коррекция тендерных установок курсантов. В ходе занятий курсанты смогли лучше отрефлексировать собственное отношение к полу, особенностям межличностных отношений с противоположным и собственным
полом, а также оценить наличие тендерных стереотипов и попытаться их откорректировать. В качестве зачетных заданий курсантам было предложено провести обследование группы курсантов 4-5 курсов различных специальностей (сравнив их с курсантами 1-3 курсов) по определению тендерных установок, используя методики, представленные в разработанной нами «Программе направленной рефлексии тендерных установок курсантов». «Практикуме по тендерной психологии» И.С. Клециной - «Кто я», «Если бы я проснулся женщиной», «Я - мужчина», «Пословицы», «Неоконченные предложения», «Распределение ролей в семье», «Выявление тендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала» [3]. Также курсантам было необходимо провести обследование на определение психологического пола личности С.Бем (ВSRI). По результатам каждой из проведенных методик, им нужно было составить характеристику и дать психологические рекомендации. Таким образом, в процессе обучения курсанты овладели не только специальной терминологией и знаниями в области тендерной психологии, но и диагностическими методиками, позволяющими исследовать особенности тендерных установок и стереотипов.
Утверждая права и свободы человека в государстве через образование, необходимо помочь молодежи освободиться от стереотипов мышления, осознать активными, деятельными субъектами гражданского общества.
Список литературы
1. Введение в тендерные исследования. 4.1. Учебное пособие / Под общей редакцией И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001 ;СПб.:Алетейя, 2001. - 708 с.
2. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под ред. Ф.Гардинер. - М.: Идея-Пресс, 2008. - 312с.
3. Клецина И.С. Практикум по тендерной психологии / И.С. Клецина. - СПб.: Питер, 2003. - 480 с.
4. Клецина И.С. Психология тендерных отношений: Теория и практика/И.С. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.
5. Чернова И.И. Исследование тендерных процессов в социальной структуре современного общества: дис. ... д-ра социол. наук / Чернова И.И. - Н.Новгород, 2002. - 255 с.