Трансформация гендерных установок современной молодежи с традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентацией Transformation of gender installations of modern youth with traditional and non-
traditional sexual orientation
УДК 159.9.07
Хрущевская И.П.,
студент 4 курс, факультет «Психологии и педагогического образования»
Научный руководитель: Данилова М.А.
Крымский Инженерно-Педагогический Университет, Россия, г. Симферополь
Аннотация: Статья посвящена теме гендерной социализации. Сбор данных осуществлялся с помощью метода гендерной автобиографии у юношей и девушек с традиционной и нетрадиционой сексуальной ориентацией. В статье представлены результаты игровых предпочтений испытуемых в период дошкольного возраста, что поможет определить дальнейшую гендерную социализацию.
Summary: The article is devoted to the theme of gender socialization. Data collection was carried out using the method of gender autobiography for men and women with traditional and non-traditional sexual orientation. The article presents the results of game preferences of the subjects in the period of preschool age, this will help to determine the future of gender socialization.
Ключевые слова: Гендер, гендерная социализация, игровые предпочтения, гендерные установки, гендерные стереотипы.
Keywords: Gender, gender socialization, game preferences, gender attitudes, gender stereotypes.
С помощью игрушек взрослые косвенно сообщают детям о том, что они могут и что им следует делать, в зависимости от их пола. Проблема не в том, что в процессе игры с «соответствующими полу» игрушками ребенок усваивает соответствующие полу роли и тендерные стереотипы. Она в другом: игра с «правильными» игрушками влияет на навыки, которые приобретают мальчики и девочки. Так, игрушки для мальчиков стимулируют двигательную активность, исследование пространства, склонность к риску,
изобретательность, для девочек — близость с другим человеком и вербальное взаимодействие.
Конструирование гендерных компонентов личности идет на протяжении всего дошкольного детства. Мужской пол является предпочтительным в большинстве современных сообществ. Особое давление взрослые оказывают на мальчиков, побуждая их более строго следовать тендерным ролям. Различия в обращении с детьми направлены на формирование независимости, активности у мальчиков, эмоциональной отзывчивости, заботливости у девочек. Родители не осознают различий в своем обращении с дочерьми и сыновьями. Окружающие ребенка люди также не замечают, как они поддерживают и конструируют тендерные различия [5, с. 55].
В раннем и дошкольном детстве источниками тендерной типизации являются одежда, игрушки, игры. К трем-четырем годам дети приобретают выраженную склонность к игрушкам своего пола, играют в гендерно специфические игры, избегают занятий и игрушек, типичных для другого пола. Они уже сами высказывают некоторые тендерные стереотипы, такие как: «Мальчики не играют в куклы» или «Девочки не должны играть в паровозики». К пяти годам формируются устойчивые предпочтения однополых групп, взаимодействие в которых различается по стилю.
Испытуемым девушкам и юношам с традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентацией было предложено написать свою гендерную автобиографию, важными критериями было то, в какие игры играли они в возрасте 3-7 лет [3, с. 86].
Параметр «Игровые предпочтения» отображает то, как формировалась гендерная идентичность в дошкольном возрасте. В процессе формирования гендерной идентичности у ребенка задействованы многое факторы, в их число входят образы персонажей из сказок, мультфильмов, ролевых игор. Так же формированию гендерной идентичности способствует окружение в котором играет ребенок, не редко, случается, что девочкам комфортнее играть с мальчиками и наоборот. В процессе гендерной социализации велико значение игрушек. Игрушки окружают ребенка с первых дней его жизни, они развлекают и также развивают определенные умения, дают возможность «примерять» и осваивать взрослые мужские и женские роли. На Рисунке 5 изображен график игровых предпочтений женщин традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентации. Этот график включает в себя такие параметры, как подвижные или одиночные игры выбирали респонденты в детстве, играли с мальчиками или девочками испытуемые, и какими игрушками играли дети - феминными, маскулинными или андрогинными.
Рисунок 1. Игровые предпочтения в дошкольном возрасте у испытуемых девушек традиционной и не традиционной сексуальной
ориентации
И так, мы можем наблюдать на графике, что в выборке гетеросексуальных девушек 60% предпочитали подвижные игры, а 40% — одиночные. В экспериментальной выборке ситуация несколько иная - 90% девушек предпочитали подвижные игры, и 10% одиночные. Далее на графике отображено, что 70% гетеросексуальных девушек предпочитали играть с девочками, 20% — и с мальчиками и с девочками и 10% — играли в одиночестве, то есть следует предположить, что при совместных играх с товарищами гетеросексуальные девушки перенимали модель поведения у своих сверстниц. Примерно равное количество гомосексуальных девушек играли и только с мальчиками (35%), и с мальчиками-девочками (35%), и только с девочками (30%). Соответственно некоторая доля девушек социализировалась в компании только мальчиков, перенимая их паттерны гендерного поведения [4, с. 45].
Перечисляя игрушки, которыми играли девушки в детстве, были так же выделены сугубо феминные игрушки (куклы, посудка, игрушечные бытовые приборы), маскулинные игрушки( роботы, пираты, машинки,) ли бо же андрогинные игрушки, то есть те, которые не предназначены для того или иного пол(плюшевые игрушки, конструктор, настольные игры). Так среди гетеросексуальных девушек 65% играли в феминные игрушки, куклы,принцесс и т.д., а 35% в основном любили играть с разными, гендерно не обозначенными игрушками. Вы выборке гомосексуальных девушек эти показатели
различаются, 70% девушек с нетрадиционной сексуальной ориентацией предпочитали андрогинные игрушки, 20% — феминные и 10% — маскулинные.
Игровые предпочтения юношей в детстве отображены на Рисунке 6.
Рисунок 2. Игровые предпочтения в дошкольном возрасте у испытуемых юношей традиционной и не традиционной сексуальной
ориентации
Согласно анализу гендерной автобиографии было выявлено, что 80% гомосексуальных юношей предпочитали одиночные игры, некоторые из них подчеркивали, что в детстве у них не было друзей, их не принимали сверстник, и возможно одиночество неразрывно связано их гендерной социализацией и становлением в дальнейшем их сексуальной ориентации. Среди гетеросексуальных молодых людей 35% предпочитали одиночные игры, остальные играли в подвижные и командные игры. Что касается выбора пола партнера по играм, то среди гомосексуальных юношей, то 50% детьми играли с представительницами противоположного пола, 20 % играли с мальчиками, и 20% играли со всеми детьми, остальные 10% играли одни. Соответственно в процессе игровой деятельности такие испытуемые были направлены на усвоение как-ра женских гендерных ролей. Гетеросексуальные юноши в 45% случаев играли с мальчиками, 30 % играли как с мальчиками, так и с девочками и 25% играли сами.
Так же среди гетеросексуальных молодых людей 80 % предпочитали маскулинные игрушки и всего 20% гендерно нейтральные, следует заметить, что в данной выборке исключались игры с девочками и игры с игрушками для девочек, возможно, это следствие насождений гендерных стереотипов взрослыми в данной выборке. Гомосексуальные испытуемые в 80% случаев играли с андрогинными и гендерно не окрашенными
игрушками, так же они могли играть совместно в игрушки для мальчиков и для девочек. Остальные 20% поровну распределились на фемины е и маскулинные игрушки [1, с. 77].
Заключение: В данном исследовании было выявлено, что большинству испытуемых присущи гендерные установки, соответствующие гендерным стереотипам о них. Так лесбиянки, будучи детьми предпочитали подвижные игры в компании с мальчиками, гетеросексуальные девушки играли в основном с другими девочками в игрушки, предназначенные для девочек.
Гомосексуальные юноши, будучи детьми в основном играли в одиночестве и имели трудности в установлении коммуникативных связей. В то время, как гетеросексуальные мальчики играли в подвижные игры в компании других мальчиков. Соответственно гетеросексуальные молодые люди перенимали поведенческие паттерны от сверстников и тем самым конструировали свою собственную гендерную идентичность.
Список использованной литературы
1. Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов/ С. Бем. - М.: Курс, 2004. - 241 с.
2. Герт, О. О распределении гендерных ролей в лесбийских семьях/О.О. Герт. - М.: Женская (гендерная) фракция РОДП «ЯБЛОКО», 2008. -160 с.
3. Клецина И. С. Гендерная социализация: учеб. пособие./ И. С. Клецина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 77 с.
4. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика/ И.С. Клецина. -СПб.: Алетейя, 2010 - 408с.
5. Кон, И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре / И.С. Кон. -2-е изд., перераб. и доп. - М. АСТ, 2003. - 467 с.