Научная статья на тему 'Инновационные технологии развития личности с позиций теории сетевого образования'

Инновационные технологии развития личности с позиций теории сетевого образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATIONAL EDUCATIONAL SPACE / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / NETWORK EDUCATIONAL PARADIGM / СТЕРЕОТИПЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ / THE STEREOTYPES OF PSYCHIC ACTIVITY OF PERSONALITY / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ С РОДИТЕЛЯМИ / THE BEHAVIORAL STEREOTYPES IN THE SPHERE OF STUDENTS-PARENTS RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берулава Г.А., Сагилян Э.М.

В статье рассматриваются концептуальные основы разработки инновационных технологий развития личности в высшей школе с позиций теории сетевого образования. Анализируется новый подход к формированию когнитивных, поведенческих и коммуникативных стереотипов психической активности личности в сфере отношений студентов с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Innovative Technologies of The Personality Development From the Network Education Theory Position

In the article the conceptual foundations of personality development innovational technologies' elaborations from the theory of network education point of view in the higher education are regarded. The new approach to the formation of the cognitive, behavioral and communicative stereotypes of psychic activity of personality in the sphere of students-parents relations.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии развития личности с позиций теории сетевого образования»

Современные образовательные технологии

Берулава Г.А., Сагилян Э. М.

Инновационные технологии развития личности с позиций теории сетевого образования

На рубеже ХХ-ХХ1 в. изменились социокультурная и бытовая среда, существенно влияющие на образ жизни современного человека. В современном обществе инновационные технологий обучения и воспитания должны учитывать социокультурные изменения, которые обусловлены вхождением в жизнь человека мировой информационной сети. Современная система высшего образования продолжает процесс передачи учебной информации, опираясь на вербально-логические технологии, игнорируя наличия значительных изменений в мышлении современной молодежи.

Наше исследование, проводящееся в рамках плана Российской академии образования на 2011 год, осуществлено с позиций парадигмы сетевого образования (3), в рамках которой разработана теория стилей индивидуальности и теория стереотипов психической активности личности (1).

Одной из причин отсутствия позитивной динамики в сфере образования является то, что традиционные образовательные технологии делают ставку лишь на сферу рацио. Однако психика человека в значительной степени активна и за счет сферы бессознательного. Именно эта сфера продуцирует всевозможные стереотипы поведения, общения, мышления, эмоционального реагирования.

Способность решать относительно новые задачи и способность автоматически обрабатывать информацию взаимосвязаны, что свидетельствует о важности изучения и формирования в учебном процессе продуктивных когнитивных стереотипов, паттернов мыслительной деятельности. Не менее важно формирование коммуникативных и эмоциональных стереотипов, которые позволяют человеку быстро выстраивать продуктивные взаимоотношения в любых ситуациях межличностного и профессионального общения.

Ускорение темпа жизни, клиповость в подаче информации приводит человека к необходимости использования оперативных, унифицированных, упрощенных схем мышления, которые в значительной степени базируются на сфере бессознательного. Эти схемы, с одной стороны, обусловлены воздействием технологий подачи информации в информационном обществе, с другой стороны, опосредованы индивидуальными особенностями личности. Все это приводит к формированию когнитивных, коммуникативных, поведенческих и мировоззренческих стереотипов психической активности.

Таким образом, человеческий опыт лежит, в том числе, и в сфере бессознательного, в форме определенных паттернов психической активности. Однако при разработке содержания и технологий обучения эти бессознательные стереотипы в настоящее время в системе образования никак не диагностируются,

не анализируются и, соответственно, не учитываются. Как эти поведенческие и когнитивные паттерны влияют на успешность в различных видах деятельности, какие технологии обучения эффективны по отношению к людям с различными стереотипами мышления, поведения и общения, какие поведенческие и когнитивные стратегии надо корректировать, какие микшировать, а какие развивать и усиливать - эти проблемы является основополагающими на пути к разработке новых технологий обучения.

В теории сетевого образования показано, что можно вести речь о двух ипостасях существования стереотипов - потенциальных и актуальных. Стереотипах как представлениях (прогнозе) о том, как человеку нужно вести себя в той или иной ситуации (собственно о поведении и сопровождающей его коммуникации и аффектах). Это когнитивные стереотипы на уровне представлений. Они формируются на базе уже сложившегося образа мира и на основании интериоризации когнитивных стереотипов, сложившихся в обществе, и, прежде всего, в ближайшем окружении, в референтной группе. Индивидуальные когнитивные стереотипы содержат представления о действиях в конкретных ситуациях, о сопровождающей их коммуникации и их эмоциональной окраске. Такие стереотипы формируются до сформированности реального опыта поведения в предполагаемых практических ситуациях. Следующий этап формирования стереотипных форм психической активности связан с их реальной реализацией в устойчивых и типичных практических ситуациях, с которыми встречается субъект. Интегрированной формой реализации стереотипов является стиль психической активности, который презентует индивидуальное соотношение поведенческой, коммуникативной и аффективной составляющих. В реальной ситуации психической активности в рамках сложившегося стиля психической активности могут быть выделены поведенческие, коммуникативные и аффективные составляющие, проявляющиеся по отношению к реализации конкретных потребностей (Рис. 1).

КОГНИТИВНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

СТИЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

коммуникативной и аффективной форм психической активности.

Поведенческие стереотипы Эмоциональные стереотипы Коммуникативные стереотипы

Таким образом, стереотипные формы психической активности, детерминированные сферой бессознательного, аккумулируются через образ мира, когнитивные стереотипы на уровне представлений, которые формируют стиль психической активности как интегративный феномен активных стереотипов психической активности человека (определяющий соотношение ее коммуникативной, поведенческой и эмоциональной составляющих) и через стереотипы психической активности, реализуемые в рамках коммуникативной, поведенческой и эмоциональной составляющих, детерминирующие психическую активность личности в соответствии с ее конкретными потребностями.

Образ мира складывается на основе интеграции представлений субъекта об окружающем мире, формируемых на основе обобщения имеющегося у него индивидуального социокультурного опыта. Под представлениями, в данном случае, понимается не узкое понимание представления как определенной когниции, формируемой на основе процесса восприятия, а как личностно обусловленное, изначально неотрефлексированное, интегративное представление субъекта (гештальт представлений) об окружающем мире, несущее в себе имеющиеся у субъекта образы и личностные смыслы, являющееся выражением эмоционально окрашенного отношения субъекта к миру.

Образ мира - это ориентировочная основа поведения субъекта. Образ мира изначально нерефлексируется сознанием, этим он отличается от рационального мышления, которое опосредует деятельность субъекта, осуществляемую в соответствии с сознательно поставленной целью. Образ мира детерминирует выбор поведенческих стереотипов, проявляющихся в его нерефлексируемом, личностно обусловленном поведении.

Наиболее интегративным поведенческим стереотипом, детерминированным образом мира, является стиль поведения, который может быть дифференцирован по различным параметрам, но наиболее обобщенными и универсальными их них являются типы доминирующей психической активности, в качестве которых выступает когнитивная, эмоциональная или коммуникативная сфера. Это означает, что данные типы активности могут быть приоритетными как для поведения человека в целом, так и для конкретных сфер его жизнедеятельности. В том случае, если в сфере взаимодействия субъект предпочитает опираться на когнитивные стереотипы и они в большей степени определяют его поведение, то это означает, что у человека доминирует теоретический стиль поведения. В том случае, если в сфере поведенческой активности человек в большей степени руководствуется эмоциональными шаблонами, можно вести речь, что у него доминирует эмоциональный стиль поведения. Если человек строит свое поведение, в большей степени, исходя из сложившихся у него коммуникативных стереотипов и доминантой его активности является сфера коммуникации, то можно предполагать, что у такого человека доминирует коммуникативный стиль поведения. Естественно, что данная типология, как вообще и любая типология, является достаточно условной.

Стиль поведения является феноменом, характеризующим сферу бессознательного. Именно в поведении проявляется индивидуальность человека: наблюдая и изучая его мы можем понять с кем имеем дело. Поскольку деятельность безлична, то человек может заниматься самыми разными видами деятельности, однако его поведение остается очень универсальным, узнаваемым и предсказуемым. Действительно, поскольку структура и содержание деятельности детерминированы целью, то ставя перед собой цепь последовательных целей субъект последовательно меняет соответствующие им виды деятельности. Поведение же определяется индивидуальностью, поэтому стереотипы поведения остаются неизменными.

Бессознательное не есть некая обособленная целостность, противопоставляемая сознательному Представление о постоянном взаимодействии осознаваемых и неосознаваемых аспектов психической активности является необходимой предпосылкой для разработки методических подходов к их изучению. Неосознаваемые психические процессы могут вызвать изменения в осознаваемой психической деятельности и могут регистрироваться за счет этих изменений. Понимание осознаваемых психических проявлений должно осуществляться с учетом влияния неосознаваемых механизмов. Осознаваемые психические процессы не только видоизменяются с учетом воздействия неосознаваемых составляющих психической активности, но и оказывают обратное влияние. В соответствии с этим методические подходы к исследованию стилей индивидуальности, опосредуемых неосознаваемыми аспектами психики, должны базироваться на изучении осознаваемых психических проявлений, характер которых может быть поставлен в зависимость от неосознаваемых процессов. Реализовать данный подход можно с помощью психодиагностических методик, в основе применения которых лежит представление испытуемому недостаточно определенного материала. Анализ особенностей структурирования субъектом этого материала, осуществляемого при участии механизмов неосознаваемой психической деятельности, позволяет получить данные, обеспечивающие возможность судить о характере и особенностях этих механизмов. С данных позиций выявить указанные механизмы позволяет прожективная техника, фиксирующая изучаемые параметры вне зависимости от степени их осознаваемости испытуемым.

В процессе изучения неосознаваемых психических феноменов, к которым относятся поведенческие стеротипы, необходимо учитывать, что, хотя субъектом не осознается зависимость между определенным типом реакции и исследуемым аспектом психической активности, сами эти аспекты могут быть и осознаваемыми. При этом изучаемые психодинамические характеристики проявляются в результате постоянного взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики. В связи с этим использование для оценки сформированности стереотипов поведения проективной или других видов техники должно рассматриваться в качестве инструмента направленного изучения неосознаваемых психических процессов, поскольку реально оно

отражает индивидуальность субъекта, проявляющуюся в тех или иных формах психической активности, в которые неосознаваемое входит как одна из составляющих и оценивается лишь в связи и в соотношении с типом осознаваемых реакций индивида.

Роль неосознаваемых явлений, воспринимаемых человеком, в значительной степени определяется имеющимися у него установками, наиболее интеграционной из которых является образ мира. Этот эффект, обеспечивающий устойчивость тех или иных бессознательных стереотипов, тем в большей степени стоек, чем в большей степени обеспечивается мотивационное и эмоциональное сопровождение воспринимаемых объектов и явлений. Когнитивные стереотипы выступают в качестве первоначально нерефлексируемых представлений о различных сторонах объективного мира (это содержательные стереотипы). Процессуальные когнитивные стереотипы функцинируют в виде стилевых характеристик индивидуальности.

Как уже отмечалось, быть выделены следующие типы стереотипов психической активности: поведенческие, когнитивные, коммуникативные, эмоциональные. Поведенческие стереотипы могут быть исследованы как варианты первоначально нерефлексируемого поведения, презентированного в конкретных практических ситуациях. Коммуникативные стереотипы выступают как формы коммуникационной активности в конкретных практических ситуациях. Эмоциональные стереотипы сопровождают поведенческую и коммуникационную активность субъекта.

Современная молодежь в своей жизне-нности опирается не только на ту информацию, которую она получает в сфере образования, но и, прежде всего, на информацию, получаемую в сфере общения со сверстниками, в практической деятельности, в процессе общения с Интернетом и средствами массовой информации. Последние оказывают на восприятие информации гораздо большее влияние, поскольку опосредованы более значимым эмоциональным фоном, наличием образной информации. Именно эта сфера в значительной степени формирует у молодых людей когнитивные, поведенческие и коммуникативные паттерны, в значительной степени определяющие продуктивность решения практических проблем.

Таким образом, современные технологии обучения должны апеллировать к формированию продуктивных когнитивных стереотипов - когнитивных феноменов, актуализирующихся бессознательно. Когнитивные стереотипы -устойчивые когнитивные схемы, которые опираются на установки личности и неявные знания. В неявных знаниях априори присутствует стратегия решения проблемы. Таким образом, стереотипы формируются в рамках решения практических проблем и, соответственно, связаны с такой формой мышления как практическое мышление, в отличие от такой его формы как формальнологическое.

Мы исходили из того, что стереотипы психической активности - это психические феномены, актуализирующиеся бессознательно. Они могут быть

когнитивными, поведенческими, коммуникативными и эмоциональными. Когнитивные стереотипы - устойчивые когнитивные схемы, связанные с понятиями установки, неявных знаний. В неявных знаниях априори присутствует стратегия решения проблемы. Таким образом, когнитивные стереотипы формируются в рамках решения практических проблем и, соответственно, связаны с такой формой мышления, как практическое мышление, в отличие от такой его формы как формально-логическое.

Когнитивные стереотипы, несомненно, формируются в результате накопления определенного социокультурного опыта. Если формально-логическое мышление, которое формируется и репрезентируется в процессе организованного обучения, использует в основном символическую информацию, то практическое мышление, которое лежит в основе формирования стереотипов психической активности, опирается в большей степени на образную, невербальную информацию.

Для отечественной психологии длительное время была характерна ориентация на утрирование роли логических операций в механизмах и функциях мышления. Ускорение темпа жизни, клиповость в подаче информации приводит человека к необходимости использования оперативных, унифицированных, упрощенных схем мышления, которые в значительной степени базируются на сфере бессознательного. Эти схемы, с одной стороны, обусловлены воздействием технологий подачи информации в информационном обществе, а с другой стороны, опосредованы индивидуальными особенностями личности.

Потребности актуализируют определенные формы практического интеллекта, которые обеспечивают успешность человека в удовлетворении данного вида потребностей. Соответственно, определенные стереотипы формируются в процессе решения практических проблем на пути удовлетворения данных потребностей. Стереотипы психической активности могут носить как продуктивный, так и иррациональный характер, мешающий эффективному удовлетворению данных потребностей.

Проведенное нами исследование показало, что в когнитивной сфере студенческой молодежи существует достаточно большое количество непродуктивных стереотипов, которые требуют коррекции и замены на продуктивные. В противном случае много шансов, что эти стереотипы со временем превратятся в поведенческие.

В практических ситуациях когнитивные стереотипы актуализируются автоматически. Поэтому диагностика индивидуальных стереотипов осуществлялась нами через разработку системы типичных жизненных ситуаций, которые и позволяют человеку декларировать сложившиеся у него устойчивые поведенческие, коммуникативные и когнитивные стереотипы.

Известно, что в современном обществе успех в воспитании в значительной степени зависит от продуктивности взаимоотношений между семьей и молодыми людьми. Малоизученным является вопрос о специфике взаимоотношений молодых людей, являющихся студентами и их родителей. Для выявления

когнитивных стереотипов отношения молодых людей к семье был разработан специальный опросник. В качестве основных респондентов к исследованию были привлечены студенты из 1 и 2 курсов академии. Мы исходили из того, что когнитивные стереотипы значительной степени не рефлексируются и в большей степени является прерогативой сферы бессознательного.

Являясь важнейшим условием развития личности вообще, в студенческом возрасте общение приобретает особое значение. Общение на данном этапе развития личности является ведущим видом деятельности наряду учебной. То есть, как и в учебной деятельности, так и в общении происходят основные новообразования. Благодаря этим деятельностям студенты осваивают нормы отношений между людьми (деловые, личные и др.), а также профессионально-трудовые умения. В общении студенты познают не только других, но и себя, овладевая опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями. По сути, студенческий возраст предъявляет новые требования к сформировавшейся на предыдущих возрастных этапах способности общаться с людьми. Независимо от того, с родителями или отдельно живет студент, ему нередко приходится не только самому для себя принимать позицию человека, ответственного за самого себя, но и заставлять родителей принимать эту позицию.

Предложенные нами технологии развития личности разработаны с позиций сетевой теории образования. Ее отличительными особенностями являются обучение на основе синтеза объективного мира и виртуальной реальности посредством активизации, в равной степени, как сферы рационального сознания, так и сферы бессознательного. Для разработки новых технологий обучения нами были исследованы когнитивные стереотипы личности в сфере детско - родительских отношений.

Экспериментальное исследование по разработке и внедрению инновационных технологий воспитания, построенных на коррекции непродуктивных когнитивных стереотипов и формированию отсутствующих продуктивных когнитивных стереотипов в сфере детско-родительских отношений, осуществлялось нами в организации воспитательного процесса в Черноморской гуманитарной академии, а также в рамках различных факультативных и специальных курсов.

Технологии основывались на организации поведенческого тренинга в рамках создания ролевых практических ситуаций, характерных для взаимоотношений студента и родителей. Эти ситуации создавались в рамках внеаудиторной воспитательной работы, в рамках тренинговой работы в курсах «Психология общения», «Психология семейных отношений», «Тренинги делового общения». В рамках такого поведенческого тренинга особое внимание уделяется созданию на занятиях особой атмосферы доверия, принятию положительных контактов, позитивного фона общения.

Важные возможности в плане организации тренинговой работы по развитию стереотипов продуктивного поведения выполняют система студенческого самоуправления и Центр молодежных инициатив, где студенты общаются с родителями студентов. Эти же функции во многом выполняет работа студентов в центре психологических консультаций.

Так, ролевые тренинговые ситуации формируют у студентов продуктивные поведенческие стереотипы взаимоотношений студентов и их родителей в рамках совместного общения, в рамках различных праздников, например, нового года. Отдельные тренинговые занятия проводятся в рамках создания ситуаций, где студенты и родители, роли которых исполняют другие студенты, обсуждают вопросы выбора будущего супруга, отработки продуктивных стереотипов поведения в случае различных типов конфликтов с родителями, например конфликтов, связанных с выполнением домашних обязанностей, с проведением досуга, с выбором одежды, манеры поведения, в случаях финансовых затруднений студента. Важное место занимает отработка продуктивных поведенческих стереотипов в ситуациях необходиомости сделать дома уборку, сходить в магазин, сделать вместе ремонт, сходить вместе в гости к родственникам, в случае конфликта между родителями и в других типичных сценариях взаимодействия молодых людей и родителей. Важное место занимают также тренинги, направленные на отработку поведенческих и коммуникативных стереотипов совместного с родителями времяпровождения на отдыхе.

Вся эта тренинговая работа дает существенные результаты и показывает, что поведенческое направление, как составная часть теории сетевого образования, является актуальным направлением разработки новых технологий развития личности с опорой на сферу бессознательного.

Литература

1. Берулава Г. А. Роль стереотипов психической активности в развитии личности/ / М.: Изд-во «Гуманитарная наука», 2010.

2. Берулава Г. А. Методологические ориентиры современной психологии// М.: Издательство Университета Российской академии образования, 2009.

3. Берулава Г.А., Берулава М.М. Стереотипы психической активности// Гуманизация образования. - 2010. - №8.

4. Берулава М.Н., Берулава Г.А. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества// Вестник университета Российской академии образования. - 2010. - №4.

5. Сагилян Э.М. Когнитивные стереотипы в сфере взаимоотношений молодежи с родителями// Гуманизация образования. - 2010. - №7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.