Научная статья на тему 'Гендерные аспекты сознания: есть ли повод для беспокойства?'

Гендерные аспекты сознания: есть ли повод для беспокойства? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
247
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильиных Светлана Анатольевна

В статье анализируется гендерные стереотипы и гендерные представления персонала организации. Они касаются таких вопросов, как сферы деятельности мужчин и женщин, социальные роли, возможность совмещения разных ролей, личностные характеристики руководителей в зависимости от пола. Выявленные гендерные аспекты сознания получают авторскую интерпретацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ильиных Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The gender stereotypes and gender perceptions of an organisation's personnel are analysed in the article. They deal with such questions as the areas of activity of men and women, social roles, the possibility of combination of different social roles, personal characteristics of leaders depending on the gender. The revealed gender aspects of consciousness obtain the author's interpretation.

Текст научной работы на тему «Гендерные аспекты сознания: есть ли повод для беспокойства?»

С. А. Ильиных

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЗНАНИЯ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА?

В статье анализируется гендерные стереотипы и гендерные представления персонала организации. Они касаются таких вопросов, как сферы деятельности мужчин и женщин, социальные роли, возможность совмещения разных ролей, личностные характеристики руководителей в зависимости от пола. Выявленные гендерные аспекты сознания получают авторскую интерпретацию.

S. Il'inykh

GENDER ASPECTS OF CONSCIOUSNESS: IS THERE A CAUSE FOR ANXIETY?

The gender stereotypes and gender perceptions of an organisation's personnel are analysed in the article. They deal with such questions as the areas of activity of men and women, social roles, the possibility of combination ofdifferent social roles, personal characteristics of leaders depending on the gender. The revealed gender aspects of consciousness obtain the author's interpretation.

Тендерная тематика длительное время остается актуальной в рамках социологической теории и практики. Это оказалось связано не с новизной ее тезауруса, не с возможностью изучения нового направления, а со значимостью гендерного феномена для жизни отдельного индивида, организации и всего общества. Что касается макросоци-ального уровня, то гендер иерархически организует социальную систему и, как указывают Е. А. Здравомыслова и А. А. Тем-кина, выступает одним из базовых измерений социальной структуры общества, наряду с классовой принадлежностью, возрастом [1]. Тендер включается в социальные институты, а потому приобретает фундаментальность и постоянство. Он представляет собой одну из форм социального неравенства, а именно форму неравенства возможностей мужчин и женщин представителей гендерных групп. Ведя речь о различных формах гендерных проявлений, мы опираемся на социально-конструктивистский подход к их интерпретации. Его сильной стороной является исследование не самого факта различий между мужчинами и женщинами, не простого описания разницы в статусах, ролях и иных аспектах

жизни мужчин и женщин, но анализ доминирования, утверждаемого в обществе через гендерные роли и гендерные отношения.

На микросоциальном уровне гендер выступает как ограничитель субъектности. Личность обладает субъектностью в индивидуальном и социальном планах. Субъек-тность позволяет реализовать личности свой внутренний потенциал, участвовать в тех сферах и видах деятельности, которые представляют для нее интерес, исполнять те социальные роли, которые удовлетворяют ее высшие и низшие (по А. Маслоу) потребности. Однако именно гендер и все виды его проявления выступают как стратификационный барьер для человека в реализации индивидуальной и социальной субъектности. А это означает, что личность не может полноценно производить изменения в себе, в мире, реализовать свои профессиональные и иные виды способностей.

Но с этим связана еще одна серьезная проблема, суть которой в том, что индивиды сами участвуют в воспроизведении ген-дера, и, соответственно, сами создают стратификационные барьеры. Гендер укореняется в сознании с раннего детства в виде

организациях влияние членов персонала сильнее друг на друга по сравнению с крупными предприятиями. А это означает, что распространенные у одних членов персонала представления и стереотипы могут оказывать серьезное воздействие на когнитивные модели других. И если учесть, что существенная доля россиян трудится именно в организациях малого бизнеса, то можно представить силу влияния распространенных в их рамках гендерных представлений и гендерных стереотипов. В этой статье мы приводим результаты исследования четырех организаций г. Новосибирска: торговой компании (М = 26), кафе (М = 19), салона по продажам автомобилей (М = 9), бара (М = 8).

Выявление гендерных стереотипов и гендерных представлений мы осуществляли через блоки вопросов, которые включали в разные разделы анкеты. Так, респондентам были предложены три группы вопросов, касающихся отношения к работе и семье. В первой группе респондентам предлагалось оценить место работы как главной сферы в их жизни, во второй — первосте-пенность семьи по сравнению с работой, в третьей — равную ценность работы и семьи. По данным исследования, оказалось, что для мужчин и для женщин работа не относится к приоритетной сфере. Так считают 77,8% мужчин и 82,4% женщин в торговой организации, 100,0% мужчин и 93,8% женщин в кафе, 100,0% мужчин и 75,0% женщин в баре, 80,0% мужчин и 100,0% женщин в автосалоне. Если такое распределение вполне укладывается в рамки стереотипных представлений по отношению к женщинам, то в отношении мужчин идет полностью в «разрез», поскольку традиционно считается, что работа — это приоритетная мужская сфера. И эти результаты могли быть трудно объяснимым исключением из правил, если бы не ответы на вторую группу вопросов.

Здесь распределение ответов показало, что семья также не играет первостепенной роли в жизни мужчин и женщин по срав-

нению с работой. Такая картина характерна для 88,9% мужчин и 76,5% женщин в торговой организации, 66,7% мужчин и 87,5% женщин в кафе, 100,0% мужчин и 85,7% женщин в баре, 80,0% мужчин и 100,0% женщин в автосалоне. Теперь уже результаты не укладываются в стереотипные гендерные рамки по отношению к женщинам, но соответствуют гендерным стереотипам и представлениям о мужчинах. Мы попытались дать объяснение полученным результатам. На наш взгляд, такое распределение ответов обусловлено реальным существованием гендера и воплощением его на практике. Дело в том, что гендер провоцирует появление гендерной асимметрии во всех сферах жизнедеятельности человека, которая, в свою очередь, вызывает крайне противоречивые состояния сознания индивидов. В силу того, что человек стремится иметь всегда согласованную картину мира, противоречивые состояния сознания находят вывод в реальной практике. Для женщин это выливается во все участившиеся отказы от брака, создания семьи, материнства и многое другое, а для мужчин — отказы от роли кормильца (от работы), от роли отца (от детей), от роли мужа (от вступления в брак). Иллюстрацией этого вывода могут служит ответы и на третий блок вопросов.

Данные ответов свидетельствуют о том, что респонденты не воспринимают для себя работу и семью как равноценные. Так считают 64,7% женщин в торговой организации, 66,7% мужчин и 62,5% женщин в кафе, 100,0% мужчин и 87,5% женщин в баре, 80,0% мужчин и 25,0% женщин в автосалоне. Нужно отметить, что исключение в этом вопросе составляют женщины, работающие в сфере продаж автомобилей, поскольку 75,0% из их числа полагают, что семья и работа значимы для них в равной степени. Но, несмотря на это исключение, все же можно сделать вывод о том, что для работающих респондентов в сфере малого бизнеса вопрос о первостепенной роли в их жизни семьи или работы не актуализиро-

Таблица 1

Оценка личностных качеств, необходимых мужчине-руководителю и женщине-руководителю (%)

Мужчина-руководитель Женщина-руководитель Мужчина-руководитель Женщина-руководитель Мужчина-руководитель Женщина-руководитель Мужчина-руководитель Женщина-руководитель

Торговая организация Кафе Бар Автосалон

Женщины-респонденты Мужчины-респонденты Женщины-респонденты Мужчины-респонденты Женщины-респонденты Мужчины-респонденты Женщины-респонденты Мужчины-респонденты Женщины-респонденты Мужчины-респонденты Женщины-респонденты Мужчины-респонденты Женщины-респонденты Мужчины-респонденты Женщины-респонденты Мужчины-респонденты

Уверенность в себе

82,4 44,4 94,1 44,4 87,5 100,0 81,3 66,7 87,5 100,0 62,5 100,0 50,0 40,0 100,0 60,0

Стремление к успеху

52,9 22,2 94,1 66,7 81,3 100,0 87,5 66,7 50,0 0,0 75,0 100,0 0,0 40,0 50,0 60,0

Готовность к конкуренции

41,2 33,3 47,1 33,3 62,5 100,0 81,3 66,7 50,0 0,0 87,5 0,0 25,0 60,0 75,0 40,0

Ответственность

62,5 33,3 64,7 33,3 56,3 100,0 75,0 33,3 37,5 100,0 62,5 100,0 25,0 60,0 75,0 60,0

Высокие адаптивные способности

29,4 33,3 35,3 66,7 50,0 66,7 60,0 33,3 37,5 0,0 37,5 0,0 0,0 20,0 75,0 60,0

Способность к риску в условиях неопределенности

35,3 22,2 47,1 22,2 37,5 100,0 62,5 100,0 50,0 100,0 50,0 0,0 0,0 20,0 100,0 60,0

Умение подать себя

33,3 33,3 70,6 44,4 50,0 66,7 68,8 66,7 50,0 100,0 62,5 100,0 25,0 20,0 75,0 80,0

Профессионализм

64,7 22,2 70,6 22,2 73,3 100,0 87,5 33,3 62,5 100,0 50,0 100,0 50,0 60,0 100,0 80,0

Жесткость

47,1 0,0 29,4 44,4 33,3 66,7 37,5 0,0 37,5 0,0 62,5 100,0 33,3 20,0 66,7 40,0

Предприимчивость

35,3 22,2 62,5 33,3 56,3 66,7 73,3 66,7 50,0 100,0 28,6 0,0 25,0 40,0 100,0 50,0

Решительность

58,8 44,4 81,3 55,6 66,7 66,7 62,5 66,7 75,0 100,0 50,0 0,0 66,7 20,0 75,0 40,0

Умение принимать решения

64,7 33,3 64,7 33,3 75,0 66,7 75,0 66,7 87,5 0,0 57,1 100,0 50,0 60,0 100,0 80,0

Ум

52,9 22,2 82,4 44,4 62,5 66,7 56,3 0,0 87,5 0,0 62,5 0,0 75,0 20,0 75,0 100,0

Однако если анализировать выраженность гендерных представлений, то можно с большой долей уверенности отметить их наличие. Об этом косвенно свидетельствуют и представленные выше данные, согласно которым из 104 пар различий совпадения в одном варианте составляет 9 пар, а в другом — 19. Столь незначительное число

совпадений свидетельствует об очевидном преимущественном расхождении во взглядах относительно личностных черт руководителей. Но наличие гендерных представлений можно увидеть гораздо отчетливее, если рассмотреть разницу «разрывов» во взглядах респондентов, касающуюся одной черты руководителя мужчины или женщи-

Тендерные аспекты сознания: есть ли повод для беспокойства?

ны. При выборе минимальной границы разницы значений в 35 баллов и максимальной в 87,5 баллов мы получаем 46 вариантов ответов, в которых наиболее проявлены гендерные представления. К примеру, 62,5% женщин и 0,0% мужчин в баре, 56,3% женщин и 0,0% мужчин в кафе полагают, что ум представляет собой очень важную личностную черту женщины-руководителя. Аналогичная картина разворачивается и в отношении такой черты женщины-руководителя, как профессионализм.

В целом, как нам представляется, присутствует неустойчивость представлений у мужчин относительно образа руководителя, будь то мужчина или женщина. Особенно это прослеживается на примере опрошенных бара, где варианты ответов колеблются от нуля до ста. В торговой организации почти все предлагаемые личностные черты и мужчины-руководителя, и женщины-руководителя оценивались незначительным числом мужчин-респондентов как «очень важные». В автосалоне малое количество мужчин-респондентов оценивало качества женщин-руководителей как «очень важные». Это может свидетельствовать о том, что женщина все-таки не ассоциируется с руководителем. Что, в свою очередь, может привести к тому, что в реальной практике мужчины могут подчиниться только такой женщине-руководителю, которая будет обладать «мужскими» чертами характера и использовать «мужские» модели поведения.

Особенностью женщин-респондентов является то, что почти во всех организациях (за исключением представительниц автосалона) большая часть опрошенных считает необходимым наличие всех качеств для руководителя вне зависимости от пола, о чем свидетельствуют высокие показатели выборов в каждой предлагаемой черте. Вероятно, это можно объяснить тем, что женщины скорее не имеют, чем имеют опыт руководящей деятельности. Поэтому они представляют образ руководителя как некую смесь идеального варианта, реальной практики и желаемого результата. При

этом идеальный вариант в некотором смысле не обладает полом, но обладает сильным набором личностных черт.

Наличие в сознании тендерных стереотипов и гендерных представлений нами было проверено также при оценке мнений респондентов, которые они представили в отношении двадцати высказываний. Значительному числу высказываний изначально был задан выраженный гендерно стереоти-пизированный характер. Шкала ответов предполагала четыре варианта: полное согласие, несогласие, частичное согласие и затруднения с ответом. Проанализируем некоторые из высказываний. О том, что «Женщины противоречивы: говорят одно, думают — другое, а делают — третье» подтвердили полностью 66,7% мужчин в кафе, 60,0% мужчин в автосалоне, частично — 35,7% женщин в кафе, 100,0% мужчин и 62,5% женщин в баре. Несмотря на то, что остальные 66,7% мужчин и 58,8% женщин в торговой организации, 50,0% женщин в автосалоне выразили свое несогласие с этим высказыванием, мы все же можем говорить о гендерной стереотипизированности сознания у части респондентов и мужчин, и женщин. Наличие опрошенных, не разделяющих точку зрения о женской противоречивости, позволяет нам сделать предположение о том, что на уровне сознания произошли перемены в отношении характеристик женщин, которые, возможно, обусловлены примерами реальной практики, идущими в разрез с гендерными представлениями.

Два следующих высказывания «Мужчины агрессивны» и «Женщины чрезмерно тревожны» содержат два стереотипизиро-ванных посыла. Первый состоит в том, что агрессивность мужчин придает им способность добиваться успеха, а второй основан на том, что дружелюбность женщин тесно переплетается с тревожностью, которая и мешает им быть достаточно успешными. Большинство респондентов оказались несогласны с тем, что мужчины агрессивны. Так считают 55,6% мужчин и 52,9% женщин в торговой организации, 50,0% жен-

ской аудитории две группы высказались в поддержку, а еще две не разделили предложенного мнения. Интерпретировать полученные данные в мужской части респондентов можно следующим образом. Для респондентов, поддержавших высказывание, характерна гендерная направленность мышления в этом вопросе. А вот мнение не поддержавших высказывание можно объяснить тем, что молодые мужчины не могут взять всю ответственность на себя за материальную сторону семейной жизни, поэтому они приветствуют работу женщины. И если мнение первой группы полностью укладывается в рамки гендерных представлений и стереотипов, то мнение вторых со всей очевидностью демонстрирует последствия уже действующего гендерно-го порядка, гендерной асимметрии — кризис маскулинности.

Подводя итоги исследования, отметим, что в сознании молодых мужчин и женщин присутствуют гендерные стереотипы и ген-

дерные представления. В одних случаях они предстают как более проявленные, а в других — как менее выраженные. То, что сознание молодых стереотипизировано в гендерном направлении, безусловно, сказывается на возможности индивидов в реализации внутреннего потенциала, потребностей, способностей, интересов. Но более всего вызывают опасения и беспокойство противоречивые состояния сознания, которые, во-первых, совершенно не ассоциируются с наличием в сознании гендерных представлений и гендерных стереотипов, во-вторых, проявляются в виде отказов от семьи и работы как приоритетных и равноценных сфер. Вместе с этим наблюдаются и некоторые изменения по отдельным вопросам в сознании респондентов, которые касаются взглядов на социальные роли женщины. Хотя гендерная стереотипизи-рованность сознания, которая присутствует в целом, может повлиять на возможность стать субъектом своей активности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Здравомыслова Е. А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России / Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина: Материалы Первой Рос. лет. шк. по жен. и генд. иссед. «Валдай-96». - М., 1997. - С. 84-89.

2. Клецина И. С. Психология тендерных отношений: теория и практика / И. С. Клецина. — СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.

3. Стереотип социальный: Слов. ст. / Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Большая Российская Энциклопедия; СПб.: Норинт, 1997. - С. 1150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.