педагогическая психология
Сагилян Э.М.
к вопросу об идеальных средствах педагогического воздействия современной семьи на детей
Специфика проблем современного периода определяется тем, что сегодня на улицах и из средств массовой информации можно услышать о чем угодно - о политике, о кризисе, о жизни звезд, но только не о проблемах, с которыми ежедневно сталкивается большинство людей - об отношениях родителей и детей. В век информационных технологий важно понимать, как развиваются дети, чтобы помочь им стать личностно зрелыми во взрослом мире.
Проблемы общества рождаются в семьях, поскольку именно в семье ребенок либо получает родительскую любовь, либо страдает от недостатка заботы и внимания. Негативные эмоциональные отношения в семьях приводят к формированию у ребенка негативного отношения к ценностям. Известно, что в семье закладываются ценностные ориентации, самооценка, мотивационные компоненты личности.
В настоящее время на современную молодежь оказывают влияния разнообразные, нередко противоречащие друг другу социальные ценности, как со стороны семьи, так и со стороны социокультурной реальности, что усиливает нестабильность и противоречивость ценностных ориентаций детей. По-прежнему семья в современном мире как социокультурная среда жизненно необходима для детей и несет ответственность за происходящее, за формирование их ценностных ориентаций. Наблюдаемая смена ценностных ориентиров развития общества актуализирует проблему ценностного и культурологического подхода именно через реализацию личностно-ориентированного образования.
Известно, что самым важным фактором, определяющим успешность развития личности, формирование ее духовной культуры являются те отношения, которые складываются у нее в социальной среде. Следовательно, растущий человек должен приобрести такие качества как готовность приспосабливаться к среде, умение преодолевать ее негативные влияния и полноценно функционировать в обществе. В настоящее время, когда наблюдается распад связи и взаимообусловленности образования и культуры, необходимо именно в высших учебных заведениях развивать личность студента, его нравственные ориентиры.
Поскольку, начало траектории жизненного пути человека приходится именно на семью, чрезвычайно высоким остается влияние семьи на развитие личности ребенка, следовательно, важно наличие в семье партнерских отношений. Однако к основным воспитательным методам, используемым родителями по отношению к детям, относятся: контроль, поддержка и власть. Во взаимоотношениях родителей и детей продолжает доминировать принцип воздействия.
Принцип воздействия является господствующим в отношениях семьи и детей, замораживающим сочувствие, доверие и поддержку, деформируя процесс нормального психического развития. Именно от психологической компетентности родителей, от умения понимать и принимать своего ребенка таким, каким он является, проникать в его внутренний мир, зависит продуктивность в межличностных отношениях детей с семьей, поскольку к разряду важных условий достижения успеха во взаимоотношениях детей и семьи относятся доверие и взаимопонимание.
Хотя в последние годы взаимоотношения детей с взрослыми занимают все большее место в психологических исследованиях, однако, по-прежнему, не определена реальная субъективность ребенка. Описанные в научной литературе попытки разрешить проблему взаимодействия и взаимоотношения детей и семьи не увенчались успехом по причине отсутствия психологических условий для сотрудничества родителей и детей.
Для исследования представления об идеальных средствах педагогических воздействиях современной семьи на детей автором был разработан опросник (анкета) и проведено анкетирование. В качестве основных респондентов к исследованию были привлечены студенты первого курса, очной формы обучения Международного инновационного университета (Сочи). Студенты выделили следующие педагогические средства: создание условий дома-5%; строгость, требовательность-6,6%; личный пример-8%; убеждение -10%; любовь, внимание, забота -15%; поощрение, понимание, доверительное общение-78%. Результаты исследования продуцировали поощрение, понимание, доверительное общение в качестве основных идеальных средств педагогического воздействия современной семьи на детей. Причем из опрошенных респондентов только представители мужского пола выбирали в качестве одного из средств педагогического воздействия - строгость и требовательность.
Основанием для нормальной социализации ребенка является доброжелательная обстановка, внимательное отношение к эмоциональной сфере ребенка. многие родители при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять. Часто детям не хватает сочувствия, эмоционального тепла, доброты, понимания их действий. Родительская требовательность часто не сочетается с доверием и уважением к детям, и в итоге превращается в грубое давление
и принуждение.
Самым важным фактором, определяющим успешность развития личности, формирование и развитие нравственной, психологической культуры детей, являются те отношения, которые складываются у них в семейном окружении.
Несомненно, эмоциональная атмосфера современной как полной, так и неполной семьи, относится к факторам, глубоко влияющим на формирование растущей личности ребенка, на его психологическое здоровье. В век компьютерных технологий базой развития личности ребенка стали взаимообусловленность познавательной и эмоционально-волевой сфер как основы психологических новообразований возраста. Известно, что, только совместно - обучение и воспитание - способствуют развитию человека как Человека в «мире людей».
В годы учебы закладываются не только профессиональные компетенции, но, прежде всего, профессиональное сознание как основа духовного содержания профессии.
Современное высшее образование должно быть направлено не только на приобщение к знаниям, но и к духовным ценностям, поскольку современный выпускник вуза должен быть готов к жизни завтра. А какой будет эта жизнь, на данный момент пока неизвестно. Следовательно, в современной системе образования при разработке содержания и технологии образования должны учитываться сформированные у обучаемых паттерны поведения, которые должны диагностироваться и анализироваться, развивая когнитивную сферу и формируя у студентов мотивацию к саморазвитию психологической культуры и социально одобряемого поведения.
литература
1. Берулава, М.Н. Проблемы и перспективы развития современной высшей школы / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №2. - С. 8-11.
2. Берулава, М.Н. Нация в опасности / М.Н. Берулава // Педагогика. - 2009.
- №5. - С. 3.
3. Берулава, М.Н. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества / М.Н. Берулава, Г. А. Берулава // Вестник Университета Российской академии образования.
- 2010. - №4. - С. 8-11.
4. Берулава, М.Н. Современная теоретическая платформа отечественного образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2013. - №4. - С. 9-18.
5. Берулава, Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования / Г.А. Берулава // Вестник практической психологии образования. - 2009. - №4. - С. 27.
6. Берулава, М.Н. Интеграция общего и профессионального образования / М.Н. Берулава // Педагогика. - 1990. - №9.
7. Берулава, Г.А. Влияние современных информационных технологий на коммуникативные характеристики личности / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2013. - №6. - С. 10-15.
8. Берулава, Г.А. Роль методологических оснований в разработке образовательных технологий / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №6. - С. 4-18.
9. Берулава, Г.А. Психологические основы развития личности / Г.А. Берулава. - Москва, 2009. - 175 с.
10. Берулава Г.А, Сагилян Э.М.Развитие коммуникативного потенциала студента / Г.А.Берулава, Э.м. Сагилян- Высшее образование в России. - 2014.
11. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринте современного образования / И.В. Дубровина - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014.
12. Сагилян Э.М. Когнитивные стереотипы в сфере детско-родительских отношений / Э.М. Сагилян //Гуманизация образования. - 2010. - №7.
13. Сагилян Э.М. Стереотипы поведения современной молодежи в социальной сфере /Э.М. Сагилян /Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2015.
14. Берулава Г.А. Развитие коммуникационного потенциала студентов университета / Г. А. Берулава // Гуманизация образования. - 2014. - № 6. - С. 6-26.