современные технологии обучения
Степанов С.Г.
система педагогической поддержки саморазвития личностного достоинства
Педагогика всегда считала очевидным вопрос о диалектическом единстве процессов становления достоинства человека и личностного саморазвития, считая их феноменами единой педагогической реальности, где педагогическая поддержка одного процесса обусловливает действенность другого. Как личностное достоинство способно выступать фактором личностного роста, так и процессы личностного саморазвития являются стержневыми в становлении достоинства человека.
Развитие навязать невозможно, оно движимо изнутри. можно только создать условия, поддерживающие и помогающие (фасилитирующие) этому процессу. Основу достоинства и саморазвития составляет активность ученика. Содержание образования и воспитания в этом случае выступает как своего рода выращивание устремлений, механизмов укоренения себя в мире как самоценной формы активности, таких как рефлексия, эмпатия, понимание, расширение территории я, вчувстование, независимость, преодоление образцов, правилотвор-чество, самостоятельность, инициативность, креативность. Саморазвитие, по Куликовой Л. Н., состоит из ряда диалектически взаимосвязанных компонентов, педагогическая поддержка действенности хотя бы одного из них «срабатывает» лавинообразно в активности других, каждый из которых обусловливает феноменологию роста личностного достоинства, где саморазвитие обеспечивает его становление. Это процессы: «самопознания, волевой саморегуляции, самовоспитания, повышения собственной продуктивности или самоэффективности, духовно-нравственного самоукрепления, самоопределения, самоактуализации и самореализации» [3, с.50].
Одна из позиций в осознании педагогической сущности педагогической поддержки роста личностного достоинства ребенка состоит в признании определяющей роли характера, его силы, проявлений инициативы, твердости, настойчивости, последовательности, всех тех качеств, которые отражают цельность
характера. При этом, характер личности, признается как результат самонаблюдения и самоисследования.
«Достоинство человека», пишет П.Ф. Каптерев, анализируя школу Гербар-та, заключается «не в знании, а в желании... поэтому задачу образования можно определить так: развитие сильного нравственного характера. Основу такого характера, по Гербарту, составляют представления, данные обучением как главным средством воспитания такого характера. Именно представления, их борьба, изменения степени их ясности и силы рождают чувствования и желания» [7, с.453]. Поэтому самая существенная часть воспитания, исходя из этого положения, - образование круга мыслей. Это и есть цель нравственного образования.
Достоинство личности есть, «совокупность моральных принципов и уважение их в себе», а также, усилие воли по принципу - «до-стою», отстою свои принципы, когда эти принципы стали основой личностного самоуправления в саморазвитии, осуществлении своего подлинного человеческого предназначения. И школа должна не нравственные мысли превращать в характер, хотя они имеют важное значение в феноменологии педагогической поддержки роста личностного достоинства, но характер, поддерживая и развивая его силу, превращать в содержательный, нравственный, насыщая целями, добродетелями.
Эта точка зрения развивается В.А. Сухомлинским: «Достоинство - это мудрая власть держать себя в руках. Благородство твоей человеческой личности выражается в том, насколько мудро и тонко ты сумел определить, что достойно и что недостойно. Достойное должно стать самой сущностью духовной культуры, недостойное должно вызывать презрение и омерзение. Понимание низости, мерзости, уродливости, пошлости недостойного должно стать чертой характера» [10, с.175].
То есть, достоинство личности - это переживание, самоанализ социального признания своего Я, его коррекция в соответствии с кодексом достойного человека и воля поступков, волевые напряжения нравственного выбора. Критериями достойно воспитанной личности являются - высокий уровень самоуважения, который выражается в позитивности и диференцированности Я - концепции и признание достоинства другими (достойное поведение), полнота, глубина и осознанность понимания содержания понятия достоинство личности, способность к нравственному выбору поступка как в воображении, так и в поведении, способность к волевому усилию по самовоспитанию в себе качеств достойного человека, черт характера и наличие процесса саморазвития как фактора воспитания достоинства личности.
В своих исследованиях [9, с.7] мы показали, что обновление образования на основе идей саморазвития и достоинства личности можно рассматривать как его подлинную гуманизацию, т.к. основная цель образовательного учреждения в том, чтобы помочь развить механизмы целенаправленной саморегуляции и саморазвития ребенка. В условиях возвышения человеческого достоинства, утверждения в обществе гуманизма создается и новый нравственный климат, в целом благоприятный для проявления и развития личности [2, 3]. Нравственный
климат как среда, включающая комплекс условий саморазвития личностного достоинства - это отношения, превалирующие в коллективе как педагогическом, так и коллективе класса, школы. мы принимаем идею коллектива как союз самостоятельных социально защищенных личностей, осознававших свои интересы и для их реализации приходящих к сотрудничеству.
Одним из тех, кто остро поставил вопрос о самоценности личности в воспитании, о том, что ребенок должен являться центром педагогического процесса, был Р. Штайнер. Он доказывал, что ребенка необходимо рассматривать как целое, ибо только в этом случае в нем может выступать индивидуальное, неповторимое. Реализацию такого подхода к ребенку Р. Штайнер связывал с организацией школы как целостного образования. Синергия смыслов такой целостности охарактеризована В. А. Сухомлинским. «Мастерство воспитания в том и состоит, чтобы на всей долгой дороге человеческого утверждения - от первого дня, когда ребенок переступил порог школы, до первой мысли о самостоятельной жизни - воспитанник никогда не испытывал оскорбления человеческого достоинства, чтобы стремление утвердить собственную честь и достоинство было важнейшим стимулом к нравственному совершенствованию» [8, с.78].
В системе педагогической поддержки саморазвития достоинства личности необходимо выделить несколько направлений - поддержка самоуважения, позитивного самовосприятия личности в целостном педагогическом процессе школы; конкретизация содержания целостного педагогического процесса в соответствии с содержанием понятия достоинства, качествами достойного человека с целью выработки глубины, широты, осознанности и полноты в понимании этого качества личности; стимулирование самостоятельного выбора поступков и самоанализа своего поведения, развитие мотивационно-ценностного и продуктивного ядра личности, выработка нравственной эмпатии; работа по расширению возможностей и активности процесса саморазвития начиная с младшего школьного возраста [1,4].
Самоуважение, сохранение позитивного отношения к себе, позитивной «я-концепции», чувства самоценности, являясь базовой потребностью личности, вокруг которой выстраиваются социальные потребности, выступает отправной точкой педагогической поддержки ее достоинства и саморазвития. Позитивная самооценка, являясь основой достоинства личности, определяет ее позицию по отношению к усвоению нравственных ценностей. В детстве сложившаяся установка имеет свойство «самоподдержания». Часто условием зрелости такой позиции выступает специально созданный каскад ситуаций успеха, ориентированный на поддержку самоценности ребенка, обеспечивающий кинетику саморазвития этого значимого образования.
Потребность в самоуважении, реализация которой обеспечивает саморазвитие личностного достоинства, обусловлена социальным признанием личности. Организация этого процесса и педагогическая поддержка реализации потребности в чувстве собственного достоинства - второе ведущее условие, в комплексе выдвигаемых нашей концепцией условий. Важно придавать большое значение
«малым успехам» ребенка, сознательно организовывать «малые успехи», чтобы направлять духовное возмужание «работу души». Дело не в захваливании и постоянном умилении, а в обеспечении «поля самопреодоления» и своевременном признании результатов этого преодоления. С этих позиций успех выступает важным фактором и даже средством воспитания, создания оптимального нравственного и социально-психологического климата [5].
Ситуация успеха включая аспект социального признания занимает существенное место в системе мотивации и осмысления человеком самого себя, своих поступков и жизнедеятельности в целом, в саморазвитии личности. Однако очевидны нравственные и мировоззренческие сомнения, которые вызывают сведение ощущения человеком счастья, чувства собственного достоинства к внешнему успеху. «Доминирование ориентации на внешний успех приводит к тому, что достижение успеха оправдывает любой путь к нему. Для такой личности нравственно только то, что привело или может привести ее к успеху» [12, с.17]. Таким образом, необходима оценка не только результатов, но и мотивов, выбранных средств для достижения этих результатов. Тем не менее, нельзя отказаться от главного в понимании успеха как условия саморазвития достоинства, сохраняя смысловую, содержательную гармонию, позволяющую вычленить соответствующий практический аспект. По мнению Г. Л. Тульчинского «успех как единство признанности и выделенности предстает в таком понимании его природы основной предпосылкой самосознания личности своей собственной значимости, «самоуважения» [11, с.257]. Переживание состояния успеха при выполнении деятельности обеспечивает укрепление интереса к этой деятельности, потребности заниматься ею.
Теоретические исследования позволили выявить и комплекс основных предпосылок педагогической поддержки саморазвития личностного достоинства ребенка: гуманные, амплифицированные доверием и ценностями отношения, высокий уровень развития коллектива как свободного духовного сообщества и наличие позитивной самооценки-самоуважения у каждого субъекта педагогического процесса.
Основные принципы педагогической поддержки саморазвития личностного достоинства ребенка следующие: поддержки чувства собственного достоинства, опоры на процессы личностного саморазвития, взаимосвязанного саморазвития достоинства взрослого и ребенка. Мы принимаем все ведущие принципы гуманистической педагогики, такие как - доверие и понимание, вдохновляющая оценка и глубинное общение, культуросообразность, природосообразность, сво-бодосообразность, другодоминантность, право ребенка на ошибку и др.
Таким образом, система педагогической поддержки саморазвития личностного достоинства признается нами как фасилитация этого процесса. Эта система является открытой, устремленной в саморазвитии, пронизывающей всю целостность воспитательной системы и действующего в ее рамках гуманного педагогического процесса.
литература
1. Берулава Г. А. Развитие коммуникационного потенциала студентов университета / Г. А. Берулава // Гуманизация образования. - 2014. - № 6. - С. 6-26.
2. Берулава Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования/ Г.А. Берулава // Вестник практической психологии образования. 2009. № 4. С. 27.
3. Берулава Г.А., Сагилян Э.м. Развитие коммуникативного потенциала студента / Г. А. Берулава, Э.м.Сагилян / Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 103-108.
4. Берулава м.Н. Принципы гуманизации образования / м.Н. Берулава // Инновации в образовании. 2001. № 5. С. 18-37.
5. Берулава Г.А. Психологические основы развития личности / Г. А. Берула-ва. - Москва : Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2009. - 175 с.
6. Аксютина З.А. Основные подходы к типологии личности в процессе социального воспитания/ Вестник Томского государственного университета, №349, 2011. С.155
7. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева; сост. П. А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1982. -703 с.
8. Куликова Л.Н. Детство: динамика педагогической поддержки развития и саморазвития личности. Сибирский педагогический журнал. Новосибирск: Изд-во НПГУ, 2006. С. 49-63
9. Степанов С.Г. Повышение фасилитационной компетентности учителей как условие воспитания достоинства старшеклассников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Хабаровск, 2002. - 23 с.
10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев.: Рад. школа, 1988. -
272с.
11. Тульчинский Г. Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1996. - 412 с.: ил.
12. Удалов В.А. Воспитание достоинства личности курсантов военных институтов как условия их личностного развития: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Хабаровск, 2003. - 23 с.