Научная статья на тему 'Система педагогической поддержки саморазвития личностного достоинства'

Система педагогической поддержки саморазвития личностного достоинства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ДОСТОИНСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ФАСИЛИТАЦИЯ / SELF-DEVELOPMENT / DIGNITY / PEDAGOGICAL SUPPORT / FACILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Сергей Григорьевич

В статье автор рассматривает основные принципы педагогической поддержки саморазвития личностного достоинства ребенка: поддержку чувства собственного достоинства, опору на процессы личностного саморазвития, взаимосвязанного саморазвития достоинства взрослого и ребенка. Система педагогической поддержки саморазвития личностного достоинства рассматривается как фасилитация этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support system of personal dignity self-development

The author studies the basic principles on pedagogical support of a child personal self-development: self-esteem support, basing on the processes of personal self-development, interconnected dignity self-development of an adult and a child. The pedagogical support system of personal dignity self-development is considered as facilitation of this process.

Текст научной работы на тему «Система педагогической поддержки саморазвития личностного достоинства»

современные технологии обучения

Степанов С.Г.

система педагогической поддержки саморазвития личностного достоинства

Педагогика всегда считала очевидным вопрос о диалектическом единстве процессов становления достоинства человека и личностного саморазвития, считая их феноменами единой педагогической реальности, где педагогическая поддержка одного процесса обусловливает действенность другого. Как личностное достоинство способно выступать фактором личностного роста, так и процессы личностного саморазвития являются стержневыми в становлении достоинства человека.

Развитие навязать невозможно, оно движимо изнутри. можно только создать условия, поддерживающие и помогающие (фасилитирующие) этому процессу. Основу достоинства и саморазвития составляет активность ученика. Содержание образования и воспитания в этом случае выступает как своего рода выращивание устремлений, механизмов укоренения себя в мире как самоценной формы активности, таких как рефлексия, эмпатия, понимание, расширение территории я, вчувстование, независимость, преодоление образцов, правилотвор-чество, самостоятельность, инициативность, креативность. Саморазвитие, по Куликовой Л. Н., состоит из ряда диалектически взаимосвязанных компонентов, педагогическая поддержка действенности хотя бы одного из них «срабатывает» лавинообразно в активности других, каждый из которых обусловливает феноменологию роста личностного достоинства, где саморазвитие обеспечивает его становление. Это процессы: «самопознания, волевой саморегуляции, самовоспитания, повышения собственной продуктивности или самоэффективности, духовно-нравственного самоукрепления, самоопределения, самоактуализации и самореализации» [3, с.50].

Одна из позиций в осознании педагогической сущности педагогической поддержки роста личностного достоинства ребенка состоит в признании определяющей роли характера, его силы, проявлений инициативы, твердости, настойчивости, последовательности, всех тех качеств, которые отражают цельность

характера. При этом, характер личности, признается как результат самонаблюдения и самоисследования.

«Достоинство человека», пишет П.Ф. Каптерев, анализируя школу Гербар-та, заключается «не в знании, а в желании... поэтому задачу образования можно определить так: развитие сильного нравственного характера. Основу такого характера, по Гербарту, составляют представления, данные обучением как главным средством воспитания такого характера. Именно представления, их борьба, изменения степени их ясности и силы рождают чувствования и желания» [7, с.453]. Поэтому самая существенная часть воспитания, исходя из этого положения, - образование круга мыслей. Это и есть цель нравственного образования.

Достоинство личности есть, «совокупность моральных принципов и уважение их в себе», а также, усилие воли по принципу - «до-стою», отстою свои принципы, когда эти принципы стали основой личностного самоуправления в саморазвитии, осуществлении своего подлинного человеческого предназначения. И школа должна не нравственные мысли превращать в характер, хотя они имеют важное значение в феноменологии педагогической поддержки роста личностного достоинства, но характер, поддерживая и развивая его силу, превращать в содержательный, нравственный, насыщая целями, добродетелями.

Эта точка зрения развивается В.А. Сухомлинским: «Достоинство - это мудрая власть держать себя в руках. Благородство твоей человеческой личности выражается в том, насколько мудро и тонко ты сумел определить, что достойно и что недостойно. Достойное должно стать самой сущностью духовной культуры, недостойное должно вызывать презрение и омерзение. Понимание низости, мерзости, уродливости, пошлости недостойного должно стать чертой характера» [10, с.175].

То есть, достоинство личности - это переживание, самоанализ социального признания своего Я, его коррекция в соответствии с кодексом достойного человека и воля поступков, волевые напряжения нравственного выбора. Критериями достойно воспитанной личности являются - высокий уровень самоуважения, который выражается в позитивности и диференцированности Я - концепции и признание достоинства другими (достойное поведение), полнота, глубина и осознанность понимания содержания понятия достоинство личности, способность к нравственному выбору поступка как в воображении, так и в поведении, способность к волевому усилию по самовоспитанию в себе качеств достойного человека, черт характера и наличие процесса саморазвития как фактора воспитания достоинства личности.

В своих исследованиях [9, с.7] мы показали, что обновление образования на основе идей саморазвития и достоинства личности можно рассматривать как его подлинную гуманизацию, т.к. основная цель образовательного учреждения в том, чтобы помочь развить механизмы целенаправленной саморегуляции и саморазвития ребенка. В условиях возвышения человеческого достоинства, утверждения в обществе гуманизма создается и новый нравственный климат, в целом благоприятный для проявления и развития личности [2, 3]. Нравственный

климат как среда, включающая комплекс условий саморазвития личностного достоинства - это отношения, превалирующие в коллективе как педагогическом, так и коллективе класса, школы. мы принимаем идею коллектива как союз самостоятельных социально защищенных личностей, осознававших свои интересы и для их реализации приходящих к сотрудничеству.

Одним из тех, кто остро поставил вопрос о самоценности личности в воспитании, о том, что ребенок должен являться центром педагогического процесса, был Р. Штайнер. Он доказывал, что ребенка необходимо рассматривать как целое, ибо только в этом случае в нем может выступать индивидуальное, неповторимое. Реализацию такого подхода к ребенку Р. Штайнер связывал с организацией школы как целостного образования. Синергия смыслов такой целостности охарактеризована В. А. Сухомлинским. «Мастерство воспитания в том и состоит, чтобы на всей долгой дороге человеческого утверждения - от первого дня, когда ребенок переступил порог школы, до первой мысли о самостоятельной жизни - воспитанник никогда не испытывал оскорбления человеческого достоинства, чтобы стремление утвердить собственную честь и достоинство было важнейшим стимулом к нравственному совершенствованию» [8, с.78].

В системе педагогической поддержки саморазвития достоинства личности необходимо выделить несколько направлений - поддержка самоуважения, позитивного самовосприятия личности в целостном педагогическом процессе школы; конкретизация содержания целостного педагогического процесса в соответствии с содержанием понятия достоинства, качествами достойного человека с целью выработки глубины, широты, осознанности и полноты в понимании этого качества личности; стимулирование самостоятельного выбора поступков и самоанализа своего поведения, развитие мотивационно-ценностного и продуктивного ядра личности, выработка нравственной эмпатии; работа по расширению возможностей и активности процесса саморазвития начиная с младшего школьного возраста [1,4].

Самоуважение, сохранение позитивного отношения к себе, позитивной «я-концепции», чувства самоценности, являясь базовой потребностью личности, вокруг которой выстраиваются социальные потребности, выступает отправной точкой педагогической поддержки ее достоинства и саморазвития. Позитивная самооценка, являясь основой достоинства личности, определяет ее позицию по отношению к усвоению нравственных ценностей. В детстве сложившаяся установка имеет свойство «самоподдержания». Часто условием зрелости такой позиции выступает специально созданный каскад ситуаций успеха, ориентированный на поддержку самоценности ребенка, обеспечивающий кинетику саморазвития этого значимого образования.

Потребность в самоуважении, реализация которой обеспечивает саморазвитие личностного достоинства, обусловлена социальным признанием личности. Организация этого процесса и педагогическая поддержка реализации потребности в чувстве собственного достоинства - второе ведущее условие, в комплексе выдвигаемых нашей концепцией условий. Важно придавать большое значение

«малым успехам» ребенка, сознательно организовывать «малые успехи», чтобы направлять духовное возмужание «работу души». Дело не в захваливании и постоянном умилении, а в обеспечении «поля самопреодоления» и своевременном признании результатов этого преодоления. С этих позиций успех выступает важным фактором и даже средством воспитания, создания оптимального нравственного и социально-психологического климата [5].

Ситуация успеха включая аспект социального признания занимает существенное место в системе мотивации и осмысления человеком самого себя, своих поступков и жизнедеятельности в целом, в саморазвитии личности. Однако очевидны нравственные и мировоззренческие сомнения, которые вызывают сведение ощущения человеком счастья, чувства собственного достоинства к внешнему успеху. «Доминирование ориентации на внешний успех приводит к тому, что достижение успеха оправдывает любой путь к нему. Для такой личности нравственно только то, что привело или может привести ее к успеху» [12, с.17]. Таким образом, необходима оценка не только результатов, но и мотивов, выбранных средств для достижения этих результатов. Тем не менее, нельзя отказаться от главного в понимании успеха как условия саморазвития достоинства, сохраняя смысловую, содержательную гармонию, позволяющую вычленить соответствующий практический аспект. По мнению Г. Л. Тульчинского «успех как единство признанности и выделенности предстает в таком понимании его природы основной предпосылкой самосознания личности своей собственной значимости, «самоуважения» [11, с.257]. Переживание состояния успеха при выполнении деятельности обеспечивает укрепление интереса к этой деятельности, потребности заниматься ею.

Теоретические исследования позволили выявить и комплекс основных предпосылок педагогической поддержки саморазвития личностного достоинства ребенка: гуманные, амплифицированные доверием и ценностями отношения, высокий уровень развития коллектива как свободного духовного сообщества и наличие позитивной самооценки-самоуважения у каждого субъекта педагогического процесса.

Основные принципы педагогической поддержки саморазвития личностного достоинства ребенка следующие: поддержки чувства собственного достоинства, опоры на процессы личностного саморазвития, взаимосвязанного саморазвития достоинства взрослого и ребенка. Мы принимаем все ведущие принципы гуманистической педагогики, такие как - доверие и понимание, вдохновляющая оценка и глубинное общение, культуросообразность, природосообразность, сво-бодосообразность, другодоминантность, право ребенка на ошибку и др.

Таким образом, система педагогической поддержки саморазвития личностного достоинства признается нами как фасилитация этого процесса. Эта система является открытой, устремленной в саморазвитии, пронизывающей всю целостность воспитательной системы и действующего в ее рамках гуманного педагогического процесса.

литература

1. Берулава Г. А. Развитие коммуникационного потенциала студентов университета / Г. А. Берулава // Гуманизация образования. - 2014. - № 6. - С. 6-26.

2. Берулава Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования/ Г.А. Берулава // Вестник практической психологии образования. 2009. № 4. С. 27.

3. Берулава Г.А., Сагилян Э.м. Развитие коммуникативного потенциала студента / Г. А. Берулава, Э.м.Сагилян / Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 103-108.

4. Берулава м.Н. Принципы гуманизации образования / м.Н. Берулава // Инновации в образовании. 2001. № 5. С. 18-37.

5. Берулава Г.А. Психологические основы развития личности / Г. А. Берула-ва. - Москва : Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2009. - 175 с.

6. Аксютина З.А. Основные подходы к типологии личности в процессе социального воспитания/ Вестник Томского государственного университета, №349, 2011. С.155

7. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева; сост. П. А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1982. -703 с.

8. Куликова Л.Н. Детство: динамика педагогической поддержки развития и саморазвития личности. Сибирский педагогический журнал. Новосибирск: Изд-во НПГУ, 2006. С. 49-63

9. Степанов С.Г. Повышение фасилитационной компетентности учителей как условие воспитания достоинства старшеклассников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Хабаровск, 2002. - 23 с.

10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев.: Рад. школа, 1988. -

272с.

11. Тульчинский Г. Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1996. - 412 с.: ил.

12. Удалов В.А. Воспитание достоинства личности курсантов военных институтов как условия их личностного развития: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Хабаровск, 2003. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.