Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования психологической культуры'

Некоторые аспекты формирования психологической культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сагилян Эмма Михайловна

Статья исследует процесс обучения в современном вузе, обращая внимание на его направленность на психосоциальное развитие личности молодого человека, формирование у студентов психологической культуры. Обращается внимание на то, что в условиях непредсказуемости и неопределенности на фоне меняющейся социально-культурной среды современный молодой человек должен уметь активно действовать. Ключевым фактором успешности специалиста является постижение универсальных механизмов общения и взаимодействия людей, социальных институтов и человеческих сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of psychological culture formation

The article deals with educational process in a modern university; its focus on the young man’s personality psychosocial development, psychological culture formation. It draws our attention to the fact that in unpredictable and uncertain conditions in the background of changing socio-cultural environment modern young people should be able to be active. The key factor of the modern specialist success is comprehending the universal mechanisms of communication and interaction between people, social institutions and human communities.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования психологической культуры»

Сагилян Э.М.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Начало траектории жизненного пути человека приходится на семью. Чрезвычайно высоким остается влияние семьи на развитие личности ребенка. Семья, как совокупность человеческих отношений, является социальным институтом, осуществляющим важнейшие социальные функции. Моральная и психологическая зрелость родителей продолжает оказывать существенное влияние на нравственное, психосоциальное развитие личности ребенка. Именно в семье создаются ростки гуманных отношений человека к окружающим людям.

Если в недавнем прошлом воспитательный успех семьи оценивался по тому, насколько удалось старшему поколению передать молодым накопленный опыт, знания и ценности, то для сегодняшнего массового информационного дня этого явно недостаточно. Следовательно, к задачам современной семьи относится не только трансформация капитала человеческих ценностей молодым, но и воспитание в них самостоятельности, инициативности, социальной ответственности с учетом реалий сегодняшнего дня. Более того, современная семья должна учитывать изменения в культурном контексте общества, которые обусловлены массовым вхождением в жизнь человека мировой информационной сети.

По данным Всемирной организации здравоохранения существенное влияние на психическое здоровье личности ребенка оказывает семейный разлад. Межличностные отношения в семье, процесс непосредственного общения взрослых с ребенком становятся плацдармом формирования взглядов растущего человека на окружающий мир, моральные понятия и представления. Психологическая готовность родителей существенным образом предопределяет нравственную позицию формирующейся личности ребенка. Основанием для нормальной социализации ребенка является доброжелательная обстановка, внимательное отношение к эмоциональной сфере ребенка.

Известно, что современная семья как главный «социальный институт» иногда из источника формирования и развития превращается в источник психического насилия над детьми, подростками, юношами и девушками. Следовательно, психологическое здоровье растущего человека, его нормальная социализация зависит от нравственной атмосферы современной семьи. Рост числа разводов, социально-экономические проблемы лишают современную семью эмоционального равновесия, и родители становятся все более истощенными эмоционально

и духовно, им гораздо труднее достойно воспитывать своих детей.

Современная семья представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамичную микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии. В настоящее время к общеизвестным, определенным изменениям, происшедшим в структуре современной семьи, относятся: уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение роли старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом.

Не каждому дано создать произведение искусства, которое бы перешагнуло века или как-либо иначе обозначить себя в истории человечества. Но воспитание детей - творческое дело, доступное каждому и далеко выходящее за границы жизни отдельного человека.

В настоящее время опасность грозит детям, которые растут в семьях, где отношения отсутствуют или поддерживаются лишь формально. Многие родители при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять. Часто детям не хватает сочувствия, эмоционального тепла, доброты, понимания их действий. Родительская требовательность часто не сочетается с доверием и уважением к детям, и в итоге превращается в грубое давление и принуждение.

Установлено, что господствующим ориентиром в отношениях родителей к своим детям является принцип воздействия. При этом подтверждено, что в современном обществе декларирование со стороны семьи принципа воздействия как главного инструмента воспитания молодых людей негативно сказывается на родительской эмпатии, проявляющейся и формирующейся в ситуациях диалогического общения, когда молодой человек выступает не только как субъект взаимодействия.

Влияние современной семьи на развитие личности молодых людей в информационную эпоху претерпело значительные преобразования. Продолжающееся воспитание семьей современной молодежи строится без апелляции к ситуации текущего информационного дня в ее различных контекстах: социальном, политическом, культурном, морально-этическом и т.д., что значительно снижает их эффективность.

Анализ различных психологических исследований показывает, что социально-экономический статус, структура семьи, уровень образования и интеллекта родителей, взаимоотношения в семье и т. д. влияют на психическое развитие детей. Самым важным фактором, определяющим успешность развития личности, формирование и развитие нравственной культуры детей являются те отношения, которые складываются у них в семейном окружении. В современном мире ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношение к детям.

Дефектное, неправильное отношение к ребенку в семье, игнорирование той или иной грани полноценного развития, альтруистичности приносят горькие плоды, вызывая нарушения отношений с другими, в частности, с окружающими. Ситуации, в которых особенности индивидуальности ребенка отвергаются и не учитываются, приводят к хронической психической травматизации. Продол-

жающуюся концентрацию семьи на успехах и достижениях детей без учета их индивидуальных возможностей можно квалифицировать как психологическое насилие.

В последнее время в самом бедственном положении оказываются именно дети. «Социально больные» семьи продолжают способствовать интенсивному росту числа детей, имеющих дефекты воспитания. Современная семья иногда внешне кажется крепкой, сплоченной, а на самом деле часто ее сплоченность -лишь видимость. По существу же она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то недоброжелатели и соперники. Добры или нет родители, удовлетворены они жизнью или завидуют всем и каждому, оптимисты или всегда «смертельно усталые» и им «все надоело» - все это воздействует на детей. Для детей далеко не безразлично, что у них разные характеры, то, к чему они стремятся, что предпочитают и что любят, чему радуются, печалятся, как негодуют, чего опасаются. Дети все видят, слышат, по-своему воспринимают и перерабатывают, на них воздействует буквально все, и это само по себе - воспитание.

Известно, что неприятие детей вызывает взаимное отчуждение. Неприятие порождает в них чувство протеста. Часто, при таких отношениях семьи к детям, чертами характера становятся необязательность, безответственность, эгоизм, отсутствие серьезных привязанностей. У других детей чертами характера становятся лживость, манерность, склонность всегда и во всем обвинять других, прежде всего родителей. Третьи протестно замыкаются в себе. Т. е. неприятие всегда приводит к неуверенности в себе. Отсутствие любви со стороны родителей к детям приводит к подавленности, неуверенности, к неумению адаптироваться к естественным сложностям жизни.

Взрослые всегда занимают по отношению к детям совершенно определенную позицию - ведущего, организующего, обучающего - и практически относятся к детям как к объекту воздействия, а не как к субъекту отношений. При этом, известно, что в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий. Избыток отрицательных оценок при недостатке положительных рождает неуверенность, боязнь нового, создает напряженность в отношениях со взрослыми, что отрицательно сказывается на формировании личности ребенка, тормозит его развитие. Именно семья своими позитивными отношениями стимулируют развитие личности ребенка.

Всеми педагогами и психологами совершенно справедливо признается, что формирование и развитие личности детей происходит под воздействием социальных институтов, среди которых особая роль принадлежит семье. Не всегда усилия семьи по развитию ребенка идут во благо ему, если она априори лепит его по своему образу и подобию, не совпадающему с его природными параметрами. Психологически грамотное оказание помощи семье, в частности, в плане учета индивидуальных когнитивных особенностей ребенка, является значимым фактором его личностного развития.

В современном информационном обществе крушение прежнего мировоззрения привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Действующие негативные эмоциональные отношения в семьях приводят к формированию у детей негативного отношения к «высшим» ценностям. Среди молодежи усилились негативные тенденции - нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Несомненно, эмоциональная атмосфера современной как полной, так и неполной семьи, относится к факторам, глубоко влияющим на формирование растущей личности ребенка, на его психологическое здоровье. В век компьютерных технологий базой развития личности ребенка стали взаимообусловленность познавательной и эмоционально-волевой сфер как основы психологических новообразований возраста.

Студенческий возраст является особым периодом развития личности, поскольку в традиционном понимании соединяет два возраста - юность и раннюю взрослость. Известно, что коммуникативные способности личности ребенка являются одной из форм взаимодействия людей, определяющим условием воспитания и самовоспитания, платформой успешного прохождения процесса социализации. Именно коммуникативные факторы являются существенными факторами развития социализации и индивидуализации личности ребенка. При этом, на каждом возрастном этапе развитие коммуникативных способностей имеет свои особенности, свои психологические новообразования.

Исследование 60 студентов 1 и 2 курсов Академического колледжа показывает, что эмоциональное отношение к самим себе и к окружающим запутано, противоречиво, неопределенно, что они не могут использовать свои личностные особенности для понимания самих себя, для налаживания отношений с окружающими.

В результате опроса многие первокурсники колледжа считают себя часто не решительными 70%, иногда не решительными - 33,3% и только 11,7% не считают себя таковыми.

По мнению 60 опрошенных респондентов 60,0 % считают, что часто многие окружающие их не понимают, и только 25% считают иногда, 15% - никогда.

Многие опрошенные респонденты - 50% считают, что им часто не с кем поделиться своими мыслями, 38,3% считают им иногда не с кем поделиться своими мыслями, а 11,7% считают - никогда.

В результате опроса 60% респондентов считают, что часто им не безразлично, как к ним окружающие относятся, 31,6% считают - иногда и 8,4% считают, что им безразлично, как к ним относятся. При этом, опрошенные респонденты считают, что мнения окружающих людей о них неправильно часто - 66,6%, иногда - 15% и никогда - 18,4%.

Известно, что только вместе - обучение и воспитание - способствуют развитию человека как Человека в «мире людей». В годы учебы закладываются не

только профессиональные компетенции, но, прежде всего, профессиональное сознание как основа духовного содержания профессии.

В настоящее время показателем профессионализма выпускника вуза является профессиональная компетентность. Следовательно, современное высшее образование направлено не только на приобщение к знаниям, но и к духовным ценностям. При этом, одной из ведущих тенденций развития современного высшего образования является развитие личности молодого человека, обогащение его культуры.

В информационном мире успех в воспитании и формировании личности ребенка в значительной степени зависит от продуктивности взаимоотношений между семьей и детьми. Современный молодой человек должен уметь активно действовать в условиях непредсказуемости и неопределенности на фоне меняющейся социально-культурной среды. Успешная работа современного специалиста невозможна без постижения универсальных механизмов общения и взаимодействия людей, социальных институтов и человеческих сообществ. Следовательно, в современной системе образования при разработке содержания и технологии образования должны учитываться сформированные у обучаемых паттерны поведения, которые должны диагностироваться и анализироваться, поскольку процесс обучения в современном вузе должен быть направлен как на развитие когнитивной сферы, так и на формирование у студентов психологической культуры и социально одобряемого поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Практическая психология в лабиринтах современного образования. И.В. Дубровина. Монография- М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014.

2. Развитие коммуникативного потенциала студента. Берулава Г.А, Сагилян Э.М./ Высшее образование в России. 2014. № 2014.

3.Берулава Г.А. Методологические ориентиры современной психологии / Г. А. Берулава - Москва. - 2009. - 175 с.

4. Берулава Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования / Берулава Г.А. // Вестник практической психологии образования - 2009. - № 4. - С. 27.

5. Берулава М.Н. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества/ Берулава М.Н., Берулава Г.А // Вестник Университета Российской академии образования - 2010. - № 4. - С. 8-11.

6. Берулава М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования/ Берулава М.Н. // Гуманизация образования -1998. -№ 1. - С. 14.

3. Когнитивные стереотипы в сфере детско-родительских отношений. Са-гилян Э.М. / Гуманизация образования. 2010.№7.

4. Индивидуализация домашней учебной деятельности младших школьников. Сагилян Э.М. / диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Сочи, 1999.

5. Стереотипы поведения современной молодежи в социальной сфере. Са-гилян Э.М. /Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015.

Батыршина А.Р.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИИ ВОЛИ И ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Постановка проблемы и концептуальные рамки исследования Проблема воли относится к числу старых и традиционных для отечественной психологии проблем. Возможность введения понятий «воля» и «волевая регуляция» в категориальную систему психологической науки, наряду с такими категориями, как «личность», «сознание», «деятельность», определяется необходимостью ее решения в историко-психологическом ключе. Речь идет не столько о ретроспективном упоминании термина «воля» в истории психологии, о содержательных возможностях использования понятия «волевая регуляция» в современной психологии, сколько об определении категориального статуса и о генезисе данных понятий в истории отечественной психологии. Определение психологического содержания понятий «воля» и «волевая регуляция» есть теоретико-методологическая и историко-психологическая задача.

Постановка проблемы воли в истории отечественной психологии осуществлялась в трех направлениях. Во-первых, в конце XIX века работами И.М. Сеченова была заложена физиологическая трактовка процесса воли как процесса произвольного, сознательного саморегулирования поведения. Во-вторых, Л.С. Выготским был предложен подход рассмотрения воли как высшей психической функции и в рамках овладения собственным поведением. В-третьих, концепция В.А. Иванникова, преобладающая в современной психологии, рассматривает

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.